Урок по творчеству и биографии Карамзина
план-конспект урока на тему
Урок направлен на повторение и более глубокое изучения творчества и биографии Карамзина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_tvorchestvu_karamzina.rar | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Н. М. КАРАМЗИН – писатель, историк публицист и общественный деятель
Цели:
- продолжить знакомство с жизнью и творчеством Н. М. Карамзина;
- работать над выразительным чтением стихотворения, прозаических отрывков.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя о Н. М. Карамзине.
К чему ни обратитесь в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.
В. Г. Белинский
Кто же он такой, Николай Михайлович Карамзин? В чем его заслуги перед литературой, отечеством?
Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 г. в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне на берегу Волги, там он овладел основами грамоты. Затем – симбирский пансион, а вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 г. – военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, которая приводит Карамзина в Москву. Ранний период творчества писателя связан с кругом Новикова. В годы, когда Новиков возглавлял Типографическую компанию, он привлек Карамзина к сотрудничеству и поручил ему редактирование первого в России специального журнала для детей «Детское чтение» (1785–1789 гг.). Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» – масонства, о котором мы уже говорили, и просветительства. Воздействие философских и эстетических идей английского, французского и немецкого Просвещения испытывал Карамзин уже с молодых лет. Он верил в «изящность законов чистого разума», усвоил урок просветителей о внесословной ценности личности. Культура Просвещения навсегда стала в глазах Карамзина «палладиумом благонравия».
Политик
«Республиканец» в душе, Карамзин переводит на русский язык шекспировского «Юлия Цезаря» (1787 г.) и трагедию Лессинга «Эмилия Галотти» (1788 г.), восхищается в молодые годы ораторами французской буржуазной революции, внимательно следит за развертыванием событий во Франции вплоть до эпохи якобинской диктатуры, которую он переживает болезненно и под влиянием которой испытывает глубокий внутренний кризис. В литературных письмах – «Мелодор к Филалету» и «Филалет к Мелодору» (1793–1794 гг.) – слышно трагическое разочарование писателя в идеалах Просвещения. «Век Просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя, среди убийств и разрушений не узнаю тебя!» – восклицает Мелодор. В ответ на его сетование Филалет горестно призывает искать «источник блаженства в собственной груди нашей».
Утверждая вслед за Руссо, что республика – лучшая форма правления для малых стран, Карамзин отныне твердо отстаивает благотворность для России и для крупных государств вообще монархии как гарантии прочного общественного порядка. Он признает прочными лишь те изменения государственного и общественного уклада, которые осуществляются мирно, «посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания, добрых нравов».
Карамзин-художник
Формировался под широким влиянием западноевропейской культуры. Особенно сильным было воздействие, оказанное на Карамзина творчеством Руссо.
Карамзин-просветитель
С горячим восхищением относился к Шекспиру, Т. Мору, Ричардсону, Гольдони, Гете. Его знание европейской культуры – литературы, философии, общественной мысли – носило подлинно энциклопедический характер.
Итогом длительного пребывания за границей (с мая 1789 г. по сентябрь 1790 г.) стали «Письма русского путешественника», надолго ставшие образцом для многочисленных позднейших писателей-«путешественников» эпохи русского сентиментализма.
Общественный деятель
Карамзин побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Англии. Его «Письма…» содержат обширный информационный материал об общественной и культурной жизни этих стран. При этом писатель стремится передать чувства, возникающие у него под влиянием увиденного. Анализ этих чувств ведет автора к самоуглублению и самонаблюдению. Прощаясь с читателем в последнем письме, Карамзин делает знаменательное признание: «Вот зеркало души моей в течение осьмнадцати месяцев; оно через двадцать лет (если столько проживу на свете) будет для меня еще приятно – пусть для меня одного! Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал; а что человеку (между нами будь сказано) занимательнее самого себя?»
Сентиментализм
-вторая половина 18 в.(от франц.sentiment – «чувство»)
задача – заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, вызвать слезы умиления
Черты сентиментализма
1.В центре внимания – мир чувств героя.
2.Идеал- добродетельный герой с богатым духовным миром, умеющий сочувствовать.
3.Интерес и идеализация жизни простых людей.
4.Уделяется особое внимание природе, восхищение ею (пейзаж-иллюстрация чувств героя).
5.Духовное равенство всех людей вне зависимости от сословий.
6.Речь не является средством характеристики героев (как в классицизме).
7.Важная роль личности автора, который делится своими чувствами, мыслями.
8.Появляются эпистолярные жанры.
Вклад Карамзина в становление русской литературы связан с утверждением художественных принципов сентиментализма. Он «первый на Руси начал писать повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного быта» (В.Г. Белинский). В «Бедной Лизе» (1792) — классическом образце «чувствительной повести» — Карамзин впервые открыл мир чувств простого человека. Знаменитая фраза — «И крестьянки любить умеют» — определяет основную идею повести. Главная героиня выступает как воплощение сентиментального представления о «естественном человеке», простом и непосредственном, живущем в гармонии с природой и людьми, обладающем внутренней чистотой и душевной силой. Богатству и благородному происхождению противопоставлялось благородство и богатство чувств. Сюжет традиционен для литературы сентиментализма: читатель с волнением знакомится с трагической судьбой крестьянской девушки, соблазненной молодым дворянином. Современников поразила новизна в изображении внутреннего мира героев, лирический пейзаж, красота и легкость языка. После этого Карамзин уезжает из России в заграничное путешествие, формально покинув Масонскую ложу (вероятно, по просьбе Новикова). Единственным свидетельством об этой поездке остались Письма русского путешественника - записки Карамзина. Если судить по ним, то эта поездка сформировала политические взгляды Карамзина: он крайне негативно отнесся к Французской революции, пришел к выводу, что так поступать нельзя. Поэтому в Россию он вернулся ярым монархистом и государственником, считавшим, что России необходимо культурно сближаться с Европой. Эти убеждения были опубликованны на страницах Московского журнала, который принес Карамзину известность (в 1792 году там же опубликовали Бедную Лизу).
Однако после ареста Новикова в 1794 году Карамзин начал всерьез опасаться собственного ареста, поэтому закрыл журнал, а потом уехал в деревню Знаменское, которая принадлежала его другу А. Плещееву. Он исчезает из литературы и из журналистики. А в 1795 году Плещеев разорился, и тогда Карамзин продал собственное имение, чтобы выплатить долги друга. Вынужденный отныне зарабатывать лишь литературной деятельностью, Карамзин становится первым в России профессиональным литератором.
«Письма русского путешественника» печатались в «Московском журнале» (1791–1792 гг.), издание которого Карамзин предпринял по возвращении из-за границы.
В «Московском журнале» появилась и повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792 г.), с восторгом принятая современниками.
Лаконизм повествования, тонкость художественного письма, умение сделать читателя соучастником переживаний героев, одухотворенность и лиричность то мрачного, то радостного весеннего, то бурного и грозного пейзажа, созвучного чувствам автора и персонажей повести, сложность психологического рисунка – все это было ново для русского читателя. Повесть Карамзина воспринималась как быль (так же, как это было в Германии со «Страданиями юного Вертера» Гете); окрестности Симонова монастыря, где жила и погибла Лиза, «Лизин пруд» стали надолго любимым местом паломничества образованной дворянской публики.
Прозаические опыты Карамзина по жанровой структуре не повторяли друг друга. Среди них и образцы бессюжетной лирической прозы, и любовно-психологическая повесть, и исторические повести («Наталья, боярская дочь», 1792 г. и «Марфа-посадница», 1803 г.), и ироническая повесть-сказка, и таинственный рассказ-миниатюра с элементами проромантической готики («Остров Бурнгольм»). Пейзажные зарисовки, лирические медитации, прозаические элегии делают достоянием его прозы мотивы, которые прежде были исключительным владением поэзии. Большое значение приобретают сложные перифразы, психологические эпитеты, лексические и синтаксические повторы, звукопись, приемы музыкально-ритмиче-ского построения.
За «Московским журналом» в 1802–1803 гг. Карамзин основывает надолго ставший лучшим русским литературным журналом «Вестник Европы», где появляются критические, публицистические, исторические статьи писателя.
Венцом деятельности Карамзина – писателя и историка – стала многотомная «История государства Российского». Смерть писателя в 1826 г. прервала эту работу на XII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года.
2. Доклады учащихся.
«Карамзин – историк государства Российского».
«История Государства Российского» Карамзина познакомила несколько поколений русских читателей с отечественной историей, содействовала процессу становления в стране национального самосознания в годы, предшествовавшие восстанию декабристов. Несмотря на то что она вызвала недовольство и возражения декабристской молодежи (в том числе молодого Пушкина) из-за своей монархической тенденции, «История…» была для того времени не только школой критики источников и вообще важной вехой в развитии национальной исторической мысли, она имела большое воспитательное значение и явилась одним из первых опытов многостороннего изображения главнейших характеров и событий русской истории от ее истоков до начала XVII в.
«Языковая реформа Карамзина».
И в прозе, и в стихах Карамзин стремился устранить разрыв между языком письменным, книжным, и разговорным языком «хорошего общества».
Языковая реформа Карамзина противостояла ломоносовскому принципу «трех штилей». Отвергая высокий слог классической трагедии и оды, так же как и бытовое просторечие низкого, Карамзин ориентировался на единый для всех литературных жанров «средний» слог. И хотя Карамзин значительно обогатил русскую лексику и семантику новыми смысловыми оттенками, новыми словами и понятиями, разработанные им языковые формы оставались оторванными от народной речи. Нормой для него служил разговорный язык образованного общества, язык дворянской интеллигенции, и это делало его реформу половинчатой и ограниченной. Неотшлифованный, повседневный бытовой язык народа представлялся Карамзину грубым и непоэтическим. Сильные и слабые стороны его позиции раскрыла полемика о «старом и новом слоге», разгоревшаяся в первом десятилетии XIX в.
II. Итог урока.
1. Слово учителя.
В XVIII в. русская литература в своем стремительном развитии решала важную задачу, которую Пушкин определил формулой: «…в просвещении стать с веком наравне». Задача эта являлась естественным результатом выхода России как великой державы на мировую арену и усвоения ею общеевропейских достижений. Оды Ломоносова и Державина, комедии Фонвизина, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, проза Карамзина и его «История государства Российского» образовали тот прочный и необходимый фундамент, без которого было бы невозможным построение здания русской классической литературы.
Наиболее сильную сторону русской литературы XVIII в., в лучших ее образцах тяготевшей к сближению с жизнью, к глубине и широте ее осмысления, составляли патриотизм, гражданственность, высокая человечность и мужественность, восприимчивость к передовым идеям века, могучая выразительность и музыкальность.
Все это подготовило последующие великие достижения русской литературы XIX в.
2. Выразительное чтение стихотворений Карамзина, подготовленных дома, с обоснованием учащимися своего выбора.
Домашнее задание: сочинение «Чем мне дороги литературные страницы XVIII века».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический материал для подготовки уроков по творчеству С.А.Есенина
методический материал при подготовке уроков по творчеству С.А.Есенина...
Сценарий открытого урока по творчеству М.И.Цветаевой
План-конспект открытого урока по творчеству М.И. Цветаевой....
Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова
Конспект урока по творчеству Н.А. Некрасова....
Конспект урока по творчеству А.Блока.
Сценарий урока по творчеству А.Блока....
Презентация к уроку по творчеству А.Блока.
Презентация к уроку по творчеству А.Блока....
Презентация к уроку по творчеству А.И. Солженицына.
Презентация к уроку по творчеству А.И.Солженицына....
Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова.
Конспект урока "Я лиру посвятил народу своему"....