Педагогическое мастерство педагога
статья на тему
Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_modul.docx | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реферат
на тему: «Педагогическое мастерство педагога»
Выполнила:
Игнатова И.Н.
План:
- Основы педагогического мастерства
- Формирование и развитие педагогического мастерства
- Личностные качества педагога, их роль в профессиональной деятельности
- Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства
- Педагогическое мастерство учителя
- Педагогическое мастерство воспитателя
- Педагогическое мастерство руководителя учебно-воспитательного учреждения
- Мастерство управления педагогическим общением
- Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
1.Основы педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.
Основой педагогического мастерства является профессиональное знание (профессионально-педагогическая направленность личности преподавателя, профессионально значимые знания). Знания преподавателя обращены, с одной стороны, к дисциплине, которую он преподает, с другой - к учащимся. Содержание профессиональных знаний составляет знание учебного предмета, его методики, а также педагогики и психологии.
Важная основа профессионального педагогического знания - комплексность и интеграция. Прежде всего, это способность педагога синтезировать изучаемые науки. Стержень синтеза - решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, вызывающих необходимость осмысления психологической сущности явлений, выбора способов взаимодействия на основании познанных законов формирования личности. Решение каждой педагогической задачи актуализирует всю систему педагогических знаний педагога, которые проявляются как единое целое.
Помимо комплексности, обобщенности профессиональное знание мастера-педагога характеризуется и такой важной составляющей, как индивидуальный стиль работы (профессиональное творчество).
Еще одна составляющая основа педагогического мастерства - форма организации поведения преподавателя (профессионально необходимые способности, умения и навыки). Знание, направленность и способности без умений, без владения способами действий, т.е. педагогической техникой, невозможны. Без них немыслимы высокие результаты деятельности педагога. Кроме того, Педагогическая техника так же является основой педагогического мастерства - это совокупность способов и приемов, повышающих эффективность применяемых принципов, средств и методов воспитания и обучения.
К.С. Станиславский говорил, что мало таланта - нужна техника. Преподаватель обязан обладать безупречной техникой. Большое значение педагогической технике придавал А.С. Макаренко. Он писал: «Не может быть хорошим воспитателем тот, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего не хочет».
Педагогическая техника включает умения управлять собой и взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.
2. Формирование и развитие педагогического мастерства
А.С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы. Как ускорить процесс достижения педагогического мастерства, как его формировать у будущих преподавателей?
Предпосылками этого является профориентация, правильный выбор будущим преподавателем своей профессии, научно обоснованный отбор претендентов на педагогическую работу, а также овладение системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и готовности к труду в ОУ.
Развитие педагогического мастерства, его рост зависит от особенностей личности и характеризуется переходом от простого приложения знаний в ходе решения педагогических задач (начальный уровень) к активному и инициативному их воплощению на основе глубокого изучения конкретных условий преподавания своего предмета, состояний, опыта и качеств студентов (второй уровень). И далее обычно наступает педагогическое творчество, самостоятельность, оригинальность, наиболее оптимальное использование своих возможностей и возможностей студентов (третий уровень).
Формирование педагогического мастерства педагога связано с постоянным совершенствованием научного содержания и методики лекций, накоплением опыта проведения семинаров, практических занятий и т. д. Немалую роль играет глубокое понимание потребностей студентов, умение вызвать к себе доверие и расположение.
Мастерство преподавателя формируется успешнее, если овладение теоретическим арсеналом педагога, необходимыми навыками, умениями, педагогической техникой, тактом сопровождается созданием в сознании из наглядных и понятийных элементов целостного образа мастера педагогического труда, т.е. воскрешением в воображении своих лучших наставников, отбирая и синтезируя их педагогические находки и открытия.
Сравнение себя и своих реальных действий с таким образцом, установление сходства и различия, внесение поправок в свою деятельность -- одна из предпосылок самосовершенствования и формирования педагогического мастерства. Таким образцом может быть пример авторитетных преподавателей - мастеров педагогического труда, выдающихся педагогов -- А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.
Для развития речи преподавателя требуется анализ образцов речи выдающихся ораторов и записей на магнитофоне своих выступлений, увеличение активного запаса слов, совершенствование произношения, внимание к языку своего предмета. Особо важным фактором формирования педагогического мастерства является активная деятельность как будущего преподавателя, так и самого преподавателя, изучение ими психологической, педагогической, методической литературы, знакомство с трудами К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева и др.
Сравнение работы опытных преподавателей с работой молодых показывает, что становление личности педагога и повышение эффективности его деятельности теснейшим образом связано с ростом его знаний в области педагогики и психологии, психолого-педагогическим осмыслением личного опыта преподавания и опыта других преподавателей.
Много дает для роста преподавателей работа коллектива ОУ по совершенствованию педагогического мастерства. А.С. Макаренко отмечал, что настоящим мастером своего дела воспитатель, как правило, становится только в хорошем педагогическом коллективе.
В коллективе происходит взаимное обогащение педагогическим опытом, уточнение способов решения педагогических задач. Этому способствуют заседания кафедры, предметно-цикловых комиссий, методических комиссий, посещение и разбор лекций, методические конференции, семинары и т. д.
В настоящее время возросла роль курсов переподготовки преподавателей ОУ. В условиях бурного научно-технического прогресса непрерывно возрастает значение периодической переподготовки научно-педагогических кадров. Государственная система повышения их квалификации стала сегодня непременным элементом педагогической жизни ОУ. Новым звеном в этой системе стали семинары руководящего состава ОУ.
Для формирования и развития педагогического мастерства огромно значение индивидуального подхода, учета индивидуальных особенностей будущего преподавателя (самим преподавателем) для повышения его педагогического мастерства, ускоренного формирования положительных черт, от которых зависит компенсация недостатков в педагогическом труде.
Таким образом, для формирования педагогического мастерства необходимо овладение суммой знаний, навыков, умений, развитие профессионально важных качеств личности, что достигается в процессе активной деятельности, самостоятельной работы, накопления преподавательского опыта, проведения специальных мероприятий в масштабе ОУ и т. д.
3. Личностные качества педагога, их роль в профессиональной деятельности
Педагогическая теория оценивает учителя, прежде всего, как руководителя учебно-воспитательного процесса, значит, педагог для правильного выполнения этой функции должен обладать большим мастерством и определенными качествами личности.
Педагог должен быть:
- – всесторонне развитым, творческим, деловым;
- – владеющим национальными и общечеловеческими ценностями;
- – духовно развитым, имеющим представление о религиях, уважающий чувства верующих;
- – быть настоящим гражданином - патриотом;
- – в совершенстве владеющим научными знаниями в области своей специальности, а также педагогики, психологии, частных методик и др.;
- – любящим свою профессию, доверяющим своим ученикам, стремящимся сформировать в каждом из них всесторонне развитую личность;
- – свободно и творчески мыслящим, требовательным и справедливым.
Человек, избравший профессию педагога, должен быть здоровым, уравновешенным, спокойным, его речь должна быть правильной и понятной всем. Педагог должен уметь находить общий язык с каждым учеником, быть справедливым и требовательным ко всем одинаково, в том числе и к себе. Он должен уметь сотрудничать с коллегами по работе, психологами, медиками, а также с родителями учащихся.
Можно выделить следующие особенности личности педагога:
1. Скромность - одно из важнейших качеств педагога, необходимых как руководителю, так и рядовому учителю. Это качество помогает ему сохранять свой авторитет, быть объективным при оценке каких - либо ситуаций и решении проблем.
2. Великодушие - традиционно всегда было присуще учителям, оно отражает, независимо от пола и возраста, гуманный характер педагогической деятельности.
3. Открытость - характеризует поведение и отношение педагога к людям на работе, дома, в общественных местах.
4. Личный положительный пример - для этого педагог должен стараться:
– быть естественным и современным;
– быть тактичным в поведении;
– в совершенстве владеть культурой межличностного общения;
– быть интеллектуальным, независимым и творчески мыслящим;
– быть убеждённым, обладать широким мировоззрением.
5. Терпимость - проявляется в следующих ситуациях:
– в отношениях с нарушителями дисциплины, неуспевающими;
– в выражении своего мнения по поводу различных конфликтных ситуаций;
– в процессе преодоления трудностей, связанных с внутренним распорядком учебного заведения.
6. Душевность - проявляется в следующих ситуациях:
– в формировании человеческих идеалов, потребностей;
– в культуре межличностного общения;
– в повседневном поведения;
– в доброжелательном отношении к людям.
7. Высокая нравственность педагога:
– позволяет строго придерживаться нравственных норм, независимо от эмоционального состояния, стресса;
– в реализации навыков поведения;
– в культуре речи, требующей избегать обидных слов, грубостей и нецензурных выражений, хвастовства и высокомерия.
Кроме того, такие качества, как высокая духовность, преданность профессии, общественная активность, предприимчивость, организованность и другие, помогают повысить эффективность педагогического труда.
Личность участвует в системе подготовки кадров в качестве потребителя и в качестве исполнителя образовательных функций. С этой точки зрения педагог должен быть всесторонне развитой личностью, обладающей помимо профессионально необходимых знаний, умений, навыков и способностей определёнными личностными качествами.
К основным личностным качествам педагога относятся также стойкая убеждённость, высокая мораль, гражданская ответственность, гуманизм - словом, он должен быть идеалом для своих учеников.
Важное значение имеет также способность педагога быстро сближаться с людьми, общаться с ними, не допуская конфликтов, поскольку общение - основа педагогической деятельности.
Поведение учителя, его общение с коллегами, учениками и их родителями должны быть подчинены не только национальным, но и общечеловеческим нормам морали. Свою деятельность он должен строить на основе норм (правил) педагогического такта и этики, подчиняя им своё поведение и мировоззрение. Профессиональная этика помогает педагогу в сложнейших ситуациях сохранять спокойствие, выдержку, что обеспечивает успешную деятельность и повышает его авторитет в коллективе.
4.Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства
Чтобы стать мастером своего дела, педагогу недостаточно владеть лишь теоретическими знаниями, он обязан учитывать индивидуальные и возрастные особенности своих учеников, подбирать такие методы, средства и технологии, которые бы позволили ему эффективно работать как со всем коллективом, так и с отдельными группами учащихся, и индивидуально с каждым учеником.
Педагогический процесс разнообразен, в нём встречаются не только стандартные ситуации, но и те, которые не предусмотрены педагогической теорией, что требует от педагога, с одной стороны, владения стандартизированными умениями и навыками (то есть, педагогической техникой), с другой - творчества, актёрского мастерства и саморегуляции.
Необходимость творческого подхода обусловлена также требованием внедрять передовые педагогические и информационные технологии в учебно-воспитательный процесс, что сближает педагогическую деятельность с производственной. По сути, школа, лицей, гимназия, колледж и вуз - это и есть педагогическое производство. Поэтому не удивительно, что в последние несколько десятилетий в научно-педагогической терминологии появились такие слова, как техника, технология, действие, разработка и другие, толкование которых является насущной проблемой современной педагогики и частных методик. Отсюда следует вывод: нельзя оценивать учителя только как проводника знаний или простого методиста, сегодня он должен оцениваться также как педагог-технолог.
«Техника» (с греч.- искусство ремесла) - совокупность элементов методов и средств, обеспечивающих эффективность любого труда, в том числе - педагогического.
Педагогическая техника включает в себя такие элементы, как умение саморегуляции, в том числе мимика (владение мышцами лица), жесты (владение руками), пантомимика (действия без речи), которые позволяют учителю управлять своими эмоциями в процессе общения с учениками, их родителями и коллегами.
Как подчёркивал А.С.Макаренко, «...не владеющий мимикой, не умеющий придавать своему лицу нужное выражение, не владеющий своим настроением человек не может быть хорошим воспитателем. Педагог должен уметь ходить, шутить, радоваться и огорчаться. Воспитатель должен так уметь вести себя, чтобы каждое его действие было воспитывающим. Он должен знать, чего он хочет или не хочет в определённый момент. Если педагог этого не знает, кого он может воспитать?».
«Технология» (с греч. технос - искусство, ремесло, логос-наука) - это наука о профессиональном искусстве. В этом значении слово технология включает в себя совокупность методов, приёмов, средств, в том числе и педагогическую технику, с помощью которых педагог осуществляет целенаправленную деятельность, формируя определённые знания, умения, навыки и личностные качества.
Техника и технология - взаимосвязанные понятия, при этом технология - проект процесса, определённый порядок действий, а техника - одно из средств достижения поставленной цели в этом процессе.
Понятие «технология» очень близко связано с понятием «методика». При этом технология связана с более конкретными вопросами, например: технология проведения определённого этапа урока, технология объяснения нового материала и т.п., то есть она требует детализации. Методика же связана с более широкими вопросами, например: методика подготовки беседы, диспута, экскурсии и т. д.
Педагогическая техника также является важным компонентом педагогического мастерства, и, в свою очередь, включает в себя множество взаимосвязанных элементов: актёрское мастерство, культура и техника речи, ораторское искусство, мастерство управления процессом общения.
5. Педагогическое мастерство учителя
Чтобы успешно работать учитель должен хорошо знать цель и задачи своей деятельности, основные её направления, методы и приёмы, средства и формы организации учебной работы. Быть учителем-мастером нелегко, это очень тяжёлый труд.
Мастерство учителя складывается из следующих компонентов:
1. Мастерство обучения (формирования основ наук).
Учитель, готовясь к уроку, не только пишет конспект (план), но и тщательно продумывает, какое оборудование, какие наглядные пособия ему понадобятся; учитель должен учесть, какие темы были пройдены ранее, что умеют делать ученики, чему их нужно научить на предстоящем уроке в соответствии с программой.
Не представляя перспектив изучения конкретного предмета, учителю будет сложно планировать урок. При подготовке к каждому занятию учитель должен, исходя из общей цели, чётко определять частные цели урока. Эти цели должны определять как учебные, так и воспитательные задачи учебного предмета. Кроме того, учитель должен учитывать место каждого конкретного предмета в системе начального образования и воспитания, а также возможности учеников в усвоении этих предметов.
2. Мастерство подготовки и проведения урока.
При подготовке и проведении урока определяется :цель и задачи урока, его тип; объём и содержание; выбор методов и средств обучения. Поэтому при анализе и оценке урока необходимо учитывать вышеназванные особенности, обращая особое внимание на соответствие результатов урока его цели и задачам. Например, выбрав комбинированный тип урока, учитель в начале занятия опрашивает учеников по пройденному материалу, затем организует изучение новой темы, после чего закрепляет новые знания путём практических заданий по новой теме. Такое построение урока оправданно с точки зрения психологии: «новые» знания наслаиваются на «старые», а практика служит средством закрепления теории в памяти учащихся.
При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть методы и средства работы как с целым классом (группой), так и с малыми группами, и с отдельными учениками с учётом их успеваемости, способностей и возможностей. Кроме того, невозможно на уроке ограничиться только дидактическими целями, необходимо учитывать и цели воспитания, и цели развития личности школьника. Параллельно осуществляемое обучение и воспитание способствуют активизации учащихся не только на уроках, но и в общественной работе, в самовоспитании и самообразовании, а также в дальнейшей жизни в реализации своих целей.
Успешность уроков зависит также от знания учителем возрастных и индивидуальных особенностей каждого ученика, его возможностей и способностей - только при этом условии можно преодолеть трудности и проблемы, которые возникают в педагогической деятельности.
Как известно, значение урока в обучении очень велико, поэтому важно, чтобы была чёткая система учебных занятий, каждое из которых выполняло бы свои определённые функции и задачи. Одним из путей обеспечения эффективности урока является взаимопосещение, очень важно при этом, чтобы к молодым учителям как можно чаще на уроки приходили более опытные педагоги-наставники, а начинающие педагоги посещали их уроки.
Взаимопосещение помогает не только обмениваться опытом, но и учиться на чужих ошибках, совместно находить пути преодоления ошибок.
Чтобы хорошо подготовиться к одному уроку, педагог должен пересмотреть много теоретической и методической литературы, подумать, как лучше распределить время на уроке, как заинтересовать учащихся. Кроме того, учитель должен заранее продумать вопросы и задания на случай, если останется время. Необходимо также заранее предусмотреть вопросы, которые могут задать ученики, иначе, если он не сможет ответить на эти вопросы, он может потерять свой авторитет.
Оценивая урок, педагог должен, прежде всего, определить, насколько реализованы цель и задачи этого урока, насколько эффективны использованные учителем методы и средства, насколько были активны и самостоятельны ученики. При оценке нужно также учитывать степень усвоения учениками нового материала, а также причины их пассивности или причины невыполнения ими тех или иных заданий.
Очень важно также учитывать не только образовательную, но и воспитательную значимость каждого урока.
Педагог, планируя или анализируя урок, особое внимание должен уделять мотивам учебно-познавательной деятельности учащихся, поскольку именно мотивы определяют их отношение к урокам, к учителям, к тем или иным предметам. Это, необходимо, поскольку анализ мотивов позволит учителю формировать и изменять мотивы учения в положительную сторону.
Иногда учителя поверхностно анализируют и оценивают свои или чужие уроки, обращая внимание лишь на наличие наглядности, активность учащихся, быстрый темп и т.п., не углубляясь в мотивы, взаимоотношения учителя с учениками, а также не замечая тех, кто не участвует в беседах, опросах.
Типы анализа уроков по их цели:
1. Изучение стиля работы того или иного учителя с целью оказания ему методической помощи.
2. Изучение опыта передовых учителей.
3. Наблюдение на уроках за детьми, их поведением и взаимоотношениями.
4. Наблюдение за деятельностью учителя по его просьбе.
5. Изучение познавательной деятельности учащихся определённого класса.
Требования к анализу и обсуждению урока:
1. О посещении урока учителя следует предупредить заранее, входить класс можно только с его разрешения.
2. Анализ проводится сразу после урока или в тот же день чуть позже.
3. При анализе урока учитель должен представить конспект урока, учебный план.
4. В начале обсуждения урока слово даётся сначала учителю, затем остальным.
5. Каждый, кто посетил урок, высказывает своё мнение.
6. В ходе анализа сначала отмечаются положительные стороны, затем недостатки и пути их преодоления.
7. Подводятся итоги обсуждения, даётся общая оценка урока.
8. Оформляется протокол анализа урока.
3. Мастерство индивидуальной работы с учениками.
В ходе урока очень сложно учесть индивидуальные особенности каждого ученика, но всё же индивидуальный подход в обучении необходим, так как он является одним из важнейших дидактических принципов. Реализация этого принципа требует от учителя регулярного контроля за работой каждого ученика на уроке и дома, за результатами письменных и творческих заданий, а также выяснения причин затруднений в учёбе, в усвоении программного материала.
Индивидуальный подход требует также, чтобы учитель одинаково заботился об индивидуальной работе и с одарёнными, и с неуспевающими учениками, организовывал для них дополнительные занятия и консультации, привлекая к этой работе других учителей.
У каждого высоко квалифицированного учителя свой стиль обучения, развития и поощрения учащихся, поэтому, изучая их опыт необходимо прежде всего изучить особенности их стиля работы.
6. Педагогическое мастерство воспитателя
Современный этап развития нашего государства в силу своей сложности и специфики требует с одной стороны - развивать сотрудничество школы и общественности, с другой - усилить ответственность учителя-воспитателя, повысить его квалификацию и компетентность.
Великий педагог К.Д.Ушинский отмечал: «... Особенность искусства воспитания заключается в том, что всем оно кажется понятным и знакомым, а некоторым даже очень лёгким. И чем меньше человек теоретически и практически знаком с искусством воспитания, тем больше это дело ему кажется лёгким. Очевидно, что воспитание от всех требует терпения, как думают некоторые - врождённых способностей и опыта, однако кроме терпеливости, способностей и опыта необходимы специальные знания.»
Решение проблем в области образования и воспитания в основном зависит от мастерства учителя-воспитателя. Достижение цели воспитания в новых политических, социально - экономических и культурных условиях, организация разнообразной деятельности учащихся, привитие им любознательности, нравственности, убеждённости, трудолюбия, словом -формирование совершенной личности - эти задачи возложены обществом на педагога. Естественно, решение этих задач требует от педагога как воспитателя большого мастерства.
Педагог осуществляет воспитание параллельно с обучением, поэтому он должен не только владеть новыми методами и средствами учебно-воспитательной работы, но и уметь распространять передовой опыт.
Важную роль в деле воспитания играют поиск нового, творчество и стремление к овладению секретами искусства воспитания, ведь внутренний и социальный мир детей, подростков постоянно меняется, им трудно найти своё место в мире бизнеса, политики, технического прогресса. В этом им могут и должны помогать родители и педагоги.
Чтобы успешно воспитывать педагог должен обладать профессиональным мастерством. Педагог - мастер затрачивает меньше времени для получения эффективных результатов, чем неопытный учитель.
Эффективность воспитательной работы зависит от наличия у педагога следующих способностей.
1. Познавательные способности - наряду со специальными знаниями они обеспечивают овладение смежными, дополнительными знаниями, которые помогают воспитателю расширить свой кругозор.
2. Способность разъяснять - необходима педагогу в процессе убеждения, формирования сознания учащихся, особенно - при объяснении каких-либо сложных понятий или жизненных явлений.
3. Способность наблюдать - необходима воспитателю, чтобы изучить своих воспитанников, их внутренний мир, взаимоотношения в коллективе.
4. Речевые способности - посредством речи, с помощью мимики и жестов воспитатель может более точно и ярко, эмоционально выразить свои мысли, при этом культуру речи нельзя отделять от ораторского искусства - это взаимно дополняющие друг друга элементы педагогического мастерства.
5. Организаторские способности - помогают педагогу управлять коллективом учащихся, направляя его деятельность на общественно полезные дела, вместе с этим организовывать и свою деятельность.
6. Способность создавать и повышать авторитет - позволяет педагогу укреплять своё ведущее место по отношению к учащимся, несмотря на достаточно близкие отношения с ними. Повышение авторитета невозможно только за счёт эмоционально волевых усилий, для этого педагог сам должен быть образцом нравственности, доброты, честности, порядочности, справедливости и т.д.
7. Актёрские способности - иначе называют артистизмом, они помогают педагогу найти наиболее оптимальный выход из сложных ситуаций, управлять собой, мысленно и визуально изображать себя в определённых ролях, обусловленных основными функциями педагога - воспитателя.
Все вышеназванные элементы помогают учителю успешно выполнять следующие функции воспитателя (классного руководителя).
Воспитательная деятельность связана с постоянным общением педагога с воспитанниками - это почётный, но сложный труд, требующий от воспитателя доброты, самопожертвования, полной отдачи своих сил.
Искусство воспитания - один из сложнейших видов человеческой деятельности на протяжении тысячелетий. Наряду с требованием воспринимать человека таким, какой он есть, педагогика также требует помочь человеку развить его лучшие качества, способности и возможности.
Большую роль в воспитании играет также культура общения педагога. Существует несколько позиций педагога по отношению к учащимся в процессе общения с ними.
1. Демократический стиль - основан на взаимопонимании и взаимодействии в ходе воспитания, когда воспитатель совместно с детьми обсуждает все проблемы коллектива, деятельность которого строится на свободе мышления, инициативе, творческом отношении к работе, стремлении проявить свои возможности и способности.
2. Дружеские отношения - это стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками на основе взаимоуважения и требовательности. Этот стиль позволяет педагогу видеть перспективы развития личности каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности применять меры поощрения и наказания. Этот стиль очень близок к предыдущему, он создаёт условия для перехода от официальных отношений к дружеским, сохраняя при этом в нужные моменты определённую дистанцию между педагогом и воспитанниками. Если педагог игнорирует эти стили, стараясь создать себе авторитет за счёт своего служебного положения («я - педагог, а ты всего лишь ученик»), он рискует потерять уважение к себе со стороны воспитанников.
3. Общение-дистанция - этот стиль достаточно распространён, использование его оправдано в тех случаях, когда необходимо предъявить официальные требования к учащимся, или потребовать от них выполнения определённых условий. Но нельзя злоупотреблять этим стилем это может привести к отчуждению воспитанников, к излишней официальности взаимоотношений. Этот стиль больше подходит к учебному процессу, чем к воспитательному.
4. Стиль запугивания - основан, как правило, на стремлении самоутвердиться таким путём, ограничивая тем самым активность воспитанников, их инициативность. Этот стиль категорически противоречит законам развития демократического общества и не рекомендуется для использования.
5. Стиль высокомерия - как правило, этим стилем пользуются неопытные педагоги или люди, неверно понимающие свой статус, не верящие в свои силы, поэтому они пытаются поставить воспитанников в позицию «подчинённого». Если педагог вовремя не откажется от этого стиля, между ним и воспитанниками возникнут трения, конфликты.
Очевидно, что первый и второй стили общения могут обеспечить педагогу эффективные результаты в воспитании, третий стиль рекомендуется использовать лишь при необходимости, четвёртый и пятый стили в его работе не должны использоваться вообще.
Педагогическое общение носит творческий и индивидуальный характер, поэтому овладение мастерством педагогического общения во многом зависит от личности самого педагога. В частности, можно рекомендовать следующие пути и методы овладения секретами педагогически и психологически обоснованного общения: 1-глубоко изучить свои индивидуальные психологические и нервно-типологические качества; 2-изучить основные причины конфликтных ситуаций, возникающих в ходе общения с учениками, их родителями и коллегами; 3-ознакомиться с основными требованиями к себе со стороны педколлектива, родителей учащихся; 4 - с учётом результатов самоанализа корректировать свою деятельность, постоянно совершенствуя свои профессиональные качества и навыки.
Таким образом, педагогическое общение, построенное на законах психологии и педагогики, и основанное на общественной активности, инициативе, самовоспитании и самообразовании, стремлении к сотрудничеству с воспитанниками, а также на желании их понять и создать реальные условия для их творческого развития будет способствовать воспитанию, педагогическому творчеству.
7. Педагогическое мастерство руководителя учебно-воспитательного учреждения
Глубокие изменения во всех сферах жизни общества, безусловно, затрагивают систему образования и воспитания в нашей стране, а также принципы руководства и управления системой со стороны государства. Эти принципы, в свою очередь, определяют сущность руководства педагогическим процессом в учебно-воспитательных учреждениях: школах, гимназиях, лицеях и колледжах, вузах. Основу руководства этими учреждениями составляют принципы единства и преемственности, обеспечения выполнения федеральных госстандартов в образовании и нравственно-этических норм в воспитании и другие.
Особенность педагогического руководства заключается не только в руководстве организационными делами, но и в обеспечении выполнения законов и принципов педагогической деятельности.
Понятие управление вместе с другими терминами, связанными с производством (научно-техническая революция, автоматика, деловые игры, программирование и др.), входит в науку кибернетика. Постепенно это понятие всё чаще стало связываться с другими сферами деятельности человека, в частности - педагогической.
Деятельность руководителя педагогического коллектива, естественно, влияет на стиль работы всех членов этого коллектива, на учебно-воспитательный процесс. Поэтому руководитель должен быть мастером своего дела, то есть, учителем - мастером. Кроме того коллектив непременно следит за руководителем: вовремя ли он приходит на работу, работает ли над собой, как одевается, насколько ответственен, как общается с разными людьми и т. п..
Руководитель должен интересоваться личной жизнью своих педагогов, их проблемами. Он должен заботиться об условиях их труда, оказывать помощь, когда это необходимо.
Деятельность руководителя включает в себя следующие направления:
1. Обеспечение материально - технической базы учебно-воспитательного процесса.
2. Обеспечение учреждения кадрами высоко квалифицированными специалистами.
3. Создание коллектива единомышленников и управление им.
4. Планирование работы коллектива, анализ и оценка её результатов на основе конкретных критериев.
5. Постоянная коррекция планов деятельности коллектива.
Реализация этих направлений требует от руководителя наличия таких качеств личности, как доброта и отзывчивость, коллективизм и дисциплинированность, патриотизм и межнациональная терпимость, организованность и объективность, принципиальность и требовательность, деловитость и ответственность.
Руководитель должен занимать в коллективе такое место, чтобы коллеги ценили и уважали его за знания, организаторские способности и человеческие качества, он должен быть другом и советчиком, а не только выше по положению человеком.
Каждый руководитель должен знать и претворять в жизнь определённые принципы управления коллективом. Он должен быть лидером во всех отношениях то есть, всегда быть в курсе политических, экономических, культурных новостей, интересоваться новинками учебно-методической и психолого-педагогической литературы, стремиться к обновлению педагогического процесса. Только так он сможет достичь эффективных результатов в своей работе.
Один из путей развития мастерства руководителя - изучение им результатов своей деятельности, а также деятельности людей, с которыми он работает. При этом он должен отметить как положительные, так и отрицательные стороны каждого, заимствуя их позитивные моменты.
Следующий путь - постоянная работа над собой: изучение нормативных документов и соответствующей литературы.
Большое значение для руководителя и его коллектива имеют различные конкурсы, способствующие росту мастерства как самого руководителя, так и его подчинённых: конкурсы «Учитель года», «Лучший по профессии», выставки конспектов, методических разработок, учебников, семинары и другие. В последние годы широкое распространение получили научно-практические конференции, участие в которых помогает руководителю учебно-воспитательного учреждения ознакомиться с опытом других школ, гимназий, лицеев, колледжей, вузов. Особенно актуальны для руководителей семинары по проблемам внедрения новых педагогических и информационных технологий, а также ознакомительные поездки по областям нашей страны и за рубеж.
8. Мастерство управления педагогическим общением.
Общение - это прежде всего обмен мыслями, мнениями. Человек, живя в обществе, обязательно ощущает потребность общения с кем-либо и очень страдает, если хотя бы ненадолго лишается этой возможности. В своей повседневной жизни мы можем использовать следующие виды речи как основного средства общения:
а) общение посредством устной речи;
б) общение посредством письменной речи (переписка);
в) общение посредством мимики, жестов и пантомимики;
г) общение посредством техники (телефона, телеграфа, компьютера).
Речь при этом выполняет следующие функции:
- – обмен информацией;
- – воспитательное воздействие;
- – сопереживание (сочувствие);
- – организация, координация деятельности (своей и других людей).
В процессе общения людей друг с другом часто один из них, или оба чувствуют какое-то воздействие извне - наукой доказано, что действительно люди (особенно сильные личности) способны влиять на других. Педагог, в силу специфики своей профессии, должен уметь влиять на своих учеников, их родителей.
Педагогу очень важно постоянно упражняться в общении с обучающимися, поскольку только непрерывное общение формирует культуру педагогического труда.
На первый взгляд, процесс общения кажется легким, но на самом деле-это очень сложный процесс, человек учится ему на протяжении всей своей жизни. Известный психолог Б.Ф.Парыгин так писал об этом: «Процесс общения настолько сложен, что каждый его момент включает в себя следующие компоненты:
а) взаимное влияние индивидов друг на друга;
б) обмен информацией;
в) отношение одной личности к другой;
г) влияние одного человека на другого;
д) сопереживание друг другу;
е) взаимопонимание.»
Педагогическое общение - это взаимодействие участников педагогического процесса. Его успешность зависит от умения партнёров совместно трудиться, помогать друг другу, координировать свои действия. То есть, успешность общения зависит от мастерства педагога.
Мастерство педагога по управлению общением включает в себя следующие компоненты :
- – правильное выполнение функций общения;
- – правильный выбор стиля и позиции общения;
- – предупреждение или своевременное устранение конфликта;
- – обучение своих учеников, воспитанников правильному общению.
Педагогическая техника общения, будучи сложным по структуре образованием, играет важную роль в педагогической деятельности. Для повышения своего мастерства педагог должен постоянно работать над собой, развивая свою технику, свой стиль общения. В этом ему должен помогать психолог, однако он и сам самостоятельно должен осваивать психотренинг, различные деловые игры, ролевые ситуации, изучать опыт передовых педагогов.
9. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
В каждом государстве проблема сохранения высококвалифицированных кадров постоянно является актуальной, так как развитие государства прямо связано с людьми, их профессионализмом.
В России воспитание подрастающих поколений возложено на учителя. Он ответственен не только за знания, но и за здоровье, нравственность, духовные ценности детей и подростков. Поэтому учителя наряду со специальными знаниями должны владеть мастерством воспитания.
С учётом знаний, способностей и опыта учителей, независимо от их специальности, условно можно разделить их всех на три группы. К первой относятся творчески работающие педагоги, ко второй - владеющие лишь массовым опытом, к третьей - неопытные, молодые специалисты, только начинающие свою деятельность или случайно попавшие в учебно-воспитательное учреждение.
В деятельности педагога постоянно присутствуют такие взаимосвязанные компоненты, как творчество и мастерство, которые обеспечивают условия для создания передового педагогического опыта.
Понятие «передовой опыт» достаточно давно существует в теории и практике образования и воспитания. Передовой - значит лучший, непохожий на других, новый.
Педагогическое творчество соединяет в себе множество элементов: стремление к новому, желание не повторяться, выделиться среди других, искусство перевоплощения и другие, отражающие позитивное отношение педагога к своему делу.
Педагогическое мастерство - понятие более сложное, оно включает в себя и творчество как неотъемлемый компонент мастерства.
Эти два понятия тесно взаимосвязаны: педагог не сможет стать мастером, если в нём нет творческого начала, если он лишь копирует опыт других. Творчески работающим считается тот учитель, который старается овладеть секретами педагогического труда и внедряет их в своё работу, изменив содержание, методы или средства с учётом своих возможностей и возможностей учащихся.
Передовым опыт педагогов может оставаться достаточно долго, однако для развития процесса обучения и воспитания его необходимо постоянно обновлять и обязательно внедрять в широкую практику. Поэтому очень важно, чтобы каждый учитель умел изучать опыт других педагогов, видеть в нём положительное и отрицательное, уметь обобщать опыт нескольких учителей, в том числе - и свой, а также пропагандировать передовой опыт.
Можно предложить следующие показатели определения передового опыта:
1) средняя успеваемость учащихся класса по конкретному предмету;
2) уровень научности знаний учащихся, их прочность;
3) методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса;
4) эффективность использованных методов и средств;
5) технологичность проведённых педагогом уроков и воспитательных мероприятий и другие.
Конечно, вышеназванные показатели должны учитываться в комплексе, наличие одного или двух из них недостаточно, чтобы признать опыт того или иного педагога передовым.
Наличие этих показателей учитывается также в ходе аттестации учителей, по результатам которой им присваивается определённая категория: высшая, первая, вторая или третья. Определяя эффективность работы того или иного учителя учитываются также следующие факторы:
а) научно-методическая и технологическая направленность учебных и воспитательных планов;
б) сформированность профессиональных умений и навыков;
в) сформированность профессионально необходимых качеств личности педагога.
В последнее время широкое распространение получило понятие инновация, складывается даже целая наука инноватика. Инновация - значит новый, обновлённый.
Педагогическая инноватика - педагогические новшества, внедрённые в педагогический процесс, их оценка с позиций самых современных требований. Например, при выборе методов, средств и форм работы педагогу следует учитывать свои знания и опыт, способности и возможности, цель конкретной работы, а также отличие от ранее использованных, традиционных видов работы.
В настоящее время многие учителя опираются на принципы педагогики сотрудничества, применяют интерактивные методы, логические тесты, конкурсы, кроссворды и т.д. Всех их можно отнести к числу педагогических инноваций, широкое использование которых позволяет решить ряд проблемных и актуальных задач:
- удовлетворить интересы учащихся их запросы и возможности;
- повысить их ответственность за выполнение обязанностей;
- сформировать навыки самостоятельного приобретения знаний;
- убедить учащихся в необходимости постоянного обогащения своих знаний, умений, навыков и совершенствования своих личностных качеств;
- сформировать навыки свободного мышления;
- создать условия для более быстрой адаптации в обществе каждого ученика и другие.
Список литературы:
1. Барбаров П. Я. Я работал с А. С. Макаренко//Педагогика. 1993, №2. - с.102 - 105.
2. Беляев В. И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство. М.:МИУПУ, 2000. - 516с.
3. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999 - 378с.
4. Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990 - 319с.
5. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 - 298с.
6. Неудахина Н.А. Основы педагогического мастерства: Учеб.-метод. пособ. - Барнаул: АлтГТУ, 2002. - 152 с.
7. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособ. / Под ред. И.А. Зязюна. - М.: Просвещение, 2003.- 302с.
8. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002 - 510с.
9. Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. - 2003. - №3 - С.24-27.
10. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя.- М.: Высш. шк.,2000. - 201с.
11. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. - 176 с.
12. www.studfiles.ru
13. www.newfound.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...
Информационно-методическое объединение педагогов «Эволюция».Всероссийский дистанционный педагогический конкурс с международным участием «Педагогическое мастерство преподавателя на занятиях в НПО, СПО. Творческий проект: «Анализ издержек обращения»
Информационно-методическое объединение педагогов «Эволюция» Участие во Всероссийском дистанционном педагогическом конкурсе с международным участием «Педагогическое мастерство преподава...
Информационно-методическое объединение педагогов «Эволюция» . Всероссийский дистанционный педагогический конкурс с международным участием «Педагогическое мастерство преподавателя на занятиях в НПО, СПО»
Творческий проект: «Анализ финансовой устойчивости»...
Материалы выступления на Школе педагогического мастерства по теме: "Профессиональное выгорание педагогов"
Выступление посвящено актуальной проблеме профессионального выгорания педагогов. В ходе выступления рассматриваются симптомы выгорания на психосоматическом и личностном уровне, факторы, ...
Роль участия в конкурсах методических разработок в повышении педагогического мастерства педагога
Сообщение на ПМо "Информатика и выичслительная техника" на тему "Роль участия в конкурсах методических разработок в повышении педагогического мастерства педагога". Для преподавателя ...
ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
Роль изучения и внедрения передового опыта педагогов в образовательном процессе...