Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство ознакомления с культурой народов России".
консультация на тему

Першина Татьяна Петровна

Реализация приобщения детей к культуре народов обеспечивает приобщение ребёнка к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом, настоящем, изучении культурных традиций родного края, соседних народов формирует чувство гордости за принадлежность к национальности, сохранению традиций, идущих издревна. Воспитание детей должно строиться на народных традициях, распространять идеи этнокультурного воспитания, приобщать к народной культуре с целью её сохранения, возрождения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей – достойных представителей своего этноса, носителя своей национальной культуры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство ознакомления с культурой народов России.

Реализация приобщения детей к культуре народов обеспечивает приобщение ребёнка к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом, настоящем, изучении культурных традиций родного края, соседних народов формирует чувство гордости за принадлежность к национальности, сохранению традиций, идущих издревна. Воспитание детей должно строиться на народных традициях, распространять идеи этнокультурного воспитания, приобщать к народной культуре с целью её сохранения, возрождения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей – достойных представителей своего этноса, носителя своей национальной культуры.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.  Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, является представителем своего мира, традиций, культуры. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов нашей поликультурной страны.

 

         Театрализованная деятельность создаёт условия не только для развития творческих способностей, но и для приобщения детей к культуре народов России. Наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Театрализованная деятельность  является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в театрализованной игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.

Фольклорную основу театрализованных игр составляют национальные  сказки народов России.  Они занимают особое место в процессе приобщения к этнической культуре, поскольку являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. Разыгрывая сцены из народных сказок дети отождествляют себя с народными героями, положительными персонажами. Они знакомятся с  культурой, бытом, костюмами, особенностями речи разных народов нашей страны.

         Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов. Причину успеха сказок у детей К.Д. Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. "В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы". Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

         Русские народные сказки, с которыми встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа.

          Таким образом, в воспитательной деятельности важно сочетать театрализованную игру, как  наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций и народную сказку - как лучший способ знакомства ребенка с культурным разнообразием России. Театрализованная деятельность основанная на народном фольклоре  является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству и традициям русской народной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая статья по итогам обобщающего урока "Посмотри вокруг" в 5 классе по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

В декабре 1917 года в 5-х классах проведен итоговый урок по теме "Посмотри вокруг" в 5 классе по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Дети писали ра...

Материал к занятию курса внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (6-7 классы). Тема: "Потомству в пример. Духовные защитники России"

Занятие по курсу внеурочной деятельности по ОДНКНР, 6-7 классы. Материал к теме: «Потомству в пример». Духовные защитники России»Актуальность и новизна:Одной из основных за...

Рабочая программа для 5 классов "Основы духовно-нравственной культуры народов России".

Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классеРаздел 1. В мире культурыВеличие многонациональной российской культуры. Человек — творец и носитель к...

Фонд оценочных средств по дисциплине "Культура народов Северного Кавказа"

Оценочные средства, представленные в данном материале позволяют контролировать уровень усвоения разделов и тем дисциплины...

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.05 ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Рабочая программа по дисциплине  ОГСЭ.05 ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ  для специальности  38.02.05  Товароведение и экспертиза качества потребительских товар...

WORKBOOK по предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России для обучающихся 5-х классов

WORKBOOK по предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России для обучающихся 5-х классов рассчитанный I четверть 2020-2021 года...

Презентация к занятию по теме «Культура народов России» Светлый праздник - Пасха

Всероссийский конкурс педагогического мастерства "Современный педагог - 2022"Презентация к занятию по теме «Культура народов России» Светлый праздник - Пасха...