Сказочная викторина для младших школьников "Не бывает прав без обязанностей"
презентация к уроку

Сиводед Елена Николаевна

презентация с текстовым приложением к Дню защиты детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.62 МБ
Файл skazochnaya_viktorina_dlya_mladshih_shkolnikov.docx148.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К Дню защиты детей Сказочная викторина «НЕ БЫВАЕТ ПРАВ БЕЗ ОБЯЗАННОСТЕЙ» Подготовила Сиводед Е.Н. воспитатель ГБУЗ МНПЦ БТ филиал Детское отделение ДЗМ

Слайд 8

Не имеешь права посягать на мою ЖИЗНЬ!

Слайд 9

Не имеешь права лишать меня СВОБОДЫ!

Слайд 10

Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению!

Слайд 16

Свободу передвижения

Слайд 17

Личную неприкосновенность

Слайд 18

Труд

Слайд 25

Собственность

Слайд 30

Как хорошо, что есть права! Закон нас строго защищает. И в нем важны нам все права, Они великой силой обладают. Товарищи взрослые и дети! За своё будущее мы все в ответе! Права и обязанности свои знайте, Хорошими людьми вырастайте!

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Сказочная викторина для младших школьников

«Не бывает  прав без обязанностей»


http://kladraz.ru/upload/blogs/5831_b9a4efface73516f4a734f6f7885565e.jpg

Цель: формирование правовой культуры обучающихся школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка.

Задачи:

  • Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
  • Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
  • Воспитывать уважение к другим людям.

Описание: викторина посвящена международному Дню защиты детей и предназначена для детей начальных классов.  Материал праздника можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.

Оборудование: презентация к занятию.

Титульный слайд 1

Музыка фоном

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва 
Он имеет право жить, развиваться и дружить; 
Иметь уютный, теплый дом, видеть тихий мирный сон. 
Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать, 
Быть весёлым и здоровым, восхищаться чем-то новым 
И любить и быть любим, ведь он на свете не один!

(слайд 2«Первобытные люди»)

Жили люди племенами, добывали пропитание, охотились, устраивали войны…

(слайд 3«Саммит»)

        Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

        Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Слайд 4 «Декларация»,

Первый документ, в котором перечислены все права – это "Декларация прав человека". Именно в Декларации, в написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии.

Слово "декларация" означает заявление. Слайд 5 О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА (прочитать)

Слайд 6 «Конвенция»

Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны подписали "Конвенцию о правах ребенка" и наша Россия в том числе с 1990 года.  

Нет прав без обязанностей. Родные и медицинский персонал заботятся о вас, а вы, в свою очередь, имеете обязанности дома и в нашем Детском Отделении.

Вы, наверняка, хорошие помощники. Как вы это делаете, сейчас покажете. Поиграем в игру «Что мы делаем - не скажем».

(Дети имитируют мытье посуды, стирку белья, уборку по дому, заправляете кровать, складываете одежду, убираете со стола столовую посуду говоря при этом хором: «Что мы делаем – не скажем, а что делаем – покажем!).

Неплохо потрудились и заслужили право на…? (отдых).

Музыка «В гостях у сказки»

Я предлагаю вам сказочную викторину. Нужно рассмотреть иллюстрации к сказкам, определить их название и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи права главных героев, по-вашему, здесь нарушены? Нарушаются права тогда, когда о правах ничего не знаешь. Давайте поможем героям любимых сказок. (Правильные ответы отражаются на слайде)

Слайд 7 Какие права были нарушены у Золушки? (право на отдых, свободу, заботу)
Как могут отдыхать дети? (
гулять, смотреть телевизор, играть в игры, ходить в театр и кино, спать). Ребенок имеет право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься спортом. Это право закреплено в Конвенции. От себя хочу пояснить. Все права выполняются, если выполнены обязанности, а это вовремя сделать домашнее задание, помочь маме по дому.

  • Слайд 8 Когда лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!», что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь!).

  • Слайд 9 Когда Медведь говорил: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить», как должна была ответить Маша, защищая свои права? (Не имеешь права лишать меня свободы!).

  • Слайд 10 Что должен был сказать Буратино Карабасу-Барабасу, когда тот подвесил его на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению!)

  • Слайд 11-12 Гадкий утенок Г.Х. Андерсен
    -Кто из обитателей двора пользовался самым большим авторитетом?
    (Индюк)
    -Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)


-Почему обитатели двора обижали гадкого утенка? 
(Он был не похож на других)
-Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения? 
(Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)
-Как ты думаешь, поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?
(Ни один ребенок не должен быть обижен и оскорблен.)

Слайд 13-14  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» р.н. с.
 Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
( Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом)

Чьи еще права были нарушены в этой сказке?
(Нарушены права братца на защиту и право на семью)

Слайд 15«Лиса и заяц» р.н.с.
  О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации?
(Право на неприкосновенность жилища)
Кто нарушил это право? (Лисица)
Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? (Петух)

Слайд 16 «Лягушка-путешественница» В. Гаршин
Каким правом воспользовалась лягушка?
(Правом на свободное передвижение)
Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? (Утки)

Слайд 17  «Приключение буратино»

Какое правило нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Личную неприкосновенность)

Слайд 18 А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
Каким правом воспользовался Балда?
(Правом на труд)

Слайд 19 «По щучьему велению»
Кто из героев нарушал права в этой сказке? (Все)
Прав ли Емеля, велев дубинке поколотить офицера?
(Нет. Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)

Слайд 20  А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
На какое право посягнула царица, приказав Чернавке увести царевну в лес?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, право на семью)
Какое право охранял пес Соколко, когда не пускал старуху в дом?
(Право на неприкосновенность жилища)

Слайд 21 «Серая Шейка» Д. Мамин-Сибиряк
Назовите главных героев сказки.
Какие и чьи права нарушены в этой сказке?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу уточки нарушила хитрая лисица)

Слайд 22  С.Аксаков «Аленький цветочек»
Каким правом воспользовался купец, отправившись торговать?
(Право на свободное передвижение: уезжать и возвращаться на родину)
Какое право нарушила злая волшебница, когда украла маленького принца?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)

Слайд 23  «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин
В чем были виноваты ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой?
(Посягательство на честь и репутацию)
Какие еще права они нарушили?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)

Слайд 24 «Гуси-лебеди» р.н.с.

Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?
(Право на личную неприкосновенность, семью, жизнь и свободу)

Кто помог девочке спасти и выручить брата? ( Мышка, Речка, Печь)

Слайд 25 В какой сказке Кощей Бессмертный увёз к себе царевну и хотел на ней жениться против её воли? («Иван Царевич и серый волк» р.н.с.)

Какие права он при этом нарушал?
(Право на личную неприкосновенность, семью, защиту, жизнь и свободу)
Кто в этих сказках помогал царевне восстанавливать свои права?

Уверена, что сказочным героям пригодятся ваши советы. Они заметно повеселели и решили поиграть с нами в прятки. Предлагаю вам викторину. По описанию нужно назвать сказочного героя.

  • Разыскивается сказочный герой. Ушёл из дома средь бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, следующая встреча оказалась, видимо роковой. Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек (Колобок).

  • В какой из сказок личность во всех отношениях очень серая, зубастая осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству дровосеков всё заканчивается благополучно? (Красная шапочка).

  • Слайд 26 В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности, представившись их мамой и изменив голос,  совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано (Волк и семеро козлят).

.Слайд 27 «Конвенция»Молодцы! Так хорошо отвечали на все вопросы, отгадали все загадки! Надеюсь, что и в обычной жизни вы сможете так же вежливо и культурно отстаивать свои права, прописанные в Конвенции о правах ребёнка.

Обращаю ваше внимание на то, что не бывает прав без обязанностей. Представьте, как бы жилось в обществе, если бы у нас были только права? Мы бы требовали, чтобы соблюдалось наше право на жизнь без оскорблений. Но если сами эти же требования не выполняли? Вот таким образом, права превращаются в обязанности – соблюдать права других людей, живущих рядом с нами. К примеру, Буратино сам нарушал права, а затем были нарушены его права.http://kladraz.ru/upload/blogs/5831_c3fa4f1e3f96224d6c18522b007c62a1.jpg

Далее, я предлагаю вам поиграть в игру

«Разрешается-запрещается»

  1. Куда пойдем мы в воскресенье: 
    На каток или в кино. 
    Вот семья вопрос решает 
    Выбрать мнение одно. 
    Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются. 
    Слушать мнение ребенка конечно
    (разрешается).

  1. Вот в углу стоит мальчонка, 
    Плачет, надрывается. 
    Бить, наказывать ребенка 
    Строго
    (запрещается)

3. С мамой дети должны жить, 
Не грустить и не тужить - 
Это
(разрешается).

  1. Дитя незаконно похищают, 
    Мать с ребенком разлучают. 
    Это
    (запрещается).

  1. Рисовать и петь учиться, 
    Если заболел - лечиться, 
    Это -
    (разрешается).

  1. Много трудится ребенок, 
    Мало у него силенок, 
    Ноги подгибаются. 
    В детстве тяжкая работа 
    Конечно
    (запрещается).

6 . Вместе дружно в мире жить, 
С разными детьми дружить - 
Это
(разрешается).

7. Когда слабый горбит спину, 
Перед сильным преклоняется. 
Быть рабом у господина 
Строго
(запрещается).

Посмотрите, сказочная Фея оставила нам какой-то волшебный сундучок.  Давайте посмотрим, что там.

Из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. (Правильные ответы отражаются на слайде)

  • Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (Право на имя)
  • Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (Право на заботу и любовь)
  • Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (Право на имущество)
  • Конверт. О чем напомнил конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
  • Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (Право на образование)
  • Игрушечные утенок и утка. О чем напоминает эти игрушки? (Право ребенка быть вместе с мамой)

Слайд 27 Конвенция

Как называется документ о защите прав ребёнка?

Слайды 28, .29,

30

Как хорошо, что есть права! 
Закон нас строго защищает. 
И в нем важны нам все права, 
Они великой силой обладают.

 
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!

В заключении посмотрите мультфильм по сказке П.Ершова «Конёк – горбунок»

Всем спасибо за внимание! Будьте здоровы!

Автор-составитель

Сиводед Е.Н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа объединения «МОИ ПРАВА, МОИ ОБЯЗАННОСТИ», направление: «изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»

Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся начальной и средней школы, разработана в рамках Федерального закона № 196-ФЗ о...

Образовательная программа объединения «Мои права, мои обязанности» «ПРАВОВЕД – ЮНИОР».

Предмет изучения – право. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся средней школы, разработана в рамках Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 18.07.2011) "Об образ...

Памятка "Права ребенка - обязанности родителей"

Памятка "Права ребенка - обязанности родителей"...

Технологическая карта урока "Права и обязанности граждан"

Технологическая карта урока "Права и обязанности граждан"...

Тест по теме: Права и обязанности граждан

Тест по теме: Права и обязанности граждан...

Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "Право","Обществознание","История" Тема:« «Труд: право или обязанность.(Трудовые права несовершеннолетних)»

Сценарий деловой игры предполагает создание трехступенчатой системы участия в ней обучающихся.В методической разработке описаны все три ступени системы участия обучающихся и преподавателей,а также соз...

Беседы -рассуждения о правах и обязанностях . БЕСЕДА О ПРАВАХ РЕБЕНКА. Я И ОБЩЕСТВО.

Как же нам общаться с другими людьми, чтобы уважать себя и других, чтобы общество, в котором мы живем, было гуманным и справедливым?...