Памятка по подготовке к ОГЭ по обществознанию
консультация на тему

Зарипова Ляйсан Фагимовна

Памятка для учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к ОГЭ по обществознанию 2017

Из опыта работы Зариповой Л.Ф., учителя истории и обществознания
МБОУ СОШ с.Какрыбашево


Тематическая структура содержания экзаменационной работы по обществознанию:человек и общество; сфера духовной культуры ; экономика; социальная сфера; сфера политики и социального управления; право.

Структура экзаменационной работы по обществознанию:

Часть 1– задания с выбором одного ответа из четырех предложенных (1-20), с выбором нескольких ответов (21-25); задания базового и повышенного уровня сложности-25 заданий

Часть 2 – задания с развернутым ответом задания базового, повышенного и высокого уровня сложности -6 заданий

Справка о планируемых изменениях КИМ ОГЭ в 2017 г.

История, Обществознание- содержательных изменений нет. Изменен порядок следования нескольких заданий части 1 (23,25)

Разработанные специалистами ФИПИ шкалы перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале для проведения ОГЭ:

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2» «3» «4» «5»

Общий балл

0 – 14 15 – 24 25 – 33 34 – 39

Работа с заданиями 1 части:

  1. Комментированное заполнение тестов
  2. Самостоятельное заполнение тестов с анализом ошибок
  3. Работа в парах с тестами ( роль учителя и ученика)
  4. Тесты-тренажёры


Задания с развернутым ответом(часть 2)

Каждое из шести заданий проверяет определенное умение на различном содержании обществоведческого курса. Есть некоторые общие правила, соблюдение которых представляется целесообразным для успешного выполнения заданий этой части:

  • Прежде всего, необходимо прочитать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором даны оцениваемые элементы ответа.
  • При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки, (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить какое количество данных элементов следует привести (один, два, три и т.д.).
  • Это требуется для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трех элементов выпускник приводит, например, пять-шесть).
  • Существует четкая зависимость баллов от полноты правильного ответа. Ответ может быть правильным, но неполным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.

Умения, проверяемые составным заданием (часть 2)

-понимать текст в целом, выделять его основные идеи и структуру;

-осуществлять поиск социальной информации и ее интерпретацию;

-применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

-формулировать на основе приобретенных социально- гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 26

Задание требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них.

Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 27

Задание направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде.

Задание непосредственно опирается на содержание текста, во многих случаях требуя приведения цитат или близкого к тексту пересказа определенных фрагментов содержания.

Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 28.

Задание направлено на преобразующее воспроизведение и интерпретацию отдельных фрагментов, положений текста без привлечения контекстных знаний. Данный тип заданий опирается на содержание текста, требуя интерпретации отдельных его положений. При любом, даже самом высоком качестве рассуждений, отсутствие их непосредственной связи с текстом не позволяет засчитать их как верные.

Модели задания, условия и вытекающие из них требования:

- используя текст, определить, что является фактом, его причиной и следствием; -установить последствия описанного социального явления; -объяснить позицию (мнение, точку зрения и т.п.) автора и привести его аргументы (объяснения, доказательства, примеры и т.п.); -оценить роль тех или иных факторов и т.п.

Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 29.

Задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. Модели задания:

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите три проявления какого- либо явления… Используя содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, приведите три подтверждения... (дайте три объяснения)… Точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям; наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений.

Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 30

Задание-задача имеет самостоятельное развёрнутое условие;

проверяет умение применять источник социальной информации для решения конкретной проблемы; предполагает перенос информации из текста в совершенно иной контекст и её использование для осмысления и объяснения актуальных фактов и процессов реальной жизни, практических ситуаций.

Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 31

Задание направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию, формулирование оценочных суждений относительно позиций, предъявленных в тексте (или сформулированных в вопросе к нему).

Данный тип заданий предполагает привлечение знаний обществоведческого курса, элементов личного социального опыта.

Модели задания:

задание на синтез знаний, полученных при изучении курса и положений, содержащихся в источнике, для формулирования комплекса обобщающих суждений. В этом случае оцениваемыми элементами является требуемое количество компонентов (принципов, аргументов и т.п.).

задание, требующее выражения и аргументации собственного мнения, формулирования оценочных суждений. Оцениваемые элементы ответа - четкое выражение собственной позиции и требуемое количество (как правило, 2) аргументов, оценочных суждений.

Следует также обращать внимание на указанные источники информации для формулирования суждений, привлечения дополнительных сведений (могут быть указаны обществоведческий курс, знание других учебных дисциплин, факты общественной жизни, личный социальный опыт); требуемый поэлементный состав ответа.

Максимально возможные баллы по обществознанию при выполнении части 2

26– 2 балла

27 – 2 балла

28 – 2 балла

29 – 3 балла

30 – 2 балла

31 – 2 балла

ИТОГО: 13 баллов

Последовательность действий выпускника при выполнении заданий части 2

Практикум по выполнению заданий по составному фрагменту текста

ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Как анализировать текст

1Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. 2. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте. 3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»).

4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» и определите его основную идею. 5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания. 6. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос.

7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе. 8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.

9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Как составлять простой план

1.Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).

2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. 4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5. Запишите план. План должен полностью охватывать все содержание текста В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки.

Как составлять сложный план

1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).

4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Задание 27 предполагает извлечение информации, представленной в явном виде

В тексте можно найти большее, чем требуется в задании, количество единиц информации по конкретной проблеме. Сначала определяем, что и в каком количестве необходимо назвать. В задании проверяется и оценивается уровень сформированности умения извлекать информацию из текста. Приведение одной позиции вместо требуемых трех- четырех свидетельствует о недостаточном уровне владения данным умением и соответственно оценивается (0 баллов).

В ответе требуемая информация может быть дана в форме прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены длинноты и подробности и приведен лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация может быть также приведена в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноценны. Задания 27 и 28 непосредственно относятся к тексту, поэтому даже самые интересные или логичные стройные рассуждения экзаменуемого, не связанные напрямую с содержанием текста, не могут считаться правильным и достаточным ответом. Если ответ свелся только к подобным рассуждениям, он оценивается в 0 баллов.

Учесть требования к выполнению задания 29:

Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям. Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. Положения или понятия, которые требуется конкретизировать, как правило, носят общий, иногда предельно абстрактный характер. (Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации.) В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т. д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.

Памятка по решению обществоведческих задач ( в задании 30)

1.Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников и учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания) 2. Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче с ее условием: - определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии; - подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречия данных может подсказать путь решения). 3.Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам, нормативно-правовым актам следует обратиться. 4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием. 5.Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение. 6.Убедитесь в правильности вашего ответа: - соответствует ли ваш ответ существу вопроса; - если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них; - нет ли противоречий между вашими аргументами; - нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению; - можно ли считать предложенный путь решения единственно возможным; - не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо обозначенных вами


В работе с заданием 31 используется «Пятиминутка: Что? Где? Когда?» для сбора информации по различным сферам жизни общества.

ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Последовательность изложения информации в «Пятиминутке: Что? Где? Когда?»

  1. Краткое сообщение о событиях, явлениях.
  2. Область обществоведческих знаний , к которой относится информация.
  3. Своё мнение по поводу информации.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный образовательный ресурс «Самоучитель для подготовки к ЕГЭ по обществознанию»

Электронные учебные пособия давно заняли важное место в учебно-воспитательном процессе. Рынок сегодня богат электронной образовательной продукцией. Однако она не всегда отвечает запросам педагогов и у...

Памятки для подготовки к уроку истории

Удобные и простые в применении памятки для подготовки к урокам истории (подготовка сообщения, характеристики исторического деятеля, план работы с текстом, с иллюстацией и т.д.)...

Памятка по подготовке студентов к экзаменам.

Памятка по психологической подготовке студентов первых курсов к экзаменам....

Материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по обществознанию, соответствующее требованиям ФИПИ...

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: экономика

    Экономика играет огромную роль в жизни общества.Во-первых, она обеспечивает людей необходимыми благами и услугами, то есть создает материальные условия для их существования.Во-вто...