План открытого урока по концертмейстерскому классу
план-конспект урока на тему

Вожлакова Ирина Игоревна

Работа над художественным образом романсов С. Рахманинова "Здесь хорошо", "Сирень" со студенткой 3 курса специальности Инструментальное исполнительство по виду фортепиано Кожекиной Ольгой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Смоленское областное музыкальное училище имени М.И.Глинки»

План – конспект открытого урока

по предмету «Концертмейстерский класс»

преподавателя Вожлаковой И.И.

со студенткой 3 курса

фортепианного отделения Кожекиной Ольгой.

Иллюстратор Федосеенкова О.А.

Тема урока:  «Художественный образ  романсов С.В.Рахманинова «Сирень», «Здесь хорошо»

Цель урока: работа над художественным воплощением музыкальных образов, точное следование авторским указаниям в отношении темпа, характера, динамики, умения ясно слышать вокальную партию и чутко, гибко аккомпанировать.

Задачи:

Обучающие: - раскрыть глубину содержания литературных текстов Е.Бекетовой и Г.Галиной, которые композитор использовал для создания романсов;

- научить передавать образное содержание произведения, выразительную подачу фразы, штрихов, динамики, формы в целом при исполнении аккомпанемента на фортепиано;

- активизировать познавательную инициативу студентки.

Развивающие: - развивать познавательные процессы: память, мышление, воображение, внимание;

- расширять музыкально – литературный кругозор;

- закреплять двигательно – игровые навыки, пластику движений, культуру звукоизвлечения;

- развивать чувство формы;

- развивать умение донести до публики своё понимание произведения.

Воспитательные: - воспитывать  любовь к русской музыкальной и литературной классике;

- воспитывать чувство ответственности за дуэт.

Форма урока: индивидуальная.

Методы обучения: словесный, практический.

Оборудование: нотный материал, метроном, рояль, два стула.

Применение  педагогических технологий:

1. Здоровьесберегающие технологии;

2. Личностно – ориентированный подход в развитии индивидуальных творческих способностей;

3. Технология формирования социальной и коммуникативной компетентности

План урока:

1) Организационный момент.

2) Название темы урока. Вступительное слово преподавателя.

3) Работа над романсом «Сирень».

4) Работа над романсом «Здесь хорошо».

5) Заключение

Ход урока:

1. Организационный момент. Представление исполнителей. Эмоциональный настрой на исполняемые произведения.

2. Название темы урока «Работа над художественным образом романсов С.В.Рахманинова «Сирень», «Здесь хорошо». Вступительное слово преподавателя.

        Особое место в творчестве С.В. Рахманинова занимают романсы. В них композитор предстает другой стороной своего творческого облика.

Романсы С.В.Рахманинова по своей популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Рахманиновым написано около 80 романсов (считая юношеские, не опубликованные  при жизни композитора). Большинство их сочинено на тексты русских поэтов – лириков второй половины XIX  и рубежа XX веков и всего лишь немногим более десятка – на слова поэтов первой половины XIX века (Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе и др.)

        Обращаясь к стихотворениям невысокого поэтического достоинства, Рахманинов «прочитывал» их по – своему и в музыкальном воплощении придавал им новый неизмеримо более глубокий смысл. Романс он трактовал как область выражения преимущественно лирических чувств и настроений. Эпические, жанро – бытовые, комедийные или характеристические образы у него почти не встречаются. В нескольких романсах С.В.Рахманинова обнаруживается связь с народной песней и городской бытовой музыкой.

        Наиболее совершенные и тонкие романсы, связанные с образом природы были созданы композитором в зрелом периоде. Это – «Сирень», «Здесь  хорошо», «У моего окна». Они входят в цикл романсов соч. 21, появившийся почти одновременно с прелюдиями соч. 23 и Вторым концертом, и обладающий теми же высокими достоинствами: глубиной содержания, изяществом и отточенностью формы, богатством выразительных  средств.

 3. Работа над романсом «Сирень»

        В начале работы над произведением студентка Кожекина Ольга рассказала об  истории создания романса «Сирень».

        Есть точные даты создания многих произведений С.В.Рахманинова, в том числе и данного романса, поскольку сохранился им самим составленный список его произведений на 13 апреля 1917 года. Время создания романса  совпало с женитьбой С.Рахманинова (29 апреля 1902 года). Это была лучшая пора в жизни композитора. Каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке в имении своей – сначала будущей, теперь настоящей жены. Почти всё написанное С.Рахманиновым в последние 17 лет жизни в  России прошло через Ивановку. В тот апрель 1902 года он написал 11 романсов. Автором стихов, на которые написан романс, является Екатерина Андреевна Бекетова. Она была старшей дочерью в семье профессора А.Н.Бекетова, ректора Московского университета. Одной из первых исполнительниц романса была А. Нежданова. В своих  воспоминаниях  она пишет: «Будучи артисткой Большого театра и выступая в концертах, я обязательно включала в свои программы романсы Рахманинова: исполняла всеми любимые вдохновенные романсы «Сирень», «Здесь хорошо», «У моего окна», «Островок» и много других, таких же прекрасных по своей выразительности, поэтичности и красоте мелодии произведений.

        Работа над художественным воплощением музыкального образа.

Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, слиянием лирического чувства и образов природы. Вся музыкальная ткань романса певуча и мелодична. Спокойные и распевные вокальные фразы непринуждённо льются одна за другой.

Идёт работа над выразительной фигурацией фортепианного сопровождения, которое ассоциируется с лёгким дуновением листвы. Ощущение покоя возникает благодаря  пентатонике, выдержанной в бесполутоновом звукоряде ля-бемоль – си-бемоль – до – ми-бемоль – фа.

        Дальше мы работаем над серединной фразой романса, которая выделяется задушевностью и теплотой («В жизни счастье одно»), поддержанная красивым инструментальным подголоском и оттенённая мягким поворотом в тональность II ступени (си-бемоль минор). Исполняя партию сопровождения,  студентка должна ясно слышать вокальную партию, чутко и гибко следовать за голосом. Романс написан в простой двухчастной форме. Композитор сохраняет лишь тональность и рисунок фортепианного сопровождения. Сама же мелодия здесь новая, с широкими интервалами и задержаниями  в кульминации («Моё бедное счастье»). Далее работаем над чистым исполнением пентатонной фигурацией, которой завершается романс.

4. Работа над романсом «Здесь хорошо»

        Романс «Здесь хорошо» (слова Г.А.Галиной) также принадлежит к выдающимся образцам светло-созерцательных лирических  произведений Рахманинова. В нем обнаруживается характерная для зрелого романсного стиля композитора текучесть музыкального развития, порождающая особую цельность формы. Романс построен, можно сказать, «на одном дыхании» – так непрерывно льётся музыка в гибком сплетении мелодических фраз голоса и фортепиано, в пластичных гармонических и ладотональных  переходах.

 Поработаем над характерными мелодико – ритмическими очертаниями – ровное движение трёх восьмых по терциям вверх и остановка на последнем четвертом звуке с небольшим спуском вниз – нетрудно заметить во всех вокальных и фортепианных фразах романса. Во второй строфе постепенное нарастание звучности сопровождается одновременным уплотнением фактуры, у фортепиано появляется самостоятельный мелодический голос, переплетающийся с вокальной мелодией. Этот голос продолжает развиваться и после окончания  вокальной партии, как бы досказывая то, что осталось не до конца высказанным в словах.

Выстроим мелодическую вершину, представляющую собой тихую и полную глубокого, но затаенного, восторженного чувства, кульминацию («Да ты, мечта моя!»).

 Разнообразие красок, гармоний, переливчатость тональностей обогащает лирико – психологическое содержание романса, придавая музыке особую одухотворенность  и выразительность. Как и в «Сирени», к настроению тихой, безмятежной радости и покоя примешивается нотка какой-то скрытой безотчетной печали.

5. Заключение      

Таким образом, цель и задачи, поставленные на уроке, достигнуты.  Студентка продолжила развивать свои  концертмейстерские навыки: передача образного содержания произведения, выразительности подачи фразы, умение ясно слышать вокальную партию и чутко аккомпанировать.    

Роль фортепианной партии в романсах Рахманинова чрезвычайно велика. Фортепианное сопровождение имеет равноправное   с партией солиста, а подчас и главенствующее значение. Ценным в работе над ансамблевым исполнительством является то, что студент  получает удовлетворение от выполненной художественной работы, чувствует радость объединенных усилий, взаимной  поддержки, начинает понимать своеобразие совместного исполнительства. Формируется музыкально-эстетический вкус на высокохудожественных произведениях.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по теме"Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо"

План открытого урока по профессионально-трудовому обучению (штукатурно-малярное дело). Тема урока: Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо. Цели урока:   Учебна...

План открытого урока по музыке на тему "Русская народная песня"

Данный урок разработан для студентов 3 курса специального дошкольного отделения, изучающих учебную дисциплину "Музыка, ритмика"...

План открытого урока учебной практики «Станочник (металлообработка)»

Методическая разработка для подготовки по проффесии «Станочник (металлообработка)»....

План открытого урока по дисциплине: Основы экономики -Тема урока: «Производительность труда. Факторы производительности труда»

Тип урока: комбинированныйВид урока: урок-практикум комплексного применения знаний в рамках темы: «Производительность труда»Цели урока:Дидактические:·        Повтори...

План открытого урока для специальности 38.02.01 МДК 01.1 Тема "Принципы и цели разработки рабочего плана счетов "

По результатам проведенного исследования, а также изучения научно-методической литературы разработана методика изложения теоретического материала в качестве педагога профессионального обучения. Предме...

План-конспект урока в 7 классе. Тема Повторительно-обобщающий урок "Введение в историю"

повторение и закрепление изученного  материала по первому разделу....

План - конспект открытого урока в 9 классе. «Изготовление сувенирных столярных изделий и разделочных досок из дерева. Художественное оформление изделий и виды художественной резьбы по дереву. Декорирование разделочных досок»

План урока Предмет : Профильный труд «Столярное дело» – 9 классТема: Изготовление сувенирных изделий и разделочных досок из дерева. Художественное оформление изделий. Виды ...