Воспитательный эффект индивидуальных форм работы педагога с родителями
статья на тему
Зная достоинства и недостатки ребёнка, можно совместно с родителями найти наиболее целесообразные формы, методы, средства и приемы воздействия на сознание, чувства, поведение.При совместной работе с родителями у ребёнка формируется системная ориентировочная основа поведения и деятельности личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_effekt_individualnyh_form_raboty.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный эффект индивидуальных форм работы педагога-воспитателя с родителями.
Воспитание есть системный процесс ориентированного человековедения. Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют учебное заведение и родители. Работа педагога и родителей невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Ведущая роль в работе с родителями принадлежит индивидуальным формам работы.
К ним относятся: анкетирование, посещение семьи, беседа, педагогические консультации.
Анкетирование - это средство первой ориентировки. Достоинством метода анкетирования является быстрое получение информации. Недостатки анкетирования связаны с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещение семьи как форма работы с родителями на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации.
В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение педагогов к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о делах учебного заведения и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Результатом можно считать все, что стало непосредственным итогом участия ребёнка в деятельности. А эффект – это следствие результата. Личностные изменения вследствие пережитых эмоций и впечатлений – это воспитательный эффект.
Классификация воспитательных результатов
- Обучающийся знает о социальных нормах, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
- У обучающегося выработано собственное эмоциональное отношение к социальной реальности (к людям иной культуры, к природе, к членам семьи, сверстникам, к своей стране, к знаниям…).
- Обучающийся действует самостоятельно в открытой общественной среде в соответствии с присвоенными нормами.
Эффективность воспитательного процесса - это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике
Индивидуальное общение, если оно продумано учителем, как правило, результативно. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с психологом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, радостях и т.д. Зная достоинства и недостатки ребёнка, можно совместно найти наиболее целесообразные формы, методы, средства и приемы воздействия на сознание, чувства, поведение
Положительный эффект может наблюдаться как при благополучной, так и при неблагополучной начальной ситуации. Результатом в первом случае могут быть:
- появление у родителей интереса к содержанию занятий;
- возникновение дискуссий по инициативе родителей;
- увеличения количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира;
- стремление родителей к индивидуальным контактам с воспитателем;
- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении дискуссионных вопросов.
При неблагополучной ситуации:
Происходит преодоление недоверия родителей к классному руководителю (если оно было);
Приходит понимание, что они не одиноки в этой проблеме.
Родители уверены в том, что родители других обучающихся не узнают о проблемах их детей.
Индивидуальная консультация помогает родителям перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В дальнейшем происходит совместное формирование личности ребёнка.
Эффект воспитания достигается синергетизмом воспитательного взаимодействия педагога и родителей. При совместной работе и обсуждении проблем создаются такие условия, при которых ребёнок включается в активную деятельность по достижению определенной цели и, следовательно, самосовершенствуется. У ребёнка формируется системная ориентировочная основа поведения и деятельности личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности детей.
Стили воспитания в семье, их роль в развитии индивидуальности и личности ребенка. Пути взаимодействия педагога и родителей для решения поставленной цели- воспитать всесторонне развитую личность....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Данный материал поможет разработать сценарий проведения родительского собрания...
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Работа с родителями являвляется одним из важнейших аспектов школьной психологической службы....
Формы, функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями....
1.7. Система работы педагога с родителями воспитанников
Система работы педагога-психолога ГБПОУ РТ "Тувинский политехнический техникум" с родителями обучающихся...
Индивидуальный план работы педагога
планирование...
консультация «ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ»
консультация «ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ» - носит ознакомительный характер, как для педагогов так и для родительской общественности...