Конспект занятия по теме «Волшебная подвеска»
учебно-методический материал на тему

Мишенина Светлана Юрьевна

Конспект занятия по теме "Волшебная подвеска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_24.doc738.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Советский районный Центр развития творчества детей и юношества

«Созвездие»

Конспект занятия по теме

«Волшебная подвеска»

Автор:

педагог

дополнительного образования

Мишенина Светлана Юрьевна

Советский 2014 г.


Тема:  «Волшебная подвеска»

"Особенности дизайна изделий ручной работы народов ханты и манси"

Цель

Познакомить  с технологией изготовления подвески народов ханты и манси

Основные понятия и термины

Орнамент северных народов; оберег

 аппликативный орнамент

Наглядно-демонстрационный материал

натуральные образцы изделий ручной работы народов ханты и манси, наглядное пособие северных орнаментов, схема последовательности выполнения северной подвески,

слайдовая презентация

Оборудование

Ножницы, иглы, игольницы, швейные нитки. Сукно, кожа, искусственный мех, бисер, бусины, шёлковые ленты, клей “момент”

Организационная структура занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1

2

3

I.Актуализация опорных знаний

Проверяет готовность детей к занятию. Заслушивает сообщения учащихся о применении выполненной на прошлом занятии поделки.

– На прошлых занятиях вы познакомились с любимыми игрушками народов ханты и манси. Какими? Что расшивают бисером народные мастера? Чаще всего они расшивают бисером праздничную одежду. Но сегодня наше занятие будет посвящено северной подвеске и особенностям её украшения

- Что такое оберег? Какие обереги вы знаете? Для чего нужен оберег человеку? Почему он верил в силу оберега?

Рассказывают о применении выполненной на прошлом занятии поделки. Слушают педагога

II. Освоение нового материала

Оберег у манси…..

Посмотрите на изделия ручной работы народов ханты и манси, определите, какие традиционные приёмы декоративно-прикладного искусства применяются в этих изделиях.

Коммуникативное взаимодействие

Дети анализируют виды приёмов прикладного искусства в представленных образцах изделий ручной работы; участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод

– Прочитайте текст об орнаментальном искусстве (приложение1 )

– Посмотрите карточки с орнаментами, подберите к каждому орнаменту своё название из предложенного списка орнаментов (приложение 2 )

– Показывает слайд из мультимедийной презентации, предлагает учащимся проверить правильность их выбора названия орнамента. (приложение 3 )

– Показывает слайд из мультимедийной презентации, предлагает учащимся объяснить принцип выполнения аппликативного орнамента

Слушают учителя, выполняют задание, анализируют информацию, сравнивают орнаменты, формулируют выводы, участвуют в коллективном обсуждении

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

III.Творческая практическая деятельность

Проверяет организацию рабочего места

Организуют своё рабочее место в зависимости от вида работы

– Сегодня мы изготовим северную подвеску.

– Показывает слайд из мультимедийной презентации. Предлагает учащимся проанализировать готовые изделия и составить план работы.

– Раздаёт готовые технологические карты выполнения северной подвески, предлагает сверить свой план работы с готовым планом (Приложение 4 )

Анализируют конструкцию изделия по плану, узнают и называют освоенные материалы, их свойства, приёмы работы; составляют план выполнения работы с опорой на изображение готовой подвески

– Изготовьте северную подвеску, руководствуясь технологической картой.

– Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

– Контролирует соблюдение правил безопасности работы.

Отбирают необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; соблюдают гигиенические нормы пользования инструментами, выстраивают последовательность реализации собственного замысла, понимают правила создания подвески

IV. Итоги занятия

Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ

Рассматривают выполненные поделки, оценивают их; рассказывают о работе над своей подвеской

Рефлексия деятельности

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

 

 

– Мы с вами разобрали принцип изготовления подвески характерной северному костюму. Если вы решите одеться в этническом стиле, то можете дополнить свой костюм этой подвеской.

Подвеска может послужить подарком-сувениром

Слушают педагога

 

Объясняет домашнее задание, показывает образцы стекляруса.

Слушают педагога

 

Приложение 1

Орнаментальное искусство

         Орнамент - это изображение каких-либо элементов и чередование их в определённой последовательности. Орнамент можно классифицировать в две группы:

  1. По характеру мотива применяемого в орнаменте;
  2. По виду размещения мотива.

Мотив – это основа орнамента, тот рисунок, который лежит в основе орнамента.

Раппорт – это минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотив или мотивы и расстояние до соседнего рисунка.

По характеру мотива орнамент может быть:

- Геометрический (изображение линий, кругов, квадратов и т.д.);

- Растительный (изображение листьев, цветов, деревьев, всей флоры);

- Каллиграфический (изображение  букв);

- Антропоморфный (изображение  людей);

- Звериный или животный  (изображение животных, насекомых, птиц и т.д.)

- Архитектурный (изображение зданий, т.е. то, что создал человек, а не природа)

Орнамент можно сравнить с языком народа. Как и язык, орнамент отражает природное окружение человека, его быт и хозяйство. В языке для этого служат слова, а в орнаменте – стилизованные образы или орнаментальные мотивы.

По виду размещения мотива орнамент может быть:

- Ленточный или линейный – это орнамент, в котором раппорт повторяется в одном из двух направлений, либо по вертикали, либо по горизонтали;

- Сетчатый орнамент – это орнамент, в котором мотив образует сетку.

Орнаментальное искусство у народов ханты и манси очень развито. Орнаментальные мотивы символичны, скорее напоминают абстрактный узор. Несмотря на свои названия, они сильно отличаются от реальных предметов и животных, они более упрощённые, стилизованные, скорее напоминают геометрические фигуры, чем живые существа.

Аппликативный орнамент состоит из мелко выкроенных лоскутиков ткани, и подшивается вручную потайными стежками, где точно соблюдается параллельность веточек, величина прямых углов, перпендикулярность.

Приложение 2

Основные северные орнаменты

Задание: для каждого орнамента подобрать правильное название из списка справа, подписать каждый орнамент.

Описание: Ушки молодого Зайца

  • «Лезвие топора»
  • «Уши молодого зайца»
  • «Щучья челюсть»
  • «Медведь»
  • «Уши взрослого зайца»

Описание: Ушки взрослого зайца

Описание: Медведь орнамент

Описание: Лезвие топора

Описание: Щучья челюсть

                                                                                   Приложение 4

Технологическая последовательность  

выполнения северной подвески

Технологическая операция

Графическое изображение

1

2

3

1

Проверьте наличие деталей необходимых для изготовления подвески

-Центральная деталь подвески из сукна.

-Основная деталь подвески из сукна.

-Задняя деталь подвески из кожи.

-Полоска из меха.

-Шёлковая ленточка.

-Ленточки с бусинками.

2

Пришейте к центральной детали подвески большую бусину. Вокруг бусины пришейте по кругу 2 ряда бисера и один ряд стекляруса.

3

Обработайте клеем «Момент» край основной детали из сукна, и приклейте к нему полоску из меха

4

Намажьте клеем центральную деталь и приклейте к основной детали.

5

Намажьте  клеем изнаночную сторону основной детали и изнаночную сторону кожаной детали. Склейте их, вставив между ними шёлковую ленточку и ленточки с бусинками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме" Белки - биологические полимеры. Структура и свойства белков, функции белковых молекул."

Конспект занятия разработан для студентов СПО технических специальностей. Но можно использовать и в школе при прохождении данной темы. Время проведения занятия-90 минут.         ...

Конспект занятия по теме "Прибытие на картодром, знакомство с трассой. На соревновании"

В конспекте описывается насколько важно заранее познакомиться спортсмену с условиями намечающихся соревнований (регламентов), подготовить технику и документы для участия. Узнать о процедурах контролей...

Конспект занятия по теме «Развитие технических навыков в работе над гаммами в старших классах специальности «Гитара» в ДМШ».

Конспект занятия для работы с учениками старших классов школ искусств по специальности «Классическая гитара»....

Конспект занятия по теме Structure of a Company (Структура Компании)

Данное занятие предназначено для использования студентами 3 курса СПО по специальности 080110 Банковское Дело. Цель занятия - познакомить студентов с новой профессиональной лексикой, совершенствовать ...

Конспект занятия по теме " Главные, финальные заезды. Процедура стартов"

Конспект занятия с лекцией по теме "Главные, финальные заезды. Процедура стартов". Служит для подготовки спортсменов - картингистов к соревнованиям по картингу....

Конспект занятия на тему: "Вводное занятие"

Занятие на тему «Вводное занятие» является начальным этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуально...