КАЧЕСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья на тему
Из опыта работы цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАЧЕСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(из опыта работы цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин)
Соломатина Анастасия Геннадьевна
ГПОУ ТО «Тульский государственный
коммунально-строительный техникум», г. Тула, Россия
Цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин в Тульском государственном коммунально-строительном техникуме работает над проблемой «Повышение качества обучения через использование личностно-ориентирован-ных технологий».
Радикальные изменения в жизни российского общества в начале ХХI века потребовали освоения новых моделей профессионала. Речь идет о руководителях среднего звена строительной отрасли, перед которыми встали сложнейшие задачи освоения новых строительных технологий, вхождения в информационное пространство, ориентировки в быстро меняющейся экономической и социальной ситуации.
Пришло время новых продуктивных педагогических технологий, способствующих формированию творческого потенциала личности студента и преподавателя, способных к самореализации. Личностно-ориентированная парадигма обучения учитывает особенности личности, способствует исправлению недостатков психического склада студентов и ослаблению негативных проявлений возрастных кризисов, создаёт условия для дальнейшего личностного и социального роста профессионала.
Цель комиссии – адаптация студентов групп нового набора к учебному процессу, создание условий для максимального развития личности студента и подготовки его к самореализации в жизни.
Адаптация студентов – сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности. Она имеет три аспекта: 1) к учебной деятельности, 2) к группе, 3) к профессии.
Ожидаемыми изменениями в учебном процессе стала смена методов работы со студентами, программно-методического и материального обеспечения. Личностно-ориентированные технологии преподаватели проектируют с опорой на механизмы и методы развития личности: игру, диалог, сотрудничество, рефлексию. Проводятся дополнительные и секционные занятия, внеклассные мероприятия, развивается социальное сотрудничество с досуговыми центрами, клубами по интересам студентов.
Условием для работы цикловой комиссии стало проведение: «Адаптационных недель», педагогических советов по данной проблеме, родительских собраний, внеклассных мероприятий.
Уже на адаптационной неделе в результате занятий с психологами, заблаговременно выявляется уровень интеллектуального развития личности, индивидуальные особенности будущих студентов, поведение группы. Проведение родительских собраний на адаптационном этапе побуждает к сотрудничеству с родителями по трём основным направлениям: психолого-педагогическому просвещению родителей, вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в управлении в техникуме. Анализ результатов адаптационной недели помогает преподавателям внести коррективы в свои технологии и методы работы еще до начала образовательного процесса.
Научно-методическая проблема ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум»: «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» соотносится с проблемой цикловой комиссии «Повышение качества обучения через использование личностно-ориентированных технологий». Качественное управление процессом образования является одной из важнейших функций личностно-ориентированного преподавателя. Организация диалогового взаимодействия субъектов в максимальной степени ориентирована на их индивидуальные особенности и специфику личностного моделирования мира. Внимание акцентируется на личностном развитии всех субъектов деятельности в педагогическом процессе, освоении новых технологий управления на основе сочетания системного, ситуационного и рефлексивного подходов, на создании системы мотивации всех участников педагогического процесса. Ориентация на личностно-ориентированный, ресурсосберегающий подход в управлении, помогает в диагностике и педагогическом мониторинге образовательного процесса.
Результат предполагает, что студенты начнут накапливать профессиональные навыки уже с первых лет учебы в техникуме, а сам образовательный процесс станет непрерывным. Способность человека к самообразованию и есть главное условие его успешности. Создание максимально благоприятных условий в образовательной среде для гармоничного развития личности студентов, преподавателей, руководителей выступает основным потенциалом в решении проблемы повышения качества образования. Поэтому основным направлением в управлении качеством образования видится личностно-ориентированный подход, который наиболее полно позволяет реализовать личностный потенциал всех участников образовательного процесса.
Парадокс личностно нацеленного развивающего обучения.
Личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как принципиального источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто освоение студентом заданных педагогических действий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» личного развития. Признание ученика главной работающей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.
Личностно-ориентированная педагогика, строя процесс обучения и воспитания, исходила в основном из признания ведущей роли (детерминации) внешних действий, (роли педагога, коллектива, группы), а не саморазвития отдельной личности.
Аналогичным образом разрабатывались и соответствующие дидактические модели, через которые реализовывался личный подход в обучении. Он сводился в основном к разделению студентов на сильных, средних, слабых; к педагогической коррекции через специальную компоновку учебного материала по степени его объективной трудности, уровню требований к овладению этим материалом (программированное, проблемное обучение). Личные способности «просматривались» через обучаемость, определяемую как способность к усвоению знаний.
В настоящее время разрабатывается другой подход к пониманию и организации личностно нацеленного обучения. В его базе лежит признание особенности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», а индивидуума, наделенного своим неповторимым субъектным опытом.
Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все нужные условия. Главной задачей обучения становится не планирование общей, единой и обязательной для всех линии психического развития, а помощь в совершенствовании личных способностей каждого студента с учетом имеющегося у него опыта познания.
Проектирование личностно ориентированной системы обучения предполагает:
- признание ученика главным субъектом процесса обучения;
- определение цели проектирования - развитие личных способностей ученика;
- определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.
Реализация личностно нацеленного обучения просит разработки такового содержания образования, куда включаются не лишь научные знания, но и метазнания, т.е. приемы и способы познания. Принципиальным является разработка особых форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, преподавателей, родителей).
Необходимы также особенные процедуры отслеживанияся характера и направленности развития ученика; создание благоприятных условий для формирования его особенности; изменение сложившихся в нашей культуре представлений о норме психического развития (сравнение не по горизонтали, а по вертикали, т.е. определение динамики развития студента в сравнении с самим собой, а не с иным).
Что же было необходимо для того, чтоб воплотить модель личностно нацеленного обучения в техникуме?
Во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие особенности, становление способностей, где обучение и воспитание органически соединяются; во-вторых, выявить характер взаимоотношений главных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей; в-третьих, найти критерии эффективности инновационности образовательного процесса.
Технологизация личностно нацеленного образовательного процесса предполагает особое конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над личным развитием ученика в ходе овладения знаниями.
Преподаватели комиссии общеобразовательных дисциплин творчески работают над методической проблемой «Повышение качества обучения через использование личностно-ориентированных технологий».
Взяв на вооружение личностно-ориентированные, информационно-развивающие, деятельностные и здоровьесберегающие технологии обучения, они тщательно подбирают учебный материал, который обеспечивает выявление содержания навыков и умений студентов, включая опыт его предыдущего обучения. Структурируя, интегрируя, обобщая, излагают знания в полном объёме, преобразовывая опыт студентов.
Широко используются игровые методики обучения. Выбор не случаен, цель игрового метода – создание благоприятной атмосферы работы и обучения, поддержка стремления воплощать новые проекты и учиться, обеспечение настроения радости и успеха, то есть формирование сильной личности. Личности самореализующейся и саморазвивающейся, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире и смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять свой выбор и нести за него ответственность. На занятиях и во внеклассной работе научное содержание рождается как знание, которым владеет не только преподаватель, но и студент. Происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Студент при этом есть творец этого знания; участник его порождения. Преподаватели стараются организовывать деятельность студентов на занятии так, чтобы они сами «открывали» новые истины. Добиться же этого можно, если включать студентов в познавательный поиск, развивать их наблюдательность, мышление, то есть, умение подмечать важное и существенное, сравнивать и анализировать, обобщать и делать выводы. Основная нагрузка в процессе ложится не на память студентов, а на их мышление. Другими словами, основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний студенты должны усваивать не со слов преподавателя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. На занятиях по математике и физики преподаватели часто используют игровые (викторины, «домино», решение задач по цепочке) и альтернативные методы опроса (задания на определение правильности утверждения, поиск ошибки). Основы викторин представлены в виде мультимедийных презентаций с обучающими и систематизирующими вопросами. Элементы диалога, наглядности и состязательности, способствуют не только развитию познавательного интереса, но и развитию внимания и памяти. Активность студентов поощряется дополнительными баллами. Творческие домашние задания не редкость в работе преподавателей учебного заведения. В процессе обучения преподаватель литературы и русского языка берёт на себя роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности студентов. Появляется возможность диагностировать познавательные интересы студентов, их учебные возможности. Используется система получения обратной информации о ходе усвоения знаний, чувств, ощущений, трудностей, возникших в процессе изучения материала (рефлексия). Ведётся системная оценка и анализ результатов процесса обучения, организуется работа по самоконтролю и самооцениванию (работа с текстами, проверка и оценка словарных диктантов соседа). Уровень знаний, качество подготовленных внеклассных мероприятий позволяют диагностировать рост ценностных ориентаций. На занятиях и во внеклассной работе преподаватель опирается на общекультурные (родина, дом), российские национальные (милосердие, взаимопомощь) ценности жизни и прививает духовные идеалы (истина, добро, красота). Преподаватель ориентирует в основном не на содержание обучения, а на события в жизни личности, дающие ей целостный жизненный опыт, развивает человечность и ответственность.
В техникуме проводятся индивидуальная и групповая работа со слабоуспевающими и одарёнными студентами, коррекция знаний студентов на основе диагностической деятельности преподавателя. Важное место в личностно ориентированном обучении преподаватели комиссии отводят психодиагностике, системе средств поддержки мотивации обучения, направленной на профессию, дискуссиям, организационно-деятельностным, ролевым и имитационным играм и др. Таким образом, совершенствуется самообразование, саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями.
В творчестве проявляется наивысшая социальная активность студентов, способность к самореализации. Наши студенты активны во внеучебной творческой, трудовой, познавательной деятельности. Они охотно занимаются в кружках и секциях по интересам, с удовольствием участвуют во всех техникумовских мероприятиях, завоёвывают призовые места в смотрах-конкурсах творческих работ на городском, областном и региональном уровне, повышая престиж образовательного учреждения.
Библиографический список
1 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат Е.С., Бухарина М.Ю. и др. – М.: Академия, 2001.
2 Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии, - М.: Академия, 2001.
3 Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Е.Н. Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.
4 http://www.intrefs.ru Личностно-ориентированные технологии обучения.
5 http://www.goodreads.ru/books Личностно-ориентированное обучение. Хрестоматия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Образовательные технологии.Основы Дальтон-технологии как личностно-ориентированной. Реализация технологии в моей практике."
В этой статье сформулированы основные положения Дальтон-технологии, показаны примеры использования её элементов на уроках русского языка и литературы...
Практическое использование личностно-ориентированного подхода в обучении
В данной статье рассматривается один из самых действенных подходов в обучении студентов английскому языку – личностно-ориентированный, а практическая составляющая данной работы позволяет наглядно убед...
Использование личностно-ориентированных технологий в современном образовательном процессе
Образование как ресурс развития науки, техники, искусства переориентируется на формирование личности человека как субъекта гуманных, демократических отношений, которые обеспечивают не только развитие ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Для любой профессиональной деятельности человека характерны инновации и нововведения и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникаю...
Педагогический совет, доклад на тему: «Современные педагогические технологии - основа качественной подготовки квалифицированных специалистов»
Выступление с докладом на Педагогическом совете: «Современные педагогические технологии - основа качественной подготовки квалифицированных специалистов»...
Роль проектных и исследовательских технологий в подготовке будущих специалистов в области хранения и переработки зерна
В статье рассмотрены вопросы внедрения исследовательского метода в образовательный процесс и влияние научно-исследовательской и проектной работы студентов на развитие профессионально значимых качеств ...
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассматриваются возможности использования оздоровительных инновационных технологий в профессиональной подготовке будущих специалистов в дошкольном образовании (скипинг, нейроскакалка, гимнаст...