Информационно-коммуникационные технологии - перспективы и проблемы
статья на тему
Информационно-коммуникационные технологии - это важная и необходимая часть современного общества и образования;
Средства информационно-коммуникационных технологий имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения.
Применение информационно-коммуникационных технологий может иметь также и некоторые негативные последствия;
ИКТ – это помощники преподавателя, а не полноценная альтернатива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИКТ - перспективы и проблемы | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Кустышева Т.А.,
преподаватель ГАПОУ АО « СТСИ»
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ
Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними продолжающаяся реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия преподавателя и студента в современной системе образования. Сегодня преподаватель обязан владеть не только навыками в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное их применение в своей непосредственной деятельности.
Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Какие возможности ИКТ дают преподавателю? И есть ли недостатки в применении средств ИКТ?
Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Таким образом, информационно-коммуникационная технология – это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией.
В настоящее время средства ИКТ способствуют решению следующих дидактических задач:
- Улучшению качества и организации процесса преподавания, повышение уровня индивидуализации обучения;
- Повышению качества и продуктивности самостоятельной работы обучающихся;
- индивидуализации работы педагога;
- обеспечению более свободного доступа к материалам и разработкам, подготовленным педагогом;
- повышению мотивации к обучению;
- активизации процесса обучения, привлечения обучающихся к исследовательской деятельности;
обеспечения гибкости процесса обучения
Средства ИКТ бывают:
1. Обучающие. Они сообщают знания, формируют умения в практической или учебной деятельности, обеспечивая требуемый уровень усвоения материала.
2. Тренажеры. Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.
3. Справочные и информационно-поисковые. Сообщают сведения по систематизации информации.
4. Демонстрационные. Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.
5. Имитационные. Представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики.
6. Лабораторные. Позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании.
7. Моделирующие. Дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования.
8. Расчетные. Автоматизируют расчеты и разнообразные рутинные операции.
9. Учебно-игровые. Предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучающихся реализована в игровой форме.
Наиболее широкое распространение в настоящее время получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, применение средств мультимедиа. Именно эти средства ИКТ применяю в своей работе при подготовке к учебным занятиям и их проведении.
Средства ИКТ обеспечивают широкий доступ к учебно-методической и научной литературе, к организации оперативной консультационной помощи, обмену информацией и мнениями по проблемным вопросам. Оснащение учебных кабинетов средствами мультимедийными установками приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Помимо этого, внедрение мультимедиа технологии способствует повышению мотивации обучения обучающихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Мультимедийные средства обучения помогают точнее выстроить структуру урока, эстетически его оформить. Ещё одним достоинством мультимедиа является эмоциональное воздействие на обучающихся, так как анимации, видеосюжеты, учебные фильмы, а также звуковое сопровождение слайдов формирует у них эмоциональный интерес и личностное отношение к увиденному и услышанному. Ну и как результат - повышение мотивации к обучению.
Применение мультимедийных средств позволяет также сократить время при выполнении заданий, дает возможность преподавателю сделать урок более насыщенным и наглядным, что повышает продуктивность урока. С появлением компьютерных сетей и аналогичных им средств ИКТ обучающийся имеет возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). Поэтому средства ИКТ важны как для преподавателя, так и для обучающегося, который может значительно быстрее найти и воспользоваться необходимой информацией при выполнении заданий самостоятельной работы, а также при подготовке проектов по учебной дисциплине.
На основании своего профессионального опыта могу отметить, что применение средств ИКТ имеет следующие достоинства:
- за счет использования на занятиях компьютера есть возможность выполнить трудоемкую часть своей работы с помощью компьютера и представить процесс обучения в более интересной форме;
- за счет того, что во время занятий можно проводить компьютерное тестирование и использовать диагностические методики можно быстро узнать, насколько хорошо ученики разобрались в изученном материале, и оперативно внести в него необходимые изменения;
- особую роль для обучающихся и преподавателя приобретает то, что сразу по завершении выполнения теста можно увидеть результат, содержащий все ошибки.
Но не следует полностью вытеснять отработанные и признанные педагогикой классические приемы и методы обучения при проведении учебных занятий и заменять их средствами ИКТ: все хорошо в меру. Постоянное применение ИКТ наряду с преимуществами имеет и недостатки, которые могут привести к определенным трудностям, а именно:
- преподавателю необходимо затрачивать огромное количество времени, чтобы подготовиться к учебным занятиям;
- отсутствие компьютера в домашнем пользовании у некоторой части обучающихся;
- не всегда представляется возможность оперативного взаимодействия с системным администратором или преподавателем информатики, чтобы решать технические проблемы при использовании средств ИКТ;
- в рабочем графике преподавателей не отведено время для исследования возможностей Интернет;
- существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, преподаватель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам;
- привыканиеобучающихся к возможно однообразной форме преподнесения информации, что может привести к утомляемости и снижению интереса со стороны некоторых обучающихся;
- проблема недостаточного финансирования технического обеспечения учебных занятий, что может привести как к физическому, так и к моральному износу средств ИКТ.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
- информационно-коммуникационные технологии - это важная и необходимая часть современного общества и образования;
- средства информационно-коммуникационных технологий имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения;
- информационно-коммуникационные технологии требуют хорошей материально-технической базы и своевременного обновления оборудования;
- применение информационно-коммуникационных технологий может иметь также и некоторые негативные последствия;
- ИКТ – это помощники преподавателя, а не полноценная альтернатива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности "Организация обслуживания в общественном питании"
Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100114 Организация обслуж...
Проблема использования информационно-коммуникационных технологий при обучении математике
В статье раскрывается проблема подготовки студентов , способных работать в условиях требований нового образовательного стандарта...
Проблемы бухгалтерского учета затрат предприятия на информационно-коммуникационные технологии
Материал содержит презентацию на тему "Проблемы бухгалтерского учета затрат предприятия на информационно-коммуникационные технологии"...
«Информационно-коммуникационные технологии как интегрированная педагогическая технология».
Сотрудничество ООО и СПО. Профессиональная ориентация учеников ООО поступающих на технические профили СПО...
Использование современных образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе - Информационно-коммуникационные технологии.
Примером использования ИКТ служит конспект занятия«Проезд регулируемых перекрестков». Занятие проводится с использованием «Комплекса интерактивной автошколы» и в частности...
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей технологии образовательных организаций основного образования
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕПРОГРАММАПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей т...
Повышение эффективности урока, развитие интеллектуальных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с освоением наиболее рациональных технологий
В настоящее время педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии, что обусловлено и...