Профориентационная работа в школе
статья на тему
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsionnaya_rabota_v_shkole.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
В связи с этим огромное внимание в нашей школе уделяется проведению целенаправленной профориентационной работе среди школьников. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый из них начал трудиться именно там, где он может принести наибольшую пользу. А для этого школа должна помочь своим воспитанникам правильно найти своё место. На это направлены все средства профориентационной работы в школе.
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).
Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводит психолог. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.
Структура деятельности педколлектива по проведению
профориентационной работы в школе.
Классный руководитель: опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы:
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях.
- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
Учителя-предметники:
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
Библиотекарь:
- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
- изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах.
- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам деятельности.
Социальный педагог:
- оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
- организовывает трудовую бригаду.
Школьный психолог:
- изучает профессиональныхе интересы и склонности учащихся
- осуществляет мониторинг готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
- проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
- проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
- способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
- создает базу данных по профдиагностике.
Оценка эффективности профориентации школьников
К основным результативным и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:
- достаточная информация о профессии и путях ее получения. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
- потребность в обоснованном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
- уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
- степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.
- наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы в коррекционной школе-интернате.
Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, по...
Профориентационная работа средствами краеведения в современной школе
Применение средств краеведения в профориентационной работе...
Профориентационная работа в сельской школе
Эта статья о профориентационной работе в школе...
Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе
В статье рассмотрены критерии эффективности, проводимой вшколе профориентационной работы с школьниками....
Статья "СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ"
Статья о воспитательной работе в специальной общеобразовательной школе по формированию профориентационных навыков у обучающихся....
Профориентационная работа с учащимися специальных коррекционных школ 8 вида. Опыт, проблемы и пути решения.
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юнос...
Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия 18 апреля 2023
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в подростковом возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни изм...