МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПОНЯТИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПО, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
статья на тему

Курлович Елена Павловна

Остановимся на некоторых межпредметных понятиях в математике.

Например, понятия «корень», «корень уравнения», «корень слова», «сфера», «сфера услуг», «атмосфера», «интегрирование», «интеграция»,  изучаются в разных учебных  дисциплинах и часть термина этих понятий совпадает. 

Освоение обучающимися межпредметных понятий, формирование универсальных учебных действий и достижение метапредметных образовательных результатов – задача преподавателей общеобразовательных дисциплин, в том числе математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpredmetnye_ponyatiya_na_urokah_matematiki.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПОНЯТИЯ  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В СПО, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Курлович Е.П.

преподаватель математики

ГБ ПОУ «ВПТ»

Освоение обучающимися межпредметных понятий, формирование универсальных учебных действий и достижение метапредметных образовательных результатов – задача преподавателей общеобразовательных дисциплин, в том числе математики.

Любая наука представляет собой систему понятий, а значит понятие является основным элементом содержания материала, изучаемого на уроках математики. Понятие является объектом рассмотрения различных наук — логики, философии, психологии, поэтому существуют различные его трактовки. С точки зрения логики, любое понятие может быть охаракте- ризовано термином (имя, языковое выражение, знак понятия), смыслом (способ, которым может быть задано понятие) и значением (тот реальный предмет, который обозначен термином понятия).

Остановимся на некоторых межпредметных понятиях в математике.

Например, понятия «корень», «корень уравнения», «корень слова», «сфера», «сфера услуг», «атмосфера», «интегрирование», «интеграция»,  изучаются в разных учебных  дисциплинах и часть термина этих понятий совпадает.

Система (от др.греч. σύστημα – целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определѐнную целостность, единство.

Рассмотрим значения понятий «система уравнений», «кровеносная система», «солнечная система», «политическая система», «периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

 Выделим общие свойства этих понятий: 1) рассматривается множество объектов; 2) объекты находятся в отношениях и связях друг с другом; 3) образуют определённую целостность; 4)некоторое свойство общества; 5) классификация.  

Совокупность этих свойств представляет с логической точки зрения понятие (в данном случае — понятие «система»), и его целесообразно назвать межпредметным.

Изучением систем занимаются такие инженерные и научные дисциплины как теория систем, системный анализ, кибернетика, системная инженерия, термодинамика,  системная динамика и т. д.

Понятие «система», актуализируется при изучении тем:

Базис. Координаты вектора;

Уравнения плоскости;

Геометрическая интерпретация комплексных чисел.

Умение находить координаты точки в Декартовой системе координат, позволяет применять это при нахождении объекта в пространстве, в том числе применять эти умения на уроках географии.

Такая работа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (УУД) и следовательно достижению метапредметного результата.

Рассмотрим современную трактовку понятия функция — это соответствие (правило, закон) между элементами двух множеств, при этом каждому элементу одного множества соответствует единственный элемент другого множества.

Рассмотрим,  например понятие «функции государственных органов».

Можно выделить два множества: множество органов (например, законодательные, исполнительные и судебные) и множество полномочий органов. Выделим общие свойства понятий, подчинённых межпредметному понятию «функция»: 1) заданы два множества; 2) установлено соответствие (правило, закон) между элементами этих множеств. Причём, элементу одного множества может соответствовать несколько элементов второго множества (у судебных органов власти — несколько функций: конституционный кон- троль, правосудие и т. д.). Для «числовой функции» специфичным является свойство единственности: каждому элементу одного множества соответствует единственный элемент другого множества. Поэтому у обучающихся, могут возникнуть трудности с этим понятием в различных дисциплинах, так как большинство таких «функций» свойством единственности не обладают.

Организованная работа со свойствами понятий будет способствовать овладению учащимися такими универсальными учебными действиями, как рефлексия деятельности. В процессе формирования межпредметных понятий, за счёт выполнения различных форм заданий, обучающиеся учатся выражать свои мысли, ставить вопросы, прогнозировать результат и т.д., что способствует формированию регулятивных и коммуникативных УУД. Межпредметные понятия связаны с УУД не только тем, что применяются в различных предметах и жизненных ситуациях, но и тем, что формирование у обучающихся межпредметных понятий влияет на освоение ими УУД и в первую очередь познавательных. 

Список литературы

1. Подходова Н. С., Иванова О. А. Проблемы формирования межпредметных понятий при изучении математики // Письма в Эмиссия.оффлайн, 2013.

2. Подходова Н. С. Методика формирования междисциплинарных понятий (на примере обучения ма- тематике): Уч.-метод. пособ. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 176 с.

3. Волкова Н.В. «Естественно-научное и математическое образование: современные методики и инновации, опыт практического применения». Всероссийская заочная научно-практическая конференция 15 апреля 2016 года. – Москва: Издательство «ДРОФА», 2016. – 641 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"

За последние десятилетия в обществе произошли кардингальные  изменения о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся  в ходе  овлад...

Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладени...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия

Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...

Выпускная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

Выпускная работа на тему: Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действиймладших школьников...

Статья. «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

Статья на тему: "Системно -деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" опубликована в сборнике " Применение инновационных ...

Реализация метапредметного подхода в обучении математике как средство формирования универсальных учебных действий

Для решения жизненных задач, помимо способностей и личностных качеств, необходимы учения. Имеенно умения и развивает прпеодаватель, работая с обучающимися....