Доклад на тему «Актуальность проблем формирования здорового образа жизни подростков»
методическая разработка

  1. Баль Л.В., «От восьми до семнадцати, или Что думают о здоровье наши дети». М., 2000.
  2. Баль Л.В., Ветрова В.В. «Букварь здоровья». М., 2000.
  3. Укрепление здоровья в школе: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции ( Казань, 4-6 апреля 2000 г.). М., 2000.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Актуальность проблем формирования здорового образа жизни подростков»

(из опыта работы)

Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни (хочется привести такую метафору). Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягивая руки и пытаясь их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего укреплению и сохранению здоровья.

Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители (в нашем случае – мы, воспитатели), затем школа, учителя. А из учителей в первую очередь тот, кто больше всего общается с детьми, причем не формально, но близко на протяжении многих лет, проходя с ним по непростому пути школьного бытия со всеми его радостями и тревогами. Речь идет, конечно же, о классном руководителе. Вероятно, у многих из вас возникает чувство сомнения и даже протеста. Ведь есть же школьные предметы (в начальных классах – валеология – наука о здоровье человека; в старших классах - ОБЖ), в рамках которых ребенок получает базовые знания о здоровом образе жизни, приобретая необходимые навыки.

К сожалению, часто формальное, отстраненное от реальной жизни ребенка обучение мало способствует выбору «правильных» поступков, «здорового поведения». Для того, чтобы знания о здоровье вообще были применимы к себе, стали убеждениями, нужны другие подходы, другие методы. При всех достоинствах большинства существующих систем обучения детей здоровому образу жизни, общим их недостатком является то, что ребенок рассматривается исключительно как объект для обучения, как «пустой сосуд», который нужно наполнить правильными знаниями о здоровье, привить ему полезные навыки. Такой подход, быть может отчасти приемлемый для других областей знания, абсолютно недостаточен в рассматриваемой нами области.

Исследования показывают, что даже у маленьких детей есть свой опыт в данной сфере жизни, своя позиция, свои оценки. Не учитывать этого нельзя если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственных за него и искать такие подходы, которые помогли нам понять, как они видят мир.

Практический опыт показывает, что дети способны самостоятельно не только формировать цели, но и воплощать их. Совместная с ними деятельность поможет понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и здоровья других людей. А инструментом может стать сотворчество, совместное постижение знаний, опыта – в неформальном, партнерском взаимодействии детей, родителей, воспитателей, учителей.

Любой классный руководитель, воспитатель способен заинтересовать своих подопечных в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью? Да, любой, если эта роль не будет противоречить его собственным установкам и потребностям. Формальное, по обязанности, выполнение этой функции не просто бесполезно, оно может принести вред, особенно если навязываемые педагогом истины не совпадают с его внутренними побуждениями, если дети увидят фальшь и неискренность. Недоверие к такому педагогу неизбежно будет распространяться на все правильное и нужное, что он будет стараться передать детям. Вряд ли среди классных руководителей, воспитателей найдутся такие, кто не понимает необходимости помогать здоровью детей, осознанному выбору ими здорового образа жизни. Как помочь тому, чтобы чувство долга перешло в потребность, стало действием?

Наверное, кому-то это кажется слишком сложным, далеким делом, требующим профессиональной компетенции. Но ведь классный руководитель или воспитатель не должен превращаться в популяризатора медицинских знаний. И тем более его работа не должна дублировать школьный курсы биологии, ОБЖ, гуманитарных предметов, быть повторением пройденного. У него другая задача – стать организатором, координатором, совместного творчества детей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому его подопечному осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Эта совместная деятельность может быть не только интересной и увлекательной, она выгодна с точки зрения здоровья для каждого участника этого процесса.

Одним из ключевых моментов в выборе мотивации ребенка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Если подростком не будут внутренне приняты позиции: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха», то все старания педагога будут напрасны.

Ситуация успеха – это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями.

Хотелось бы немного рассказать об опыте работы с подростками в области здорового образа жизни (эффективная работающая методика). Школьникам было предложено написать сочинение на тему «Что такое здоровье». Детские размышления поражали глубиной, мудростью серьезностью. Результаты явились поводом для организации конференции. Конференция состоялась в Москве в 1996 году. Девиз конференции – Мы выбираем здоровье! Девиз подчеркивал свободу выбора действий, поведения. Чтобы на ребенка не действовало – окружение, друзья, реклама – последний выбор за ним самим: курить или не курить, смотреть телевизор или поиграть в футбол. Дети на конференции сумели выработать программу действий в защиту здоровья. Было предложено создать клубы нелюбителей алкоголя, наркотиков, клуб «Моды и здоровья», клуб экологов. Также было предложено создать агентство рекламы здоровья: конкурс на лучший антирекламный текст на пачке сигарет, интеллектуальные игры (как появилось зло в России, как боролись с этим злом, какой ущерб государству был нанесен, какая картина сейчас).

Результатом и наградой в проблеме формирования ЗОЖ будет сознание, что ты внес свой вклад в то, чтобы здоровье детей в России стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние подростки стали завтра духовно и физически здоровыми личностями на благо себе и Отечеству.

Библиографический список:

  1. Баль Л.В., «От восьми до семнадцати, или Что думают о здоровье наши дети». М., 2000.
  2. Баль Л.В., Ветрова В.В. «Букварь здоровья». М., 2000.
  3. Укрепление здоровья в школе: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции ( Казань, 4-6 апреля 2000 г.). М., 2000.
  4. Формирование здорового образа жизни молодежи (медико-социальные аспекты) / Мартыненко А.В., Валентик Ю.В., Полесский В.А. и др. М., 1988.
  5. Формирование здорового образа российских подростков: Для классных руководителей 5-9 кл.: Учеб. - метод. пособие / Под ред. Баль Л.В., Барканова С.В.. М., Владос, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи.

-Здоровье-Здоровый образ жизни-Меры по развитию и популяризации в России здорового образа жизни.-Решаема ли эта проблема по средствам Олимпийских игр в Сочи....

Выступление на родительском собрании "Формирование здорового образа жизни подростков. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании"

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения.            Фундамент здоровья и становле...

Родительское собрание на тему: "Формирование здорового образа жизни подростков.Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения."

Родительское собрание на тему: "Формирование здорового образа жизни подростков.Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения."...

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными умственными способностями посредством реализации программы дополнительного образования “Азбука здоровья”»

Основными задачами по формированию здорового образа жизни являются охрана и укрепление здоровья воспитанника, формирование представления о себе, строении своего тела; обучение знаниям, умениям, навыка...

Формирование здорового образа жизни у подростков

Здоровый образ жизни — понятие, которое в современном мире приобрело неоднозначные интерпретации. Для кого-то ЗОЖ — не более чем способ самовыражения. Для других — действительно...

2018 доклад на ЦМК Формирование здорового образа жизни

2018 доклад на ЦМК Формирование здорового образа жизни...