Конспект занятия по теме «Волшебная подвеска»
учебно-методический материал на тему
Конспект занятия по теме "Волшебная подвеска"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_24.doc | 738.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Советский районный Центр развития творчества детей и юношества
«Созвездие»
Конспект занятия по теме
«Волшебная подвеска»
Автор:
педагог
дополнительного образования
Мишенина Светлана Юрьевна
Советский 2014 г.
Тема: «Волшебная подвеска»
"Особенности дизайна изделий ручной работы народов ханты и манси"
Цель | Познакомить с технологией изготовления подвески народов ханты и манси |
Основные понятия и термины | Орнамент северных народов; оберег аппликативный орнамент |
Наглядно-демонстрационный материал | натуральные образцы изделий ручной работы народов ханты и манси, наглядное пособие северных орнаментов, схема последовательности выполнения северной подвески, слайдовая презентация |
Оборудование | Ножницы, иглы, игольницы, швейные нитки. Сукно, кожа, искусственный мех, бисер, бусины, шёлковые ленты, клей “момент” |
Организационная структура занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 |
I.Актуализация опорных знаний | Проверяет готовность детей к занятию. Заслушивает сообщения учащихся о применении выполненной на прошлом занятии поделки. – На прошлых занятиях вы познакомились с любимыми игрушками народов ханты и манси. Какими? Что расшивают бисером народные мастера? Чаще всего они расшивают бисером праздничную одежду. Но сегодня наше занятие будет посвящено северной подвеске и особенностям её украшения - Что такое оберег? Какие обереги вы знаете? Для чего нужен оберег человеку? Почему он верил в силу оберега? | Рассказывают о применении выполненной на прошлом занятии поделки. Слушают педагога |
II. Освоение нового материала | Оберег у манси….. Посмотрите на изделия ручной работы народов ханты и манси, определите, какие традиционные приёмы декоративно-прикладного искусства применяются в этих изделиях. | Коммуникативное взаимодействие Дети анализируют виды приёмов прикладного искусства в представленных образцах изделий ручной работы; участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод |
– Прочитайте текст об орнаментальном искусстве (приложение1 ) – Посмотрите карточки с орнаментами, подберите к каждому орнаменту своё название из предложенного списка орнаментов (приложение 2 ) – Показывает слайд из мультимедийной презентации, предлагает учащимся проверить правильность их выбора названия орнамента. (приложение 3 ) – Показывает слайд из мультимедийной презентации, предлагает учащимся объяснить принцип выполнения аппликативного орнамента | Слушают учителя, выполняют задание, анализируют информацию, сравнивают орнаменты, формулируют выводы, участвуют в коллективном обсуждении | |
Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | |
III.Творческая практическая деятельность | Проверяет организацию рабочего места | Организуют своё рабочее место в зависимости от вида работы |
– Сегодня мы изготовим северную подвеску. – Показывает слайд из мультимедийной презентации. Предлагает учащимся проанализировать готовые изделия и составить план работы. – Раздаёт готовые технологические карты выполнения северной подвески, предлагает сверить свой план работы с готовым планом (Приложение 4 ) | Анализируют конструкцию изделия по плану, узнают и называют освоенные материалы, их свойства, приёмы работы; составляют план выполнения работы с опорой на изображение готовой подвески | |
– Изготовьте северную подвеску, руководствуясь технологической картой. – Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. – Контролирует соблюдение правил безопасности работы. | Отбирают необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; соблюдают гигиенические нормы пользования инструментами, выстраивают последовательность реализации собственного замысла, понимают правила создания подвески | |
IV. Итоги занятия | Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ | Рассматривают выполненные поделки, оценивают их; рассказывают о работе над своей подвеской |
Рефлексия деятельности | – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? |
|
| – Мы с вами разобрали принцип изготовления подвески характерной северному костюму. Если вы решите одеться в этническом стиле, то можете дополнить свой костюм этой подвеской. Подвеска может послужить подарком-сувениром | Слушают педагога |
| Объясняет домашнее задание, показывает образцы стекляруса. | Слушают педагога |
Приложение 1
Орнаментальное искусство
Орнамент - это изображение каких-либо элементов и чередование их в определённой последовательности. Орнамент можно классифицировать в две группы:
- По характеру мотива применяемого в орнаменте;
- По виду размещения мотива.
Мотив – это основа орнамента, тот рисунок, который лежит в основе орнамента.
Раппорт – это минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотив или мотивы и расстояние до соседнего рисунка.
По характеру мотива орнамент может быть:
- Геометрический (изображение линий, кругов, квадратов и т.д.);
- Растительный (изображение листьев, цветов, деревьев, всей флоры);
- Каллиграфический (изображение букв);
- Антропоморфный (изображение людей);
- Звериный или животный (изображение животных, насекомых, птиц и т.д.)
- Архитектурный (изображение зданий, т.е. то, что создал человек, а не природа)
Орнамент можно сравнить с языком народа. Как и язык, орнамент отражает природное окружение человека, его быт и хозяйство. В языке для этого служат слова, а в орнаменте – стилизованные образы или орнаментальные мотивы.
По виду размещения мотива орнамент может быть:
- Ленточный или линейный – это орнамент, в котором раппорт повторяется в одном из двух направлений, либо по вертикали, либо по горизонтали;
- Сетчатый орнамент – это орнамент, в котором мотив образует сетку.
Орнаментальное искусство у народов ханты и манси очень развито. Орнаментальные мотивы символичны, скорее напоминают абстрактный узор. Несмотря на свои названия, они сильно отличаются от реальных предметов и животных, они более упрощённые, стилизованные, скорее напоминают геометрические фигуры, чем живые существа.
Аппликативный орнамент состоит из мелко выкроенных лоскутиков ткани, и подшивается вручную потайными стежками, где точно соблюдается параллельность веточек, величина прямых углов, перпендикулярность.
Приложение 2
Основные северные орнаменты
Задание: для каждого орнамента подобрать правильное название из списка справа, подписать каждый орнамент.
| |
Приложение 4
Технологическая последовательность
выполнения северной подвески
№ | Технологическая операция | Графическое изображение | |
1 | 2 | 3 | |
1 | Проверьте наличие деталей необходимых для изготовления подвески | -Центральная деталь подвески из сукна. | |
-Основная деталь подвески из сукна. | |||
-Задняя деталь подвески из кожи. | |||
-Полоска из меха. | |||
-Шёлковая ленточка. | |||
-Ленточки с бусинками. | |||
2 | Пришейте к центральной детали подвески большую бусину. Вокруг бусины пришейте по кругу 2 ряда бисера и один ряд стекляруса. | ||
3 | Обработайте клеем «Момент» край основной детали из сукна, и приклейте к нему полоску из меха | ||
4 | Намажьте клеем центральную деталь и приклейте к основной детали. | ||
5 | Намажьте клеем изнаночную сторону основной детали и изнаночную сторону кожаной детали. Склейте их, вставив между ними шёлковую ленточку и ленточки с бусинками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему «Все профессии важны, все профессии нужны» (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ...
Конспект занятия по теме" Белки - биологические полимеры. Структура и свойства белков, функции белковых молекул."
Конспект занятия разработан для студентов СПО технических специальностей. Но можно использовать и в школе при прохождении данной темы. Время проведения занятия-90 минут. ...
Конспект занятия по теме "Прибытие на картодром, знакомство с трассой. На соревновании"
В конспекте описывается насколько важно заранее познакомиться спортсмену с условиями намечающихся соревнований (регламентов), подготовить технику и документы для участия. Узнать о процедурах контролей...
Конспект занятия по теме «Развитие технических навыков в работе над гаммами в старших классах специальности «Гитара» в ДМШ».
Конспект занятия для работы с учениками старших классов школ искусств по специальности «Классическая гитара»....
Конспект занятия по теме Structure of a Company (Структура Компании)
Данное занятие предназначено для использования студентами 3 курса СПО по специальности 080110 Банковское Дело. Цель занятия - познакомить студентов с новой профессиональной лексикой, совершенствовать ...
Конспект занятия по теме " Главные, финальные заезды. Процедура стартов"
Конспект занятия с лекцией по теме "Главные, финальные заезды. Процедура стартов". Служит для подготовки спортсменов - картингистов к соревнованиям по картингу....
Конспект занятия на тему: "Вводное занятие"
Занятие на тему «Вводное занятие» является начальным этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуально...