Внеклассное занятие по педагогике "Педагог, профессия, личность"
методическая разработка на тему
Внеклассное занятие по педагогике "Педагог, профессия, личность" раскрывает важность педагогической профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zyanyatie_po_pedagogike_pedagog_professiyalichnost.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема внеклассного занятия по педагогике:
Педагог: профессия, личность.
Цель: способствовать развитию у студентов педагогической направленности, мотивации профессиональной педагогической деятельности, воспитывать профессионально значимые качества будущего педагога.
Задачи: 1. Познакомить детей с историей возникновения в обществе потребности в воспитании и обучении детей.
2. Формировать разностороннее представление о значении, об особенностях педагогической профессии.
3. Воспитывать у студентов интерес и ответственность к своей профессиональной деятельности.
Форма проведения: внеклассное занятие, дискуссия
Оборудование: высказывание педагогов на слайдах «… Посредник меж тобой и человечеством», «Любите ребенка. Если хотите развить в себе Божий дар педагога, – любите ребенка» (Ш. А. Амонашвили); «Педагог, трудясь в настоящем, растит будущее», «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» (К. Д. Ушинский); схема профессионально значимых качеств (таблицы, слайды); видеофрагмент «Случай в детском саду»).
Предварительная работа: подготовить выступление студентов, подобрать высказывание ученых, педагогов о педагогической профессии, продумать формы эмоционального воздействия на личность студента.
Ход мероприятия.
- Оргмомент.
Сообщение темы и цели занятия (Тема: «Педагог: профессия, личность» появляется на слайде).
- Вводная часть.
Вступительное слово преподавателя.
> Вы решили посвятить свою жизнь замечательной профессии педагога. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем.
Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Это труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, - это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.
- Что вы знаете о профессии педагога?
- Что побудило вас выбрать данную профессию?
(Ответы студентов)
> О профессии педагога вы еще знаете мало и поэтому сегодня на занятии мы поговорили о вашей предстоящей педагогической деятельности, об истории возникновения данной профессии, о профессионально значимых качествах, которыми должен обладать каждый педагог.
- Основная часть.
> Профессия педагога - одна из древнейших в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным. Чтобы выяснить, когда в человеческом обществе возникла потребность в воспитании и обучении детей, сделаем небольшой исторический экскурс.
Выступление докладчиков.
1докладчик.
Материалы археологических раскопок, данные этнографии позволили ученым сделать предположение, что воспитание как объективный процесс начало складываться в период перехода первобытного человека от животнообразных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. Орудийная деятельность влияла на биоморфологическое развитие человека, способствовала изменению его сознания, появлению членораздельной речи. Эволюция в хозяйственной деятельности сказалась на общих условиях жизни людей: улучшилось питание, стали возникать постоянные стойбища. Эти перемены повлекли за собой рост численности детей, удлинение периода детства. В обществе стала формироваться объективная потребность в воспитании: появилась необходимость в передаче детям опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой - подготовить их к будущей самостоятельной жизни. Первоначально эта потребность удовлетворялась в совместной деятельности взрослых и детей. Раннее приобщение младшего поколения и хозяйственной деятельности взрослых облегчалось тем, что и сам труд (сбор кореньев, плодов; приготовление пищи; участие в охоте, рыбной ловле и др.), и орудия, с помощью которых он осуществлялся, были достаточно примитивны. Заботу о подрастающем поколении сначала проявляли все взрослые члены общины. Затем она концентрируется в руках представителя старшего, умудренного опытом поколения.
2 докладчик.
Воспитательные отношения между взрослыми и детьми не ограничивались сферой труда. Взрослые направляли и поведение детей, приучая соблюдать сложившиеся в общине правила, требования, запреты. Это знаменовало зарождение собственно форм воспитания, целью которого становилась не только передача опыта трудовой деятельности, но и развитие у детей таких качеств, форм поведения, которые соответствовали требованиям общества, особенностям хозяйствования. Долгое время подготовка ребенка к жизни не отделялась от его практического участия в коллективной и трудовой жизни сообщества. Однако, по утверждению исследователей-этнографов, к периоду первобытного общества относятся возникновение и накопление эмпирических средств воспитания и обучения (игрушки, ритуалы, обряды, произведения устного народного творчества).
3 докладчик.
С упорядочением брачных отношений, появлением парного брака зарождаются домашне-семейные формы воспитания, где функцию воспитания выполняют родители, родственники. Усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей повлекло за собой изменения в воспитании детей и подростков. Возникает первая в истории человечества форма воспитания и обучения - инициация. Инициация - это совершение ритуальных обрядов посвящения юношей и девушек в класс взрослых. Это был (у многих народов сохранился и поныне) своеобразный экзамен на взрослость. Для успешной сдачи экзамена надлежало усвоить обширную программу, состоявшую из определенных знаний, практических умений, физической, ритуальной, социально-нравственной подготовки. Главным в подготовке мальчиков было формирование навыков и умений той деятельности, которая им предстояла во взрослой жизни (земледелие, охота, скотоводство, воинское дело и др.). Девочки овладевали секретами домоводства, учились ткачеству, гончарному делу, плетению и т. д. Значительную часть требуемых инициацией умений дети приобретали в семье, в общине. Но непосредственно перед инициацией мальчиков и девочек собирали (раздельно) в специальные дома или лагеря молодежи, где шла поэтапная подготовка. Эти дома и лагеря можно считать прообразом школы. Тогда же в общине выделились лица, посвятившие свою жизнь обучению и воспитанию молодежи. Конечно, это еще не учителя в полном смысле слова, но они, несомненно, являлись историческими предшественниками педагогов-профессионалов.
4 докладчик.
Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В этой колыбели человеческой цивилизации в состоятельных семьях попечение о детях возлагали на более или менее образованного раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу, нес все необходимое для учебы, дожидался окончания занятий, чтобы, почтительно следуя позади своего подопечного, довести его до дома. Дома раб следил за ребенком, за его поведением, охранял от разного рода опасностей. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель. Позднее из обычного раба педагог превратился в домашнего воспитателя. Таким образом, слово «педагог» утратило свое первоначальное значение. Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей.
5 докладчик.
В древнерусском языке слово «учитель» употреблялось обычно в его высшем значении - наставник на жизненном пути, человек, проповедующий «учение», слово Божие. К учителю ученик обязан был всю жизнь испытывать чувства почитания, уважения, благодарности. Со времен Киевской Руси из рукописи в рукопись переписывалось «Слово о том, яко не забывать учителей своих» Кирилла Туровского: «Если ты научился и от простого человека, а не от иерея, то держи в своем сердце и уме память о нем до исхода души своей...». Людей же, профессионально занимавшихся обучением детей грамоте на Руси, называли чаще всего не «учитель», а «мастер грамоты» или просто «мастер». Для таких мастеров преподавание, как правило, не было основным видом деятельности. Ими становились люди разных профессий, владевшие грамотой, - книжные писцы, иконописцы, дьяки и др. Профессиональные навыки дети, как правило, получали в семье или в ближайшем сословном окружении. Иногда ребенка отдавали в обучение мастеру-профессионалу. Таким образом, обучение осуществлялось в рамках народной трудовой «педагогики» и сословных традиций.
6 докладчик.
Воспитатель дошкольного учреждения - одна из массовых современных педагогических профессий. Она возникла в XVII-XVIII вв., когда появились первые дошкольные учреждения. В Европе, в том числе и в России, такие учреждения первоначально предназначались для детей-сирот. Позже были учреждены благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества («Убежища» во Франции, «Школы защиты детей» в Германии, ясли-приюты в России). Затем возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей. Лица, которые осуществляли присмотр за детьми, проводили с ними игры, занятия, т.е. выполняли воспитательную работу, в разных странах именовались по-своему: нянями, руководительницами, учителями, наставницами, воспитателями. Примечательно, что среди первых педагогов дошкольных учреждений лиц мужского пола было больше, чем в дальнейшем.
7 докладчик.
1840 г. ознаменован в истории педагогики тем, что Ф.Фребель (1782-1852), выдающийся немецкий педагог, дал своему дошкольному заведению (год открытия- 1837-й) в г. Бланкенбурге название детский сад. Однако новым было не только название дошкольного учреждения, но и его назначение, а именно: обучить матерей с помощью практического руководства и показа приемов правильному воспитанию детей. Идеи Ф. Фребеля и разработанные им рекомендации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреждениях многих стран мира. Не составила исключение и Россия, где были организованы детские сады по системе Ф. Фребеля, а также курсы подготовки педагогов для работы в них. Воспитательниц, работавших во фребелевских детских садах, стали называть садовницами или «фребеличками».
Сегодня нет ни одной страны в мире, где бы не осознавалось особое значение периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы. Задачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программу социальной политики многих государств. В развитых странах (Франция, Великобритания, США) охват детей дошкольными учреждениями составляет 80-90%. Необходимость расширения сети дошкольных учреждений диктуется не только педагогическими, но и социально-экономическими причинами (возрастание притока женщин на рынке труда, необходимость оказания помощи в воспитании детей малоимущим семьям и др.). Тенденция дальнейшего развития общественного дошкольного воспитания сопряжена с постоянным ростом численности профессиональных воспитателей. Учитывая возрастающие требования к образовательным функциям дошкольного учреждения, более высокий уровень профессиональной подготовки современного воспитателя, его все чаще называют педагогом. Слова «учитель», «педагог», «преподаватель», «воспитатель» очень близки по значению, поскольку ими называют людей, которые посвятили себя педагогической деятельности, выбрали служение педагогической профессии.
> То есть следует отметить, что в течение большого исторического отрезка времени воспитание осуществлялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения. Содержание профессии педагога заключается в воспитании и обучении подрастающего поколения. Суть данной профессии заключается не только в том, чтобы дать знания, а в высокой миссии, предназначение которой - сотворение личности, утверждение человека в человеке.
Дискуссия о роли педагога в воспитании подрастающего поколения.
«…Посредник меж тобой и человечеством» - так называет педагога Ш.А. Амонашвили, ученый, гуманист (высказывание на слайде).
-Какой смысл вложен в слово «посредник» в данном контексте?
-В чем, по-вашему, заключается посредническая роль педагога?
-От чего зависят полнота, содержательность этой роли?
-Какой вам представляется ваша посредническая миссия как воспитателей детей дошкольного возраста?
(ответы студентов)
-Определите свой профессиональный идеал, то ест, какие именно качества вы считаете профессионально значимыми для педагога дошкольного учреждения?
-Какие качества называются профессиональными?
Анализ профессионально значимых качеств с опорой на наглядность.
(на слайде последовательно появляется схема)
Профессионально значимые качества
-гражданская - педагогическая - требовательност
ответственность целеустремленность -терпеливость
-гуманизм -педагогический -спрведливость
-общительность такт -оптимизм
-педагогическая -эмпатия
зоркость
> Каждый педагог должен обладать перечисленными профессионально значимыми качествами, и если он считает, что какое-то качество у него развито не на достаточном уровне, он должен развивать его в себе.
- Каким образом, с помощью каких средств, способов деятельности вы развиваете и будите дальше развивать в себе профессионально значимые качества?
> В становление профессиональных качеств очень велика роль самовоспитания. Ели вы считаете, что то или иное качество развито не достаточно, а стремление к самосовершенствованию налицо, то работа над собой приведет к успеху. Помощью и поддержкой станут психолого- педагогические, методические знания, тренинги и упражнения, которые вы можете получить, обучаясь в нашем педагогическом колледже.
- Заключение.
> Сегодня мы поговорили о вашей педагогической деятельности, познакомились с историей возникновения педагогической профессии с профессионально значимыми качествами, которыми должен обладать каждый педагог.
В заключении просмотрите видеофильм «Случай в детском саду» и коротко дайте анализ действиям воспитателя, перечислите качества, которыми обладает этот воспитатель детского сада.
( Просмотр видеофильма «Случай в детском саду» и последующий анализ)
5.Итог мероприятия.
> В заключение занятия хочу, чтобы вы обратили внимание на следующие высказывания великих педагогов и поделились своим мнением по их поводу:
1. «Любите ребенка. Если хотите развить в себе Божий дар педагога, – любите ребенка» (Ш. А. Амонашвили);
2.«Педагог, трудясь в настоящем, растит будущее»,
3.«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» (К. Д. Ушинский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное занятие на тему "Моя будущая профессия"
В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. К ним относятся наше собственное тело, наши родители, наша страна и историческая эпоха. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от...
Посвящение в профессию воспитателя: внеклассное занятие по педагогике.
Сценарий праздника "Посвящение в профессию воспитателя" подготовлен для студентов 1 курса специальности 44.02.01 Дошкольное образование....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «У ИСТОКОВ ПРОФЕССИИ» В РАМКАХ НЕДЕЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПРОФЕССИЙ ПО ПРОФЕССИИ 43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте»
В данной методической разработке представлена методика организации и проведения внеклассного мероприятия по теме «У истоков профессии оператор по обработке перевозочных документов на железнодоро...
Методическая разработка открытого внеклассного занятия по теме «Любовь к профессии длиною в жизнь»
Медицинский работник - одна из самых благородных профессий. Как говорил А. П. Чехов, труд в медицине - это подвиг, который требует чистоты души и помыслов. Надо быть ясным умственно, чисты...
внеклассное мероприятие по истории России "Личность Александра Невского
Урок, где обучающиеся знакомятся с исторической личностью (сильной, выдающийся личностью), позволяет формировать чувства гражданственности и уважения к историческому прошлому, героическим делам наших ...
Доклад «Психологический комфорт на занятии как условие развития личности студента»
Одним из составляющих компонентов здоровьесберегающих технологий, используемых на занятии, является поддержание положительного психологического климата коллектива во время урока.Психологический климат...
Доклад «Психологический комфорт на занятии как условие развития личности студента»
Одним из составляющих компонентов здоровьесберегающих технологий, используемых на занятии, является поддержание положительного психологического климата коллектива во время урока.Психологический климат...