конспект образовательной деятельности "Как сделали книгу"
план-конспект занятия на тему

Познякова Тамара Владимировна

деятельнось по познавательному развитию, ознакомление с окружающим в старшей группе. На занятии были использованы элементыТРИЗ. Метод системного анализа. Цель- систематизация знаний о книге, как рукотворном предмете, история создания. Занятие интегрированное: речевое развитие, продуктивная деятельность(Конструирование из бумаги), познавательное развитие. Перед детьми была поставлена проблема: Узнать, где можно писателю написать своё художественное произведение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 22

Усть-Кутского муниципального образования

НОД для детей старшего возраста

 с применением элементов технологии «ТРИЗ»

« Как сделали книгу?»

Выполнила:

Воспитатель Познякова Т.В.

     Усть-Кут

      2017г.

Цель: Создать условия для развития познавательного интереса у детей к процессу изготовления книги.

Задачи:

-Расширять  знания детей о свойствах бумаги;

-Формировать представления о создании книги;

-Развивать познавательную активность, умение анализировать, делать выводы;

-Воспитывать бережное отношение к книге.

Материал: набор разного вида бумаги на каждого ребёнка, системный оператор с набором картинок: книга, рулон  бумаги, дерево, части книги, книжный магазин. Простые карандаши, альбомные листы и картон на каждого ребёнка, схема- модель изготовления книги.

Предварительная работа: конструирование книги, исследование свойств бумаги, рассматривание разных видов книг, беседа о том, какие бывают магазины.

Активизация словаря: типография, писатель, читатель.

Ход: Воспитатель: « Ребята, у меня для вас есть одна интересная новость. Сегодня утром я встретила одного человека, он пишет для вас сказки и рассказы. Как вы думаете, кто он по профессии?»

Дети: писатель.

Воспитатель: Правильно, но  он  был очень грустный, потому что он написал новую сказку, но не знает, как ему сделать книжку. У него было много разной бумаги, и он отдал её мне. Как мы можем помочь писателю?( ответы детей, например: Давайте расскажем, из чего сделана книга.  Поможем сделать книгу.  Покажем, из какой бумаги можно сделать книгу).

Воспитатель: Вы молодцы ребята, давайте попробуем выбрать бумагу для книги.

Ребята рассаживаются за столы.  На столах, перед детьми лежат разные виды бумаги: газетная, альбомная, салфетки, картон.

Воспитатель: Ребята, найдите    такую же бумагу, как у меня в руках ( педагог берет салфетку). Что это за бумага?  Сомните её, что происходит? Попробуйте согнуть её пополам. Возьмите карандаш и нарисуйте что-нибудь на салфетке. Скажите пожалуйста, удобно ли рисовать на салфетке? Как вы думаете, почему? Для чего предназначена салфетка?

Воспитатель просит детей проанализировать свойства салфетки и сделать вывод:можно ли на ней печатать книгу. Примерный ответ детей: салфетка мягкая, тонкая, быстро рвётся, плохо сгибается. Она не подходит для того чтобы из неё сделать книгу. Мы её уберём.

Воспитатель берёт в руки газетный лист бумаги и просит взять такую же бумагу детей. Сомните её и разгладьте. Что произошло с листком? Чем отличается салфетка от газетного листа бумаги?  Как вы думаете, для чего нужна эта бумага? Нарисуйте на ней карандашом. У вас получилось? Может она подойдет для создания книги? Почему нет? Она толще, чем салфетка?( ответы детей)

Воспитатель: Кто мне расскажет про газетную бумагу?    (Примерные ответы детей:  Газетная бумага толще, чем салфетка,  она хорошо сохраняет линии сгиба, не рвётся, когда на ней пишут, но на ней уже есть напечатанный тест, поэтому она не годиться для создания книги), мы её уберём.                                          Такой же алгоритм действий происходит с альбомным листом и дети выясняют, что он достаточно плотный и подходит для создания книги.

То же самое происходит и с картоном. Те виды бумаги, которые по словам детей подходят, для того чтобы сделать книгу, дети оставляют (альбомный лист и лист картона).

Воспитатель: Сейчас мы тоже попробуем вспомнить всё,  что мы знаем о создании книги. У меня есть волшебный телевизор, и как только вы отвечаете, на нём зажигается экран.

В центр системного оператора ставится картинка книги.

Воспитатель:  Из чего сделана книга?

Дети: Из бумаги

Воспитатель: Из чего сделана бумага?

Дети: Бумагу делают из деревьев. (Картинка дерева)

Воспитатель выставляет на системный оператор соответствующую картинку.

Воспитатель: Где перерабатывают древесину, для  того, чтоб получить бумагу?

Дети: Её перерабатывают на  специальной фабрике по изготовлению бумаги.

Воспитатель: И чего состоит книга? (Дети называют части книги).

Воспитатель выставляет картинку: обложка, лист с текстом, иллюстрация.

Воспитатель: Как вы думаете, куда книжка попадает, когда ее напечатают?

Дети отвечают …(картинка магазин, библиотека)

Воспитатель: Молодцы, совершенно верно!

Воспитатель: Для чего человеку нужна книга?

Ответ детей….

Воспитатель выставляет картинку: человек получает знания из книги, музея. Если дети затрудняются, воспитатель объясняет сам, что  человек благодаря книге получает знания,  а старинные книги хранятся в музеях.

Воспитатель: Молодцы, совершенно верно!

Воспитатель: Как вы думаете, а в будущем какая будет книга? Из чего она будет сделана?

Ответы детей…

Выставляется  картинка компьютера или планшета.

Воспитатель: Из чего состоит компьютер?

Ответы детей…

Выставляется картинка: мышка, клавиатура, монитор, процессор.

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас я предлагаю немного размяться.

Физминутка

 Открывай скорее книжку!                - Раздвигают руки в стороны
В книжке мошка, мышка, мишка,    - Руки к плечам и в стороны
В книжке мячик круглый бок:          - Прыжки на месте
вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,           -Иммитация открывания зонта
Лупит дождь, а ты сухой!                 - Повороты вправо влево
Киска в книжке близко-близко.        - Бег на месте
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой-                         - Поглаживание правой и левой рукой кистей                        

Ведь у киски мех такой!      

Воспитатель: Вы молодцы, все рассказали писателю про книгу, а вот я не успела. Разрешите мне тоже составить небольшой рассказ, а вы его послушайте и скажете, правильно ли я все рассказала?

Дети говорят: Д  а  а …

              Воспитатель выкладывает схему-модель: лес- завод по изготовлению бумаги- типография- книжный магазин.

Обобщающий рассказ воспитателя с использованием схемы.

«В лесу росло много деревьев. Однажды в лес приехали большие машины-лесовозы, люди спилили старые деревья и погрузили их на машины. Деревья  привезли на фабрику, где их переработали и сделали огромные рулоны бумаги. Эту бумагу привезли в типографию. Здесь из неё сделали листы  для книги, художники нарисовали иллюстрации, а на листах напечатали сказки и рассказы. Книгу собрали, сшили,  сделали обложку. Готовую книгу отвезли в книжный магазин».

Воспитатель: ну что, ребята, я правильно рассказала?

Дети: Дааа..

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю самим  создать книгу.

 Дети конструируют из бумаги книгу. Мотивация на следующую самостоятельную деятельность: оформление книги и написание воспитателем творческих  рассказов детей.

Рефлексия: Как вы думаете, мы помогли писателю? Что нового вы узнали, и было ли вам интересно?  Как вы думаете,  теперь у писателя будет хорошее настроение?

Воспитатель: Дети, а создать книгу легко или просто? Конечно, создавать книгу это очень тяжёлый и долгий труд и его надо уважать и беречь.

Системный оператор

прошлое

настоящее

будущее

надсистема

Дерево

Магазин

библиотека

Человек

музей

система

бумага

книга

компьютер

подсистема

Целлюлозный комбинат

Из чего состоит

Переплёт иллюстрации текст

Из чего состоит

Мышка, клавиатура

монитор

Библиографический список

  1«Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитием фантазии»     А И Никашин

2 «Методы развития воображения дошкольников»  А М Страунинг  Сидорчук Т А

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Какие животные живут в водоёме?»

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Какие животные живут в водоёме?»...

Конспект образовательной деятельности в младшей группе на тему «Звуковая культура ре¬чи: звук И ». Образовательная область «Речевое развитие».

Тема: Звуковая культура ре­чи: звук и.Программное содержание: Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях в словах).Задачи:Воспитывающие: воспитан...