Профилактика экстремизма в молодежной среде
статья на тему
Предварительный просмотр:
Профилактика экстремизма в молодежной среде
Нормативно-правовое обеспечение профилактики экстремизма:
1.Федеральный закон от 25.07.2002 г № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
2. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»;
3. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»
4.Постановление правительства ХМАО- Югры от 9 октября 2013 г. N 429-п
О государственной программе ХМАО- Югры « о реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию Российского казачества в ХМАО- югре на 2014-2020 годы»
5.Постановление администрации Советского района № 1945 от 21.06.2012 г. «О реализации полномочий по участию в профилактике экстремистской деятельности, а так же минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории Советского района»
6.Муниципальная программа «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Советском районе на 2014 – 2016 годы»,
7. Приказ Управления образования администрации Советского района от 21.08.2014 № 575 « О мероприятиях по противодействию экстремистской деятельности»
Экстремистская деятельность: деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- подрыв безопасности Российской Федерации;
- захват или присвоение властных полномочий;
В молодежной среде экстремизм может быть выражен как публичные призывы к осуществлению определенной деятельности( футбольные матчи, танцы в соседних поселках), а также публичные призывы и выступления, побуждающие к осуществлению указанной деятельности ( против определенного человека, национальности).
Для подростковой и молодежной среды характерно проявление экстремального поведения – это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий, как для себя, так и депривированных ( уязвимые) социальных групп
Объекты профилактической работы:
- представители из неблагополучных семей,
- представители « сливок» общества,
- дети, проявляющие необоснованную агрессию,
- -молодежные компании.
В целом, причины и условия распространения экстремистских идей в молодёжной среде очень схожи с причинами и условиями преступности и правонарушений. Молодые люди, не имеющие большого жизненного опыта, чётких морально-нравственных ориентиров, не всегда могут определить, где проходит грань между преступлением и проступком. На сегодняшний день в области нет ярко выраженных угроз проявления экстремизма в молодёжной среде. В прошлом году молодёжной общественной организацией было проведено широкомасштабное социологическое исследование на тему «Степень вовлечённости и причины участия молодёжи в деятельности радикальных, экстремистских и националистических организаций и группировок». Результаты указанного исследования подтверждают данные об отсутствии явных организованных молодёжных групп экстремистской и радикальной направленности.
Наиболее широкое распространение среди молодёжи получила информация о носителях идей национализма ( скинхеды). При этом, как правило, нередко происходит заимствование субкультуры скинхедов со стороны отдельных представителей молодёжи, которое носит во многом внешний характер. В результате, типичные проявления хулиганства (акты вандализма, драки) маскируются под мотивы национальной и религиозной розни. Основная идея движения: борьба за «чистоту» русской расы.
В принципе от рук бритоголовых может пострадать любой «нерусский» человек, не обладающий «славянской» внешностью, отличающийся более или менее темным цветом кожи. Жертва избирается «на глазок» (преимущественно по визуальному признаку: чертам лица, разрезу глаз, цвету волос).
По поступающим данным, в настоящее время отмечается рост новых молодёжных неформальных объединений и движений, потенциально несущих в себе опасность вовлечения в экстремистскую деятельность. Так, в молодёжной среде достаточную популярность приобретают антифашистские группирования и спортивные фанаты Их появление является как реакцией на уже существующие движения, так и следствием популяризации подобных субкультур в СМИ и сети «Интернет».
Методология указывает, что исключительно силовыми, «полицейскими методами», проблему молодежного экстремизма не решить. В этом мнении едины сотрудники правоохранительных органов и специалисты в данной области. Нужна планомерная, регулярная профилактическая работа с подключением преподавательского состава образовательных учреждений всех уровней (от школ до ВУЗов), профильных департаментов, отвечающих за работу с молодежью, общественных организаций и сотрудников правоохранительных органов.
Согласно нормативно- правовым документам педагогическая, образовательная деятельность в данном направлении должна быть направленная на перестройку общественного сознания, воздействие на восстановление позитивных ценностных ориентиров у молодых людей. Особая роль должна отводиться не формальной, а системной пропаганде правовых знаний в учебных заведениях, информированию учащихся об уголовной ответственности за экстремистские и террористические деяния, а также введение антикриминального образования в различных образовательных учреждениях. В целом идея нашей деятельности заключается в рациональном сокращении свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека.
Основные направления противодействия экстремистской деятельности
1. Организационное обеспечение информационного противодействия экстремизму
2 Принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
3. Организация творческого или позитивного досуга подростков и молодежи
4. сотрудничество с общественными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
5. выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Первое направление осуществляется через
- Обеспечение условий препятствования терроризма и экстремизма ( проведение рейдов в общественных местах по обеспечению безопасности) Регулярное проведение учебных тренировок по правилам поведения при возникновении экстремальных ситуаций.
- Показ тематических видеороликов, направленных на информирование о безопасном поведении в экстремальных ситуациях.
Второе направление осуществляется через
- Проведение диагностик и анкетирований ( удовлетворенность учащихся, настроение учащихся, индивидуальное консультирование)
- Проведение повторных инструктажей в различных ситуациях ( драки, недовольства, сборы молодежи в необычных местах)
Третье направление осуществляется через
- творческие коллективные дела ( День самоуправления, посвящение в старшеклассники, Новый год, день влюбленных, вечера отдыха классов, походы)
- проведение мероприятий с разновозрастными группами ( лагеря с дневным пребыванием)
Четвертое направление
- родительский патруль
- дежурство управляющего Совета на общешкольных мероприятиях.
Пятое направление
- Индивидуальная и групповая работа с учащимися. Родителями, с привлечением правоохранительных органов.
( из опыта работы : драки с разными поселками, национальный конфликт)
Рекомендации классным руководителям:
- при проведении классных мероприятий делать акцент на многонациональность нашего общества, дружбу народов, толерантное отношение к культуре, вероисповеданию других народов;
- провести родительские собрания с вопросами профилактики экстремизма, ксенофобии, информационной безопасности;
- способствовать повышению занятости молодежи во внеурочное время и осуществлять контроль за занятостью детей в кружках и секциях;
- шире использовать возможности «Интернет» в воспитательных и профилактических целях.
В Кодексе об административных правонарушениях РФ имеются две статьи, предусматривающие ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера. Это статья 20.3 – «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики» и статья
20.29 – «Производство и распространение экстремистских материалов».
Вместе с тем, Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает ответственность за другие противоправные действия, которые также могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений, а именно
- нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (статья 5.26);
- незаконные действия по отношению к государственным символам РФ (статья 17.10);
- мелкое хулиганство (статья 20.1);
- нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2);
- организация деятельности объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (статья 20.2(1)).
Уголовная ответственность предусмотрена за совершение:
противоправных деяний экстремистской направленности, к числу которых относятся
преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой,
национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы:
статья 105 – убийство;
статья 111 – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
статья 112 – умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;
статья 115 – умышленное причинение легкого вреда здоровью;
статья 116 – побои;
статья 117 – истязание;
статья 119 – угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью;
статья 136 – нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина;
статья 148 – воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий;
статья 149 – воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них;
статья 150 – вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления;
статья 212 – массовые беспорядки;
статья 213 – хулиганство;
статья 214 – вандализм;
статья 239 – организация объединения, посягающего на личность и права граждан;
статья 243 – уничтожение или повреждение памятников истории и культуры;
статья 244 – надругательство над телами умерших и местами их захоронения;
статья 280 – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
статья 281 – диверсия;
статья 282 – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;
статья 282.1 – организация экстремистского сообщества;
статья 282.2 – организация деятельности экстремистской организации;
статья 335 – нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности;
статья 336 – оскорбление военнослужащего;
статья 357 – геноцид.
Ролевая игра «Самый особенный»
Цели: • научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею;
• осознать уникальность других;
• создать атмосферу открытости и доверия.
Ход занятия:
• Попросите участников подумать о чем то, что отличает их от всех остальных в
группе. Участник говорит, например «у меня пять братьев и сестер». Если никто в
группе не может сказать «Я тоже», участник получает 1 балл, если же кто то из
группы может сказать «я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры
подсчитываются баллы.
Примечания.
• Возможна модификация этой игры, где участник, который может сказать «я тоже»,
садится на колени первому участнику. Если кто то еще в группе также обладает этой
характеристикой он садится сверху, и т.д. Постарайтесь понять, приемлем ли
подобный физический контакт для вашей группы. Хорошо, если ведущий группы
также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних
характеристик на более внутренние, а также на вопросы культурных, религиозных и
других различий.
Обсуждение:
• хорошо ли быть уникальным?
• каждый ли человек уникален. Почему?
• что делает нас уникальными?
• что мешает нам оставаться уникальными?
Ролевая игра «Большие и маленькие»
Цели игры:
• помочь участникам осознать, что любое описание человека является
относительным,
• развить навыки невербальной коммуникации.
Ход занятия:
• Проведите воображаемую черту посреди комнаты. Встаньте на этой черте. Теперь
скажите «пусть все высокие перейдут в правую половину комнаты, а все низкие – в
левую».
• Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать. Запретите детям
разговаривать во время выполнения задания.
• Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто учится хорошо и тех, кто учится плохо.
• Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.
• Затем попросите их выстроиться по успеваемости (если два человека учатся одинаково хорошо, они могут стать рядом).
Обсуждение:
Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно
разделить людей на две группы по какому то признаку. Нет «высоких и низких». Все
зависит от ситуации. Наклеивание «ярлыков» часто мешает общению и сотрудничеству.
Вопросы:
• было ли трудно выполнить первую часть упражнения?
• почему трудно однозначно решить, на какую половину встать?
• что выяснилось, когда стали выполнять вторую часть упражнения?
• бывают ли в жизни ситуации, когда людей неправомочно относят к той или иной
группе?
• случалось ли вам самим навешивать на других такие ярлыки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волонтерское движение- один из путей профилактики употребления психоактивных веществ в молодежной среде
Профилактика употребления ПАВ среди молодежи...
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Наркомания поражает молодежь, используя ее неопытность и любознательность. Ради приобретения наркотиков многие идут на преступления, некоторые девушки становятся проститутками. Большинство молодежи да...
«Профилактика экстремизма и межэтнических конфликтов среди несовершеннолетних»
quot;Организация своевременной помощи подросткам, попавшим в зону межэтнического конфликта или экстремизма". Что относится к экстремистским действиям. Мотивы вступления в экстремистску...
Методическая разработка. Деловая игра "Что скажет Х?" по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде
Сценарий деловой игры "Что скажет Х?"Цель: создание установок по неприятию идеологии экстремизма среди молодежи.В основе разработки профилактического мероприятия положена деловая игра,...
Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде
Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде...
22.04.2020г. Дистанционный классый час,на тему: "Профилактика экстремизма в молодежной среде. Формирование здоровых отношений в обществе"
22.04.2020г года прошел дистанционный классый час,на тему: "Профилактика экстремизма в молодежной среде. Формирование здоровых отношений в обществе" В мероприятии приняли участие обучающиеся...
Методическая разработка проведения классного часа на тему: «Экстремизм в молодежной среде»
Структура и план проведения классного часаЦели и задачи:Обучающие:· Способствовать формированию у молодёжи активной гражданской позиции неприятия...