БАЛАЛАЙКА В ЖИВОПИСИ XVIII-XIX ВЕКА
учебно-методический материал на тему

Баранова Галина Александровна

Множество героев наших сказок путешествуют по миру с этим инструментом. В представлении многих иностранных граждан балалайка, наряду с матрешкой, водкой, Сибирью и медведем является символом России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ballaika.docx.docx590.16 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

___________________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное учреждение                             дополнительного образования Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского

БАЛАЛАЙКА В ЖИВОПИСИ XVIII-XIX ВЕКА

Выполнила:  преподаватель ДШИ, руководитель методического объединения отделения народных инструментов -  

Баранова Галина Александровна

                                               

Место выполнения работы: МБУДО  Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского

г.  Вязьма

          БАЛАЛАЙКА В ЖИВОПИСИ XVIII-XIX ВЕКА


1326543643_0_8ba7a_4690ce5c_orig (700x464, 116Kb)

Кто же в России и за рубежом не знает о русской балалайке? Множество героев наших сказок путешествуют по миру с этим инструментом. В представлении многих иностранных граждан балалайка, наряду с матрешкой, водкой, Сибирью и медведем является символом России.

А вообще балалайка — это трехструнный музыкальный инструмент щипковой группы. Она относится к народным инструментам и имеет несколько размеров. Наиболее распространенными вариантами являются прима и контрабас. Первая имеет размеры чуть больше полуметра, а вторая очень большая её размеры достигают 1,7 метров. Все они оснащены деревянным корпусом который склеен из 6-7 деталей, оголовье длинного грифа чуть отклонена назад. Струны современной балалайки сделаны из метала, нейлона и карбона.

В древности две струны были сделаны из жил. Гриф современного инструмента имеет от 16 до 31 металлических ладов, тогда как до конца 19 века всего 5-7 ладов, навязанных на гриф. Звучит этот инструмент звонко, но довольно мягко. Существует множество приемов, с помощью которых из балалайки можно извлечь различные звуки.

До того, как она стала концертным инструментом не существовало единой системы настройки балалайки. Каждый исполнитель строил её под свою манеру исполнения, либо подчинялся традициям звучания в местности проживания или исполнения. Василий Андреев создал строй балалайки, который в последствии был назван «академическим строем». Кроме него используются также и настройки инструмента в соответствии с региональными традициями, их число достигает пары десятков.

Балалайку изучают в музыкальных школах и как средних, так и высших учебных заведениях музыкального направления на территории России и Украины, Беларуси и Казахстана. В этих республиках наиболее распространена традиционная балалайка. Обучение игре на этом инструменте занимает внушительный по любым меркам срок, который примерно составляет 5 -14 лет в зависимости от уровня подготовки. Пока не существует точного времени в которое появилась балалайка.

Принято считать, что распространение этого музыкального инструмента относится к концу 17 века. Не исключают также возможность возникновения её на базе домры, которая широко известна в Азии. В принципе эти два инструмента схожи между собой, но имеют кардинальное отличие в звучании и спектре исполняемых на них мелодий. По документам изобретателем балалайки числится Ф. Пасербский, который сделал целый ряд моделей этого инструмента, и позднее получил на него патент в Германии. На данный момент балалайку могут использовать как универсальный инструмент.

Треугольная доска, 
А на ней три волоска.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой!
Узнаю его в момент -
Самый русский инструмент



1275e908f337 (504x700, 86Kb)


Федор Петрович Толстой (1783—1873) Крестьянин, играющий на балалайке

70382_big_1370950874 (560x700, 148Kb)


Петр Ефимович Заболотский (1803—1866) . Мальчик с балалайкой. 

343695da2f17494faa36a8b1e9327120 (700x477, 94Kb)
Константин Трутовский (1826-1893) - Хоровод в Курской губернии

9310fbbae505 (550x690, 92Kb)


Wilhelm Amandus Beer (1837-1907) Russian boy with balalaika

andrei-lashin-a-lad-with-a-balalaika (510x700, 33Kb)


Андрей Кириллович Лашин (1840 — N) Мальчик с балалайкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия в XVIII веке (методическое пособие)

Учебно -методическое пособие представляет собой краткий опорный конспект по истории России XVIII века. Cостоит из пяти тем, в конце каждой темы сформулированы контрольные вопросы.Опорный конспект позв...

План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."

Это помощь преподавателя  для проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусства".на тему "Рококо"....

АМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII ВЕКА

Революционная война за независимость североамериканских колоний с метрополией положила начало существованию Соединённых Штатов Америки как суверенного государства, поэтому исследование проблемы полити...

План-конспект урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов в XVIII веке в России».

План-конспект урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов в XVIII веке в России».Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра Великого, сравнить характер правления Петра ...

Краткая история России с XII по XVIII века

Краткая история России с XII по XVIII века для студентов специальностей СПО, в том числи для дистанционного обучения...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Английская живопись XVIII века»

Презентация преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях по дисциплине "История изобразительного искусства", а также на уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах....

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А. по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Французская живопись XVIII века. Рококо»

Презентация преподавателя Серовой Татьяны Александровны может использоваться, как на занятиях по "Истории изобразительного искусства", так и на уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах....