Организация и проведение олимпиады по физике
методическая разработка на тему
В методической разработке «Олимпиада по физике» преподавателя Ковалевой Е.П. представлена одна из форм внеклассного мероприятия по физике, которая способствует выявлению способных, одаренных студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_provedenie_olimpiady_po_fizike.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное
бюджетное учреждение
среднего профессионального образования
Воронежской области
«Бутурлиновский механико-технологический
колледж»
Ковалева Е. П.
Методическая разработка
Организация и проведение олимпиады
по физике
Бутурлиновка 2015
ОДОБРЕНА Составлена в соответствии с
цикловой методической Государственными требованиями к
комиссией общеобразовательных дисциплин минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по всем
специальностям
Председатель ПЦК Заместитель директора
__________Мазаева О. Н. по учебной работе
Протокол № ____________Стребкова О. А.
«___»__________2015г. «___»__________2015г.
Автор
Преподаватель физики ____________Ковалева Е. П.
Рецензия
на методическую разработку внеклассного мероприятия
«Олимпиада по физике»
преподавателя ГОБУ СПО ВО БМТК Ковалевой Е. П.
В методической разработке «Олимпиада по физике» преподавателя Ковалевой Е.П. представлена одна из форм внеклассного мероприятия по физике, которая способствует выявлению способных, одаренных студентов. Это одна из традиционных и постоянно совершенствующихся форм работы в колледже, которой необходимо уделять должное внимание, в связи с чем, данная методическая работа весьма актуальна.
Олимпиада по физике проводилась для студентов 1 курсов всех специальностей. Задания представляли собой задачи разного уровня сложности, соответствующие второй и третьей частям единого государственного экзамена по физике. Высокий уровень заданий предварительно был подкреплен подготовкой студентов во внеурочное время.
Считаю, что методическая разработка заслуживает положительной оценки, а опыт проведения подобных мероприятий должен стать неотъемлемой частью внеклассных мероприятий во всех техникумах и колледжах.
Преподаватель математики высшей категории Лихачева В. П.
1. Общие положения
1.1. Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у студентов творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных студентов, пропаганда научных знаний.
1.2. Для проведения Олимпиады создаются Организационный комитет и жюри из преподавателей физики и математики колледжа.
1.3. В Олимпиаде принимают участие студенты 1 курса.
- Функции Организационного комитета
Оргкомитет выполняет следующие функции:
- разрабатывает программу проведения Олимпиады и обеспечивает ее реализацию;
- организует мероприятия Олимпиады, включая подготовку студентов на специальных предварительных семинарских занятиях;
- инструктирует участников Олимпиады;
- осуществляет шифрование работ;
- осуществляет контроль хода работы участников;
- по представлению жюри утверждает списки победителей Олимпиады;
- оформляет дипломы победителей;
- осуществляет информационную поддержку Олимпиады;
3. Функции Жюри
Жюри Олимпиады выполняет следующие функции:
- изучает олимпиадные задания, разрабатывает критерии оценивания выполненных заданий;
- проводит проверку и оценивание работ участников;
- проводит разбор выполненных заданий с участниками олимпиады; объясняет критерии оценивания заданий;
- рассматривает апелляции участников;
- составляет рейтинговые таблицы по результатам выполнения заданий участниками Олимпиады;
- определяет победителей Олимпиады;
- оформляет протокол заседания по определению победителей и призеров Олимпиады;
4. Порядок регистрации участников
4.1. Все участники Олимпиады проходят в обязательном порядке процедуру регистрации.
4.2. Студенты-участники Олимпиады освобождаются от занятий в день проведения Олимпиады.
5. Форма проведения Олимпиады
Олимпиада по физике проводится в один тур индивидуальных состязаний участников. Отчёт о проделанной работе участники сдают в письменной форме.
6. Порядок проведения Олимпиады
6.1. На Олимпиаде студентам 1 курса предлагается решить 8 задач, на выполнение которых отводится 2 академических часа.
6.2. Тематика задач Олимпиады размещена на сайте Минобрнауки (https://olymp-online.mipt.ru) в разделе олимпиад по физике. Там же приведены примеры задач с краткими решениями.
6.3. Для выполнения заданий Олимпиады каждому участнику выдаются двойные листы в клетку (для чистовика, для черновика).
6.4. Во время олимпиады участникам запрещено пользоваться какими-либо средствами связи.
6.5. Члены жюри раздают условия участникам олимпиады. Участник олимпиады обязан до истечения отведенного времени сдать свою работу. Участник может сдать работу досрочно, после чего должен покинуть место проведения Олимпиады.
7. Процедура оценивания выполненных заданий
Работы олимпиады шифруются до начала их проверки. Шифр записывается на первую страницу работы. Зашифрованные работы предаются в жюри для проверки.
Жюри олимпиады оценивает записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются.
Правильный ответ, приведенный без обоснования или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается. Если задача решена не полностью, то этапы ее решения оцениваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче. Предварительные критерии оценивания разрабатываются преподавателями-составителями задач.
Окончательная система оценивания задач обсуждается и утверждается на заседании жюри после предварительной проверки некоторой части работ.
Решение каждой задачи оценивается целым числом баллов от 0 до 10.
Проверка работ осуществляется Жюри олимпиады согласно стандартной методике оценивания решений:
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
10 | Полное верное решение |
8 | Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение. |
5-6 | Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические). |
5 | Найдено решение одного из двух возможных случаев. |
2-3 | Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение. |
0-1 | Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении). |
0 | Решение неверное, или отсутствует. |
Все пометки в работе участника члены жюри делают только красными чернилами. Баллы за промежуточные выкладки ставятся около соответствующих мест в работе (это исключает пропуск отдельных пунктов из критериев оценок). Итоговая оценка за задачу ставится в конце решения. Кроме того, член жюри заносит ее в таблицу на первой странице работы и ставит свою подпись под оценкой.
В случае неверного решения необходимо находить и отмечать ошибку, которая к нему привела. Это позволит точнее оценить правильную часть решения и сэкономит время.
По окончании проверки член жюри передаёт представителю оргкомитета работы для их дешифровки.
По каждому олимпиадному заданию члены жюри заполняют оценочные ведомости (листы).
Баллы, полученные участниками олимпиады за выполненные задания, заносятся в итоговую таблицу.
8. Процедура разбора заданий
8.1. Разбор решений задач проводится сразу после окончания Олимпиады или на следующий день.
Основная цель этой процедуры – объяснить участникам Олимпиады основные идеи решения каждого из предложенных заданий, возможные способы выполнения заданий, а также продемонстрировать их применение на конкретном задании.
8.2. В процессе проведения разбора заданий участники олимпиады должны получить всю необходимую информацию для самостоятельной оценки правильности сданных на проверку жюри решений.
9. Порядок проведения апелляции по результатам проверки заданий
9.1. Апелляция проводится в случаях несогласия участника олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения олимпиады. Время и место проведения апелляции устанавливается Оргкомитетом Олимпиады.
9.2. Порядок проведения апелляции доводится до сведения участников Олимпиады до начала Олимпиады.
9.3. Для проведения апелляции Оргкомитет олимпиады создает апелляционную комиссию из членов Жюри (не менее двух человек).
9.4. Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными требованиями.
9.5. Апелляция участника олимпиады рассматривается в день показа работ.
9.6. Для проведения апелляции участник олимпиады делает устное заявление председателю жюри.
9.7. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с оценкой жюри выполненного олимпиадного задания апелляционная комиссия принимает одно из решений:
– апелляцию отклонить и сохранить выставленные баллы;
– апелляцию удовлетворить и изменить оценку в ____ баллов на _____ баллов.
9.8. Официальным объявлением итогов Олимпиады считается вывешенная на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя и членов жюри.
9.9. Окончательные итоги Олимпиады утверждаются Оргкомитетом с учетом результатов работы апелляционной комиссии.
10. Порядок подведения итогов Олимпиады
10.1. Победители Олимпиады определяются по результатам решения участниками задач. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма полученных этим участником баллов за решение каждой задачи.
10.2. Окончательные результаты проверки решений всех участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы жюри определяет победителей и призеров Олимпиады.
10.3. Председатель жюри передает протокол по определению победителей и призеров в Оргкомитет для утверждения списка победителей и призеров Олимпиады по физике.
10.4. Список победителей Олимпиады с указанием типа полученного диплома направляется председателем Оргкомитета Олимпиады заместителю директора колледжа по УВР на подпись.
11. Ресурсы
- https://miccedu.ru/
- https://olymp-online.mipt.ru
Приложение 1.
Ведомость оценивания работ участников Олимпиады
1 курс
№ п/п | Фамилия Имя Отчество | Количество баллов за задачу № | Итоговый балл | Рейтинг (место) | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
1 | |||||||||||
2 |
Приложение 2.
Задания Олимпиады
- Предмет высотой 1 см расположен на главной оптической оси тонкой собирающей линзы на расстоянии 30 см от ее оптического центра. Оптическая сила линзы 5 дптр. Найдите высоту изображения предмета. Ответ выразите в сантиметрах (см).
- Прямолинейный проводник длиной = 0,1 м, по которому течет ток I= 1 А, находится в однородном магнитном поле с индукцией В = 0,1 Тл и расположен параллельно вектору . Каков модуль силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля?
- Плоский воздушный конденсатор отключили от источника тока, а затем уменьшили расстояние между его пластинами. Что произойдет при этом с зарядом на обкладках конденсатора, электроемкостью конденсатора и напряжением на его обкладках? К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ИХ ИЗМЕНЕНИЕ
А) Заряд конденсатора 1) увеличится
Б) Электроемкость 2) уменьшится
В) Напряжение на обкладках 3) не изменится
А | Б | В |
- В катушке сила тока равномерно увеличивается со скоростью 1 А/с. При этом в ней возникает ЭДС самоиндукции 10 В. Какова энергия магнитного поля катушки при силе тока в ней 1 А?
- Какова максимальная скорость электронов, выбиваемых из металлической пластины светом с длиной волны λ = 3⋅10–7 м, если красная граница фотоэффекта λкр = 540 нм?
- К источнику тока с ЭДС ε = 9 В и внутренним сопротивлением r = 1 Ом подключили параллельно соединенные резистор с сопротивлением R = 8 Ом и плоский конденсатор, расстояние между пластинами которого d = 0, 002 м. Какова напряженность электрического поля между пластинами конденсатора?
- Фотоны, имеющие энергию 5 эВ, выбивают электроны с поверхности металла. Работа выхода электронов из металла равна 4,7 эВ. Какой максимальный импульс приобретает электрон при вылете с поверхности металла?
- В дно водоема глубиной 3 м вертикально вбита свая, скрытая под водой. Высота сваи 2 м. Свая отбрасывает на дне водоема тень длиной 0,75 м. Определите синус угла падения солнечных лучей на поверхность воды. Показатель преломления воды n = 1,33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации организации и проведения олимпиады по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Государственное управление в России»
Методические рекомендации разработаны для проведения олимпиады в рамках профессионального модуля ПМ. 01 Управление земельно-имущественным комплексом, МДК 01.01. Управление территориями и недвижи...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ НА ТЕМУ: «ЭКОЛОГИЯ НАШЕ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА»
В данной методической разработке представлена методика проведения внеклассного мероприятия олимпиады на тему « Экология наше сегодня и завтра» студентов ГБОУ СПО «БАК» КК с применением мул...
Положение о порядке организации и проведения Олимпиады по специальности 38,02,07 Банковскому делу
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведение Олимпиады студентов по банковскому делу, функции ее организаторов, а также правила определени...
Методическая разработка проведения урока-олимпиады по ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров и УД Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров на тему: "Оценка качества товаров и основы экспертизы"
В основу методической разработки проведения олимпиады легла идея применения игровых технологий. Использование их в учебном процессе позволяет решать практические задачи, развивает профессиональное тво...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОЛИМПИАДЫ ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Методическая разработка олимпиады в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для проверки у студентов приобретенных профессиональных компетенций по двум дисциплине "Контроль качества лека...
Методическое пособие для преподавателя по дисциплине: «История» по теме: «Организация и проведение Олимпиады по истории с использованием онлайн – технологий»
Методическое пособие для преподавателя по дисциплине: «История» по теме: «Организация и проведение Олимпиады по истории с использованием онлайн – технологий»...
Положение об организации и проведении олимпиады по истории и обществознанию
Основными целями и задачами олимпиады по истории и обществознанию являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к изучению социально-экономических дисциплин; фор...