Конспект занятия с детьми младшего школьного возраста
план-конспект занятия по теме
Тема урока (внеурочного занятия): «Что означают наши имена»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие с обучающимися 2 класса.
Тема урока (внеурочного занятия): «Что означают наши имена»
Сроциальный педагог: Маслакова Татьяна Степановна
Формы работы: интегрированное занятие с элементами игры
Цель занятия: познакомить учащихся с возникновением имён.
Задачи занятия:
1. Определить понятие, что такое имя.
2. Познакомить детей с различными именами и их значениями;
3. Развивать устную речь, мышление, память учащихся;
4. Воспитывать уважение друг к другу, содействовать формированию сплоченного коллектива.
Дидактические средства: загадка на солнышке, клубок нитей, альбомные листы, краски, фигуры на липучках для рефлексии – облачка и тучки.
Структура и содержание занятия
Этапы деятельности на занятии | Содержание занятия | Коррекционные задачи | На формирование, каких УУД направлено решение коррекционных задач. |
Организационный этап Психологический настрой на занятие | - Здравствуйте ребята! (Дети сидят по кругу). - Мы с вами начинаем наше занятие. Но для того чтобы бы приступить к нему, давайте пожелаем друг другу успеха и удачи, каждый повернётся к своему соседу справа и улыбнётся ему, затем повернётся к соседу слева и улыбнётся ему. | Создать необходимые условия для психологического настроя учащихся на работу. | формирование коммуникативных УУД: - умение слушать и понимать других; - воспитывать взаимоуважение друг к другу. |
Подготовительный этап Совместное целеполагание | - Если разгадаете загадку, то солнышко повернется к нам Педагог загадывает детям загадку, расположенную на отвернутом солнышке: Тебе дано, А люди пользуются? -Что это такое? (дети отгадывают: имя) Педагог с детьми разбирают загадку. Загадка разбирается по вопросам: Почему имя тебе дано? Какая задача у имени, для чего или зачем оно тебе дано? Есть ли смысл у имени? Солнышко вывешивается на доску. - Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем разговаривать? (Предположения детей: сегодня мы будем говорить об именах, узнаем, что же такое имя и узнаем их значения). Дидактическая игра (мозговой штурм): «Какое оно?» Педагог: Ребята, давайте подумаем, а какое оно имя? Дети выдвигают свои предположения: женское, мужское, ласковое, полное, сокращенное, свое, чужое, содержащее в себе иной смысл… - Может ли человек жить без имени? Дети: нет, объясняют почему (выдвижение предположений). Проблемная ситуация: А если у человека нет имени, что с ним произойдет? Дети: ему будет не так, как остальным; плохо, он будет расстраиваться, человек не может без имени, оно ему необходимо. - Правильно ребята без имени человеку было бы сложнее выжить в нашем многогранном и разноцветном мире. - А что мы будем делать, чтобы ответить на эти вопросы? Что такое имя? Откуда берутся имена? Что значит ваше имя? Планирование деятельности: разбираться, что такое имя, узнаем, откуда они появились, для чего они нужны, узнаем тайны имен. | Формировать творческое восприятие и воображение; умение анализировать и планировать деятельность Формировать творческое восприятие и воображение; умение анализировать и планировать деятельность | формирование познавательных УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - анализ, синтез; - умение находить информацию разными способами (в разных источниках). формирование познавательных УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - анализ, синтез; - умение находить информацию разными способами (в разных источниках). |
Операциональный этап Физминутка Продолжение операционального этапа | Организация поиска информации из рассказа педагога. Педагог начинает свой рассказ по теме занятия, обращаясь, всё время к обучающимся. -Я решила разобраться, что же такое имя? Ребята, кто-нибудь из вас может ответить на это вопрос? (предположения детей: именем называют человека, имя есть у каждого человека). - Послушайте внимательно мой рассказ и найдите в нём, то, с чем связано имя человека. - Для начала я решила посмотреть, что такое имя в справочнике (демонстрация справочника) и вот что я узнала: ИМЯ - личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Имена личные люди имели во все времена. У каждого народа они связаны с его культурой, бытом, жизнью. Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем. Таким образом, личное имя — слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими. Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Личные имена употребляются не только в жизни, в частных разговорах, но и в документах. Они могут быть модными или, напротив, устаревшими. Официальное русское именование триедино: его составляют имя, отчество и фамилия. Организация диалога: - Скажите, кто запомнил, что же такое имя? Как оно появилось? Ответы детей: имя – это личное название человека, любое слово могло стать именем. - Велика ли роль имени в жизни человека? Дети: Велика, у каждого человека есть имя. Без имени человек не может жить. - А кто запомнил, какие бывают имена? Дети: Личное, модное, устаревшее. Педагог: Приведите примеры таких имен. Дети приводят примеры: например устаревшие имена Серафим, Степанида, Фаина, Лазарь, Назар, модные имена: Карина, Алина, Матвей, Максим. Личные имена называют свои имена. Педагог: Молодцы, ребята, внимательно слушали меня, привели хорошие примеры. Мы сейчас немного отдохнём. Ветер дует нам в лицо (дети встают, нужно помахать руками на лицо) Закачалось деревцо (руки вверх, наклоны корпуса вместе с руками в стороны) Ветер тише, тише, тише (присесть, помахать руками вверх-вниз) . Деревцо всё выше, выше (потянуться вверх). - Ну а теперь давайте расскажем, кого, как зовут, для этого выполним следующее: Упражнение "Мое имя". Работа организуется в группах. Сначала в четверках, затем все вместе. Дети по очереди сообщают о себе по плану: "Мое имя ..., мне... лет, + дополняют, что-то о себе мне нравится, я интересуюсь, я люблю и т.д.…." Первый начинает взрослый: Например: Моё имя Татьяна, мне 41 год, мне нравится сегодняшний день. Далее педагог следит за деятельностью в малых группах, потом все возвращаются в круг и говорят, как им нравится, когда их называют: полным именем или сокращенным, уменьшительным или измененным. - Ребята, значение имени и есть некая тайна имени. После того, как каждый ребенок выскажется о себе, как его зовут и что-то о себе педагог предлагает найти информацию подобранную заранее, что обозначает его имя. Примеры имён: Яна - от древнееврейского — «милость Божья». Тахир (азербайджанское имя) в переводе с арабского – «чистый, целомудренный». Анна – от древнееврейского «благодать» Александр - от греческого «мужественный защитник». Матвей – от древнееврейского «Божий человек» Дарья - от персидского — «огонь великий». Руфат (азербайджанское имя) – с арабского «знатный», «высокое положение». Ксения - от греческого «гостеприимство», «чужеземный» Кира - от греческого «госпожа». Елизавета - от древнееврейского - «клятва божия». Самира (азербайджанское имя) – с арабского - «собеседница». Алина - от древнегерманского - «благородная». Игра "Клубочек и его нити". - А теперь узнаем о тех, кто рядом с нами. У педагога в руках клубочек, нить обвита вокруг пальца. Он задает одному из участников, какой-либо вопрос (Что ты любишь? Чего ты боишься? С кем дружишь? и т.д.) и кидает ему клубок. Тот ловит его, обматывает нитку вокруг своего пальца и отвечает на вопрос. Затем задает вопрос следующему участнику, кидает ему клубок. В конце клубок возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие детей друг с другом, определяют, на что похожа ниточная фигура. Теперь вся группа — единое целое. Это нити дружбы. Педагог: Много хорошего и разного мы узнали друг о друге. Давайте напомним миру, как нас зовут. Мы любим свое имя и сейчас напишем его на листах. Рисование своего имени: творческое задание. - А теперь, давайте напишем и нарисуем наши имена, в соответствии с их значениями, то есть их тайной. Нарисуйте символ имени, сделайте герб имени, оживите, имя с помощью своего рисунка, поместите его в среду и т.д. Дети пишут свое имя любой краской на альбомном листе и дополняют его значением, смыслом. Если ребенок затрудняется, педагог пишет его имя на листке, ребенок копирует. При наличии одинаковых имен можно написать букву фамилии или другой знак. Листы вывешиваются на доску. | - создать условия для речевого общения учащихся, введения новых понятий в активный словарный запас учащихся путём расширения их речевой практики; - расширять познавательную деятельность школьников; - формировать умение учащихся работать в группе, принимать общие правила, совместно договариваться в группе. | формирование регулятивных УУД: - формулировать и удерживать цель занятия; - составлять план и последовательность действий; формирование коммуникативных УУД: - умение слушать и понимать других; - воспитывать взаимоуважение друг к другу; - умение работать в группе, принимать правила группы, совместно договариваться о правилах общения в группе и следовать им; - умение оформлять свои мысли в устной речи; - умение отстаивать свою точку зрения. |
Итоговый этап | - Давайте полюбуемся нашими именами. В каждом человеке есть что-то интересное, особенное. - Кто узнал что-то новое о себе? - О своих друзьях? - Кто запомнил для чего человеку имя? - Какие бывают имена? - Почему говорят «Тайна имени»? Дети отвечают на вопросы педагога. - У каждого человека есть имя, данное ему при рождении. Так и нужно его называть. А все вместе мы (перечисление имен присутствующих) - одно целое «Мы». | Учить выделять главное, существенное. Развивать умение сравнивать анализировать. Учить делать выводы. | формирование личностных УУД: - самоопределение себя частью изменяющегося мира, умение объяснять, что связывает тебя с твоими близкими друзьями по классу. |
Рефлексивный этап | Педагог показывает детям вырезанные облачка и тучки на липучках и предлагает украсить небо вокруг нашего солнышка облачками, если занятие понравилось и тучками, если им было грустно и скучно. Дети украшают доску. Чтобы оценить свою деятельность на занятии продолжите фразы, либо выберите этап занятия, что вам особенно запомнилось: Я узнал про свое имя…. Мне было интересно, когда … Мне еще нужно узнать… Для меня самым трудным было… Сегодня на занятии мне было… - Наше занятие подходит к концу. Давайте снова возьмемся за руки, улыбнемся друг другу! - Все мы молодцы! Большое спасибо за занятие! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на занятиях хора"
Важнейшим средством духовного развития ребенка, повышения уровня его нравственной и эстетической культуры является музыка, и особенно – вокально-хоровое воспитание. Выразительное и эмоциональное испол...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА
Среди многообразия задач музыкального развития личности одной из ведущих выступает развитие эмоционально-чувственной сферы, в которой решающее место отводится эмоциональной отзывчивости.Особая роль ...
Обучающее занятие-игра по правилам дорожного движения для детей младшего школьного возраста "Красный, жёлтый, зелёный"
Сценарий предполагает, что зрители рассажены по секторам и разделены на три команды: команда красных, команда жёлтых, команда зелёных. Ведущие знакомят участников программы с историей возникнове...
Курсовая работа «Театральная игра как способ изучения английского языка детьми младшего школьного возраста в условиях школьной площадки»
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но...
Аппликация из бумаги “Новогодняя» - занятие для детей младшего школьного возраста
Знакомство с техникой оригами, аппликации; развитие глазомера, развитие мелкой моторики рук, воспитание усидчивости, развитие творческих способностей...
Методическое пособие по МДК 02.02 Основы реабилитации для специальности 34.02.01. Сестринское дело "ЛФК с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"
В данном пособии представлен материал для проведения практического занятия по МДК 02.02 Основы реабилитации для специальности Сестринское дело....
Консультация для педагогов на тему: «Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста»
Дети с речевыми нарушениями, как никто другой нуждаются постоянной тренировке и подкреплении действиями умения практически применять полученные знания. Метод проектов предоставляет ребенку возможность...