Выступление на семинаре в рамках Фестиваля открытых дверей для специалистов службы сопровождения по теме: «Особенности проведения логопедических занятий в школе»
учебно-методический материал на тему
В нашей школе обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, испытывающие трудности в освоении общеобразовательных программ. Они поступают к нам по направлению ППЦ «Здоровье». Специфика проведения логопедических занятий с такими детьми имеет свои особенности, о которых говорилось при проведении семинара в рамках Фестиваля открытых дверей специалистов службы сопровождения 18 февраля 2015 года. В стенах нашей школы был подготовлен доклад и продемонстрированы видеофрагменты логопедических занятий учителей – логопедов . Гости семинара увидели логопедическую работу по коррекции речевых нарушений у обучающихся нашей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_galkina_l.n._shkola20.docx | 427.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре в рамках Фестиваля открытых дверей для специалистов службы сопровождения по теме: «Особенности проведения логопедических занятий в школе»
Л.Н.Галкина, учитель – логопед
ГБС(К)ОУШИ №20
Петроградского района Санкт – Петербурга
В нашей школе обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, испытывающие трудности в освоении общеобразовательных программ. Они поступают к нам по направлению ППЦ «Здоровье». Специфика проведения логопедических занятий с такими детьми имеет свои особенности, о которых говорилось при проведении семинара в рамках Фестиваля открытых дверей специалистов службы сопровождения 18 февраля 2015 года. В стенах нашей школы был подготовлен доклад и продемонстрированы видеофрагменты логопедических занятий учителей – логопедов . Гости семинара увидели логопедическую работу по коррекции речевых нарушений у обучающихся нашей школы.
В 1 «А» классе проводила индивидуальное занятие учитель – логопед Елена Александровна Максимова. Она впервые за свою практику взяла детей с речевыми нарушениями, до этого несколько лет работала учителем начальных классов со слабослышащими учениками.
На логопедическом занятии был показан классический подход дифференциации звуков [Ш] - [С], используя предметные картинки, а также разницу в кинестетических ощущениях при произнесении свистящих и шипящих звуков. Во фрагменте были логопедом исправлены ошибки ученицы, такие как: замена звука [Ш] звуком [С], ошибки в понимании, что изображено на картинках (шишки-весы, кукушка-сова, пакет-мешок).
В следующем видеофрагменте был показан 2 «А» класс. Учитель 2 «А» класса Екатерина Андреевна Чистякова. Она второй год работает учителем в этом классе и ведет логопедические занятия.
В видеофрагменте гости семинара увидели использование учителем на занятии Интернет - ресурсов (LearningApps.org) при коррекции чтения и обогащении словаря по теме «Зима». Использование мультимедийного интерактивного упражнения: разгадывание кроссворда по теме «Зима» помогает повысить мотивацию и качество знаний у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ученик во время чтения вопроса в кроссворде допускает стойкие замены гласных (и-е), смягчает звук [Ш], не сразу понимает прочитанное, ждет помощи, не различает единственное и множественное число.
В отгаданном слове явно слышен ротоцизм и пропуск последнего согласного звука в слове.
Ученица в видеофрагменте правильно заполняет звуковую схему слова, разгаданного в кроссворде.
Второй год в 4 «А» классе ведет логопедические занятия учитель Ирина Баировна Хубракова. На видеофрагменте хорошо и наглядно показана логопедическая работа с использованием разных видов деятельности.
Учитель умело использовал самостоятельно созданную презентацию для работы над предлогами. Следил на протяжении всего занятия за правильным произношением свистящих звуков, понимая что дефект - межзубный сигматизм, требует постоянного контроля со стороны логопеда.
Закрепляя предлоги в предложении одновременно происходила отработка ориентировки на листе бумаги, разбиралось непонятное слово.
Из видеофрагмента видно, как идет работа по развитию внимания, логики и мышления на материале разгадывания ребусов. На логопедическом занятии педагог показал не только работу по развитию и коррекции не только устной, но и письменной речи.
В следующем видеосюжете ученики 10 «А» класса рассказали об истории школы. Над текстом к сюжету работала команда педагогов нашей школы - это учителя - логопеды, дефектологи, словесники. В сюжете ребята правильно, четко и грамотно произносили заранее выученный текст.
На сколько непросто было подготовить этих учеников, можно сделать вывод из следующего видеофрагмента. Он продемонстрировал работу учеников этого же класса на логопедическом занятии в прошлом учебном году (2013 - 2014г).
Ежегодно в школе проходит методическая неделя учителей – логопедов и дефектологов. Наши специалисты в течение этого времени проводят открытые логопедические занятия для педагогов нашей школы, которые по итогам его проведения высказывают свои пожелания и рекомендации. Весь собранный материал обрабатывается и вместе с конспектом занятия публикуется в школьном сборнике.
Видеофрагмент логопедического занятия 9 «А» класса проводила учитель- -логопед Людмила Николаевна Галкина, четвертый год работающая в этой школе, имеющая большой опыт работы с разными речевыми нарушениями у детей.
На представленном на видео занятии велась работа по закреплению ранее отработанного материала. В словах стихотворного текста, который читают ученики, заранее были поставлены ударения. Предложенный текст ученики читают третий раз. На предыдущих занятиях все непонятные слова были найдены в толковом словаре, объяснены, записаны в тетрадь. Присутствующие на семинаре наглядно увидели насколько непросто ученикам не только вспомнить, но и правильно построить предложения при объяснении слов. Они в основном пользуются на занятии простыми высказываниями, при чтении допускают множественные ошибки.
Гостям семинара было показано, что все учителя-логопеды нашей школы применяли в работе следующие методы: практические (тренировки, упражнения), наглядные (схемы, ребусы, кроссворды), словесные (беседы, объяснения). Положительные результаты в работе учителей – логопедов нашей школы по коррекции речи достигаются за счет применения разных методов с учетом этиологии, механизмов и симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Подводя итог всему выше сказанному понятно, что особенности проведения логопедических занятий в школе заключаются в поэтапном взаимосвязанном формировании всех компонентов речи, системном подходе к анализу речевого дефекта, а также регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной функции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики в рамках логически завершенного дня "Математика на службе человека" на тему "Структуры алгоритмов и программ"
Урок является частью логически завершенного дня "Математика на службе человека", который был проведен в 11 классе. Информатика изучается в этом классе на профильном уровне по программе Семакина....
Открытое занятие Школы педагогического мастерства по теме «Особенности современного урока в среднем профессиональном образовании»
Открытое занятие Школы педагогического мастерства по теме «Особенности современного урока в среднем профессиональном образовании»Цель занятия: освоение требований к современному...
Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций
Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...
Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций
Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...
Выступление на ШМО по теме: «Формирование пространственных представлений у детей с недоразвитием речи на логопедических занятиях»
В последние годы в нейропсихологии и в ряде смежных наук наблюдается рост интереса к изучению пространственных представлений человека. Этот интерес не случаен: все больше исследователей приходит к выв...
Мастер-класс в рамках Единого Дня Открытых Дверей ФП Профессионалитет 2023
Мастер-класс в рамках Единого Дня Открытых Дверей ФП Профессионалитет 2023...
Доклад на педагогическом совете ГАПОУ МО "Профессиональный колледж "Московия" на тему:"Опыт проведения дистанционных занятий. Плюсы и минусы дистанционного обучения".
Особенности дистанционного обучения по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте....