Статья "Интерактивные технологии в деятельности современного преподавателя"
статья

Сорокина Валерия Ивановна

В данной статье описываются основные теоретические аспекты применения интерактивных технологий на учебных занятиях, а также рассматриваются примеры применения отдельных технологий на учебных занятиях по правовым дисциплинам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сорокина В.И., мастер п/о

ГАПОУ АО «СТСИ»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Интерактивное обучение –  это специальная форма организации познавательной деятельности, осуществляемая посредством совместной деятельности обучающихся и преподавателя, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

При традиционной модели обучения студент выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. Обычно это происходит при применении таких методов, как лекция-монолог, чтение, демонстрация и опрос обучающихся. Центральная роль преподавателя. Отсутствие общего обсуждения. Воздействие доминирует над  взаимодействием.

При активном обучении студент является "субъектом" обучения, выполняет творческое задания, вступает в диалог с преподавателем. Центральная роль преподавателя. Совместное обсуждение. Взаимодействие и воздействие  идут параллельно.

При интерактивной модели обучение построено  на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.  Центральная роль принадлежит обучающимся. Преподаватель - организатор и помощник. Обсуждение происходит в малых группах. Взаимодействие преобладает над воздействием.

Интерактивное обучение предполагает моделирование жизненных ситуаций, общее решение вопросов на основе анализа обстоятельств или ситуаций с включением всех обучающихся в процесс диалогового обучения.

При применении интерактивных технологий обучения, кроме цели усвоения знаний, освоения умений и формирования компетенций, основной целью становится создание комфортных условий обучения, таких, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

В педагогической литературе существует множество классификаций интерактивных технологий обучения. Нами была выбрана классификация по И.В. Курышевой:

I Игровые интерактивные технологии:

Имитационные: ролевые игры   (драматизации и ролевые дискуссии);  учебные деловые   игры.

Неимитационные:

  • Кейс-методы.
  • Баскет-методы.
  • Проектные методы.
  • Анализ конкретных ситуаций (анализ микроситуаций, анализ ситуаций-иллюстраций, анализ ситуаций-проблем, разбор и обсуждение конкретного материала, изучение передового опыта и обмен знаниями).
  • Тренинговые методы.
  • Технологии сотрудничества.

II  Неигровые интерактивные технологии:

  • Методы диалогического взаимодействия (дебаты, проблемные, интерактивные и «продвинутые» лекции, диспуты, открытые форумы, различные виды дискуссий, «мозговые штурмы», «круглые столы»).
  • Методы аутентичного (подлинного) оценивания достижений обучающихся (портфолио)

Алгоритм проведения занятий с применением интерактивных технологий:

1.  Вступление («погружение в тему», объяснение правил и этапов работы)

2.  Основная часть (определение групп и организация интерактивного взаимодействия)

3.  Рефлексия (анализ содержания и эмоционального фона занятия)

Одной из наиболее распространенных форм реализации интерактивных технологий является обучение в сотрудничестве.

Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях, создавая условия для развития способности усвоения нового опыта, вовлекая их в поисковую групповую или коллективную деятельность.

Вашему вниманию будет представлено описание нескольких технологий обучения в сотрудничестве, применяемых мной в собственной педагогической деятельности.

Технология cаse-study

Кейс-технологии – педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использовании реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска и принятия оптимального решения.

Итак, кейс – это приближенная к профессиональной, производственной или жизненной реальности задача.

Особенности кейса:

- наличие человеческого элемента (близка к реальности, из практики);

- драматизм ситуации (наличие конфликта, описание противоречий);

- стиль изложения должен обеспечивать оперативное знакомство с материалом;

- количество описываемых фактов должно быть «ограниченно-достаточным» (основная проблема, сопутствующие ей проблемы).

Пример. Тема «Прекращение трудового договора по инициативе работодателя»

Демидов обратился в суд с иском к АО «Проект» о восстановлении на работе. Он был уволен 24 мая за появление 15 мая на работе в состоянии алкогольного опьянения. С увольнением он был не согласен, поскольку в рабочее время был трезв. Факт обнаружения его в нетрезвом состоянии на проходной уже после окончания рабочего дня не может служить основанием для увольнения.

           Директор АО «Проект» не признал возражений Демидова в суде, утверждая, что, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка предприятия, распитие спиртных напитков на территории АО «Проект» не допускается.

          Какое решение вынесет районный суд?

При решении кейса соблюдаются следующие этапы:

  • Поиск проблемы
  • Понимание проблемы              
  • Поиск решения
  • Обоснование решения

Все этапы реализуются в группах или микро-группах и представляют собой взаимодействие всех обучающихся между собой для совместного принятия решения.

  • Поиск проблемы – законно ли уволили Демидова?
  • Понимание проблемы – может ли быть основанием увольнения факт нахождения в состоянии алкогольного опьянения на работе, но в нерабочее время?              
  • Поиск решения – Трудовой кодекс РФ.

ст. 81 Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

 б) появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

  • Обоснование решения - появления работника на работе…

При решении кейсов могут быть использованы разнообразные формы работы (в парах, в микро-группах, в группах). При этом,  если кейс этого позволяет, можно «разбить» его на несколько групп, поставив перед каждой отдельную задачу.

Например, в нашем примере одна группа может решить кейс, вторая – составить исковое заявление в суд и т.д.

Проектные методы

Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, поисковой,  учебной, коммуникативной, а главное, творческой деятельности.

Пример. Тема «Изучение рынка услуг общественного питания в г. Северодвинске». Практическое занятие.

1 этап

Кафе

Бары

Рестораны

Столовые

Фаст-фуд

  1. Изучите рынок выбранных услуг и их качество в Северодвинске
  2. Заполните таблицу (наименование, расположение, отзывы)
  3. Сформулируйте вывод: достаточно ли количество оказываемых услуг в городе? Каково в целом качество оказываемой услуги?
  4. Представьте результаты работы.

2 этап

Разработайте проект «Мой бизнес» по следующему плану:

  1. Название
  2. Логотип (нарисуйте)
  3. Примерный адрес
  4. Оказываемые услуги
  5. Придумайте рекламу (слова, рисунок)

3 этап

Представьте проект (реклама - презентация Вашего заведения общественного питания)

«Мировое кафе»

Одна из форм интерактивного обучения, направленная на обсуждение любой проблемы и позволяющий максимально использовать креативность участников.

Цель «мирового кафе» - создание возможности для контакта не столько профессионального, сколько, в первую очередь, личного

Суть «мирового кафе» заключается в том, что каждая группа обучающихся поочередно изучает тот или иной вопрос, решает ту или иную проблему, двигаясь по часовой стрелке. Таким образом, каждый предлагаемый преподавателем вопрос или проблема будет изучен, проанализирован всеми обучающимися.

Пример. Тема «Права человека и гражданина»

Первой группе предлагается рассмотреть личные права, 2 – политические, 3 – экономические, 4 – социальные и культурные, а 5 – юридические гарантии прав.

Данную технологию можно использовать как на уроке изучения нового материала (на основе Конституции РФ), так и на уроке (этапе урока) контроля знаний обучающихся.

2 круг, 3 круг, 4 круг, 5 круг.

На 6 круге обучающиеся возвращаются за свои столы и анализируют результаты работы всех 5 групп по вопросу, с которого «мировое кафе» началось.

При применении данной технологии необходимо соблюдение определенных требований:

  1. Строгое соблюдение временного  интервала на каждом кругу
  2. Не повторять, а дополнять!
  3. Анализ и представление результатов работы каждой группы
  4. Общий анализ результатов работы, обнаружение и корректировка ошибок совместно с преподавателем

Таким образом, применение интерактивных технологий позволяет повысить эффективность и качество подготовки обучающихся, сформировать необходимые компетенции, развивать способность адаптироваться к новым условиям, принимать правильные решения в будущей профессиональной и бытовой сфере.

А технология сотрудничества,  как одна из форм интерактивного обучения направлена на достижение «групповых целей» и успеха всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы.

 

Немецкий педагог 19 века Адольф Дистервег


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ результатов применения в практической деятельности современных образовательных технологий

В работе представлен самоанализ результатов применения в практической деятельности современных образовательных технологий ...

Портфолио конкурсного задания "Моё лучшее занятие" для Всероссийского конкурса проф.мастерства преподавателей образовательных организаций СПО "Современный преподаватель - 2014"

Конкурсная номинация – «Моё лучшее занятие» Окунцева С.В., преподавательспециальность Туризм (100401), 2 курсПМ.01 Предоставление турагентских услугМДК 01.01. Продвижение  туристского продуктаКаф...

Применение в практической деятельности современных образовательных технологий на занятиях по английскому языку

Целью моей педагогической деятельности является обеспечение условий для формирования и развития общих и профессиональных компетенций личности каждого обучающегося с учётом его индивидуальных способнос...

Проектная работа по английскому языку «Информационные технологии в деятельности современного учителя»

Презентация проектной работы «Информационные технологии в деятельности современного учителя»...

Использование информационных технологий в деятельности преподавателя

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 10pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman",serif...

Инновационная деятельность современного преподавателя в рамках профессиональной аттестации

В современных условиях реформирования нашего общества важнейшую роль приобретает работа с молодёжью, особенно в профессиональных учебных заведениях. Подготовка гражданина, специалиста, воспитание личн...

2024 г Бурятский институт инфокоммуникаций (филиал) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» удостоверение о повышение квалификации «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности современного педагога»

2024 г Бурятский институт инфокоммуникаций (филиал) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»  удостоверение о повышение квалификации  &laqu...