Урок по теме "Основные темы творчества М.И. Цветаевой"
методическая разработка на тему
Урок по творчеству Цветаевой проводила для обучающихся 1 курса. Ребята читали стихи поэта наизусть, анализировали содержание произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий урока по творчеству Марины Цветаевой | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОРНОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ
(ГКПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж)
РАССМОТРЕНО и УТВЕРЖДЕНО: на заседании МО филологии Протокол №___ от__________2017г Председатель МО филологии ____________/ Чистюхина Ю.В. | УТВЕРЖДАЮ: Зам. Директора по УМ и НР_____________/ Е.Б.Теплякова ___________2017г. |
Открытый урок
по дисциплине БД 02 Литература
в группе 1 ОПТ-16
тема: Основные темы творчества М.И.Цветаевой
преподаватель русского языка и литературы
Прокудина А.А.
Новокузнецк,2017
Урок № 38
Дата: «____»______________2017
Группа: 1ОПТ-16
Вид занятия: изучение нового.
Тип занятия: комбинированный урок.
Тема: Основные темы творчества М.И.Цветаевой.
Цели:
Образовательная:
а) познакомить обучающихся с биографией и творчеством М.И.Цветаевой;
б) проанализировать связь тем произведений с жизненными этапами поэта;
в) раскрыть образ лирического героя в стихотворениях;
г) понять, как сложились отношения у Марины Цветаевой с окружающим миром;
Развивающая:
а) развитие логического мышления, внимания, памяти;
б) развивать умение анализировать изучаемое;
Воспитательная:
а) развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией, навыки конспектирования лекции.
б) пробудить чувство гордости за богатство и разнообразие творчества этого уникального поэта.
Методика обучения: развивающее обучение.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.
Межпредметные связи: русский язык, история, ИЗО, музыка.
Форма организации обучения:
Время проведения занятия: 90 минут
Обеспечение занятия: портрет М.И.Цветаевой, книги о жизни и творчестве поэта, видеопроектор, компьютер, экран, раздаточный материал.
План занятия:
№ п/п | Название этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Время |
1. | Организационный момент | Приветствие обучаю-щихся. Объявление темы. Постановка целей и задач | Приветствие ,отметка отсутсвующих.. Подготовка к занятию | 3 |
2. | Повторение ранее изученного материала | Задаются вопросы, контроль ответов | Отвечают на предложенные вопросы по предыдущему уроку | 10 |
3. | Изучение нового материала | Рассказ преподавателя с использованием технических средств, прерываемый вопросно-ответным диалогом | Слушают, смотрят, выступают с сообщениями о биографии Цветаевой, читают стихи | 65 |
4. | Закрепление и контроль знаний при помощи анализа произведений Цветаевой | Анализируют стихотворение (на выбор) | Самостоятельный анализ стихотворения, составление задания в LearningApps | 10 |
5. | Итоги занятия | Подводит итог занятия, объявляет оценки |
| 1 |
6. | Задание на дом | Объявляет домашнее задание, срок сдачи |
| 1 |
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный момент.
2.Повторение изученного на прошлом занятии.
- Что такое социалистический реализм?
Новый художественный метод, который не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть, с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность – вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее, и, в целом, далека от провозглашаемого идеала.
-Назовите авторов и названия произведений этого периода - М.А.Шолохов, «Тихий Дон», А.М.Горький «Жизнь Клима Самгина»,Л.М.Леонов «Соть».
3. Изучение нового материала.
3.1.Презентация о биографии М.И. Цветаевой.
Обучающимся раздаются карточки, которые они должны будут заполнить во время урока. На обратной стороне листочков выразить свое отношение к проведенному за-нятию (синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. Используется в России, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Первая строка – тема синквейна, существительное (одно слово)
Вторая строка-описание признаков и свойства существительного (два прилагательных)
Третья строка - характерные действия предмета (три слова)
Четвертая строка - отношение автора к предмету (четыре слова)
Пятая строка - одно слово - суть предмета, резюме).
3.2. Звучит музыка. Чтение стихотворения «Красною кистью рябина зажглась…». Сообщение обучающегося.
Так писала сама Марина Цветаева о своем появлении на свет. Она родилась 10 октября (по новому стилю) 1892 г. в Москве, в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и известной пианистки Марии Александровны Мейн, которая была любимой ученицей композитора А. Рубинш-тейна. Отец Марины был директором Румянцевского музея и основателем Музея изобразительных искусств (теперь это Музей им. А.С.Пушкина). У Марины Цветаевой очень рано проявились поэтические и музыкальные способности
Учитель: Рябина навсегда вошла в поэзию Марины Цветаевой. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходящей и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей уйти в зиму забвения.
-Послушаем еще одно стихотворение поэта.
3.3. Чтение стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…», (звучит музыка). Это еще одно автобиографическое стихотворение, где Цветаева объясняет значение своего имени: Марина означает “морская”. А раз она морская волна, Значит – изменчивая, гордая и своевольная. Такой она и была с самого раннего детства. Писать стихи начинает Цветаева с шести лет, причем – сразу по-русски, по-немецки и по-французски. Этому способствовала, конечно, атмосфера семьи Цветаевых и старинного особняка в Трехпрудном переулке, где на шкафах стояли бюсты античных богов и героев, а на книжных полках размещалась большая домашняя библиотека.
Учитель: Много стихотворений Марина Цветаева посвящает любимым ею поэтам. Послушаем стихотворение «Стихи Пушкину».
3.4.Чтение стихотворения и сообщение обучающегося. Всю свою жизнь, начиная с самого раннего детства. Марина Цветаева преклонялась перед гением русской поэ-зии – Александром Сергеевичем Пушкиным, которому она посвятила цикл стихот-ворений “Стихи к Пушкину” и эссе “Мой Пушкин”. Поэт стремительно и властно вошел в жизнь маленькой Марины и стал духовной опорой будущей поэтессы Цве-таевой. Об этом говорят ее записи в личных дневниках, в творческих тетрадях, в ли-рической прозе и письмах. Она пишет 26 января 1937 года: “Стихи к Пушкину».
Учитель: Кумиром для Марины Ивановны был поэт-символист А.А. Блок.
3.5. Чтение стихотворения «Имя твое - птица в руке» и сообщение обучаю-щегося.
Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и многими другими талантливейшими людьми конца XIX – начала XX веков. Им она посвящала свои стихи, со многими общалась, с некоторыми дружила. Но настоящим кумиром в поэзии для Цветаевой был Александр Блок, с которым она не была даже знакома.
Только дважды посчастливилось поэтессе видеть его в мае 1920 года в Москве во время выступлений. По мнению Цветаевой, “святое сердце Александра Блока” вобрало в себя все беды и страдания, все тревоги и печали человечества. Своему кумиру Марина Цветаева посвящает цикл “Стихи к Блоку”.
Учитель: У Марины Ивановны был друг Максимилиан Волошин. Благодаря ему она знакомиться со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.
3.6.Чтение стихотворения «Я с вызовом ношу его кольцо..» сообщение обуча-ющегося.
1906 год, Коктебель…Марина в гостях у друга семьи – Максимилиана Волошина. Здесь она знакомится с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Все было, как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий, тонкий незнакомец с огромными сероголубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает (в шутку или всерьез?): если молодой человек найдет и подарит ей любимый генуэзский сердолик, то она выйдет за него замуж. Через полгода Марина и Сергей поженились. Ему, любимому, другу, мужу, будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи о любви; о нем она напишет такие восхищенные строки: “Сережу я люблю бесконечно и навеки…Я постоянно дрожу над ним… Мы никогда не расстанемся. Наша встреча – чудо…Он мой родной на всю жизнь”.
Читает стихотворение обучающийся “Я с вызовом ношу его кольцо…”. Анализ этого стихотворения.
Учитель: В 1912 у них родилась дочь Ариадна. В 1917 году родилась дочь Ирина. К сожалению, семейное счастье Марины было недолгим. Революционные события разлучили Сергея с Мариной. И новое испытание для нее – умирает младшая дочь Ирина.
3.7.Сообщение обучающегося. Звучит стихотворение «Еще вчера в глаза глядел…»
(в записи).
К сожалению, семейное счастье Марины было недолгим. Началась Первая мировая война, революция, гражданская война… Сергей Эфрон, муж, Цветаевой, выбирает путь воина-белогвардейца: в 1915 году поступает братом милосердия в санитарный поезд, потом с остатками Добровольческой армии эмигрировал за границу. Несколь-ко лет от него не было никаких известий. Невероятные трудности выпали в это вре-мя на долю Цветаевой: она жена белого офицера в красной Москве, у нее на руках две дочери – Ариадна и Ирина, которая умрет в приюте от голода, холода и болез-ней. Марина ждет хоть каких-нибудь известий о муже и надеется на то, что он жив. В этот тяжелый для нее период Цветаева записывает в дневнике: “Если Бог сделает это чудо – оставит вас в живых – я буду ходить за вами, как собака”. В период ожи-дания вестей от мужа стихи Марины Цветаевой печальны и грустны…
Учитель: Наконец, свершилось чудо! В июле 1921 года Марина получила «благую весть» о том, что Сергей жив. Не раздумывая, она тотчас выезжает за границу вместе с дочерью Ариадной. Казалось, счастью нет конца, семья вместе и в эмиграции родился долгожданный сын Георгий. Марина 13 лет из 17 проживет в Праге, столице Чехии.
Сергей Эфрон, который уже стал советским разведчиком, хочет вернуться на Роди-ну. Хлопочет о советском паспорте и в 1937 году уезжает с дочерью Ариадной в Москву. Марина с сыном возвращается на родину в 1939 год.
Звучит стихотворение “Идешь, на меня похожий…”. Анализ этого стихотворения, подготовленный обучающимся.
Мы подошли к самой трагической странице жизни Марины Цветаевой.
3.8.Звучит стихотворение «Моим стихам, написанным так рано..», сообщение обучающегося.
Мы подошли к самой трагической странице жизни Марины Цветаевой. Началась Великая Отечественная война. Рядом нет друзей, нет жилья, работы, нет семьи. Муж Сергей Эфрон был арестован, а потом расстрелян в октябре 1941г. Дочь Ариадна провела в лагерях 16 лет и будет реабилитирована только в феврале 1955 г. Марина Цветаева едет с сыном в эвакуацию в Елабугу, где остается один на один с одиночеством, с неразрешимыми проблемами, с неизвестностью о судьбе мужа и дочери. Доведенная до полного отчаяния, покинутая всеми и убежавшая ото всех, Марина Цветаева сводит счеты с жизнью 31 августа 1941 г. Ей не было еще и пятидесяти лет. Место захоронения Марины Ивановны Цветаевой точно неизвестно, так как в Елабуге с ней был только сын Георгий, который в 1942 погибнет на фронте. Много лет спустя младшая сестра Цветаевой Анастасия поставила указатель на Елабужском кладбище, на котором написано: «К Марине Цветаевой».
Обучающийся читает стихотворение “Моим стихам, написанным так рано…”.
4. Закрепление.
Учитель: Сегодня на занятии мы только прикоснулись к творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Давайте послушаем стихи в исполнении актеров и песни, созданные на ее стихи.
Продолжим работу по творчеству Марины Цветаевой. Вам необходимо создать свой синквейн, выполним задание на LearningApps (часть обучающихся выполняют задание через телефон, а часть - коллективно через компьютер преподавателя, создают новое приложение по творчеству Цветаевой).
5.Итоги занятия. Выставление оценок за работу.
6. Домашнее задание: наизусть стихотворение М.И. Цветаевой, групповой мини-проект по теме «Судьба и творчество М.И.Цветаевой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого урока по творчеству М.И.Цветаевой
План-конспект открытого урока по творчеству М.И. Цветаевой....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
Познакомить учащихся с биографией М.И. Цветаевой, процессом формирования ее мировоззрения, тематикой и идейным содержанием произведений; воспитывать в будущих педагогах патриотизм, гуманизм, благородс...
Литературно музыкальная гостиная по творчеству М. И. Цветаевой
Сценарий литературно-музыкальной гостиной по творчеству М. И. Цветаевой...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСТВА М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
Данное методическое пособие по дисциплине «Литература» посвящено творчеству М.И. Цветаевой. В пособии используются биографические и документальные данные о М.И.Цветаевой, в...
Конспект открытого занятия по литературе на тему «ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»
Конспект открытого занятия по литературе на тему «ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»...
Конспект урока литературы на тему: Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама
Обзор жизни и творчества поэта серебряного века О.Э. Мандельштама (кратко)...
конспект открытого урока на тему: "Творчество Б.Л. Пастернака"
Очень интиересная разработка открытого урока....