"Формирование музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста"
презентация к уроку на тему
«Формирование музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romanova._prezentatsiya.odp | 252.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.
Актуальность нашего исследования позволила выделить проблему исследования: каким же образом организовать слушание музыки детьми старшего дошкольного возраста чтобы восприятие было наиболее глубоким и осмысленным? Цель исследования : выявить оптимальные методы и приемы развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с проблемой и темой нашего исследования были определены объект и предмет исследования. Объект исследования : формирование музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования : методика организации работы по развитию музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования Задачи исследовани я провести анализ педагогических исследований по вопросу развития музыкального восприятия детей выявить методы и приемы развития восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста разработать и провести диагностику музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста подготовить и провести серию занятий по слушанию
С целью обеспечения решения поставленной задачи были использованы следующие методы: - изучение методических источников; наблюдение, диагностические методы, - обработка данных.
Практическая работа по формированию восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста
Диагностика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Цель опытно-практической части нашего исследования – активизировать процесс музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Провести диагностику музыкального восприятия 2. Организовать работу по активизации восприятия музыкальных произведений 3. Составить выводы о проделанной работе.
Для решения поставленных задач мной использованы следующие методы Наблюдение за детьми в процессе деятельности; Беседы о прослушанной музыке; Диагностические методики. Опытно-практическая работа проводилась в ГБОУ города Москвы Лицее №1568 имени Пабло Неруды д/о №7/8 гр. №5 в апреле среди воспитанников. Участвовало 10 детей.
Для диагностики эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса детей к восприятию музыки предлагалось для прослушивания одно музыкальное произведение: - марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
В процессе наблюдения за поведением детей в ходе слушания музыки фиксировались следующие особенности восприятия: Сосредоточенность Проявление у ребёнка интереса к слушанию Наличие эмоционального отклика на музыку Адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведении настроению Воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка
Качественные проявления оценивались по 3-х бальной системе 1 балл – низкий уровень эмоциональной отзывчивости ребёнок отвлекается, не слушает; 2 балла - средний уровень эмоциональной отзывчивости: внешние показатели проявляются по инициативе взрослого, носят неустойчивый характер; 3 балла - высокий уровень эмоциональной отзывчивости: показатели проявляются ярко, без инициативы взрослого.
Результаты диагностики представлены в таблице № 1 Ф.И.О. Сосредоточенность (внимание в процессе всего восприятия, его устойчивость); Проявление у ребёнка интереса к слушанию музыки; Наличие эмоционального отклика на музыку (эмоциональная активность в процессе слушания); Адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведении настроению. Воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка; итого Люда 2 2 2 2 2 10 Саша 1 1 3 3 3 11 Лиза 1 2 1 1 1 6 Артем 3 3 3 3 3 15 Диля 1 2 2 2 2 16 Ника 1 1 1 1 2 6 Петрос 1 1 1 2 1 6 Дима 2 3 2 2 3 12 Полина 2 1 2 2 3 10 Эвелина 3 3 3 3 3 15
Ответы оценивались по бальной системе. Критерии оценивания: Правильный ответ – 1 балл Отсутствии ответа или неправильный ответ – 0 баллов Результаты представлены в таблице №2 Таблица №2 Результаты беседы на определение характера музыкальных произведений
№ Ф.И.О Настроение Почему Итого 1 Люда 1 1 2 2 Саша 1 1 2 3 Лиза 0 0 0 4 Артем 1 1 2 5 Диля 1 1 2 6 Ника 0 0 0 7 Петрос 0 0 0 8 Дима 0 0 0 9 Полина 0 0 0 10 Эвелина 1 1 2 Таблица №2 Результаты беседы по определению настроения в музыке
Третье диагностическое задание было направлено на изучение музыкальной эрудиции детей. Проводилась индивидуальная беседа с ребёнком, в ходе которой задавались вопросы. Критерии оценивания: Правильный ответ – 1 балл Отсутствие ответа, неправильный ответ – 0 баллов Результаты представлены в таблице №3
Таблица №3. Результаты уровня развития музыкальной эрудиции детей Ф.И.О. Где в жизни можно услышать музыку? Зачем людям нужна музыка? Какие чувства выражает музыка? Что ты любишь делать под музыку? Каких композиторов ты знаешь? Какая музыка у твоего любимого произведения? итого Люда 1 0 1 1 0 1 4 Саша 1 0 1 1 0 1 4 Лиза 1 0 1 1 0 1 4 Артем 1 1 1 1 1 1 6 Диля 1 0 1 1 1 1 5 Ника 1 1 1 1 0 1 5 Петрос 1 0 1 1 0 1 4 Дима 1 0 1 1 0 1 4 Полина 1 1 1 1 0 1 5 Эвелина 1 0 1 1 1 1 5
По результатам трех диагностических заданий нами составлена итоговая таблица №4 № Ф.И.О. Диагностика№1 Диагностика№2 Диагностика№3 Итог по баллам 1 Люда 10 2 4 16 2 Саша 11 2 4 17 3 Лиза 6 0 4 12 4 Артем 15 2 6 23 5 Диля 9 2 5 16 6 Ника 6 0 5 11 7 Петрос 6 0 4 10 8 Дима 12 0 4 16 9 Полина 10 0 5 15 10 Эвелина 15 2 5 22
Я остановилась на таких произведениях как: «Мимолётное видение» С.Майкапара «В пещере горного короля» «Танец эльфов»
Таким образом результаты диагностики показали , что у троих детей данной группы (Петрос, Лиза, Ника) низкий уровень целостного музыкального восприятия, у пятерых детей (Дима, Саша, Люда, Диля, Полина) средний уровень, 2 ребёнка (Эвелина, Артём) показали высокий уровень музыкального восприятия.
Результаты показали, что во время прослушивания произведений у детей появилась сосредоточенность, т.е. внимание в процессе всего восприятия, его устойчивость. - Дети стали лучше ориентироваться в словах-образах, их словарь стал шире, стали появляться разнообразные слова-характеристики, т.е. не только грустно, весело, но и задумчиво, жалобно и т.п. - Ребята стали узнавать произведения , запоминали название и композиторов произведения. В беседах дети активизировали имеющийся «музыкальный багаж», которые они изучали на музыкальных занятиях. - Ярче, образнее, интереснее, пластичнее стали музыкально-ритмические движения , отражающие характер, ритм музыкального произведения.
Для успешного продолжения работы по формированию целостного музыкального восприятия дошкольников мы считаем очень важным: Проводить специальные занятия по восприятию музыки с детьми Осуществлять музыкально-эстетическую деятельность с учетом разножанрового репертуара, с различным эмоционально-образным содержанием ; Активно включать музыку в разные формы организационной деятельности дошкольников. Создавать благоприятный эмоциональный климат.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускная аттестационная дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи».
Дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи»....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения бесед о музыкальном произведении".
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения бесед о музыкальном произведении"...
Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, освоения культурных ценностей. В это время происходит интенсивная ориентир...
ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Отечественная дошкольная педагогика базируются на теоретических положениях известных психологов и педагогов (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, А.П.Усова, Д.Б.Эл...
МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО - СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья описывает опыт исследовательской работы в области использования информационно - коммуникационных технологий, а именно игр разработанных в программе SMART Notebook, в процессе развития музы...
ГЕОБОРД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста лежит в основе развития познавательных способностей и играет важную роль в развитии личности. Дети ус...