Консультация для педагогов"Театрализованная игра как способ освоения детьми социальных ролей и средство развития нравственно-патриотических чувств".
консультация на тему

Першина Татьяна Петровна

 

              Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора и музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_igry.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная игра как способ освоения детьми социальных ролей и средство развития нравственно-патриотических чувств.

              Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора и музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

        Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов. Театральная деятельность это самый распространённый вид детского творчества, она близка и понятна ребёнку. Надо сказать, что театральная деятельность в детском саду присутствует почти во всех режимных моментах: зарядка, прогулка, занятия, праздники и развлечения, подвижные и сюжетно-ролевые игры.

        Театральная игра считается разновидностью сюжетно-ролевой игры. Различие между ними лишь в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные ситуации, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. Театральная игра делится на 2 группы: режиссёрские или предметные игры и игры – драматизации. К режиссёрским играм относятся – настольный, теневой, кукольный и другие виды театров. А в играх-драматизациях дети сами исполняют роли героев сказок. Очень важный момент состоит в том, что дети даже старшего дошкольного возраста в театрализованные игры не играют самостоятельно. Поэтому педагог должен направлять детей и создавать необходимые условия. Идеальное условие – театральная студия, но можно использовать для театральных занятий групповую комнату. Немаловажное значение имеет наличие музыки, театральных масок и костюмов. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка — это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности, развитие творческих способностей ребенка.

Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы, выполняют просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ, они смеются, когда смеются персонажи, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Реальные отношения немало важный структурный компонент театрализованных игр. Они представляют собой отношения между детьми, как партнерами по совместной игровой деятельности и взрослым, как возможным организатором и партнером. Эти отношения определяются особенностями личностного развития ребенка и характером межличностных отношений между сверстниками. Эти отношения играют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии. Выделение и отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры, значимые для него межличностные отношения, дает возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые значения своей деятельности, обеспечить формирование ее новых социальных мотивов.

     Оптимальным для нравственного и патриотического воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-театрализованных  праздников:  «Рождество», «Святки», «Масленица», «Иван Купала», «Именины берёзки». Через театрализованную деятельность дети вместе с взрослыми исследуют особенности работы по формированию нравственно-патриотического отношения к культурному наследию является приобщение детей к народной культуре и быту. Народное искусство входит в жизнь современного ребёнка вместе с народной песней, сказкой, хороводами, плясками, поэтому оно так близко ему и понятно. Данная работа знакомит детей с русским народным костюмом и костюмами людей других национальностей. Этот важный момент позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

       Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. С музыкальным  фольклором дети нашего  дошкольного учреждения знакомятся уже со 2 младшей группы на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в народных праздниках. Народное творчество вызывает интерес детей к богатству и разнообразию музыкального фольклора. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами русского народного творчества, с яркостью и многообразием национальных костюмов. В своей работе с детьми я использую аудио- и видеозаписи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра, многочисленные костюмы разных народов. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, я воспитываю в них чувство патриотизма, толерантного отношения к представителям других национальностей, уважения.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что театрализованная деятельность способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной сферы ребенка, она помогает выразительно говорить, умению вести диалог, рассказывать стихи, сказки, разыгрывать мини-сценки. Владея куклой и всеми доступными видами театра, у ребенка вырабатываются навыки доброжелательного общения со сверстниками, родителями, другими взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство ознакомления с культурой народов России".

Реализация приобщения детей к культуре народов обеспечивает приобщение ребёнка к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом, настоящем,...

Консультация для педагогов «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.   Особую тр...

Консультация для родителей подготовительной группы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя....

Дидактические игры по нравственно-патриотическому развитию

Картотека игр расчитана на средний возраст...

Консультация для педагогов "Игра, как средство формирование взаимоотношений с детьми"

Расширять знания педагогов о влиянии игры на коммуникативные взаимоотношения детей, пути их решения....