Презентация "Микроклимат семьи и его значение в жизни подростка"
презентация к уроку по теме

Трофименко Ольга Николаевна

Презентация "Микроклимат семьи и его значение в жизни подростка" может быть использована педагогами-психологами, классными руководителями при проведении тематических родительских собраний. Преподавателями спецдисциплины "Социальная психология", как часть раздела "Психология семьи" и пр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikroklimat_semi.pptx567.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Микроклимат семьи и его значение в жизни подростка

Слайд 2

Цель – повышение психологической грамотности родителей обучающихся

Слайд 3

Семья СЕМЬЯ, основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Демографический энциклопедический словарь

Слайд 4

« Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства , родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации . Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению.» С. В. Дармодехин , доктор социологических наук, профессор, член РАО

Слайд 5

Семейная жизнь — это способность супругов согласованно действовать во всех сферах: в языковом общении, в интимных отношениях, в хозяйственной и воспитательной деятельности, в процессе отдыха и т. д .

Слайд 6

Семейный микроклимат - своеобразная атмосфера отношений, сложившихся в семье между её членами . В основе семейного микроклимата лежат, прежде всего, отношения между всеми ее членами . Семья может выступать в качестве положительного и отрицательного фактора воспитания. То что ребенок приобретает в семье он сохраняет в течение всей последующей жизни. Понятия " благополучная ", " не совсем благополучная ", " неблагополучная семья " характеризуют содержание устоявшихся в ней отношений и процессов, обусловливающих атмосферу повседневной жизни. Микроклимат семьи

Слайд 7

Субкультурные: Состав семьи (полная, неполная) Криво-родственные (приёмная, родительская семья; второй, первый брак) Жизненные условия Эмоциональный климат в семье Обусловленные воспитательными возможностями родителей подростка: Собственный опыт воспитания в семье Педагогическая культура родителей Готовность родителей к воспитанию Родительская любовь Некорректный подход к воспитанию (повышенная жесткость , агрессия, приводящая к подавлению чувства личности на ранних этапах развития) Факторы влияющие на формирование личности подростка и значение микроклимата семьи в них с учетом особенностей подросткового возраста

Слайд 8

Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются: Доверие Сплоченность Стремление проводить свободное время в домашнем кругу Свободное выражение собственного мнения, чувств Благодарность. Стремление подчеркивать достоинства и добрые дела каждого Совместное выполнение домашней работы Открытость семьи, её широкие контакты Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, реализации личностного потенциала каждого члена семьи . Признаки благоприятного климата в семье

Слайд 9

Диктат - в детско-родительских отношениях проявляется в подавлении родителями у детей чувства собственного достоинства и инициативы. Невмешательство - основывается на признании независимых отношений взрослых и детей. При этой тактике наблюдается отстраненность детей и взрослых друг от друга в семье . Опека - это система детско-родительских отношений в семье. Родители обеспечивают, удовлетворяют все потребности ребенка. Отстраняют и всячески ограждают его от разных трудностей, усилий и каких-либо забот . Сотрудничество – тактика воспитания, предполагающая такие межличностные отношения в семье, которые объединены общими идеями, задачами и целями. Психологи считают такой тип детско-родительских и семейных отношений как оптимальный . Типы семейного взаимодействия

Слайд 10

Типичные профили родительского отношения

Слайд 11

Дети-подростки из семей с положительным микроклиматом чаще демонстрируют социальную и эмоциональную открытость с устойчивостью хорошего настроения, спокойные черты характера. Дети-подростки в семьях с отрицательным микроклиматом склонны к резким реакциям в поведении и тенденцией к формированию различного рода зависимостей. У них не присутствуют эмотивный, тревожный, педантичный типы, что объясняется более низким уровнем ожидания родительского внимания и привычка рассчитывать только на себя.

Слайд 12

КОНФЛИКТ — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей. Конфликтное поведение - поведение, которое провоцирует появление конфликта и выражается посредством слов, поз, жестов, эмоций, драки. Причины – привлечение внимания, борьба за власть, месть. Конфликтное поведение широко распространенное явление в подростковом возрасте. Оно выступает способом утверждения своей позиции, как в отношениях со взрослыми, так и в отношениях со сверстниками. Ведь именно этот период жизни является самым сложным — наступает кризис подросткового возраста. Кризис может протекать по одному из путей: - « кризис независимости » — негативизм, бунтарство, наглость, упрямство, ревность; - « кризис зависимости » — послушание, несамостоятельность, стремление быть как все, инфантильность. Поэтому у подростка появляются изменения, которые помогают ему переступить грань и начать взрослую жизнь. Данные перемены происходят в противоречивости общения. конфликтность подростка часто вызвана стремлением удовлетворить свои потребности, из которых главная — это признание взрослых и сверстников. Ведь подросток это уже не ребенок, но еще не взрослый. В этот возрастной период для всех членов семьи особо актуальным становится поддержание баланса оптимального микроклимата и оказание помощи подростку в развитии умения предупреждать конфликт, создавать такие условия, когда поводы для противоборств не будут возникать. Влияние микроклимата семьи на подростковую конфликтность

Слайд 13

Плюсы: Прояснение ситуации Знакомство с истинным лицом человека Снятие напряжение Налаживание отношений после разрешения конфликта Минусы: Расход сил, времени и энергии Выход негативных эмоций Ухудшение психологического климата Ухудшение отношений Положительные и отрицательные стороны конфликта

Слайд 14

Главная задача – учиться решать разногласия не доводя их до активного конфликта Необходимо принимать тот факт, что конфликты – это в первую очередь несовпадение взглядов, и надо помнить, что взгляды могут быть разные, могут не совпадать Необходимо стараться решить ситуацию мирно, не доводя ситуацию до ссоры Когда конфликт переходит в ссору

Слайд 15

Иногда в отношениях возникают серьёзные разногласия, из чего следует, что прежние отношения не устраивают и необходима корректировка Нельзя ссориться при родственниках, детях, в канун важных мероприятий Ссора должна проходить по поводу конкретного события, то есть необходимо сообщить оппоненту, что конкретно не устраивает в данный момент. Полезная ссора

Слайд 16

Говори то, что чувствуешь Признай свои ошибки Найди в другом что-то хорошее Если дети стали свидетелями либо участниками конфликта, то постарайся преподнести для них это именно, как решение проблем, а не простое ругательство и выплеск эмоций. В полезной ссоре важно:

Слайд 17

Члены семьи добираются до сути проблемы сразу, не доводя до конфликта или ссоры Говорят о том, что не нравится сразу Обсуждают действие, а не личность человека Не отвечают конфликтогеном на конфликтоген Не смешивают хорошее и плохое, прошлое и настоящее Оптимальный микроклимат семьи достигается, когда:

Слайд 18

Изъять из критики обвиняющие ноты, то есть сместить акцент на конструктивные предложения Замечания лучше давать наедине, что бы не задеть самолюбия критикуемого Стремиться понять точку зрения оппонента, исключая эмоции, постараться оценить аргументы «за» и «против» Не повышать тон разговора Не навязывать своё мнение, а предлагать его в порядке обсуждения Ориентация взрослых на конструктивное взаимодействие

Слайд 19

- + Не кричи! Говори тише. Сколько тебя ждать? Нам пора уходить. Я кому говорю!/ Ты что, глухой? Услышь меня, пожалуйста. Закругляйся! Пора заканчивать, время вышло. Сколько тебе говорить? Выполни мою просьбу, пожалуйста. Я уже не знаю, как с тобой разговаривать? Давай найдем решение, которое устроит нас обоих. Тебе не стыдно? Подумай о своем поступке, пожалуйста. Как ты разговариваешь? В нашей семье так никто не разговаривает. Я же говорила, что так будет! Извлеки из этой ситуации урок и больше не повторяй этих ошибок. Неблагодарный! Ты уверен, что этим можно гордиться? В воспитании детей и, особенно, подростков, огромное значение имеют те обидные слова, которые мы им говорим под влиянием эмоций. Предлагаю заменить некоторые из них на более позитивные и ситуация изменится в зависимости от сказанных слов.

Слайд 20

«Поддерживай близких тебе людей, шепчи им на ухо, как они тебе нужны, люби их и обращайся с ними бережно, найди время для того, чтобы сказать: " мне жаль ", " прости меня, пожалуйста ", " спасибо ", и все те слова любви , которые ты знаешь. Никто не запомнит тебя за твои мысли». Джонни Велч «Кукла» ( La Marioneta )

Слайд 21

Источники: 1. Шнейдер Л.Б.. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.—М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.— 768 с.— (« Gaudeamus »). 2006 2. Лидерс А. Г. Семья как психологическая система. - http://CyberLeninka.ru . ru 3.Дармодехин С. В. Семья и государство// Мониторинг социально-экономического потенциала семей. №3. 2000. 4 . Уцелеть… в семье? : роль семьи в формировании у детей психоактивных зависимостей (сост. Н. Бойко) – 2-е изд., доп. И перераб . – М.: МОФ Родная страна, 2010 г. 5 . Смирнова Т. С., Ручкина А. А. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 706-708 Интернет-ресурсы: 1. http :// dic.academic.ru 2. http :// supruzhestwo.ru 3. http ://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/pdf.php?id=1898 4. https://yandex.ru

Слайд 22

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова Материал подготовлен педагогом-психологом, преподавателем первой квалификационной категории Трофименко Ольгой Николаевной Москва 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "Формирование здорового образа жизни подростков. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании"

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения.            Фундамент здоровья и становле...

Родительское собрание на тему: "Формирование здорового образа жизни подростков.Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения."

Родительское собрание на тему: "Формирование здорового образа жизни подростков.Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения."...

Единый урок "СЕМЬЯ И ОТЕЧЕСТВО В МОЕЙ ЖИЗНИ"

Методическая разработка "Единый урок "СЕМЬЯ И ОТЕЧЕСТВО В МОЕЙ ЖИЗНИ"...

«Древнегреческие Олимпийские игры и их значение в жизни Древней Греции»

История олимпийских соревнований уходит своими корнями далеко в древность. Культура, созданная греческим народом, сыграла выдающуюся роль в развитии человечества. Произведения литературы и искусства, ...

Влияние телевидения и девайсов на жизнь подростка

ТОГБПОУ "Жердевский колледж сахарной промышленности; презентация «Влияние телевидения и девайсов на жизнь подростка» - 24 слайда, автор – студентка 1 курса специальности 38.02.04. Коммерция (по отрасл...

Доклад на тему «Актуальность проблем формирования здорового образа жизни подростков»

Баль Л.В., «От восьми до семнадцати, или Что думают о здоровье наши дети». М., 2000.Баль Л.В., Ветрова В.В. «Букварь здоровья». М., 2000.Укрепление здоровья в школе: Тезисы док...