План-конспект урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов в XVIII веке в России».
план-конспект занятия на тему

Безгина Надежда Михайловна

План-конспект урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов в XVIII веке в России».

Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра Великого, сравнить характер правления Петра I и его приемников.

Обучающие задачи:

1. Выяснить причины дворцовых переворотов.

2. Выявить проблемы в развитии России, возникшие после правления Петра I.

3. Оценить результаты правления последователей Петра I.

Развивающие задачи:

1. Развитие навыков работы с текстом учебника.

2. Умение пересказывать исторический текст.

3. Развитие навыков анализа исторических источников.

4. Умение сравнивать, анализировать делать выводы.

5. Создание проблемной ситуации.

Воспитательные задачи:

1. Патриотическое воспитание обучающихся на примере засилья иностранцев в России.

2. Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urok_dv_per._2.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов в XVIII веке в России».

Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра Великого, сравнить характер правления Петра I и его приемников.

Обучающие задачи:

1. Выяснить причины дворцовых переворотов.

2. Выявить проблемы в развитии России, возникшие после правления Петра I.

3. Оценить результаты правления последователей Петра I.

Развивающие задачи:

1. Развитие навыков работы с текстом учебника.

2. Умение пересказывать исторический текст.

3. Развитие навыков анализа исторических источников.

4. Умение сравнивать, анализировать делать выводы.

5. Создание проблемной ситуации.

Воспитательные задачи:

1. Патриотическое воспитание обучающихся на примере засилья иностранцев в России.

2. Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа.

Постановка задач урока в виде проблемной ситуации. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. 1993 г.

«В первые 16-17 лет прошедших после смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нём сменилось 5 монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков коренились…?»

На доске вопросы к обучающимся, на которые мы ответим в ходе нашего урока.

1. Что это за дворцовые перевороты, почему их так назвали?

2. Каковы причины дворцовых переворотов?

3. Кто из правителей был «чужд» России и по своим эгоистическим склонностям не достоин власти?

4. Кто из приемников Петра Великого продолжил его политику.

5. Кого мы можем назвать временщиками?

Ход урока:

Каждый обучающийся получает рабочий лист и вписывает в него услышанную им на уроке историческую информацию.

На уроке используется учебный диск «История России 862-1917 год»

Этап урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность  обучающихся

Использование наглядности и средств ТСО.

Начало урока.

1 мин

Настрой на урок

Концентрация внимания

 

Постановка задач урока

2 мин

Постановка проблемной ситуации,

Объяснение, как работать по рабочим листам.

Внимательно слушают преподавателя.

Знакомство с рабочими листами.

Вопросы проблемной ситуации

Объяснение нового материала:

27 мин

 

 

 

1. Екатерина 1 и Верховный тайный совет

5 мин

Комментарии и дополнение преподавателя к ответу  студента.

Рассказ  Сергеева А. о правлении Екатерины 1, остальные обучающиеся делают записи в рабочих листах.

Компьютер – портреты Екатерины 1, Меншикова.

 

2. Петр II, падение Меншикова.

3 мин

Комментарий и дополнение преподавателя к рассказу диктора

Работа с рабочими листами.

Компьютер, диктор. Портреты

Петр II, Остермана.

3. Анна Ивановна, бироновщина.

5 мин

Комментарий и дополнение преподавателя к рассказу диктора

Комментарий и дополнение преподавателя к рассказу диктора

Компьютер, диктор. Портреты

Анны Ивановны, Бирона Миниха.

4. Император – младенец- ИванVI. 

2 мин

Комментарии и дополнение преподавателя к ответам студентов.

Работа с учебником стр. 164-165, заполнение рабочего листа.

Компьютер, Портреты – ИванVI и его матери.

5. Елизавета Петровна.

7 мин

Комментарии и дополнение  преподавателя к ответу студента.

Рассказ о Елизавете Архипова В., работа с рабочими листами.

Компьютер, карта. Портреты – Елизаветы, Разумовского, Шувалова.

6. Пётр III.

5 мин

Комментарии и дополнение преподавателя к ответу студента.

Рассказ о Пётре III Кутузова А. , работа с рабочими листами.

Компьютер, Портреты – Пётр II, его жены Екатерины II.

Обобщение и закрепление.

12 мин

Подведение обуч-ся к самостоятельным выводам с помощью наводящих вопросов.

О ком идёт речь?  – отрывки из документов.

Документ о кондициях.

Анализ документов, сравнение правителей и результатов их правления. Заполнение рабочего листа.

У обучающихся портреты правителей, они угадывают о ком идёт речь.

Завершение урока.

3 мин

Подведение результатов урока.

Задать домашнее задание. Выставление оценок за урок.

Запись домашнего задания

Д.З – подготовка к тесту по теме «Дворцовые перевороты».

  

О каком правителе идёт речь?

 

1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца.     (Елизавета)

 

2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…»   (Анна Ивановна)

 

3.     А.С. Мыльников – современный исследователь. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». (Петр III)

 

4.     В.И. Буганов – советский историк. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России».   (Екатерина I)

 

5.     Е.В. Анисимов – современный историк. «Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой». (ПетрII)

 

6. С.Н. Синегубов – современный исследователь. «Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов».   (Анна Леопольдовна)

 

Правитель

Годы прав-ления

Родство

с Петром Великим.

На кого опирался

Внутренняя политика

Внешняя политика

Итоги и результаты правления

Екатерина I

1725-1727

Жена

Гвардейские полки, сподвижники Петра Великого, Меншиков.

1.Создание Верховного тайного совета – высший орган управления

(7 человек, глава Меншиков).

2. Сокращена подушная подать.

3. Облегчена служба дворянам.

Конфликт с Данией, Англией

Конфликт по поводу Курляндии;

Война с Турцией.

Непродуманная внешняя политика, небольшие уступки народу и дворянству.

Петр II

1727-1730

внук

Меншиков, но потом ссылка,

Долгорукие,

Евдокия Лопухина

Остерман

Отмена монополий, например на соль.

Оздоровление народного хозяйства.

Невмешательство в военные конфликты.

Некоторое оздоровление народного хозяйства, продуманная внешняя политика.

Анна Ивановна

1730-1740

племянница

Бирон, Остерман,

Миних.

1.Роспуск Верховного тайного совета.

2. Создание Кабинета из 3-х человек во главе с Остерманом.

3. Воссоздание Тайной канцелярии.

4. Служба дворян 25 лет.

5. Именья можно дробить между наследниками.

6. Создание Кадетского корпуса.

7. Промышленники могли покупать крестьян с землёй и без неё.

Бироновщина.

1. Война с Польшей.

2. 2. Война с Турцией 1735-1739 г. – потеря земель в Молдавии.

3. Возвращение Персии прикаспийских областей

Финансовое неблагополучие в стране, засилье иностранцев у власти, неудачная внешняя политика. Тёмное мрачное время, преследование противников императрицы и её фаворита.

Экономический и политический кризис в стране.

Иван VI и его мать Анна Леополь-довна

1740-1741

Сын племянницы Анны Ивановны

Анна Леопольдовна, Антон Ульрих,

Остерман,

Миних

Арест Бирона.

Господство немцев у власти и недовольство народа их правлением.

Елизавета

1741-1761

дочь

Гренадёры Преображенс-кого полка.

1. Сокращение подушной подати.

2. Ограничение крепостного труда в промышленности.

3. Учреждение императорского Совета вместо кабинета, глава А.П. Бестужев-Рюмин.

4. Восстановлена роль Сената, некоторые коллегии, главный магистрат.

5. Поддержка армии и флота.

6. Расширение привилегий дворянства.

7. Ликвидация внутренних таможен 1754 г., протекционистская политика.

8. Преследование старообрядцев.

1. Война с Швецией 1741-1743 гг. выиграна.

2. Семилетняя война 1756-1763.

Победы:

Гросс – Егерсдорф

– 1757;

Кунерсдорф – 1759;

Взятие Берлина – 1760;

Стабилизация жизни страны, подъём в развитии промышленности, торговли, успешная внешняя политика. Продолжила политику отца Петра Великого.

Петр III

1761-1762

внук

1. Уничтожена тайная канцелярия.

2. Промышленники лишились права покупать крестьян к мануфактурам.

3. Принцип веротерпимости, политика подчинения церкви государству.

4. Манифест о вольности дворянской – 1762г.

Отдал все завоевания Фридриху второму.

Внутренняя политика близка к политике Петра Великого, предательская внешняя политика.

Литература: Учебник «История» для СПО В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. М., «Академия.2012.

Набор карт по истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Решение показательных уравнений"

Сначала актуализация знаний студентов. Затем дается новый материал: классификация показательных уравнений и основные способы их решения.Учебный материал адаптирован к уровню подготовки студентов по ма...

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

План – конспект открытого урока по истории Тема: «Внешняя политика России во второй половине XIX в».

Цель  урока: Познакомить обучающихся с основными событиями внешней политики России во второй половине XIX  в.Задачи урока:- обучающие:  выяснить причины и ход действий России по отмене ...

План открытого урока по истории "Эпоха дворцовых переворотов"

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКАТема «Эпоха дворцовых переворотов»Дисциплина: БД.04 «История»Специальность: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»...

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».

План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...

План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»

Тема  программы: «Создание гипертекстовых документов».  Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...

Методическая разработка урока.План- конспект открытого урока,по физической культуре.

Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить нап...