Что такое адаптация в школе, или как помочь ребенку в первые месяцы обучения
консультация
Предварительный просмотр:
ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ В ШКОЛЕ,
ИЛИ КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ОБУЧЕНИЯ
Большая часть родителей считает, что главное при начале обучения в
школе — перемены социально-психологические: новые контакты, новые
отношения, новые обязанности, новая социальная роль — ученика,
со своими плюсами и минусами. Все это, конечно, существенно; но прежде всего, начало обучения – это большие нагрузки.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не
связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих
максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Трудно все: даже сам режим учебных занятий с перерывами не «когда хочется», а с
интервалом в долгие 40 минут, и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе, да еще так долго.
Но первый год в школе — это и своего рода испытательный срок для
родителей, когда четко проявляются все их недоработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Так порой не хватает им терпения и снисходительности, спокойствия и доброты... Еще чаще из добрых побуждений они сами становятся виновниками школьных стрессов.
Почему? Скорее всего, потому, что, находясь за порогом школы, не всегда понимают: приспособление к школе происходит не сразу. Не день и не неделя требуется для того, чтобы освоиться в классе по-настоящему!
Опытный учитель и внимательные родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требования, правила и нормы поведения не зависели от настроения взрослого, не были «перемежающимися». Учитель с самого начала разъясняет ученикам, что от них требуется, показывает ребенку отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы. Хорошо, если учитель здесь следует совету известного педагога Ш. Амонашвили: «Дети — активные существа... А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность».
К сожалению, не всегда учителя поступают именно так. Но даже если вы сомневаетесь в правильности позиции учителя, то с ребенком и при ребенке говорить о наших сомнениях не стоит. Ведь учительница — даже самая строгая, даже не всегда справедливая — для первоклассника «самая
-самая», и ваше негативное отношение к ее требованиям только затруднит ребенку его самоопределение в статусе ученика. Поэтому не сердитесь, если в ответ на свое требование услышите: «А Софья Петровна сказала, что так нельзя». Софья Петровна — высший авторитет, перед которым меркнет даже родительский. Не огорчайтесь и запомните:отвечать на это замечание фразой «Много знает твоя Софья Петровна...» или подобной —запрещенный прием.
Если ваш малыш встает ни свет, ни заря, потому что он сегодня дежурный, и говорит, что должен прийти раньше всех, отнеситесь к этому так же серьезно, как и он. Должность ученика требует от ребенка осознания и его собственной роли, и позиции учителя, и установленной дистанции в отношениях, и правил, по которым строятся эти отношения.А усвоить эти правила сразу не так просто, оттого и встречаются первоклассники, которые могут сказать учителю в ответ на его замечание: «Я не хочу здесь учиться, мне с вами неинтересно». В этих случаях бесполезно приказывать, наказывать, требовать. Можно серьезно, «по-взрослому», объяснить правила поведения, но не при всех, а наедине. Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома и оттого мало общались с посторонними взрослыми. Ребенка окружали любящие мама и папа, бабушка и дедушка, которые были снисходительны к капризам и желаниям, не всегда могли настоять на своем, потребовать выполнения того, что не очень нравилось малышу. Такой ребенок поначалу и в школе, так же как и
дома, пытается капризничать, настаивать на своем. А когда встречает отпор, то отказывается учиться вообще. Маленький ученик может в раздражении швырнуть книги и тетради, расплакаться, а дома будет жаловаться на то, что учительница не любит его. К сожалению, такие жалобы встречают не только сочувствие родителей (это необходимо), но и осуждение действий учителя. Даже если требования педагога, по вашему мнению, не совсем справедливы, не стоит обсуждать эту проблему с ребенком и при ребенке. Постарайтесь объективно разобщаться в ситуации, не обвиняя ни одну, ни другую сторону.
Кто-то быстро осваивается в новом коллективе, работает вместе с товарищами и зорко следит: у кого лучше, кто первенствует? Но немало и других, для кого постоянное общение со сверстниками на уроках и на перемене не всегда под силу. Такие дети долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в сторонке или жмутся к стене. А иные, стремясь привлечь к себе
внимание, командуют, указывают, могут унизить одноклассника («Ты ничего не понимаешь», «Я лучше тебя знаю», «Ты это не умеешь, а я умею»), и тоже не находят общего языка с товарищами. А получив отпор, часто ябедничают,
жалуются, пытаясь хоть так привлечь к себе внимание взрослого.
Как быть в подобной ситуации? Прежде всегонадо запастись большим
терпением(и тактом, и беспристрастностью), иначе не найти трезвого
объяснения постоянно возникающим конфликтам. Не стоит винить «плохих
детей» и «неумелого учителя»; не надо винить и самого ребенка. Нужно уметь увидеть в его поведении собственные недоработки — не «личные» недостатки ребенка, а именно нехватку готовности к школе. Потребуется длительное время, чтобы малыш осознал: он не «лучше всех», а такой, как многие другие. А лучшие умения или большие знания — еще не повод для демонстрации превосходства и пренебрежительного отношения к одноклассникам. Нужно постараться объяснить ребенку: «Маша не умеет писать, но она хорошо танцует», «Коля плохо читает, но он добрый и много знает о животных».
Мы часто забываем, что дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе чаше всего — глазами учителя. Отношение учителя к ребенку — индикатор отношений к нему и его одноклассников.
Сейчас, в первом классе учитель, как правило, не использует в первые
месяцы обучения отметки для оценки успехов ребенка. Стараются не делать
этого потому, что непривычная отметка может оказаться слишком сильным и
психотравмирующим средством, затрудняющим адаптацию ребенка к школе.
Но в жизни учителям трудно отказаться от этого достаточно простого и наглядного способа оценки. Поэтому вместо традиционных цифр используются рисунки, штампики, звездочки и другие символы, оценивающие успехи так же, как старые пятерки, четверки и тройки. В таких случаях и штампики, и звездочки равнозначны отметкам, ведь все это для ребенка — условные знаки его успехов. Поэтому тревожность, непосредственно связанная с отметкой, все равно сохраняется.
Кроме того, с первых дней обучения ребенок понимает зависимость своего положения в классе от отметки («У нас в классе самый лучший — Алеша, у него уже пять звездочек и одна большая звезда») и превращает ее в предмет желания и стремления. Но часто объективные причины (недостаточная готовность к школе, слабое здоровье, плохое развитие моторики, дефекты речи) не позволяют достигнуть желаемого результата. Все это травмирует ребенка, создает комплекс неполноценности.
Родителям следует не концентрировать внимание ребенка на оценке,
а ценить его желание учиться, его старание в работе. Оценивая успехи
малыша, попробуйте не сравнивать его с другими детьми, не подчеркивайте: кто-то делает это лучше, особенно если видите, что ребенок прилагает много усилий.
Не скупитесь на похвалу! Все это важно для того, чтобы родители знали и понимали, почему эти, недавно еще неугомонные, дети так быстро устают, почему нельзя заставлять их посидеть за учебной работой «еще часок», почему так важно соблюдать режим дня... Будем
помнить: трудности перестройки испытывают все
дети, а еще надо делать поправку на слабое здоровье, недавнюю болезнь и еще многое-многое, что может замедлять приспособление к школьной жизни.
Адаптация к школе – сложный и длительный процесс, очень напряженный и ответственный, поэтому детям так необходимы поддержка и понимание взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смотреть на природу и видеть ее - это не одно и то же. А вот дети сразу идут исследовать окружающий мир.Как помочь ребенку, понять окружающий мир и делает массу открытий, которые так необходимы в его возрасте.Учимся видеть
Учимся видетьСмотреть на природу и видеть ее - это не одно и то же. Часто, выезжая в лес, мы первым делом приступаем к приготовлению и поглощению пищи, проводя все время возле костра, автомобиля и сам...
Передовой опыт учителей начальной школы – студентам педколледжа в период практики “Первые дни ребенка в школе”
За годы существования в педагогическом колледже изменилось многое. Но в одном колледж остался верным своему первоначальному назначению: он готовит учителей. Учителей, готовых к тяжёлой работе, не теря...
Обучение лексики для детей начальной школы (первый год обучения)
Данная методика разработана для быстрого и эффективного внедрения новых иностранных слов для детей начальной школы (2 класс), без изучения правил чтения иностранного языка. Ни для кого не секрет, что ...
Информационно-просветительский буклет "Осознанное родительство: как помочь ребенку с выбором профессии"
Данная методическая разработка помогает родителям сориентироваться в решении непростого вопроса - как помочь собственному ребенку в выборе профессии. Ведь так хочется не ошибиться! Задача любого родит...
Электронное учебное пособие по программе НМО "Патронажи детей первого месяца жизни на дому: современный стандарт"
Методической пособие для ЭО по программе НМО "Патронажи детей первого месяца жизни на дому: современный стандарт" составлено на основании тебований Федерального закона от 21 ноября 2011 года...
Памятка для родителей "Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации"
Памятка для родителей "Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации"...
Конспект ОД Познавательное развитие старшая группа Тема: «Сентябрь – первый месяц осени. Осенины»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи:Обучающие:- познакомить детей с пословицами и поговорками, приметами (сентябрь), с народным праздником (21 сентября) – Осенины (...