урок по теме "Решение прикладных задач по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции»"
методическая разработка на тему

Лещенко Елена Михайловна

Урок для учащихся 10-11 класса по теме "Наибольшее и наименьшее значение функции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Решение прикладных задач по теме

«Наибольшее и наименьшее значения функции»

Гений состоит из 1 процента вдохновения и 99 процентов потения

Т. Эдисон

Цели урока:

  1. Образовательные:
  1. закрепление алгоритма нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке [a; b], интервале (a; b);
  2. создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся.
  1. Развивающие:
  1. развитие творческих способностей обучающихся, логического мышления;
  2. развитие умения построения и записи математической модели для решения практической ситуационной задачи.
  1. Воспитательные:
  1. активизация чувственного восприятия материала посредством решения задач с практическим содержанием;
  2. воспитание познавательной активности, уверенности в себе.

Оборудование: видеотерминал, опорная схема «Метод математического моделирования», карточки с заданиями для самостоятельной и индивидуальной работы.

Учитель. Ребята, я хочу начать наш урок с фрагмента рассказа Л.Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно» о крестьянине Пахоме, покупавшем землю у башкирцев.

- А цена какая будет? – говорит Пахом.

- Цена у нас одна: 1000 р. за день.

Не понял Пахом.

- Какая же это мера – день? Сколько в ней десятин будет?

- Мы этого, - говорит, не умеем считать. А мы за день продаем; сколько обойдешь в день, то и твое, а цена 1000 р.

Удивился Пахом.

- Да ведь это, - говорит, - в день обойти земли много будет.

Засмеялся старшина.

- Вся твоя, - говорит. – Только один уговор: если назад не придешь в день к тому месту, с какого возьмешься, пропали твои деньги.

- А как же, - говорит Пахом, отметить, где я пройду?

- А мы станем на место, где ты облюбуешь; мы стоять будем, а ты иди, делай круг, а с собой скребку возьми и, где надобно, замечай, на углах  ямки рой, дернички клади; потом с ямки на ямку плугом пройдем. Какой хочешь круг забирай, только до захода солнца приходи к тому месту, с какого взялся. Что обойдешь, все твое.

Фигура, которая получилась у Пахома, изображена на рисунке. Что это за фигура?

[Прямоугольная трапеция]

А периметр ее мы можем найти?

[ км.]

Какова площадь этой трапеции?

Ребята, как вы думаете, наибольшую ли площадь получил Пахом (с учетом того, что участки обычно имеют форму четырехугольника)?

Сегодня на уроке мы это и выясним.

Актуализация знаний

Чтобы решить поставленную задачу, нам необходимо вспомнить:

  • алгоритм отыскания наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке, если функция на этом отрезке:
  1. монотонная;
  2. немонотонная.

Задание:

  1. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции на заданном промежутке:
  1. ;
  2. .
  1. Найдите наибольшее значение функции  на промежутке .

  • алгоритм отыскания наибольшего и наименьшего значения функции на интервале, луче.

Изучение нового материала

Ребята, изложенный выше метод поиска наибольших и наименьших значений функции применим к решению разнообразных прикладных задач. При этом действуют по следующей схеме:

  1. задача «переводится» на язык функций. Для этого выбирают удобный параметр , через который интересующую нас величину выражают как функцию ;
  2. средствами анализа ищется наибольшее или наименьшее значение этой функции на некотором промежутке;
  3. выясняется, какой практический смысл (в терминах первоначальной задачи) имеет полученный (на языке функций) результат.

Учитель. Запишем в тетради следующую задачу: периметр прямоугольника равен 60 см. Какую длину должны иметь стороны прямоугольника, чтобы площадь была наибольшей?

Решение.

  1. Выбираем независимую переменную  и выражаем через нее стороны прямоугольника:

 см – длина прямоугольника,

 см - ширина прямоугольника. Тогда .

Запишем функцию: .

Таким образом, задача свелась к нахождению наибольшего значения функции  на интервале .

  1. Находим производную: .

Находим критические точки: .

 точка максимума.

Итак,  - единственная критическая точка на  и является точкой максимума функции , следовательно, функция в этой точке достигает своего наибольшего значения.

  1. Значит, длина прямоугольника 15 см, а ширина равна см.

Какая это фигура?

[Квадрат.]

Ответ: Квадрат со стороной 15 см имеет наибольшую площадь.

Учитель. Ребята! такой метод решения задач называют методом математического моделирования. С этим методом вы уже встречались. Когда?

Этот метод решения практических задач, как правило, содержит три основных этапа:

  1. формализацию (перевод исходной задачи на язык математики);
  2. решение полученной математической задачи;
  3. интерпретацию найденного решения.

Но эту задачу также можно решить и другим способом, используя неравенство Коши .

Коши Огюстен Луи

(1789-1857)-

крупный французский математик. Доказал ряд замечательных теорем в области анализа, теории функций комплексного переменного, теории дифференциальных уравнений и т.д. Большая заслуга Коши – разработка курса анализа, в котором, в частности, он предложил ставшие классическими определения предела, непрерывности функции и т.п.

         см – длина прямоугольника,  см – ширина прямоугольника,

        , , .  .

        , или .

Подставляя в это неравенство вместо  число 30, получаем , .

Следовательно, наибольшая площадь прямоугольника 225 см2. Равенство в неравенстве Коши возможно при равных слагаемых, то есть при . Это означает, что квадрат со стороной 15 см из всех прямоугольников данного периметра имеет наибольшую площадь.

А теперь вернемся к задаче, с которой мы начали урок. Значит, какую фигуру Пахом должен был обойти?

 км,  км,  км2                          [Квадрат.]

Закрепление  нового материала

Учитель: Решите еще две задачи прикладного характера. [Карточки на партах.]

  1. Задача с физическим смыслом.

Материальная точка движется по закону , где  - путь в метрах, а  - время в секундах. Какой путь пройдет точка до остановки?

Ответ: 4,25 м.

  1. Задача с геометрическим и экономическим смыслом.

Найдите при каких условиях расход жести на изготовление консервных банок цилиндрической формы заданной емкости будет наименьшим.

Ответ: Наименьший расход жести на изготовление консервной банки цилиндрической формы заданной емкости будет достигнут при условии, что диаметр основания и высота банки равны между собой ().

Домашнее задание  § 52 № 943; 948.

 Требуется разместить на земле участок площадью 1250 м2, который состоит из трех прямоугольных частей и имеет форму многоугольника ABCEFGHM, изображенного на рисунке, где EF=15 м, FG=20 м, AM=10 м и . Найдите наименьшее значение периметра такого участка и какие – либо значения длин KC, KH и AB, при которых периметр является наименьшим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ “МАТЕМАТИКА” ПО ТЕМЕ: НАХОЖДЕНИЕ НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО ЗНАЧЕНИЯ ФУНКЦИИ Автор-составитель: преподаватель математики Козырева Татьяна Александровна Краснодар, 2014г.

Разработка урока составлена в соответствии с программой по математике ( по учебнику А. Н. Колмогоров и др. „ Алгебра и начало анализа ” 10 – 11кл. Урок по теме: „ Нахождение наибольшего и наимень...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ “МАТЕМАТИКА” ПО ТЕМЕ: НАХОЖДЕНИЕ НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО ЗНАЧЕНИЯ ФУНКЦИИ Автор-составитель: преподаватель математики Козырева Татьяна Александровна Краснодар, 2014г.

Разработка урока составлена в соответствии с программой по математике ( по учебнику А. Н. Колмогоров и др. „ Алгебра и начало анализа ” 10 – 11кл. Урок по теме: „ Нахождение наибольшего и наимень...

Разработка урока по теме: Наибольшее и наименьшее значение

Методическая разработка содержит описание урока по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции», презентацию к уроку и музыкальное сопровождение. Данный урок- 10 урок в теме &ldquo...

Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке

Данный конспект урока разработан для изучения алгоритма нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке. Разработка может применяться при изучении курса алгебры и математического анал...

Наибольшее и наименьшее значение функции.

1) Находим значения функции в критических точках, которые принадлежат данному отрезку.Ловите ещё одну плюшку: здесь отпадает необходимость проверять достаточное условие экстремума, поскольку...

Практико-ориентированные задачи по теме «Основы тригонометрии и тригонометрические функции»

Использование свойств и графиков тригонометрических функций в прикладных задачах....