Дипломная работа
творческая работа учащихся на тему

Разработка мёрзлых грунтов бульдозерами и бульдозерами-рыхлителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Министерство образования РФ

Республиканское государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

«Профессиональное училище №22 г. Канаш»

Профессия:_машинист ДСМ_______________

Группа:________ДСМ-64-09_______________

СОГЛАСОВАНО:                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

Методист________________Е. Г. Павлова                                    Зам. Директора по ПР

                                                                                                            _________А. В.Степанов

                                                                                                                   «28» ноября 2009 г.

ЗАДАНИЕ

На письменную выпускную квалификационную работу

Выдано учащемуся (ейся): ___Маркову И. В.                _______________________

1. Тема: Разработка мёрзлых грунтов бульдозерами и бульдозерами-рыхлителями.

2. Содержание пояснительной записки:

    1. Титульный лист                                                                                             1 стр.

    2. Задание на письменную выпускную квалификационную работу            1 стр.

    3. Содержание                                                                                                    1 стр.

    4. Введение                                                                                                        1 стр.

    5. Краткая характеристика хозяйства                                                             2 стр.

    6. Основная часть                                                                                            10 стр.

          6.1._Общие сведения о земляных работах_____________________________________

          6.1.1.Основные понятия о грунтах___________________________________________

          6.1.2.Организация земляных работ___________________________________________

          6.2._Производство земляных работ бульдозерами и бульдозерами-рыхлителями____

          6.2.1._Виды работ ________________________________________________________

          6.2.2._Рабочие циклы______________________________________________________

          6.2.3. Технологии работ____________________________________________________

          6.2.4.Особенности эксплуатации бульдозеров в зимних и различных грунтовых_____        

 условиях______________________________________________________________

          6.2.5.Производительность бульдозеров и способы её повышения_________________

          6.3._Запуск двигателя в холодное время______________________________________

    7. Охрана труда                                                                                                   1 стр.

    8. Экологическая часть                                                                                       1 стр.

    9. Выводы и предложения                                                                                  1 стр.

    10. Список использованной литературы                                                           1 стр.

    11. Графическая часть                                                                                         1 стр.

3. Дата выдачи задания «  30  »           ноября            2009 г.

4. Руководитель письменной выпускной квалификационной работы:

                                                            Лепёшкин Г. М._______________

5. Задание принял к выполнению «  30  »          ноября           2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ВВЕДЕНИЕ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.  3
  2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 4
  3. РАЗРАБОТКА МЁРЗЛЫХ ГРУНТОВ

БУЛЬДОЗЕРАМИ И БУЛЬДОЗЕРАМИ-РЫХЛИТЕЛЯМИ

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТАХ  
  1. Основные понятия о грунтах   _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  стр. 6
  2. Организация земляных работ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _    стр.7
  1. ПРОИЗВОДСТВО ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

БУЛЬДОЗЕРАМИ И БУЛЬДОЗЕРАМИ-РЫХЛИТЕЛЯМИ

  1. Виды работ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.8
  2. Рабочие циклы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __  _ _ _ _ _ _ _ _   стр. 8
  3. Технологии работ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 9
  4. Особенности эксплуатации бульдозеров

в зимних и различных грунтовых условиях   _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _   стр. 10

  1. Производительность бульдозеров и способы её повышения   _ _ _ стр. 12
  1. ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.15
  1. ОХРАНА ТРУДА_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.16
  2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _  стр. 17
  3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 18
  4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 19
  5. ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.20


  1. ВВЕДЕНИЕ

      В условиях современного круглогодичного строительства примерно 20 % объема земляных работ разрабатывают в зимнее время. В связи повышенной прочностью мерзлых грунтов зимой в несколько раз увеличивается трудоемкость и стоимость их разработки. Без предварительной подготовки может разрабатываться грунт, промерзший на глубину до: 0,1м - скреперами и бульдозерами; 0,15 м - экскаваторами-драглайнами; 0,25 м - экскаваторами, оборудованными прямой лопатой, с ковшами вместимостью 0,5...0,65 м³; 0,4 м³ - то же, но более мощными экскаваторами. В остальных случаях грунт до разработки должен быть предварительно подготовлен одним из следующих способов: предохранением от промерзания; оттаиванием; рыхлением.                                          Предохранение от промерзания заключается в предварительной обработке или утеплении грунта до замерзания теплоизоляционными материалами. Для этого грунт после отвода поверхностных вод можно разрыхлять или вспахивать с боронованием на глубину до 0,35 м, закрывать местными теплоизоляционными материалами (листва, хвоя, опилки и т.п.), а также устраивать снегозадержание.                                                                                  Оттаивание грунта может осуществляться сверху вниз, снизу вверх и по горизонтальному направлению - радиально от нагревателя.                                                                                       Наиболее простым (но дорогостоящим) является огневой способ, при котором грунт оттаивает сверху вниз благодаря сжиганию на поверхности замерзшего грунта под колпаком твердого или жидкого топлива. Для оттаивания 1 м мерзлого грунта расходуется примерно 130 кг торфа, 50 кг угля, 0,15 м³ дров, 5 кг дизельного топлива.                       Также по направлению сверху вниз грунт можно отогревать горизонтальными электродами. Для создания токопроводящих условий поверхность грунта покрывают опилками, смоченными в солевом растворе. Затем отогретый грунт становится проводником тока, а опилки способствуют сохранению тепла. Прогревание мерзлого грунта электротоком снизу вверх можно осуществить, если имеется возможность погрузить вертикальные электроды ниже уровня промерзания грунта. Примером отогревания грунта в радиальном направлении может служить оттаивание паровыми иглами или электронагревателями. В первом случае пар, проходя между двумя трубами, отдает тепло грунту через наружную трубу; во втором - внутри трубы располагают нагревательный элемент, который нагревает поверхность трубы. Рыхление грунта может осуществляться взрывным или механическим способом. Взрывание грунта производят только специально подготовленные рабочие-подрывники. Для этого в грунте пробуривают отверстия - шпуры или нарезают щели, в которые закладываются заряды взрывчатого вещества (ВВ).                                                                                             Механическое рыхление может осуществляться статическим или динамическим воздействием. Пример статического воздействия - рыхление грунта бульдозерно-рыхлительными агрегатами. В качестве механизмов для динамического воздействия используют дизель-молоты, клин-молоты, машины ударного действия, а также навесное оборудование экскаватора (клин и шар-молоты) или гидравлические молоты.                Кроме рыхления иногда мерзлые грунты режут на блоки с последующим их удалением тракторами или разработкой экскаваторами. Такой метод особо эффективен в тех случаях, когда недопустимо сотрясение грунта. Для нарезания блоков рекомендуются буровые машины с цепным рабочим органом, смонтированном на базе трактора.

В своей работе я попытаюсь наиболее полно раскрыть сопутствующие процессы и технологию работ при рыхлении мёрзлых грунтов бульдозерами. Бульдозеры-рыхлители позволяют значительно расширить область применения машин. Они работают  в более тяжёлых климатических условиях, благодаря возможности рыхлить и разрабатывать прочные и скальные породы, вечномёрзлые грунты и смёрзшиеся материалы.

  1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

       Открытое акционерное общество «Вурнарский завод смесевых препаратов» (ОАО «ВЗСП») является одним из старейших предприятий Чувашской Республики (основано в 1929 г.). Выбор места для завода был обусловлен открытием в Вурнарском районе Чувашии значительных месторождений фосфоритов, удобным географическим положением станции Вурнары на одной из главных магистралей железных дорог России.

       Первой заводской продукцией была фосфоритная мука, выпуск которой был прекращён в 1941 г. В 1941-1946 гг. завод выпускал продукцию оборонного значения. В 1947 г. было закончено строительство и принято в эксплуатацию первое производство из номенклатуры химических средств защиты растений (ХСЗР) – дуста ДДТ, в соответствии с правительственным постановлением «О мерах по подъёму сельского хозяйства в послевоенный период».

       В 1951 г. начат выпуск товаров народного потребления, ассортимент которых расширялся и обновлялся ежегодно. Отдельные виды товаров народного потребления, освоенные в 50-ые и 60-е годы, выпускаются и по настоящее время (бордоская смесь, медный купорос и т. д.). В 1967 г. был введён в эксплуатацию первый на заводе цех по производству смачивающихся порошков ХСЗР (корпус 100). В результате перепрофилирования ряда мощностей в 1991 г. начат выпуск микроталька (наполнителя для различных видов красок), в 1994 г. – кормовых добавок для животноводства на основе трепела местного месторождения (Алатырский район ЧР).

       За годы существования ОАО «ВЗСП» пережило подъёмы и спады, кризисные ситуации и времена стабильности. Одним из наиболее сложных периодов в жизни предприятия были 1993-1997 гг.

       В конце 1995 г. ЗАО фирма «Август» (г. Москва) приобрела контрольный пакет акций предприятия. Завод и фирма «Август» по программе развития производства ХСЗР работают совместно.

      Местонахождение предприятия: Чувашская Республика, пгт. Вурнары, ул. Заводская,1.

       Целью деятельности предприятия является наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей предприятия, общественных организаций и частных лиц в продукции, работах и услугах.

       Основными видами деятельности предприятия являются:

  • перевозка грузов, в том  числе опасных железнодорожным и автомобильным транспортом;
  • оказание складских услуг;
  • оказание транспортных услуг;
  • аренда, предоставление в аренду средств производства, включая средства производства химических средств защиты растений;
  • эксплуатация объектов котлонадзора и подъёмных сооружений, объектов газового хозяйства;
  • амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь взрослому населению;
  • эксплуатация централизованных систем сетевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений.

       С июля 1997 г. начата реконструкция производственных мощностей завода под производство суспензионных концентратов и концентратов эмульсий. В качестве инвестора выступила ЗАО «Фирма «Август» (г. Москва)».

       На заводе были созданы служба развития, научно-исследовательская группа, скоординирована маркетинговая деятельность с фирмой «Август» и созданы временные творческие группы на всех этапах жизненного цикла выпускаемой продукции. За короткий срок ЗАО «Фирма «Август» были созданы 9 складов в европейской части России, налажены тесные связи с объединениями «Сельхозхимия», станциями защиты растений (СтаЗР) по отслеживанию фитосанитарной обстановки в регионах.

      Одновременно проводилась почтовая адресная рассылка рекламных материалов (адресная база свыше 24 тысяч потребителей). С созданием 6 региональных представительств наладилось проведение демонстрационных испытаний препаратов собственного производства в различных почвенно-климатических условиях с привлечением ведущих научно-исследовательских институтов, СтаЗР. Такая работа позволила целенаправленно использовать возможности предприятия в соответствии с ситуацией на рынке, определиться с ассортиментом и объёмом средств защиты растений, востребованных рынку, определиться с направлениями научно-исследовательских работ по разработке и внедрению новых препаративных форм.

       8 октября 2007 г. Закрытое акционерное общество Фирма «Август», являющееся единственным акционером ОАО «Вурнарский завод смесевых препаратов» принимает решение реорганизовать его в форме присоединения к ЗАО Фирма «Август» с прекращением ОАО «Вурнарский завод смесевых препаратов» и передачей всех прав и обязанностей ЗАО Фирма «Август». ЗАО Фирма «Август» является 100% собственником акций присоединяемого общества общей номинальной стоимостью 11 791 500 рублей (176872 штук обыкновенных акций и 58958 штук привилегированных акций номинальной стоимостью 50 рублей). Уставный капитал ЗАО Фирма «Август» составляет 2 500 000 рублей (25000 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 100 рублей). ЗАО Фирма «Август» и ОАО «ВЗСП» осуществляют реорганизацию  в форме присоединения к ЗАО Фирма «Август» ОАО «ВЗСП» без изменения размера уставного капитала ЗАО Фирма «Август». Реорганизация осуществилась с целью расширения масштабов деятельности, повышения эффективности использования производственных активов, повышения качества и конкурентоспособности предлагаемых услуг на рынке химических средств защиты растений, снижения общехозяйственных расходов, оптимизации стратегического планирования и использования ресурсов, направляемых на капитальные вложения, повышения инвестиционной привлекательности Общества и получения дополнительной возможности привлечения инвестиционных ресурсов.

       31 января 2008 г. создан Филиал ЗАО Фирма «Август» «Вурнарский завод смесевых препаратов», являющееся обособленным подразделением Закрытого акционерного общества Фирма «Август».

        


  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТАХ

3.1 Основные понятия о грунтах

      Основной строительный материал для земляных сооружений - это грунт естественного залегания. Он представляет собой сложное соединение из минеральных частиц и органических примесей, образованное из горных пород, разрушенных под действием солнца, воздуха, воды и микроорганизмов. Свойства грунтов зависят в основном от размеров и количественного соотношения содержащихся в них частиц, а также воды. Главные свойства грунтов - связность, водопоглощение, водопроницаемость, Разрыхляемость, способность держаться на откосах, определяемая углом естественного откоса, и уплотняемость. Связность грунта характеризуется усилием, необходимым для разъединения частиц. Наибольшей связностью обладают скальные и глинистые грунты. Водопоглощение грунта - это способность впитывать воду, не пропуская ее. Такими свойствами обладает глина. Грунты, содержащие до 5% воды, относятся к сухим, до 30% - к влажным и более 30 % - мокрым. Водопроницаемостью называется свойство грунтов, например песчаных, пропускать воду. Разрыхляемость представляет собой способность грунта увеличивать объем при разработке. Отношение объема разрыхленного грунта к объему в плотном теле называется коэффициентом разрыхления. Наибольшей разрыхляемостью обладают глины и суглинки (26... ...32%), наименьшей - пески(10...15%). Угол естественного откоса разрыхленного грунта, уложенного в насыпь, определяют для каждого вида грунта и его влажности. Например, для песчаных грунтов угол естественного откоса составляет 15...30°, для суглинков - 25...50°, причем меньшие значения углов соответствуют более мокрым грунтам. Уплотняемость грунтов характеризуется их способностью плотно укладываться в насыпи и зависит от средней плотности грунта. Средняя плотность — это физическая величина, определяемая отношением массы вещества ко всему занимаемому объему. Выражают плотность грунта в т/м³. От перечисленных свойств зависят пригодность грунта для возведения земляных сооружений, их устойчивость, прочность оснований под сооружения, способ разработки. Гравийные, песчаные и супесчаные грунты целесообразно применять при строительстве земляных сооружений, так как они достаточно устойчивы, хорошо противостоят размоканию. К менее благоприятным относят пылеватые и мелкие супесчаные грунты. Эти мало-связные грунты в водонасыщенном состоянии переходят в плывуны, теряя несущую способность. Откосы насыпей из таких грунтов размываются водой. Суглинистые грунты более надежны, чем пылеватые, и обладают сравнительно высокой связностью и водопроницаемостью, хорошо уплотняются. Глинистые грунты малопригодны, так как при разработке и укладке в насыпь комкуются, образуя много пустот, и поэтому неустойчивы, особенно во влажном состоянии, плохо поддаются уплотнению. Лёссовые грунты при условии качественного уплотнения позволяют возводить прочные и водоустойчивые сооружения. Торф, а также грунты, содержащие более 8... 10 % по массе органических примесей, непригодны для возведения земляных сооружений — с изменением влажности они значительно изменяют объем и плотность. Тип и свойства грунта, содержание различных примесей перед земляными работами определяют по пробам в лабораториях. Известны определенные навыки для предварительной оценки грунта по общему виду и на ощупь. Так, например, шар из влажного песчаного или супесчаного грунта при легком давлении рассыпается, из сугли-нистого грунта превращается в лепешку с трещинами по краям, а из глины сдавливается в лепешку без трещин. Все грунты по трудоемкости разработки разделены на три группы: I (песок, торф, растительный слой); II (галька, гравий, суглинок, супеси); III (глина, отвердевший солончак). Чем больше номер группы грунта, тем выше трудоемкость земляных работ.

3.2 Организация земляных работ

      Технологический процесс земляных работ состоит из подготовительных, основных и отделочных операций. Подготовительные работы включают в себя расчистку полосы отвода от деревьев, пней, кустарника, валунов. Выполняют операции механизированные отряды, снабженные гусеничными тракторами, оборудованными бульдозерными отвалами, корчевателями, древовалами, кусторезами. Важный этап подготовительных работ - тщательный отвод поверхностных и грунтовых вод, без чего не разрешается приступать к основным работам по возведению земляного сооружения. Все виды выемок, а также грунтовые карьеры ограждают для стока поверхностных вод водоотводными канавами. Поверхностные воды, поступающие к насыпям с нагорной стороны, отводят по продольному водоотводу, в состав которого входят резервы и водоотводные канавы. В равнинной местности при высоте насыпи менее 2 м, а также на болотах продольные водоотводные канавы устраивают с обеих сторон насыпи. Для отвода грунтовых вод устраивают дренажные сооружения. После расчистки зоны работ от леса, кустарника, пней производят геодезическую разбивку земляных сооружений в продольном и поперечном направлениях. Рабочую разбивку выполняют на основании проекта сооружения. Вначале закрепляют ось сооружения выноской характерных точек за пределы сооружения с помощью металлических или железобетонных разбивочных знаков. Остальные разбивочные знаки делают из деревянных кольев. При геодезической разбивке линейных сооружений (дорожных насыпей, выемок, каналов, дамб) закрепляют ось сооружения, бровки и подошвы откосов насыпей и выемок. Разбивочные знаки рекомендуют ставить не реже чем через 50 м, а на кривых участках — через 20 м. Линии пересечения откосов с поверхностью земли размечают бороздой, проводимой отвалом автогрейдера или плугом. Уровень отметки сооружения определяют высотой разбивочных колышков и надписями на них. Положение откосов фиксируют установкой в местах разбивки инвентарных лекал. К подготовительным работам относят также устройство временных землевозных дорог и организационные мероприятия, включающие в себя подготовку временных помещений для приема пищи, хранения одежды и других нужд обслуживающего персонала, комплектование парка машин, оборудование складов и мест для хранения и заправки машин топливно-смазочными материалами, подведение освещения, телефонной или радиосвязи. Основные работы - это возведение насыпей, разработка грунта в выемках, устройство водоотводных канав, т.е. работы, непосредственно связанные с устройством земляного сооружения. Для таких работ используют парк землеройных, землеройно-транспортных и уплотняющих машин, к основным из которых относятся бульдозеры, скреперы, экскаваторы, грейдеры, катки. Отделочные работы включают в себя планировку поверхности сооружения, срезку ступенек на откосах, обеспечение заданных поперечных уклонов. На таких работах используют бульдозеры, скреперы, грейдеры.

  1. ПРОИЗВОДСТВО ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ БУЛЬДОЗЕРАМИ
    И БУЛЬДОЗЕРАМИ-РЫХЛИТЕЛЯМИ

 

4.1 Виды работ        

      Бульдозеры, бульдозеры-рыхлители и бульдозеры-погрузчики широко применяют практически во всех отраслях народного хозяйства: гражданском, промышленном, сельскохозяйственном, дорожном, гидротехническом строительстве, лесной промышленности, при добыче полезных ископаемых, в промышленности строительных материалов, в мелиорации и ирригации, водном хозяйстве, сельскохозяйственном производстве, городском хозяйстве, металлургической и угольной промышленности, на строительстве нефте- и газопроводов и т.п. Эти машины отрывают  котлованы под фундаменты зданий, сооружают насыпи железнодорожных и автомобильных дорог, срезают косогоры и засыпают выемки, производят планировку при переднем и заднем ходе, разравнивают материалы, толкают скреперы в тяжелых грунтовых условиях, погружают грунт или материал в автотранспортные средства и на конвейеры с помощью эстакады или лотка, разравнивают площадку и засыпают траншеи при строительстве нефтегазопроводов, возводят плотины, дамбы и роют каналы в мелиоративном и гидротехническом строительстве. Бульдозеры могут осуществлять валку деревьев, корчевку пней, срезку мелколесья и кустарников в дорожном строительстве и лесном хозяйстве. Широко применяют бульдозеры при добыче полезных ископаемых открытым способом в горном деле как для уборки растительного слоя земли и пустой породы, так и для разработки и транспортирования угля, золотоносных песков, железных руд. Зимой бульдозеры используют для снегоочистки дорог и площадей и снегозадержания в сельском хозяйстве. Бульдозеры-рыхлители позволяют значительно расширять область применения машин. Они работают в более тяжелых климатических условиях благодаря возможности рыхлить и разрабатывать прочные и скальные породы, вечномерзлые грунты и смерзшиеся материалы. Бульдозеры-погрузчики кроме указанных бульдозерных работ отвалом могут ковшами различной вместимости грузить в транспорт или отвал материалы и грунты с разными физико-механическими свойствами, монтажным крюком и грузовыми вилами грузить и разгружать транспортные средства, штабелировать грузы на складах, монтировать строительные конструкции, вилами для сена и навоза осуществлять погрузочно-разгрузочные работы в сельском хозяйстве.

4.2 Рабочие циклы

      Рабочий цикл бульдозера-рыхлителя включает в себя операции рыхления передним ходом, остановку для переключения передачи назад и выглубление рабочего органа, обратный ход машины и остановку для включения передней передачи. Начинается рабочий цикл бульдозера-рыхлителя (рис.1*) с момента движения вперед (I) заглубленного в грунт зуба. Рабочим ходом (II) считается операция рыхления дна траншеи или котлована от начала до конца. При остановке (III) включают задний ход и выглубляют рыхлитель. Движение машины назад называют холостым ходом (IV). Затем следует остановки для переключения передач и заглубления рабочего органа (V).    При рыхлении рабочий цикл повторяют по параллельно смещенной траектории. Часто рыхление совмещают с уборкой отделенного от земляного массива грунта бульдозером. В этом случае после окончания рыхления разрабатывают грунт бульдозером по рассмотренному циклу (операции VI, VII, VIII, IX, X), причем в зависимости от глубины разрыхленного слоя может быть целесообразна уборка материала не одним, а несколькими рабочими циклами бульдозера.

4.3 Технология работ

      Бульдозеры-рыхлители разрушают скальные и мерзлые породы под воздействием двух сил: сжатия зубом и разрыва массива наконечником и стойкой. Лучше всего рыхлить этими машинами трещиноватые и слоистые породы: известняки, песчаники, сланцы, фосфориты, бурые и каменные угли. На рис. 2* показаны две оптимальные схемы рыхления: челночная со смещением, продольно-поперечная. Выбор схемы рыхления зависит от прочности и природы разрабатываемых пород. При рыхлении грунтов IV категории и прочных пород целесообразно работу машин организовывать по продольно-кольцевой и спиральной схемам, так как они обеспечивают наибольшую производительность машины. Челночную и продольно-поперечную схемы применяют при рыхлении скальных пород и вечномерзлых грунтов. Последнюю схему используют, когда необходимо получить разрыхленную породу меньших размеров. Ее дополнительно дробят гусеницы трактора. Площади мерзлых грунтов разрабатывают послойно на максимально возможную глубину. При глубине промерзания пород 50...70 см можно рыхлить массив тремя зубьями; если глубина разработки пород больше, то одним зубом за два или три прохода с глубиной рыхления 30...40 см за каждый цикл. При работах на мерзлых породах сила тяги машины снижается на 35...45% за счет уменьшения коэффициента сцепления ходовой части с грунтом.

      Грунты рыхлят на рабочей передаче трактора, перемещающегося со скоростью 0,9...2,7 км/ч. По окончании рабочего цикла выглубляют рыхлитель и проверяют наличие съемного наконечника. При его утере можно повредить носок стойки, и он не будет удерживать наконечник. В этом случае стойку заменяют. Разрыхленные грунты и породы убирают землеройно-транспортными машинами. Существует несколько рациональных схем организации работы бульдозера-рыхлителя в сочетании с погрузчиками и экскаваторами. При разработке массива траншейным способом бульдозер-рыхлитель послойно рыхлит породу на дне траншеи. Затем бульдозерным оборудованием при поднятом рыхлителе порода перемещается в штабель челночными движениями машины. Из штабеля одноковшовым погрузчиком  раздробленный материал погружается в автотранспорт и отвозится к месту складирования или переработки.                                                     Более рациональная схема разрыхления и уборки пород бульдозером под уклон. Штабель материала образуют у подошвы уклона. Из штабеля экскаватор или погрузчик загружает породу в автотранспорт. Производительность агрегата в этом случае выше. Чтобы согласовать производительность погрузочных средств, иногда применяют два бульдозера-рыхлителя, которые сначала продольно-поперечными ходами рыхлят дно траншеи, затем один бульдозер подает материал к месту складирования, а другой заталкивает его в штабель, из которого погрузчик забирает породу и заполняет автотранспорт. При добыче полезных ископаемых открытым способом (рис. 3*) применяют комплексный отряд машин, в который входят 3...5 бульдозеров-рыхлителей, экскаватор или погрузчик и несколько самосвалов. Чтобы не было простоев, один бульдозер-рыхлитель 3 только рыхлит площадку. Несколько бульдозеров 2 параллельно сдвигают разрыхленную пустую породу 4 в штабель, из которого экскаватор / загружает ее в автотранспорт 5 и транспортирует в отвал. После уборки пустой породы аналогичным способом разрабатывают полезные ископаемые.

*Рис. 1,2,3 показаны в графической части работы

4.4 Особенности эксплуатации бульдозеров и бульдозеров-рыхлителей в зимних и  различных грунтовых условиях

      Почвенно-геологические и климатические условия нашей страны отличаются большим разнообразием. Бульдозеры и бульдозеры-рыхлители эксплуатируют на увлажненных, несвязных, глинистых грунтах, скальных породах, добыче руд, полезных ископаемых, золотоносных песков, при разработке смерзшихся и вечномерзлых грунтов. На увлажненных и несвязных грунтах эксплуатация затруднена в связи с их уменьшенной несущей способностью, повышенным сопротивлением перекатыванию, снижением коэффициента сцепления с грунтом и соответственно силы тяги бульдозеров. При положительной наружной температуре рыхлитель снимают, так как грунты легко можно разрабатывать бульдозерным отвалом. Демонтаж рыхлителя снижает массу машины, в связи с чем сокращаются потери на перекатывание. Отвал бульдозера наполняют на 2/3 высоты. Характерный признак перегрузки отвала - это буксование гусениц и колес. Так как несущая способность грунтов и сопротивление сдвигу ниже, то почвозацепы гусениц и шин при меньшей силе тяги срывают уплотненные участки почвы и движители буксуют. Другой причиной буксования является резкое изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя. Во время буксования почва быстро выбирается из-под гусениц, и трактор опирается на корпус заднего или ведущего моста. Не следует также резко изменять частоту вращения коленчатого вала двигателя во избежание буксования гусениц и колес. При буксовании ходовой части бульдозера выжимают сцепление, включают заднюю передачу, поднимают отвал и задним ходом выезжают из образовавшейся колеи. Застрявший бульдозер вытаскивают на буксире. Если предварительно вывесить машину на отвале и положить в образовавшуюся колею подсобные материалы (доски, бревна), то бульдозер может выехать самостоятельно. Бульдозер не должен работать по одному и тому же следу. При разработке траншей и котлованов их ширина должна быть в два раза больше ширины отвала. Нельзя использовать бульдозеры, у которых износились гребни траков или почвозацепы шин. Изношенные детали ходовой части заменяют новыми. При движении задним ходом грунт планируют и перемещают на низшей передаче. На заболоченных участках можно работать только бульдозерами, базовыми машинами которых служат тракторы болотных модификаций с уширенными гусеницами и удельным давлением на грунт 0,02...0,03 МПа. Колесные машины на заболоченных грунтах применять нецелесообразно, так как они буксуют и могут проваливаться. На грунтах со слабой несущей способностью можно использовать колесные машины со всеми веду-щими колесами и низким давлением воздуха в шинах. Бульдозеры широко эксплуатируют при разработке мерзлых грунтов и в условиях низких температур, при которых резко изменяются свойства материалов. Металлоконструкции и резиновые уплотнения становятся хрупкими, смазочные материалы густеют, затрудняется запуск двигателей и увеличивается интенсивность их изнашивания, охлаждение топлива ухудшает его воспламенение, качество распыла и приводит к потере мощности двигателя, расход топлива увеличивается, емкость аккумуляторных батарей падает, и ухудшаются условия работы электрической системы бульдозера, загустевшая рабочая жидкость не позволяет четко управлять рабочим оборудованием. Кроме того, ухудшаются условия труда водителя за счет снижения температуры в кабине, уменьшения видимости рабочих органов и фронта работ через замороженные стекла, увеличиваются усилия на рукоятках и педалях управления, повышается количество отказов. Для работы в условиях холодного климата используют бульдозеры, которые изготовлены из специальных сталей и резинотехнических материалов. В индексы этих машин добавляют буквы ХЛ, например бульдозер ДЗ-141ХЛ.

      При эксплуатации бульдозеров в таких условиях соблюдают следующие правила. До наступления холодного периода в соответствии с инструкцией по эксплуатации в агрегаты заливают масло зимних сортов, а в систему охлаждения двигателя - незамерзающую жидкость типа антифриз или тосол, повышают плотность электролита в аккумуляторных батареях до 1,31 и утепляют их пенопластом, проверяют работу гидросистемы, отопительных приборов, уплотнения кабины, подтягивают все соединения. В гидросистему рекомендуют заливать зимние сорта масел типа ВМГЗ. Подготовка топливной системы заключается в промывке баков, сливе отстоя из фильтров, отстойников для удаления влаги, регулирования топливной аппаратуры и форсунок, утепления баков, фильтров и топливопроводов. Чтобы конденсат не собирался на внутренних стенках топливных баков и отстойников, их утепляют обмазками, листами асбеста, чехлами из парусины и ватина. Применяют только зимнее топливо (3 или А), которое обязательно сливают после работы.   Перед заправкой смазочной системы материалами зимних сортов ее промывают, прочищают фильтры, отключают радиаторы. Трансмиссию промывают дизельным топливом и заливают маслом зимних сортов. Затем проверяют работу бортовых фрикционных муфт и тормозов гусеничных машин и рулевого управления у колесных. Для улучшения теплового баланса двигателя устанав-ливают утеплительный чехол на его капот, закрывают передние шторки и перед решеткой радиатора дополнительно укладывают лист железа или фанеры. На зиму снимают вентилятор. Кабину утепляют, подводят теплый воздух из подкапотного пространства для обогрева стекол, готовят антиобледенитель стекол (раствор из 30 % соли и 70 % глицерина). Целесообразно изнутри устанавливать накладные стекла из плексиглаза, которые наклеивают резиновым клеем на резиновую прокладку. Щели в полу и дверях заделывают войлоком, на рукоятки управления надевают войлочные чехлы. К стенкам кабины прикрепляют тканевые утеплители, уменьшающие потери теплоты в окружающую среду. Перед, эксплуатацией машины предварительно обогревают кабину электропечами мощностью 2...2,5 кВт. При этом надо соблюдать правила электробезопасности. В процессе работы машины кабину постоянно обогревают отопителем. Иногда выхлопную трубу пропускают через кабину для дополнительного использования теплоты выхлопных газов. Возможен ее подвод от радиатора с помощью трубы. Снегоочистку дорог выполняют бульдозерами с поворотным отвалом в сочетании с роторно-винтовыми снегоочистителями. Снег отвалом бульдозера отгребают от оси дороги к периферии, а затем отбрасывают снегоочистителем на обочину. Аналогичным образом очищают и другую полосу. Если нет снегоочистителя, то проходы бульдозера по одной полосе повторяют и снег отбрасывают ближе к кювету дороги. Снегозадержание на сельскохозяйственных полях и вдоль дорог осуществляют одиночными проходами бульдозеров (рис. 4, а), после чего остаются уплотненные снежные валы.

Рис. 4. Снегозадержание (а) и снегоочистка (б), выполняемые бульдозером.

4.5  Производительность бульдозеров и способы ее повышения

Производительность бульдозера, бульдозера-рыхлителя и бульдозера-погрузчика на землеройно-транспортных и погрузочных работах определяют количеством разработанного грунта в кубических метрах за единицу времени. Различают техническую и эксплуатационную производительность бульдозера. Технической производительностью бульдозера называют наибольший объем грунта, который машина может разработать и переместить за 1 ч работы при самых благоприятных условиях.

Рис. 5. Призма волочения грунта: 1 -призма, 2 - отвал, 3 - боковые валики, 4 – стружка

      Производительность бульдозера зависит от количества грунта, перемещаемого отвалом за один рабочий цикл, который характеризуется объемом призмы волочения (рис. 5). При срезании стружки 4 грунт собирается перед отвалом 2 в виде призмы 1, которая выступает на расстояние А. В процессе транспортирования неизбежны потери в валики 3 через боковые щеки отвала. Чем больше призма волочения, тем выше производительность бульдозера. При использовании на мерзлых грунтах бульдозера-рыхлителя увеличиваются масса и сила тяги машины, затрудняется управление механизмами и агрегатами за счет снижения температуры конденсата в шарнирных и подвижных соединениях. Поэтому необходимо плавно выполнять рабочие операции, чтобы избежать разрушения сварных швов и металлоконструкций. Рекомендуют чаще очищать ходовую часть от намерзшего льда и грунта, чтобы не поломать механизм натяжения, опорные и направляющие катки.

Рис. 6. Формы поперечных сечений прорезей в мерзлом грунте, выполняемых бульдозером-рыхлителем:

Массив плотного или мерзлого грунта рыхлят параллельными проходами с максимально возможной глубиной. Формы поперечных сечений прорезей при рыхлении показаны на рис. 6. Массив грунта разрушается под углом ос. Для снижения энергоемкости процесса разрушения грунта соотношение ширины прорези b и глубины рыхления Hp (м) должно быть в пределах 3...5. При параллельном рыхлении расстояние между соседними проходами принимают таким, чтобы происходил скол не разрушенного массива грунта между резами и оставшиеся гребни 3 были минимальными. Если нет гребня, рыхлитель уходит в сторону от сделанной ранее прорези. Эксплуатационная производительность машины определяется за час или смену работы и учитывает простои машин, связанные с необходимостью ежесменного технического обслуживания, возможными поломками и технологическими перерывами в работе, отдыхом машиниста.

Анализ приведенных формул и их составляющих элементов позволяет наметить рациональные способы работы для повышения производительности машины. Они направлены на сокращение рабочего цикла, увеличение объема призмы волочения, повышение сменной выработки бульдозера и его разновидностей.

Рис. 7. Способы внедрения отвала и образования призмы волочения грунта: а - внедрение на максимальную глубину, б - постоянная глубина резания под уклон, в ~ ступенчатое копание

      Для уменьшения рабочего цикла важно повышать скорость выполнения   рабочих   операций. Скорость рабочего хода принимают    в     пределах 2,5...3,5 км/ч. Она зависит от точности управления машиной,  так  как  в  процессе набора призмы волочения и ее транспортирования машинисту приходится 15...20 раз; за цикл поднимать и опускать рабочий орган, восполняя  грунт,  высыпающийся; через   отвал   в    боковые валики. Фактически рабочие скорости бульдозеров за счет буксования гусениц и колес составляют    2...2,8    км/ч. Увеличение скорости откатки машины (холостого хода) до 5... 10   км/ч   позволяет существенно уменьшать время   цикла.   При   этом важно,  чтобы рабочая поверхность дна траншеи или была, возможно, более ровной. Тогда обратный ход машины принесет минимум неудобств машинисту и уменьшит его утомляемость. Внедрение отвала и образование призмы волочения грунта на практике осуществляются тремя характерными способами. На горизонтальной поверхности отвал резко заглубляют в грунт на полную глубину, определяемую по загрузке двигателя, после чего постепенно выглубляют до образования призмы волочения. Выглубление происходит по ступенчатой траектории. При работе под уклон под действием массы машины увеличивается сила тяжести, и грунт копают равномерной стружкой.

Длина пути набора призмы волочения lH составляет 6... 10 м. Для увеличения объема призмы волочения используют следующие рациональные способы (рис.8).

.

Рис.8.Способы повышения производительности бульдозеров

      Движение бульдозера по одному и тому же следу (I) позволяет образовать после двух-трех проходов боковые валики достаточной высоты. Благодаря этому уменьшаются боковые утечки грунта, и объем призмы волочения возрастает. Траншейный способ разработки грунта (II) увеличивает объем призмы волочения, так как боковые стенки траншеи удерживают материал перед отвалом. Этот способ в основном используют для земляных работ бульдозерами. Спаренная работа двух-трех бульдозеров (III) способствует увеличению массы перемещаемого грунта, так как ограничивается высыпание грунта в боковые валики между машинами. Спаренная работа требует внимательности и взаимопонимания машинистов. Работа бульдозера под уклон (угол β) увеличивает скорость движения и объем призмы волочения (IV). Этот способ следует чаще использовать при уклоне рабочей местности и на ровной площадке во время отрывки котлованов. Перемещение двойной и тройной призмы волочения (У) способствует повышению производительности. Призму волочения, набранную при первом проходе, оставляют посередине пути рабочего хода. К этому же месту доставляют вторую призму, перемещая удвоенный объем грунта на некоторое расстояние дальше. К этому месту доставляют третью призму и массу разрыхленного материала перемещают к месту укладки. Выбор оптимального угла резания (VI) в зависимости от плотности и влажности грунта имеет большое значение. При работе на влажных грунтах он должен составлять 45...50°. Стружка грунта поднимается выше отвала, опускаясь в верхней зоне от козырька, и способствует образованию призмы волочения большего объема. Во время работы на насыпных грунтах угол резания должен составлять 60...65°. Увеличению массы перемещаемого материала способствует использование уширителей и удлинителей (VII). Дополнительное оборудование рационально применять и на планировочных работах. Открылки, установленные на боковинах отвала, повышают объем призмы волочения и, следовательно, производительность машины (VIII). Дополнительное оборудование позволяет машине работать более эффективно только на разработке легких грунтов и насыпных штабелированных материалов, В противном случае перегружаются двигатель, трансмиссия, ходовая часть и снижается надежность машины. Важные факторы увеличения производительности машин - повышение коэффициента использования машины по времени, снижение потерь времени по организационным причинам (определение фронта работ, перемещение объекта на объект), уменьшение простоев машин из-за поломок и неисправностей путем своевременного проведения профилактических мероприятий и технического обслуживания машин.

ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ

Запуск двигателя в зимнее время требует большого внимания от машиниста. Известны три системы запуска: холодный, при постоянном подогреве и с предпусковым подогревателем.

Холодный запуск выполняют при температуре -30 °С, применяя эфирные пусковые жидкости, впрыскиваемые в распыленном состоянии во всасывающий трубопровод двигателя. Для карбюраторных двигателей - это пусковая жидкость "Арктика", для дизельных - "Холод Д-40". Постоянный подогрев используют на стоянках, для чего поток горячего воздуха нагнетается вентилятором по пневмопроводу к механизмам машины. Возможен подогрев масла и рабочей жидкости электрическим способом от постоянной электросети. Предпусковой подогрев осуществляют с помощью котлов, которые работают на бензине или дизельном топливе. Бензиновый пусковой подогреватель ПЖБ-400 (рис. 9) применяют для разогрева двигателей тракторов Т-170.

Рис. 148. Предпусковой подогреватель ПЖБ-400:

1 - кронштейн, 2 - котел, 3 - горелка, 4 - свеча накаливания, 5 - бензопровод, 6 - вентилятор, 7 - бензобак, 8 - клапан, 9 - трубопровод, 10 - труба, 11 - сливной кран

       Его устанавливают на двигатель перед зимней эксплуатацией. Подогреватель представляет собой котел 2, который прикреплен с помощью кронштейна 1 к дизелю. К котлу подведена горелка 3, в которую воздух нагнетается вентилятором 6. Первоначально воздух нагревается свечой накаливания 4. Бензин подается через электромагнитный клапан 8 и бензопровод 7 из бачка пускового двигателя. Котел подогревает охлаждающую жидкость двигателя и по трубопроводу 9 она поступает в систему охлаждения. Жидкость заливают через трубу 10, сливают с помощью крана 11. Одновременно горячими газами подогреваются масляный картер двигателя и дизельное топливо.

     


ОХРАНА ТРУДА

При эксплуатации бульдозеров и других строительных машин следует руководство-ваться ГОСТ 25646-83, ГОСТ 12.1.013-78, настоящим стандартом, стандартами на технологические процессы с использованием машин, правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей и правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Госэнергонадзором, а также требованиями эксплуатационной и ремонтной документации по предупреждению воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, указанных в пп. 1.1.*      *1.1. При эксплуатации бульдозеров и других строительных машин должны быть выполнены требования, обеспечивающие предупреждение или снижение воздействия на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

  • движущихся машин, их рабочих органов и частей, а также перемещаемых машинами изделий, конструкций, материалов;
  • обрушивающихся грунтов и горных пород;
  • разрушающихся конструкций машин;
  • повышенной загазованности, запыленности и влажности воздуха рабочей зоны;
  • повышенного значения напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
  • расположения рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
  • повышенной или пониженной температуры воздуха на рабочем месте;
  • повышенной скорости ветра в рабочей зоне машины;
  • повышенного уровня вибрации на рабочем месте;
  • повышенного уровня шума в рабочей зоне;
  • недостаточной видимости рабочей зоны из кабины машиниста;
  • физических и нервно-психических перегрузок машинистов.

    Техническое обслуживание и текущий ремонт машин следует осуществлять в обору-дованных помещениях или площадках. Для производства технического обслуживания и ремонта в условиях эксплуатации машина должна быть выведена из рабочей зоны. Допустимые уровни шума на рабочих местах - по ГОСТ 12.1.003-83, допустимые уровни вибрации - по ГОСТ 12.1.012-78, воздух рабочей зоны - по ГОСТ 12.1.005-76. Пожарная безопасность на рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с ГОСТ 12.1.004-85 и правилами пожарной безопасности для промышленных предприятий, утвержденными Главным управлением пожарной охраны МЧС РФ. Заправка машин должна производиться закрытым способом в специально отведенных местах. Смазочные, лакокрасочные и легковоспламеняющиеся материалы следует хранить отдельно друг от друга в специально оборудованных складских помещениях или площадках.              Рабочие места при техническом обслуживании и текущем ремонте машин должны быть оборудованы комплектом работоспособных ручных машин (инструмента), приспособ-лений, инвентаря, грузоподъемными машинами и средствами пожаротушения. Техничес-кое обслуживание и ремонт машин следует осуществлять только после остановки маши-ны, выключения двигателя (привода) при исключении возможности случайного пуска двигателя, самопроизвольного движения машины и ее частей, снятия давления в гидро- и пневмосистемах, кроме случаев, которые допускаются эксплуатационной и ремонтной документацией. Пользование открытым огнем для разогрева агрегатов и узлов не допускается.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Под охраной природы подразумевается совокупность мероприятий по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов и предотвращению загряз-нения и разрушения окружающей природной среды. Целью охраны природы является обеспечение благоприятных условий для существования человека, развития хозяйств, нау-ки и культуры всех народов, населяющих нашу страну. Дорожно-строительные машины относятся к числу источников неблагоприятного воздействия на окружающую среду. По прибытии на объект машинисту следует ознакомиться с правилами охраны природы на маршруте движения, на прилегающей к объекту территории, непосредственно на терри-тории рабочей зоны.

    Виды загрязнения окружающей среды различны и многообразны: выбросы в атмосферу выхлопных газов, поступление в воду и попадание на почву отходов от мойки машин и нефтепродуктов при их заправке и смазке, загрязнение мест эксплуатации, повышение шума при работе машины. Недопустимы работа двигателя со сверхнормативным выбро-сом выхлопных газов, образование задымлённости рабочей зоны выхлопными газами и запылённости отработанным воздухом пневмосистемы, подача без надобности сигналов, работа с неисправным глушителем и несмазанными трущимися поверхностями сборочных единиц, мойка и заправка машин у водоёмов и в реках, выбрасывание на почву и в водоё-мы бракованных и обтирочных материалов, сток нечистот с рабочей зоны и территории эксплуатационных баз в реки и водоёмы без предварительного прохождения их через очи-стные сооружения, попадание горючесмазачных материалов и рабочей жидкости на почву при заправке и смазывании машин, сжигание почвы вблизи машины открытым огнём, применение открытого огня при техническом обслуживании и пуске в работу машин, передвижение машин по местности с растительным покровом и посевами, наезд на де-ревья и складывание конструкций на насаждения, въезд без разрешения на территорию леса. Категорически запрещается сливать отработанные нефтепродукты на землю, в кана-лизационную сеть, водостоки, водоёмы. Машинист должен постоянно бороться за сниже-ние загазованности и запылённости воздуха, шума, загрязнения водных бассейнов, береж-но относиться к сохранению растительности.

    Загазованность возникает в результате выброса выхлопных газов двигателя, содержа-щих вредные токсичные вещества: ядовитые (окись углерода и соединения свинца) и раз-дражающие (окислы азота и серные соединения). Содержание вредных примесей в вы-хлопных газах может быть уменьшено в результате использования качественных сортов и полного сгорания топлива, эксплуатации исправной и отрегулированной топливной аппа-ратуры, применения совершенных очистных устройств в двигателе, исключения его холо-стой работы. Источником загрязнения окружающей среды в местах заправки машин явля-ются испарения топливо-смазочных материалов и рабочих жидкостей, разливы топлива. Для уменьшения испарения на заправочных станциях следует поддерживать в исправнос-ти ёмкости и обеспечивать герметичность их оборудования. Отработанные нефтепродук-ты собирают в тару для их регенерации.

    Следует организовывать механизированную заправку двигателя и системы гидропри-вода, собирать отработанные и заменяемые масла и отправлять их на переработку. Нельзя допускать транспортирование машин по местности с растительным покровом, минуя до-роги общего назначения и пути строительных площадок. Особое внимание проявляют к сохранности озеленения санитарно-защитных зон между промышленной площадкой и жи-лыми районами. Сохранение деревьев и другой растительности в рабочей зоне машины должно быть предусмотрено в проекте производства работ.

    Таким образом, машинист является активным помощником в охране природы. Наряду с мастерством управления машиной, умением предотвращать критические ситуации при работе и движении  в транспортном потоке, машинист обязан обеспечивать безвредность эксплуатации дорожно-строительной техники.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

      Несмотря на то, что спрос на специальную технику в настоящее время остаётся прак-тически нулевым, те отважные предприниматели, которые решили выделить деньги на покупку бульдозера, хотят видеть машину, стремящуюся к идеалу. Каков он, этот идеал?

      В первую очередь бульдозер должен справляться с той работой, для которой он пред-назначен: перемещать максимальное количество земли за минимальное количество рей-сов, и при этом не ломаться. Далее очень важна цена. Допустим, возьмём китайский Shantui D-16 (16 тонн) и японский Komatsu D-65. По массе они одинаковы, а разница в цене почти в 2 раза, хотя ходовая часть фактически идентична – у них взаимозаменяемые гусеницы, ролики.

      Что бы ни говорилось о важности цены на бульдозер, для солидных компаний качест-во всегда будет стоять во главе угла. Бульдозер должен быть надёжным, производитель-ным, ремонтопригодным. Надёжность связана с количеством отказов за какое-либо время работы. Также обращают внимание на удобство в обслуживании и высокую остаточную стоимость машины. Например, перепродажная цена отечественных машин достаточно низкая, резко возрастает количество отказов техники, из-за чего возникает много просто-ев. Таким образом, значительно снижается объём выполнения работ в заданные сроки.

      Обзор самых покупаемых моделей рынка – не последнее дело. Ведь плохой продукт клиенты не будут покупать повально. А наиболее популярные модели бульдозеров, пожа-луй, найдутся у каждого производителя (см. таблицу в графической части).

      Если брать китайские машины фирмы Shantui, то особого внимания заслуживают мо-дели SD-16, SD-22, и SD-32. Это машины широкого профиля, имеющие операционную массу – 17, 23 и 32 тонны соответственно. Из новинок 2008-2009 годов стоит отметить  SD-23 – был проведён рейстайлинг рабочего места оператора, доработана ходовая часть и трансмиссия, удлинена база бульдозера, повысилась экономичность машины.

      Самые продаваемые модели из новых бульдозеров  Caterpillar – это модели D-6 (20 т – используется на вспомогательных работах, например на засыпке) и D-9 (50 т, использу-ется для тяжёлых работ – рыхления промёрзшего грунта). Если говорить о б/у бульдозе-рах, то наибольшей популярностью пользуются Caterpillar D-6 и Komatsu D-65, так как у них самое оптимальное соотношение массы и производительности.

      Производителей бульдозеров, которые представлены на российском рынке, немного, если сравнивать с другими видами спецтехники. Тем не менее, в России есть подобное предприятие-изготовитель, и, как ни странно, качество его продукции соответствует цене и редко бывает обругано компаниями, использующими эту технику. Это Челябинский тракторный завод. Самые распространённые отечественные бульдозеры – это ЧТЗ серии Б-10, а совсем недавно вышла новая линейка Б-11. В этих новых бульдозерах усовершен-ствован планетарный механизм, стоят двигатели ЯМЗ, увеличена плотность металла, ка-бина оснащена функцией откидывания.

      Таким образом, благодаря разнообразию производителей и технических характерис-тик, на сегодняшний день бульдозеры являются одним из самых универсальных видов спецтехники. Рынок распределён достаточно равномерно между премиальным (Япония, Европа) и демократичным (Китай, Россия) сегментами техники. Сейчас наблюдаются проблемы со спросом не только на новую спецтехнику, но и на б/у, и даже на аренду бульдозеров. Однако мысль о крушении рынка бульдозеров из-за финансового кризиса кажется экспертам рынка в корне неверной. Пока в России идут карьерные работы, строительство и разработка месторождений ископаемых, поток клиентов не иссякнет, и каждую компанию будет интересовать модельный ряд, соответствующий её профилю.

      Из вышесказанного и других компетентных источников информации вытекают мои предложения для хозяйства, где я проходил практику, касаемо темы квалификационной работы - следить за последними тенденциями развития отечественного и импортного машиностроения спецтехники, стараться шагать в ногу со временем.        

ЛИТЕРАТУРА

  1. П.А.Лысенков “Вопросы охраны труда в дипломных проектах”, методические указания, Л.: ЛТА, 1989 г., 32 с. Выписки из  ГОСТ 12.3.033-84; ГОСТ 12.0.004-79; ГОСТ 25646-83, ГОСТ 12.1.013-78,и т.д.
  2. CHиП  12-03-2001.  Безопасность  труда  в  строительстве.  Ч.1.  Общие требования.
  3. СНиП  12-04-20О2.  Безопасность  труда  в  строительстве.  Ч.2.  Строительное производство.
  4. ГoCT  12.З.0З3-84.  CCБT.  Строительные  машины.  Общие  требования  безопасности  при эксплуатации.
  5. ППБ 01-03.  Правила  пожарной  безопасности  в Российской  Федерации.
  6.  Строительные  машины:  Учеб.  для  вузов /  Д.П.  Волков, Н.И. Алешин, В.Я. Крикун, О.Е. Рынсков. Под ред. Д.П. Волкова. М.: Высш. шк., 1998. 319 с.
  7. Доценко А.М. Строительные машины и  основы  автоматизации: Учеб.  для  строительных вузов. М.: Высш. шк., 1995. 400 с.
  8. Строительные машины: Справочник: В 2 т.: 5-е изд., перераб. Т.1: Машины для строительства промышленных, гражданских сооружений и дорог / А.В. Раннев, В.Ф. Корелин, А.В. Жаворонков и др.; под общ. ред. Э.Н. Кузина: М.: Машиностроение, 1991. 496 с.
  9. Залко  А.И.,  Ронинсон  Э.Г.,  Сидроров  Н.А.  Самоходные  скреперы.  М.:  Машиностроение, 1991. 256 с.
  10. Добронравов С.С. Строительные машины  и  оборудование: Справочник  для  строит.  спец. вузов и инж.-техн. работников. М.: Высш. шк., 1991. 456. с.
  11. Строительные  машины:  Отраслевой  каталог: 5-е  изд. /  ЦИИТ- строймаш. М., 1988.
  12. Холодов А.М., Ничке В.В., Назаров Л.В. Землеройно-транспортные машины: Справочник. Харьков: Высш. шк. Изд-во Харьк. ун-та, 1982. 192 с.
  13. Паршин Д.Я., Булгаков А.Г. Автоматизация и роботизация строительно-монтажных работ: Учеб. пособие. Новочеркасск: Изд-во Новочеркасского политехн. ин-та, 1988. 87 с.
  14. Радько Ю.М. Конструкции и рабочие процессы землеройно-транспортных машин: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во  Тамб.  гос.  техн.  ун-та, 2004. 80 с.

        


ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Описание: C:\Documents and Settings\oligapx999!!!\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок.pngОписание: C:\Documents and Settings\oligapx999!!!\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок.png

Рис. 1. Рабочий цикл бульдозера-рыхлителя при отрывке траншеи и котлована с предварительным рыхлением

    Рис. 2. Схемы рыхления грунтов: в - челночная со    

                                                             смещением, г - продольно-поперечная

А-А     2               Б-Б 30м

       

Рис. 3. Добыча полезных ископаемых открытым способом с предварительным рыхлением:

1 — экскаватор или погрузчик, 2 — бульдозеры, 3 — бульдозер-рыхлитель, 4 — пустая порода, 5 — автотранспорт, 6 — полезные ископаемые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной (дипломной работы) работы для студентов всех форм обучения специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

В методических указаниях даются рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной) работы; сформулированы требования к структуре и содержанию; разработаны примерная...

Методические указания к подготовке и защите выпускной квалификационной работы (дипломной работ) для студентов по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

Данные методические указания представляют материал для организации учебно-исследовательских действий по выполнению выпускной квалификационной работы.В них отражены цель и задача выпускной квалификацио...

Дипломная работа учащейся Искандерли А.Х. тема: "Социальная работа в аспекте конституции Российской Федерации"

Дипломная работа учащейся Искандерли А.Х. тема: "Социальная работа в аспекте конституции Российской Федерации"...

Опыт руководства теоретическим и практическим исследованием в рамках дипломной работы "Особенности работы медсестры по хранению, учёту и использованию лекарственных средств"

Практическое и теоретическое исследование проводилось в стационаре и психоневрологическом интернате по сложной и болезненной для сестринских служб проблеме - учёт и хранение медикаментов.Спе...

Методические рекомендации к выпускной квалификационной работе (дипломной работе) ОПОП 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

При разработке методических рекомендаций в основу положены: 1) ФГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» утвержденный Министерством образования и...

Дипломная работа студента «Роль медицинского лабораторного техника в исследовании биохимических показателей, работы печени в норме и патологии» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика

Дипломная работа студента «Роль медицинского лабораторного техника в исследовании биохимических показателей, работы печени в норме и патологии» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ, ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (Дипломная работа) для специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

методические рекомендации по выполнению и защите дипломной работы для студентов 38.02.05 товароведение и экспертиза качества потребительских товаров...