Урок в технологии РКМЧП
план-конспект урока на тему

Озёрная Светлана Владимировна

Конспект урока по учебной дисциплине "Основы физиологии кожи и волос" в технологии РКМЧП.

Тема урока «Строение волос. Рост и развитие волос».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog.karta_.docx208.25 КБ
Файл stroenie_volos.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:

План урока

Учебная дисциплина: «Основы физиологии кожи и волос».

Тема по учебному плану: «Основы строения кожи и волос».

Тема урока:  «Строение волос. Рост и развитие волос».

Тип урока: Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Вид урока: Комбинированный (словесный, наглядный, практический).

Технология: РКМЧП

Продолжительность урока: 40 минут

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Межпредметные связи: биология, история.

Цель урока, его воспитательные и развивающие задачи:

1.К концу урока обучающиеся будут знать:

 - общее строение волоса;

 -  фазы роста волос, их развитие.

Уметь:

  - отличать  натуральный  волос от искусственного, использовать полученные знания на практике при овладении профессией «парикмахер».

Требования к качеству обученности воспитанниц: К >0,7;  Y=2.

2.Воспитывать: коммуникативные качества, умение работать в парах, прививать интерес к своей профессии.

3.Развивать: учебно-познавательные компетенции – умение определять цель, излагать свои мысли, работать с текстом и находить нужную информацию, анализировать её, делать выводы; развивать аналитическое и критическое мышление.

Материально-техническое обеспечение:

Оборудование: компьютер (презентация), микроскоп, плакат «Общее строение волоса».

Раздаточный материал: рабочие конспекты, буклеты для самостоятельной работы, карточки-задания, образцы волос.

Технологическая карта урока по ФГОС.

Этап урока

Приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Компетенции

1.Организационный момент (1-2 мин.)

Приветствует.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют. Настраиваются на совместную деятельность.

2.Вызов (5-7 мин.)

«Верные – неверные утверждения»

Руководит: обобщает мнения, помогает сформулировать тему и цели урока.

Отвечают на поставленные вопросы, выполняют задание «Верные-неверные утверждения». Предлагают формулировку темы и целей урока.

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели способов её достижения, определённых мастером.

3.Осмысление (20-25 мин.)

«Работа с текстом»

(задание 1);

«Подбор цитат из текста» (задание 2);

Работа в парах (задание 3) «Поделись информацией»

Практическое задание (работа с микроскопом)

(Интересные факты)                  

Объясняет задание, опрашивает, слушает, проверяет.

Наблюдает, оказывает содействие, обсуждает.

Слушает, поддерживает.

Слушает, делится информацией.

Изучают материал, сопоставляют с изображением, раскрывают, сравнивают. (Определение и воспроизводство местонахождения конкретных элементов информации).

Раскрывают и объясняют, полученное задание; доказывают соответствие добытой информации с изображением. Слушают, анализируют, запоминают.

Рассматривают, изучают, обсуждают, доказывают.

(Усвоение смысла изложенного материала).

Делают сообщения об интересных фактах.

ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач.

ОК2.

ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с однокурсницами и мастером.

4.Рефлексия (5-7 мин.)

«КУБИК»

Организует обратную связь, признаёт ответы, раскрывает критерии оценки.

Обобщают, анализируют, разбирают критически, оценивают свой труд.

ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности.

5.Домашнее задание (1-2 мин.)

Объясняет, называет критерии выполнения.

Записывают, выполняют.

Интересные факты и цифры:

  • Самые длинные волосы принадлежат китаянке Се Цюпин, которая отращивала их с 1973 до 2004 года. Длина её волос составила 562,7 см.
  • Поверья, связанные с волосами существуют почти у всех народов. Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определённого возраста, обычно до 3-5 лет.
  • В Древнем Египте детей никогда не стригли на голо, всегда оставляли пучок волос (на висках или темени – «локон юности».
  • В сказке братьев Гримм

 « Рапунцель» принцесса спускала из окон башни волосы, по которым взбирался прекрасный принц.

1.Общее строение волоса:

оооооо

Обозначение

Название элемента

I

II

III

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2.Строение стержня волоса.

Дополните следующие положения:

 1).  Поверхностный слой стержня волоса называется_____________; он содержит от___

до____  __________     ____________, которые по форме  напоминают черепицу.

Новые слова:

 

               http://www.brandywineinsure.com.php53-6.dfw1-1.websitetestlink.com/wp-content/uploads/2011/07/bigstock_Portrait_Of_Attractive_Young_F_4965577.jpg

Тема урока: ______________________________

_________________________________________

Цель урока: ______________________________

_________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

Утверждение

Верно

Не верно

1.Меланин-пигмент, определяющий окраску волоса по всей длине.

2.Эомеланин-жёлто-рыжего цвета.

3.Волосы на голове появляются по спирали.

4.У каждого человека в среднем на голове насчитывается около 250 тыс. волосяных фолликулов.

5.Волосы вырастают в среднем на 10-12 мм. В месяц.

6.Чем чаще подстригать  детей в детстве, тем гуще волосы.

7. Рост волос связан с развитием волосяных фолликулов.

8.Корень волоса начинает свой рост в дерме.

9.Катаген-фаза отдыха и выпадения.

10.Женские гормоны-андрогены.

Ход урока:

1.Организационный момент. Проверяется готовность к уроку, эмоциональный настрой.

- Добрый день! Рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество,  начнём наш урок.

2.Стадия вызова.

 Разминка. У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Беседа по вопросам:

 - Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?

 - Что значит, по- вашему, быть здоровым?

 - По каким внешним признакам можно определить здоровье человека? (цвет кожи, красивые волосы).

Обучающиеся отвечают, учитель обобщает.

 - Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. В человеке всё должно быть прекрасным и душа и тело и волосы.

- Работа с волосами это основа вашей будущей профессии, вы уже многое о них знаете, и многое предстоит ещё узнать. В начале урока я предлагаю вам выполнить задание, находящееся  у вас на первой страничке вашего буклета «Верные – не верные -  утверждения» (если вы согласны, ставьте «+», напротив утверждений, с которыми не согласны ставьте «-». Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь, помните «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям» Гёте.

Работа с буклетом.

 - Зачитывают по цепочке  суждения и высказывают своё мнение (в ходе обсуждения могут появиться разногласия).

 -  Сегодня мы с вами должны таким образом построить работу, чтобы разрешить эти противоречия. К этим утверждениям мы вернёмся в конце урока.

 - Давайте попытаемся сформулировать тему нашего урока.

 (Слайд 1) На слайде представлены слова, какие то из них вам знакомы, какие то нет. Выберите из них те слова, которое на ваш взгляд могут являться главными и ключевыми в теме нашего урока (ПУШКОВЫЕ, РОСТ, СТЕРЖЕНЬ, ЭОМЕЛАНИН, ЖИРНЫЕ, ВОЛОСЫ, КОРЕНЬ, КАТАГЕН, КОРТЕС, СТРОЕНИЕ).

 - Обучающиеся формулируют тему урока (записывают в буклет).

 - Самостоятельно ставят цели, которые хотят достигнуть к концу урока (записывают в буклете).

Обучающиеся высказывают своё мнение, учитель направляет и обобщает, подводя к запланированному.

(Слайд 2) – тема и цели.

3. Осмысление.

 - Качество волос, густота и их состояние зависят от многих факторов, в том числе и от фактора наследственности; ухода за волосами; общего состояния организма человека.  Ведь сильные, блестящие волосы – это прежде всего, здоровые волосы, принадлежащие здоровому человеку. На протяжении веков художники всех направлений восхищались красотой женских волос! (Слайд 3).

 - В вашей будущей профессии важно знать строение волоса?

 - Как вы думаете, почему важно?

(Данные знания  необходимы при стрижке, окрашивании, мелировании, выпрямлении, при выполнении  перманентной  завивки, т.е. все те процедуры, которые повреждают и разрушают структуру волос.)

Плакат на доске (изображение строения волоса).

 - Одна часть волоса над кожей называется стержнем, а другая часть, расположенная под кожей – корнем. Следует помнить, что стержень волоса при повреждении не восстанавливается, поэтому важно попытаться сохранить его как можно дольше.

 - Строение волоса достаточно сложно, чтобы разобраться, обратимся к рабочим печатным текстам, которые лежат у вас на столах. В буклетах у вас изображена общая схема строения волоса.

 - Внимательно прочитайте текст, определите соответствие изображения с определением и заполните таблицу в буклете.

Работают с буклетом.

 - Итак, вы прочитали и узнали, из чего состоит наш волос.

 - Давайте проверим, насколько вы правы. (На доске вывешен плакат и слова – части строения волоса. Учащимся необходимо правильно разместить определения. Каждый выходит и прикрепляет по два определения, остальные проверяют у себя).

 - Молодцы, вы справились с заданием.

 - За счёт размножения клеток волосяной луковицы происходит формирование волоса и его рост. В луковице располагаются меланоциты – клетки, в которых образуется меланин – пигмент, определяющий окраску развивающихся клеток и тем самым цвет волоса по всей его длине.

 - Цвет волоса человека определяется двумя видами меланина: эомеланинами серо-коричневого цвета, окрашивающими волосы в тёмные, средние, холодные цвета, и феомеланинами  жёлто-рыжего цвета, придающими волосам средние и светлые тёплые оттенки (слова записать на доске).

 - Основной цвет волос и его оттенки обуславливаются также количеством пузырьков воздуха в корковом и мозговом веществах волоса. Светлые волосы, по сравнению с тёмными, содержат большее количество пузырьков воздуха, а седые полностью заполнены ими.

 - Стержень волоса состоит из трёх слоев, которые помогают ему противостоять вредным воздействиям окружающей среды.

 - Продолжим работу с буклетом. Прочтите текст, найдите что – же это за слои и дополните предложения.

(Слайд №4)

Работа с буклетом.

 - Итак, что вы узнали о строении стержня волоса? (ответы обучающихся по заданию).

 - Что, по вашему мнению, определяет толщину каждого слоя стержня волоса? (в основном кутикула стержня, а также возраст, раса, регион проживания).

 - Как вы считаете, какую форму, в разрезе, имеет натуральный волос? (овал, окружность…).

 - Молодцы!

 

- Число волос на голове определяется закладкой количества волосяных фолликулов у плода. Определённо, что у каждого человека на голове имеется в среднем около 100 тыс. волосяных фолликулов. Но количество и густота волос у людей с разным цветом волос сильно варьируется. У блондинов – около 150 тыс., у брюнетов – 100 тыс., у рыжеволосых – 80 тыс.

 - На поверхности головы волосы появляются по спирали от макушки (классическая норма) головы по ходу часовой стрелки к краевой линии роста.

(Слайд №5)

 - Но могут быть и отклонения. Макушка роста волос может располагаться на других участках головы, в редких случаях человек может иметь несколько макушек, причём спираль роста может быть как по ходу, так и против часовой стрелки. Подобная особенность роста волос на голове является серьёзной проблемой при выполнении стрижек, особенно коротких.

 - Рост и развитие волос связаны с развитием волосяных фолликулов, рост которых включает в себя несколько фаз.

 - А хотите вы узнать, что это за фазы?

Каждой паре выдаются пакеты с заданием и картинки с фазами роста волос).

- Работаем с конспектами и буклетами, задание под номером 3.

 - А сейчас давайте проверим правильность выполнения данной работы и поделимся полученной информацией с другими парами (выходят к доске, прикрепляют название фазы, соответствующую картинку, дают характеристику данной фазе).

Проверяем правильность выполнения этого задания (Слайд №6) Фазы роста волос (эталон).

 - Длина каждого волоса обусловлена генетически и зависит от длительности анагенной фазы и скорости роста волос. В среднем скорость волоса составляет приблизительно 1 см. в течение 1 мес.

 - Как вы считаете, что влияет на рост и развитие  волос? (общее состояние организма, характер питания и состав пищи, обмен веществ, состояние нервной системы, экология, время года, здоровый образ жизни).

- Могут ли все волосы одновременно находиться в фазе активного роста или фазе покоя? ( нет, иначе люди периодически бы лысели;  среднее процентное соотношение волос, находящихся в стадии анагена, телогена и катагена составляет, соответственно – 85%, 14% и 1%).

 - Выпадение волос при расчёсывании и мытье, как вы считаете, в какой фазе они находятся? ( в телогенной фазе).

 - Верно, молодцы.

 - Также наиболее важным фактором, влияющим на рост волос, являются мужские (андрогены) и женские (эстрогены) гормоны, к воздействию которых кожа головы очень чувствительна. Андрогены и эстрогены есть у обоих полов, только в разных пропорциях. В преклонном возрасте процесс выработки андрогенов затухает, в результате чего волосы теряют способность к новому повторному росту, что приводит к облысению. Эстрогены, наоборот, снижают скорость роста волос, но удлиняют продолжительность анагенной фазы (в период беременности рост волос замедляется). Это объясняется тем, что в этот период у женщин женских гормонов вырабатывается больше, и, следовательно, эстрогены преобладают над андрогенами.

 - Экспресс-диеты, дефицит витаминов, гормональные препараты – всё это отражается на росте волос, а также влияют минеральные вещества, поступающие с пищей.

 - Итак, перейдём к следующему этапу нашего урока. Выполним небольшое практическое задание, оно указано у вас в буклетах.

 - У каждого на столе находится микроскоп.

 - Что вы можете сказать об этом предмете?

 - Каждому даны образцы волос. Вам необходимо внимательно рассмотреть их, сравнить и сделать выводы.

 

 - Какой из двух образцов (верхний, нижний) является натуральным, а какой искусственным?

(Слайд №7)

 - Почему вы так считаете?

 Обучающиеся высказывают свои варианты ответов.

  - С этой работой вы справились.

 - Давайте немного отвлечёмся от серьёзной темы. Какие интересные факты вы узнали к сегодняшнему уроку?

 (Обучающиеся делают краткие сообщения).

 - А я тоже прочитала и узнала интересный факт: Микроминиатюристы часто используют волос как предмет для сравнения. Самые распространённые микроминиатюры с использованием волоса: надпись на волосе, изображение на волосе, изображение на срезе волоса, изделие внутри волоса. Толщина волоса (диаметр в сечении) примерно равна 0,08 мм.

(Слайд №8)

4. Рефлексия.

- Вернёмся к заданию «Верные, неверные утверждения». Зачитываем суждения по порядку, озвучиваем правильный ответ,  сравниваем с первоначальными данными, если необходимо, делаем исправления.

 - Вы справились с заданиями, теперь давайте обобщим полученные знания.

Приём «КУБИК».

Вопросы:

1. Я поняла, что…

2. Теперь я могу…

3. Меня удивило…

4. Урок дал мне для жизни…

5. Сегодня я узнала…

6. Мне захотелось…

 

 - На ваш взгляд, вы достигли поставленных целей?

 - О чём вам хотелось бы ещё узнать? (как ухаживать за волосами, чтобы они были менее подвержены повреждениям и т.д.).

 

 - С причинами повреждения волос мы познакомимся на следующем уроке, и узнаем, как ухаживать за ними.

 

Работа с буклетом.

 - Просмотрите ваши буклеты, много ли у вас исправлений, давайте попробуем оценить труд на уроке. Поменяйтесь друг с другом буклетами и выполните взаимооценку.  (Приложение 1).  

   

5. Домашнее задание.

 - Дописать в буклетах третье задание; составить кроссворд из слов по теме сегодняшнего урока (10-9 слов на оценку «5»; 8-7 слов на «4»,  6-5 слов на оценку «3»).

 - Всем спасибо за плодотворную и результативную работу на уроке. Надеюсь, что полученные знания пригодятся вам в будущем.

 

Приложение 1.

Эталон оценивания:

  1. «Общее строение волоса»            Р = 13.

  1. «Строение стержня волоса»

1).Р = 4;

2).Р = 2;

3).Р = 6;                    

                                                         Р = 12.

  1. «Фазы роста волос»                       Р = 1.

  1. «Практическая работа»                 Р = 2.

                                            Итого: Р = 28

28-26 – оценка «5»

25-23 – оценка «4»

24-20 – оценка «3»

      ЭПИДЕРМИС

    ДЕРМА

    ГИПОДЕРМА

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

ВОЛОСЯНОЙ СОСОЧЕК

БАЗАЛЬНАЯ МЕМБРАНА

ВОЛОСЯНОЙ КАНАЛ

СТЕРЖЕНЬ ВОЛОСА

УСТЬЕ

САЛЬНАЯ ЖЕЛЕЗА

МЫШЦА КОРНЯ ВОЛОСА

ВОЛОСЯНОЙ ФОЛЛИКУЛ

ВОЛОСЯНАЯ ЛУКОВИЦА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

п ушковые рост стержень меланин развитие жирные корень волосы катаген кортес строение

Слайд 2

Тема : «Строение волос. Рост и развитие волос».

Слайд 3

Цели: к концу урока знать: - общее строение волоса; - фазы роста волос, их развитие.

Слайд 5

Строение стержня волоса: 1 3 2

Слайд 7

Фазы роста волос: АНАГЕН КАТАГЕН ТЕЛОГЕН

Слайд 9

Использование волос в микроминиатюре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по технологии (слесарное дело)

Урок слесарного дела.Ручная и механическая правка и гибка металлаГБОУ НПО профессиональный лицей железнодорожного транспорта Санкт-ПетербургаАвтор: Серова Наталья Николаевна...

Урок по технологии (слесарное дело)

Урок слесарного дела.Машины и инструмент для обработки металлов давлениемГБОУ НПО профессиональный лицей железнодорожного транспорта Санкт-ПетербургаАвтор: Серова Наталья Николаевна...

План урока по технологии, раздел кулинария в 5 классах тема "Технология приготовления бутербродов и горячих напитков"

Урок по технологии с презентацией раздел "кулинария" 5 кл. "Бутетброды и горячие напитки"...

Самостоятельное изучение учебного материала в микрогруппах по технологии РКМЧП

Презентация содержит информацию об использовании технологии развития критического мышления на уроке "Грузоподъемные механизмы"...

Урок по развитию речи в 5 классе с использованием приёмов технологии РКМЧП

Материал содержит поэтапный ход урока развития речи с использованием приёмов технологии развития критического мышления. Учащиеся обучаются составлять план при подготовке к подробному изложению, развив...

Личностно-ориентированные технологии: планирование урока и технология проведения

Личностно-ориентированные технологии:планирование урока и технология проведения...

Особенности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы (из опыта учителя)

Особенности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы (из опыта учителя)...