Конспект практического занятия по педагогике
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Практическое занятие «Требования к личности педагога»
Цель: Повторить основные понятия, формировать коммуникативные , организаторские, эмпатийные качества педагога с помощью игровых упражнений.
Форма: игровой практикум
Оборудование: конспект занятия, презентация« Педагогические способности учителя», листочки с игровыми ситуациями, секундомер, реквизит, звуковое сопровождение из к/ф « Усатый Нянь»
1.Орг.момент. Приветствие
2. Вводный этап
Педагог: Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду у объективных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его морального облика. Требования к учителю - это императивная система профессиональных качеств, которые определяют успешность педагогической деятельности.
Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональных технологиях, вторая ее половина - искусство.
Поэтому первое требование к профессиональному педагогу - наличие педагогических способностей. Педагогические способности - это качества личности, интегрировано выражаются в наклонностях к работе с детьми, любви к детям, получение удовольствия от общения с ними. Выделены основные группы способностей.
Домашним заданием была подготовка презентация по теме
« Педагогические способности учителя ». Представьте ее, пожалуйста.
Студенты демонстрируют слайды с основными понятиями темы, приводят примеры.
Слайд 1. Организаторские. Оказываются в умении учителя сплотить учеников, привлечь их к труду, распределять обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.д.
Слайд 2. Дидактические. Конкретные умение подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно излагать учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.д.
Слайд 3. Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в душевный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
Слайд 4. Коммуникативные способности, которые проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
Слайд 5. Суггестивные способности, которые проявляются в умении учителя осуществлять эмоциональное воздействие на учащихся.
Слайд 6. Исследовательские способности проявляются в умении узнавать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
Слайд 7. Научно-познавательные способности предусматривают усвоение научных знаний в своей области.
Педагог, благодарю за выступление.
3. Основной этап
Сегодня у нас урок-практикум. Мы будем отрабатывать педагогические умения педагога, а вот какие именно вы должны определить в ходе работы. Ваша задача в конце каждого игрового упражнения определять их цели. Итак, первое упражнение.
- Игра «Так же как у меня или «Автографы»
Необходимо за 5 минут напротив всех фраз собрать автографы, т.е. определить людей с такими же предпочтениями, хобби, особенностями и т.д. Условие : всем игрокам дважды нельзя ставить автограф
Фразы:
- Младше меня
- Ниже меня ростом
- Имя с той же буквы
- Любит: - то же блюдо
- тот же напиток
- фильмы того же жанра
- того же писателя
- Завтракал тем же что и я
- Такой же состав семьи
- Выше меня ростом
- Старше меня
- Опытнее меня в чем либо
- Глаза того же цвета
- Родился в Нижневартовске
- Родился Не в Нижневартовске
- Та же профессия
- Любит тот же вид отдыха
- Тот же вид спорта и т.д
Подведение итогов игры.
Педагог: Кто собрал все автографы? Кто один не подписал? Кто два и более?
Педагог , итак какие качества педагога развиваются в такой игре и какова ее цель?
Студенты: Коммуникативные, организаторкие.
Студенты: Цель- развивать коммуникативные умения;
создавать благоприятную атмосферу.
Педагог6 Верно, молодцы. Продолжает работу.
2.Упражнение «Контакты»
Время проведения: 10 минут
Количество участников: 5 групп по 5 человек
Необходимо разыграть некоторые ситуации.
Ситуации:
1.«Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень понравился и вызвал желание с ним ознакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы – 2-3 минуты».
Затем по сигналу педагога студенты должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому участнику.
Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:
2.«В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая удача». Роль актера играют сидящие во внутреннем круге студенты.
3.«Вам нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И вот вы подошли к отцу (матери)».
4.«Вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас в неформальной обстановке. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятно, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился: вы одни, никого рядом нет».
Примечание:
- обращаю внимание всех участников на то, как ни вступают в контакт, начинают встречу, какие приемы и способы коммуникации используют, как поддерживают разговор и заканчивают беседу;
- после очередной смены партнеров, задавая ситуацию, определяю конкретные роли для каждого круга. Например, во внешнем круге участники играют роль родителей, во внутреннем – детей;
Обсуждение итогов игры.
Педагог , итак какие качества педагога развиваются в такой игре и какова ее цель?
Студенты: Коммуникативные
Студенты:Цель: развивать умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.
Педагог : Верно
3.Игра «Гороховый король».
Время проведения: до 10 минут.
Материальное обеспечение: горох (по 5 штук каждому участнику).
Каждому студенту раздается по пять горошин. Студенты ходят по аудитории и вступают друг с другом в разговор. Встречаясь, им необходимо друг другу по очереди задавать такие вопросы, чтобы в ответ они услышали слово «Да» или «Нет».
Если студент, отвечающий на вопрос, произносит одно из этих слов, то отдает собеседнику одну горошину. После этого они расходятся и ищут следующих партнеров для разговора.
У кого горошины закончились, тот выбывает из коммуникации. У кого после завершения будет самое большое количество горошин, тот – «Гороховый король».
Взаимодействуя, студентам необходимо выполнять следующие правила:
- нельзя молчать;
- нельзя избегать контакта и уходить от вопроса.
Педагог , итак какие качества педагога развиваются в такой игре и какова ее цель?
Студенты: Коммуникативные
Цель: развивать коммуникативные умения; развивать речь; создать благоприятную атмосферу
Педагог: Вы сегодня верно определили умения педагогов, на которые они были направлены- коммуникативные. Все упражнения были направлены на их формирование. Вы быстро взаимодействовали друг с другом, выполняли четко поставленные задачи, организованно и по регламенту, разговаривали.
Такие упражнения помогают стать более общительными, активными во взаимодействии с разными людьми. Ведь не с проста , одним из главных является умение учителя устанавливать педагогически целесообразные взаимодействия с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения и многими другими людьми в социуме, ему нужно ежедневно учиться.
4. Подведение итогов. Обобщающая беседа. Выставление оценок за домашнее задание.
Домашнее задание. Подобрать 10 игр на взаимодействие и коммуникацию с разновозрастными детьми.
Изучать конспект лекции «Педагог как субъект педагогической деятельности». Учить термины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект практического занятия по учебной дисциплине "Менеджмент" (открытый урок)
План открытого практического занятия в группе студентов 2 курса специальности "Экономика и бухгалтерский учет"...
План-конспект практического занятия №3 "Выезд в музей гражданской авиации Санкт-Петербургского университета гражданской авиации"
План-конспект практического занятия разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального об...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ОП. ПЕДАГОГИКА
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет им...
Конспекты практических занятий по профессиональному модулю "Введение в рабочую профессию "Оператор станков с ЧПУ""
Методические разработки практических занятий...
КОНСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ВОЖДЕНИЮ «Вождение гусеничного трактора по прямой линии и с поворотами»
Цели урока:1. Закрепить умение учащегося по подготовке трактора к работе, пуску двигателя, троганию с места, пользованию рычагами с педалями;2. Выработа...
Конспект внеклассного занятия по педагогике
Среди воспитательных задач образовательного учреждения важное место занимает формирование здорового образа жизни. Форма проведения внеклассного мероприятия позволит взглянуть на проблему табакокурения...
План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков.
План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков....