ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Костенко Анна Юрьевна

Отечественная дошкольная педагогика базируются на теоретических положениях известных психологов и педагогов (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин и др), которые показали, что воспитание и обучение является решающим фактором детского развития.

Процесс обучения и воспитания детей существенно различаются на разных возрастных этапах. Каждому из них свойственны определенные - ведущая деятельность и отношение к окружающим людям, к действительности (В.В.Давыдов, М.ИЛисина, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.).

Основополагающим ориентиром в современном подходе является положение о формировании личности ребенка в процессе сотрудничества с окружающими людьми. Успешность ее формирования зависит от социальной ситуации развития ребенка, системы отношений со взрослыми и сверстниками в дошкольном учреждении и в семье — двух важнейших социальных институтах общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ns_portala_statya.docx41.56 КБ

Предварительный просмотр:

СПБ ГБПОУ «Педагогический колледж №8»

Дмитриенко А.А.

Костенко А.Ю.

ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) [1] регулирующий деятельность дошкольных образовательных организаций, выдвигает требование к педагогам – обеспечить развитие личности дошкольников, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать при этом все образовательные области.

Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является социально-нравственное развитие, которое предусматривает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности [14].

Современный ребенок стремится к установлению разнообразных содержательных связей с миром близких взрослых и обществом сверстников. Дети преимущественно ориентированы на созидательность, гуманистические, доброжелательные отношения с окружающими людьми. Для их мироощущения важны устойчивость, надежность и доброта отношений, это придает дошкольникам социальную уверенность, стимулирует проявления активности и самостоятельности. Проявление негативных, деструктивных черт в поведении окружающих негативно оцениваются всеми детьми [8].

ФГОС [1] определяет следующие направления социально-коммуникативного развития дошкольников:

  1. развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  2. развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  3. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  4. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Общение является важнейшим фактором полноценного развития личности. М.И. Лисина [4] определяет  общение как взаимодействие двух или более людей,        направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Именно в обществе сверстников, в общении на равных наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и взаимопонимания, лежащие в основе формирования таких качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, а также качеств, обеспечивающих способность к сотрудничеству.

Г.А. Урунтаева [15], исследуя общение дошкольников со сверстниками, говорит о том, что в детской группе ребёнок осваивает социальные ценности, поведенческие навыки, учится понимать другого человека и отстаивать свои права. У детей начинают складываться взаимопомощь, сочувствие, дружба.

Т.И. Бабаева и А.Г. Гогоберидзе [3] определяют важность общения дошкольников друг с другом. Они считают, что в социальном развитии дошкольников особую роль играют взаимоотношения со сверстниками. В отличие от контактов со взрослыми, в общении со сверстниками ребёнок действует на равных, чувствует себя более свободно, учится отстаивать свои позиции и учитывать мнение партнёров. В группе сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции и самоорганизации, умение следовать общим правилам.

Анализируя работы вышеперечисленных авторов, мы пришли к выводу, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития взаимоотношений в процессе общения детей друг с другом.

Т.И. Бабаева и Л.С. Римашевская [4] определяют взаимоотношения как субъективно переживаемые связи        и отношения между людьми, систему межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общением. Взаимоотношения реализуются в общении и через общение. Они накладывают печать на характер протекания и интенсивность процесса общения, оказывают влияние на эффективность совместной деятельности. Взаимоотношения характеризуются избирательностью и нередко эмоционально окрашены.

Формирование личных качеств детей дошкольного возраста в значительной степени происходит в процессе взаимоотношений. Следует учитывать, что общение со сверстниками положительно влияет на детские взаимоотношения, если оно насыщается социально значимой мотивацией, выражающейся в стремлении детей развить общую игру, достигнуть взаимопонимания, сотрудничества, сохранить общность и доброжелательность в совместной деятельности [4].

О.В. Ларина, О.Ю. Гоманюк [11] говоря о мотивации у ребенка общения и коммуникативных навыков, отмечают, что посещение дошкольного учреждения не всегда гарантирует их формирование. Напротив, серьезные нарушения в сфере общения со сверстниками могут обрести стойкий характер в результате рано сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми в группе детского сада. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка.

Г.А. Урунтаева [15] также обращает внимание, что, несмотря, на развитие контактов и дружеских взаимоотношений, между детьми возникают конфликты. Трудности в отношениях детей связаны с неумением дошкольников строить взаимоотношения с товарищами, а также наличием отрицательных мотивов общения, т.е. преобладанием эгоистической мотивации.

На протяжении дошкольного детства взаимоотношения дошкольников со сверстниками развиваются в общении, которое меняется по мере взросления детей: изменяются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Наибольшего расцвета детские взаимоотношения достигают на этапе старшего дошкольного возраста. У старших дошкольников значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих ступенях, проявляется стремление к содержательному и разнообразному общению со сверстниками. Нарастает интерес к внутреннему миру другого человека, его чувствам, переживаниям, развивается эмпатия. Появляется пристальное внимание к сверстнику не только как к участнику общения и совместной деятельности, но и как к личности, обладающей определёнными индивидуальными особенностями. Это приводит к укреплению избирательных отношений между детьми, симпатий и дружбы [3].

С.А. Клейменова [10] также выделяет старший дошкольный возраст как наиболее благоприятный период для развития коммуникативных навыков детей. Она говорит о том, что предпосылки формирования дружеских отношений возникают еще в младшем дошкольном возрасте, в среднем дошкольном возрасте у детей появляются вполне осознаваемые дружеские привязанности, мотивом которых является совместная игра. В старшем дошкольном возрасте дружеские отношения развиваются в связи с формирующимся сознанием ребенка, развитием его моральных и нравственных качеств, появляется качественная, устойчивая взаимосвязь дружеских отношений детей, часто возникают длительные привязанности.

Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса [5] утверждают, что в старшем дошкольном возрасте у детей появляется устойчивый интерес к установлению положительных взаимодействий со сверстниками. Своеобразие социальной ситуации состоит в том, что происходит расширение круга общения дошкольника, возникают устойчивые связи с другими детьми, которые выступают в роли партнеров по игровой деятельности.

Т.И. Бабаева и А.Г. Гогоберидзе [3] характеризуют взаимоотношения старших дошкольников со сверстниками как более длительные и личностно-обусловленные. В старшем дошкольном возрасте постепенно развивается умение видеть в партнёре не просто ситуативные проявления, но и его желания, настроения. Дети испытывают потребность в признании и уважении сверстника. Под влиянием воспитания у старших дошкольников формируется начальная социально-коммуникативная компетентность: готовность детей решать задачи общения и сотрудничества, проявлять широкую доброжелательность, стремление к справедливости и взаимопониманию во взаимоотношениях со сверстниками.

Отношения современного дошкольника со сверстниками регулируются комплексом личных, деловых, познавательных мотивов, имеющих разную индивидуальную выраженность у детей. Дошкольники преимущественно оценивают сверстника по его эмоционально-личностным проявлениям и качествам и его достижениям в деятельности. Вместе с тем у части детей выявлена недостаточная ориентация в комплексе качеств, обеспечивающих дружеское общение в среде сверстников, что не в полной мере соответствует возможностям социального развития в старшем дошкольном возрасте [8].

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу, посвящённую общению дошкольников, мы выявили, что именно в старшем дошкольном возрасте происходит наибольшее развитие социально-коммуникативных навыков, следовательно, у педагога появляется возможность использовать самые разнообразные методы, приёмы и формы организации  образовательного процесса для развития дружеских взаимоотношений дошкольников.

С.А. Клейменова [10] описывает дружеские отношения как процесс, который основан на устойчивом чувстве, дружбе. Она говорит о том, что отталкиваясь от понимания понятия дружба, «дружеские отношения» являют собой определенную форму общения, имеющую моральную направленность. Вследствие дружеских отношений ребенок социализируется, знакомится с нормами поведения, постигает вопросы добра и зла, формирует представление о правильном и неправильном.

В нашей работе мы опираемся на определение Н.В. Гриценко [6], которая описывает дружеские взаимоотношения дошкольников как систему избирательных связей, основанных на представлениях о дружбе, избирательной эмоциональной привязанности, сочувствии и сопереживании.

Т.И. Бабаева [3] выделяет структуру дружеских взаимоотношений, в которую входят следующие компоненты:

  1. Когнитивный компонент – представление о сверстниках как партнёрах общения, знание норм и правил положительных взаимоотношений, способов взаимодействия со сверстниками в общении и совместной деятельности, умение дать оценку поступкам. Компонент основывается, прежде всего, на знакомстве детей с правилами взаимодействия и умении анализировать различные ситуации общения людей.  Знание правил поведения облегчает ребенку процесс социализации. Также для развития дружеских взаимоотношений воспитателю важно, чтобы дети лучше узнали друг друга, увидели положительные черты сверстников, проявляли взаимопонимание и участие. Сначала педагог привлекает внимание детей к внешним данным сверстников, затем — к их личным качествам, умениям, интересам, достижениям и побуждает детей к совместной деятельности, общению. Лучше узнать друг друга старшим дошкольникам помогают игровые ситуации, требующие умения описать особенности внешности сверстников, некоторые черты характера, увлечения и умения  и догадаться, о ком из детей группы идет речь по рассказу-описанию.
  2. Эмоциональный компонент – переживание положительных чувств в общении, эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального состояния и настроения сверстника, эмоциональная поддержка. Для развития эмоционального компонента, воспитатель специально привлекает внимание детей к признакам выражения, эмоционального и физического состояния людей, учит ориентироваться на характерные особенности внешнего проявления человеком того или иного настроения (выражение лица: положение бровей, уголков рта, выражение глаз; типичные жесты, интонация речи). Для этого используются задания и упражнения, которые акцентируют внимание детей на анализе и сравнении эмоций, настроения.
  3. Поведенческо-деятельностный компонент – умение следовать в общении правилам и нормам, регулировать свои действия и эмоции, вести диалог, проявлять коммуникативную активность и взаимопонимание. Компонент подразумевает использование правил и норм общения при активном взаимодействии со сверстниками в процессе совместной деятельности.  Старшие дошкольники в совместной деятельности осваивают разные формы сотрудничества: договариваются о совместной деятельности; чередуют и согласовывают действия; обмениваются мнениями; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей.

Высокий уровень сформированности дружеских взаимоотношений достигается детьми при спланированной и систематической работе по каждому компоненту.

Для достижения успехов в сотрудничестве между детьми необходимо соблюдение ряда условий:

  • наличие положительной направленности детей на взаимодействие со сверстниками, выраженной в живом интересе дошкольников друг к другу, восприятии и оценке сверстника не только как друга, но и как партнера совместной деятельности, наличие желания сотрудничать с ним;
  • знание детьми правил, способов организации сотрудничества и эффективных вариантов поведения в процессе взаимодействия;
  • овладение умениями совместного речевого диалога, способности к согласованию, договоренности со сверстником в момент принятия цели, планирования, регуляции и достижения общего результата деятельности в процессе совместного решения образовательных задач;

Для грамотного планирования работы по формированию дружеских взаимоотношений дошкольников педагог должен выполнять требования основной образовательной программы дошкольного образования.  Мы провели анализ программ дошкольного образования, изучив содержание, которое предлагают авторы для образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Программа «От рождения до школы» [9] утверждает, что воспитание у детей доброжелательных и внимательных отношений к людям возможно только в том случае, если педагог сам относится к детям доброжелательно и внимательно, помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты.

Для формирования у детей доброжелательных отношений педагогу следует:

  • устанавливать понятные для детей правила взаимодействия;
  • создавать ситуации обсуждения правил, пояснения детьми их смысла;
  • поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию норм и правил.

Программа «Детство» [7] говорит о том, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок входит в мир социальных отношений. Авторы выделяют раздел «Взаимоотношения и сотрудничество», в котором утверждают о появлении в данном возрасте доброжелательного отношения к сверстникам, а также уважения к взрослым.

Перед педагогом стоят следующие задачи:

  • воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам;
  • развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении;
  • воспитание культуры поведения и общения, привычки  следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.

В целом высокий уровень взаимоотношений старшего дошкольника со сверстниками в совместной деятельности выражается в следующих показателях:

  1. Умение устанавливать контакт со сверстником: проявлять дружеское, доброжелательное расположение к партнеру с помощью соответствующего содержания обращения, интонации, темпа речи, жестов, мимики (приветливая речь, улыбка, одобрительные жесты).
  2. Умение ориентироваться на партнера с целью согласования позиций в общей деятельности.
  3. Умение вести диалог.
  4. Поведение в конфликтных ситуациях: нахождение справедливого общего решения.
  5. Результат взаимодействия: проявление положительного отношения к результату и общению в совместной деятельности; готовность продолжить общение.

Изучив вышеперечисленные программы, мы пришли к выводу, что содержание дошкольных образовательных программ в области социально-коммуникативного развития дошкольников может отличаться, но все они направлены на обучение детей общепринятым правилам поведения в обществе, развитие отзывчивости, доброжелательности, уважение, результатом чего становится формирование устойчивых доброжелательных отношений к другим людям.

Т.А. Павленко [12], рассматривая современный детский сад, говорит о том, что в настоящее время делается акцент на взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в процессе реализации всех видов деятельности и в различных составляющих образовательного процесса. Так, получила широкое распространение организация детей в малые группы для освоения образовательного содержания в совместной деятельности. Это идеи коллективной творческой деятельности, творческих дел, создание дружеского сообщества детей и др. Дети обсуждают волнующие их вопросы, проблемные ситуации, выбирают подходящее решение, представляют свой продукт, делают выводы.

Совместная деятельность открывает большие возможности для изучения состояния детских взаимоотношений. В такой деятельности возникают взаимоотношения дошкольников как по поводу её предметного содержания, так и эмоционально-нравственных проявлений детей как партнёров [3].

Совместная деятельность — это деятельность, характеризующаяся единством и взаимообусловленностью процессов познания и общения людей, участвующих в этой деятельности. Объективное содержание совместной деятельности определяется не только содержанием объекта труда, но и характером его отражения в сознании каждого взаимодействующего с ним субъекта [16].

Е.А. Пинхасова [13] считает, что сформированные отношения доброжелательности не только способствуют улучшению взаимоотношений детей, но и благотворно влияют на результаты совместной деятельности, которая выступает как организованная система активности взаимодействующих индивидов. Отсутствие у индивидов умения поддерживать доброжелательный тон взаимодействия приводит к разрушению совместной деятельности, и затрудняют реализацию субъектной позиции её участников. Рассматривая совместную деятельность как важнейший фактор воспитания доброжелательных отношений, она подчеркивает, что каждый вид детской деятельности содержит разные возможности для формирования данных отношений, что обусловлено спецификой содержательной и операционной структуры деятельности.

Г.М. Андреева [2] выделяет формы совместной деятельности:

  1. Совместно-индивидуальная деятельность, в которой каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других;
  2. Совместно-последовательная деятельность, когда общая задача выполняется последовательно каждым участником;
  3. Совместно-взаимодействующая деятельность, согласно которой имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

В работе с дошкольниками мы считаем целесообразным использовать совместно-взаимодействующую деятельность, при организации которой педагог получает возможность развивать коммуникативные навыки детей в процессе их взаимодействия друг с другом.

Авторы программы «Детство» [7] утверждают, что старшие дошкольники должны овладевать при поддержке взрослого умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям. В старшем дошкольном возрасте происходит освоение разных форм совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками: работа парами, подгруппами, фронтально, а также дети самостоятельно оценивают результаты совместной деятельности.

Организуя совместную деятельность, педагог должен дать воспитанникам возможность выбора занятий по интересам, а также возможность самореализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г.
  2.  Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. – 363 c.
  3. Бабаева, Т.И. Мониторинг в детском саду: Научно-методическое пособие / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 592 с.
  4. Бабаева, Т.И.  Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб. –метод. пособие. / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 224 с.
  5. Веракса, Н.Е. Развитие ребёнка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – СПб.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.
  6. Гриценко Н.В. Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Гриценко // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 54-56.
  7.  Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
  8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
  9.  Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. И доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 c.
  10.  Клейменова С.А. Психолого-педагогический аспект понятия «дружеские отношения» у детей старшего дошкольного возраста / С.А. Клейменова // Молодой ученый. — 2019. — №42. — С. 273-275.
  11.  Ларина О.В., Гоманюк О.Ю. Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду / О.В. Ларина, О.Ю. Гоманюк // Молодой ученый. — 2017. — №34.1. — С. 47-50.
  12.  Павленко Т.А. Особенности отношения детей к сверстникам в дошкольном возрасте / Т.А. Павленко // Детский сад от А до Я. – 2019. - №4 – С.13-23.
  13.  Пинхасова Е.А. Условия развития положительных взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре / Е.А. Пинхасова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №2. — С. 97-101.
  14. Сокольникова Н.М. Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности / Н.М. Сокольникова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №10. — С. 10-13.
  15.  Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с.
  16.  Белогурова Е. Словарь психологических терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belogurova.ru/glossary?letter=17&word=488.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная аттестационная дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи».

Дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи»....

СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ

Курсовая работа "Совместная трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство формирования ценностного отношения к труду" Специальность: 44.02.01. Дошкольное образование...

Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

"Формирование музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Формирование  музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста»...

Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, освоения культурных ценностей. В это время происходит интенсивная ориентир...

ГЕОБОРД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование представлений о геометрических  фигурах у детей дошкольного возраста лежит  в основе развития познавательных способностей и  играет важную роль в развитии личности. Дети ус...