План-конспект урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов в XVIII веке в России».
план-конспект занятия на тему
План-конспект урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов в XVIII веке в России».
Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра Великого, сравнить характер правления Петра I и его приемников.
Обучающие задачи:
1. Выяснить причины дворцовых переворотов.
2. Выявить проблемы в развитии России, возникшие после правления Петра I.
3. Оценить результаты правления последователей Петра I.
Развивающие задачи:
1. Развитие навыков работы с текстом учебника.
2. Умение пересказывать исторический текст.
3. Развитие навыков анализа исторических источников.
4. Умение сравнивать, анализировать делать выводы.
5. Создание проблемной ситуации.
Воспитательные задачи:
1. Патриотическое воспитание обучающихся на примере засилья иностранцев в России.
2. Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urok_dv_per._2.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов в XVIII веке в России».
Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра Великого, сравнить характер правления Петра I и его приемников.
Обучающие задачи:
1. Выяснить причины дворцовых переворотов.
2. Выявить проблемы в развитии России, возникшие после правления Петра I.
3. Оценить результаты правления последователей Петра I.
Развивающие задачи:
1. Развитие навыков работы с текстом учебника.
2. Умение пересказывать исторический текст.
3. Развитие навыков анализа исторических источников.
4. Умение сравнивать, анализировать делать выводы.
5. Создание проблемной ситуации.
Воспитательные задачи:
1. Патриотическое воспитание обучающихся на примере засилья иностранцев в России.
2. Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа.
Постановка задач урока в виде проблемной ситуации. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. 1993 г.
«В первые 16-17 лет прошедших после смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нём сменилось 5 монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков коренились…?»
На доске вопросы к обучающимся, на которые мы ответим в ходе нашего урока.
1. Что это за дворцовые перевороты, почему их так назвали?
2. Каковы причины дворцовых переворотов?
3. Кто из правителей был «чужд» России и по своим эгоистическим склонностям не достоин власти?
4. Кто из приемников Петра Великого продолжил его политику.
5. Кого мы можем назвать временщиками?
Ход урока:
Каждый обучающийся получает рабочий лист и вписывает в него услышанную им на уроке историческую информацию.
На уроке используется учебный диск «История России 862-1917 год»
Этап урока | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Использование наглядности и средств ТСО. |
Начало урока. | 1 мин | Настрой на урок | Концентрация внимания |
|
Постановка задач урока | 2 мин | Постановка проблемной ситуации, Объяснение, как работать по рабочим листам. | Внимательно слушают преподавателя. Знакомство с рабочими листами. | Вопросы проблемной ситуации |
Объяснение нового материала: | 27 мин |
| ||
1. Екатерина 1 и Верховный тайный совет | 5 мин | Комментарии и дополнение преподавателя к ответу студента. | Рассказ Сергеева А. о правлении Екатерины 1, остальные обучающиеся делают записи в рабочих листах. | Компьютер – портреты Екатерины 1, Меншикова.
|
2. Петр II, падение Меншикова. | 3 мин | Комментарий и дополнение преподавателя к рассказу диктора | Работа с рабочими листами. | Компьютер, диктор. Портреты Петр II, Остермана. |
3. Анна Ивановна, бироновщина. | 5 мин | Комментарий и дополнение преподавателя к рассказу диктора | Комментарий и дополнение преподавателя к рассказу диктора | Компьютер, диктор. Портреты Анны Ивановны, Бирона Миниха. |
4. Император – младенец- ИванVI. | 2 мин | Комментарии и дополнение преподавателя к ответам студентов. | Работа с учебником стр. 164-165, заполнение рабочего листа. | Компьютер, Портреты – ИванVI и его матери. |
5. Елизавета Петровна. | 7 мин | Комментарии и дополнение преподавателя к ответу студента. | Рассказ о Елизавете Архипова В., работа с рабочими листами. | Компьютер, карта. Портреты – Елизаветы, Разумовского, Шувалова. |
6. Пётр III. | 5 мин | Комментарии и дополнение преподавателя к ответу студента. | Рассказ о Пётре III Кутузова А. , работа с рабочими листами. | Компьютер, Портреты – Пётр II, его жены Екатерины II. |
Обобщение и закрепление. | 12 мин | Подведение обуч-ся к самостоятельным выводам с помощью наводящих вопросов. О ком идёт речь? – отрывки из документов. Документ о кондициях. | Анализ документов, сравнение правителей и результатов их правления. Заполнение рабочего листа. | У обучающихся портреты правителей, они угадывают о ком идёт речь. |
Завершение урока. | 3 мин | Подведение результатов урока. Задать домашнее задание. Выставление оценок за урок. | Запись домашнего задания | Д.З – подготовка к тесту по теме «Дворцовые перевороты». |
О каком правителе идёт речь?
1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца. (Елизавета)
2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…» (Анна Ивановна)
3. А.С. Мыльников – современный исследователь. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». (Петр III)
4. В.И. Буганов – советский историк. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России». (Екатерина I)
5. Е.В. Анисимов – современный историк. «Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой». (ПетрII)
6. С.Н. Синегубов – современный исследователь. «Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов». (Анна Леопольдовна)
Правитель | Годы прав-ления | Родство с Петром Великим. | На кого опирался | Внутренняя политика | Внешняя политика | Итоги и результаты правления |
Екатерина I | 1725-1727 | Жена | Гвардейские полки, сподвижники Петра Великого, Меншиков. | 1.Создание Верховного тайного совета – высший орган управления (7 человек, глава Меншиков). 2. Сокращена подушная подать. 3. Облегчена служба дворянам. | Конфликт с Данией, Англией Конфликт по поводу Курляндии; Война с Турцией. | Непродуманная внешняя политика, небольшие уступки народу и дворянству. |
Петр II | 1727-1730 | внук | Меншиков, но потом ссылка, Долгорукие, Евдокия Лопухина Остерман | Отмена монополий, например на соль. Оздоровление народного хозяйства. | Невмешательство в военные конфликты. | Некоторое оздоровление народного хозяйства, продуманная внешняя политика. |
Анна Ивановна | 1730-1740 | племянница | Бирон, Остерман, Миних. | 1.Роспуск Верховного тайного совета. 2. Создание Кабинета из 3-х человек во главе с Остерманом. 3. Воссоздание Тайной канцелярии. 4. Служба дворян 25 лет. 5. Именья можно дробить между наследниками. 6. Создание Кадетского корпуса. 7. Промышленники могли покупать крестьян с землёй и без неё. Бироновщина. | 1. Война с Польшей. 2. 2. Война с Турцией 1735-1739 г. – потеря земель в Молдавии. 3. Возвращение Персии прикаспийских областей | Финансовое неблагополучие в стране, засилье иностранцев у власти, неудачная внешняя политика. Тёмное мрачное время, преследование противников императрицы и её фаворита. Экономический и политический кризис в стране. |
Иван VI и его мать Анна Леополь-довна | 1740-1741 | Сын племянницы Анны Ивановны | Анна Леопольдовна, Антон Ульрих, Остерман, Миних | Арест Бирона. | Господство немцев у власти и недовольство народа их правлением. | |
Елизавета | 1741-1761 | дочь | Гренадёры Преображенс-кого полка. | 1. Сокращение подушной подати. 2. Ограничение крепостного труда в промышленности. 3. Учреждение императорского Совета вместо кабинета, глава А.П. Бестужев-Рюмин. 4. Восстановлена роль Сената, некоторые коллегии, главный магистрат. 5. Поддержка армии и флота. 6. Расширение привилегий дворянства. 7. Ликвидация внутренних таможен 1754 г., протекционистская политика. 8. Преследование старообрядцев. | 1. Война с Швецией 1741-1743 гг. выиграна. 2. Семилетняя война 1756-1763. Победы: Гросс – Егерсдорф – 1757; Кунерсдорф – 1759; Взятие Берлина – 1760; | Стабилизация жизни страны, подъём в развитии промышленности, торговли, успешная внешняя политика. Продолжила политику отца Петра Великого. |
Петр III | 1761-1762 | внук | 1. Уничтожена тайная канцелярия. 2. Промышленники лишились права покупать крестьян к мануфактурам. 3. Принцип веротерпимости, политика подчинения церкви государству. 4. Манифест о вольности дворянской – 1762г. | Отдал все завоевания Фридриху второму. | Внутренняя политика близка к политике Петра Великого, предательская внешняя политика. |
Литература: Учебник «История» для СПО В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. М., «Академия.2012.
Набор карт по истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Решение показательных уравнений"
Сначала актуализация знаний студентов. Затем дается новый материал: классификация показательных уравнений и основные способы их решения.Учебный материал адаптирован к уровню подготовки студентов по ма...
План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.
План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....
План – конспект открытого урока по истории Тема: «Внешняя политика России во второй половине XIX в».
Цель урока: Познакомить обучающихся с основными событиями внешней политики России во второй половине XIX в.Задачи урока:- обучающие: выяснить причины и ход действий России по отмене ...
План открытого урока по истории "Эпоха дворцовых переворотов"
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКАТема «Эпоха дворцовых переворотов»Дисциплина: БД.04 «История»Специальность: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»...
ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».
План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...
План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»
Тема программы: «Создание гипертекстовых документов». Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...
Методическая разработка урока.План- конспект открытого урока,по физической культуре.
Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить нап...