Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса. Система Занкова
календарно-тематическое планирование по теме
Тематическое планирование курса "Литературное чтение" для 4 класса. Система Л.В.Занков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_cht.doc | 364.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса
№ урока | Тема урока. | Содержание урока | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата провед. урока | |||||
Предметные | Метапредметные (УУД) | План | Факт | |||||||
Глава 1 . В школе жизни (22 часа) | ||||||||||
1. | Знакомство с новым учебником. | Знакомство с особенностями этого года обучения, его целями, задачами и главными направлениями в работе, которые изложены в обращении к читателям в начале книги. Осознание завершающего и обобщающего характера учебной деятельности на данном этапе литературного образования и возросший уровень самостоятельности в работе. | Использовать на практике представления об элементах книги: характеризовать ее по титульным листам, оглавлению и др. Отличать сборник произведений от авторской книги. | Принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения. Соотносить учебную информацию с собственным опытом. | ||||||
2. | Тема и главная мысль рассказа А.И. Куприна «Бедный принц». | Чтение текста; фрагментарное перечитывание для уточнения первоначального восприятия и ответов на вопросы учебника. | Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. | Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета. | ||||||
3. | Характеристика героев рассказа А.И. Куприна «Бедный принц». | Работа над характеристикой героя и выяснение смысла названия, которое поможет ученикам-читателям вывести идею произведения. | Определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразительном чтении. Самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя. | Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности. | ||||||
4. | Отношения Дани и отца в рассказе А.И. Куприна «Бедный принц». | Обобщение способов создания образа персонажа в эпическом произведении: автор создает образ героя произведения через изображение его поступков, портрета, речи, его внутренних монологов, через слова других героев о нем и слова автора о герое. | Использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое. Передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Понимать смысл художественных и научно-популярных текстов. | ||||||
5. | Отношения Дани и дворовых ребят в рассказе А.И. Куприна «Бедный принц». | Расширение представлений о жизни детей в ХIХ веке. Работа над образом героя, составление его характеристики, выявление роли портрета и внутреннего монолога в создании образа персонажа. | Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений. | Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств. | ||||||
6. | Изображение природы в рассказе А.И. Куприна «Бедный принц». | Работа над образом героя, составление его характеристики, выявление роли портрета и внутреннего монолога в создании образа персонажа. Анализ описания картин природы. | Читать художественные, научно-популярные, учебные и справочные тексты, различая на практическом уровне их особенности. | Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета. | ||||||
7. | Изображение жизни и внутреннего мира бедного мальчика, героя рассказа А.П. Чехова «Ванька». | Знакомство с творчеством великого русского писателя А.П.Чехова. Слушание и первичный анализ рассказа. Перечитывание. Ответы на вопросы по содержанию. Деление текста на смысловые части. | Определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразительном чтении. Самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя. | Использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений. | ||||||
8. | Характеристика главного героя рассказа А.П. Чехова «Ванька». | Осмысление способов изображения внутреннего мира героя. | Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации. | ||||||
9. | Описание картин природы в рассказе А.П. Чехова «Ванька». | Сопоставление авторской речи и речи героя, анализ их взаимодействия в системе чеховского изображения жизни. Анализ художественных средств, создающих картины природы. | Определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности. | Принимать участие в коллективных делах и инсценировках. Контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе. | ||||||
10. | Читательский дневник. Внеклассное чтение. Рассказ А.П. Гайдара «Голубая чашка». | Самостоятельное чтение и анализ рассказа, представление своей работы в читательском дневнике и на уроке внеклассного чтения. Составление вопросов к произведению, прочитанному самостоятельно. | Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. | Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному. | ||||||
11. | Осмысление нравственных ценностей русского народа. Работа над стихотворением Н.А. Некрасова «Школьник». | Продолжение знакомства с творчеством поэта Н.А. Некрасова. Знакомство с «народной мыслью» великого русского поэта. | Отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом. | Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств. | ||||||
12. | Уроки деятельной доброты. Анализ рассказа В.П. Астафьева «Бабушка с малиной». | Продолжение работы над образной природой художественного произведения. | Использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое. Передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа. | Обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы. | ||||||
13. | Характеристика героев рассказа В.П. Астафьева «Бабушка с малиной». | Осмысление роли второстепенных образов, не являющихся образами-персонажами, в эпическом произведении. | Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений. | Выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге. | ||||||
14. | Образ бабушки в рассказе В.П. Астафьева «Бабушка с малиной». | Коллективная работа над диафильмом к рассказу. | Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль. | Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности. | ||||||
15. | Нравственная идея рассказа В.П. Астафьева «Бабушка с малиной». | Осознание нравственной идеи рассказа. | Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации. | ||||||
16. | Сюжетный план рассказа Ю.М. Нагибина «Зимний дуб». | Развитие темы «школа жизни». Ответ на вопрос: «Каким надо быть человеком, чтобы тебя послушались, поверили тебе и пошли за тобой как в прямом, так и в переносном смысле?» | Понимать специфику прозаических и поэтических текстов. Определять особенности фольклорных форм и авторских произведений. | Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве сети Интернет. | ||||||
17. | Отношения героев рассказа Ю.М. Нагибина «Зимний дуб». | Осмысление принципа олицетворения. Перечисление средств создания литературного образа персонажа и его характера в произведении: портрет, поступки, речь персонажа, что говорят о нем другие герои, что он сам о себе и что автор; динамика развития персонажа. | Определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразительном чтении. Самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя. | Выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге. | ||||||
18. | Главные герои рассказа Ю.М. Нагибина «Зимний дуб». | Характеристика главных героев произведения. Отслеживание способности персонажа к изменению, развитию. | Определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности. | Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному. | ||||||
19. | Образ учительницы в рассказе Ю.М. Нагибина «Зимний дуб». | Выборочное чтение. Сравнение образа учительницы в начале произведения и в конце, осознание развития образа литературного героя, возможности развития человека. | Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений. | Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств. | ||||||
20. | Работа над «Музейной страничкой». Д.С. Самойлов «Вечером». | Открытие подробностей жизни людей, живших сто – сто пятьдесят лет назад: как одевались, из какой посуды ели, пили, какие книги читали, о чем мечтали, во что играли… | Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль. | Обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы. | ||||||
21. | Контрольная работа. | Выполнение контрольной работы: уровень освоения материала по нравственному и литературному развитию. | Видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения. | Выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности | . | |||||
22. | Анализ работ. Работа над ошибками. | Анализ неверных ответов. Работа на ошибками. | Принимать участие в коллективных делах и инсценировках. Контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе. | |||||||
Глава 2. «Мы в ответе...» (25 часов) | ||||||||||
23. | Что значит быть человеком? В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек». | Осмысление проблемы доброты, заботы о других как основного человеческого качества. Определение мотивов поступков героев. | Использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое. Передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Понимать смысл художественных и научно-популярных текстов. | ||||||
24. | Что значит быть человеком? Юмор в стихотворении О.Е. Григорьева «Витамин роста». | Анализ произведения. Определение мотивов поступка мальчика – главного героя. | Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации. | ||||||
25. | Что значит быть человеком? Главные человеческие качества героев стихотворения О.Е. Григорьева «Витамин роста». | Определение жанра произведения, ответы на вопросы по содержанию. | Отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом. | Использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений. | ||||||
26. | Легко ли быть Человеком? Анализ рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш». | Углубление представлений о доброте как готовности к самопожертвованию, отказе от эгоизма. Анализ рассказа, ответы на вопросы по содержанию. | Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. | Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному. | ||||||
27. | Анализ рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш». Образ дедушки Тараса. | Анализ рассказа, ответы на вопросы по содержанию. Характеристика образа дедушки Тараса. | Определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности. | Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета. | ||||||
28. | Работа с картиной И.Н. Крамского «Мина Моисеев». Характер героя. | Сопоставление изображения характера человека в разных видах искусства. | Видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения. | Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности. | ||||||
29. | Читательский дневник. Внеклассное чтение. Сказка Г.Х. Андерсена «Ромашка». | Сравнительная характеристика Ромашки и героев прочитанных ранее произведений. Анализ рассказа, ответы на вопросы по содержанию. | Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль. | Обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы. | ||||||
30. | Урок-диспут: «Что есть доброта? Это проявление силы или слабости?» | Участие в дискуссии с опорой на литературный материал. | Осознанно и выразительно читать художественные произве дения разных литератур ных родов и жанров. Чи тать по ролям, участво вать в инсценировках ли тературных произведений | Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств. | ||||||
31. | Изучение рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Нравственные ценности русского народа и их утверждение в произведениях К.Г. Паустовского. | Знакомство с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского, особенностями его прозы. Восстановление порядка событий в рассказе, составление сюжетного плана. | Использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое. Передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа. | Принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения. Соотносить учебную информацию с собственным опытом. | ||||||
32. | Особенности композиции рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». | Анализ композиции произведения; изучение речи как средства создания образа героя. | Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль. | Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности. | ||||||
33. | Художественные средства для изображения пейзажей в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». | Анализ художественных средств описания картин природы, чтение по ролям. | Осознанно и выразительно читать художественные произве дения разных литератур ных родов и жанров. Чи тать по ролям, участво вать в инсценировках ли тературных произведений | Выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге. | ||||||
34. | Характеры героев в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». | Выборочное чтение рассказа, характеристика деда, зайца, аптекаря. | Отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом. | Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному. | ||||||
35. | Читательский дневник. Работа над сказкой К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей». | Анализ рассказа, составление вопросов по тексту, ответы на вопросы по содержанию. | Читать художественные, научно-популярные, учебные и справочные тексты, различая на практическом уровне их особенности. | Обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы. | ||||||
36. | Нравственные уроки «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина. | Осмысление представлений русского народа о семье, роли и ответственности родителей и детей в благополучии и процветании рода. Чтение по ролям. | Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль. | Принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения. Соотносить учебную информацию с собственным опытом. | ||||||
37. | Особенности композиции «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина. | Чтение сказки по смысловым частям, главным эпизодам. | Понимать специфику прозаических и поэтических текстов. Определять особенности фольклорных форм и авторских произведений. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации. | ||||||
38. | Характеристика царя Салтана в «Сказке о царе Салтане...» А.С. Пушкина. | Отработка навыка выразительного чтения по ролям, освоить роль как путь вхождения в образ героя и способ анализа произведения. | Пользоваться самостоятельно алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. | Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве сети Интернет. | ||||||
39 | Характеристика героев «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина. | Продолжение работы над сказкой А.С. Пушкина. Осмыслить особенности художественной формы сказки и ее языка, усвоить нравственные уроки произведения. | Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. | Принимать участие в коллективных делах и инсценировках. Контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе. | ||||||
40. | Изображение природы в «Сказке о царе Салтане...» А.С. Пушкина. | Продолжение работы над сказкой А.С. Пушкина. Выборочное чтение описания природы. | Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений. | Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств. | ||||||
41. | Отношения царевича и матушки-царицы в «Сказке о царе Салтане...» А.С. Пушкина. | Анализ отношений главных героев, подтверждение словами из текста. | Осознанно и выразительно читать художественные произве дения разных литератур ных родов и жанров. Чи тать по ролям, участво вать в инсценировках ли тературных произведений | Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному. | ||||||
42. | Черты народной сказки в «Сказке о царе Салтане...» А.С. Пушкина. | Осмысление художественного совершенства сказки А.С. Пушкина, ее связи с фольклором. | Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль. | Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности. | ||||||
43. | Отношение автора к героям «Сказки о царе Салтане...». | Определение отношения автора к героям «Сказки о царе Салтане...». | Осознанно и выразительно читать художественные произве дения разных литератур ных родов и жанров. Чи тать по ролям, участво вать в инсценировках ли тературных произведений | Учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства. | ||||||
44. | Тема и главная мысль «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина. | Выделение темы и главной мысли «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина. | Определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации. | ||||||
45. | Отличительные особенности сказок А.С. Пушкина. | Осмысление особенностей художественной формы сказки и ее языка, извлечение нравственных уроков из произведения. | Читать художественные, научно-популярные, учебные и справочные тексты, различая на практическом уровне их особенности. | Использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений. | ||||||
46. | Читательский дневник. Внеклассное чтение. Сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда». Н.И. Дубов «Беглец». | Нахождение в тексте отрывков по заданию (выборочное чтение); деление текста на смысловые части, озаглавливание их; выделение главной мысли прочитанного произведения. | Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Понимать смысл художественных и научно-популярных текстов. | ||||||
47. | Контрольная работа. | Оценивание собственной работы, анализ допущенных ошибок. | Видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения. | Выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности. | ||||||
Глава 3. «Сто фантазий» (13 часов) | ||||||||||
48. | Фантазия, фантастика, фантастический образ в литературе. Ю.Л. Мориц «Сто фантазий». | Отработка навыков анализа лирического текста; освоение способов анализа лирики и художественных средств изображения настроения и чувств человека. | Отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом. | Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств. | ||||||
49. | Мир мечты и фантазии. Ю.П. Мориц «Слониха, слонёнок и слон». | Осмысление серьезных проблем веселых стихов; анализ лирического текста. | Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль. | Обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы. | ||||||
50. | Секрет стихотворения К. Россети «Есть у булавки головка». | Обобщенное повторение сведений о поэзии и возможностях поэтического слова в изображении природы и чувств человека. Анализ стихов. | Видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения. | Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному. | ||||||
51. | Словесные иллюстрации к стихотворениям Д.С. Самойлова «Сказка» и «Белые стихи». | Анализ стихов, выборочное чтение, ответы на вопросы аналитического чтения. | Осознанно и выразительно читать художественные произве дения разных литератур ных родов и жанров. Чи тать по ролям, участво вать в инсценировках ли тературных произведений | Строить сообщения в устной и письменной форме. Понимать смысл художественных и научно-популярных текстов. | ||||||
52. | Творческая работа. Сочинение на тему «Утро в …». | Написание сочинения на заданную тему. | Выражать свою мысль в небольшом монологическом высказывании, вести диалог о прочитанном и/или услышанном произведении. | Выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге. | ||||||
53. | Разные способы изображения действительности в литературе. Т.М. Белозёров «Кладовая ветра». | Сопоставление разных способов изображения мира и человека в научном и художественном текстах. | Определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразительном чтении. Самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя. | Принимать участие в коллективных делах и инсценировках. Контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе. | ||||||
54. | Юмор в сказке В.Д. Берестова «Честное гусеничное». Сравнение художественного текста и научного. | Самостоятельный анализ стихотворения, сопоставление разных способов изображения мира и человека в научном и художественном текстах. | Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. | Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности. | ||||||
55. | Разные способы изображения действительности в литературе. Работа над произведениями Ф.Д. Кривина: «Зеленые цистерны», «Солнце», «Жизнь на Земле». | Знакомство с необычными по жанру художественными произведениями Ф.Д. Кривина. Анализ изобразительно-выразительных средств поэтического произведения. | Использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое. Передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа. | Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств. | ||||||
56. | Творческая работа. Сочинение «полусказки». | Сочинение полусказки. | Выражать свою мысль в небольшом монологическом высказывании, вести диалог о прочитанном и/или услышанном произведении. | Выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности. | ||||||
57. | Фантастическое изображение обычных человеческих проблем. К. Булычев «Путешествие Алисы (отрывок). | Знакомство с творчеством современного фантаста, писавшего для детей, – Кира Булычева. Чтение по ролям. | Осознанно и выразительно читать художественные произве дения разных литератур ных родов и жанров. Чи тать по ролям, участво вать в инсценировках ли тературных произведений | Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному. | ||||||
58. | Секрет создания фантастического образа. К. Булычев «Путешествие Алисы» (отрывок). | Исследование проблемы доброты и человечности в произведении Кира Булычева. | Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Понимать смысл художественных и научно-популярных текстов. | ||||||
59. | Творческая работа. Фантастический рассказ о далеком прошлом или будущем. | Написание фантастического рассказа о далеком прошлом или будущем. | Выражать свою мысль в небольшом монологическом высказывании, вести диалог о прочитанном и/или услышанном произведении. | Принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения. Соотносить учебную информацию с собственным опытом. | ||||||
60. | Контрольная работа. | Выполнить задания контрольной работы из учебника. | Видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения. | Выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности. | ||||||
Глава 4. «Каждый выбирает по себе» (31 часов) | ||||||||||
61. | Нравственный выбор – нравственный поступок. Изучение рассказа В.П. Крапивина «Путешественники не плачут». | Знакомство с произведениями современного детского писателя В. П. Крапивина. | Понимать специфику прозаических и поэтических текстов. Определять особенности фольклорных форм и авторских произведений. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Понимать смысл художественных и научно-популярных текстов. | ||||||
62. | Составление плана рассказа В.П. Крапивина «Путешественники не плачут». | Чтение рассказа В.П. Крапивина «Путешественники не плачут», составление плана. | Определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразительном чтении. Самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя. | Учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства. | ||||||
63. | Законы мальчишеской компании в рассказе В.П. Крапивина «Путешественники не плачут». Характер главного героя рассказа | Характеристика законов мальчишеской компании в рассказе В.П. Крапивина «Путешественники не плачут». Анализ изображения характера и внутреннего мира героя в эпическом произведении. | Использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое. Передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации. Использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений. | ||||||
64. | Душевные переживания героев рассказа В.П. Крапивина «Путешественники не плачут». | Сопереживание героям рассказа, осмысление нравственных коллизий, изображенных в произведении; восприятие его нравственных уроков. | Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. | Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности. | ||||||
65. | Читательский дневник. Внеклассное чтение. Рассказ В.Ю. Драгунского «На Садовой большое движение». | Чтение рассказа, ответы на вопросы учебника. Сравнительный анализ рассказов Драгунского и Крапивина. | Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль. | Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному. | ||||||
66. | Пейзаж М.Ю. Лермонтова «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби». | Анализ пейзажа М.Ю. Лермонтова «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби». Отработка навыка анализа поэтического текста, сопоставительный анализ произведений искусства на одну и ту же тему. | Понимать специфику прозаических и поэтических текстов. Определять особенности фольклорных форм и авторских произведений. | Обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы. | ||||||
67. | Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. | Знакомство с произведением великого русского писателя Л.Н. Толстого. | Определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности. | Принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения. Соотносить учебную информацию с собственным опытом. | ||||||
68. | Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. Характеристика героев рассказа. | Характеристика русского человека, национальных черт русского народа. Сопоставление двух героев рассказа. | Определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразительном чтении. Самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя. | Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному. | ||||||
69. | Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. Плен. | Анализ рассказа, ответ на вопрос: «Кто из героев «кавказский пленник» и в каком плену он находится?» | Использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое. Передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Понимать смысл художественных и научно-популярных текстов. | ||||||
70. | Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. Испытания пленников. | Рисование сюжетной цепочки к первой части и иллюстрации к любому эпизоду. | Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации. | ||||||
71. | Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. Образ Дины. | Рисование сюжетной цепочки ко второй части. Подготовка рассказа «Жилин и Дина». Составление портрета Дины. | Отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом. | Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве сети Интернет. | ||||||
72. | Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. Картины природы. | Анализ текста. Зачем Л.Н. Толстой рисует природу Кавказа? | Видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения. | Использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений. | ||||||
73. | Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. Система образов героев рассказа. | Составление рассказа - характеристики каждого, особенно главных героев рассказа. | Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. | Принимать участие в коллективных делах и инсценировках. Контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе. | ||||||
74. | Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. Смысл названия рассказа. | Рисование самого яркого эпизода из 5-й или 6-й части рассказа. | Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль. | Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности. | ||||||
75. | Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. Главная мысль рассказа. | Обобщение по ведущей проблеме; выяснение нравственных уроков рассказа Л.Н. Толстого. | Определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Понимать смысл художественных и научно-популярных текстов. | ||||||
76. | Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. Сочинение. | Обобщение по ведущей проблеме; выяснение нравственных уроков рассказа Л. Н. Толстого. Сочинение. | Выражать свою мысль в небольшом монологическом высказывании, вести диалог о прочитанном и/или услышанном произведении. | Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств. | ||||||
77. | Уроки истории. Изучение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». | Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино». Осмысление нравственного выбора человека на историческом материале. | Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений. | Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному. | ||||||
78. | Картинный план стихотворения «Бородино». Представления людей о герое и героизме | Составление картинного плана по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино». Осмысление нравственных проблем, поставленных автором в произведении, анализ авторских патриотических чувств | Создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукции картин и на основе личного опыта. | Выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности. | ||||||
79. | Главная мысль стихотворения «Бородино». | Определение главной мысли стихотворения «Бородино». По желанию, выполнить творческую работу: диафильм. | Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль. | Обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы. | ||||||
80. | «Война – страшнее нету слова…». Работа над стихотворениями. Ю.Д. Левитанский «Мальчики». Сопоставление с картиной К.А. Васильева. | Знакомство с жизнью и творчеством Ю.Д. Левитанского. Отработка навыка анализа поэтического текста, сопоставительный анализ произведений искусства на одну и ту же тему. | Отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом. | Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности. | ||||||
81. | «Война – страшнее нету слова…». Работа над стихотворениями. Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики». | Знакомство с произведениями таких поэтов ХХ века, как А.Т. Твардовский, Ю.Д. Левитанский, Б.Ш. Окуджава, А.Д. Дементьев. | Определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности. | Учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства. | ||||||
82. | «Война – страшнее нету слова…». Работа над стихотворениями. В.Д. Берестов «Мужчина». | Анализ роли русского народа в победе над фашизмом и истоках всенародного подвига. | Составлять краткую аннотацию на литературное произведение по заданному образцу. Составлять сборники своих творческих работ, в т.ч. коллективные сборники. | Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве сети Интернет. | ||||||
83. | «Война – страшнее нету слова…». Работа над стихотворениями. А.Д. Дементьев «В мае 1945 года». | Знакомство с произведениями таких замечательных поэтов ХХ века, как А.Т. Твардовский, Ю.Д. Левитанский, Б.Ш. Окуджава, А.Д. Дементьев. | Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации. | ||||||
84. | «Война – страшнее нету слова…». Работа над стихотворениями. А.К. Передреев «Зачем шумит трава глухая…». Работа с картиной В.Е.Попкова «Шинель отца». | Анализ стихотворения, вывод его идеи. Разговор с родственниками и запись своего диалога или их рассказа о том, как они воевали или как работали в тылу, приближая Победу, как пришел этот день. | Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Понимать смысл художественных и научно-популярных текстов. | ||||||
85 | Читательский дневник. Внеклассное чтение. Работа над рассказом В.В. Конецкого «Петька, Джек и мальчишки». | Ответы на вопросы для анализа рассказа, определение его смысла и выход на идею произведения. | Использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое. Передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа. | Принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения. Соотносить учебную информацию с собственным опытом. | ||||||
86. | Великий труд человека по самостроению, самовоспитанию. Главная мысль сказки А.П. Платонова «Неизвестный цветок». | Продолжение знакомства с прозой А.П.Платонова. Определение главной мысли сказки. | Определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности. | Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности. | ||||||
87. | Словесные иллюстрации по сказке А.П. Платонова «Неизвестный цветок». | Характеристика особенностей языка и стиля писателя. Словесное рисование. | Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. | Выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге. | ||||||
88. | Способы создания образа героя в сказке А.П. Платонова «Неизвестный цветок». | Анализ особенностей построения сюжета. Способы создания образа героя. | Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений. | Использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений. | ||||||
89. | Образ Даши в сказке А.П. Платонова «Неизвестный цветок». | Характеристика образа девочки Даши. | Отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом. | Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному. | ||||||
90. | Великий труд человека по самостроению, самовоспитанию. Изучение сказки А.П. Платонова «Неизвестный цветок». Н.Н. Матвеева «Кораблик». | Сравнительный анализ сказки и стихотворения. Рисование иллюстрации к стихотворению. | Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль. | Обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы. | ||||||
91. | Контрольная работа. | Выполнение заданий контрольной работы. | Видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения. | Выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности. | ||||||
Глава 5. «Россия, Родина моя» (11 часов) | ||||||||||
92. | М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?» | Осмысление понятия Родины и причин любви человека к ней. | Определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности. | Принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения. Соотносить учебную информацию с собственным опытом. | ||||||
93. | К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша…» | Анализ лирического текста. | Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль. | Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве сети Интернет. | ||||||
94. | Образ Русской земли и русского народа в русской литературе ХIХ и ХХ вв. «Все мы люди разные, а Родина одна...» Главная мысль стихотворения С.Я. Маршака «Ты много ли видел на свете берёз…». | Анализ стихотворения. Определение мысли автора. | Определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразительном чтении. Самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя. | Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств. | ||||||
96. | Творческая работа. Сочинение на тему «С чего начинается Родина?» | Творческая работа о своей «малой Родине»: признаться ей в любви или хотя бы задуматься над этим вопросом. | Выражать свою мысль в небольшом монологическом высказывании, вести диалог о прочитанном и/или услышанном произведении. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации. | ||||||
95. | Сопоставление изображения Родины в стихотворениях Н.А.Некрасова, В.А.Жуковского и Е.А.Баратынского. | Сопоставление изображений Родины в стихотворениях Н.А.Некрасова, В.А.Жуковского и Е.А.Баратынского. | Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений. | Принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения. Соотносить учебную информацию с собственным опытом. | ||||||
97. | Образ Русской земли и русского народа в произведении Ю.П. Коваля «Чистый Дор». | Отработка навыков самостоятельного анализа эпического текста. | Видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения. | Учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства. | ||||||
98. | Образы жителей деревни в произведении Ю.П. Коваля «Чистый Дор». | Характеристика образа Родины в прозе Ю.И. Коваля. | Отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом. | Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве сети Интернет. | ||||||
99. | Д.Б. Кедрин «Я не знаю, что на свете проще». | Вывод о непреходящем значении Родины, о вечном содержании этого понятия для русского человека на основе прочитанных стихов. | Понимать специфику прозаических и поэтических текстов. Определять особенности фольклорных форм и авторских произведений. | Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности. | ||||||
100. | Читательский дневник. А.П. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». | Определение жанра произведения, особенностей прозы Платонова, выражение его восприятия мира. | Определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразительном чтении. Самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя. | Обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы. | ||||||
101. | Контрольная работа. | Выполнение заданий контрольной работы из учебника. | Видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения. | Выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности. | ||||||
102. | Проблемно-обобщающее итоговое занятие. | Подведение итогов самостоятельной творческой деятельности учащихся в четвертом классе. Выставка читательских дневников, рисунков, комиксов, сочинений и других творческих работ. Заранее сообщив темы, можно провести конкурс кроссвордов к изученным произведениям. | Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. | Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. 4 класс система Занкова
Рабочая программа по русскому языку. Система Занкова 4 класс 204 часа...
Урок-презентация по литературному чтению 4 класс
Обобщение знаний по разделу "Литературные сказки"...
Урок литературного чтения 3 класс Виеру. "Подснежник"
Тема. Виеру . « Подснежник."По моему мнению, уроки поэзии особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять и, конечно же, научить...
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс КВН "Цветик-семицветик"
Учащиеся должны хорошо знать прочитанные произведения, их авторов; ориентироваться в тексте изученного произведения; воспринимать на слух художественное произведение....
Тематическое планировние по литературному чтению 1 класс "планета знаний"
Тематическое планированиепо литературному чтению 1 класс к программе "Планета знаний"...
Литературное чтение 2 класс.Тема: «Обобщение по разделу «Русские писатели»
УМК Школа РоссииЦель урока: обобщить знания учащихся по теме "Русские писатели"; развивать навыки выразительного чтения,речь, память, мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в г...
Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. Школа России.
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основании :-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.Курс литературн...