Звезды и созвездия. Звездные карты. Небесные координаты.
план-конспект урока на тему

Смирнова Татьяна Викторовна

Сценарий учебного занятия по астрономии. Используя проблемные ситуации, подвести учащихся к самостоятельному выводу, что вид звездного неба не остается одинаковым в течении суток, формирование вычислительных навыков в переводе градусной меры в часовую и обратно. Формирование умений: применять подвижную карту звездного неба, звездные атласы, Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений; находить на небе Полярную звезду и ориентироваться по ней на местности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО АСТРОНОМИИ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Смирнова Татьяна Викторовна

Район

г. Навашино

Место работы

ГБПОУ «Навашинский политехнический техникум»

Должность

преподаватель

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Астрономия

Класс

1 курс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Учебник. Астрономия 11 класс. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страута Е.К.

Тип учебного занятия

Комбинированное учебное занятие

Тема урока  

Звезды и созвездия. Звездные карты. Небесные координаты.

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Лекция текущая, практическое занятие

Учебная задача

  • Открыть способ …
  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

1. Обучающая: ввести понятия: суточное движение светил; небесной сферы и горизонтальной системы координат; прецессии; заходящие, невосходящие, незаходящие светила; кульминация, продолжить формирование умения работать с ПКЗН и астрономических способах ориентирование на местности по звездам. Об астрономических методах исследований астрономических наблюдениях и измерениях и угломерных астрономических инструментах (высотомер, теодолит и т.д.). О космических явлении -  вращении Земли вокруг своей оси и об ее следствиях - небесных явлениях: восходе, заходе, суточном движении и кульминациях светил (звезд).
2.
Воспитывающая: содействовать формированию навыка выявления причинно-следственных связей, о практических способах применения астрометрических знаний.
3.
Развивающая: используя проблемные ситуации, подвести учащихся к самостоятельному выводу, что вид звездного неба не остается одинаковым в течении суток, формирование вычислительных навыков в переводе градусной меры в часовую и обратно. Формирование умений: применять подвижную карту звездного неба, звездные атласы, Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений; находить на небе Полярную звезду и ориентироваться по ней на местности.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся:

  • определять понятия небесной сферы  и направление вращения неба, характерные точки и линии небесной сфера, небесный меридиан, вертикал, горизонтальную систему координат, зенитное расстояние, понятие кульминации светила и прецессии, перевода градусной меры в часовую и обратно;
  • использовать угломерные астрономические инструменты: теодолит, высотомер;
  • находить на небе основные созвездия и наиболее яркие звезды, видимые в это время года в данное время в данной местности.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют способом работать с информацией;  классифицировать звёзды по блеску,  определять главную учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, ставить цель деятельности, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся осознают ценность метода научного познания, сформируют представление о значимости  изучения астрономических  явлений  и  готовности  к  самообразованию  на основе мотивации к обучению астрономии.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

знают - понятие созвездия, способ их определения на небе, обозначение звезд и звездной величины;
могут -  записывать обозначение звезд, находить на небе основные созвездия (Большой и Малой Медведицы), пользоваться приложением учебника, уметь находить по ПКЗН созвездия и звезды, определять по ней условия видимости светил, оценивать их блеск;
могут - анализировать информацию, полученную из текста научного содержания.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Форма оценивания:

  • Устный опрос по теме «Астрономические наблюдения и телескопы»

Метод оценивания:

  • Беседа

Форма контроля: 

  • Исследовательская работа по теме: Понятие «созвездие» в современной трактовке

Метод контроля:   презентация результатов   исследовательской работы

Форма контроля: 

  • Тест

Метод контроля:

  • Экспертная оценка

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Научатся:

  • определять понятия «суточное движение светил», «небесная сфера», «горизонтальная система координат», «прецессии», «заходящие, невосходящие, незаходящие светила»
  • строить небесную сферу с отметкой характерных точек и линий, показать на сфере горизонтальные координаты, суточные параллели звезд,
  • определять точки кульминации звез , производить простейший перевод часовой меры в градусную и обратно, показать на ПКЗН созвездия и яркие звезды,
  • применять знания основных понятий для решения качественных задач.
  • находить на небе Полярную звезду и ориентироваться на местности по Полярной звезде.

Познавательные:

  • развитие умения работать с информацией;
  • развитие умения классифицировать звёзды по блеску.

Регулятивные:

  • развитие умения определять главную учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, ставить цель деятельности, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели.

Коммуникативные:

  • развитие умения вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

- Оценивание роли метода научного познания в изучении астрономических явлений.

- Готовность обучающихся к       самообразованию на основе

мотивации к обучению астрономии.

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут  «Астрономия 11 класс. Базовый уровень»;


Дагаев М.М. Сборник задач по астрономии: Учеб. Пособие для студентов физю- мат. Фак. пед. – М: Просвещение, 1980

Карта звёздного неба онлайн http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php

http:// schооl-collection.edu.ru / catalog/ rubr / 8b74c9c3-9aad - 4ae4-abf9- e8229c87b786/ 110377/- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Анимация «Движение светила по небесной сфере»

Техническое обеспечение

Компьютер, проектор, экран. Карта звездного неба (демонстрационная). Подвижные карты звёздного неба, модель небесной сферы. Астрономический календарь. Фото околополярной области неба. Таблица перевода градусной меры в часовую. CD- "Red Shift 5.1" (видеофрагмент =  Экскурсии - Звездные острова - Ориентировка на небе).


Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

  1. Мотивационно ориентировочный




  1. Вхождение в контакт

Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся. (1 мин.)

Включение учащихся в деловой ритм работы Коммуникативные УУД:
умение слушать;
выражать свои мысли.
Личностные УУД:
Ценностно - нравственная ориентация (настройка на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку астрономии 

Здравствуйте, ребята. 
Я рада видеть каждого из вас!
Чтобы нам эффективно потрудиться сегодня на уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать. 
- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё (видят).
- Уши внимательно слушают и всё (слышат).
- Голова хорошо (думает).
- Молодцы!


Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. 

  1. Актуализация субъектного опыта обучающихся

 «Блиц-опрос»
Цель: повторить основные понятия и определения, подготовить обучающихся к восприятию нового материала.
(5 мин)

Познавательные УУД:
Формирование мыслительных операций
Коммуникативные УУД: 
умение работать в паре
взаимопроверка, обсуждение выполненного задания.

Давайте попробуем вспомнить:
1.Какие координаты светил называют горизонтальными?
2 Можно ли использовать горизонтальную систему координат для создания карты звездного неба?
3. Существует ли реально небесная сфера? Где находится наблюдатель в момент наблюдения?
4. Для чего используется телескоп?
Фронтально


Работают в паре, обсуждаю  задания.

  1. Создание проблемной ситуации


Прием «Яркое пятно»
Цель: используя стихотворение, создать проблемную ситуацию.
( 2 мин)

Если ночью не заснуть
И на небо нам взглянуть,
То увидеть сможешь ты
Звёзды дивной красоты.
Мир созвездий полон красок,
Много ходит о нем сказок.
Эти сказки, как все знают,
Греки мифами считают.
Ах, какие очертания!
Греки дали им названия!
На чёрном бархате небес
Стоит с дубинкой Геркулес,
Телец восторженно блестит
Альдебарана красным глазом.
А вот Плеяды собрались,
Да всем семейством разом!
И тут же звездный Зодиак.
Ты знаешь, выглядит он как?
Так какое же оно - Звездное небо???

Объясняют, какие эмоции вызвали эти стихи

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Цель: выйти на тему урока и по ключевым словам определить цели урока
(2 мин)


Регулятивные УУД.
Постановка учебной задачи и прогнозирование деятельности на уроке.
Построение проекта выхода из затруднения.

Что вы видите на слайде? – (карты, звезды. созвездия)
Верно!

Тема урока: Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.
А какие цели мы поставим сегодня?

По ключевым словам
Дать…определение («Что называют созвездиями»)
Выяснить….(сколько всего созвездий)
Узнать…..(как объединить в группы звезды)
Сделать……(выводы)

Фронтально  анализируют и делают выводы;
определяют тему урока и ставят цели 

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Прием «Инсерт»

Цель: промаркировать текст параграфа, определив для себя значимость информации
+ - знаю
- - новое
! – прошу помощи
( 8 мин)

Познавательные УУД: 
поиск информации
структурирование знаний;
умение осознанно строить высказывание
анализ объектов с целью выделения признаков, формирование мыслительных операций
Личностные УУД: определение значимости темы для себя.

Как «читать» Звездную карту?

Откройте учебник, параграф 4 ,стр. 23 
Промаркируйте текст, найдите ответы на вопросы, запишите в тетрадь:
а) Северный полюс мира.
б) система экваториальных координат
в) Полюса мира
г) Небесный меридиан
д) Небесный экватор
е) Что такое склонение светила, прямое восхождение, единицы измерения

В парах читают текст, помечают, размышляют, 
отвечают на вопросы, делают выводы. 

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Здоровьесберегающая

пауза

Прием «Покажи явление»

Цель: снять напряжение с глаз, дать возможность расслабиться
(1 мин)


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Ориентация в трудностях решения проблемы: выделение частных проблем и установление очередности их решения

Молодцы, ребята, справились с заданием! Такая 
кропотливая работа, несомненно, требовала колоссального напряжения. Давайте немного отдохнём. Я буду называть слова:
если относятся к созвездиям – поднимаете правую руку; если относятся к планетам – поднимаете левую руку;  если относятся к названиям звезд – поднимаете обе руки; если не относятся к перечисленному - качаете головой. 
Солнце,

Лев,

Водолей,

Меркурий,

комета,

Венера,

Альтаир,

Альдебаран,

астероид,

 Андромеда,

 Орион,

Земля,

Луна.

Фронтально выполняют задания учителя.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий Прием «Примени правило на практике»
Прием: «Решим проблему»
(10 мин)

Регулятивные УУД:
Планируют решение по заданию.
Познавательные УУД: 
Проговаривание правила в группе и оформление его.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог;
умение полно и точно выражать свои мысли;
умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства.
Объединение результатов, полученных при решении частных проблем и решение главной проблемы.

Этап реализации построенного проекта
Прием «Афиширование»
Цель: проверить степень усвоения правила и умения применять его на практике
(5 мин)

Регулятивные УУД: 
дают оценку работе группы.
Коллективное, групповое, индивидуальное решение проблем, проверка результатов работы и исправление ошибок.

Прием «Проверь себя!» 
Цель: 
1.проверить степень усвоения правила в нестандартной ситуации.
2.научить переводу из градусной меры в часовую.(5 мин)

Познавательные УУД:
поиск информации;
формирование мыслительных операций;
умение выбрать главное,
определить существенные и несущественные признаки
Личностные УУД:
формирование Я - концепции;
Коммуникативные УУД: 
взаимопроверка; взаимообучение;
умение работать в паре. 


А сейчас я вам предлагаю побывать в роли исследователей, 
Поделитесь на группы, у нас получилось
Задание группе: 
Определите понятие «созвездие» в современной трактовке.
С какой целью и по какому принципу в древности объединялись в созвездия?
В чем специфика современной карты звездного неба и звездных атласов древности?
Чем обусловлено и каковы особенности изменения вида звездного неба в течении суток?
Рассмотрите карту звездного неба. Как на ней изображены границы созвездий, отдельные звезды?
Почему некоторые звезды соединены сплошными линиями?


А сейчас каждая группа презентует свои результаты.
Зачитайте ответы на поставленные вопросы в эксперименте.

Дорогие ребята, вы по ходу выступления можете сделать замечание, похвалить, оценить деятельность группы.

(Проверяется по два задания из каждой группы.)



Я предлагаю вам проверить, насколько вы усвоили материал и выполнить задание 
Упр. 3,стр.27  № 1,2,3, 4,открыв (приложение V), стр. 215


В парах с помощью карточки информатора, параграфа учебника, решают задачи из упражнения.

В группе презентуют свои ответы, прикрепляют на доске, объясняют записанное.

Вызывается 4 ученика, которые показывают решение и коллективно определяется правильность решения. Индивидуально решают задачи.

Взаимопроверка: обмениваются тетрадями и проверят результат .представленный на доске.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Познавательные УУД:
Формирование мыслительных операций
Коммуникативные УУД: 
умение работать в паре
взаимопроверка, обсуждение выполненного задания.

1. Небесной сферой называется...
2. Осью мира называется...
3. Полюсами мира называется...
4. Северный полюс мира в настоящее время находится...
5. Плоскостью небесного экватора называется...
6. Экватор – это...
7. Период вращения небесной сферы равен...

А. ...точка пересечения оси вращения Солнца с небесной сферой.
Б. ...в 1°,5 от a Малой Медведицы
В. ...плоскость перпендикулярная к оси мира и проходящая через центр небесной сферы.
Г. ...периоду вращения Земли вокруг своей оси, т.е. 1 суткам.
Д. ...воображаемая сфера произвольного радиуса, описанная вокруг центра Солнца, на внутренней поверхности которой нанесены светила
Е. ...ось, вокруг которой вращается Земля, двигаясь в мировом пространстве
Ж. ...около звезды Вега в созвездии Лиры
З. ...линия пересечения небесной сферы и плоскости небесного экватора
И. ...точки пресечения небесной сферы с осью мира.
К. ...воображаемая сфера произвольного радиуса, описанная вокруг наблюдателя на Земле, на внутренней поверхности которой нанесены светила.
Л. ...воображаемая ось видимого вращения небесной сферы.
М. ...периоду вращения Земли вокруг Солнца.

8. Угол между осью мира и земной осью равен...
9. Угол между плоскостью небесного экватора и осью мира равен...
10. Угол между плоскостью небесного экватора и плоскостью земного экватора равен...
11. Угол наклона земной оси к плоскости земной орбиты равен...
12. Угол между плоскостью земного экватора и плоскостью земной орбиты равен...

А. 66°,5
Б. 0°
В. 90°
Г. 23°,5

13. Почему нельзя считать радиус небесной сферы бесконечно большим?
14. Сколько небесных сфер можно себе представить, если у каждого человека по два глаза, а на Земле проживает свыше 6 млрд человек?
15. Что называется прецессией земной оси и в чем причина прецессии?

В тесте  фразе из левого столбца подбирают подходящее по смыслу продолжение из правого.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Домашнее задание
Цель : предложить разноуровневое задание .(1 мин)

Коммуникативные УУД:
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих.
Регулятивные УУД:
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию

1)Пар №3,4.
2)Подготовить презентацию об истории возникновения звезд и созвездий.
3)В процессе визуального наблюдения легко спутать планету и звезду. Указать ,по каким внешним признакам такой ошибки можно избежать?

http:// schооl-collection.edu.ru / catalog/ rubr / 8b74c9c3-9aad - 4ae4-abf9- e8229c87b786/ 110377/- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Анимация «Движение светила по небесной сфере» 

http://www/astronet/ru/db/msg/1175352/node4.htmi - Астронет (системы небесных координат) 


Осуществляют самооценку работы групп, используя лист оценивания. 

Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО 2018 ИТОГОВАЯ РАБОТА Смирнова Татьяна Викторовна , преподаватель , ГБПОУ «Навашинский политехнический техникум»

Слайд 2

Аннотация разработанного сценария урока ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО Наименование учебной разработки: Проект учебного занятия Тема учебного занятия: Звезды и созвездия. Звездные карты. Небесные координаты Учебный предмет/дисциплина: «Астрономия» Нормативная трудоемкость: 2 часа Целевая группа/класс/профиль: 1 курс

Слайд 3

Нормативно-правовое обеспечение учебного предмета «Астрономия» ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 506 от 07.06.2017 "О внесении изменений в ФК ГОС" . Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования ( Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации ТС-194/08 от 20.06.2017 "Об организации изучения учебного предмета "Астрономиия" ) . Федеральный перечень учебников на 2017-2018 уч . год ( изменения от 05.07.2017 в Приказ N 253 Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г . // http://base.garant.ru/70649798/ . Письмо Министерства образования Нижегородской области от 16.06.2017 года № 316-01-100-2826/17-0-0 «О курсе астрономии в средней школе». Вебинар по организационным вопросам внедрения дисциплины "Астрономия" в программу среднего общего образования: Вебинар ФГАОУ ДПО "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" по организационным вопросам внедрения дисциплины "Астрономия" в программу среднего общего образования .

Слайд 4

Общая информация о разработанном уроке/проекте/рабочей программы ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) : Учебник. Астрономия 11 класс. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страута Е.К. Формы организации УВП (экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.): Лекция текущая, практическое занятие Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного предмета «Астрономия»:

Слайд 5

Целевые установки учебного занятия согласно ФК ГОС /Приказ № 506 от 07.06.2017 г. ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО Цели изучения астрономии на базовом уровне: Основной минимум содержание основных образовательных программ по темы: Основы практической астрономии. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Термины и понятия Суточное движение светил, небесная сфера, горизонтальная система координат, заходящие, невосходящие, незаходящие светила осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы ; приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем; овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени.

Слайд 6

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО Открыть способ работать с ПКЗН и ориентироваться на местности по звездам. Вовлечь учащихся в образовательную ситуацию астрономического исследования, наблюдения, измерения космического явления - вращения Земли вокруг своей оси и небесных явлений: восход, заход, суточное движение и кульминация светил (звезд). Овладеть теоретическим знанием в области суточное движение светил; небесной сферы и горизонтальной системы координат, заходящие, невосходящие, незаходящие светила; кульминация, и способами его прикладного использования содействовать формированию навыка выявления причинно-следственных связей, о практических способах применения астрометрических знаний Целевые установки Задачи:

Слайд 7

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО Ожидаемые/планируемые результаты : Целевые установки – предмет Цель (предметный результат) Обучающиеся научатся … Обучающиеся получат возможность …. Знает ТЕРМИНЫ: суточное движение светил; небесная сфера, горизонтальная система координат, заходящие, невосходящие, незаходящие светила; кульминация ПОНЯТИЯ : объясняет правила использования ПКЗН Понимает ИНТЕРПРЕТИРУЕТ назначение и правило перевода градусной меры в часовую и обратно. ОПРЕДЕЛЯЕТ направление вращения неба, характерные точки и линии небесной сферы, небесный меридиан, вертикал, горизонтальную систему координат, зенитное расстояние. Применяет угломерные астрономические инструменты: теодолит, высотомер; ПКЗН Находит на небе основные созвездия и наиболее яркие звезды, видимые в это время года в данное время в данной местности.

Слайд 8

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО Ожидаемые/планируемые результаты : Целевые установки – способ Цель (метапредметный результат) Обучающиеся откроют (овладеют, получат и т.п.) способ … Обучающиеся получат возможность …. Познавательные: умеет работать с информацией; Регулятивные: умеет определять главную учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, ставить цель деятельности, формулировать учебные задачи Коммуникативные: умеет вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Способность восприятия Способности восприятия: Зрительные Способности памяти: объем памяти, точность запоминания и воспроизведения Классифицировать информацию, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Воспроизводить объем определений, выполнять расчет Определяет на уровне зрительных ощущений внешний вид «небесной сферы» Воспроизводит основные понятия и определения, демонстрирует знания основных терминов и формул при выполнении практической работы

Слайд 9

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО Ожидаемые/планируемые результаты : Целевые установки – ценность Цель (личностный результат) Обучающиеся убедятся в том, что (осознают ценность …, сформируют представление о значимости … и т.п.) Обучающиеся получат возможность для формирования (позиции, понимания, убеждения, установки, оценки и т.п.) Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем. Демонстрировать навыки отбора необходимой информации демонстрировать навыки работы с компьютерной техникой Обучающиеся убедятся в том, что осознают ценность метода научного познания, сформируют представление о значимости изучения астрономических явлений и готовности к самообразованию на основе мотивации к обучению астрономии. Организуют собственную деятельность, определяют методы и способы выполнения практической работы, оценивают её . Демонстрирует необходимые навыки отбора информации при выполнении самостоятельных заданий Демонстрируют навыки работы с интернет ресурсами.

Слайд 10

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО - имеют опыт находить по ПКЗН созвездия и звезды, определять по ней условия видимости светил, оценивать их блеск. - знают понятие созвездия, способ их определения на небе, обозначение звезд и звездной величины. - могут записывать обозначение звезд, находить на небе основные созвездия (Большой и Малой Медведицы), - могут анализировать информацию, полученную из текста научного содержания. - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. Исходное состояние обучающихся:

Слайд 11

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО технология проблемного обучения с элементами критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии Технология организации учебной деятельности: Межпредметные связи: Звезды, созвездия, Полярная звезда , созвездия Большой и Малой Медведицы; горизонт, плоскость и стороны горизонта. Меридианы и параллели, ориентирование с их помощью по карте. Различие в изображении на глобусе и карте. Географические координаты (география, 6 кл).

Слайд 12

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО Формы оценки планируемых результатов: Предметный результат Метапредметный результат Личностный результат Форма оценивания : Устный опрос по теме «Астрономические наблюдения и телескопы» Метод оценивания: Беседа Форма контроля: Исследовательская работа по теме: Понятие «созвездие» в современной трактовке Метод контроля : презентация результатов исследовательской работы Форма контроля: Тест Метод контроля: Экспертная оценка Диагностика результативности обучения на занятии:

Слайд 13

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО Учебно – информационное обеспечение учебного занятия (с гиперссылками) Основная литература Дополнительная литература для учащихся Литература для учителя Раздаточный материал для самостоятельной деятельности учащихся Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут «Астрономия 11 класс. Базовый уровень»; Печатные пособия (ученические карты звездного неба, звездные атласы, астрономические календари)

Слайд 14

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО Учебно – информационное обеспечение учебного занятия (дидактические средства) (с гиперссылками) : Модели, макеты и инструменты Современное оборудование для проведения Аудио и видеоресурсы (С D- и DVD- ресурсы ) Цифровые источники информации (эор и Интернет –ресурсы) Наглядные средства (таблицы, карты, схемы и пр.) CD - видеофрагмент Экскурсии - Звездные острова - Ориентировка на небе. Карта звёздного неба онлайн http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php Таблица звёздного неба

Слайд 15

Материально-техническое обеспечение ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО Техническое обеспечение: компьютер с выходом в интернет, диски, для работы с ЭФУ Программное обеспечение: M.Word, P.Point, Mozilla

Слайд 16

Специфика разработанного сценария занятия, его дидактическая структура ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО Структура (в соответствии с тематическим планированием), включая домашнее задание: Содержание/проект содержания и оформления записей (или презентация к уроку): Подготовленные материалы (презентация, конспект занятия, дидактические карточки и т.д.):

Слайд 17

Формы представления учебного материала ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО Типы учебных материалов с Гиперссылками Форма представления материала Лекция СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Звезды и созвездия. Звездные карты. Небесные координаты. Справочник http://www/astronet/ru/db/msg/1175352/node4.htmi - Астронет (системы небесных координат) Статьи, Цоры, Эоры http:// schооl-collection.edu.ru / catalog/ rubr / 8b74c9c3-9aad - 4ae4-abf9- e8229c87b786/ 110377/- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Анимация «Движение светила по небесной сфере» Дополнительный материал Дагаев М.М. Сборник задач по астрономии: Учеб. Пособие для студентов физю- мат. Фак. пед. – М: Просвещение, 1980

Слайд 18

Формы организации практикума ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО Типы учебных материалов с Гиперссылками Форма представления материала Практическая работа На карточках задание Упражнения § 4. Упр. 3,стр.27 № 1,2,3 № 4, (приложение V), стр. 215

Слайд 19

Формы контроля ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО Тип контрольного задания с Гиперссылками Форма представления материала Тест 1. Небесной сферой называется... 2. Осью мира называется... 3. Полюсами мира называется... 4. Северный полюс мира в настоящее время находится... 5. Плоскостью небесного экватора называется... 6. Экватор – это... 7. Период вращения небесной сферы равен... 8. Угол между осью мира и земной осью равен... 9. Угол между плоскостью небесного экватора и осью мира равен... 10. Угол между плоскостью небесного экватора и плоскостью земного экватора равен... 11. Угол наклона земной оси к плоскости земной орбиты равен... 12. Угол между плоскостью земного экватора и плоскостью земной орбиты равен... 13. Почему нельзя считать радиус небесной сферы бесконечно большим? 14. Сколько небесных сфер можно себе представить, если у каждого человека по два глаза, а на Земле проживает свыше 6 млрд человек? 15. Что называется прецессией земной оси и в чем причина прецессии? А. ...точка пересечения оси вращения Солнца с небесной сферой. Б. ...в 1°,5 от a Малой Медведицы В. ...плоскость перпендикулярная к оси мира и проходящая через центр небесной сферы. Г. ...периоду вращения Земли вокруг своей оси, т.е. 1 суткам. Д. ...воображаемая сфера произвольного радиуса, описанная вокруг центра Солнца, на внутренней поверхности которой нанесены светила Е. ...ось, вокруг которой вращается Земля, двигаясь в мировом пространстве Ж. ...около звезды Вега в созвездии Лиры З. ...линия пересечения небесной сферы и плоскости небесного экватора И. ...точки пресечения небесной сферы с осью мира. К. ...воображаемая сфера произвольного радиуса, описанная вокруг наблюдателя на Земле, на внутренней поверхности которой нанесены светила. Л. ...воображаемая ось видимого вращения небесной сферы. М. ...периоду вращения Земли вокруг Солнца. Н. 66°,5 О. 0° П. 90° Р. 23°,5

Слайд 20

Формы организации учебных коммуникаций ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО Тип коммуникации Коммуникативный сервис Рефлексия Подготовить презентацию об истории возникновения звезд и созвездий. В процессе визуального наблюдения легко спутать планету и звезду. Указать ,по каким внешним признакам такой ошибки можно избежать?

Слайд 21

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО Источники информации Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 506 от 07.06.2017 "О внесении изменений в ФК ГОС« «Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования» / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации ТС- 194/08 от 20.06.2017 "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия". Приказ Министерства образования Нижегородской области «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» с 2017/2018 учебного года» №316-01-100-2507/700 от 23.06.2017 г./ Письмо Министерства образования Нижегородской области от 16.06.2017 года № 316-01-100-2826/17-0-0 «О курсе астрономии в средней школе». Вебинар ФГАОУ ДПО "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" по организационным вопросам внедрения дисциплины "Астрономия" в программу среднего общего образования. Гомулина Н.Н.« О работе Российской ассоциации учителей астрономии» Презентации об УМК издательств «Просвещение», «ФИЗМАТЛИТ» и корпорации «Российский учебник»: Презентация об УМК Учебно-методическое обеспечение курса «Астрономия» в школе Презентация об УМК Методические рекомендации Дрофы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Созвездие"

Воспитание молодого поколения – это сложный и многогранный процесс, в котором взаимодействуют различные социальные институты.Важнейшую роль в этом развитии играют образовательные учреждения и те, без ...

Сценарий концерта "Созвездие талантов"

Сценарий отчётного концерта вокальной студии Магаданского областного детского дома 2015 г....

Созвездие сказочных героев

Литературно-игровая программа по произведениям Андерсена для 2-5 классов. Можно использовать библиотекарям и педагогам....

Основы практической астрономии. Небесная сфера и ее координаты.

Учебно-методическая карта урока по астрономии разработана в помощь преподавателям физики и астрономии в образовательных учреждениях СПО....

Церемония подведения итогов учебного года "Созвездие талантов"

Церемония подведения итогов учебного года "Созвездие талантов"...

Волонтеры-медики "Созвездие сердец"

Предлагаем вашему вниманию презентацию о работе волонтеров-медиков на базе Шурышкарская СОШ "ОЦ"...