«Этикет как средство самопрезентации современного преподавателя»
статья на тему
Методический доклад «Этикет как средство самопрезентации современного преподавателя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этикет как средство самопрезентации современного преподавателя | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Ногинский колледж»
(ГБПОУ МО «Ногинский колледж»)
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
НА ТЕМУ:
«Этикет как средство самопрезентации современного преподавателя»
Составила: БАБИЧ ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА
Ногинск, 2016
Быстро меняющийся мир, а вместе с ним меняющаяся ситуация в современном образовании требуют от педагога нового века качеств, позволяющих ему хорошо ориентироваться в нём, быть готовым оперативно и гибко реагировать на потребности общества к образованию, учитывать и активно использовать в практике своей работы современные технологии, быть социально мобильным, успешным.
Работая в социальном пространстве (дети, родители, коллеги), взаимодействуя с ним, педагог должен уметь позиционировать себя, свой опыт работы, быть убедительным, создающим возможности конструктивного общения с любой аудиторией. Чтобы сегодня быть современным и успешным в профессиональной деятельности, необходимо овладеть рядом качеств, которые относятся к коммуникативной, эмоционально-волевой,
познавательной сферам. Первостепенное значение в профессиональной деятельности педагога имеет этикет.
Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений. Действительно, этикет - это молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, он красноречивее слов. По тому, как человек держится, ходит, садится, говорит, одевается, судят об уровне культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах и недостатках личности. От первого впечатления часто зависит принятие важных решений в деловых и личных отношениях, а следовательно - и жизненный успех.
Культура поведения педагога несет в себе двойную нагрузку. Во-первых, она характеризует педагога как личность, соответствующую общественному развитию, во-вторых, она является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающее воздействие: только обладая культурой поведения, педагог может качественно формировать ее у тех, кто находится в зоне его педагогической деятельности.
Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родителями и коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях рыночной экономики.
Как известно, одной из основ профессиональной культуры учителя, преподавателя является педагогическая этика. Этика выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности.
Если вспомнить свои школьные годы, и чуть ли не каждый из нас может констатировать тот факт, что тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным учителем. Нередко наша любовь или, наоборот, неприязнь к предмету объяснялась соответствующим отношением к учителю. Некоторых учителей мы боялись настолько, что с трудом сосредоточивались на объяснении, других любили безоглядно и считали все сказанное ими истиной.
Это очевидно – ребенок воспринимает любой урок как нечто целое, состоящее из неразрывно связанных частей, и поэтому отношение к предметным знаниям опосредуется отношением к учителю.
Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.
Именно поэтому мы и говорим о личности учителя, так как понимаем, что он учит не только химии или физике, но и тому, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого и имеет ли человек, пусть маленький, право на собственное мнение. Он учит этому по ходу дела, демонстрируя детям образцы того или иного поведения. Поэтому проблема этичного поведения учителя, сегодня особенно актуальна.
Педагогический этикет включает в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление взаимоотношений, возникающих между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем воспитанника, педагогом и педагогом, характеризуемых уважением к воспитаннику, его родителю, коллеге, а также стремлением к установлению доброжелательных, творческих отношений, доставляющих радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности преподавателя - в профессиональном имидже, речевой манере, в реальном поведении.
Соблюдение педагогического этикета помогает осуществлению личностно-ориентированного подхода в воспитании, создает условия для педагогического общения учителя и учеников, направленного на создание благоприятного психологического климата в среде учащихся, способствующего установлению правильных взаимоотношений как с классом, так и с отдельным ребенком. Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета преподавателя среди учащихся. Например, учитель высказал ученику комплимент, в основе которого лежит реальный позитивный поступок, и это не только порадует ребенка, но и повысит его эмоциональную доверительность к преподавателю. Или, наоборот, правильно сделанное критическое замечание не отвратит ребенка от преподавателя, а внушит ему желание исправить недостаток, а заодно и желание прислушиваться к словам педагога. В то же время, напротив, несоблюдение этикета негативно влияет на педагогическую деятельность.
Профессиональный этикет педагога, безусловно, является инструментом самопрезентации. Самопрезентация — это процесс, посредством которого человек старается сформировать у других людей впечатления о самом себе. Успех самопрезентации зависит от умения представить себя другим людям, умения подать себя, привлечь к себе внимание, актуализировать интерес людей к своим качествам. Целью самопрезентации является создание и донесение своего имиджа до других людей. Составляющими профессионального имиджа педагога являются такие важные моменты как речевой этикет, педагогический такт, мимика, выразительность пластики тела, жесты, культура внешнего вида учителя. Понятие речевой этикет – это «умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям». К культуре речи предъявляют такие требования, как соответствие литературно-языковым, рече-стилистическим и ситуационным нормам, а также качество содержания высказывания. Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт - это всегда творчество и поиск. Педагогический такт проявляется в формах обращения педагога, в умении разговаривать, не задевая самолюбия учеников, организовывать их деятельность и контролировать ее исполнение, в умении педагога "держать себя", в оценочных суждениях, интонациях, в умении поощрять и наказывать учащихся. Педагогический такт подсказывает педагогу выбор места для общения с учащимся – в присутствии класса или один на один, в учебном заведении или по дороге домой; позволяет определить время общения – отреагировать немедленно или подождать, дать учащемуся возможность обдумать свой поступок; позволяет найти нужный тон разговора; помогает педагогу управлять своим состоянием во время разговора, быть внимательным, сдержанным, терпеливым и т. д. Деликатность также помогает педагогу решить самые сложные задачи построения личных взаимоотношений с учащимися. Особая роль в передаче информации во время урока отводится мимике – движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо учителя неподвижно – теряется до 10-15% информации. Позитивный мимический портрет педагога складывается из расположенности к обучающимся, ожидания доброго с их стороны, веры в их благородство, интереса к тому, что они делают и говорят. Когда учащиеся характеризуют учителя словами "Он добрый, мы к нему всегда можем обратиться", "Он строгий", "Он красивый", то имеется в виду именно такой портрет педагога. Исследования показали, что все люди, независимо от национальности культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Интересно отметить, что основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Частые эмоции ложатся морщинками и выдают характер педагога, его отношение к происходящему.
Учитель должен четко осознавать особенности своей позы, жестикуляции, правильно оценивать эффективность и адекватность употребления каждого применяемого жеста и жестикуляции в целом в процессе обучения и воспитания.
Многие опытные учителя продумывают заранее отдельные жесты-информаторы, например указательные и описательно-изобразительные. Жесты-регуляторы и жесты-симптомы менее предсказуемы, поскольку обусловливаются каждой конкретной ситуацией. Задачу несколько упрощает то, что репертуар используемых педагогами жестов в основном состоит из распространенных русских жестов.
Чаще всего на уроках употребляются жесты организующего и дисциплинирующего воздействия; гораздо реже — оценивающие и совсем редко — информативные. Основные педагогические функции жестикуляции учителя — обеспечение обратной связи и контроля. Жесты привлечения внимания, указания, утвердительные и отрицательные кивки головой, просьбы, запрета, подчеркивания — самые распространенные учительские жесты.
Любой урок начинается с приветствия. Если учитель недоволен классом, то он приветствует класс молчаливым кивком; в ситуации эмоционального подъема или при сообщении какой-либо радостной новости учитель может приветствовать класс поднятием руки над головой. Очень редко в знак дружеского или уважительного расположения, учитель может пожать руку ученику или похлопать его по плечу. Дети очень чувствительны к подобным жестам.
При вызове учащегося для ответа учитель может активно использовать кивки головой или указательные жесты рукой, желательно параллельно со словесной формулировкой вопроса (это экономит время, поскольку не произносится фамилия вызываемого ученика). Вызвать ученика можно и прикоснувшись к его плечу или руке, если ребенок находится недалеко от учителя. Недопустимо тыкать в ребенка указкой.
При ответе ученика со стороны учителя уместны различные модальные жесты-символы: неодобрения, одобрения, удивления, сожаления, иронии, благодарности; жесты принятия информации и внимания (вместе с мимикой). Недопустимо применение учителем любых жестов оскорбления и угрозы.
Существует ряд профессий, для представителей которых внешность играет первостепенное значение: директор телевидения, дипломат, актеры и т.д. К ним принадлежит и профессия педагога. Внешность учителя выполняет несколько специфическую роль, ведь он имеет дело не просто с социумом, а с будущим страны. Педагог – это своеобразный эталон, образец для подражания. Поэтому облик учителя должен быть безупречным во всех отношениях.
Как свидетельствуют педагоги-практики, влияние учителя на учеников начинается после первого визуального знакомства. Поэтому позиция должна быть однозначной: внешность учителя - не мелочь, это всегда важно и актуально, это ступенька к успеху в деле воспитания учащейся молодежи.
Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды.
Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия. Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку. Для женщины – это не обязательно должен быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье.
. Аксессуары следует выбирать неброские: прекрасно подойдут бусы из некрупного жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги.
Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня), длинные волосы у мужчин (если это не протест хиппи, то идет переоценка духовного, интеллектуального уровня, круга интересов).
Необходимо позаботиться о прическе, макияже и маникюре: вы должны производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр подбирается в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным.
Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.
Итак, учитывая функции этикета, педагог имеет возможность разумно строить свое поведение, создавая благоприятные для педагогического общения условия, что способствует повышению качества его деятельности, развитию доброжелательных отношений с коллегами, повышению его авторитета. Зная этикет, педагог определит, как вести себя наилучшим образом в той или иной группе детей и взрослых людей. Но для этого недостаточно изучения этикета на специальных занятиях. Он должен видеть, как поступает преподаватель, осуществляющий профессиональную подготовку, поступает ли он в соответствии с возникшей ситуацией, успешно ли строит свои отношения с коллегами и студентами, помогает ли ему соблюдение этикета добиваться успеха в педагогической деятельности.
Этикет базируется на морально-нравственной и формально-организационной основах. Прежде всего, он несет в себе нравственную нагрузку, укрепляя моральное состояние общества, являясь практическим отражением в поведении личности норм морали. Можно сказать, что этикет дает педагогу технику поведения, позволяющую ему демонстрировать нравственное отношение к окружающим людям.
Интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями . Интеллигентность – это терпимое отношение к миру и к людям. В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому. Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно- необходимость уважительного отношения к другим.
Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.
Использованная литература:
- Вечер Л.С. Секреты делового общения. Минск, 1996. — 282 с.
- Данкел Ж. Деловой этикет. Ростов-на-Дону, 1997. — 320 с.
- Жураковский В., Приходько В, Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра// Высшее образование в России. Ростов-на-Дону, 2000. — № 3. — 160 с.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. СПб, 1998. — 768 с.
- Педагогика и психология высшей школы. Под. Ред. М.В. Булановой-Топорковой.Ростов-на-Дону, 2006. — 554 с.
- Поваляева М.А. Деловое общение. Ростов-на-Дону, 2006. — 222 с.
- Прихожан А. Хочу, чтоб меня понимали. //Популярная психология. Хрестоматия. М., 1990. — 289 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самопрезентация учителя физики на конкурс "Преподаватель-года"
Самопрезентация учителя физики "Все в жизне имеет начало и конец"...
ФОС (фонд оценочных средств) по современной истории
Для специальности ТОПс (Технология продукции общественного питания) на базе 11 классов...
Портфолио конкурсного задания "Моё лучшее занятие" для Всероссийского конкурса проф.мастерства преподавателей образовательных организаций СПО "Современный преподаватель - 2014"
Конкурсная номинация – «Моё лучшее занятие» Окунцева С.В., преподавательспециальность Туризм (100401), 2 курсПМ.01 Предоставление турагентских услугМДК 01.01. Продвижение туристского продуктаКаф...
Доклад "Имидж современного преподавателя"
Выступление на конференции....
Статья "Интерактивные технологии в деятельности современного преподавателя"
В данной статье описываются основные теоретические аспекты применения интерактивных технологий на учебных занятиях, а также рассматриваются примеры применения отдельных технологий на учебных занятиях ...
Пути и средства методической грамотности преподавателей и будущих педагогов.
В статье рассматривается такая форма повышения методической грамотности педагогов, как фестивальное движение. Особое место уделяется фестивалю-конкурсу образовательных проектов, которые позволяют разв...
Инновационная деятельность современного преподавателя в рамках профессиональной аттестации
В современных условиях реформирования нашего общества важнейшую роль приобретает работа с молодёжью, особенно в профессиональных учебных заведениях. Подготовка гражданина, специалиста, воспитание личн...