Профилактика экстремизма в молодежной среде
статья на тему

Василькова Надежда Павловна

из опыта работы МБОУСОШ п. Таежный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekstrimizm.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика экстремизма в молодежной среде

Нормативно-правовое обеспечение профилактики экстремизма:

1.Федеральный  закон от 25.07.2002 г № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

2. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»;

3. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»

4.Постановление  правительства ХМАО- Югры  от 9 октября 2013 г. N 429-п

О государственной программе ХМАО- Югры « о реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию  Российского казачества  в ХМАО- югре на 2014-2020 годы»

5.Постановление администрации  Советского района № 1945 от 21.06.2012 г. «О реализации полномочий по участию в профилактике экстремистской деятельности, а так же минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории Советского района»

6.Муниципальная  программа «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Советском районе на 2014 – 2016 годы»,

7. Приказ Управления образования администрации Советского района от 21.08.2014 № 575 « О мероприятиях по противодействию экстремистской деятельности»


Экстремистская деятельность:   деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- подрыв безопасности Российской Федерации;
- захват или присвоение властных полномочий;
В молодежной среде экстремизм может быть выражен как  публичные призывы к осуществлению определенной  деятельности( футбольные матчи,  танцы в соседних поселках), а также публичные призывы и выступления, побуждающие к осуществлению указанной деятельности ( против определенного человека, национальности).

Для подростковой и молодежной среды характерно проявление экстремального поведения – это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий, как для себя, так и депривированных  ( уязвимые) социальных групп

Объекты профилактической работы:

- представители из неблагополучных семей,

- представители « сливок» общества,

- дети, проявляющие необоснованную агрессию,

- -молодежные компании.

В целом, причины и условия распространения экстремистских идей в молодёжной среде очень схожи с причинами и условиями преступности и правонарушений. Молодые люди, не имеющие большого жизненного опыта, чётких морально-нравственных ориентиров, не всегда могут определить, где проходит грань между преступлением  и проступком.  На сегодняшний день в области нет ярко выраженных угроз проявления экстремизма в молодёжной среде. В прошлом году молодёжной общественной организацией было проведено широкомасштабное социологическое исследование на тему «Степень вовлечённости и причины участия молодёжи в деятельности радикальных, экстремистских и националистических организаций и группировок». Результаты указанного исследования подтверждают данные об отсутствии явных организованных молодёжных групп экстремистской и радикальной направленности.
Наиболее широкое распространение среди молодёжи получила информация о носителях идей национализма ( скинхеды). При этом, как правило, нередко происходит заимствование субкультуры скинхедов со стороны отдельных представителей молодёжи, которое носит во многом внешний характер. В результате, типичные проявления хулиганства (акты вандализма, драки) маскируются под мотивы национальной и религиозной розни. Основная идея движения: борьба за «чистоту» русской расы.
   В принципе от рук бритоголовых может пострадать любой «нерусский» человек, не обладающий «славянской» внешностью, отличающийся более или менее темным цветом кожи. Жертва избирается «на глазок» (преимущественно по визуальному признаку: чертам лица, разрезу глаз, цвету волос).
   По поступающим данным, в настоящее время отмечается рост новых молодёжных неформальных объединений и движений, потенциально несущих в себе опасность вовлечения в экстремистскую деятельность. Так, в молодёжной среде достаточную популярность приобретают антифашистские группирования и  спортивные фанаты Их появление является как реакцией на уже существующие движения, так и следствием популяризации подобных субкультур в СМИ и сети «Интернет».
    Методология указывает, что исключительно силовыми, «полицейскими методами», проблему молодежного экстремизма не решить. В этом мнении едины сотрудники правоохранительных органов и специалисты в данной области. Нужна планомерная, регулярная профилактическая работа с подключением преподавательского состава образовательных учреждений всех уровней (от школ до ВУЗов), профильных департаментов, отвечающих за работу с молодежью, общественных организаций и сотрудников правоохранительных органов.
  Согласно нормативно- правовым документам педагогическая, образовательная деятельность  в данном  направлении должна быть  направленная на перестройку общественного сознания, воздействие на восстановление позитивных ценностных ориентиров у молодых  людей. Особая роль должна отводиться не формальной, а системной  пропаганде правовых знаний в учебных заведениях, информированию учащихся  об уголовной ответственности за экстремистские и террористические деяния, а также введение антикриминального образования в различных образовательных учреждениях. В целом идея нашей деятельности заключается в  рациональном  сокращении  свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека.

Основные направления противодействия экстремистской деятельности

1.   Организационное обеспечение информационного противодействия экстремизму

 2   Принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

3. Организация творческого  или позитивного досуга подростков и молодежи    

4. сотрудничество с общественными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

5. выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

 Первое направление осуществляется через

- Обеспечение условий препятствования терроризма и экстремизма  ( проведение рейдов в общественных местах по обеспечению безопасности)  Регулярное проведение учебных тренировок по правилам поведения при возникновении экстремальных ситуаций.

- Показ тематических видеороликов, направленных на информирование   о безопасном поведении в экстремальных ситуациях.

Второе направление осуществляется через

- Проведение диагностик и анкетирований ( удовлетворенность учащихся, настроение учащихся, индивидуальное консультирование)

- Проведение повторных инструктажей в различных ситуациях ( драки, недовольства, сборы молодежи в необычных местах)

Третье  направление осуществляется через

- творческие коллективные дела ( День самоуправления, посвящение в старшеклассники, Новый год, день влюбленных, вечера отдыха классов, походы)

- проведение мероприятий с разновозрастными группами ( лагеря с дневным пребыванием)

Четвертое направление
- родительский патруль

- дежурство управляющего Совета на общешкольных мероприятиях.

Пятое направление

- Индивидуальная и групповая работа с учащимися. Родителями, с привлечением правоохранительных органов.

( из опыта работы : драки с разными поселками, национальный конфликт)  

Рекомендации классным руководителям:

-      при проведении классных мероприятий делать акцент на многонациональность нашего общества, дружбу народов, толерантное отношение к культуре, вероисповеданию других народов;

-      провести родительские собрания с вопросами профилактики экстремизма, ксенофобии, информационной безопасности;

-      способствовать повышению занятости молодежи во внеурочное время и осуществлять контроль за занятостью детей в кружках  и секциях;

- шире использовать возможности «Интернет» в воспитательных и профилактических целях.

 В Кодексе об административных правонарушениях РФ имеются две статьи, предусматривающие ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера. Это статья 20.3  – «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики» и статья

20.29 – «Производство и распространение экстремистских материалов».

Вместе с тем, Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает ответственность за другие противоправные действия,  которые также могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений, а именно

-  нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (статья 5.26);

- незаконные действия по отношению к государственным символам РФ (статья 17.10);

-  мелкое хулиганство (статья 20.1);

- нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2);

- организация деятельности объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (статья 20.2(1)).

Уголовная ответственность предусмотрена за совершение:

 противоправных деяний экстремистской направленности, к числу которых относятся

преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой,

национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы:

статья 105 – убийство;

 статья 111 – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

статья 112  – умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;

 статья 115  – умышленное причинение легкого вреда здоровью;

статья 116 – побои;

статья 117  – истязание;

статья 119  – угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью;

статья 136  – нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина;

статья 148  – воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий;

статья 149  – воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них;

статья 150 – вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления;

статья 212  – массовые беспорядки;

статья 213  – хулиганство;

 статья 214  – вандализм;

статья 239  – организация объединения, посягающего на личность и права граждан;

статья 243  – уничтожение или повреждение памятников истории и культуры;

статья 244  – надругательство над телами умерших и местами их захоронения;

статья 280 – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

 статья 281  – диверсия;

статья 282  – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;

статья 282.1 – организация экстремистского сообщества;

статья 282.2  – организация деятельности экстремистской организации;

статья 335  – нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности;

статья 336  – оскорбление военнослужащего;

статья 357 – геноцид.

Ролевая игра «Самый особенный»

Цели:  • научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею;  

• осознать уникальность других;  

• создать атмосферу открытости и доверия.  

Ход занятия:  

• Попросите участников подумать о чем то, что отличает их от всех остальных в

группе. Участник говорит, например «у меня пять братьев и сестер». Если никто в

группе не может сказать «Я тоже», участник получает 1 балл, если же кто то из

группы может сказать «я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры

подсчитываются баллы.

Примечания.  

• Возможна модификация этой игры, где участник, который может сказать «я тоже»,

садится на колени первому участнику. Если кто то еще в группе также обладает этой

характеристикой   он садится сверху, и т.д. Постарайтесь понять, приемлем ли

подобный физический контакт для вашей группы. Хорошо, если ведущий группы

также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних

характеристик на более внутренние, а также на вопросы культурных, религиозных и

других различий.  

Обсуждение:  

• хорошо ли быть уникальным?  

• каждый ли человек уникален. Почему?  

• что делает нас уникальными?  

• что мешает нам оставаться уникальными?  

Ролевая игра «Большие и маленькие»

Цели игры:  

• помочь участникам осознать, что любое описание человека является

относительным,  

• развить навыки невербальной коммуникации.  

Ход занятия:  

• Проведите воображаемую черту посреди комнаты. Встаньте на этой черте. Теперь

скажите «пусть все высокие перейдут в правую половину комнаты, а все низкие – в

левую».  

• Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать. Запретите детям

разговаривать во время выполнения задания.  

• Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто учится хорошо и тех, кто учится плохо.  

• Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.  

• Затем попросите их выстроиться по успеваемости (если два человека учатся одинаково хорошо, они могут стать рядом).  

Обсуждение:  

Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно

разделить людей на две группы по какому то признаку. Нет «высоких и низких». Все

зависит от ситуации. Наклеивание «ярлыков» часто мешает общению и сотрудничеству.  

Вопросы:  

• было ли трудно выполнить первую часть упражнения?  

• почему трудно однозначно решить, на какую половину встать?  

• что выяснилось, когда стали выполнять вторую часть упражнения?  

• бывают ли в жизни ситуации, когда людей неправомочно относят к той или иной

группе?  

• случалось ли вам самим навешивать на других такие ярлыки?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Наркомания поражает молодежь, используя ее неопытность и любознательность. Ради приобретения наркотиков многие идут на преступления, некоторые девушки становятся проститутками. Большинство молодежи да...

«Профилактика экстремизма и межэтнических конфликтов среди несовершеннолетних»

quot;Организация своевременной помощи подросткам, попавшим в зону межэтнического конфликта или экстремизма". Что относится к экстремистским действиям. Мотивы вступления в экстремистску...

Методическая разработка. Деловая игра "Что скажет Х?" по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде

Сценарий деловой игры "Что скажет Х?"Цель: создание установок по неприятию идеологии экстремизма  среди молодежи.В основе разработки профилактического мероприятия положена деловая игра,...

Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде

Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде...

22.04.2020г. Дистанционный классый час,на тему: "Профилактика экстремизма в молодежной среде. Формирование здоровых отношений в обществе"

22.04.2020г года прошел дистанционный классый час,на тему: "Профилактика экстремизма в молодежной среде. Формирование здоровых отношений в обществе" В мероприятии приняли участие обучающиеся...

Методическая разработка проведения классного часа на тему: «Экстремизм в молодежной среде»

Структура и план проведения классного часаЦели и задачи:Обучающие:·         Способствовать формированию у молодёжи активной гражданской позиции неприятия...