Созвездие сказочных героев
классный час на тему

Поздняк Ольга Петровна

Литературно-игровая программа по произведениям Андерсена для 2-5 классов. Можно использовать библиотекарям и педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozvezdie_skazochnyh_geroev_stsenariy.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Созвездие сказочных героев

Литературно-игровая программа

Оформление:

книжная выставка «Волшебные сказки Андерсена»

слайды (см. Приложение)

Действующие лица: ведущий, дети

(Слайды № 1, 2)

(Слайд № 3)

Героев сказок Ганса Христиана

Узнали мы, дружок, довольно рано,

Когда читать-то толком не умели

И на коленях маминых сидели.

Идут по жизни с нами постоянно

Дюймовочка, солдатик оловянный,

Русалочка, Элиза, Герда с Каем –

Все эти сказки наизусть мы знаем.

В них словно отразилась жизнь сама:

Печаль и радость рядом, свет и тьма,

Но, если скучно станет, мы готовы

Взять книжку да перечитать их снова.

(Слайд № 4)

Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в удивительную и добрую страну сказок и историй, созданную для нас великим волшебником Гансом Христианом Андерсеном.

        (Слайд № 5)

Г. Х. Андерсен родился 2 апреля 1805 года в маленькой стране Дании, в крошечном городке Оденсе. (Слайд № 5 – выделяется город) Гадалка предсказала, что ему суждено прославить свою родину. Так все и вышло, но сначала предсказание это посчитали шуткой. Родственники будущего сказочника даже не представляли, какая судьба ждет их сына.

        (Слайд № 6)

Мать Ганса Христиана выросла в нищете. Родители выгнали ее из дома просить милостыню. Девушка не могла решиться на это, и целые дни просиживала в слезах под мостом у реки. Там и увидел ее бедный молодой башмачник. (Слайд № 7) Они полюбили друг друга и поженились. Молодая семья поселилась в маленькой каморке и жила трудно, как все бедные люди на Земле. (Слайд № 8) Но рождение ребенка стало для них огромной радостью. Детство Ганса Христиана прошло среди простых вещей. И, благодаря стараниям заботливых родителей, маленький Ганс, казалось, совсем не замечал бедности. Отец, в свободное от работы время, читал сыну книжки, мастерил игрушки, рисовал картинки. Мать же следила за тем, чтобы он всегда был сыт, причесан и опрятно одет. Была у Ганса Христиана и любящая бабушка. Она каждый день забегала к Андерсенам, чтобы поглядеть на внука и чем-нибудь его побаловать.

        (Слайд № 9) 

В жизни маленького Ганса Христиана были свои радости, был свой особый мир простых и необыкновенных вещей. (Слайды № 10, 11, 12) Родной город казался ему таинственным и прекрасным, а почти каждый дом был связан с какой-нибудь легендой.

        Одаренный богатой фантазией, мальчик мог часами играть один. Ему не нужны были шумные детские компании. Любая палочка, веточка или камешек оживали в его воображении и нашептывали свои удивительные истории.

        (Слайд № 13) 

Однажды отец сводил сына на представление в театр. И вскоре для Ганса Христиана театр сделался самым излюбленным местом. Но часто посещать спектакли он не мог, поэтому он познакомился с расклейщиком афиш, и тот ежедневно дарил ему по афише. Так у Ганса Христиана появилась новая забава: сидя в своей каморке, он прочитывал название спектакля и к нему сочинял пьесу, мастерил кукол и шил для них наряды,  разыгрывал спектакли. (Слайд № 14) Это были  первые попытки его творчества.

         В 12 лет мальчику пришлось пойти работать на суконную фабрику. Учиться он мог только по вечерам в бесплатной школе для бедных. Занятия  в ней были для него праздником. Больше всего Ганс Христиан любил читать книги и слушать сказки и все свободное время он читал и слушал. (Слайд № 15) Вскоре он и сам решил стать писателем, сочинять сказки. Ему было нелегко осуществить свою мечту, но будущий писатель был таким же стойким и упорным, как его герой – оловянный солдатик. Первая книга вышла, когда Гансу Христиану было 22 года.

(Слайд № 16) 

Г.Х. Андерсену нравилось путешествовать. Он побывал во многих странах: Англии, Франции, Италии, Швейцарии и др. Как-то во время  одного путешествия писатель забыл трость в номере маленькой шотландской гостиницы. Ее хозяин  привязал к тросточке записку: «Датскому писателю Гансу Христиану Андерсену» – и отнес трость на почту. Почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила ее адресату, потому что уже к тому времени весь мир знал этого необыкновенного человека.

(Слайд №17)

Одна из любимых героинь писателя – Русалочка – стала символом Копенгагена, столицы Дании. (Слайд № 18)

Много лет она одиноко сидит на берегу моря, встречая прибывающие корабли, и грустно смотрит вдаль. (Слайд № 19) И Ганс Христиан Андерсен тоже был одиноким человеком: своей семьи у него не было, и друзей тоже было немного.

(Слайд № 20)

Зато читателей – и совсем маленьких, и взрослых – не пересчитать! Для всех людей мира Г.Х. Андерсен всегда останется добрым и мудрым советчиком, который учит доброте и милосердию. Сказочник прожил 70 лет и написал более ста семидесяти сказок и историй.

        Ребята, предлагаю вам принять участие в небольшой разминке и вспомнить произведения великого сказочника. (Ответы детей сопровождаются слайдами-подсказками) (Слайды № 21, 22, 23)

КОНКУРС «СКЛАД СКАЗОЧНЫХ ВЕЩЕЙ»

(Слайд № 24)

1. Чем питалась Дюймовочка, когда жила в норе полевой мыши? (Зерном.) (Слайд № 25 – второй щелчок – зерно)

2. Кто из героев сказок Г.Х. Андерсена считал, что во всех несчастьях повинна его внешность? (Гадкий утенок.) (Слайд № 26)

3. Без кого Герда не смогла бы добраться до Кая в сказке «Снежная королева»? (Олень.) (Слайд № 27)

4. За кого хотела выдать замуж Дюймовочку его противная мамаша? (Жаба.) (Слайд № 28)

5. Что было любимой игрушкой маленькой разбойницы из сказки «Снежная королева»?) (Нож.) (Слайд № 29)

6. Что помешало выспаться героине сказки «Принцесса на горошине»? (Горошина.) (Слайды № 30, 31)

7. Какое существо, по мнению майского жука из сказки «Дюймовочка», могло занять первое место в конкурсе красоты? (Гусеница.) (Слайд № 32)

8. Кто из сказки «Штопальная игла» считал себя самым стройным и важным на свете? (Игла.) (Слайд № 33)

9. Кто помог Дюймовочке совершить побег с собственной свадьбы? (Ласточка.) (Слайд № 34)

10. С помощью чего Герде из сказки «Снежная королева» удалось избавиться от чар старушки, умеющей колдовать? (Розы.) (Слайд № 35)

КОНКУРС «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ»

(Слайд № 36)

         А теперь предлагаю вам перевоплотиться в героев сказок                                      Г.Х. Андерсена, пожить немного их жизнью, повторить их поступки, совершить путешествие. (В конкурсе участвуют 3 девочки и 1 мальчик, а чтобы узнать, в кого они будут превращаться, им необходимо отгадать загадки.)

 

Назовите сказку и героя:

         Появилась девочка в чашечке цветка,

        И была та девочка чуть больше ноготка.

        В ореховой скорлупке та девочка спала.

        Вот какая девочка, как она мала!

                                                      (Дюймовочка.) (Слайд 37)

Ведущий: Познакомьтесь, друзья, перед нами Дюймовочка! Дюймовочка, представь, что ты сейчас находишься в норе у полевой мыши. Кого ты обнаружила однажды в темном подземелье?

Дюймовочка: Бесчувственную ласточку. (Слайд № 38)

Ведущий: Как ты с ней поступишь?

Дюймовочка: Постараюсь ее спасти!

Ведущий: Хорошо, а расскажи нам, как и с помощью чего ты помогла ласточке.

Дюймовочка: Я построю шалашик над бесчувственной ласточкой, подложу под нее сухие листья, солому и пух, буду поить и кормить ее зернами. (Слайд № 39)

Ведущий: Ну вот, я думаю, что после такого заботливого ухода наша ласточка вновь запоет. Дюймовочка, а как тебя отблагодарит ласточка?

Дюймовочка: Она поможет мне сбежать от крота, заберет с собой в жаркие страны.

Ведущий: Что ждет тебя там?

Дюймовочка: Я выйду замуж за прекрасного принца эльфа. (Слайд № 40)

Ведущий: Мы прощаемся с тобой, милая Дюймовочка.

          Ребята, а как звали героиню сказки, у которой было 11 братьев? (Элиза.)

Ведущий:        Скажи, из какой сказки ты к нам пришла?

Элиза: Из сказки «Дикие лебеди». (Слайд № 41)

Ведущий: Что случилось с твоими старшими братьями? (Слайд № 42)

Элиза: Их превратила в лебедей злая ведьма – наша мачеха. (Слайд № 43)

Ведущий: Представь себе, что твои братья завтра утром должны лететь в чудесную страну, которая находится за морем. Ты хочешь полететь с ними?

Элиза: Конечно.

Ведущий: Хорошо, но у тебя нет крыльев! Расскажи нам, каким способом ты перенесешься с братьями за море? Что ты сделаешь?

Элиза: Я сплету сетку, в которой братья перенесут меня через море, держа  ее в клювах. (Слайд № 44)

Ведущий: А твои братья когда-нибудь избавятся от колдовства? Как ты сумеешь им помочь?

Элиза: Я должна связать им рубашки из крапивы, которая растет на кладбище.

Ведущий: А какое условие ты должна выполнять во время этой работы?  (Слайд № 45)

Элиза: Я не должна говорить, а также плакать и смеяться. Даже один  любой звук может погубить братьев.

Ведущий: Ребята, давайте попрощаемся с Элизой и  пожелаем ей мужества и терпения.

Сказка «Огниво»

(Слайд № 46)

Ведущий: Честь и слава тебе, храбрый солдат! Вот идешь ты домой с войны, но тут тебя останавливает старая страшная ведьма. Что ей понадобилось от тебя?

Солдат: Она хотела, чтобы я залез в дупло старого дерева и принес ей оттуда огниво. (Слайд № 47)

Ведущий: А зачем оно ей?

Солдат: Чтобы вызывать трех страшных собак для услужения. (Слайд № 48)

Ведущий: Какую вещь ты должен взять у ведьмы, чтобы страшные псы тебя не тронули?

Солдат:  Передник.

Ведущий: А какую услугу тебе окажет огниво в дальнейшем?

Солдат: С его помощью я стану королем. (Слайд № 49)

Ведущий: Пожелаем Солдату счастья и поспешим встретиться со следующим героем.

О какой героине сказки Г.Х. Андерсена эта загадка?

Да, я спала хорошо, но не слишком.

Будто всю ночь на камнях я лежала.

Я почти глаз не сомкнула, и – ах!

Все мое тело теперь в синяках.

                                (Принцесса, «Принцесса на горошине».) (Слайд № 50)

Ведущий: Ты утверждаешь, что ты настоящая принцесса.

Принцесса: Да, настоящая! (Слайд № 51)

Ведущий: А почему же, когда ты попросила приюта в одном замке, тебе не поверили?

Принцесса: Шел сильный дождь, и я промокла до ниточки. Вода стекала с меня ручьями. (Слайд № 52)

Ведущий: Зачем обитателям замка понадобилась вдруг настоящая принцесса?

Принцесса: Им надо было женить принца, а для этого подходит только особа королевской крови. (Слайд № 53)

Ведущий: Да. Только как проверить, что ты настоящая принцесса?

Принцесса: Если уложить  меня спать на 20 пуховиков и 20 тюфяков, а под них подложить маленькую горошину, то я должна ее почувствовать. (Слайд № 54)

Ведущий: И что произошло в сказке?

Принцесса: Я не уснула ни на минуту, все мое тело было покрыто синяками. (Слайд № 55)

Ведущий: Пожелаем Принцессе всего доброго.

Ребята, а какой герой Андерсена знает столько сказок, сколько не знает никто? (Оле-Лукойе.) (Слайд № 56)

Чтение сказки. (Слайды № 57 – 65) (по усмотрению)

КОНКУРС «УЗНАЙ СКАЗКУ ПО НАЧАЛУ»

(Слайд № 66)

  1. «Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку. Он шел домой с войны» («Огниво».) (Слайд № 67)

  1. «Было когда-то на свете 25 (кого?) ... Все они были сыновьями одной матери ... – и, значит, приходились друг другу родными братьями» («Стойкий оловянный солдатик».) (Слайд № 68)

  1. «Жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье...» («Дюймовочка».)                           (Слайд № 69)

  1. «Далеко-далеко, в той самой стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было 11 сыновей и одна дочь...». («Дикие лебеди».)              (Слайды № 70 -71)

  1. «Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так вот, жил однажды Тролль, злющий-презлющий, как сам дьявол».  («Снежная королева».) (Слайд № 72)

  1. «Стояло лето. И особенно хорошо было за городом. Возле одной старой усадьбы вырос такой большой лопух, что для утки, которая высиживала там яйца, его заросли казались густым лесом». («Гадкий утенок».) (Слайд № 73)

  1. «Давным-давно жил на свете король, он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги. Он устраивал парады, загородные прогулки, каждый день ходил в театр только для того, чтобы показаться в новом наряде». («Новое платье короля».) (Слайды № 74, 75)

ВИКТОРИНА «РОМАШКА»

(Слайды № 76-77)

На лепестках ромашки номер вопроса.

  1. «Весь дом сбежался посмотреть на замечательного путешественника. Его поставили на стол, и вдруг – каких только чудес не бывает на свете! – он увидел ту же комнату, то же окно, из которого недавно вылетел…». («Стойкий оловянный солдатик.)

  1. «А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он вспомнил то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей». («Гадкий утенок».)

  1. «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать какого цвета. Он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую он сторону повернется». («Оле-Лукойе», Оле-Лукойе.)

  1. «Она встала с постельки, сплела из сухих былинок большой ковер, пошла в подземный ход и прикрыла ковром мертвую птичку». («Дюймовочка».)

  1. Всю ночь плела она последнюю рубашку. Мыши, бегавшие по подземелью, сжалились над ней и, чтобы хоть немножко помочь ей, стали собирать и приносить к ее ногам разбросанные стебли крапивы». («Дикие лебеди».)

  1. «Глаза ее сияли, как звезды, но не было ни  тепла, ни покоя».  («Снежная королева», Снежная королева.)

  1. «Сын был тоже мокрый и безобразный – точь в точь как его мать, старая …(жаба)  («Дюймовочка», сын жабы.)

  1. «Спасибо тебе, милая птичка! – сказал император. – Я изгнал тебя когда-то из моего государства, а теперь ты своей песней отогнала от моей постели ужасные призраки, прогнала даже смерть». («Соловей».)

  1. Какое слово собирал Кай из льдинок во дворце Снежной королевы? (Вечность.)

  1. Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря?              (В 15 лет.)

         В сказках Г.Х. Андерсена говорят и действуют не только люди, но и животные, и растения. Наш следующий конкурс – экологический, он называется

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗООСАД»

(Слайд № 78)

1. Лик пахучий, а хвост колючий? Цветок. (Роза, «Снежная королева», «Свинопас».) (Слайд № 79)

2.  Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит спелые луга. (Олень, «Снежная королева».) (Слайды № 80, 81)

3.  Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая – известная персона

Кто она? (Ворона, «Снежная королева».) (Слайд № 82)

4.  Одежда белая, а ножки

Одеты в красные сапожки.

Из моды выйдут – вот беда!

Ему ж не снять их никогда. (Гусь,  «Гадкий утенок».) (Слайд № 83)

5.  Дом зеленый тесноват,

Узкий, длинный, гладкий,

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки. (Горох, «Принцесса на горошине».) (Слайд № 84)

6.  С луговины под забор

Подошла цепочка гор.

Кто-то в сад прошел хитро:

Под землей провел «метро». (Крот, «Дюймовочка».) (Слайды № 85, 86)

7.  Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка, «Дюймовочка».) (Слайд № 87)

8.  Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут же вдоволь нажужжусь. (Жук, «Дюймовочка».) (Слайд № 88)

9.  Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, звончей?

Кто же это? (Соловей.) (Слайд № 89)

10. Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит.  (Крапива,  «Дикие лебеди».) (Слайд № 90)

11. Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она. (Мышь, «Дюймовочка».) (Слайд № 91)

12. На чужих он звонко лает

И хозяйку охраняет. (Собака, «Огниво».) (Слайд № 92)

13. Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка, жаба, «Дюймовочка») (Слайд № 93)

14. В воде она живет,

Нет клюва, а клюет. (Рыба, «Стойкий оловянный солдатик».) (Слайд № 94)

15. Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца,

Ест и пьет он из корытца. (Свинья, «Свинопас», «Свинья-копилка».)                  (Слайд № 95)

16. Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу. (Курица, «Гадкий утенок».) (Слайд № 96)

 

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

(Слайд № 97)

  1. Как звали детей, которых связывала крепкая дружба? (Кай и Герда.)                 (Слайд № 98)

  1. Почему поведение Кая вдруг резко изменилось: он стал всех передразнивать и видеть только плохое? (Осколки зеркала, которое все искажало, попали ему в глаз и в сердце.) (Слайды  № 99, 100)

  1. Однажды Кай не вернулся домой. Что же произошло? (Катаясь на площади, он прицепился к саням Снежной королевы, и та увезла его в свой замок.) (Слайд № 101)

  1. Кто отправился на поиски Кая? (Герда.) (Слайд № 102)

  1. Куда принесла ее река? (К старушке, которая жила среди цветов и умела колдовать.) (Слайд № 103)

  1. А куда потом попала Герда? (В королевский дворец.) (Слайд № 104)

  1. Что сделала для нее принцесса? (Подарила ей муфточку, башмачки, платье, золотую карету, в которой она продолжала путешествие.) (Слайд № 105)

  1. Кого привлекла золотая карета? (Разбойников.) (Слайды № 106, 107)

  1. Что сделала для Герды Маленькая разбойница? (Отпустила Северного оленя, который и доставил девочку к владениям Снежной королевы.)                         (Слайд № 108)

  1. Какое слово в это время собирал Кай из кусочков льда? (Вечность.)              (Слайд № 109)

  1. Что же помогло растопить ледяное сердце Кая? (Горячие слезы Герды упали ему на грудь и проникли в самое сердце.) (Слайд № 109)

  1. А как осколок вышел из глаза? (Взглянув на Герду, Кай заплакал так сильно, что осколок вышел вместе со слезами.) 

  1. Как заканчивается сказка «Снежная королева»? (Кай с Гердой вернулись домой.) (Слайды № 110, 111)

(Слайд № 112)

Наше увлекательное путешествие в страну сказок Г.Х. Андерсена подошло к концу. Но я хочу, чтобы вы всю жизнь не расставались с добрыми героями его книг и чаще вспоминали слова замечательного сказочника: «Сказки и истории скрываются в мыслях, подобно семени, которому нужен только свежий ветерок, солнечный луч, капля росы, чтобы произрасти, и они становятся цветами». Так пусть же мысли ваши будут светлыми, а поступки благородными, как у героев всеми любимых сказок.

                                                 

Литература

  1.  Андреева М.С. Ханс Кристиан Андерсен (1805 - 1875) : к  200 - летию со дня рождения: выст. в шк. б-ке [Изоиздание] / авт. сост. М.С. Андреева, М.П. Короткова. – М.: Шк. б-ка, 2004. – (8 фото + 24с. текста). – (Прил. к журн. «Школьная библиотека»; сер. 2; вып. 9.)
  2. Ганс Христиан Андерсен :  викторина // Отчего и почему. – 2005. – № 2. – С. 4 - 6.
  3. Носырина, О.Н. В стране героев Андерсена : игра для учащихся 5-х классов/ О.Н. Носырина  //  Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 5. – С. 4 - 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Созвездие"

Воспитание молодого поколения – это сложный и многогранный процесс, в котором взаимодействуют различные социальные институты.Важнейшую роль в этом развитии играют образовательные учреждения и те, без ...

Сценарий концерта "Созвездие талантов"

Сценарий отчётного концерта вокальной студии Магаданского областного детского дома 2015 г....

Звезды и созвездия. Звездные карты. Небесные координаты.

Сценарий учебного занятия по астрономии. Используя проблемные ситуации, подвести учащихся к самостоятельному выводу, что вид звездного неба не остается одинаковым в течении суток, формирование вычисли...

Викторина «Профессии сказочных героев»

Викторина «Профессии сказочных героев»...

Церемония подведения итогов учебного года "Созвездие талантов"

Церемония подведения итогов учебного года "Созвездие талантов"...

Волонтеры-медики "Созвездие сердец"

Предлагаем вашему вниманию презентацию о работе волонтеров-медиков на базе Шурышкарская СОШ "ОЦ"...

Конспект открытого занятия в старшей разновозрастной группе по ФЭМП “Математическое путешествие со сказочными героями”

   Данный конспект  воспитывает у детей интерес к математике; а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимоконтроля;у детей  и  наблюдательность....