МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПОНЯТИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПО, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
статья на тему
Остановимся на некоторых межпредметных понятиях в математике.
Например, понятия «корень», «корень уравнения», «корень слова», «сфера», «сфера услуг», «атмосфера», «интегрирование», «интеграция», изучаются в разных учебных дисциплинах и часть термина этих понятий совпадает.
Освоение обучающимися межпредметных понятий, формирование универсальных учебных действий и достижение метапредметных образовательных результатов – задача преподавателей общеобразовательных дисциплин, в том числе математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnye_ponyatiya_na_urokah_matematiki.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПОНЯТИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В СПО, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Курлович Е.П.
преподаватель математики
ГБ ПОУ «ВПТ»
Освоение обучающимися межпредметных понятий, формирование универсальных учебных действий и достижение метапредметных образовательных результатов – задача преподавателей общеобразовательных дисциплин, в том числе математики.
Любая наука представляет собой систему понятий, а значит понятие является основным элементом содержания материала, изучаемого на уроках математики. Понятие является объектом рассмотрения различных наук — логики, философии, психологии, поэтому существуют различные его трактовки. С точки зрения логики, любое понятие может быть охаракте- ризовано термином (имя, языковое выражение, знак понятия), смыслом (способ, которым может быть задано понятие) и значением (тот реальный предмет, который обозначен термином понятия).
Остановимся на некоторых межпредметных понятиях в математике.
Например, понятия «корень», «корень уравнения», «корень слова», «сфера», «сфера услуг», «атмосфера», «интегрирование», «интеграция», изучаются в разных учебных дисциплинах и часть термина этих понятий совпадает.
Система (от др.греч. σύστημα – целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определѐнную целостность, единство.
Рассмотрим значения понятий «система уравнений», «кровеносная система», «солнечная система», «политическая система», «периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».
Выделим общие свойства этих понятий: 1) рассматривается множество объектов; 2) объекты находятся в отношениях и связях друг с другом; 3) образуют определённую целостность; 4)некоторое свойство общества; 5) классификация.
Совокупность этих свойств представляет с логической точки зрения понятие (в данном случае — понятие «система»), и его целесообразно назвать межпредметным.
Изучением систем занимаются такие инженерные и научные дисциплины как теория систем, системный анализ, кибернетика, системная инженерия, термодинамика, системная динамика и т. д.
Понятие «система», актуализируется при изучении тем:
Базис. Координаты вектора;
Уравнения плоскости;
Геометрическая интерпретация комплексных чисел.
Умение находить координаты точки в Декартовой системе координат, позволяет применять это при нахождении объекта в пространстве, в том числе применять эти умения на уроках географии.
Такая работа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (УУД) и следовательно достижению метапредметного результата.
Рассмотрим современную трактовку понятия функция — это соответствие (правило, закон) между элементами двух множеств, при этом каждому элементу одного множества соответствует единственный элемент другого множества.
Рассмотрим, например понятие «функции государственных органов».
Можно выделить два множества: множество органов (например, законодательные, исполнительные и судебные) и множество полномочий органов. Выделим общие свойства понятий, подчинённых межпредметному понятию «функция»: 1) заданы два множества; 2) установлено соответствие (правило, закон) между элементами этих множеств. Причём, элементу одного множества может соответствовать несколько элементов второго множества (у судебных органов власти — несколько функций: конституционный кон- троль, правосудие и т. д.). Для «числовой функции» специфичным является свойство единственности: каждому элементу одного множества соответствует единственный элемент другого множества. Поэтому у обучающихся, могут возникнуть трудности с этим понятием в различных дисциплинах, так как большинство таких «функций» свойством единственности не обладают.
Организованная работа со свойствами понятий будет способствовать овладению учащимися такими универсальными учебными действиями, как рефлексия деятельности. В процессе формирования межпредметных понятий, за счёт выполнения различных форм заданий, обучающиеся учатся выражать свои мысли, ставить вопросы, прогнозировать результат и т.д., что способствует формированию регулятивных и коммуникативных УУД. Межпредметные понятия связаны с УУД не только тем, что применяются в различных предметах и жизненных ситуациях, но и тем, что формирование у обучающихся межпредметных понятий влияет на освоение ими УУД и в первую очередь познавательных.
Список литературы
1. Подходова Н. С., Иванова О. А. Проблемы формирования межпредметных понятий при изучении математики // Письма в Эмиссия.оффлайн, 2013.
2. Подходова Н. С. Методика формирования междисциплинарных понятий (на примере обучения ма- тематике): Уч.-метод. пособ. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 176 с.
3. Волкова Н.В. «Естественно-научное и математическое образование: современные методики и инновации, опыт практического применения». Всероссийская заочная научно-практическая конференция 15 апреля 2016 года. – Москва: Издательство «ДРОФА», 2016. – 641 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"
За последние десятилетия в обществе произошли кардингальные изменения о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овлад...
Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладени...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия
Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ.
Статья по данной проблеме....
Выпускная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"
Выпускная работа на тему: Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действиймладших школьников...
Статья. «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
Статья на тему: "Системно -деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" опубликована в сборнике " Применение инновационных ...
Реализация метапредметного подхода в обучении математике как средство формирования универсальных учебных действий
Для решения жизненных задач, помимо способностей и личностных качеств, необходимы учения. Имеенно умения и развивает прпеодаватель, работая с обучающимися....