Программа по духовно-нравственному воспитанию школьников
рабочая программа на тему
Материал будет полезен для учителей и студентов педагогических колледжей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 36.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
ПЕТРОПАВЛОВСК – КАМЧАТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Программа
по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Разработала: Романова Любовь Геннадьевна
учитель 1 кв. категории,
зам. директора по УВР
2014-2015 уч. год
«Воспитание – это педагогическое управление процессом развития личности»
Х. И. Лийметс
У каждого ребёнка в глубине души
спрятаны колокольчики. Надо только
отыскать их, затронуть, чтобы они
звенели добрым и весёлым звоном.
Проблема духовно-нравственного воспитания школьников- традиционная для педагогов, но, тем не менее, продолжает оставаться актуальной. Дело здесь в следующем. Во-первых, ученики живут в ценностном пространстве, создаваемом старшими членами семьи, которые по-разному пережили противоречивость ценностных тенденций в общественном сознании в 90-е годы. Во-вторых, отношения детей с внешним миром часто опосредуются телевизионными передачами, мультфильмами и фильмами, компьютерными играми, имеющими низкое качество с точки зрения нравственности и высокую популярность среди юных россиян.
В-третьих, можно отметить неопределенность взглядов педагогов на содержание воспитания и организацию внеурочной деятельности детей. Всё это привело к тому, что, как говорят, «дети сегодня другие», младшие школьники в результате преобразований в обществе приобрели новые черты, не свойственные предыдущим поколениям детей данного возраста: информированность, критичность, требовательность к уровню жизни, стремление к сотрудничеству, ориентированность на авторитеты сверстников и другие.
Наряду с технологией духовно-нравственного воспитания весьма важной для педагогов предоставляется проблема обоснования, отбора приоритетных ценностей, на которые следует ориентироваться, строя процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.
В системе воспитательной работы духовно-нравственному воспитанию отводится особое место, потому что мораль носит не только оценочный характер, но регулятивный характер в «пределах» понимания и усвоения «добра» и «зла». Поэтому на классных часах классный руководитель изучает со школьниками виды нравственных правил: вежливости, дружбы и товарищества , честной игры.
Основными задачами является, формирование «первичных» нравственных отношений детей, таких как отзывчивость; чуткость; уважительное отношение к старшим, к родителям, учителю; формирование бережного отношения к окружающему миру природы.
Воспитание нравственных чувств младших школьников – это не только классный час, но и повседневная работа учителя. Воспитание у учащихся чувств сострадания, умение радоваться за себя и за других, требует от учителя использовать разнообразные формы и методы работы: диалог, беседа, разговор, деловые и сюжетно-ролевые игры, комментированное чтение, рисование, обсуждение мультфильмов, отрывков из художественных произведений, стихи, но главное – разбор и создание ситуаций морального выбора, составление нравственных обязанностей, оценка поступков и т.д.
Учащиеся начальных классов отличаются большой эмоциональностью и впечатлительностью, поэтому очень важно заинтересовать их процессом общения ярким и увлекательным. Пришедший в школу ученик хочет хорошо учиться, интересно общаться – задача учителя не упустить эти желания, поддержать их словом и делом.
Воспитание происходит в повседневной деятельности ученика, каждую минуту урока и перемены, но особенно ярко проявляется в игре, классных часах и праздниках.
Особенностью учащихся начальных классов является неустойчивость поведения, что осложняет воспитательную работу. Переживания детьми радостей и неудач происходит очень бурно, но если учитель разбирает неудачи при всех детях или родителях, ребёнок теряет уверенность в себе, падает его интерес к учению, делам класса. И наоборот поощрение младших благотворно влияет на их эмоции, поведение и формирование отношений, улучшается самочувствие и самое главное появляется желание учиться.
Проводя работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся, учителю всегда необходимо помнить , что стиль его отношений с детьми определяет характер отношений между детьми.
Основным критерием успеха воспитательной работы служит уровень воспитанности школьников, развитие их взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и формирование их отношений к выполнению своих обязанностей в школе и дома.
Учитель создаёт систему самоуправления и привлекает учащихся к организации жизни классного коллектива. Заботиться о формировании у детей чувства гордости за свой класс, помогает устанавливать дружеские отношения и стремиться сделать каждого активным участником общественно-полезных, коллективных творческих дел своего класса.
Особое внимание необходимо уделять семейному воспитанию. На родительских собраниях вести просветительскую работу в вопросе воспитания детей доверием, примером, праздником, совместно с родителями проводить утренники, экскурсии. Ведь не только родители, учителя воспитывают детей, но и они воспитывают нас, не давая нам успокоиться и разлениться, помогая сохранить остроту и свежесть мироощущения, постоянно ставя перед нами сложные вопросы. Дети – оценка нашей жизни, её смысл и продолжение.
«Воспитание ума, сердца и чувств ребёнка – постоянный, напряжённый, но в то же время счастливый, творческий труд…»
Цель программы:
Воспитание духовно-нравственной культуры личности, определяющейся степенью восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества и преломлением его в поведении, в основе которого лежит не совокупность определённых качеств, а духовно-нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе.
Поставленная цель характеризуется в следующих задачах.
- Влиять не на поведение ребёнка (чтобы изменить его), а на «Я» - образ, который постепенно складывается в его сознании.
- Воспитывать неравнодушное отношение: любовь в себе и к себе – только на любви (а не чувстве долга) может сформироваться культура человека, способствовать выработке потребности вести себя культурно и иммунитета к плохому.
- Создать доброжелательный микроклимат в классе: построить взаимоотношения учащихся, классного руководителя, родителей на основе сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Принципом постепенности духовно-нравственное воспитание реализуется на каждом уроке, на классных часах, во внеклассной деятельности и в постоянной жизни детского коллектива.
В организации же духовно-нравственного образования учитываются такие возрастные качества, как: эмоциональная восприимчивость и отзывчивость; внушаемость и подражаемость; способность живо откликаться на слово учителя, активный интерес ко всему новому; к знаниям, стремление их использовать на практике. Детей в возрасте 7-10 лет отличает глубокая впечатлительность, которая откладывает отпечаток на все психическое развитие ребёнка, в том числе радостное мироощущение, стремление быть лучше, что рождает волевое усилие в преодолении трудностей.
1 – й блок
Дети в 1-м классе почти не воспринимают откровенные наставления и назидания, поэтому каждое занятие носит игровой и сказочный характер. В этом озорном, фантастическом, игровом жанре легче всего преподносить высокие духовно-нравственные истины.
Тема | Форма проведения |
| Беседа, экскурсия, день знаний. |
детвора : вместе работа и вместе игра. | Сюжетно-ролевая игра, беседа, рассказ. |
| Деловая игра, этикетные задачи. |
| Сюжетно – ролевая игра по группам, Аукцион «Вежливые слова». |
| Анализ русских пословиц и поговорок и решение этикетных задач. |
| Разыгрывание разных ситуаций на уроке по группам. Критика типичных этикетных ошибок. |
| Сюжетно – ролевая игра, беседа. |
( чистота и опрятность) | Беседа, рассказ, показ на примерах, показ видеофильма. |
| Праздник, чаепитие, конкурсы, игры. |
Учащиеся должны знать: правила этикета и социального быта. Вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой, в транспорте, на улице.
Раскрыть сущность этических понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, Родине.
Учащиеся должны уметь: для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, употреблять вежливые слова и соблюдать правила этикета.
2 – й блок
Тема | Форма проведения |
| Разучивание игр , в которые можно играть на перемене. |
| Разыгрывание диалога в общении с работниками столовой. Критика типичных. |
| Экскурсии и наблюдение за поведением. Анализ этикетных ошибок. Составление беседы с билетёром. Этикетные запреты. |
| Круглый стол. Час общения. Игра по кругу «Чтобы я хотел сказать хорошее сидящему рядом больному другу». |
| Устный журнал «Отношения в семье». Аукцион « Добрые слова». Беседа. |
| Круглый стол. Игровые ситуации. Беседы. |
| Викторина. Беседа. |
| Деловая игра, беседа, соревнование, собрание. |
Учащиеся должны усвоить: сущность понятий : интерес, любовь к ближним, любовь к труду, вежливость, самолюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, щедрость души.
Учащиеся должны знать: как помочь товарищу в учёбе и как принять эту помощь, как вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке. Правила культурного общения с людьми. Гигиенические требования к еде, одежде.
Учащиеся должны уметь: достойно вести себя в кинотеатре, театре, музее, библиотеке. Правильно выбирать книгу. Уметь закаливать свой организм. Производить мелкий ремонт одежды. Знать состав своей семьи и уметь уважительно с ним общаться. Уметь в любой ситуации подобрать нужные слова и поговорить со своим другом.
3 – й блок
Тема | Форма проведения |
| Классный час. |
| Час общения. |
| Круглый стол. |
| Час общения. |
| Викторина. Беседа. Круглый стол. |
| Беседа. |
| Круглый стол. |
| Викторина. |
| Занятие – практикум. |
Учащиеся должны усвоить: сущность понятий: доверие, верность, взаимопомощь, враньё, мужество, обязанность, поведение, поступок, смелость, сочувствие, страх, трудолюбие, честность, семья, труд.
Учащиеся должны знать: как помочь товарищу в учёбе, труде. Любить и охранять природу – обязанность школьника. Как вести себя в конфликтной ситуации. Правила этикета.
Учащиеся должны уметь: оказывать внимание и проявлять чуткость к товарищу и учителю. Правильно играть и вести себя во время любой игры. Выполнять правила этикета в школе и обязанности ученика. Уважать права личности.
4- й блок
Тема | Форма проведения |
В чём выражается уважение к людям. | Сюжетно-ролевая игра, беседа, рассказ. |
| Круглый стол. |
| Час общения. Викторина. |
| Беседа. Встреча с медицинским работником. Классный час. |
| Доклады, выступления, решения. Круглый стол. |
| Экскурсии, беседы. Классный час. |
| КТД. |
| Семейный праздник. |
| Устный журнал. Конкурс рисунков, сочинений. |
| Круглый стол. Выставка поделок. Семейный праздник. |
| КТД |
Учащиеся должны усвоить: сущность понятий : бережливость, героизм и герой, оценка поступков товарищей и своих, малодушие, ненависть, привычки, сострадание, характер человека, физическая культура человека.. Обращение и его формы.
Учащиеся должны знать: как и в чём помочь друг другу. Правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизора. Какая обувь должна быть у человека по сезону. Как дарить подарки. Как вести себя за столом. Правила в походе, на экскурсии, при отдыхе на природе. Правила этикета в общении.
Учащиеся должны уметь: выбрать себе причёску. Подбирать себе одежду, головной Убор, обувь в зависимости от сезона и необходимости( повседневная, праздничная, спортивная). Чистить, сушить обувь. Следить за походкой, жестикуляцией, Культурно вести себя в гостях. Изготовить подарок своими руками, дружить со сверстниками, помогать дома, учителю, однокласснику, младшему. Принимать решение в ситуациях морального выбора нести ответственность за эти решения перед собой, перед окружающими его людьми, своей страной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой
Обращение к названной теме обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства...
"Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"
В этой статье я поделилась своим опытом организации совместной работы семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к литературе, к книге....
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию
Программа содержит цели,задачи и методы по духовно-нравственному воспитанию...
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников.
Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. При осуществлении общих закономерностей каждому...
Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»
Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...
Воспитательная программа по духовно- нравственному воспитанию «Человек звучит гордо»
Проблема духовно- нравственного воспитания является одной из главных, стоящих перед каждой семьёй, обществом и государством в цело...