Программа воспитания по профилактике асоциальных процессов в начальной школе "Мы вместе"
проект на тему
Авторский проект "Программа воспитания по профилактике асоциальных процессов "Мы вместе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_plan_k_programme.docx | 33.25 КБ |
my_vmeste1.docx | 64.46 КБ |
my_vmeste1.pptx | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к Программе
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
(4 класс)
Тема | Цель, задачи | Содержание | Кол-во часов | Методическое Обеспечение, оборудование | |
Каждый привлекателен по-своему | |||||
1. Каждый привлекателен по-своему | Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей. Развитие репертуара телесных ощущений, обучать использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу | 1. Беседа о том, какие люди разные, чем отличаются, чем похожи. 2. Игра « Назови ласково». Цель: развивать позитивное самовосприятие. Ход: ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. 3. Рисование. Автопортрет. 4. Беседа по рисункам. 5. Беседа о том, как можно показать другому, что он хороший. 6. Игра «Комплимент». Цель: развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие. | 2 | Краски, карандаши, мелки на выбор. Бумага разного формата. | |
2. Я+Ты=Мы | Развивать чувство принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия. | 1. Схематическое рисование правил «хорошего» общения: · Помогай друзьям; · Делись с ними; · Умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее; · Не срывай злость на других; · Не ссорься по пустякам; · Не смейся над ошибками других, ты можешь ошибиться сам. 2. Беседа по рисункам. 3. Игра «Прикосновения».
1. Игра «Молекула». Ход: дети бегают по комнате, при слове МОЛЕКУЛА все собираются в кучу. 2. Игра «Комплимент». 3. Рисование «Мой класс». 1. Игра «Колокольчик». Ход: дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают. 2. Игра «Ток». Ход: дети стоят в кругу, держаться за руки и пожимают их – передают ток. 3. Создание коллажа «Моя школа». Рисование карандашами. | 2 | Бумага, карандаши, доска, мел. Бумага, краски, карандаши. | |
3. Волшебные средства понимания | Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей.
| Игра «Я чувствую…» Ход: детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает. 2. Игра «Молекула». 3. Интонационные этюды: детям предлагается произнести фразу «пойдем играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно. 1. Беседа о волшебных средствах понимания: интонации, мимики, пантомимики. 2. Изготовление масок. 3. Игра «Маски» Ход: ребенок, одев маску, передает настроение этой маски. 1. Игра «Руки» Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться руками, поссориться руками, помириться руками. 2. Игра «Ниточка с иголочкой». 3. Игра «Я чувствую…» | 2 | Карточки с изображением эмоций Бумага, краски, карандаши, мелки, шнурочки. | |
4. Настроение |
Описание своего настроения, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей.
| 1. Игра «Лото настроение». 2. Рисование «Мое настроение». 3. Беседа по изображениям эмоций. 1. Упражнение «Возьми себя в руки!» 2. Упражнение «Лев» 3. Игра «Создай марионетку» | 2 | Краски, бумага, карточки-лото, карточки с изображением эмоций. Заготовки марионеток | |
5. Волшебная линия | Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций.
| 1. Рисование «Волшебная линия». С помощью линейки и цвета передать настроение: спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная, волнующаяся. 2. Создание картины с помощью линий. 1. Беседа по рисункам. 2. Игра «Нехочуха». 3. Игра-релаксация «Волшебный сон». | 2 | Бумага, краски. | |
6. Я – хороший, я – плохой. | Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.
| 1. Игра «Наоборот». Ход: дети сидят в кругу, тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый – злой. 2. Сказка «Чертенок» . 3. Игра «Собаки бывают». Ход: дети изображают собак. Педагог спрашивает о том, какие это собаки. 1. Игра «Я умею» Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее и плохое). 2. Игра-релаксация «Цветочная поляна». Детям предлагается представить себе цветочную поляну, найти цветок и хорошо его рассмотреть. 3. Рисование цветка. | 2 | Мяч. Мяч, воск, бумага, краски. | |
7. Любимые сказки | Развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреагирование собственных чувств
| 1. Игра «Назови героя». Ход: ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки. 2. Игра «Сказка наоборот». Ход: поменять героев местами, придумать, что они теперь будут делать. 3. Рисование «Письмо любимому герою». | 2 | Мяч, воск, бумага, краски. | |
8. Вместе веселее | Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других.
| 1. Игра «Бумажные развалы». Ход: сразу оговорить, что дети после занятия убирают. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх. 1. Игра «Клубок». 2. Игра «Найди пару». 3. Игра «Зеркало» | 2 | Старые газеты, бумага. | |
9. Хорошо и плохо | Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии.
| 1. Сценка «Вместе и порознь». Лисенок и Медвежонок дружили давно, любили играть вместе. Однажды Лисенок очень сильно захотел поиграть с машинкой Медвежонка, но и Медвежонок хотел поиграть с машинкой. В конце концов, они поссорились. Им стало очень плохо, скучно. А потом они поговорили и помирились. 2. Обсуждение сценки. 1. Игра «Вежливые слова». 2. Игра «Гамак». 3. Игра «Гусеничка». 1. Сочинение сказки. 2. Игра «Колокольчик». 3. Игра-релаксация. | 2 | Не требуется | |
Кто я? | |||||
10. Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе | Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие образного мышления, воображения, осязательной памяти | 1. Игра, направленная на знакомство детей «Волшебный клубок». 2. Дыхательно-координационное упражнение. 3. Игра «Удивительное дело». 4. Упражнение на развитие осязательной памяти «Угадай фигуру». 5. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисуем глазами». | 2 | Клубок нитей, наборы «Сложи квадрат», набор геометрических фигур. | |
11. Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей
| Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей, развитие языка жестов, мимики; развитие внимания, логического мышления, воображения, слуховой памяти, умения моделировать; развитие усидчивости, самоконтроля. | 1. Игра на развитие внимания: «Запретное слово». 2. Упражнение, направленное на развитие жестов и мимики «Разговариваем без слов». 3. Игра на развитие воображения «Волшебный мелок». 4. Упражнение на развитие умения контролировать своё тело: «Марионетка». 5. Игра на развитие слуховой памяти: «Апельсин». | 2 | Мелок. (пастель) | |
12. Стимулирование общения, развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения, мелкой моторики, усидчивости | Стимулирование общения, развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения, мелкой моторики, усидчивости | 1. Психогимнастическое упражнение: «Дождик». Упражнение выполняется с использованием музыки. 2. Игра «Путешествие в Страну Точек». 3. Игра «Муха». 4. Игра: «Кто это?»
. | 2 | Музыкальное сопровожде ние: «Волшебные звуки природы», наборы разноцветных кружочков, карточки с играми | |
13. Развитие логического мышления, зрительно-моторной координации, зрительной памяти | Развитие логического мышления, зрительно-моторной координации, зрительной памяти, концентрации внимания, усидчивости, коммуникативных качеств, эмоциональной сферы (эмоция радости). | 1. Игра «Закончи слово». 2. Рассказ психолога. 3. Упражнение на развитие моторики и зрительно-моторной координации «Зонтик». 4. Психогимнастическое упражнение. 5. Игра на развитие концентрации внимания «Тишина». | 2 | Музыкальное сопровождение: Крис Сферис «Звёзды», «Волшебные звуки природы»; лист с ребусом; предметы для воспроизведения различных звуков; мяч. | |
14. Развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, развитие мышления, памяти, внимания | Развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, развитие мышления, памяти, внимания, моторики и зрительно-моторной координации, умения владеть своим телом. | 1. Рассказ психолога. 2. Психогимнастическое упражнение «Костёр». 3. Упражнение на развитие моторики и зрительно-моторной координации «Вигвам». 4. Игра «Следопыты».
| 2 | Лист с закодированными буквами, вырезки из газет и журналов, музыкальное сопровождение: «Волшебные звуки природы». | |
15. Формирование правильного представления о себе; развитие логического мышления, зрительной памяти | Формирование правильного представления о себе; развитие логического мышления, зрительной памяти, моторики и зрительно-моторной координации, умения ориентироваться в пространстве, концентрировать своё внимание, расслабляться. | 1. Игра «Найдём друг друга». 2. Сказка «Про Манную Кашу». 3. Психогимнастическое упражнение «Сова». 4. Упражнение на развитие ассоциативного мышления.
| 2 | Наборы разноцветных кружочков, музыкальное сопровождение. | |
16. Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения владеть собственным телом | Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения владеть собственным телом, развитие моторики и зрительно-моторной координации; формирование позитивной самооценки. | 1. Игра «Разведчики». 2. Упражнение на развитие моторики и зрительно-моторной координации «Очки» 3. Психогимнастическое упражнение «Певец». 4. Упражнение на развитие логического мышления «Исключение четвёртого».
| 2 | Музыкальное сопровождение, буквенные тексты | |
17. Развитие коммуникативных навыков, тактильных ощущений; повышение самооценки; развитие эмоциональной сферы | Развитие коммуникативных навыков, тактильных ощущений; повышение самооценки; развитие эмоциональной сферы; мелкой моторики, концентрации внимания. | 1. Игра «Запретное движение». 2. Упражнение, используемое для диагностики эмоционального состояния, воспитания добрых чувств «Мальчик – звезда». 3. Психогимнастическое упражнение, направленное на расслабление нервной системы: «Вверх по радуге». 4. Упражнение «Какая рука у соседа?» | 2 | Вырезанные из бумаги рукавички, изображения к сказке, цветные карандаши, мяч, музыкальное сопровождение. | |
18. Эмоционально-экспрессивное развитие, овладение элементами саморегуляции, развитие ассоциативного мышления, внимания | Эмоционально-экспрессивное развитие, овладение элементами саморегуляции, развитие ассоциативного мышления, внимания, моторики и зрительно-моторной координации, воображения; формирование коммуникативных качеств. | 1. Психолог показывает «радугу цветов» по Люшеру и предлагает детям выбрать цвет своего настроения. 2. Игра на развитие эмоциональной сферы «Настроение в чемодане». 3. Игра на развитие логического мышления «Бег ассоциаций». 4. Упражнение на развитие мелкой моторики «Цветы». 5. Игра на развитие внимания «Не путай цвета». 6. Дыхательная гимнастика «Пчёлки». 7. Упражнение на развитие воображения «Задумай рисунок»
| 2 | Небольшой чемоданчик, цвета по Люшеру, разноцветные «соты» (5-6 шт.). | |
19. Развитие эмпатических способностей, развитие воображения, словесно-логического мышления | Развитие эмпатических способностей; развитие воображения, словесно-логического мышления, внимания, временной ориентации, образного мышления. |
1.Упражнение «Волшебная» палочка»
| 2 | цветные кружочки (красный, синий, жёлтый цвет), музыкальное сопровождение, мяч. | |
20. Развитие умения различать и понимать эмоциональные состояния | Развитие умения различать и понимать эмоциональные состояния; развитие логического, образного мышления, воображения, внимания, зрительной памяти. | 1. Игра на развитие концентрации внимания, быстроты реакции «Подхвати мячик». 2. Упражнение «Настроение». 3. Упражнение на развитие образного мышления «Сложи фигуру». 4. Психогимнастическое упражнение: «Пузырь». 5. Упражнение, направленное на развитие зрительной памяти «Дорожка». | 2 | Картинки «лиц» с различными эмоциональными состояниями, комплект игры: «Сложи круг», набор геометрических фигур, мячик, музыкальное сопровождение | |
21. Развитие фантазии, памяти, внимания, логики, речи, моторики и зрительно-моторной координации | Развитие фантазии, памяти, внимания, логики, речи, моторики и зрительно-моторной координации, профилактика нарушения зрения; развитие эмоциональной сферы. | 1. Игра на развитие внимания: «10». 2. Отгадайте загадку. 3. Упражнение на развитие памяти и внимания. 4. Игра: «Тропинка». 5. Психогимнастическое упражнение: «Цветы». 6. Упражнение на профилактику нарушения зрения. | 2 | Матрёшка, мяч, набор карточек по развитию внимания, музыкальное сопровождение. | |
22. Формирование самооценки; развитие умения разбираться в чувствах и и настроениях других людей | Формирование самооценки; развитие умения разбираться в чувствах и и настроениях других людей, укрепление чувства уверенности; развитие воображения, логической памяти, логического мышления, внимания. | Игры на развитие внимания: 1. «10». 2. Игра: «Имя». 3. Рассказ. 4. Упражнение на развитие логической памяти: «Пиктограммы». 5. Психогимнастическое упражнение: «Капитан». 6. Упражнения на развитие мышления: | 2 | Мяч, музыкальное сопровождение, плакат с изображением геометрических фигур. | |
23.Развитие навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психоэмоциональное напряжение |
Развитие навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психоэмоциональное напряжение; развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления. | 1. Рассказ. 2. Игра на развитие логического мышления: «Кем был?» 3. Упражнение на развитие слуховой памяти: «Волшебные слова» 4. Игра на развитие внимания: «Мышки спрятались в норки» 5. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения, развитие чувства сопереживания: «Спаси птенца».
| 2 | Мяч, картинка с изображением Маленькой Бабы-Яги, лист с таблицей, расчерченной на квадраты, музыкальное сопровождение: звуки дождя, спокойная музыка. | |
24. Умения снимать психоэмоциональное напряжение. | Развитие внимания, воображения, логического мышления, моторики и зрительно-моторной координации, умения снимать психоэмоциональное напряжение.
| 1. Игра на развитие внимания: «Голова, пол, потолок». 2. Психогимнастическое упражнение: «Достанем яблоко». 3. Упражнение на развитие логического мышления и пространственной ориентации: «Кто старше?» 4. Упражнение на развитие моторики и зрительно-моторной координации: «Яблоко». 5. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения: «В мире животных». | 2 | Музыкальное сопровождение: из серии «Тропический остров». | |
25. Развитие умения осознавать своё эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций | Развитие умения осознавать своё эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций, развитие волевой сферы, саморегуляции; формирование правильного представления о себе, верной самооценки; развитие внимания. | 1. Упражнение, направленное на осознание своего эмоционального состояния и освобождения от негативных эмоций : «Два мешочка» 2. Игра на развитие волевой сферы: «Заколдованный принц». 3. Психолог рассказывает детям «Сказку о волшебных зеркалах». 4. Упражнение на формирование верной самооценки «Саморисование». 5. Игра, помогающая почувствовать себя более раскованно и свободно, увидеть себя со стороны, развивающая внимание «Зеркала». | 2 | Два мешочка, рисунки «три зеркала», музыкальное сопровождение. | |
26. Создание тёплой атмосферы в отношениях между детьми | Создание тёплой атмосферы в отношениях между детьми, развитие моторной координации, восприятия, зрительной памяти, концентрации внимания, понятийного мышления, пополнение словарного запаса, умения снимать психоэмоциональное напряжение.
| 1. Игра, направленная на создание тёплой атмосферы между детьми и развитие моторной координации: «Тропинка». 2. Упражнение на развитие зрительной памяти, восприятия : «Запомни рисунок». 3. Упражнение на развитие понятийного мышления, пополнение словарного запаса: «Закончи предложение». 4. Игра, направленная на снятие напряжения, установление тёплых отношений между детьми: «Апельсин». 5. Психолог предлагает детям нарисовать рисунок на тему: «Каким я представляю себя в школе».
| 2 | Листы с изображениями пересекающихся геометрических фигур, колокольчик, мяч, апельсин, цветные карандаши, музыкальное сопровождение. | |
27. Умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей | Развитие умения снимать напряжение, умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей; развитие внимания, зрительной памяти, моторики и зрительно моторной координации, формирование уверенности в правильности воспроизведения.
| 1. Игра на снятие напряжения, создание в группе тёплой атмосферы: «Поругаемся овощами». 2. Игра, направленная на развитие умения соотносить свои замыслы с замыслами других ребят: «Рисуем в три пары рук». 3. Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти: «Весёлые человечки». 4. Упражнение на развитие моторики и зрительно моторной координации: «Клоун». 5. Психогимнастическое упражнение: «Игрушки». 6. Игра на развитие уверенности в правильности воспроизведения: «Птица – зверь – рыба». | 2 | Лист с изображением Весёлых человечков, два листа ватмана, маркеры, мяч, музыкальное сопровождение | |
28. Развитие умения расслабляться, формирование чувства уверенности в себе |
Развитие умения расслабляться, снимать психоэмоциональное напряжение; развитие внимания, зрительной памяти, воображения, мелкой моторики; формирование чувства уверенности в себе.
| 1. Упражнение, направленное на расслабление, снятие напряжения: «Мудрец». 2. Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти: «Что изменилось?» 3. Упражнение, направленное на возможность испытать разные формы поведения и проверить, какие из них приводят к желаемому результату: «Подари цветок». 4. Упражнение на развитие воображения «Дорисуй». 5. Упражнение, заключающее занятия: «Благодарность без слов».
| 2 | 12-15 мелких предметов, цветок, коробочка с различными зёрнышками, музыкальное сопровождение. | |
Какой Я? | |||||
29. Развитие мышления и речи. | Развитие мышления, восприятия, операции классификации, общей осведомленности, быстроты реакции, внимания. Развитие способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов. Развитие мышления | 1. Игра «Помоги художнику». 2. Игра «Собери цветок». 3. Игра «На что похоже?» 4. Игра «Противоположности» 1. Игра составление предложений 2. Игра исключение лишнего 3. Игра поиск аналогов 4. Игра способы применения предмета 1. Игра «поиск общего». 2. Игра «поиск предметов по заданным признакам». 3. Игра «поиск соединительных звеньев». 4. Игра «формулирование определений | 2 | Простые рисунки, на которых не дорисован какой-либо элемент (ручка у чайника, ножка у стула и т. д.). Бумага и ручка для каждого ученика. | |
30. Развитие способности выражать и понимать эмоции других. | Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка Обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое. Коррекция эмоциональной сферы Формирование позитивного отношения к себе. | 1. Игра «тише!» 2. Игра «заколдованный ребенок». 3. Игра «собака принюхивается». 1. Игра «лисичка подслушивает». 2. Игра «иди ко мне». 3. Игра «до свидания!» 1. Игра «спящий котенок». 2. Игра «новая кукла» 3. Игра «лисенок боится». | 2 | Не требуется | |
31. Развитие самосознания | Оценка психоэмоционального состояния; Прояснение самооценки ребенка; формирование позитивного отношения к себе. Помощь детям в расширении представления о себе: укрепить уверенность в своих возможностях; учить осознавать и выражать свои мысли и желания; получить дополнительную информацию о потребностях и значимых переживаниях детей. Коррекция трудностей поведения и характера Повышение самооценки ребенка, его значимости в коллективе. Предоставление возможности детям почувствовать себя сильными и смелыми, развитие коммуникативных навыков, снятие мышечных зажимов в области рук, повышение уверенности ребенка. Помощь в расслаблении мышцы нижней части лица и кистей рук. Обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности. Отреагирование негативной ситуации в целом. Развитие саморегуляции, высвобождение накопившейся энергии. Отреагирование гнева. Выход агрессии, эмоционального напряжения. Релаксация, обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности. Обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.
| 1. Игра «угадайте, кто это». 2. Игра «знакомство». 3. Игра «робот». 1. Игра «угадай эмоцию». 2. Упражнение «незаконченные предложения». 3. Игра «что с тобой?» 1. Игра «разговор цветов». 2. Игра «Я могу». 1. Игра «похвалилки». 2. Игра «за что меня любит мама». 3. Игра «зайки и слоники». 4. Игра «давай поговорим». 5. Игра «покатай куклу». 6. Игра «добрый - злой, веселый – грустный». 7. Игра «драка». Упражнения на отреагирование гнева: 1. пластическое изображение гнева. 2. отреагирование гнева через движение «маленькое привидение». 3. «бокс». 4. «щит и меч». Упражнения на релаксацию и управление своим гневом: 1. снежная баба 2. апельсин (или лимон) 3. сдвинь камень 4. сдвинь камень 5. расслабление в позе морской звезды | 3 | ||
32. Развитие мышления и речи. | Развитие грамматического строя речи, развитие словарного запаса, развитие мышления. | Упражнения на развитие мышления и речи: 1. выражение мысли другими словами 2. перечень возможных причин 3. построение системы причин 4. перечень заглавий к рассказу 5. построение сообщения по алгоритму 6. путаница 7. найди ошибку | 2 | Бумага и ручка для каждого ученика. Карточки с алгоритмом. | |
33. Развитие воображения. | Развитие воображения, творческого мышления, памяти, коммуникативных навыков, ассоциативной функции воображения.
| Игры и упражнения на развитие воображения: 1. как это можно использовать. 2. измени конец сказки. 3. оживим картинку. 4. следы. 5. буквы. 6. новый календарь. 7. как люди. 8. волшебные кляксы. 9. загадывание предмета с помощью пары. других предметов. 10. отгадывание предмета по паре других предметов. 11. перехват закодированных сообщений. 12. передача закодированных слов по «испорченному телефону». 13. поиск ассоциаций. 14. передача ассоциаций по цепочке. 15. самостоятельное составление ассоциативных цепочек. | 3 | Все необходимое для рисования. Любые картины с простым сюжетом. Заготовленные на полосках бумаги фразы. | |
34. Развитие памяти. | Развитие тактильной памяти, моторно-слуховой памяти, наблюдательности, логической памяти,
| Упражнения и игры на развитие памяти: 1. коробки. 2. нарисуй фигуру. 3. узнай предмет. 4. повтори за мной. 5. запомни движение. 6. запомни свою позу. 7. запомни порядок! 8. кто что делал? 9. в магазине зеркал. 10. упражнение на развитие слуховой памяти. 11. тройная стимуляция памяти. 12. анализ структуры длинных предложений. | 2 | Небольшие коробки, игрушки, платок или покрывало; цветные карандаши, 5-6 геометрических фигур; 3-10 небольших предметов, повязка на глаза; 3 набора карточек с напечатанными на них словами или нарисованными картинками; бумага, ручка и карточка с несколькими предложениями | |
35. Развитие внимания. | Совершенствование внимания. Развитие умения быстро сосредоточиваться. Развитие активного внимания. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Тренировка распределения внимания.
| Игры и упражнения на развитие внимания: 1. что слышно. 2. будь внимателен! 3. слушай звуки! 4. слушай хлопок! 5. канон. 6.пишущая машинка. 7.четыре стихии. 8.карлики и великаны. 9.запрещенная буква. 10.скрытая подсказка. 11.спрятанное слово. 12корректурные задания. 13.найди слова. 14.заметь все. 15.каждой руке - свое дело. 16.счет с помехой. 17.чтение с помехой | 2 | Любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Желательно использовать тексты с крупным шрифтом. 7-10 различных небольших предметов. Книга, лист бумаги, ручка для каждого школьника: тексты, карандаши. | |
36. Коррекция трудностей учебной деятельности. | Формирование учебных умений, приемов самоконтроля. Развитие произвольности.
| Упражнения и игры для коррекции трудностей учебной деятельности: 1. формирование умения принять учебную задачу. 2. число-контролер. 3. пуговица. | 1 | Комплекты геометрических фигур, составленных по 3 признакам: цвету, форме и размеру | |
37. Развитие навыков общения. | Создание положительного эмоционального фона в группе, чтобы позволить детям чувствовать себя в коллективе свободней и раскованней. Упражнения и игры для развития навыков общения. | 1. путаница. 2. послушный мячик. 3. узнай, кто это? 4. найди меня. 5. рыбалка. 6. поем вместе.
| 1 | Мяч (диаметром 8 см) | |
ИТОГО | 72 ч |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Востряковская средняя общеобразовательная школа №2
Проект участника
Педагогического марафона – 2018
«Учительство Подмосковья – воспитание будущего поколения»
Программа воспитания
по профилактике асоциальных процессов
Автор проекта: Ефимова Наталья Юрьевна,
учитель начальных классов
г. Домодедово
2017 год
Пояснительная записка
Динамизм современной жизни, глубокие и резкие изменения социальных стереотипов предъявляют повышенные требования не только к взрослым, но и к детям. Все это обостряет действие таких психотравмирующих социальных факторов, как: неадекватные воспитательные воздействия в семье, искажение ценностных ориентаций, явная и скрытая безнадзорность, появление асоциальных явлений в поведении детей, проявление детской интернет зависимости, зависимости от виртуальных игр. За этим стоит ряд причин, среди которых: тяжелое экономическое положение семьи в сочетании с асоциальным поведением родителей; конфликты в школе и дома; трудности в социальной адаптации; проблемы со здоровьем; отставание в развитии и т.д.
Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений.
Чтобы не запустить необратимые процессы, чтобы не упустить подростка, чтобы он смог противостоять асоциальной среде и сделать правильный выбор, налаживать взаимодействие с ребенком необходимо с первых дней его школьной жизни, и работа по профилактике асоциального поведения должна начинаться в начальной школе.
Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус — он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.
Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.
Во-вторых, существенные изменения происходят в психической сфере ребенка.
Если для начальных стадий рассматриваемого возрастного периода характерно доминирование наглядно-действенного мышления, то в дальнейшем у ребенка происходит формирование абстрактно-логического мышления. Под влиянием выполняемой ребёнком деятельности изменяется характер функционирования его памяти, развивается речь, меняется восприятие окружающей действительности.
За годы дошкольного детства ребёнок не только приобрел некоторый эмоциональный опыт, но у него сформировались определенные особенности эмоционального поведения, эмоционального отклика на воздействия сверстников и взрослых. Со временем он постепенно начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно, когда он находится среди сверстников, боясь их осуждения. Его умение владеть своими чувствами растёт год от года.
В младшем школьном возрасте у ребёнка происходит развитие также собственной эмоциональной выразительности, что сказывается в большом богатстве интонаций, оттенков мимики, жестов. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное, красочное (Якобсон П. М., 1976).
Новая социальная ситуация, в которую попадает ребёнок с приходом в школу, вводит его в строго нормированный мир отношений и требует организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности.
В школе происходит стандартизация условий жизни ребёнка, в результате выявляется множество отклонений в его поведении: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность ребёнка, вызывают у него угнетенные состояния и т. д. (Мухина В. С, 1997).
Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Ужесточение требований к ребёнку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребёнка чувство одиночества, отчужденности — ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам её организовывать.
В системе межличностных отношений ребенка с другими людьми — со взрослыми и сверстниками — у него возникает и развивается сложная гамма чувств, которые характеризуют его как уже социализированного человека.
Это прежде всего самолюбие, выражающее стремление ребёнка не только к самоутверждению, но и к соперничеству с другими людьми.
Чувство ответственности, которое представляет собой способность ребёнка понимать ситуацию и соответствовать существующим в социальном пространстве нормативам. Наиболее интенсивно это чувство развивается у ребёнка в условиях учебной деятельности.
Кроме того, позитивными качествами социального развития ребёнка является его расположение к другим людям (взрослым и детям), которое при непосредственном общении выражается во внутреннем чувстве доверия к ним и проявляется в развивающейся у ребёнка способности к сопереживанию. Сопереживание «успешного» ребёнка «неуспешному» создаёт особую атмосферу солидарности между детьми: все участники этой ситуации становятся внимательнее друг к другу, доброжелательнее.
Одной из наиболее распространенных и серьёзных педагогических проблем в психологии является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся младших классов. Что может стать одной из причин асоциального поведения в этом возрасте.
В 3-4-м классе ситуация меняется. Начинает складываться детский коллектив со своими требованиями, нормами, ожиданиями, и чем глубже «включён» ученик в коллектив, тем больше его эмоциональное благополучие зависит от одобрения сверстников. И именно потребность в их одобрении, по мнению М. С. Неймарк, становится той силой, которая побуждает детей усвоить и принять ценности коллектива (Неймарк М. С, 1975). С этого периода группа, коллектив сверстников занимает существенное место в жизни ребёнка и соответствие их стандартам, правилам и нормам приобретает порой для ребенка форму почти «религиозного преклонения». Дети объединяются в различные сообщества (зачастую вне класса), организационная структура которых принимает иногда даже жестко регламентированный характер, выражающийся в принятии определенных законов, ритуалов вступления и членства.
Однако, ребёнка периода среднего детства характеризует большая возбудимость, неразвитость способности к произвольному управлению своими желаниями, потребностями, что также может являться причиной асоциального поведения.
Корме того, у детей в начале этапа среднего детства можно констатировать наличие не только ожидания и устремленности на предстоящие личностные преобразования (например, стать школьником), но и осознание себя (каким школьником я буду). Это позволяет включить в образ собственного Я ребёнка различные качества личности, необходимые для успешной адаптации ребёнка в классном коллективе.
Причинами, порождающими различные формы асоциального поведения, могут быть:
- социально-педагогическая запущенность, когда ребенок ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений и навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
- глубокий психический дискомфорт ребенка, вызванный неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом, возрастным кризисом или, например, изменением социального статуса (стал школьником), эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность;
- отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности, позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;
- интернет зависимость, зависимость от виртуальных игр детей и их родителей.
МАОУ Востряковская СОШ №2 находится на территории микрорайона Востряково, вблизи аэропорта Домодедово. Учениками школы являются дети, живущие в Востряково и близлежайших населенных пунктах: г. Домодедово, Востряково-2, д. Пушкино, д. Буняково, ул. Заборье и многочисленных СНТ.
Помимо этого учащимися нашей школы являются иностранные граждане, для которых русский язык не является родным (для 30% школьников). Что ведёт к ухудшению социальной и демографической ситуации: наблюдается рост многодетных и малообеспеченных семей и семей «группы риска».
Также в «группу риска» могут попасть дети из благополучных семей, родители которых заняты карьерным ростом и обеспечением своей семьи достойного уровня жизни.
Всего в школе 364 обучающихся, из них 173 – в начальной школе.
Сведения по начальной школе:
Социальные категории | Количество семей | Количество детей |
Опекунские семьи | 2 | 2 |
Многодетные семьи | 38 | 46 |
Малообеспеченные семьи | 36 | 36 |
Семьи, прибывшие из бывших союзных республик | 50 | 55 |
Семьи, в которых родители злоупотребляют спиртным | 4 | 4 |
Семьи, в которых родители с ОВЗ | 3 | 3 |
Семьи, в которых дети с ОВЗ | 2 | 2 |
Семьи, в которых дети под опекой | 2 | 2 |
Цель данного проекта Программы: конструирование педагогической системы профилактических мер и соответствующих мероприятий, обеспечивающих успешную адаптацию детей, создание условий достижения индивидуально-личностной зрелости необходимой для преодоления детьми негативного воздействия социума, выработки социального иммунитета и стрессоустойчивости.
Задачи Программы:
- выявление потребностей и проблем учащихся, уровня их социальной защищенности и адаптированности к социальной среде, отклонений в поведении;
- пробуждение интереса учащихся к развитию навыков принятия самостоятельных и взвешенных решений для обеспечения самозащиты и снятия стресса;
- формирование нравственных качеств и духовной культуры воспитанников, воспитание в сознании детей понятия о добре, толерантности, справедливости, милосердии, взаимопонимании;
- создание условий для успешной самореализации детей, развитие у них чувства собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе, повышения самооценки.
Направления работы
- Выявление и учёт детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Диагностика учащихся, процесса и условий их развития. Изучение социальных проблем воспитанников, условий их возникновений и разрешения. Для этого используются следующие методы:
- Анкетирование, тестирование учащихся;
- Составление картотеки детей «группы риска»;
- Педагогическое наблюдение за учащимся;
- Изучение положение детей в семье;
- Определение круга общения ребёнка.
- Организация взаимодействия школы с различными социальными структурами (КДН и ЗП, ПДН, поликлиниками, родителями учащихся, органами опеки и попечительства; органами социальной защиты).
- Работа с семьёй.
(тематика собраний, тренинги, родительский лекторий, вовлечение или привлечение родителей в жизнь класса в совместные мероприятия.)
- Работа с детьми (профилактика асоциального поведения, вовлечение детей в досуговую деятельность, во внеклассную и внешкольную деятельность, вовлечение в детские общественные организации с индивидуальными заданиями).
Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы: 7-11 лет
Сроки реализации Программы: 4 года
Формы работы
1. Словесные и подвижные игры.
2. Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
3. Рисование (тематическое и свободное).
4. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами.
5. Проблемные ситуации.
6. Сказкотерапия.
Этапы реализации Программы
Приоритетом в воспитании должны стать; жизнь, здоровье школьника и его свободное развитие. В программе по профилактике и предупреждению асоциальных явлений среди несовершеннолетних четко прослеживаются следующие этапы деятельности педагогического коллектива:
1 этап. Диагностико-аналитический
Изучение личностных особенностей учащихся, социально-бытовых условий жизни детей и семьи, формирование ученического коллектива.
- Сбор общих данных о ребёнке
- Наблюдение за детьми «группы риска»
- Медицинское обследование состояния здоровья школьника
- Уровень тревожности
- Качество знаний, умений и навыков
- Изучение воспитанности школьников и коммуникативных склонностей
2 этап. Планирование учебно-воспитательного процесса по аналитическим данным
Создание индивидуальной траектории развития ученика, имеющего проблемы в воспитании. Подбор эффективных педагогических средств, форм, способов организации обучения и воспитания, формирование доверительных отношений, рациональное построение совместной деятельности (учебной, трудовой, досуговой и т.д.), оказание помощи в реализации социальных потребностей: самоутверждение, общение, ориентация на здоровый образ жизни.
3 этап. Организация коррекционно-воспитательной работы с учащимися и их родителями или лицами их заменяющими
Целью этого этапа является формирование положительных черт и качеств личности школьника. Идет формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, развитие способности адаптироваться в окружающем мире.
Мероприятия, необходимые для работы с детьми «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении:
- Создание банка данных о детях с асоциальным поведением.
- Вовлечение обучающихся в объединения дополнительного образования и спортивные секции.
- Привлечение младших школьников к работе в органах детских общественных организациях.
- Содействие в оказании психологической, юридической, материальной помощи.
- Проведение дней «Здоровья»: профилактических бесед, медосмотров, профилактических прививок, организация активного отдыха.
- Проведение профилактических бесед, классных часов, тематических вечеров, инсценирование сказок и др.
- Контроль за состоянием успеваемости и посещаемости младших школьников.
- Совместные заседания совета по профилактике.
- Профилактика дорожно-транспортного травматизма.
- Профилактика курения, наркомании и алкоголизма.
- Профилактика правонарушений и преступлений.
- Родительский лекторий.
- Совместные рейды в социально-опасные семьи.
- Выпуск информационного бюллетеня.
- Зачисление детей «группы риска» в летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием на базе школы.
- Сотрудничество с органами опеки, попечительства, КДН и ОДН, ГИБДД.
4 этап. Анализ проделанной работы
Включает в себя анализ уровня сформированности потребностей к самовоспитанию, саморегуляции и самоконтролю в поведении и во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Ребёнок должен принять решительные меры к разрыву нежелательных связей, стать помощником классного руководителя, наставником для других «трудных» ребят.
Главным принципом Программы «Мы вместе» является принцип «Не навреди!»
А также:
- Принцип гуманности, ориентирующий классных руководителей на позитив в поведении и характере ребёнка, на признание его как состоявшуюся личность, субъекта жизни и жизненных обстоятельств.
- Принцип социального закаливания детей.
- Принцип социальной адекватности воспитания и индивидуализации.
- Принцип взаимодействия семьи и школы.
Направленность программы: социально-педагогическая, так как обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, разрешать межличностные конфликты и т.д. Таким образом, происходит социализация школьника в общество, формируются адекватные составляющие «Я-концепции».
Условия реализации:
- взаимодействие всех субъектов социально-педагогической деятельности: классного руководителя, психолога, социального педагога, педагога-организатора, инспектора ОДН, медицинских работников и различных социальных служб;
- установление психологического контакта с воспитанниками и их семьями, выстраивание отношений в духе сотрудничества, сотворчества и взаимопомощи;
- определение путей социально-психологического сопровождения ребёнка и разработка программ сопровождения ребёнка, попавшего в «группу риска»;
- организация и проведение различных мероприятий для детей;
- опора на международное законодательство и законодательство РФ в области защиты прав детей (Конвенция о правах ребёнка).
Предполагаемые результаты:
- Повышение нравственного и культурного уровня детей.
- Сформированная положительная мотивация к обучению и общению, участию в социально-значимой деятельности.
- Снижение роста числа детей с асоциальным поведением.
- Формирование установки на здоровый образ жизни.
- Повышение правовой грамотности обучающихся и их родителей, знание учащимися своих прав и обязанностей.
- Формирование умений у педагогов и детей разрешать конфликтные ситуации.
В процессе реализации Программы «Мы вместе» младшие школьники научатся решать следующие задачи:
- осознание собственных потребностей;
- обучение приёмам регулирования своего эмоционального состояния и снятие негативных эмоций;
- формирование адекватной самооценки;
- обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;
- формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.
Содержание Программы
Тематика консультаций для родителей
Программа предусматривает проведение консультаций как в плановом, так и экстренном порядке в связи со сложившимся в семье обстоятельствами, требующими принятие быстрого, но взвешенного решения. В этой связи содержание плановых консультаций доводиться до сведения родителей в начале учебного года и предлагается график их проведения. Плановые консультации предполагают групповой характер проведения, экстренные — индивидуальный. Днём консультаций выбирается суббота как самый удобный день посещения школы занятыми работой родителей. К проведению плановых консультаций принимаются учителя, психологи социально-медико-педагогической комиссии, специалисты по делам молодежи, с просьбой к которым обращается заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начале учебного года и предлагая тематику планируемых консультаций на выбор специалистам.
Тематика консультаций соответствует трудным жизненным ситуациям возрастных групп. Она следующая.
Если Ваш ребенок:
- Испытывает «Трудности в учении»,
- «Малообщительный»,
- «Неразборчив в выборе друзей»,
- «Не может наладить контакты с отчимом (мачехой)»,
- «Потерял любимого человека или четвероного друга», «Отбился от рук»,
- «Утратил ценностно-смысловую цель в жизни»,
- «Недостаточно организован»,
- «Поставлен на учет в КДН»,
- «Пережил сильный стресс»,
- «Подвергается унижениям сверстников»,
- «Готовится к экзаменам»,
- «Не может найти занятие по интересам»,
- «Чрезмерно импульсивный»,
- «Слабый здоровьем»,
- «Переживает семейный разлад»,
- «Если не понимает Вас, а Вы его»,
- «Чужой среди своих» и др.
Учебно-тематический план
1 класс
- «Я и Друг»
- «Я и Здоровье»
- «Я и Природа»
- «Я и Слово»
- «Я и Отечество»
2 класс
- «Если я не такой, как все»
- «Может ли другой стать другом»
- «Жить в мире с тобой и с другими»
- «Если родители в ссоре»
- «Если случилось несчастье в семье»
3 класс
1. «Если друг отвернулся вдруг...»
2. «Учимся говорить «да и нет»
З. «Если родителей пригласили в школу...»
4. «Если твоя правда несет зло, а ложь — благо...»
5. «Если я провинился...»
6. «Если в семье появился новый человек...»
7. «Модные привычки: курение и алкоголь: «за и против»
4 класс
- «Каждый привлекателен по-своему»
- «Кто Я?»
- «Какой Я?»
Учебно-тематический план
(72 часа, 2 занятия в неделю)
4 класс
№ п/п | Темы | Кол-во часов |
Каждый привлекателен по-своему (18 часов) | ||
1. | Каждый привлекателен по-своему. | 2 |
2. | Я + Ты = Мы. | 2 |
3. | Волшебные средства понимания. | 2 |
4. | Настроение. | 2 |
5. | Волшебная линия. | 2 |
6. | Я – хороший, я – плохой. | 2 |
7. | Любимая сказка. Любимый сказочный герой. | 2 |
8. | Вместе веселее. | 2 |
9. | Хорошо и плохо. | 2 |
Кто Я? (36 часов) | ||
10. | Создание условий для более близкого знакомства ребенка с другими детьми. | 1 |
11. | Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей. | 2 |
12. | Стимулирование общения, развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения, мелкой моторики, усидчивости. | 3 |
13. | Развитие логического мышления, зрительно-моторной координации, зрительной памяти. | |
14. | Развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, развитие мышления, памяти, внимания. | 2 |
15. | Формирование правильного представления о себе; развитие логического мышления, зрительной памяти. | 2 |
16. | Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения владеть собственным телом. | 2 |
17. | Развитие коммуникативных навыков, тактильных ощущений; повышение самооценки; развитие эмоциональной сферы. | 2 |
18. | Эмоционально-экспрессивное развитие, овладение элементами саморегуляции, развитие ассоциативного мышления, внимания. | 2 |
19. | Развитие эмпатических способностей, развитие воображения, словесно-логического мышления. | 2 |
20. | Развитие умения различать и понимать эмоциональные состояния. | 2 |
21. | Развитие фантазии, памяти, внимания, логики, речи, моторики и зрительно-моторной координации. | 2 |
22. | Формирование самооценки; развитие умения разбираться в чувствах и настроениях других людей. | 2 |
23. | Развитие навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психоэмоциональное напряжение. | 2 |
24. | Способы снижения психоэмоционального напряжения. | 2 |
25. | Развитие умения осознавать своё эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций. | 2 |
26. | Приемы создания тёплой атмосферы в отношениях между детьми. | 2 |
27. | Соотношение своих замыслов с замыслами других детей. | 2 |
28. | Развитие умения расслабляться, формирование чувства уверенности в себе | 2 |
Какой Я? (18 часов) | ||
29. | Развитие мышления и речи. | 2 |
30. | Развитие способности выражать и понимать эмоции других. | 2 |
31. | Развитие самосознания | 2 |
32. | Развитие мышления и речи. | 2 |
33. | Развитие воображения. | 2 |
34. | Развитие памяти. | 2 |
35. | Развитие внимания. | 2 |
36. | Коррекция трудностей учебной деятельности. | 2 |
37. | Развитие навыков общения. | 2 |
ИТОГО | 72 |
Содержание программы
I. Каждый привлекателен по-своему (18 часов)
Занятие 1. Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей. Развитие репертуара телесных ощущений, обучение использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу.
Занятие 2. Развитие чувства принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия.
Занятие 3. Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей.
Занятие 4. Описание своего настроения, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей.
Занятие 5. Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций.
Занятие 6. Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.
Занятие 7. Развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреагирование собственных чувств.
Занятие 8. Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других.
Занятие 9. Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии.
II. Кто Я? (36 часов)
Занятие 10. Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие образного мышления, воображения, осязательной памяти.
Занятие 11. Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей, развитие языка жестов, мимики; развитие внимания, логического мышления, воображения, слуховой памяти, умения моделировать; развитие усидчивости, самоконтроля.
Занятие 12. Стимулирование общения, развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения, мелкой моторики, усидчивости.
Занятие 13. Развитие логического мышления, зрительно-моторной координации, зрительной памяти, концентрации внимания, усидчивости, коммуникативных качеств, эмоциональной сферы (эмоция радости).
Занятие 14 Развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, развитие мышления, памяти, внимания, моторики и зрительно-моторной координации, умения владеть своим телом.
Занятие 15. Формирование правильного представления о себе; развитие логического мышления, зрительной памяти, моторики и зрительно-моторной координации, умения ориентироваться в пространстве, концентрировать своё внимание, расслабляться.
Занятие 16. Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения владеть собственным телом, развитие моторики и зрительно-моторной координации; формирование позитивной самооценки.
Занятие 17. Развитие коммуникативных навыков, тактильных ощущений; повышение самооценки, развитие эмоциональной сферы; мелкой моторики, концентрации внимания.
Занятие 18. Эмоционально-экспрессивное развитие, овладение элементами саморегуляции, развитие ассоциативного мышления, внимания, моторики и зрительно-моторной координации, воображения; формирование коммуникативных качеств.
Занятие 19. Развитие эмпатических способностей; развитие воображения, словесно-логического мышления, внимания, временной ориентации, образного мышления.
Занятие 20. Развитие умения различать и понимать эмоциональные состояния; развитие логического, образного мышления, воображения, внимания, зрительной памяти.
Занятие 21. Развитие фантазии, памяти, внимания, логики, речи, моторики и зрительно-моторной координации, профилактика нарушения зрения; развитие эмоциональной сферы.
Занятие 22. Формирование самооценки; развитие умения разбираться в чувствах и и настроениях других людей, укрепление чувства уверенности; развитие воображения, логической памяти, логического мышления, внимания.
Занятие 23. Развитие навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психоэмоциональное напряжение; развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления.
Занятие 24. Развитие внимания, воображения, логического мышления, моторики и зрительно-моторной координации, умения снимать психоэмоциональное напряжение.
Занятие 25. Развитие умения осознавать своё эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций, развитие волевой сферы, саморегуляции; формирование правильного представления о себе, верной самооценки; развитие внимания.
Занятие 26. Создание тёплой атмосферы в отношениях между детьми, развитие моторной координации, восприятия, зрительной памяти, концентрации внимания, понятийного мышления, пополнение словарного запаса, умения снимать психоэмоциональное напряжение.
Занятие 27. Развитие умения снимать напряжение, умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей; развитие внимания, зрительной памяти, моторики и зрительно моторной координации, формирование уверенности в правильности воспроизведения.
Занятие 28. Развитие умения расслабляться, снимать психоэмоциональное напряжение; развитие внимания, зрительной памяти, воображения, мелкой моторики; формирование чувства уверенности в себе.
Занятие 29. Развитие мышления, восприятия, операции классификации, общей осведомленности, быстроты реакции, внимания. (Развитие способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.)
Занятие 30. Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста. Обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое. Коррекция эмоциональной сферы. Формирование позитивного отношения к себе.
III. Какой Я? (18 часов)
Занятие 31. Оценка психоэмоционального состояния; Определение уровня самооценки ребенка; формирование позитивного отношения к себе. Расширение представления о себе: укрепление уверенности в своих возможностях; обучение осознанию и выражению своих мыслей и желаний; Коррекция трудностей поведения и характера. Повышение самооценки ребенка, его значимости в коллективе. Развитие коммуникативных навыков, снятие мышечных зажимов в области рук, повышение уверенности ребенка. Помощь в расслаблении мышцы нижней части лица и кистей рук. Обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности. Отреагирование негативной ситуации в целом.
Развитие саморегуляции, высвобождение накопившейся энергии. Отреагирование гнева. Выход агрессии, эмоционального напряжения. Релаксация, обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.
Обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.
Занятие 32. Развитие грамматического строя речи, развитие словарного запаса, развитие мышления. (составление сказок, рассказов по картине)
Занятие 33. Развитие воображения, творческого мышления, памяти, коммуникативных навыков, ассоциативной функции воображения.
Занятие 34. Развитие тактильной памяти, моторно-слуховой памяти, наблюдательности, логической памяти.
Занятие 35. Совершенствование внимания. Развитие умения быстро сосредоточиваться. Развитие активного внимания. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов, тренировка распределения внимания.
Занятие 36. Формирование учебных умений, приемов самоконтроля. Развитие произвольности.
Занятие 37. Создание положительного эмоционального фона. Упражнения и игры для развития навыков общения.
Тематический план занятий
(см. Приложение)
Список литературы:
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Интернет-ресурсы.
- Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. Пособие для шк. Психологов. – Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2002.
- Матюхина М. В., Михальчик Т. С, Ларина К. П. Психология младшего школьника. М., 1976.
- Морянова Н. П. Влияние учебно-познавательной мотивации на уровень тревожности у младших школьников в процессе их учебной деятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. Тверь, 1999.
- Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2010.
- Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 2007.
- Психодиагностика детей / Сост. А.С. Галанов.- М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Психология человека от рождения до смерти. – Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. Под ред. А.А. Реана.
- Справочник школьного психолога. С.Н.Костромина.- М.:Астрель, 2012.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детство – подготовка ко взрослой жизни Детство , как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать… Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом .
Причины асоциального поведения: социально-педагогическая запущенность; глубокий психический дискомфорт ребенка, эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность ; отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; интернет зависимость, зависимость от виртуальных игр детей и их родителей .
С татистика
Цель Программы: конструирование педагогической системы профилактических мер и соответствующих мероприятий, обеспечивающих успешную адаптацию детей, создание условий достижения индивидуально-личностной зрелости необходимой для преодоления детьми негативного воздействия социума, выработки социального иммунитета и стрессоустойчивости.
Задачи Программы: выявление потребностей и проблем учащихся, уровня их социальной защищенности и адаптированности к социальной среде, отклонений в поведении ; пробуждение интереса учащихся к развитию навыков принятия самостоятельных и взвешенных решений для обеспечения самозащиты и снятия стресса ; формирование нравственных качеств и духовной культуры воспитанников, воспитание в сознании детей понятия о добре, толерантности, справедливости, милосердии, взаимопонимании ; создание условий для успешной самореализации детей, развитие у них чувства собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе, повышения самооценки.
Направления работы
Формы работы
Этапы Программы
Принципы работы
Условия программы
Взаимодействие
Предполагаемые результаты
В процессе реализации Программы младшие школьники научатся решать следующие задачи :
Если вместе мы, то всегда легко! А когда наоборот – трудно.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная программа воспитания обучающихся "Развитие творческой самореализации будущих педагогов в учебно воспитательном процессе техникума"
Данная программа позволит классным руководителям проводить работу с группой с целью создания условий развития и самореализации творческий личности, для личностно- професионального становления ст...
Критерии оценки результативности профилактической работы с несовершеннолетними (профилактика асоциального поведения несовершеннолетних). Пакет контрольно-измерительных материалов
Методическая разработка. Критерии оценки результативности профилактической работы с несовершеннолетними (профилактика асоциального поведения несовершеннолетних).Пакет контрольно-измерительных мат...
ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ - ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ - ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ....
Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде
Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде...
Профилактика асоциального поведения подростка в деятельности учителя
Для того чтобы начать работу с ребенком, склонным к асоциальному поведению, необходимо выяснить причину отставания по предмету, определить действительный уровень знаний, после чего «возвратить е...
Выступление на педагогических чтениях по теме «Роль педагога в профилактике асоциального поведения среди студентов»
В современном обществе видны позитивные перемены, но при этом сохраняются социальные проблемы, влияющие на становление личности подрастающего поколения. Все больше подростков становятся приверженцами ...