ФГОС ДО: проект "Зимующие птицы нашего края"
план-конспект занятия по теме
Данное образовательное путешествие может быть адресовано детям от 4 до 7 лет. Воспитатель может доработать конспект, добавив вопросы поискового характера, схемы, модели, привлечь педагогический ресурс родителей.
Цель: формирование нравственно-экологической культуры дошкольников
Задачи:
Учить детей составлять модели взаимосвязи и взаимозависимости на примере птиц;
Расширять представления детей о зимующих птицах, среде обитания, об особенностях птицы – клест (выводит птенцов зимой);
Активизировать мыслительную деятельность детей художественным словом, вопросами
поискового характера, проблемной ситуацией;
Развивать воображение, мышление, память детей, умение работать в команде;
Воспитывать нравственные качества: заботливое и доброе отношение к птицам
Материал к ОД
Для составления модели(лей, если приготовлены на подгруппу) – карточки (на фланели) - дерево, кошка, ружье, гнездо, корм, червяк, зерно, лес, вода, небо, семена, дети, огонь, дым, рогатка и пр., карточки-иллюстрации птиц; волчок со стрелкой, конверты с вопросами, проектор, экран, презентационный материал ( ИКТ – презентация видеофильма о птицах с голосами птиц)
Обогащение словаря:
Модель, грудка, хохолок, взаимосвязи и взаимозависимость
Организация среды и занятия:
Ход ОД:
Общий круг для всей группы (предъявление познавательного материала) Игровая ситуация, проблема: В гости к детям пришел Старичок - Лесовичок. Дети, в лесу стало скучно, не слышно пения птиц. Куда- то пропали поющие птицы, а появились совсем мне незнакомые, а наверху на дереве кто-то пищит.
Воспитатель: Дети, вы знаете, что на самом деле произошло? (версии, предположения детей –улетели, кто-то их напугал, наступила зима и им холодно и др.
Воспитатель (возможно ребенок проявит инициативу и пригласит): Старичок-Лесовичок, мы приглашаем тебя посмотреть с нами небольшой фильм, послушать пение птиц, а затем дети расскажут тебе, какие птицы появились в твоем лесу и куда подевались певчие птицы. Включена видео или слайд презентация, в ходе которой воспитатель рассказывает о разновидностях птиц в природе (какие виды птиц встречаются в регионе, мире и др.) Вопросы к детям и Старичку-Лесовичку по окончании просмотра. Каких птиц вы узнали, назовите? Могут ли попугаи жить в нашем климате, почему? (климат, пища). Что может с ними произойти? (версии, предположения детей)
Сегодня мы поговорим о зимующих птицах родного Закаменского края (вывожу изображение на экран) Они неброские по красоте, но они дороги нашему сердцу, ведь они живут в родном краю и переносят тяготы холодной и суровой зимы. Рассказ о клесте. Его особенностях внешнего вида и размножения.
Вопросы к детям:
Каких зимующих птиц вы узнаете? (ответы) Как вы догадались?
Почему о них можно сказать, что они зимующие? Или - почему их называют зимующими?
(ответы детей) Как они приспособились к зимним природным условиям? Что, на ваш взгляд, может им угрожать, расскажите Лесовичку? (ответы, гипотезы, предположения детей)
Игра «Определи вид птиц» (с карточками) предлагаю детям по внешнему виду найти и распределить птиц: в синий обруч поместить – зимующих птиц, в красный – перелетных (предлагаю проверить и задаю поисковые вопросы)
ЗАГАДКИ о птицах (не более 4-х) (можете предложить свои)
Едва возвратится этот певец в свой на шесте деревянный дворец, - как все понимают – весна наступает, и долгой зиме скоро будет конец. (грач)
Когда б он всюду не совал свой длинный острый нос, наш лес давно бы уж завял и стал бы гол и бос (дятел)
От простуд он не страдает, не страшится злобных вьюг, и к зиме не улетает на далекий знойный юг. Пусть покроют снега груды и пригорок и пустырь- раскрасавец красногрудый, житель севера - ….. (снегирь)
Ты с модницей этой, конечно, знаком: вертушке на месте никак не сидится- все хвастает синим своим сюртуком и желтою грудкой гордится (синица)
Вопросы к детям:
Ситуация развития: Представьте, что вы – зимующие птицы. (ТРИЗ-метод эмпатии) . Что вы чувствуете? (ответы детей). Скажите, нужно ли заботиться о птицах? Почему? Как человек может и должен позаботиться о них? (добиваюсь полного ответа)
Что может случиться, если мы не будем подкармливать птиц? Что может произойти в природе?
Какие птицы чаще всего прилетают на участки детского сада к нашим кормушкам? Предлагаю описать, а дети должны узнать по описанию и показать картинку – иллюстрацию.
РАБОТА С МОДЕЛЯМИ, другими материалами. Как вы думаете, что птицам необходимо для жизни?
Практическая самостоятельная деятельность в созданной среде. У ребенка есть право выбора – составлять модели, слепить птицу и все, что ей необходимо, нарисовать, сделать схему и др. Сейчас мы с вами будем учиться строить модель взаимосвязи птиц с окружающим миром. Можете использовать любой материал. Дети составляют модели, рисуют, выкладывают. В ходе задаю вопросы, как ты думаешь, нужно ли этом птицам, почему, докажи (если ставят не то, спрашиваю, почему ты так думаешь?) (например, в центре – птица. Ребенок подставляет к ней воду, червяка, дерево, солнце и др. Возможно – трубы котельной, дым, рогатку – вы задаете ребенку вопросы по ходу, уточнения – индивидуализация образования)
Рефлексия. Расскажите Старичку-Лесовичку Что новое вы узнали о птицах? С какой птицей познакомились? Что вы можете сделать для зимующих птиц?
Будете ли использовать полученные знания в жизни? Кому вы можете предложить
подкармливать птиц?
Воспитатель – Ну, Старичок –Лесовичок, теперь ты понял, куда исчезли птицы? Дети помогли тебе узнать, как нужно заботится о птицах. Не забывай это делать в своем лесу. Все, кому понравилось узнавать что-то новое и работать возьмите красную фишку и поместите ее на мольберте, улыбнитесь друг другу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
образовательное путешествие с ситуациями развития, решением проблем | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Закаменский район»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»
ФГОС ДО: Проект образовательной деятельности
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Педагог-разработчик: О.А.Петрова, старший воспитатель
Закаменск
2015 год
Данное образовательное путешествие может быть адресовано детям от 4 до 7 лет. Воспитатель может доработать конспект, добавив вопросы поискового характера, схемы, модели, привлечь педагогический ресурс родителей.
Цель: формирование нравственно-экологической культуры дошкольников
Задачи:
Учить детей составлять модели взаимосвязи и взаимозависимости на примере птиц;
Расширять представления детей о зимующих птицах, среде обитания, об особенностях птицы – клест (выводит птенцов зимой);
Активизировать мыслительную деятельность детей художественным словом, вопросами
поискового характера, проблемной ситуацией;
Развивать воображение, мышление, память детей, умение работать в команде;
Воспитывать нравственные качества: заботливое и доброе отношение к птицам
Материал к ОД
Для составления модели(лей, если приготовлены на подгруппу) – карточки (на фланели) - дерево, кошка, ружье, гнездо, корм, червяк, зерно, лес, вода, небо, семена, дети, огонь, дым, рогатка и пр., карточки-иллюстрации птиц; волчок со стрелкой, конверты с вопросами, проектор, экран, презентационный материал ( ИКТ – презентация видеофильма о птицах с голосами птиц)
Обогащение словаря:
Модель, грудка, хохолок, взаимосвязи и взаимозависимость
Организация среды и занятия:
Ход ОД:
Общий круг для всей группы (предъявление познавательного материала) Игровая ситуация, проблема: В гости к детям пришел Старичок - Лесовичок. Дети, в лесу стало скучно, не слышно пения птиц. Куда- то пропали поющие птицы, а появились совсем мне незнакомые, а наверху на дереве кто-то пищит.
Воспитатель: Дети, вы знаете, что на самом деле произошло? (версии, предположения детей –улетели, кто-то их напугал, наступила зима и им холодно и др.
Воспитатель (возможно ребенок проявит инициативу и пригласит): Старичок-Лесовичок, мы приглашаем тебя посмотреть с нами небольшой фильм, послушать пение птиц, а затем дети расскажут тебе, какие птицы появились в твоем лесу и куда подевались певчие птицы. Включена видео или слайд презентация, в ходе которой воспитатель рассказывает о разновидностях птиц в природе (какие виды птиц встречаются в регионе, мире и др.) Вопросы к детям и Старичку-Лесовичку по окончании просмотра. Каких птиц вы узнали, назовите? Могут ли попугаи жить в нашем климате, почему? (климат, пища). Что может с ними произойти? (версии, предположения детей)
Сегодня мы поговорим о зимующих птицах родного Закаменского края (вывожу изображение на экран) Они неброские по красоте, но они дороги нашему сердцу, ведь они живут в родном краю и переносят тяготы холодной и суровой зимы. Рассказ о клесте. Его особенностях внешнего вида и размножения.
Вопросы к детям:
Каких зимующих птиц вы узнаете? (ответы) Как вы догадались?
Почему о них можно сказать, что они зимующие? Или - почему их называют зимующими?
(ответы детей) Как они приспособились к зимним природным условиям? Что, на ваш взгляд, может им угрожать, расскажите Лесовичку? (ответы, гипотезы, предположения детей)
Игра «Определи вид птиц» (с карточками) предлагаю детям по внешнему виду найти и распределить птиц: в синий обруч поместить – зимующих птиц, в красный – перелетных (предлагаю проверить и задаю поисковые вопросы)
ЗАГАДКИ о птицах (не более 4-х) (можете предложить свои)
Едва возвратится этот певец в свой на шесте деревянный дворец, - как все понимают – весна наступает, и долгой зиме скоро будет конец. (грач)
Когда б он всюду не совал свой длинный острый нос, наш лес давно бы уж завял и стал бы гол и бос (дятел)
От простуд он не страдает, не страшится злобных вьюг, и к зиме не улетает на далекий знойный юг. Пусть покроют снега груды и пригорок и пустырь- раскрасавец красногрудый, житель севера - ….. (снегирь)
Ты с модницей этой, конечно, знаком: вертушке на месте никак не сидится- все хвастает синим своим сюртуком и желтою грудкой гордится (синица)
Вопросы к детям:
Ситуация развития: Представьте, что вы – зимующие птицы. (ТРИЗ-метод эмпатии) . Что вы чувствуете? (ответы детей). Скажите, нужно ли заботиться о птицах? Почему? Как человек может и должен позаботиться о них? (добиваюсь полного ответа)
Что может случиться, если мы не будем подкармливать птиц? Что может произойти в природе?
Какие птицы чаще всего прилетают на участки детского сада к нашим кормушкам? Предлагаю описать, а дети должны узнать по описанию и показать картинку – иллюстрацию.
РАБОТА С МОДЕЛЯМИ, другими материалами. Как вы думаете, что птицам необходимо для жизни?
Практическая самостоятельная деятельность в созданной среде. У ребенка есть право выбора – составлять модели, слепить птицу и все, что ей необходимо, нарисовать, сделать схему и др. Сейчас мы с вами будем учиться строить модель взаимосвязи птиц с окружающим миром. Можете использовать любой материал. Дети составляют модели, рисуют, выкладывают. В ходе задаю вопросы, как ты думаешь, нужно ли этом птицам, почему, докажи (если ставят не то, спрашиваю, почему ты так думаешь?) (например, в центре – птица. Ребенок подставляет к ней воду, червяка, дерево, солнце и др. Возможно – трубы котельной, дым, рогатку – вы задаете ребенку вопросы по ходу, уточнения – индивидуализация образования)
Рефлексия. Расскажите Старичку-Лесовичку Что новое вы узнали о птицах? С какой птицей познакомились? Что вы можете сделать для зимующих птиц?
Будете ли использовать полученные знания в жизни? Кому вы можете предложить
подкармливать птиц?
Воспитатель – Ну, Старичок –Лесовичок, теперь ты понял, куда исчезли птицы? Дети помогли тебе узнать, как нужно заботится о птицах. Не забывай это делать в своем лесу. Все, кому понравилось узнавать что-то новое и работать возьмите красную фишку и поместите ее на мольберте, улыбнитесь друг другу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Экология водоемов нашего края».
Проект мотивирует учащихся к самостоятельной работе над языком, Прививает интерес к истории, культуре и традициям страны изучаемого языка. Развивает познавате...
ФГОС ДО Проект образовательной деятельности «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Образовательное путешествие разработано с наличием ситуаций развития, проблемных ситуаций, которые позволяют ребенку использовать ресурсы среды, ее материалов и компонентов, а также выстраивать свою д...
КВН "Птицы наши друзья"
КВН "Птицы наши друзья". Цель. Познакомить учащихся с Международным праздником День птиц. Повысить уровень знаний учащихся о птицах....
Логоритмическая хороводная игра для детей 5-7 лет «Как у нашей у реки жили птицы - рыбаки…»
Применение логоритмики в коррекционно-образовательном процессе....
Птицы зимой нашего края
Конспект занятия...
«Перелетные птицы» конспект занятия по ФГОС
Технологическая карта занятия...