Созвездие сказочных героев
классный час на тему
Литературно-игровая программа по произведениям Андерсена для 2-5 классов. Можно использовать библиотекарям и педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozvezdie_skazochnyh_geroev_stsenariy.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Созвездие сказочных героев
Литературно-игровая программа
Оформление:
книжная выставка «Волшебные сказки Андерсена»
слайды (см. Приложение)
Действующие лица: ведущий, дети
(Слайды № 1, 2)
(Слайд № 3)
Героев сказок Ганса Христиана
Узнали мы, дружок, довольно рано,
Когда читать-то толком не умели
И на коленях маминых сидели.
Идут по жизни с нами постоянно
Дюймовочка, солдатик оловянный,
Русалочка, Элиза, Герда с Каем –
Все эти сказки наизусть мы знаем.
В них словно отразилась жизнь сама:
Печаль и радость рядом, свет и тьма,
Но, если скучно станет, мы готовы
Взять книжку да перечитать их снова.
(Слайд № 4)
Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в удивительную и добрую страну сказок и историй, созданную для нас великим волшебником Гансом Христианом Андерсеном.
(Слайд № 5)
Г. Х. Андерсен родился 2 апреля 1805 года в маленькой стране Дании, в крошечном городке Оденсе. (Слайд № 5 – выделяется город) Гадалка предсказала, что ему суждено прославить свою родину. Так все и вышло, но сначала предсказание это посчитали шуткой. Родственники будущего сказочника даже не представляли, какая судьба ждет их сына.
(Слайд № 6)
Мать Ганса Христиана выросла в нищете. Родители выгнали ее из дома просить милостыню. Девушка не могла решиться на это, и целые дни просиживала в слезах под мостом у реки. Там и увидел ее бедный молодой башмачник. (Слайд № 7) Они полюбили друг друга и поженились. Молодая семья поселилась в маленькой каморке и жила трудно, как все бедные люди на Земле. (Слайд № 8) Но рождение ребенка стало для них огромной радостью. Детство Ганса Христиана прошло среди простых вещей. И, благодаря стараниям заботливых родителей, маленький Ганс, казалось, совсем не замечал бедности. Отец, в свободное от работы время, читал сыну книжки, мастерил игрушки, рисовал картинки. Мать же следила за тем, чтобы он всегда был сыт, причесан и опрятно одет. Была у Ганса Христиана и любящая бабушка. Она каждый день забегала к Андерсенам, чтобы поглядеть на внука и чем-нибудь его побаловать.
(Слайд № 9)
В жизни маленького Ганса Христиана были свои радости, был свой особый мир простых и необыкновенных вещей. (Слайды № 10, 11, 12) Родной город казался ему таинственным и прекрасным, а почти каждый дом был связан с какой-нибудь легендой.
Одаренный богатой фантазией, мальчик мог часами играть один. Ему не нужны были шумные детские компании. Любая палочка, веточка или камешек оживали в его воображении и нашептывали свои удивительные истории.
(Слайд № 13)
Однажды отец сводил сына на представление в театр. И вскоре для Ганса Христиана театр сделался самым излюбленным местом. Но часто посещать спектакли он не мог, поэтому он познакомился с расклейщиком афиш, и тот ежедневно дарил ему по афише. Так у Ганса Христиана появилась новая забава: сидя в своей каморке, он прочитывал название спектакля и к нему сочинял пьесу, мастерил кукол и шил для них наряды, разыгрывал спектакли. (Слайд № 14) Это были первые попытки его творчества.
В 12 лет мальчику пришлось пойти работать на суконную фабрику. Учиться он мог только по вечерам в бесплатной школе для бедных. Занятия в ней были для него праздником. Больше всего Ганс Христиан любил читать книги и слушать сказки и все свободное время он читал и слушал. (Слайд № 15) Вскоре он и сам решил стать писателем, сочинять сказки. Ему было нелегко осуществить свою мечту, но будущий писатель был таким же стойким и упорным, как его герой – оловянный солдатик. Первая книга вышла, когда Гансу Христиану было 22 года.
(Слайд № 16)
Г.Х. Андерсену нравилось путешествовать. Он побывал во многих странах: Англии, Франции, Италии, Швейцарии и др. Как-то во время одного путешествия писатель забыл трость в номере маленькой шотландской гостиницы. Ее хозяин привязал к тросточке записку: «Датскому писателю Гансу Христиану Андерсену» – и отнес трость на почту. Почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила ее адресату, потому что уже к тому времени весь мир знал этого необыкновенного человека.
(Слайд №17)
Одна из любимых героинь писателя – Русалочка – стала символом Копенгагена, столицы Дании. (Слайд № 18)
Много лет она одиноко сидит на берегу моря, встречая прибывающие корабли, и грустно смотрит вдаль. (Слайд № 19) И Ганс Христиан Андерсен тоже был одиноким человеком: своей семьи у него не было, и друзей тоже было немного.
(Слайд № 20)
Зато читателей – и совсем маленьких, и взрослых – не пересчитать! Для всех людей мира Г.Х. Андерсен всегда останется добрым и мудрым советчиком, который учит доброте и милосердию. Сказочник прожил 70 лет и написал более ста семидесяти сказок и историй.
Ребята, предлагаю вам принять участие в небольшой разминке и вспомнить произведения великого сказочника. (Ответы детей сопровождаются слайдами-подсказками) (Слайды № 21, 22, 23)
КОНКУРС «СКЛАД СКАЗОЧНЫХ ВЕЩЕЙ»
(Слайд № 24)
1. Чем питалась Дюймовочка, когда жила в норе полевой мыши? (Зерном.) (Слайд № 25 – второй щелчок – зерно)
2. Кто из героев сказок Г.Х. Андерсена считал, что во всех несчастьях повинна его внешность? (Гадкий утенок.) (Слайд № 26)
3. Без кого Герда не смогла бы добраться до Кая в сказке «Снежная королева»? (Олень.) (Слайд № 27)
4. За кого хотела выдать замуж Дюймовочку его противная мамаша? (Жаба.) (Слайд № 28)
5. Что было любимой игрушкой маленькой разбойницы из сказки «Снежная королева»?) (Нож.) (Слайд № 29)
6. Что помешало выспаться героине сказки «Принцесса на горошине»? (Горошина.) (Слайды № 30, 31)
7. Какое существо, по мнению майского жука из сказки «Дюймовочка», могло занять первое место в конкурсе красоты? (Гусеница.) (Слайд № 32)
8. Кто из сказки «Штопальная игла» считал себя самым стройным и важным на свете? (Игла.) (Слайд № 33)
9. Кто помог Дюймовочке совершить побег с собственной свадьбы? (Ласточка.) (Слайд № 34)
10. С помощью чего Герде из сказки «Снежная королева» удалось избавиться от чар старушки, умеющей колдовать? (Розы.) (Слайд № 35)
КОНКУРС «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ»
(Слайд № 36)
А теперь предлагаю вам перевоплотиться в героев сказок Г.Х. Андерсена, пожить немного их жизнью, повторить их поступки, совершить путешествие. (В конкурсе участвуют 3 девочки и 1 мальчик, а чтобы узнать, в кого они будут превращаться, им необходимо отгадать загадки.)
Назовите сказку и героя:
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала!
(Дюймовочка.) (Слайд 37)
Ведущий: Познакомьтесь, друзья, перед нами Дюймовочка! Дюймовочка, представь, что ты сейчас находишься в норе у полевой мыши. Кого ты обнаружила однажды в темном подземелье?
Дюймовочка: Бесчувственную ласточку. (Слайд № 38)
Ведущий: Как ты с ней поступишь?
Дюймовочка: Постараюсь ее спасти!
Ведущий: Хорошо, а расскажи нам, как и с помощью чего ты помогла ласточке.
Дюймовочка: Я построю шалашик над бесчувственной ласточкой, подложу под нее сухие листья, солому и пух, буду поить и кормить ее зернами. (Слайд № 39)
Ведущий: Ну вот, я думаю, что после такого заботливого ухода наша ласточка вновь запоет. Дюймовочка, а как тебя отблагодарит ласточка?
Дюймовочка: Она поможет мне сбежать от крота, заберет с собой в жаркие страны.
Ведущий: Что ждет тебя там?
Дюймовочка: Я выйду замуж за прекрасного принца эльфа. (Слайд № 40)
Ведущий: Мы прощаемся с тобой, милая Дюймовочка.
Ребята, а как звали героиню сказки, у которой было 11 братьев? (Элиза.)
Ведущий: Скажи, из какой сказки ты к нам пришла?
Элиза: Из сказки «Дикие лебеди». (Слайд № 41)
Ведущий: Что случилось с твоими старшими братьями? (Слайд № 42)
Элиза: Их превратила в лебедей злая ведьма – наша мачеха. (Слайд № 43)
Ведущий: Представь себе, что твои братья завтра утром должны лететь в чудесную страну, которая находится за морем. Ты хочешь полететь с ними?
Элиза: Конечно.
Ведущий: Хорошо, но у тебя нет крыльев! Расскажи нам, каким способом ты перенесешься с братьями за море? Что ты сделаешь?
Элиза: Я сплету сетку, в которой братья перенесут меня через море, держа ее в клювах. (Слайд № 44)
Ведущий: А твои братья когда-нибудь избавятся от колдовства? Как ты сумеешь им помочь?
Элиза: Я должна связать им рубашки из крапивы, которая растет на кладбище.
Ведущий: А какое условие ты должна выполнять во время этой работы? (Слайд № 45)
Элиза: Я не должна говорить, а также плакать и смеяться. Даже один любой звук может погубить братьев.
Ведущий: Ребята, давайте попрощаемся с Элизой и пожелаем ей мужества и терпения.
Сказка «Огниво»
(Слайд № 46)
Ведущий: Честь и слава тебе, храбрый солдат! Вот идешь ты домой с войны, но тут тебя останавливает старая страшная ведьма. Что ей понадобилось от тебя?
Солдат: Она хотела, чтобы я залез в дупло старого дерева и принес ей оттуда огниво. (Слайд № 47)
Ведущий: А зачем оно ей?
Солдат: Чтобы вызывать трех страшных собак для услужения. (Слайд № 48)
Ведущий: Какую вещь ты должен взять у ведьмы, чтобы страшные псы тебя не тронули?
Солдат: Передник.
Ведущий: А какую услугу тебе окажет огниво в дальнейшем?
Солдат: С его помощью я стану королем. (Слайд № 49)
Ведущий: Пожелаем Солдату счастья и поспешим встретиться со следующим героем.
О какой героине сказки Г.Х. Андерсена эта загадка?
Да, я спала хорошо, но не слишком.
Будто всю ночь на камнях я лежала.
Я почти глаз не сомкнула, и – ах!
Все мое тело теперь в синяках.
(Принцесса, «Принцесса на горошине».) (Слайд № 50)
Ведущий: Ты утверждаешь, что ты настоящая принцесса.
Принцесса: Да, настоящая! (Слайд № 51)
Ведущий: А почему же, когда ты попросила приюта в одном замке, тебе не поверили?
Принцесса: Шел сильный дождь, и я промокла до ниточки. Вода стекала с меня ручьями. (Слайд № 52)
Ведущий: Зачем обитателям замка понадобилась вдруг настоящая принцесса?
Принцесса: Им надо было женить принца, а для этого подходит только особа королевской крови. (Слайд № 53)
Ведущий: Да. Только как проверить, что ты настоящая принцесса?
Принцесса: Если уложить меня спать на 20 пуховиков и 20 тюфяков, а под них подложить маленькую горошину, то я должна ее почувствовать. (Слайд № 54)
Ведущий: И что произошло в сказке?
Принцесса: Я не уснула ни на минуту, все мое тело было покрыто синяками. (Слайд № 55)
Ведущий: Пожелаем Принцессе всего доброго.
Ребята, а какой герой Андерсена знает столько сказок, сколько не знает никто? (Оле-Лукойе.) (Слайд № 56)
Чтение сказки. (Слайды № 57 – 65) (по усмотрению)
КОНКУРС «УЗНАЙ СКАЗКУ ПО НАЧАЛУ»
(Слайд № 66)
- «Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку. Он шел домой с войны» («Огниво».) (Слайд № 67)
- «Было когда-то на свете 25 (кого?) ... Все они были сыновьями одной матери ... – и, значит, приходились друг другу родными братьями» («Стойкий оловянный солдатик».) (Слайд № 68)
- «Жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье...» («Дюймовочка».) (Слайд № 69)
- «Далеко-далеко, в той самой стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было 11 сыновей и одна дочь...». («Дикие лебеди».) (Слайды № 70 -71)
- «Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так вот, жил однажды Тролль, злющий-презлющий, как сам дьявол». («Снежная королева».) (Слайд № 72)
- «Стояло лето. И особенно хорошо было за городом. Возле одной старой усадьбы вырос такой большой лопух, что для утки, которая высиживала там яйца, его заросли казались густым лесом». («Гадкий утенок».) (Слайд № 73)
- «Давным-давно жил на свете король, он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги. Он устраивал парады, загородные прогулки, каждый день ходил в театр только для того, чтобы показаться в новом наряде». («Новое платье короля».) (Слайды № 74, 75)
ВИКТОРИНА «РОМАШКА»
(Слайды № 76-77)
На лепестках ромашки номер вопроса.
- «Весь дом сбежался посмотреть на замечательного путешественника. Его поставили на стол, и вдруг – каких только чудес не бывает на свете! – он увидел ту же комнату, то же окно, из которого недавно вылетел…». («Стойкий оловянный солдатик.)
- «А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он вспомнил то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей». («Гадкий утенок».)
- «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать какого цвета. Он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую он сторону повернется». («Оле-Лукойе», Оле-Лукойе.)
- «Она встала с постельки, сплела из сухих былинок большой ковер, пошла в подземный ход и прикрыла ковром мертвую птичку». («Дюймовочка».)
- Всю ночь плела она последнюю рубашку. Мыши, бегавшие по подземелью, сжалились над ней и, чтобы хоть немножко помочь ей, стали собирать и приносить к ее ногам разбросанные стебли крапивы». («Дикие лебеди».)
- «Глаза ее сияли, как звезды, но не было ни тепла, ни покоя». («Снежная королева», Снежная королева.)
- «Сын был тоже мокрый и безобразный – точь в точь как его мать, старая …(жаба) («Дюймовочка», сын жабы.)
- «Спасибо тебе, милая птичка! – сказал император. – Я изгнал тебя когда-то из моего государства, а теперь ты своей песней отогнала от моей постели ужасные призраки, прогнала даже смерть». («Соловей».)
- Какое слово собирал Кай из льдинок во дворце Снежной королевы? (Вечность.)
- Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря? (В 15 лет.)
В сказках Г.Х. Андерсена говорят и действуют не только люди, но и животные, и растения. Наш следующий конкурс – экологический, он называется
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗООСАД»
(Слайд № 78)
1. Лик пахучий, а хвост колючий? Цветок. (Роза, «Снежная королева», «Свинопас».) (Слайд № 79)
2. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит спелые луга. (Олень, «Снежная королева».) (Слайды № 80, 81)
3. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая – известная персона
Кто она? (Ворона, «Снежная королева».) (Слайд № 82)
4. Одежда белая, а ножки
Одеты в красные сапожки.
Из моды выйдут – вот беда!
Ему ж не снять их никогда. (Гусь, «Гадкий утенок».) (Слайд № 83)
5. Дом зеленый тесноват,
Узкий, длинный, гладкий,
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки. (Горох, «Принцесса на горошине».) (Слайд № 84)
6. С луговины под забор
Подошла цепочка гор.
Кто-то в сад прошел хитро:
Под землей провел «метро». (Крот, «Дюймовочка».) (Слайды № 85, 86)
7. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка, «Дюймовочка».) (Слайд № 87)
8. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут же вдоволь нажужжусь. (Жук, «Дюймовочка».) (Слайд № 88)
9. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, звончей?
Кто же это? (Соловей.) (Слайд № 89)
10. Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит. (Крапива, «Дикие лебеди».) (Слайд № 90)
11. Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она. (Мышь, «Дюймовочка».) (Слайд № 91)
12. На чужих он звонко лает
И хозяйку охраняет. (Собака, «Огниво».) (Слайд № 92)
13. Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка, жаба, «Дюймовочка») (Слайд № 93)
14. В воде она живет,
Нет клюва, а клюет. (Рыба, «Стойкий оловянный солдатик».) (Слайд № 94)
15. Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Ест и пьет он из корытца. (Свинья, «Свинопас», «Свинья-копилка».) (Слайд № 95)
16. Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица, «Гадкий утенок».) (Слайд № 96)
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
(Слайд № 97)
- Как звали детей, которых связывала крепкая дружба? (Кай и Герда.) (Слайд № 98)
- Почему поведение Кая вдруг резко изменилось: он стал всех передразнивать и видеть только плохое? (Осколки зеркала, которое все искажало, попали ему в глаз и в сердце.) (Слайды № 99, 100)
- Однажды Кай не вернулся домой. Что же произошло? (Катаясь на площади, он прицепился к саням Снежной королевы, и та увезла его в свой замок.) (Слайд № 101)
- Кто отправился на поиски Кая? (Герда.) (Слайд № 102)
- Куда принесла ее река? (К старушке, которая жила среди цветов и умела колдовать.) (Слайд № 103)
- А куда потом попала Герда? (В королевский дворец.) (Слайд № 104)
- Что сделала для нее принцесса? (Подарила ей муфточку, башмачки, платье, золотую карету, в которой она продолжала путешествие.) (Слайд № 105)
- Кого привлекла золотая карета? (Разбойников.) (Слайды № 106, 107)
- Что сделала для Герды Маленькая разбойница? (Отпустила Северного оленя, который и доставил девочку к владениям Снежной королевы.) (Слайд № 108)
- Какое слово в это время собирал Кай из кусочков льда? (Вечность.) (Слайд № 109)
- Что же помогло растопить ледяное сердце Кая? (Горячие слезы Герды упали ему на грудь и проникли в самое сердце.) (Слайд № 109)
- А как осколок вышел из глаза? (Взглянув на Герду, Кай заплакал так сильно, что осколок вышел вместе со слезами.)
- Как заканчивается сказка «Снежная королева»? (Кай с Гердой вернулись домой.) (Слайды № 110, 111)
(Слайд № 112)
Наше увлекательное путешествие в страну сказок Г.Х. Андерсена подошло к концу. Но я хочу, чтобы вы всю жизнь не расставались с добрыми героями его книг и чаще вспоминали слова замечательного сказочника: «Сказки и истории скрываются в мыслях, подобно семени, которому нужен только свежий ветерок, солнечный луч, капля росы, чтобы произрасти, и они становятся цветами». Так пусть же мысли ваши будут светлыми, а поступки благородными, как у героев всеми любимых сказок.
Литература
- Андреева М.С. Ханс Кристиан Андерсен (1805 - 1875) : к 200 - летию со дня рождения: выст. в шк. б-ке [Изоиздание] / авт. сост. М.С. Андреева, М.П. Короткова. – М.: Шк. б-ка, 2004. – (8 фото + 24с. текста). – (Прил. к журн. «Школьная библиотека»; сер. 2; вып. 9.)
- Ганс Христиан Андерсен : викторина // Отчего и почему. – 2005. – № 2. – С. 4 - 6.
- Носырина, О.Н. В стране героев Андерсена : игра для учащихся 5-х классов/ О.Н. Носырина // Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 5. – С. 4 - 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Созвездие"
Воспитание молодого поколения – это сложный и многогранный процесс, в котором взаимодействуют различные социальные институты.Важнейшую роль в этом развитии играют образовательные учреждения и те, без ...
Сценарий концерта "Созвездие талантов"
Сценарий отчётного концерта вокальной студии Магаданского областного детского дома 2015 г....
Звезды и созвездия. Звездные карты. Небесные координаты.
Сценарий учебного занятия по астрономии. Используя проблемные ситуации, подвести учащихся к самостоятельному выводу, что вид звездного неба не остается одинаковым в течении суток, формирование вычисли...
Викторина «Профессии сказочных героев»
Викторина «Профессии сказочных героев»...
Церемония подведения итогов учебного года "Созвездие талантов"
Церемония подведения итогов учебного года "Созвездие талантов"...
Волонтеры-медики "Созвездие сердец"
Предлагаем вашему вниманию презентацию о работе волонтеров-медиков на базе Шурышкарская СОШ "ОЦ"...
Конспект открытого занятия в старшей разновозрастной группе по ФЭМП “Математическое путешествие со сказочными героями”
Данный конспект воспитывает у детей интерес к математике; а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимоконтроля;у детей и наблюдательность....
- Мне нравится (1)