МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «Изготовление и внутриаптечный контроль глазных капель с атропином сульфатом»
методическая разработка на тему

Методическая разработка интегрированного практического занятия составлена в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для отработки профессиональных компетенций по двум дисциплинам. Методическая разработка содержит методические рекомендации для студентов по самоподготовке к бинарному практическому занятию, самостоятельную работу студентов на кружке по контролю качества лекарственных субстанций и различные вопросы, задаваемые студентом в процессе занятия. Она предусматривает подготовку компетентного специалиста готового преступить к профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atropin_metodrazrabotka_-_ot_10.10.2017.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ  

«КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рассмотрено на заседании ЦМК

Протокол № 7 от 10 февраля 2014 г.

                   

Председатель ЦМК

 химических дисциплин   _______  Галузина Т.А.

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора

по учебной работе

___________Л.А.Назарова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

По ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

ТЕМА: «Изготовление и внутриаптечный контроль

                       глазных капель с атропином сульфатом»

Разработчики:

                Галузина Т.А.- преподаватель высшей квалификационной категории,

                                           преподаватель фармацевтической химии.

                   Чекмарева Н.А. - преподаватель высшей квалификационной категории,

                                                преподаватель фармацевтической технологии.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01 «Фармация»

МДК 02.01.: «Технология изготовления лекарственных форм»

МДК 02.02.: «Контроль качества лекарственных средств».

КУРС: III                        

г. Калуга

2013 – 2014 уч. год

                                ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА:  «Изготовление и внутриаптечный контроль

           глазных капель с атропином сульфатом»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

I. Научить студентов на профессиональном уровне:

  • Производить расчеты количества сухих лекарственных средств, изотонирующих веществ, концентрированных растворов для изготовления глазных капель;

  • Изготавливать глазные капли с учетом количества сухих лекарственных средств, в соответствии с требованиями нормативной документации;

  • Проводить полный химический экспресс – анализ;

  • Оформлять глазные капли к отпуску, содержащие лекарственные средства списка А.


II. Формировать навыки профессионального мышления и поведения.

III. Воспитывать добросовестное отношение к выполняемому заданию.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА практического занятия:

Показать комплексное применение знаний, умений, определенных навыков по изготовлению и анализу глазных капель с атропином сульфатом.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

  • Требования ГФ к глазной лекарственной форме.
  • Растворитель для глазных капель.
  • Хранение, отпуск глазных лекарственных форм.

  • Атропина сульфат (согласно алгоритма изучения лекарственных средств).

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ:

  • Производить расчет количества лекарственных и вспомогательных веществ в глазных лекарственных формах.

  • Изготавливать глазные капли различными методами, в том числе, с использованием концентратов.

  • Выполнять внутриаптечный контроль лекарственных форм с атропином сульфатом, производить расчеты, делать заключение, вести отчетную документацию.

                                                       

                                                     

ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ:

  • Совершенствовать организацию рабочего места по изготовлению и контролю лекарственных форм;

  • Соблюдать санитарные требования при изготовлении лекарственных форм в асептических условиях;

  • Готовить к стерилизации различные объекты;
  • Проводить фильтрование глазных капель;
  • Проводить контроль на механические включения;
  • Оформлять ППК, лекарственный препарат к отпуску;
  • Производить внутриаптечный контроль различных видов аптечной продукции, содержащих атропина сульфат.

ТИП ЗАНЯТИЯ: практическое занятие.

МЕТОД ОБУЧЕНЯ: самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.

МЕСТО  ПРОВЕДЕНИЯ  ЗАНЯТИЯ: кабинет ПМ.02

ВРЕМЯ  ЗАНЯТИЯ:  180  минут.

 ОСНАЩЕНИЕ  ЗАНЯТИЯ:

Лекарственные средства: атропина сульфат, раствор атропина сульфата 1%, натрия хлорид, вода очищенная.

Лекарственная  форма  с  атропином  сульфатом.

Реактивы: раствор хлорида бария, раствор Люголя, 0,1 М раствор гидроксида натрия, спирт,  хлороформ.

Индикатор:  фенолфталеин.

Вспомогательный  материал: биксы, весы, разновес, ножницы, алюминиевые  колпачки для обжима флаконов, приспособление для обжима колпачков ПОК - 1, резиновые пробки, смесь этанола с эфиром, фильтровальная  бумага,  вощаная  бумага, пергаментная бумага, салфетки, фильтры.

Посуда:  стерильная мерная посуда, воронки,  набор  пробирок,  колбы  для  титрования,  мерные  пипетки,  мерные  колбы, пенициллиновые флаконы.

Этикетки: «Глазные капли», «Хранить в прохладном, защищенном от света месте», «Обращаться  осторожно».

Литература: ГФ X, XI.

                     Приказы  МЗ РФ №214, 110, 305, 309.

                     Таблицы изотонических эквивалентов по натрия хлориду.

НАГЛЯДНОСТЬ: ТСО. Мультимедиа.

Формулы лекарственных средств практического занятия.

Таблицы изотонических эквивалентов по натрия хлориду.

ВПС:
ТИЛФ: т. «Государственное нормирование качества лекарственных средств»

          т. «Дозирование в фармацевтической технологии»

т. «Капли»

т. «Изотонические растворы»

т. «Инъекционные растворы»

ККЛС: т. «Гетероциклические соединения»

            т. «Расчеты во внутриаптечном контроле»

МДС:

Анатомия: т. «Строение глаза»

Лат.язык: т. «Рецепт»,

                     «Химическая номенклатура»

О/х:        т. «Гетероциклические соединения»

ОЭФ и основы менеджмента: 

Приказы №214, 305, 309, 110.

«Организация хранения ЛС и ИМН»,

«Прием рецептов и отпуск ЛС по рецептам врачей».

Ф/логия: т. «ЛС, влияющие на эфферентную НС (М - холинолитики)»

СТРУКТУРА  ЗАНЯТИЯ  И  РЕЖИМ  ВРЕМЕНИ:

  1. Организационный  момент                                          до                минут.

  1. Постановка  цели  занятия,  её  мотивация                  до                минут.

  1. Входной  контроль                                                    до                минут.

а) фронтальный опрос (приложение №1)

б) тестовый опрос (приложение №2)

  1. Методические  указания  к  практической  работе          до                минут.

        а) по фармацевтической технологии (приложение  №3)          

        б) по фармацевтической химии         (приложение  №5)                                                  

  1. Выполнение практической работы                                 до                минут.
  1. Проверка промежуточных результатов
  2. Коррекция деятельности студентов (индивидуально для каждого)
  3. Контроль за отработкой практических умений
  4. Контроль за отработкой практических навыков
  5. Оформление  дневника

                                         

  1. Подведение  итогов:                                                 до                минут.

а) по окончании изготовления лек.формы (приложение № 4)

б) по окончании анализа лек.формы                  (приложение №7)

  1. Задание  на  дом                                                          до                минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ:

Принять рапорт дежурного. Отметить готовность студентов к проведению практического занятия. Обратить внимание на внешний вид студентов, организацию  рабочего  места.

  1.  ПОСТАНОВКА  ЦЕЛИ.  МОТИВАЦИЯ:

В Калужской области два больших центра по лечению глазных заболеваний:

1 центр – офтальмологическое отделение областной больницы,

2 центр – МНТК «Микрохирургии глаза им. Федорова».

Всё разнообразие форм и красок окружающего нас мира воспринимаем с помощью глаза. Зрение даёт людям 90% информации. Поэтому глаз, как любой наш орган, должен быть здоров.

В курсе фармакологии вы подробно изучили фармакологические свойства атропина сульфата и знаете, что он назначается в глазной практике:

1) для создания покоя при некоторых воспалительных заболеваниях глаза.

2) атропина сульфат расширяет зрачок и применяется в диагностических целях, когда необходимо исследовать глазное дно.

Таким образом, лекарственная форма с атропином сульфатом востребована, она готовится в концентрации 1% на заводах.

Мы сегодня научимся готовить лекарственные формы, которые в заводских условиях не изготавливаются, но за которыми к нам будут обращаться клиенты.

Цель занятия – научиться изготавливать глазные лекарственные формы с атропином сульфатом и выполнять внутриаптечный контроль.

Основная задача – Показать комплексное применение знаний, умений, определенных навыков по изготовлению и анализу глазных капель с атропином сульфатом.

  1.  ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ 

Цель входного контроля – выяснить исходный уровень знаний и подготовку студентов к занятию. Входной контроль рекомендуется провести в виде:

а) фронтального опроса                                         (приложение №1)

б) методом объективного тестирования                 (приложение №2)

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ  К  ПРАКТИЧЕСКОЙ  РАБОТЕ:

 а) по фармацевтической технологии                         (приложение №3)


  б) по фармацевтической химии                                 (приложение №5)

  1. ВЫПОЛНЕНИЕ  ПРАКТИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ:

Студенты работают самостоятельно согласно методических указаний преподавателей.

1. Проверка промежуточных результатов ведется:

а) МДК 02.01.:

  • Организация рабочего места;
  • Выполнение расчетов;
  • Техника изготовления;
  • Оформление ППК;
  • Оформление к стерилизации;
  • Оформление к отпуску лекарственного препарата.

б) МДк 02.02.:

  • Взятие навески для анализа (налить лекарственную форму в пробирку промыть пипетку);

  • Отлитый раствор использовать для выполнения реакций подлинности:
  • Капельно: на сульфат – анион с раствором BaCI2;
  • Капельно: на алкалоид атропин с раствором Люголя;

  • Отмеривание лекарственной формы в пенициллиновую склянку;

  • Нейтрализация спирта с хлороформом по фенолфталеину;

  • Титрование из пипетки;

  • Определение конца титрования;

  • Снятие по пипетке расхода рабочего раствора.

В процессе самостоятельной работы студентов, преподаватели контролируют все выполняемые ими действия, стимулируют поощрением за отдельно выполненные операции, дают практические советы, в случае затруднения студента.

В процессе изготовления лекарственной формы, студентам могут быть заданы вопросы                                                                 (см. приложение  №4).

В процессе химического экспресс – анализа лекарственной формы, студентам могут быть заданы вопросы                                 (см. приложение  №6).

При подведении итогов химического экспресс – анализа студентам задаются вопросы                                                                         (см. приложение №7).

Преподаватель принимает оформленные к отпуску лекарственные препараты.

В процессе приема лекарственных препаратов, преподаватель, по своему усмотрению, может задать вопросы студентам                         (см. приложение №8).

2. Коррекция деятельности студентов индивидуально для каждого.

   (при неточных выполнениях манипуляций корректируют действия студента).

3. Контроль за отработкой практических умений.

  • Производить расчет количества лекарственных и вспомогательных веществ в глазных лекарственных формах.

  • Изготавливать глазные капли различными методами, в том числе, с использованием концентратов.

  • Выполнять внутриаптечный контроль лекарственных форм с атропином сульфатом, производить расчеты, делать заключение, вести отчетную документацию.

4. Контроль за отработкой практических навыков.

  • Совершенствовать организацию рабочего места по изготовлению и контролю лекарственных форм;

  • Соблюдать санитарные требования при изготовлении лекарственных форм в асептических условиях;

  • Готовить к стерилизации различные объекты;
  • Проводить фильтрование глазных капель;
  • Проводить контроль на механические включения;
  • Оформлять ППК, лекарственный препарат к отпуску.

5. Оформление дневника.

    (по ранее указанной форме).  

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Студенты информируют о результатах своей учебно – исследовательской работы:

  • по применению лекарственных форм с атропином сульфатом
  • по выполнению качественных реакций на алкалоид атропин.                                     

Преподаватель отмечает, что практическое занятие подходит к концу  и подводит итоги самостоятельной работы, спрашивая:

  1. Достигнута ли цель нашего занятия?
  2. Чему студенты научились на занятии?
  3. Преподаватель отмечает основные умения и навыки, которые студенты отрабатывали на занятии.
  4. Преподаватель отмечает те умения, которые студенты выполняли на высоком уровне.
  5. Преподаватель отмечает общие ошибки.
  6. Преподаватель объявляет оценки за практическую работу, комментирует их.

VII. ЗАДАНИЕ  НА  ДОМ:

МДК 02.01:

Тема: «Изготовление примочек. Глазные мази»

Повторение темы: «Линименты, мази, пасты»

1. И.И.Краснюк, Г.В,Михайлова «Практикум по технологии лекарственных форм», М.: «Академия», 2006 год. Стр. 279 – 311.

2. В.И.Погорелов «Фармацевтическая технология», Ростов на Дону.: «Феникс», 2002 год. Стр.: 243 – 261.

3. Конспект лекций.

Обратить внимание на особенности введения лек.средств в глазные мази, т.к. от этого зависит терапевтическое действие лек.средств.

МДК 02.02.:

Методические рекомендации к практическому занятию № 30 по теме:

«Внутриаптечный контроль лекарственных форм из группы производных изохинолина. Анализ порошков папаверина гидрохлорида с сахаром, выписанных по требованиям ЛПУ. Работа с рецептурой, содержащей ядовитые и наркотические вещества».

  1. Г.А. Мелентьева, Л.А. Антонова «Фармацевтическая химия»,

     Стр.: 413– 415, 417– 429.

  1. Конспект  лекции.

Приложение №1                                                                                

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

Цель фронтального опроса – активизация мыслительной активности студентов и создание благоприятной психологической атмосферы для включения в работу.

 Данный вид опроса составлен на основе теоретических знаний студентов, полученных на лекциях по предметам фармацевтическая технология, фармацевтическая химия и на основе умений, полученных на предыдущих  практических занятиях.

Фронтальный опрос рассчитан на 10 минут. Преподаватель задает вопросы по очереди каждому из студентов. Если студент не справляется с данным вопросом, то вопрос переходит к следующему студенту (по выбору или по желанию).

За фронтальный опрос студенты получают набранное количество баллов, согласно критерия оценки.

                 КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ

           ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА

        Максимальное количество баллов                                 – 0,2 балла

        За каждый правильный ответ студент получает         – 0,1 балл

        За каждую неточность в ответе снимается                – 0,05 балла

  За каждое добавление к ответу прибавляется                 – 0,05 балла

Перечень вопросов фронтального опроса:

  1. Дать определение глазным каплям.

Ответ: Глазные капли – это лекарственная форма, предназначенная для  инстилляции в глаз.

  1. Перечислите требования ГФ  - XI к глазным каплям.

Ответ: 

а) комфортность

б) стерильность

в) чистота

г) стойкость

д) точность концентрации

е) пролонгированность

3. Чем обеспечивается комфортность глазных капель?

    Ответ: добавлением изотонирующих лекарственных средств.

Приложение №1                                                                                          

4. Чем обеспечивается стерильность глазных капель?

Ответ: асептическим изготовлением глазных капель с последующей  стерилизацией.

5. Чем обеспечивается чистота глазных капель?

Ответ: чистотой лекарственных средств, посуды, вспомогательного материала и фильтрации.

6. Чем обеспечивается точность концентрации глазных капель?

Ответ: выбором метода изготовления и фильтрации.

7. Назвать особенности фильтрации глазных капель?

Ответ: через одинарный складчатый фильтр и тампон ваты, предварительно промытый водой, не входящей в объем лекарственной формы.

  1. Перечислить обязательные виды контроля для глазных лекарственных  форм, содержащих ядовитые наркотические вещества.

Ответ: 

Глазные капли, содержащие ядовитые и наркотические вещества, подвергаются обязательно:

- органолептическому

- письменному

- полному химическому до стерилизации с определением рН среды, изотонирующих и стабилизирующих веществ.

- контролю при отпуске

  1. Назвать класс соединения лекарственной субстанции атропина сульфат.

Ответ: Атропина сульфат – средняя соль, образованная алкалоидом атропином и минеральной серной кислотой.

  1. Чем по химической природе является алкалоид атропин?

Ответ: Алкалоид атропин – конденсированная гетероциклическая система, имеющая в структуре сложно – эфирную связь.

  1. Указать гетероциклы из которых построен алкалоид атропин.

Ответ:

- пирролидин – пятичленный гетероцикл с атомом азота без двойных связей

- пиперидин – шестичленный гетероцикл с атомом азота без двойных связей.

Приложение №1                                                                                          

  1.  Перечислить фармакопейные реакции на лек. субстанцию атропина сульфат.

Ответ:

  1. Групповая реакция – Витали Морена (конц. азотная кислота, спиртовой раствор едкого калия, ацетон)  - реакция по сложно – эфирной группе.

  1. Реакция осаждения основания раствором аммиака с последующим определением температуры плавления выделенного основания.

  1. Реакция открытия сульфат – аниона с хлоридом бария.

  1. Назвать реакцию открытия алкалоида атропина во внутриаптечном контроле.

Ответ: Реакция с раствором Люголя – осадок бурого цвета.

  1. Назвать метод количественного определения атропина сульфата во внутриаптечном контроле.

Ответ: Метод алкалиметрии в спирто – водно – хлороформной среде с индикатором фенолфталеин.

Подвести  итог, отметить успешно работающих студентов.

Приложение №2                                                                                

        

ТЕСТОВЫЙ ОПРОС

Студентам предлагается выполнить задания тестированного опроса по вариантам (2 варианта) в программе «Аист – 2W», по 10 заданий в каждом варианте.

ТИПЫ ТЕСТОВ:

  • Выбрать один правильный ответ                                 (5 заданий)
  • Выбрать один правильный множественный ответ         (5 заданий)

Варианты идентичны. На занятии проводятся в письменном виде.

ЦЕЛЬ: определить студентов со слабой теоретической подготовкой к практическому занятию.

Критерий оценки:

оценка «5» –  10 баллов                                  (0 ошибок)                                0,8 балла

оценка «4» –  9 баллов – 8 баллов                 (2 ошибки)                        0,7 балла

оценка «3» –  7 баллов – 6 баллов                 (4 ошибки)                        0,6 балла

оценка «2» –  5 баллов и менее                   (5 ошибок и более)        0,5 балла

Задания проверяет один из преподавателей. Другой работает с группой.

Приложение №3                                                                                

        

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ

На занятии Вы будете изготавливать глазные капли  с атропином сульфатом по индивидуальным прописям:

Вспомним:

1) Как вы будете готовить глазные капли с концентрацией сухих лекарственных средств до 3%.

Ответ: методом 2х подставок.

  1. В чем сущность данного метода?

Ответ: отмеривают точное количество воды и делят на 2 подставки. В одной растворяют лекарственные средства и вспомогательные вещества  фильтруют в отпускной флакон через одинарный складчатый фильтр и тампон ваты, предварительно промытый водой, не входящий в объем лекарственной формы. Проверяют на чистоту и через этот же фильтр фильтруют воду из второй подставки.

  1. Какая особенность изготовления глазных капель с концентрацией сухих средств 0,25%.

Ответ: необходимо использовать концентраты.

  1. Почему?

Ответ: Количество лекарственного средства нельзя отвесить на весах.

  1. В чем недостаток глазных капель в маленьких концентрациях?

Ответ: глазные капли гипотоничны.

  1. Что необходимо сделать фармацевту, чтобы капли были комфортны при применении?

Ответ: добавить изотонирующее вещество.

Приложение №3                                                                                          

Когда получите рецепт, необходимо:

  1. Выполнить расчеты.
  2. Выбрать метод изготовления глазных капель, исходя из концентрации сухих лекарственных средств.
  3. Организовать рабочее место.
  4. Изготовить глазные капли, соблюдая санитарный режим и алгоритм изготовления лекарственных форм с лекарственными средствами списка А.
  5.  Оформить лицевую сторону ППК.
  6. Отлить навеску лекарственной формы для анализа.
  7. Выполнить полный химический анализ изготовленной лекарственной формы.
  8. Оформить лекарственную форму к стерилизации.
  9. Оформить глазные капли к отпуску.

Каждый студент получает индивидуальный рецепт, в процессе всей самостоятельной работы студентов, преподаватель работает с каждым студентом индивидуально, корректируя, в случае необходимости, работу студента, контролируя отработку практических умений.

Приложение №3                                                                                          

Техника изготовления лекарственной формы (рецепт №418)

                        Rp: Solutionis Atropini sulfatis 0,25% - 10ml

                               M.D.

                               S.: По 2 капли в день в оба глаза.

Расчёт:         Воды очищенной                 7,5 мл

                Натрия хлорида                        0,08

                Раствора атропина сульфата         1% - 2,5 мл

                                                        Vоб = 10 мл.

                                                        Эквивалент по натрию хлориду = 0,1

Отмерить цилиндром 7,5 ил воды очищенной, разлить примерно пополам на две пенициллинки, в одной растворить 0,08 натрия хлорида, профильтровать в отпускной флакон через одинарный складчатый фильтр и тампон ваты, предварительно промытый водой, не входящей в объем лекарственной формы, проверить на чистоту и профильтровать воду очищенную из другой пенициллинки в отпускной флакон через этот же фильтр. Проверить на чистоту.

Получить у провизора – технолога концентрат атропина сульфата, соответствующе оформив обратную сторону рецепта, перемешать, отлить на анализ, оформить лицевую сторону ППК, после положительного результата, оформить лекарственную форму к стерилизации (укупорив резиновой пробкой, обжать алюминиевым колпачком, обвязать пергаментом), указать:

Sol. Atropini sulfatis 0,25%, дата, подпись.

Стерилизовать при t 100° - 30 минут.

Проверить на чистоту.

Оформить к отпуску. Этикетка «Глазные капли», «Обращаться осторожно», опечатать.

Больному отдать сигнатуру, рецепт оставляют в аптеке.

Аналогичная техника изготовления в рецептах №521, 611, 176

(количество лекарственных средств – разные)

Приложение №3                                                                                          

Техника изготовления лекарственной формы (рецепт №432)

                        Rp: Solutionis Atropini sulfatis 0,5% - 10ml

                               M.D.

                               S.: По 2 капли в день в левый глаз.

Расчёт:         Атропина сульфата                0,05

                Натрия хлорида                        0,08

                Воды очищенной                 10мл

                                                        Vоб = 10 мл.

                                                        Эквивалент по натрию хлориду = 0,1

Отмерить 10 мл воды очищенной, разделить на 2 подставки, в одной растворить 0,05 атропина сульфата, полученного у провизора – технолога, 0,08 натрия хлорида, профильтровать в отпускной флакон через одинарный складчатый фильтр и тампон ваты, предварительно промытый водой очищенной, не входящей в объем лекарственной форм. Проверить на чистоту и из второй подставки профильтровать воду через этот же фильтр. Отлить на анализ. Выписать лицевую сторону ППК, после положительного анализа оформить лекарственную форму к стерилизации, закрыть резиновой пробкой и обжать алюминиевым колпачком, обвязать пергаментом,

где указать:

Sol. Atropini sulfatis 0,05%, дата, подпись.

Стерилизовать при t 100° - 30 минут.

Проверить на чистоту.

Оформить к отпуску. Этикетка «Глазные капли», «Обращаться осторожно», опечатать.

Больному отдать сигнатуру, рецепт оставляют в аптеке.

Аналогичная техника изготовления в рецепте №519

(количество лекарственных средств разные)

Приложение №3                                                                                

Техника изготовления лекарственной формы (рецепт №435)

                        Rp: Solutionis Atropini sulfatis 2% - 5ml

                               M.D.

                               S.: По 2 капли в день в правый глаз.

Расчёт:         Атропина сульфата                0,1

                Натрия хлорида                        0,05

                Воды очищенной             до 5мл

                                                        Vоб = 5 мл.

                                                        Эквивалент по натрию хлориду = 0,1

Отмерить примерно 2,5 мл воды очищенной в подставку, растворить 0,1 атропина сульфата, полученного у провизора – технолога, добавить 0,05 натрия хлорида, профильтровать в мерный цилиндр через одинарный складчатый фильтр и тампон ваты, предварительно промытый водой очищенной, не входящей в объем лекарственной формы. Проверить на чистоту, и через этот же фильтр довести водой очищенной до 5 мл. Перелить в отпускной флакон.

Отлить на анализ. Выписать лицевую сторону ППК, после положительного анализа оформить лекарственную форму к стерилизации, закрыть резиновой пробкой и обжать алюминиевым колпачком, обвязать пергаментом,

где указать:

Sol. Atropini sulfatis 2%, дата, подпись.

Стерилизовать при t 100° - 30 минут.

Проверить на чистоту.

Оформить к отпуску. Этикетка «Глазные капли», «Обращаться осторожно», опечатать.

Больному отдать сигнатуру, рецепт оставляют в аптеке.

Приложение №4                                                                                          

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ВОПРОСЫ СТУДЕНТАМ,

ЗАДАВАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

ЛЕКАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ

1. С какой целью добавляют натрия хлорид в глазные капли?

Ответ: Для создания комфортности, чтобы осмотическое давление глазных капель было равным осмотическому давлению биологических жидкостей организма.

Чтобы не было жжения, слезотечения при закапывании глазных капель.

2. Почему концентрат атропина сульфата добавляют в последнюю очередь в лекарственную форму?

Ответ: так как концентраты не требуют фильтрации.

3. Почему глазные капли готовят в асептических условиях?

Ответ: Чтобы предотвратить попадание микроорганизмов и их спор в лекарственную форму, т.к. глаз – стерильный орган и лекарственная форма не должна инфицировать его.

4. Какой приказ регламентирует условия хранения и сроки годности глазных капель?

Ответ: Приказ МЗ РФ № 214 от 16.07.97 г.

5. Каким методом готовите глазные капли и почему?

Ответ: Методом 2-х подставок, т.к. концентрация сухих лекарственных средств меньше 3%.

6. Почему Вы фильтр промывали водой, не входящей в объем лекарственной формы?

Ответ: Чтобы сохранить концентрацию лекарственного средства и объем лекарственной формы.

7. Почему концентрат атропина сульфата не фильтруют?

Ответ: Концентрат при изготовлении уже профильтрован.

Приложение №5                                                                                          

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРСС – АНАЛИЗА

ИЗГОТОВЛЕННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ

  1. Начать  с  проверки  выполнения  расчётов  в  записных  книжках.
  2. Разобрать  этапы  выполнения  каждого  задания  согласно  методике.
  3. Обратить  внимание  на  оформление  протокола  анализа.

1) Возьми: Раствора атропина сульфата 2% - 10 мл

Смешай. Выдай.

Обозначь: По 2 капли в день в левый глаз.

2) Возьми: Раствора атропина сульфата 2% - 5 мл

Смешай. Выдай.

Обозначь: По 2 капли 1 раз в день в правый глаз.

3) Возьми: Раствора атропина сульфата 0,5% - 10 мл

Смешай. Выдай.

Обозначь: По 2 капли в день в оба глаза.

4) Возьми: Раствора атропина сульфата 0,25% - 10 мл

Смешай. Выдай.

Обозначь: По 2 капли в день в правый глаз.

5) Возьми: Раствора атропина сульфата 0,1 % - 10 мл

                  Дай. Обозначь: По 2 капли в левый глаз.

1. Обосновать  контроль  качества  лекарственной  формы.

2. Выполнить органолептический контроль, письменный контроль полный химический экспресс – анализ:

  • качественный:  капельно:
  • на  сульфат – ион  с  раствором  хлорида  бария;
  • открытие  атропина  с  раствором  Люголя.

3. Количественный  анализ:

  • выполнить  предварительный  расчёт,  если  Т = 0,03474  г/мл;
  • техника выполнения: в колбу для титрования отмерить 2 мл хлороформа и 1 мл спирта, прибавить 2 капли фенолфталеина и рабочий раствор едкого натра до слабо – розовой окраски, отмерить рассчитанную навеску, титровать рабочим раствором  до  слабо-розовой  окраски.

  1. Оформить  протокол  анализа  в  дневнике  по  таблице,  предложенной  ранее.

  1. Анализ  зарегистрировать  в  журнале.

Приложение №5                                                                                          

1) Возьми:  Раствора  атропина  сульфата  2 % - 10  мл

Смешай. Выдай.

Обозначь: По 2 капли в день в левый глаз.

Предварительный  расчёт:

  1. Сколько  грамм  атропина  сульфата  содержится  в  ЛФ  по  рецепту?

2 – 100

х – 10                х =mт =  = 0,2

  1. Чему  равна  навеска  ЛФ  для  анализа?

        В = 1  мл

  1. Сколько  граммов  атропина  сульфата  содержится  в  навеске  ЛФ?

2 – 100

х – 1                        х =  = 0,02

  1. Сколько мл 0,1 моль/л раствора натрия гидроксида пойдёт на титрование  навески ЛФ, содержащей 0,02 атропина  сульфата, если  То= 0,03474 г/мл.

1  мл  0,1  моль/л  раствора  NaOH  оттитровывает  0,03474  г  атр. сульф.

х  мл  0,1  моль/л  раствора  NaOH  оттитровывает  0,02  г  атр. сульф.

х =                      = 0,575 ≈ 0,58  мл (Ат)

Вывод: расход рабочего раствора не укладывается в интервал 1–3 мл, следовательно, надо уменьшить концентрацию рабочего раствора в 5 раз, тогда  расход  рабочего  раствора  увеличиться  в  5  раз.

             0,58 · 5 = 2,9  мл

На титрование берём навеску 1 мл и титруем 0,02 моль/л рабочим раствором.

Расчёт  интервала  расхода  рабочего  раствора:

По приказу № 305 допустимое отклонение на вес 0,2 составляет + 10 %

(строка  свыше  0,1  до  0,2  включительно).

Аmin = 2,9 • 0,9 = 2,61 мл

Аmax = 2,9 • 1,1 = 3,19 мл

Титруем  из  пипетки  на  5  мл,  цена  деления  0,05.

Приложение №5                                                                                          

2) Возьми:  Раствора  атропина  сульфата  2 % - 5  мл

Смешай. Выдай.

Обозначь: По 2 капли 1 раз в день в оба глаза.

Предварительный  расчёт:

  1. Сколько  грамм  атропина  сульфата  содержится  в  ЛФ  по  рецепту?

2 – 100

х – 5                х =mт =  = 0,1

  1. Чему  равна  навеска  ЛФ  для  анализа?

        В = 1  мл

  1. Сколько  граммов  атропина  сульфата  содержится  в  навеске  ЛФ?

2 – 100

х – 1                        х =  = 0,02

  1. Сколько мл 0,1 моль/л раствора натрия гидроксида пойдёт на титрование  навески ЛФ, содержащей 0,02 атропина  сульфата, если  То= 0,03474 г/мл.

1  мл  0,1  моль/л  раствора  NaOH  оттитровывает  0,03474  г  атр. сульф.

х  мл  0,1  моль/л  раствора  NaOH  оттитровывает  0,02  г  атр. сульф.

х  =                      = 0,575 ≈ 0,58  мл (Ат)

Вывод: расход рабочего раствора не укладывается в интервал 1–3 мл, следовательно, надо уменьшить концентрацию рабочего раствора в 5 раз, тогда  расход  рабочего  раствора  увеличиться  в  5  раз.

             0,58 · 5 = 2,9  мл

На титрование берём навеску 1 мл и титруем 0,1 моль/л рабочим раствором.

Расчёт  интервала  расхода  рабочего  раствора:

По приказу № 305 допустимое отклонение на вес 0,2 составляет + 15 %

(строка  свыше 0,02 до  0,1  включительно).

Аmin = 2,9 • 0,85 = 2,47 мл

Аmax = 2,9 • 1,15 = 3,34 мл

Титруем  из  пипетки  на  5  мл,  цена  деления  0,05.

Приложение №5                                                                                          

3) Возьми:  Раствора  атропина  сульфата  0,5 % - 10  мл

Смешай. Выдай.

Обозначь: По 2 капли в день в правый глаз.

Предварительный  расчёт:

1. Сколько  грамм  атропина  сульфата  содержится  в  ЛФ  по  рецепту?

0,5 – 100

х – 10                х =mт =  = 0,05

2. Чему  равна  навеска  ЛФ  для  анализа?

        В = 1  мл

  1. Сколько  граммов  атропина  сульфата  содержится  в  навеске  ЛФ?

0,5 – 100

х – 1                        х =  = 0,005

  1. Сколько мл 0,1 моль/л раствора натрия гидроксида пойдёт на титрование  навески ЛФ, содержащей 0,005 атропина  сульфата, если  То= 0,03474 г/мл.

1  мл  0,1  моль/л  раствора  NaOH  оттитровывает  0,03474  г  атр. сульф.

х  мл  0,1  моль/л  раствора  NaOH  оттитровывает  0,005  г  атр. сульф.

х  =                      = 0,143 ≈ 0,14  мл (Ат)

Вывод: расход рабочего раствора не укладывается в интервал 1–3 мл, следовательно, надо уменьшить концентрацию рабочего раствора в 5 раз, тогда  расход  рабочего  раствора  увеличиться  в  5  раз.

             0,14 · 5 = 0,7  мл

Увеличиваем навеску в 2 раза. Тогда на титрование навески пойдет 0,02 моль/л рабочего раствора 1,4 мл.

(0,7 мл ∙ 2 = 1,4 мл)

Вывод:  На титрование берём навеску 2 мл и титруем 0,02 моль/л рабочим раствором.

Расчёт  интервала  расхода  рабочего  раствора:

По приказу № 305 допустимое отклонение на вес 0,05 составляет + 15 %

(строка  свыше 0,02 до  0,1  включительно).

Аmin = 1,4 • 0,85 = 1,19 мл

Аmax = 1,4 • 1,15 = 1,61 мл

Титруем  из  пипетки  на  2  мл,  цена  деления  0,02.

Приложение №5                                                                                          

4) Возьми:  Раствора  атропина  сульфата  0,25 % - 10  мл

Смешай. Выдай.

Обозначь: По 2 капли в день в оба глаза.

Предварительный  расчёт:

1. Сколько  грамм  атропина  сульфата  содержится  в  ЛФ  по  рецепту?

0,25 – 100

х – 10                х =mт =  = 0,025

2. Чему  равна  навеска  ЛФ  для  анализа?

        В = 1  мл

  1. Сколько  граммов  атропина  сульфата  содержится  в  навеске  ЛФ?

0,25 – 100

х – 1                        х =  = 0,0025

  1. Сколько мл 0,1 моль/л раствора натрия гидроксида пойдёт на титрование  навески ЛФ, содержащей 0,0025 атропина  сульфата, если  То= 0,03474 г/мл.

1  мл  0,1  моль/л  раствора  NaOH  оттитровывает  0,03474  г  атр. сульф.

х  мл  0,1  моль/л  раствора  NaOH  оттитровывает  0,0025  г  атр. сульф.

х  =                      = 0,07 ≈ 0,07  мл (Ат)

Вывод: расход рабочего раствора не укладывается в интервал 1–3 мл, следовательно, надо уменьшить концентрацию рабочего раствора в 5 раз, тогда  расход  рабочего  раствора  увеличиться  в  5  раз.

             0,07 · 5 = 0,35  мл

Увеличиваем навеску в 2 раза.

На титрование берём навеску 2 мл и титруем 0,02 моль/л рабочим раствором. Тогда расход рабочего раствора составит 0,7 мл.

Расчёт  интервала  расхода  рабочего  раствора:

По приказу № 305 допустимое отклонение на вес 0,025 составляет + 15 %

(строка  свыше 0,02 до  0,1  включительно).

Аmin = 0,7 • 0,85 = 0,595 мл

Аmax = 0,7 • 1,15 = 0,81 мл

Титруем  из  пипетки  на  1  мл,  цена  деления  0,01.

Приложение №6                                                                                          

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ВОПРОСЫ СТУДЕНТАМ,

ЗАДАВАЕМЫЕ В  ПРОЦЕССЕ  ВЫПОЛНЕНИЯ  ИМИ

ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПРЕСС - АНАЛИЗА

  1. Какова  роль  спирта  и  хлороформа?
  2. Указать  признак  конца  титрования.
  3. Цена  деления  пипетки.
  4. Укажите  переход  окраски  индикатора.
  5. Дайте  обоснование  точки  эквивалентности.
  6. Приготовление  0,02 моль/л  рабочего  раствора.
  7. Техника  нейтрализации  вспомогательного  вещества.

Приложение №7                                                                                          

ВОПРОСЫ  ПРИ  ПОДВЕДЕНИИ  ИТОГОВ

ВНУТРИАПТЕЧНОГО КОНТРОЛЯ

  1. Какой гетероцикл называют пиперидином, пирролидином?
  2. Из  каких  гетероциклов  построено  ядро  тропана?
  3. К какому классу соединений относится алкалоид атропин?
  4. Какие  исходные  продукты  образуют  эфир?
  5. Указать  класс  соединения  атропина  сульфата.
  6. Какие реакции используются для открытия атропина сульфата  по  ГФ?

  1. Раскрыть методику выполнения реакции Витали – Морена.
  2. Назвать эффект реакции с реактивом

     парадиметиламинобензальдегидом.

  1. Перечислить методы количественного определения атропина  сульфата.

  1. Назвать фармакопейный метод количественного определения  атропина  сульфата.

  1. Назвать метод количественного определения, используемый  во  внутриаптечном контроле.

Приложение №8                                                                                          

ВОПРОСЫ, ЗАДАВАЕМЫЕ СТУДЕНТАМ

В ПРОЦЕССЕ ПРИЕМА ЛЕКАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ:

  1. Каким методом готовили лек. форму и почему?
  2. Особенности фильтрации глазных капель?
  3. Чем достигается чистота глазных капель?
  4. Что показывает изотонический эквивалент препарата по хлориду натрия?
  5. Назвать приказ, регламентирующий оформление рецепта на глазные капли с атропином сульфатом?
  6. С какой целью добавляли натрия хлорид в глазные капли?
  7. Режим стерилизации глазных капель с атропином сульфатом?
  8. Назвать правила изготовления лек. форм с использованием концентратов?
  9. Указать режим стерилизации посуды и вспомогательного материала, используемые для изготовления глазных капель.
  10. Особенности оформления к отпуску глазных капель с атропином сульфатом?

Приложение №9                                                                                            

ОПЕРЕЖАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

  1. Таксировка рецептов на глазные капли, изготовляемые на занятии (ОЭФ)

  1. Применение лекарственных форм с атропином сульфатом

          (фармакология презентация студента)

  1. УИРС: выполнение возможных реакций подлинности на алкалоид атропин

(кружок фармацевтической химии)

  1. Изучение  физических свойств атропина сульфата, натрия хлорида, воды очищенной.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. План – конспект занятия (для преподавателя).

  1. Перечень вопросов фронтального опроса                         (приложение №1).

  1. Тестовые задания входного контроля                                (приложение №2).

  1. Бланки рецептов, протаксированных студентами                 (на предмете ОЭФ).

  1. Методические указания по выполнению:

а) изготовления лекарственных форм с атропином сульфатом

                                                                                (приложение №3).

б) химического экспресс – анализа, изготовленных лекарственных форм

                                                                                (приложение №5).

6. Предполагаемые вопросы студентам, задаваемые в процессе:

    а) изготовления лекарственной формы                                (приложение №4).

    б) выполнения ими химического экспресс – анализа         (приложение №6).

7. Вопросы при подведении итогов внутриаптечного контроля

                                                                                (приложение №7).

8. Вопросы, задаваемые студентам в процессе приема лекарственной формы

                                                                                (приложение №8).

9. Опережающие задания студентам                                (приложение №9).

10. Алгоритм выполнения химического экспресс – анализа.

11. Выписки из приказов МЗ РФ №214, 305.

  1. Журнал регистрации выполненного анализа.

  1.  Таблица изотонических эквивалентов по натрию хлориду.

14. Презентация УИРС: по выполнению качественных реакций на атропина сульфат.

15. Презентация по применению лекарственных форм с атропином сульфатом.

     (подготовленная студентом на основе знаний предмета фармакология).

16. Методические указания для самоподготовки студентов к бинарному практическому занятию.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01 «Фармация»

МДК 02.01.:  Технология изготовления лекарственных форм

МДК 02.02.: Контроль качества лекарственных форм

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ  СТУДЕНТОВ

 ПО САМОПОДГОТОВКЕ  К  БИНАРНОМУ

ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ  

ТЕМА:  «Изготовление и внутриаптечный контроль

           глазных капель с атропином сульфатом»

ЦЕЛИ  ЗАНЯТИЯ: 

  1. Научиться изготавливать глазные капли, оценивать их качество на основе теоретических положений, свойств лекарственных средств и в соответствии с требованиями нормативной документации;

  1. Усвоить и отработать методику химического экспресс – анализа глазных капель с атропином сульфатом;

  1. Закрепить умение по изотонированию глазных капель натрием хлоридом;

  1. Закрепить умение выполнять расчеты во внутриаптечном контроле.

МЕСТО  ПРОВЕДЕНИЯ  ЗАНЯТИЯ:  кабинет ПМ.02

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ:

1) ПОВТОРИТЬ:

Основные вопросы:

  • МДК 02.01. по темам:
  • «Капли для наружного и внутреннего применения»,
  • «Растворы для инъекций»,
  • «Государственное нормирование качества лекарственных средств».

  • МДК 02.02. по темам:
  • «Основные положения и документы, регламентирующие  фармацевтический анализ, приказы МЗ РФ №214, №305»,
  • «Методы количественного анализа»

2) ЗНАТЬ:

  1. Требования ГФ к глазным лекарственным формам.
  2. Растворитель для глазных капель.
  3. Изготовление глазных капель.
  4. Хранение, отпуск глазных лекарственных форм.
  5. Лекарственные средства атропина сульфат, барбитал, фенобарбитал, барбитал натрий.
  6. Расчеты в экспресс – анализе.

  1. Произвести расчеты, разобрать методы изготовления, оформление глазных капель к стерилизации и отпуску по прописям:

1) Возьми: Раствора атропина сульфата 2% - 10 мл

                   Дай. Обозначь: По 1 капле в оба глаза.

2) Возьми: Раствора натрия сульфацила 20% - 10 мл

                   Дай. Обозначь: По 2 капли 2 раза вдень в оба глаза

3) Возьми: Раствора атропина сульфата 0,1 % - 10 мл

                  Дай. Обозначь: По 2 капли в правый глаз.

4) Возьми: Раствора цинка сульфата 0,25% - 10 мл

                   Кислоты борной ск.н.

                   Дай. Обозначь: По 2 капли 3 раза в день в левый глаз.

5) Возьми: Раствора атропина сульфата 0,25 % - 10 мл

                  Дай. Обозначь: По 2 капли в правый глаз.

6) Возьми: Раствора рибофлавина         1: 5000 - 10 мл

                    Кислоты аскорбиновой         0,05

                    Глюкозы                        0,5

                    Смешай. Дай.

                    Обозначь: По 2 капли 3 раза в день в оба глаза.

7) Возьми: Раствора атропина сульфата 2% - 5 мл

                   Дай. Обозначь: По 1 капле в оба глаза.

8) Возьми: Раствора атропина сульфата 0,5 % - 10 мл

                   Дай. Обозначь: По 2 капли в левый глаз.

4) ВЫПОЛНИТЬ:

а) Предварительный расчет, расчет интервала расхода рабочего раствора для лекарственных форм под номерами 1,5,7,8.

б) Проработать физические свойства атропина сульфата, натрия хлорида, воды очищенной по ГФ Х в дневниках.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

  1. Дать определение глазным каплям.
  2. Перечислить требования  ГФ XI к глазным каплям.
  3. Чем обеспечиваются требования ГФ XI к глазным каплям?
  4. Знать алгоритмы изготовления глазных капель с концентрацией сухих лекарственных средств до 3%, 3% и более.
  5. Как простерилизовать посуду, вспомогательный материал, используемый для изготовления глазных капель?
  6. Какой гетероцикл называют пиперидином, пирролидином?
  7. Из каких циклов построено ядро тропана?
  8. Какие реакции используются для открытия атропина сульфата по ГФ?
  9. Перечислить методы количественного определения атропина сульфата, барбитала, фенобарбитала.
  10.  В тетрадях для самостоятельных работ выполнить расчет задачи

      №6, стр. 35. Методическое пособие для самостоятельного изучения расчетов, применяемых в фармацевтическом анализе для студентов III – IV курсов.

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  1. Работать с приказами.
  2. Организовывать  рабочее  место.
  3. Производить расчеты количества лекарственных средств и вспомогательных веществ в глазных каплях.
  4. Изготавливать глазные капли различными методами, в том числе, с использованием концентратов.
  5. Владеть  всеми  видами  внутриаптечного  контроля.
  6. Выполнять внутриаптечный контроль лекарственных форм с органическими лекарственными  средствами.
  7. Производить  расчёты  (рассчитывать  отклонение,  сравнивать  с  допустимой  нормой).
  8. Делать  заключение  о  качестве  лекарственных  форм.
  9. Вести  отчётную  документацию.
  10. Решать  ситуационные  задачи.

ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ:

  1. Соблюдать санитарные требования при изготовлении лекарственных форм в асептических условиях.
  2. Готовить к стерилизации различные объекты.
  3. Проводить фильтрование глазных капель.
  4. Проводить контроль на механические включения.
  5. Оформлять ППК, лекарственный препарат к отпуску.

ОСНАЩЕНИЕ  ЗАНЯТИЯ: 

Лекарственные средства: атропина сульфат, концентрат атропина сульфата 1%, натрия хлорид, вода очищенная.

Лекарственная  форма  с  атропином  сульфатом.

Реактивы: раствор хлорида бария, раствор Люголя, 0,1 М раствор гидроксида натрия, спирт,  хлороформ.

Индикатор:  фенолфталеин.

Вспомогательный  материал: биксы, весы, разновес, ножницы, алюминиевые  колпачки для обжима флаконов, приспособление для обжима колпачков ПОК - 1, резиновые пробки, смесь этанола с эфиром, фильтровальная  бумага,  вощаная  бумага, пергаментная бумага, салфетки, фильтры.

Посуда:  стерильная мерная посуда, воронки,  набор  пробирок,  колбы  для  титрования,  мерные  пипетки,  мерные  колбы, пенициллиновые флаконы.

Этикетки: «Глазные капли», «Хранить в прохладном, защищенном от света месте», «Обращаться  осторожно».

Литература: ГФ X, XI;

                     Приказы  МЗ РФ №214, 110, 305, 309.

                     Таблицы изотонических эквивалентов по натрия хлориду,

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

  1. ГФ – XI, том 2., М.: Медицина, 1990.

  1. И.И. Краснюк, Г.В. Михайлова, Е.Т.Чижова «Фармацевтическая технология» М.: «Академия» , 2004 год. Стр. 169 – 186.

  1. Приказ МЗ РФ №214 от 16.07.97г

  1. Г.А. Мелентьева, Л.А. Антонова «Фармацевтическая химия», М.: Медицина, 2003 год. Стр.: 370-380, 408-410, 417-419,  477-483.

  1. В.И.Погорелов «Фармацевтическая технология», Ростов на Дону.: «Феникс», 2002 год. Стр. 325 – 335.

  1. Н.Н.Глущенко, Т.В.Плетенева, В.А.Попков «Фармацевтическая химия»,

     М.: «Академия», 2004.

  1. Конспект  лекций.

Дополнительная:

  1. И.И.Краснюк, Г.В,Михайлова «Практикум по технологии лекарственных форм», М.: «Академия», 2006 год. Стр. 302-309.

  1. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии под редакцией А.П.Арзамасцева, М.: Медицина, 2005.

  1. Чекмарева Н.А., «Глазные лекарственные формы» (учебно – методическое пособие для самоподготовки студентов к семинарским и практическим занятиям по фармацевтической технологии) - Калуга, издательство Н.Ф.Бочкаревой, 2003год.

  1. Галузина Т.А., Вячина О.А. «Методическое пособие для самостоятельного изучения расчетов, применяемых в фармацевтическом анализе» - Калуга, издательство Н.Ф.Бочкаревой, 2003год.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия Тема: «Осложнения инъекций. Оказание неотложной медицинской помощи»

данный материал предназначен для преподавателей и студентов при изучении ПМ. Выполнение работ по профессии « Младшая медицинская сестра по уходу за больными»...

Методическая разработка практического занятия Тема: «Обучение технике штрафного броска в баскетболе»

Методическая разработка, «Обучение технике штрафного броска в баскетболе», составлена на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура»...

Методическая разработка практического занятия. Тема: "Защита окружающей среды"

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со студентами 1 курса обучения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»; тема – «Защита окружающе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия Тема: Морфофункциональная характеристика опорно-двигательного аппарата. Процесс движения.

Для фельдшера знание артрологии особенно важно, так как повреждения суставов и соединений костей занимают одно из первых мест среди всех травм человека и нередко приводят к инвалидности. Часто поврежд...