Проблемное обучение
презентация к уроку по теме

Махова Лилия Анатольевна

Проблемное обучение является эффективным средством повышения познавательной активности обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемное обучение ОБПОУ «Курский монтажный техникум» Преподаватель информатики Махова Л.А.

Слайд 2

Немного истории Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ (V – IV вв. до н.э.). Именно его можно назвать не столько предвестником, сколько, полноправным представителем проблемного обучения.

Слайд 3

Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. Путем особых вопросов и рассуждений он помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы.

Слайд 4

Концептуальные основы проблемного обучения Понятие « проблемное обучение » получило распространение в 20-30-е годы как в советских, так и в зарубежных школах. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения основывается на теоретические положения американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952), основавшего в 1895 году экспериментальную школу в Чикаго. Он сделал акцент на развитие собственной активности обучаемых и вскоре убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, даст гораздо лучшие результаты, чем « вербальное » обучение, основанное на запоминании знаний.

Слайд 5

Мышление, утверждает Д. Дьюи , есть решение проблем Согласно философским и психологическим воззрениям автора, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение. В каждом « полном акте мышления » выделяются следующие ступени:

Слайд 6

Становление проблемного обучения в России В 1923 году в СССР были « комплекс-проекты » на основе Дьюи . Классно-урочная система объявлялась отжившей формой, она заменялась лабораторно- бригадным методом. Однако в 1932 году эти методы были отменены. В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются начиная со второй половины 50-х годов XX века. В 60-70-е годы В. Оконь (Польша), М. И. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения.

Слайд 7

Большое значение для становления теории проблемного обучения имели работы отечественных психологов , сделавших вывод о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий, которыми владеет ученик (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская , Т.В. Кудрявцев), и раскрывшей роль проблемной ситуации в мышлении и обучении (А. М. Матюшкин).

Слайд 8

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Слайд 9

Методические приемы создания проблемных ситуаций: учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога); побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские); ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Слайд 10

Этапы осуществления проблемного подхода 1этап. Подготовка к восприятию проблемы 2 этап. Создание проблемной ситуации 3 этап. Формулировка проблемы 4 этап. Процесс решения проблемы 5 этап. Доказательство правильности решения

Слайд 11

Реализация разветвляющихся алгоритмов в среде программирования Тема занятия: Мой опыт применения проблемно обучения

Слайд 12

Специальность : 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения Учебная группа : 1-8 Учебная дисциплина: ОУД 0.8 Информатика Тема учебного занятия : Реализация разветвляющихся алгоритмов в среде программирования Тип учебного занятия : урок комплексного применения знаний, умений, навыков Вид учебного занятия : практическое занятие. Технологии обучения: технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.

Слайд 13

Задача Составить алгоритм оплаты за использование природного газа. Если у вас есть прибор учета газа (счетчик), то вы платите 5,47 руб за 1 м 3 ; если нет счетчика, то считается, что каждый из проживающих израсходовал 10 м 3 по цене 7,97 руб. за куб. м. Постановка проблемы: смогут ли обучающиеся реализовать данный алгоритм, не зная конструкции ветвления языка программирования.

Слайд 14

Программа на языке Visual Basic Private Sub Command1_Click() Dim V As Byte V=Text1.text If счетчик_есть=1 Then S=V*5,47 Else S=V*7,97 Text2.Text=S End Sub

Слайд 17

Достоинства проблемного обучения очевидны. возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учеников; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности. К недостаткам проблемного обучения можно отнести оно всегда вызывает затруднение у ученика в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени.

Слайд 18

Вывод Таким образом проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая. Только так и можно формировать творческую личность, т. е. реализовать основную задачу педагогического труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Проблемное обучение на уроке русского языка.

Урок предназначен преподавателям русского языка СПО и НПО Цель - межпредметные связи русского языка и спецпредметов (термины, названия блюд, оборудование). Ребятам должно быть интересно работать самос...

Проблемное обучение на уроке русскогоязыка. (Для рофессии автомеханик).

Урок предлагается преподавателям русского языка в СПО и НПО, так как касается профессии автомеханика. Ребятам интересно заниматься тем материалом, который близок к их профессии, что дает возможность э...

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Обзор теоретических основ проблемного обучения, основные понятия и категории проблемного обучения, примеры проблемных заданий...

Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках математики»

Методическая разработку практического занятия по теме: «Решение систем линейных уравнений по правилу  Крамера» по дисциплине «Математика» 2 курс, для специальности  140448 «Техническая экспл...

Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках математики»

Методическая разработку практического занятия по теме: «Решение систем линейных уравнений по правилу  Крамера» по дисциплине «Математика» 2 курс, для специальности  140448 «Техническая экспл...

Учебно-методические материалы к интегрированному учебному занятию с использованием проблемного обучения и интерактивных технологий Ресурсы и потребности как важнейшие экономические категории

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов пост...