МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «Изготовление и внутриаптечный контроль глазных капель с атропином сульфатом»
методическая разработка на тему
Методическая разработка интегрированного практического занятия составлена в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для отработки профессиональных компетенций по двум дисциплинам. Методическая разработка содержит методические рекомендации для студентов по самоподготовке к бинарному практическому занятию, самостоятельную работу студентов на кружке по контролю качества лекарственных субстанций и различные вопросы, задаваемые студентом в процессе занятия. Она предусматривает подготовку компетентного специалиста готового преступить к профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atropin_metodrazrabotka_-_ot_10.10.2017.doc | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено на заседании ЦМК Протокол № 7 от 10 февраля 2014 г.
Председатель ЦМК химических дисциплин _______ Галузина Т.А. | УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по учебной работе ___________Л.А.Назарова |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
По ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
ТЕМА: «Изготовление и внутриаптечный контроль
глазных капель с атропином сульфатом»
Разработчики:
Галузина Т.А.- преподаватель высшей квалификационной категории,
преподаватель фармацевтической химии.
Чекмарева Н.А. - преподаватель высшей квалификационной категории,
преподаватель фармацевтической технологии.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01 «Фармация»
МДК 02.01.: «Технология изготовления лекарственных форм»
МДК 02.02.: «Контроль качества лекарственных средств».
КУРС: III
г. Калуга
2013 – 2014 уч. год
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «Изготовление и внутриаптечный контроль
глазных капель с атропином сульфатом»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
I. Научить студентов на профессиональном уровне:
- Производить расчеты количества сухих лекарственных средств, изотонирующих веществ, концентрированных растворов для изготовления глазных капель;
- Изготавливать глазные капли с учетом количества сухих лекарственных средств, в соответствии с требованиями нормативной документации;
- Проводить полный химический экспресс – анализ;
- Оформлять глазные капли к отпуску, содержащие лекарственные средства списка А.
II. Формировать навыки профессионального мышления и поведения.
III. Воспитывать добросовестное отношение к выполняемому заданию.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА практического занятия:
Показать комплексное применение знаний, умений, определенных навыков по изготовлению и анализу глазных капель с атропином сульфатом.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
- Требования ГФ к глазной лекарственной форме.
- Растворитель для глазных капель.
- Хранение, отпуск глазных лекарственных форм.
- Атропина сульфат (согласно алгоритма изучения лекарственных средств).
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ:
- Производить расчет количества лекарственных и вспомогательных веществ в глазных лекарственных формах.
- Изготавливать глазные капли различными методами, в том числе, с использованием концентратов.
- Выполнять внутриаптечный контроль лекарственных форм с атропином сульфатом, производить расчеты, делать заключение, вести отчетную документацию.
ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ:
- Совершенствовать организацию рабочего места по изготовлению и контролю лекарственных форм;
- Соблюдать санитарные требования при изготовлении лекарственных форм в асептических условиях;
- Готовить к стерилизации различные объекты;
- Проводить фильтрование глазных капель;
- Проводить контроль на механические включения;
- Оформлять ППК, лекарственный препарат к отпуску;
- Производить внутриаптечный контроль различных видов аптечной продукции, содержащих атропина сульфат.
ТИП ЗАНЯТИЯ: практическое занятие.
МЕТОД ОБУЧЕНЯ: самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: кабинет ПМ.02
ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 180 минут.
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Лекарственные средства: атропина сульфат, раствор атропина сульфата 1%, натрия хлорид, вода очищенная.
Лекарственная форма с атропином сульфатом.
Реактивы: раствор хлорида бария, раствор Люголя, 0,1 М раствор гидроксида натрия, спирт, хлороформ.
Индикатор: фенолфталеин.
Вспомогательный материал: биксы, весы, разновес, ножницы, алюминиевые колпачки для обжима флаконов, приспособление для обжима колпачков ПОК - 1, резиновые пробки, смесь этанола с эфиром, фильтровальная бумага, вощаная бумага, пергаментная бумага, салфетки, фильтры.
Посуда: стерильная мерная посуда, воронки, набор пробирок, колбы для титрования, мерные пипетки, мерные колбы, пенициллиновые флаконы.
Этикетки: «Глазные капли», «Хранить в прохладном, защищенном от света месте», «Обращаться осторожно».
Литература: ГФ X, XI.
Приказы МЗ РФ №214, 110, 305, 309.
Таблицы изотонических эквивалентов по натрия хлориду.
НАГЛЯДНОСТЬ: ТСО. Мультимедиа.
Формулы лекарственных средств практического занятия.
Таблицы изотонических эквивалентов по натрия хлориду.
ВПС:
ТИЛФ: т. «Государственное нормирование качества лекарственных средств»
т. «Дозирование в фармацевтической технологии»
т. «Капли»
т. «Изотонические растворы»
т. «Инъекционные растворы»
ККЛС: т. «Гетероциклические соединения»
т. «Расчеты во внутриаптечном контроле»
МДС:
Анатомия: т. «Строение глаза»
Лат.язык: т. «Рецепт»,
«Химическая номенклатура»
О/х: т. «Гетероциклические соединения»
ОЭФ и основы менеджмента:
Приказы №214, 305, 309, 110.
«Организация хранения ЛС и ИМН»,
«Прием рецептов и отпуск ЛС по рецептам врачей».
Ф/логия: т. «ЛС, влияющие на эфферентную НС (М - холинолитики)»
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ:
- Организационный момент до минут.
- Постановка цели занятия, её мотивация до минут.
- Входной контроль до минут.
а) фронтальный опрос (приложение №1)
б) тестовый опрос (приложение №2)
- Методические указания к практической работе до минут.
а) по фармацевтической технологии (приложение №3)
б) по фармацевтической химии (приложение №5)
- Выполнение практической работы до минут.
- Проверка промежуточных результатов
- Коррекция деятельности студентов (индивидуально для каждого)
- Контроль за отработкой практических умений
- Контроль за отработкой практических навыков
- Оформление дневника
- Подведение итогов: до минут.
а) по окончании изготовления лек.формы (приложение № 4)
б) по окончании анализа лек.формы (приложение №7)
- Задание на дом до минут.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Принять рапорт дежурного. Отметить готовность студентов к проведению практического занятия. Обратить внимание на внешний вид студентов, организацию рабочего места.
- ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ. МОТИВАЦИЯ:
В Калужской области два больших центра по лечению глазных заболеваний:
1 центр – офтальмологическое отделение областной больницы,
2 центр – МНТК «Микрохирургии глаза им. Федорова».
Всё разнообразие форм и красок окружающего нас мира воспринимаем с помощью глаза. Зрение даёт людям 90% информации. Поэтому глаз, как любой наш орган, должен быть здоров.
В курсе фармакологии вы подробно изучили фармакологические свойства атропина сульфата и знаете, что он назначается в глазной практике:
1) для создания покоя при некоторых воспалительных заболеваниях глаза.
2) атропина сульфат расширяет зрачок и применяется в диагностических целях, когда необходимо исследовать глазное дно.
Таким образом, лекарственная форма с атропином сульфатом востребована, она готовится в концентрации 1% на заводах.
Мы сегодня научимся готовить лекарственные формы, которые в заводских условиях не изготавливаются, но за которыми к нам будут обращаться клиенты.
Цель занятия – научиться изготавливать глазные лекарственные формы с атропином сульфатом и выполнять внутриаптечный контроль.
Основная задача – Показать комплексное применение знаний, умений, определенных навыков по изготовлению и анализу глазных капель с атропином сульфатом.
- ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ
Цель входного контроля – выяснить исходный уровень знаний и подготовку студентов к занятию. Входной контроль рекомендуется провести в виде:
а) фронтального опроса (приложение №1)
б) методом объективного тестирования (приложение №2)
- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ:
а) по фармацевтической технологии (приложение №3)
б) по фармацевтической химии (приложение №5)
- ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
Студенты работают самостоятельно согласно методических указаний преподавателей.
1. Проверка промежуточных результатов ведется:
а) МДК 02.01.:
- Организация рабочего места;
- Выполнение расчетов;
- Техника изготовления;
- Оформление ППК;
- Оформление к стерилизации;
- Оформление к отпуску лекарственного препарата.
б) МДк 02.02.:
- Взятие навески для анализа (налить лекарственную форму в пробирку промыть пипетку);
- Отлитый раствор использовать для выполнения реакций подлинности:
- Капельно: на сульфат – анион с раствором BaCI2;
- Капельно: на алкалоид атропин с раствором Люголя;
- Отмеривание лекарственной формы в пенициллиновую склянку;
- Нейтрализация спирта с хлороформом по фенолфталеину;
- Титрование из пипетки;
- Определение конца титрования;
- Снятие по пипетке расхода рабочего раствора.
В процессе самостоятельной работы студентов, преподаватели контролируют все выполняемые ими действия, стимулируют поощрением за отдельно выполненные операции, дают практические советы, в случае затруднения студента.
В процессе изготовления лекарственной формы, студентам могут быть заданы вопросы (см. приложение №4).
В процессе химического экспресс – анализа лекарственной формы, студентам могут быть заданы вопросы (см. приложение №6).
При подведении итогов химического экспресс – анализа студентам задаются вопросы (см. приложение №7).
Преподаватель принимает оформленные к отпуску лекарственные препараты.
В процессе приема лекарственных препаратов, преподаватель, по своему усмотрению, может задать вопросы студентам (см. приложение №8).
2. Коррекция деятельности студентов индивидуально для каждого.
(при неточных выполнениях манипуляций корректируют действия студента).
3. Контроль за отработкой практических умений.
- Производить расчет количества лекарственных и вспомогательных веществ в глазных лекарственных формах.
- Изготавливать глазные капли различными методами, в том числе, с использованием концентратов.
- Выполнять внутриаптечный контроль лекарственных форм с атропином сульфатом, производить расчеты, делать заключение, вести отчетную документацию.
4. Контроль за отработкой практических навыков.
- Совершенствовать организацию рабочего места по изготовлению и контролю лекарственных форм;
- Соблюдать санитарные требования при изготовлении лекарственных форм в асептических условиях;
- Готовить к стерилизации различные объекты;
- Проводить фильтрование глазных капель;
- Проводить контроль на механические включения;
- Оформлять ППК, лекарственный препарат к отпуску.
5. Оформление дневника.
(по ранее указанной форме).
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
Студенты информируют о результатах своей учебно – исследовательской работы:
- по применению лекарственных форм с атропином сульфатом
- по выполнению качественных реакций на алкалоид атропин.
Преподаватель отмечает, что практическое занятие подходит к концу и подводит итоги самостоятельной работы, спрашивая:
- Достигнута ли цель нашего занятия?
- Чему студенты научились на занятии?
- Преподаватель отмечает основные умения и навыки, которые студенты отрабатывали на занятии.
- Преподаватель отмечает те умения, которые студенты выполняли на высоком уровне.
- Преподаватель отмечает общие ошибки.
- Преподаватель объявляет оценки за практическую работу, комментирует их.
VII. ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
МДК 02.01:
Тема: «Изготовление примочек. Глазные мази»
Повторение темы: «Линименты, мази, пасты»
1. И.И.Краснюк, Г.В,Михайлова «Практикум по технологии лекарственных форм», М.: «Академия», 2006 год. Стр. 279 – 311.
2. В.И.Погорелов «Фармацевтическая технология», Ростов на Дону.: «Феникс», 2002 год. Стр.: 243 – 261.
3. Конспект лекций.
Обратить внимание на особенности введения лек.средств в глазные мази, т.к. от этого зависит терапевтическое действие лек.средств.
МДК 02.02.:
Методические рекомендации к практическому занятию № 30 по теме:
«Внутриаптечный контроль лекарственных форм из группы производных изохинолина. Анализ порошков папаверина гидрохлорида с сахаром, выписанных по требованиям ЛПУ. Работа с рецептурой, содержащей ядовитые и наркотические вещества».
- Г.А. Мелентьева, Л.А. Антонова «Фармацевтическая химия»,
Стр.: 413– 415, 417– 429.
- Конспект лекции.
Приложение №1
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
Цель фронтального опроса – активизация мыслительной активности студентов и создание благоприятной психологической атмосферы для включения в работу.
Данный вид опроса составлен на основе теоретических знаний студентов, полученных на лекциях по предметам фармацевтическая технология, фармацевтическая химия и на основе умений, полученных на предыдущих практических занятиях.
Фронтальный опрос рассчитан на 10 минут. Преподаватель задает вопросы по очереди каждому из студентов. Если студент не справляется с данным вопросом, то вопрос переходит к следующему студенту (по выбору или по желанию).
За фронтальный опрос студенты получают набранное количество баллов, согласно критерия оценки.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ
ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА
Максимальное количество баллов – 0,2 балла
За каждый правильный ответ студент получает – 0,1 балл
За каждую неточность в ответе снимается – 0,05 балла
За каждое добавление к ответу прибавляется – 0,05 балла
Перечень вопросов фронтального опроса:
- Дать определение глазным каплям.
Ответ: Глазные капли – это лекарственная форма, предназначенная для инстилляции в глаз.
- Перечислите требования ГФ - XI к глазным каплям.
Ответ:
а) комфортность
б) стерильность
в) чистота
г) стойкость
д) точность концентрации
е) пролонгированность
3. Чем обеспечивается комфортность глазных капель?
Ответ: добавлением изотонирующих лекарственных средств.
Приложение №1
4. Чем обеспечивается стерильность глазных капель?
Ответ: асептическим изготовлением глазных капель с последующей стерилизацией.
5. Чем обеспечивается чистота глазных капель?
Ответ: чистотой лекарственных средств, посуды, вспомогательного материала и фильтрации.
6. Чем обеспечивается точность концентрации глазных капель?
Ответ: выбором метода изготовления и фильтрации.
7. Назвать особенности фильтрации глазных капель?
Ответ: через одинарный складчатый фильтр и тампон ваты, предварительно промытый водой, не входящей в объем лекарственной формы.
- Перечислить обязательные виды контроля для глазных лекарственных форм, содержащих ядовитые наркотические вещества.
Ответ:
Глазные капли, содержащие ядовитые и наркотические вещества, подвергаются обязательно:
- органолептическому
- письменному
- полному химическому до стерилизации с определением рН среды, изотонирующих и стабилизирующих веществ.
- контролю при отпуске
- Назвать класс соединения лекарственной субстанции атропина сульфат.
Ответ: Атропина сульфат – средняя соль, образованная алкалоидом атропином и минеральной серной кислотой.
- Чем по химической природе является алкалоид атропин?
Ответ: Алкалоид атропин – конденсированная гетероциклическая система, имеющая в структуре сложно – эфирную связь.
- Указать гетероциклы из которых построен алкалоид атропин.
Ответ:
- пирролидин – пятичленный гетероцикл с атомом азота без двойных связей
- пиперидин – шестичленный гетероцикл с атомом азота без двойных связей.
Приложение №1
- Перечислить фармакопейные реакции на лек. субстанцию атропина сульфат.
Ответ:
- Групповая реакция – Витали Морена (конц. азотная кислота, спиртовой раствор едкого калия, ацетон) - реакция по сложно – эфирной группе.
- Реакция осаждения основания раствором аммиака с последующим определением температуры плавления выделенного основания.
- Реакция открытия сульфат – аниона с хлоридом бария.
- Назвать реакцию открытия алкалоида атропина во внутриаптечном контроле.
Ответ: Реакция с раствором Люголя – осадок бурого цвета.
- Назвать метод количественного определения атропина сульфата во внутриаптечном контроле.
Ответ: Метод алкалиметрии в спирто – водно – хлороформной среде с индикатором фенолфталеин.
Подвести итог, отметить успешно работающих студентов.
Приложение №2
ТЕСТОВЫЙ ОПРОС
Студентам предлагается выполнить задания тестированного опроса по вариантам (2 варианта) в программе «Аист – 2W», по 10 заданий в каждом варианте.
ТИПЫ ТЕСТОВ:
- Выбрать один правильный ответ (5 заданий)
- Выбрать один правильный множественный ответ (5 заданий)
Варианты идентичны. На занятии проводятся в письменном виде.
ЦЕЛЬ: определить студентов со слабой теоретической подготовкой к практическому занятию.
Критерий оценки:
оценка «5» – 10 баллов (0 ошибок) 0,8 балла
оценка «4» – 9 баллов – 8 баллов (2 ошибки) 0,7 балла
оценка «3» – 7 баллов – 6 баллов (4 ошибки) 0,6 балла
оценка «2» – 5 баллов и менее (5 ошибок и более) 0,5 балла
Задания проверяет один из преподавателей. Другой работает с группой.
Приложение №3
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ
На занятии Вы будете изготавливать глазные капли с атропином сульфатом по индивидуальным прописям:
Вспомним:
1) Как вы будете готовить глазные капли с концентрацией сухих лекарственных средств до 3%.
Ответ: методом 2х подставок.
- В чем сущность данного метода?
Ответ: отмеривают точное количество воды и делят на 2 подставки. В одной растворяют лекарственные средства и вспомогательные вещества фильтруют в отпускной флакон через одинарный складчатый фильтр и тампон ваты, предварительно промытый водой, не входящий в объем лекарственной формы. Проверяют на чистоту и через этот же фильтр фильтруют воду из второй подставки.
- Какая особенность изготовления глазных капель с концентрацией сухих средств 0,25%.
Ответ: необходимо использовать концентраты.
- Почему?
Ответ: Количество лекарственного средства нельзя отвесить на весах.
- В чем недостаток глазных капель в маленьких концентрациях?
Ответ: глазные капли гипотоничны.
- Что необходимо сделать фармацевту, чтобы капли были комфортны при применении?
Ответ: добавить изотонирующее вещество.
Приложение №3
Когда получите рецепт, необходимо:
- Выполнить расчеты.
- Выбрать метод изготовления глазных капель, исходя из концентрации сухих лекарственных средств.
- Организовать рабочее место.
- Изготовить глазные капли, соблюдая санитарный режим и алгоритм изготовления лекарственных форм с лекарственными средствами списка А.
- Оформить лицевую сторону ППК.
- Отлить навеску лекарственной формы для анализа.
- Выполнить полный химический анализ изготовленной лекарственной формы.
- Оформить лекарственную форму к стерилизации.
- Оформить глазные капли к отпуску.
Каждый студент получает индивидуальный рецепт, в процессе всей самостоятельной работы студентов, преподаватель работает с каждым студентом индивидуально, корректируя, в случае необходимости, работу студента, контролируя отработку практических умений.
Приложение №3
Техника изготовления лекарственной формы (рецепт №418)
Rp: Solutionis Atropini sulfatis 0,25% - 10ml
M.D.
S.: По 2 капли в день в оба глаза.
Расчёт: Воды очищенной 7,5 мл
Натрия хлорида 0,08
Раствора атропина сульфата 1% - 2,5 мл
Vоб = 10 мл.
Эквивалент по натрию хлориду = 0,1
Отмерить цилиндром 7,5 ил воды очищенной, разлить примерно пополам на две пенициллинки, в одной растворить 0,08 натрия хлорида, профильтровать в отпускной флакон через одинарный складчатый фильтр и тампон ваты, предварительно промытый водой, не входящей в объем лекарственной формы, проверить на чистоту и профильтровать воду очищенную из другой пенициллинки в отпускной флакон через этот же фильтр. Проверить на чистоту.
Получить у провизора – технолога концентрат атропина сульфата, соответствующе оформив обратную сторону рецепта, перемешать, отлить на анализ, оформить лицевую сторону ППК, после положительного результата, оформить лекарственную форму к стерилизации (укупорив резиновой пробкой, обжать алюминиевым колпачком, обвязать пергаментом), указать:
Sol. Atropini sulfatis 0,25%, дата, подпись.
Стерилизовать при t 100° - 30 минут.
Проверить на чистоту.
Оформить к отпуску. Этикетка «Глазные капли», «Обращаться осторожно», опечатать.
Больному отдать сигнатуру, рецепт оставляют в аптеке.
Аналогичная техника изготовления в рецептах №521, 611, 176
(количество лекарственных средств – разные)
Приложение №3
Техника изготовления лекарственной формы (рецепт №432)
Rp: Solutionis Atropini sulfatis 0,5% - 10ml
M.D.
S.: По 2 капли в день в левый глаз.
Расчёт: Атропина сульфата 0,05
Натрия хлорида 0,08
Воды очищенной 10мл
Vоб = 10 мл.
Эквивалент по натрию хлориду = 0,1
Отмерить 10 мл воды очищенной, разделить на 2 подставки, в одной растворить 0,05 атропина сульфата, полученного у провизора – технолога, 0,08 натрия хлорида, профильтровать в отпускной флакон через одинарный складчатый фильтр и тампон ваты, предварительно промытый водой очищенной, не входящей в объем лекарственной форм. Проверить на чистоту и из второй подставки профильтровать воду через этот же фильтр. Отлить на анализ. Выписать лицевую сторону ППК, после положительного анализа оформить лекарственную форму к стерилизации, закрыть резиновой пробкой и обжать алюминиевым колпачком, обвязать пергаментом,
где указать:
Sol. Atropini sulfatis 0,05%, дата, подпись.
Стерилизовать при t 100° - 30 минут.
Проверить на чистоту.
Оформить к отпуску. Этикетка «Глазные капли», «Обращаться осторожно», опечатать.
Больному отдать сигнатуру, рецепт оставляют в аптеке.
Аналогичная техника изготовления в рецепте №519
(количество лекарственных средств разные)
Приложение №3
Техника изготовления лекарственной формы (рецепт №435)
Rp: Solutionis Atropini sulfatis 2% - 5ml
M.D.
S.: По 2 капли в день в правый глаз.
Расчёт: Атропина сульфата 0,1
Натрия хлорида 0,05
Воды очищенной до 5мл
Vоб = 5 мл.
Эквивалент по натрию хлориду = 0,1
Отмерить примерно 2,5 мл воды очищенной в подставку, растворить 0,1 атропина сульфата, полученного у провизора – технолога, добавить 0,05 натрия хлорида, профильтровать в мерный цилиндр через одинарный складчатый фильтр и тампон ваты, предварительно промытый водой очищенной, не входящей в объем лекарственной формы. Проверить на чистоту, и через этот же фильтр довести водой очищенной до 5 мл. Перелить в отпускной флакон.
Отлить на анализ. Выписать лицевую сторону ППК, после положительного анализа оформить лекарственную форму к стерилизации, закрыть резиновой пробкой и обжать алюминиевым колпачком, обвязать пергаментом,
где указать:
Sol. Atropini sulfatis 2%, дата, подпись.
Стерилизовать при t 100° - 30 минут.
Проверить на чистоту.
Оформить к отпуску. Этикетка «Глазные капли», «Обращаться осторожно», опечатать.
Больному отдать сигнатуру, рецепт оставляют в аптеке.
Приложение №4
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ВОПРОСЫ СТУДЕНТАМ,
ЗАДАВАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
ЛЕКАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ
1. С какой целью добавляют натрия хлорид в глазные капли?
Ответ: Для создания комфортности, чтобы осмотическое давление глазных капель было равным осмотическому давлению биологических жидкостей организма.
Чтобы не было жжения, слезотечения при закапывании глазных капель.
2. Почему концентрат атропина сульфата добавляют в последнюю очередь в лекарственную форму?
Ответ: так как концентраты не требуют фильтрации.
3. Почему глазные капли готовят в асептических условиях?
Ответ: Чтобы предотвратить попадание микроорганизмов и их спор в лекарственную форму, т.к. глаз – стерильный орган и лекарственная форма не должна инфицировать его.
4. Какой приказ регламентирует условия хранения и сроки годности глазных капель?
Ответ: Приказ МЗ РФ № 214 от 16.07.97 г.
5. Каким методом готовите глазные капли и почему?
Ответ: Методом 2-х подставок, т.к. концентрация сухих лекарственных средств меньше 3%.
6. Почему Вы фильтр промывали водой, не входящей в объем лекарственной формы?
Ответ: Чтобы сохранить концентрацию лекарственного средства и объем лекарственной формы.
7. Почему концентрат атропина сульфата не фильтруют?
Ответ: Концентрат при изготовлении уже профильтрован.
Приложение №5
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРСС – АНАЛИЗА
ИЗГОТОВЛЕННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ
- Начать с проверки выполнения расчётов в записных книжках.
- Разобрать этапы выполнения каждого задания согласно методике.
- Обратить внимание на оформление протокола анализа.
1) Возьми: Раствора атропина сульфата 2% - 10 мл
Смешай. Выдай.
Обозначь: По 2 капли в день в левый глаз.
2) Возьми: Раствора атропина сульфата 2% - 5 мл
Смешай. Выдай.
Обозначь: По 2 капли 1 раз в день в правый глаз.
3) Возьми: Раствора атропина сульфата 0,5% - 10 мл
Смешай. Выдай.
Обозначь: По 2 капли в день в оба глаза.
4) Возьми: Раствора атропина сульфата 0,25% - 10 мл
Смешай. Выдай.
Обозначь: По 2 капли в день в правый глаз.
5) Возьми: Раствора атропина сульфата 0,1 % - 10 мл
Дай. Обозначь: По 2 капли в левый глаз.
1. Обосновать контроль качества лекарственной формы.
2. Выполнить органолептический контроль, письменный контроль полный химический экспресс – анализ:
- качественный: капельно:
- на сульфат – ион с раствором хлорида бария;
- открытие атропина с раствором Люголя.
3. Количественный анализ:
- выполнить предварительный расчёт, если Т = 0,03474 г/мл;
- техника выполнения: в колбу для титрования отмерить 2 мл хлороформа и 1 мл спирта, прибавить 2 капли фенолфталеина и рабочий раствор едкого натра до слабо – розовой окраски, отмерить рассчитанную навеску, титровать рабочим раствором до слабо-розовой окраски.
- Оформить протокол анализа в дневнике по таблице, предложенной ранее.
- Анализ зарегистрировать в журнале.
Приложение №5
1) Возьми: Раствора атропина сульфата 2 % - 10 мл
Смешай. Выдай.
Обозначь: По 2 капли в день в левый глаз.
Предварительный расчёт:
- Сколько грамм атропина сульфата содержится в ЛФ по рецепту?
2 – 100
х – 10 х =mт = = 0,2
- Чему равна навеска ЛФ для анализа?
В = 1 мл
- Сколько граммов атропина сульфата содержится в навеске ЛФ?
2 – 100
х – 1 х = = 0,02
- Сколько мл 0,1 моль/л раствора натрия гидроксида пойдёт на титрование навески ЛФ, содержащей 0,02 атропина сульфата, если То= 0,03474 г/мл.
1 мл 0,1 моль/л раствора NaOH оттитровывает 0,03474 г атр. сульф.
х мл 0,1 моль/л раствора NaOH оттитровывает 0,02 г атр. сульф.
х = = 0,575 ≈ 0,58 мл (Ат)
Вывод: расход рабочего раствора не укладывается в интервал 1–3 мл, следовательно, надо уменьшить концентрацию рабочего раствора в 5 раз, тогда расход рабочего раствора увеличиться в 5 раз.
0,58 · 5 = 2,9 мл
На титрование берём навеску 1 мл и титруем 0,02 моль/л рабочим раствором.
Расчёт интервала расхода рабочего раствора:
По приказу № 305 допустимое отклонение на вес 0,2 составляет + 10 %
(строка свыше 0,1 до 0,2 включительно).
Аmin = 2,9 • 0,9 = 2,61 мл
Аmax = 2,9 • 1,1 = 3,19 мл
Титруем из пипетки на 5 мл, цена деления 0,05.
Приложение №5
2) Возьми: Раствора атропина сульфата 2 % - 5 мл
Смешай. Выдай.
Обозначь: По 2 капли 1 раз в день в оба глаза.
Предварительный расчёт:
- Сколько грамм атропина сульфата содержится в ЛФ по рецепту?
2 – 100
х – 5 х =mт = = 0,1
- Чему равна навеска ЛФ для анализа?
В = 1 мл
- Сколько граммов атропина сульфата содержится в навеске ЛФ?
2 – 100
х – 1 х = = 0,02
- Сколько мл 0,1 моль/л раствора натрия гидроксида пойдёт на титрование навески ЛФ, содержащей 0,02 атропина сульфата, если То= 0,03474 г/мл.
1 мл 0,1 моль/л раствора NaOH оттитровывает 0,03474 г атр. сульф.
х мл 0,1 моль/л раствора NaOH оттитровывает 0,02 г атр. сульф.
х = = 0,575 ≈ 0,58 мл (Ат)
Вывод: расход рабочего раствора не укладывается в интервал 1–3 мл, следовательно, надо уменьшить концентрацию рабочего раствора в 5 раз, тогда расход рабочего раствора увеличиться в 5 раз.
0,58 · 5 = 2,9 мл
На титрование берём навеску 1 мл и титруем 0,1 моль/л рабочим раствором.
Расчёт интервала расхода рабочего раствора:
По приказу № 305 допустимое отклонение на вес 0,2 составляет + 15 %
(строка свыше 0,02 до 0,1 включительно).
Аmin = 2,9 • 0,85 = 2,47 мл
Аmax = 2,9 • 1,15 = 3,34 мл
Титруем из пипетки на 5 мл, цена деления 0,05.
Приложение №5
3) Возьми: Раствора атропина сульфата 0,5 % - 10 мл
Смешай. Выдай.
Обозначь: По 2 капли в день в правый глаз.
Предварительный расчёт:
1. Сколько грамм атропина сульфата содержится в ЛФ по рецепту?
0,5 – 100
х – 10 х =mт = = 0,05
2. Чему равна навеска ЛФ для анализа?
В = 1 мл
- Сколько граммов атропина сульфата содержится в навеске ЛФ?
0,5 – 100
х – 1 х = = 0,005
- Сколько мл 0,1 моль/л раствора натрия гидроксида пойдёт на титрование навески ЛФ, содержащей 0,005 атропина сульфата, если То= 0,03474 г/мл.
1 мл 0,1 моль/л раствора NaOH оттитровывает 0,03474 г атр. сульф.
х мл 0,1 моль/л раствора NaOH оттитровывает 0,005 г атр. сульф.
х = = 0,143 ≈ 0,14 мл (Ат)
Вывод: расход рабочего раствора не укладывается в интервал 1–3 мл, следовательно, надо уменьшить концентрацию рабочего раствора в 5 раз, тогда расход рабочего раствора увеличиться в 5 раз.
0,14 · 5 = 0,7 мл
Увеличиваем навеску в 2 раза. Тогда на титрование навески пойдет 0,02 моль/л рабочего раствора 1,4 мл.
(0,7 мл ∙ 2 = 1,4 мл)
Вывод: На титрование берём навеску 2 мл и титруем 0,02 моль/л рабочим раствором.
Расчёт интервала расхода рабочего раствора:
По приказу № 305 допустимое отклонение на вес 0,05 составляет + 15 %
(строка свыше 0,02 до 0,1 включительно).
Аmin = 1,4 • 0,85 = 1,19 мл
Аmax = 1,4 • 1,15 = 1,61 мл
Титруем из пипетки на 2 мл, цена деления 0,02.
Приложение №5
4) Возьми: Раствора атропина сульфата 0,25 % - 10 мл
Смешай. Выдай.
Обозначь: По 2 капли в день в оба глаза.
Предварительный расчёт:
1. Сколько грамм атропина сульфата содержится в ЛФ по рецепту?
0,25 – 100
х – 10 х =mт = = 0,025
2. Чему равна навеска ЛФ для анализа?
В = 1 мл
- Сколько граммов атропина сульфата содержится в навеске ЛФ?
0,25 – 100
х – 1 х = = 0,0025
- Сколько мл 0,1 моль/л раствора натрия гидроксида пойдёт на титрование навески ЛФ, содержащей 0,0025 атропина сульфата, если То= 0,03474 г/мл.
1 мл 0,1 моль/л раствора NaOH оттитровывает 0,03474 г атр. сульф.
х мл 0,1 моль/л раствора NaOH оттитровывает 0,0025 г атр. сульф.
х = = 0,07 ≈ 0,07 мл (Ат)
Вывод: расход рабочего раствора не укладывается в интервал 1–3 мл, следовательно, надо уменьшить концентрацию рабочего раствора в 5 раз, тогда расход рабочего раствора увеличиться в 5 раз.
0,07 · 5 = 0,35 мл
Увеличиваем навеску в 2 раза.
На титрование берём навеску 2 мл и титруем 0,02 моль/л рабочим раствором. Тогда расход рабочего раствора составит 0,7 мл.
Расчёт интервала расхода рабочего раствора:
По приказу № 305 допустимое отклонение на вес 0,025 составляет + 15 %
(строка свыше 0,02 до 0,1 включительно).
Аmin = 0,7 • 0,85 = 0,595 мл
Аmax = 0,7 • 1,15 = 0,81 мл
Титруем из пипетки на 1 мл, цена деления 0,01.
Приложение №6
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ВОПРОСЫ СТУДЕНТАМ,
ЗАДАВАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ИМИ
ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПРЕСС - АНАЛИЗА
- Какова роль спирта и хлороформа?
- Указать признак конца титрования.
- Цена деления пипетки.
- Укажите переход окраски индикатора.
- Дайте обоснование точки эквивалентности.
- Приготовление 0,02 моль/л рабочего раствора.
- Техника нейтрализации вспомогательного вещества.
Приложение №7
ВОПРОСЫ ПРИ ПОДВЕДЕНИИ ИТОГОВ
ВНУТРИАПТЕЧНОГО КОНТРОЛЯ
- Какой гетероцикл называют пиперидином, пирролидином?
- Из каких гетероциклов построено ядро тропана?
- К какому классу соединений относится алкалоид атропин?
- Какие исходные продукты образуют эфир?
- Указать класс соединения атропина сульфата.
- Какие реакции используются для открытия атропина сульфата по ГФ?
- Раскрыть методику выполнения реакции Витали – Морена.
- Назвать эффект реакции с реактивом
парадиметиламинобензальдегидом.
- Перечислить методы количественного определения атропина сульфата.
- Назвать фармакопейный метод количественного определения атропина сульфата.
- Назвать метод количественного определения, используемый во внутриаптечном контроле.
Приложение №8
ВОПРОСЫ, ЗАДАВАЕМЫЕ СТУДЕНТАМ
В ПРОЦЕССЕ ПРИЕМА ЛЕКАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ:
- Каким методом готовили лек. форму и почему?
- Особенности фильтрации глазных капель?
- Чем достигается чистота глазных капель?
- Что показывает изотонический эквивалент препарата по хлориду натрия?
- Назвать приказ, регламентирующий оформление рецепта на глазные капли с атропином сульфатом?
- С какой целью добавляли натрия хлорид в глазные капли?
- Режим стерилизации глазных капель с атропином сульфатом?
- Назвать правила изготовления лек. форм с использованием концентратов?
- Указать режим стерилизации посуды и вспомогательного материала, используемые для изготовления глазных капель.
- Особенности оформления к отпуску глазных капель с атропином сульфатом?
Приложение №9
ОПЕРЕЖАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:
- Таксировка рецептов на глазные капли, изготовляемые на занятии (ОЭФ)
- Применение лекарственных форм с атропином сульфатом
(фармакология презентация студента)
- УИРС: выполнение возможных реакций подлинности на алкалоид атропин
(кружок фармацевтической химии)
- Изучение физических свойств атропина сульфата, натрия хлорида, воды очищенной.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
- План – конспект занятия (для преподавателя).
- Перечень вопросов фронтального опроса (приложение №1).
- Тестовые задания входного контроля (приложение №2).
- Бланки рецептов, протаксированных студентами (на предмете ОЭФ).
- Методические указания по выполнению:
а) изготовления лекарственных форм с атропином сульфатом
(приложение №3).
б) химического экспресс – анализа, изготовленных лекарственных форм
(приложение №5).
6. Предполагаемые вопросы студентам, задаваемые в процессе:
а) изготовления лекарственной формы (приложение №4).
б) выполнения ими химического экспресс – анализа (приложение №6).
7. Вопросы при подведении итогов внутриаптечного контроля
(приложение №7).
8. Вопросы, задаваемые студентам в процессе приема лекарственной формы
(приложение №8).
9. Опережающие задания студентам (приложение №9).
10. Алгоритм выполнения химического экспресс – анализа.
11. Выписки из приказов МЗ РФ №214, 305.
- Журнал регистрации выполненного анализа.
- Таблица изотонических эквивалентов по натрию хлориду.
14. Презентация УИРС: по выполнению качественных реакций на атропина сульфат.
15. Презентация по применению лекарственных форм с атропином сульфатом.
(подготовленная студентом на основе знаний предмета фармакология).
16. Методические указания для самоподготовки студентов к бинарному практическому занятию.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01 «Фармация»
МДК 02.01.: Технология изготовления лекарственных форм
МДК 02.02.: Контроль качества лекарственных форм
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО САМОПОДГОТОВКЕ К БИНАРНОМУ
ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ТЕМА: «Изготовление и внутриаптечный контроль
глазных капель с атропином сульфатом»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
- Научиться изготавливать глазные капли, оценивать их качество на основе теоретических положений, свойств лекарственных средств и в соответствии с требованиями нормативной документации;
- Усвоить и отработать методику химического экспресс – анализа глазных капель с атропином сульфатом;
- Закрепить умение по изотонированию глазных капель натрием хлоридом;
- Закрепить умение выполнять расчеты во внутриаптечном контроле.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: кабинет ПМ.02
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ:
1) ПОВТОРИТЬ:
Основные вопросы:
- МДК 02.01. по темам:
- «Капли для наружного и внутреннего применения»,
- «Растворы для инъекций»,
- «Государственное нормирование качества лекарственных средств».
- МДК 02.02. по темам:
- «Основные положения и документы, регламентирующие фармацевтический анализ, приказы МЗ РФ №214, №305»,
- «Методы количественного анализа»
2) ЗНАТЬ:
- Требования ГФ к глазным лекарственным формам.
- Растворитель для глазных капель.
- Изготовление глазных капель.
- Хранение, отпуск глазных лекарственных форм.
- Лекарственные средства атропина сульфат, барбитал, фенобарбитал, барбитал натрий.
- Расчеты в экспресс – анализе.
- Произвести расчеты, разобрать методы изготовления, оформление глазных капель к стерилизации и отпуску по прописям:
1) Возьми: Раствора атропина сульфата 2% - 10 мл
Дай. Обозначь: По 1 капле в оба глаза.
2) Возьми: Раствора натрия сульфацила 20% - 10 мл
Дай. Обозначь: По 2 капли 2 раза вдень в оба глаза
3) Возьми: Раствора атропина сульфата 0,1 % - 10 мл
Дай. Обозначь: По 2 капли в правый глаз.
4) Возьми: Раствора цинка сульфата 0,25% - 10 мл
Кислоты борной ск.н.
Дай. Обозначь: По 2 капли 3 раза в день в левый глаз.
5) Возьми: Раствора атропина сульфата 0,25 % - 10 мл
Дай. Обозначь: По 2 капли в правый глаз.
6) Возьми: Раствора рибофлавина 1: 5000 - 10 мл
Кислоты аскорбиновой 0,05
Глюкозы 0,5
Смешай. Дай.
Обозначь: По 2 капли 3 раза в день в оба глаза.
7) Возьми: Раствора атропина сульфата 2% - 5 мл
Дай. Обозначь: По 1 капле в оба глаза.
8) Возьми: Раствора атропина сульфата 0,5 % - 10 мл
Дай. Обозначь: По 2 капли в левый глаз.
4) ВЫПОЛНИТЬ:
а) Предварительный расчет, расчет интервала расхода рабочего раствора для лекарственных форм под номерами 1,5,7,8.
б) Проработать физические свойства атропина сульфата, натрия хлорида, воды очищенной по ГФ Х в дневниках.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
- Дать определение глазным каплям.
- Перечислить требования ГФ XI к глазным каплям.
- Чем обеспечиваются требования ГФ XI к глазным каплям?
- Знать алгоритмы изготовления глазных капель с концентрацией сухих лекарственных средств до 3%, 3% и более.
- Как простерилизовать посуду, вспомогательный материал, используемый для изготовления глазных капель?
- Какой гетероцикл называют пиперидином, пирролидином?
- Из каких циклов построено ядро тропана?
- Какие реакции используются для открытия атропина сульфата по ГФ?
- Перечислить методы количественного определения атропина сульфата, барбитала, фенобарбитала.
- В тетрадях для самостоятельных работ выполнить расчет задачи
№6, стр. 35. Методическое пособие для самостоятельного изучения расчетов, применяемых в фармацевтическом анализе для студентов III – IV курсов.
ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- Работать с приказами.
- Организовывать рабочее место.
- Производить расчеты количества лекарственных средств и вспомогательных веществ в глазных каплях.
- Изготавливать глазные капли различными методами, в том числе, с использованием концентратов.
- Владеть всеми видами внутриаптечного контроля.
- Выполнять внутриаптечный контроль лекарственных форм с органическими лекарственными средствами.
- Производить расчёты (рассчитывать отклонение, сравнивать с допустимой нормой).
- Делать заключение о качестве лекарственных форм.
- Вести отчётную документацию.
- Решать ситуационные задачи.
ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ:
- Соблюдать санитарные требования при изготовлении лекарственных форм в асептических условиях.
- Готовить к стерилизации различные объекты.
- Проводить фильтрование глазных капель.
- Проводить контроль на механические включения.
- Оформлять ППК, лекарственный препарат к отпуску.
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Лекарственные средства: атропина сульфат, концентрат атропина сульфата 1%, натрия хлорид, вода очищенная.
Лекарственная форма с атропином сульфатом.
Реактивы: раствор хлорида бария, раствор Люголя, 0,1 М раствор гидроксида натрия, спирт, хлороформ.
Индикатор: фенолфталеин.
Вспомогательный материал: биксы, весы, разновес, ножницы, алюминиевые колпачки для обжима флаконов, приспособление для обжима колпачков ПОК - 1, резиновые пробки, смесь этанола с эфиром, фильтровальная бумага, вощаная бумага, пергаментная бумага, салфетки, фильтры.
Посуда: стерильная мерная посуда, воронки, набор пробирок, колбы для титрования, мерные пипетки, мерные колбы, пенициллиновые флаконы.
Этикетки: «Глазные капли», «Хранить в прохладном, защищенном от света месте», «Обращаться осторожно».
Литература: ГФ X, XI;
Приказы МЗ РФ №214, 110, 305, 309.
Таблицы изотонических эквивалентов по натрия хлориду,
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
- ГФ – XI, том 2., М.: Медицина, 1990.
- И.И. Краснюк, Г.В. Михайлова, Е.Т.Чижова «Фармацевтическая технология» М.: «Академия» , 2004 год. Стр. 169 – 186.
- Приказ МЗ РФ №214 от 16.07.97г
- Г.А. Мелентьева, Л.А. Антонова «Фармацевтическая химия», М.: Медицина, 2003 год. Стр.: 370-380, 408-410, 417-419, 477-483.
- В.И.Погорелов «Фармацевтическая технология», Ростов на Дону.: «Феникс», 2002 год. Стр. 325 – 335.
- Н.Н.Глущенко, Т.В.Плетенева, В.А.Попков «Фармацевтическая химия»,
М.: «Академия», 2004.
- Конспект лекций.
Дополнительная:
- И.И.Краснюк, Г.В,Михайлова «Практикум по технологии лекарственных форм», М.: «Академия», 2006 год. Стр. 302-309.
- Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии под редакцией А.П.Арзамасцева, М.: Медицина, 2005.
- Чекмарева Н.А., «Глазные лекарственные формы» (учебно – методическое пособие для самоподготовки студентов к семинарским и практическим занятиям по фармацевтической технологии) - Калуга, издательство Н.Ф.Бочкаревой, 2003год.
- Галузина Т.А., Вячина О.А. «Методическое пособие для самостоятельного изучения расчетов, применяемых в фармацевтическом анализе» - Калуга, издательство Н.Ф.Бочкаревой, 2003год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия Тема: «Осложнения инъекций. Оказание неотложной медицинской помощи»
данный материал предназначен для преподавателей и студентов при изучении ПМ. Выполнение работ по профессии « Младшая медицинская сестра по уходу за больными»...
Методическая разработка практического занятия. Тема: параллельная парковка задним ходом
Конспект урока...
Методическая разработка практического занятия Тема: «Обучение технике штрафного броска в баскетболе»
Методическая разработка, «Обучение технике штрафного броска в баскетболе», составлена на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура»...
Методическая разработка практического занятия. Тема: "Защита окружающей среды"
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со студентами 1 курса обучения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»; тема – «Защита окружающе...
Методическая разработка практического занятия. Тема: «Обучение применению холода, постановке компрессов (холодного, согревающего)»
Тема: «Обучение применению холода, постановке компрессов (холодного, согревающего)»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия Тема: Морфофункциональная характеристика опорно-двигательного аппарата. Процесс движения.
Для фельдшера знание артрологии особенно важно, так как повреждения суставов и соединений костей занимают одно из первых мест среди всех травм человека и нередко приводят к инвалидности. Часто поврежд...