Разработка урока окружающего мира "Почва" (производственная практика студентов)
методическая разработка

Сабанова Наталья Архиповна

Урок окружающего мира по теме "Почва" разработан в технологии критического мышления Шмидт А., студенткой группы 315Н

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pochva.docx177.07 КБ
Файл urok_27.10.2017_chto_takoe_pochva.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

        Шмидт Анна, студентка 315Н

Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»

Цель: сформировать представление о почве, её образовании и составе.

Этап урока

Деятльность учителя

Деятльность учащихся

формы и методы

1. Организационный момент

 Стадия «Вызов»

-Здравствуйте. садитесь

 

- Расскажу вам сказку о волшебной кладовой.

- Прослушав сказку скажите о чем идет речь?

- Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен 100 горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовется она – земля. Но только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадываются, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: грибы, ягоды, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зерна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлебов. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот таки стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

- Так о чем же говориться в этой сказке?

- Как думаете, какова тема урока? Молодцы. Действительно, сегодня мы будем изучать еще один объект природы – почву.

- о почве

- ПОЧВА

2. Актуализация знаний

- Предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что…»  .  У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны.   Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

…  ветер может разрушить горы?

…  опавшие осенью листья вредят почве?

…  1см почвы образуется за 300 лет?

…  норы животных, живущих в почве, разрушают её?

…  растения участвуют в образовании почвы?

…  почва и камень родственники?

…  почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

- заполняют таблицу

3. Целеполагание

- Мы говорим  почва . А что же такое почва?

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

…  земля

…  растительная земля

…  вещество

…  суша, а не вода

…  место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

- Ребята, обратите внимание, на ваних столах лежат карточки. В течении урока вы в парах одлжны будете их заполнить.

- ответы учащихся

Стадия «Осмысление»

- Ребята, а бывают такие места в природе, где не растут деревья, кустарники и тд?

- А почему так?

- Хорошо. спасибо. мы вернемся к этому вопросу в течении урока.

- Как вы думаете , где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (книга, словарь) А на уроке где мы можем найти информацию? (учебник)

- откроем учебник на с. 64  и скорее найнем искать ответы на наши вопросы.

- Рассмотрим картинку на с.64. Что мы здесь видим?

-Здесь мы можем увидить растения, почву и её обитателей, живущих на разной глубине.

-Кто может назвать этих обитателей?

-А теперь выполним практическую работу.

 (учитель выполняет опыт )

- К сожалению, нагреть почку мы не можем, поэтому дальше мы просто прочтём опыт и сформулируем вывод.

- Прочти, пожалуйста, опыт №2. Спасибо.

-Какой можем сделать вывод?

- Этот опыт показывает, что в почке есть вода.

- Читаем дальше. Ваша пара, пожалуйста.

- Из опыта номер 3 мы можем сделать вывод, что почва темного цвета потому что в ней находится перегной, который придаёт ей такой цвет.

- Следующий опыт нам прочтете Вы. Спасибо.

-Кто может сформулировать вывод по опыту № 4 ? Хорошо

- Мы можем сделать вывод, что пчва состоит из песка и глины.

- И послений опыт прочту вам я, а вы мне скажите что же происходит с водой, которая находилась в сосуде с почвой.

- Мы можем сказать, что выделяются минеральные соли, которые растворяются в воде.

- Хорошо. Спасибо, ребята.

- Сейчас поработаем по статьей.

-  Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы.

- Работа со схемой в учебнике.

- Проверка понимания и первичное закрепление.

- Как бы вы теперь ответили на вопрос «Что такое почва?»

- В чём главное отличие почвы от горной породы?

- Назовите представителей неживой природы – «участников» создания почвы. Укажите роль каждого из них.

- Кто ещё принимает участие в создании почвы?

- Пользуясь текстом, ответьте вопрос: почва – это представитель живой или неживой природы? (Возможно обсуждение этого проблемного вопроса в группах. Ответы групп обсуждаются и обобщаются).

- да

- ответы детей

- ответы детей

- читают и выделают

- ученики наблюдаю и формулируют вывод

Стадия “Рефлексия”

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).

-  Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонят ным?

- Вернёмся к таблице «Верные и неверные утверждения». Исходя из уже полученных знаний, заполним вторую строку таблицы (повторяются вопросы).

- А теперь поделитесь впечатлениями, по каким вопросам ваше мнение совпало, а по каким изменилось? В ходе обсуждения таблицы выясняется, что мы не получили ответов на некоторые вопросы на сегодняшнем уроке. На них предстоит ответить в дальнейшем.

Приём «Синквейн»

- Обобщим в синквейне полученные сегодня знания о почве. (Памятка с правилами составления синквейна есть на доске).

В группах дети составляют синквейн.

Зачитываются работы каждой группы.

- Ребята! Оцените, на сколько интересной показалась вам эта тема. На сколько активно вы участвовали в обсуждении темы? (Используются цветные фишки).

- Мы не получили ответов на некоторые вопросы сегодняшнего урока. На них и предстоит ответить в дальнейшем. Вас интересовало, из чего состоит почва. На следующем уроке мы попытаемся ответить и на этот вопрос.

ДЗ.  Постарайтесь дома найти ответы на вопросы, поработав с различными источниками.

Почва – это верхний плодородный слой земли. Много в природе создателей почвы. Солнце, вода и ветер разрушают горы. При нагревании горные породы расширяются, а при охлаждении -  сжимаются. Эти процессы приводят к появлению трещин. Вода заполняет трещины в горной породе, увеличивая их при замерзании и при вымывании растворимых веществ. Ветер выдувает осколки породы, увеличивая в одних местах трещины, а в другие места наносит мелкие частицы песка и глины, образовавшиеся при разрушении гор. Так образуются участки, где смогут прижиться лишайники и мхи. Теперь они начинают свою кропотливую работу по созданию почвы. Разные бактерии и микроорганизмы, продолжая разрушать песок и глину, создают условия для жизни других растений.

     Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1см такого слоя. Толщина слоя почвы бывает разной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – всего несколько сантиметров. В жарких пустынях, в холодных ледяных просторах Арктики почвенный слой может вообще отсутствовать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок «Окружающий мир» «Почва» 3класс Выполнила : Шмидт Анна

Слайд 2

“Верите ли вы , что ... ” + согласен - не согласен 1 2 3 4 5 6 7 +/ -

Слайд 3

Почва - это ...

Слайд 4

Почва - это ... … земля … суша, а не вода … место обитания, дом животных

Слайд 5

ПОЧВА - это _________________________________________ Жители почвы _______________________________________ Состав почвы Виды почвы: 1. _____________________________________________ 2._____________________________________________ 3. _____________________________________________

Слайд 6

Опыт № 1 Вывод : в состав почвы входит вода Опыт № 2 Вывод : в состав почвы входит воздух

Слайд 7

Опыт № 3 Вывод : почва состоит из песка и глины Опыт № 4 Вывод : тёмный цвет почве придаёт находящийся в ней перегной

Слайд 8

Опыт № 5 Вывод : в почве выделяются минеральные соли , которые растворяются в воде

Слайд 9

Перегной богат питательными веществами, хорошо впитывает и удерживает влагу. Перегной - отличное органическое удобрение, испокон веков используемое земледельцами для повышения урожайности практически всех культур.

Слайд 10

«V» - уже знал « + » - новое для меня « - » - думал иначе «?» - не понял, есть вопросы

Слайд 12

Почва – это верхний плодородный слой земли

Слайд 13

ПОЧВА - это _________________________________________ Жители почвы _______________________________________ Состав почвы Виды почвы: 1. _____________________________________________ 2._____________________________________________ 3. _____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока- конференции по теме «ФУНКЦИИ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ»

Методическая разработка занятия по дисциплине « Математика» предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)...

Методическая разработка урока по электромонтажной учебной практике

Методическая разработка урока по электромонтажной учебной практике для подготовки и проведения итоговой аттестационной работы по окончанию  практики УП 03. Электромонтажная. Организация...

Методическая разработка урока по русскому языку для студентов 1 курса "Функционально-смысловые типы речи"

Методическая разработка урока по русскому языку  для студентов 1 курса "Функционально-смысловые типы речи"...

«Разработка технологической карты урока окружающего мира с использованием ЭОР»

Итоговый квалификационный проект по курсу«Использование ЭОР в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»Тема: «Разработка технологической карты урока окружающего мира с использование...

Методическая разработка урока английского языка по теме: Охрана окружающей среды и экология производства

В настоящее время в условиях информатизации образования меняется структура и содержание образования, появляется возможность по-новому организовать учебный процесс. Конечно, применение новых методов не...

Методическая разработка урока производственного обучения учебной практики

Методическая разработка урока производственного обучения учебной практики.Обучающиеся в полном объёме  показывают свои профессиональные компетеции по изученному материалу...

Методическая разработка урока производственного обучения (учебной практики)

Раздел 2.Технология окрашивания поверхностей различными малярными составамиТема 3.4.Подбор и приготовление колера, гармонично сочетающегося с цветом фона Тип урока: урок повторения, систематизаци...