Урок чтения и развития речи в 6 классе ( по АООП для детей с лёгкой умственной отсталостью)
план-конспект урока по теме
Предлагаю конспект урока по чтению и развитию речи в 6 классе по теме "Былина "Илья Муромец и соловей-разбойник". Надеюсь, он будет полезным для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilya_muromets_i_solovey_razboynik.docx | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения и развития речи в 6 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе в 6 классе
Тема: отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Цели: Познакомить учащихся с отрывком из былины «Илья Муромец и Соловей –разбойник».
Развивать умение анализировать былину, объяснять поступки героев и причины событий, описанных в былине. Совершенствовать технику чтения. Расширять и активизировать словарный запас обучающихся . Воспитывать интерес к произведениям русского фольклора, воспитывать положительные черты личности через содержание былины.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока.
- Ой вы гой еси, добры молодцы! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную. И чтоб велась беседа наша речью плавною, чтобы был у нас на уроке мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам успехов в трудах ваших! Всё. Что вы сегодня услышите, может вам пригодится
Далее учитель сообщает тему урока
-вы, наверное, уже догадались, что сегодня у нас необычный урок. Его тема зашифрована в шифрограмме. Кто из вас, добры молодцы, сможет разгадать её?
ВАСЧТСПБЫЛИНАРИСКОР (слайд 2)
-Правильно, это былина. И тема нашего урока звучит так: «Былина Илья Муромец и Соловей-разбойник» (слайд 3)
-Сегодня мы прочитаем отрывок из былины о русском богатыре. Но прежде, чем мы начнём читать, давайте вспомним, что такое былина? (старинная песня о подвигах богатырей , слайд 4)
-А кто такие богатыри? (люди, защищавшие свою Родину)
-Какие богатыри стали гордостью русского народа? (ответы детей)
Какие богатыри стали гордостью
русского народа?
Какие богатыри стали гордостью
русского народа?
Какие богатыри стали гордостью
русского народа?
-Богатырей на русской земле было много, но самыми известными были, как вы только что сказали, Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!
-С богатырской темой мы с давних пор встречаемся в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи. Итак, ребята, давайте познакомимся с отрывком из былины «Илья Муромец и Соловей –разбойник».
-Ой! Смотрите, нам преградил путь придорожный камень. Давайте прочитаем, что на нём написано (слайд 5)
- Картина В. М. Васнецова «Богатыри»
- Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник
-Выходит, что мы с вами сначала должны отправиться в картинную галерею (слайд 6)
3. Беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
- В Москве, в Третьяковской галерее находится знаменитая картина «Богатыри», которую написал известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он родился 168 лет назад и за всю жизнь создал много картин на сюжеты русских народных сказок и былин.
Картина «Богатыри» - самая знаменитая картина Васнецова (слайд 7) .
Художник начал делать первые наброски будущего шедевра, когда ему было всего 23 года, через 5 лет он напишет второй набросок. В это время художник находился во Франции и очень тосковал по родине. Но начать работу над картиной Виктор Васнецов смог ещё через 5 лет, в 33 года и эта работа продолжалась целых 17 лет – до 1898 года (слайд 8).
Рассматривание картины «богатыри» (слайд 7)
-Вот они, знаменитые три богатыря русских. Три воина на могучих конях. Стоят они на страже русских границ.
-Кто, по –вашему, самый старший? (Илья Муромец)
-Как он выглядит? (очень сильный, уверенный в себе)
-Как его изобразил художник? (верхом на коне)
-Какой конь у Ильи Муромца? (вороной, такой же сильный и спокойный)
-Что держит в руке? (тяжёлую палицу)
-Кто изображён справа? (Добрыня Никитич)
-Какое оружие у Добрыни Никитича? (меч и щит)
-Как выглядит щит? ( горит и переливается драгоценными камнями)
-Какой конь у Добрыни? (в нарядной сбруе)
-Кто ещё изображен на картине? (Алёша Попович)
-Как он выглядит? (молодой богатырь)
-как он вооружён? (луком и стрелами)
-Скажите, а любой человек может стрелять из лука? (нет)
-Каким нужно быть, чтобы стрелять из лука? (ловким, смелым)
-Где художник изобразил богатырей? (в степи)
-Как вы думаете, как художник относится к своим богатырям? (с уважением)
-Ребята, давайте обобщим всё, что мы сейчас сказали: (можно заранее подготовить 2 –х учеников)
-В степи, среди бескрайних просторов остановились три всадника, три могучих богатыря. В центре картины на вороном коне сидит Илья Муромец. Уверенность и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. С лёгкостью он держит в руке тяжёлую палицу. И конь под стать богатырю, такой же сильный и спокойный. Слой стороны изображён Добрыня Никитич. Он сын богатого князя. Блестит серебром его кольчуга, щит горит и переливается драгоценными камнями. И конь Добрыни в нарядной сбруе. Направо от Ильи Муромца изображён Алёша Попович. Лук и стрелы его оружие. Видно, не силой богатырской сражается он с врагами, а находчивостью и смекалкой. Смотришь на картину и веришь, что художник очень уважает своих богатырей, защитников русской земли.
4. Физкультминутка «Богатыри»
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку.
Дружно встали: раз, два, три,
Мы теперь богатыри! (встают)
Мы мощны и высоки, (встают на цыпочки, поднимают руки вверх, тянутся)
У нас плечи широки, (расставляют руки в стороны, тянутся)
Мы кольчуги надеваем, (имитируют движение)
Боевых коней седлаем,
Выезжаем все в дозор, (скачут)
Чтоб на земли кинуть взор:
Не напал ль татарин злой,
Как осиный темный рой?
Вот стоим мы на заставе,
Ноги широко расставим. (Встают, расставив ноги)
Поглядим из-под ладони
Вправо-влево (имитируют движение), торс наклоним:
Нет ли вражеских следов, (наклоняются)
Не летит ли трехголов (смотрят вверх, прогибая спину)
Змей люд русский обижать?
Все спокойно? Можно спать!
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку.
Дружно встали: раз, два, три,
Мы теперь богатыри! (встают)
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку.
Дружно встали: раз, два, три,
Мы теперь богатыри! (встают)
5. Чтение былины «Илья Муромец и соловей-разбойник»
5.1.Актуализация знаний
- Прежде, чем мы начнём чтение отрывка из былины, давайте вспомним, что мы знаем про Илью Муромца. Из какого города был Илья? (Из Мурома)
-Что нам ещё известно об этом богатыре? (Илья не мог ходить и 30 лет сиднем сидел на печке) (слайд 9)
- Как произошло чудесное исцеление Ильи? (однажды в дом зашли калики перехожие, которым и Илья сначала не мог даже водички налить. Но те дали ему чарочку питьица медвяного, от которого богатырское сердце разгорелось, белое тело распотелось, и почувствовал Илья в себе силушку великую) (слайд 10)
-Что сказали калики перехожие Илье на прощание? (чтобы был он великим богатырём, седлал коня, брал у матушки с батюшкой благословение и ехал в чисто поле, защищать родную землю)
-Давайте посмотрим этот эпизод в мультфильме ( показ отрывка из мультфильма «Исцеление Ильи Муромца),198.. г
5.2. Первичное чтение отрывка из былины. Читает учитель
-О чём рассказывается в этом отрывке?
-Все ли слова вам были понятны? (нет)
Словарная работа: благословение, ратный подвиг, радельник, перед ворогом, чаянные и нечаянные, напутствует, не гордынься, назад шагу не дай. Слайд 12
5.3. Беседа по прочитанному+ выборочное чтение
-Прочитайте, с чего начинается просьба Ильи Муромца? (слайд 13)
-На что просит богатырь благословение у родителей?
-Прочитайте наказ отца своему сыну.
-Что значит «А на злые дела, на недобрые моего тебе благословения нет!»
-на какие дела благословил отец Илью Муромца?
-Что означают слова «Перед князем барином не гнись, не вались»?
-Как вы думаете, как Илья относится к своим родителям? (с уважением)
-Из каких слов это видно? Прочитайте
-Как следует читать былину? (напевно, не торопясь)
5.3. Повторное чтение
а) чтение «за диктором»
б) «чтение-спринт»
в) чтение всего отрывка учащимися
6. Итог урока. Рефлексия.
-Побеждали богатыри во всех боях и в боях им смерть не писана. Там, где можно. Стараются они избежать кровопролития, не бьют врагов своих, а разбивают в щепки дуб на глазах их палицей своей богатырской. И враги, в страхе разбегются…
-Ребята, вам понравился урок?
-Что вам больше всего понравилось.
-Оценки за урок…
Закончите предложение
1.Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» вызвала у меня чувство….
2.Илья Муромец – это человек…
-Всем спасибо. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы).
Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы)....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ 5 КЛАСС
Цель: Создание условий для формирования навыка осознанного, выразительного чтения сказки, активизации учащихся и вовлечения их в процесс анализа художественного произвед...
Коррекционная программа по логопедии по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости»
Содержание: Пояснительная запискаТематический планЛогопедические занятия. Обучающиеся с РДАЛогопедические занятия. Обучающиеся с глубокой умственной отсталостьюПерспективное планирование логопеди...
Программа по формированию психологического здоровья детей с глубокой умственной отсталостью с помощью сказкотерапии
Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ...
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с тяжёлой умственной отсталостью
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с тяжёлой умственной отсталостью...
Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида
Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. ...
Рабочая программа учебного курса чтение и развитие речи в 8 классе
Рабочая программа учебного курса чтение и развитие речи в 8 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов (Прог...