Урок чтения и развития речи в 6 классе ( по АООП для детей с лёгкой умственной отсталостью)
план-конспект урока по теме

Киселевич Анастасия Евгеньевна

Предлагаю конспект урока по чтению и развитию речи в 6 классе  по теме "Былина "Илья Муромец и соловей-разбойник". Надеюсь, он  будет полезным для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilya_muromets_i_solovey_razboynik.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения  и развития речи в 6 классе по  адаптированной основной общеобразовательной программе в 6 классе

Тема: отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Цели: Познакомить учащихся с отрывком из былины «Илья Муромец и Соловей –разбойник».

Развивать умение анализировать  былину, объяснять поступки героев и причины событий, описанных в былине. Совершенствовать технику чтения. Расширять и активизировать словарный запас обучающихся . Воспитывать интерес к произведениям русского фольклора, воспитывать положительные черты личности через содержание былины.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока.

- Ой вы гой еси, добры молодцы! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную. И чтоб велась беседа наша речью плавною, чтобы был у нас на уроке мир и согласие.  А ещё хочу пожелать вам успехов в трудах ваших! Всё. Что вы сегодня услышите, может вам пригодится

Далее учитель сообщает тему урока

-вы, наверное, уже догадались, что сегодня у нас необычный урок. Его тема зашифрована в шифрограмме. Кто из вас, добры молодцы, сможет разгадать её?

ВАСЧТСПБЫЛИНАРИСКОР (слайд 2)

-Правильно, это былина. И тема  нашего урока звучит так: «Былина Илья Муромец и Соловей-разбойник» (слайд 3)

-Сегодня мы прочитаем отрывок из былины о русском богатыре. Но прежде, чем мы начнём читать, давайте вспомним, что такое былина? (старинная песня о подвигах богатырей , слайд 4) 

-А кто такие богатыри? (люди, защищавшие свою Родину)

-Какие богатыри стали гордостью русского народа? (ответы детей)

Какие      богатыри      стали гордостью

русского народа?

Какие      богатыри      стали гордостью

русского народа?

Какие      богатыри      стали гордостью

русского народа?

-Богатырей на русской земле было много, но самыми  известными были, как вы только что сказали, Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

 Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

-С  богатырской темой мы с давних пор встречаемся в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи.  Итак, ребята, давайте познакомимся с отрывком из былины «Илья Муромец и Соловей –разбойник».

-Ой! Смотрите, нам преградил путь придорожный камень. Давайте прочитаем, что на нём написано (слайд 5)

 

  1. Картина В. М. Васнецова «Богатыри»
  2. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник

-Выходит, что мы с вами сначала должны отправиться в картинную галерею (слайд 6)

3. Беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

- В Москве, в Третьяковской галерее находится знаменитая картина «Богатыри», которую написал известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он родился 168 лет назад и за всю жизнь создал много картин на сюжеты  русских народных сказок и былин.

Картина «Богатыри» - самая знаменитая картина Васнецова (слайд 7) .

Художник начал делать первые наброски будущего шедевра, когда ему было всего 23 года, через 5 лет  он напишет второй   набросок. В это время художник находился во Франции и  очень тосковал по родине.  Но начать работу над картиной Виктор Васнецов смог ещё через 5 лет, в  33 года и эта работа продолжалась целых 17 лет – до 1898 года (слайд 8).

Рассматривание картины «богатыри» (слайд 7)

-Вот они, знаменитые три богатыря русских. Три воина на могучих конях. Стоят они на страже русских границ.

-Кто, по –вашему, самый старший? (Илья Муромец)

-Как он выглядит? (очень сильный, уверенный в себе)

-Как его изобразил художник? (верхом на коне)

-Какой конь у Ильи Муромца? (вороной, такой же сильный и спокойный)

-Что держит в руке? (тяжёлую палицу)

-Кто изображён справа? (Добрыня Никитич)

-Какое оружие у Добрыни Никитича? (меч и щит)

-Как выглядит щит? ( горит и переливается драгоценными камнями)

-Какой конь у Добрыни? (в нарядной сбруе)

-Кто ещё изображен на картине? (Алёша Попович)

-Как он выглядит? (молодой богатырь)

-как он вооружён? (луком и стрелами)

-Скажите, а любой человек может стрелять из лука? (нет)

-Каким нужно быть, чтобы стрелять из лука? (ловким, смелым)

-Где художник изобразил богатырей? (в степи)

-Как вы думаете, как художник относится к своим богатырям? (с уважением)

-Ребята, давайте обобщим всё, что мы сейчас сказали: (можно заранее подготовить  2 –х учеников)

-В степи, среди бескрайних просторов остановились три всадника, три могучих богатыря. В центре картины на вороном коне сидит Илья Муромец. Уверенность и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. С лёгкостью он держит в руке тяжёлую палицу. И конь под стать богатырю, такой же сильный и спокойный. Слой стороны  изображён Добрыня Никитич. Он сын богатого князя. Блестит серебром его кольчуга, щит горит и переливается драгоценными камнями. И конь  Добрыни в нарядной сбруе. Направо от Ильи Муромца изображён Алёша Попович. Лук и стрелы его оружие. Видно, не силой богатырской сражается он с врагами, а находчивостью и смекалкой. Смотришь на картину и веришь, что художник очень уважает своих богатырей, защитников русской земли.

4. Физкультминутка «Богатыри»

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку.

Дружно встали: раз, два, три,

Мы теперь богатыри! (встают)

 Мы мощны и высоки, (встают на цыпочки, поднимают руки вверх, тянутся) 

 У нас плечи широки, (расставляют руки в стороны, тянутся)

 Мы кольчуги надеваем, (имитируют движение)

Боевых коней седлаем,

Выезжаем все в дозор, (скачут)

Чтоб на земли кинуть взор:

Не напал ль татарин злой,

Как осиный темный рой?

Вот стоим мы на заставе,

 Ноги широко расставим. (Встают, расставив ноги)

 Поглядим из-под ладони

 Вправо-влево (имитируют движение), торс наклоним:

Нет ли вражеских следов, (наклоняются)

Не летит ли трехголов (смотрят вверх, прогибая спину)

Змей люд русский обижать?

Все спокойно? Можно спать!

Поработали, ребятки,  

А теперь все на зарядку.  

Дружно встали: раз, два, три, 

Мы теперь богатыри! (встают)

Поработали, ребятки,  

А теперь все на зарядку.  

Дружно встали: раз, два, три, 

Мы теперь богатыри! (встают) 

   

5. Чтение былины «Илья Муромец и соловей-разбойник»

5.1.Актуализация знаний

- Прежде, чем мы начнём чтение отрывка из былины, давайте вспомним, что мы знаем про Илью Муромца.  Из какого города был Илья? (Из Мурома)

-Что нам ещё известно об  этом богатыре?  (Илья не мог ходить и 30 лет сиднем сидел на печке) (слайд 9)

- Как произошло чудесное исцеление Ильи? (однажды в дом зашли калики перехожие, которым  и Илья сначала не мог даже водички налить. Но те дали ему чарочку питьица медвяного, от которого богатырское сердце разгорелось, белое тело распотелось, и почувствовал Илья в себе силушку великую) (слайд 10)

-Что сказали калики перехожие Илье на прощание? (чтобы был он великим богатырём, седлал коня, брал у матушки с батюшкой  благословение и ехал в чисто поле, защищать родную землю)

-Давайте посмотрим  этот эпизод в мультфильме ( показ отрывка из мультфильма «Исцеление Ильи Муромца),198.. г

5.2. Первичное чтение отрывка из былины. Читает  учитель

-О чём рассказывается в этом отрывке?

-Все ли слова вам были понятны? (нет)

Словарная работа: благословение, ратный подвиг, радельник, перед ворогом, чаянные и нечаянные, напутствует, не гордынься, назад шагу не дай. Слайд 12

5.3. Беседа по прочитанному+ выборочное чтение

-Прочитайте, с чего начинается просьба Ильи Муромца? (слайд 13)

-На что просит богатырь благословение у родителей?

-Прочитайте наказ отца своему сыну.

-Что значит «А на злые дела, на недобрые моего тебе благословения нет!»

-на какие дела благословил отец Илью Муромца?

-Что означают слова «Перед князем барином не гнись, не вались»?

-Как вы думаете, как Илья относится к своим родителям? (с уважением)

-Из каких слов это видно? Прочитайте

-Как  следует читать былину? (напевно, не торопясь)

5.3. Повторное чтение

а) чтение «за диктором»

б) «чтение-спринт»

в) чтение всего отрывка учащимися

6. Итог урока. Рефлексия.

-Побеждали богатыри во всех боях и в боях им смерть не писана. Там, где можно. Стараются они избежать кровопролития, не бьют врагов своих, а разбивают в щепки дуб на глазах их палицей своей богатырской. И враги, в страхе разбегются…

-Ребята, вам понравился урок?

-Что вам больше всего понравилось.

-Оценки за урок…

Закончите предложение

1.Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» вызвала у меня чувство….

2.Илья Муромец – это человек…

-Всем спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы).

Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы)....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ 5 КЛАСС

Цель: Создание условий для формирования навыка осознанного, выразительного  чтения сказки, активизации   учащихся и вовлечения их в   процесс анализа  художественного произвед...

Коррекционная программа по логопедии по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости»

Содержание: Пояснительная запискаТематический планЛогопедические занятия. Обучающиеся с РДАЛогопедические занятия. Обучающиеся с глубокой умственной отсталостьюПерспективное планирование логопеди...

Программа по формированию психологического здоровья детей с глубокой умственной отсталостью с помощью сказкотерапии

Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и   интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ...

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с тяжёлой умственной отсталостью

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с тяжёлой умственной отсталостью...

Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида

Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. ...

Рабочая программа учебного курса чтение и развитие речи в 8 классе

Рабочая программа учебного курса чтение и развитие речи в 8 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов (Прог...