Методическая разработка классного часа "PRO-Движение"
методическая разработка на тему
Расширение знаний студентов о роли мотивации в достижении цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_koryaga.doc | 229.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия
«Олонецкий техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
по теме:
"PRO – ДВИЖЕНИЕ"
Преподаватель:
Татьяна Викторовна Рубец
Олонец
2017
Содержание
Методическая модель занятия систематизации и обобщения знаний и умений 6
Технологическая карта занятия 7
Работа со сказкой «Коряга». Чтение с остановками и Вопросы Блума 10
Мотивация
21 век – это век скорости, информации. И человек 21 века должен везде успеть: и получить образование, и создать семью, и заработать много денег, и принести пользу обществу.
Умения человека 21 века:
- Ответственность и адаптивность
- Коммуникативные умения
- Творчество и любознательность
- Критическое и системное мышление
- Умения работать с информацией
- Межличностное взаимодействие и сотрудничество
- Умения ставить и решать проблемы
- Направленность на саморазвитие
- Социальная ответственность
- Успешный
Каким должен быть человек 21 века? Давайте остановимся на слове «успешный»
и будем искать ответ на вопрос: «Как стать успешным?».
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Учебно-методическая карта
Цель: расширение знаний студентов о роли мотивации в достижении цели.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать у обучающихся представление о самосознании;
- показать важность мотивации в обучении и получении профессии;
- раскрыть сущность умений человека 21 века.
Развивающие:
- развивать критическое мышление;
- развивать у студентов рефлексное мышление;
- развивать умения принимать решение в ситуации неопределенности;
- развивать умения брать ответственность на себя;
- развивать навыки работы в команде.
Воспитательные:
- воспитывать сознательное отношение к своей будущей профессии;
- воспитывать понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, обществе.
Методическая цель: Использование приёмов технологии развития критического мышления для расширения знаний студентов о роли мотивации в достижении цели.
Тип занятия: систематизации и обобщения знаний и умений.
По способу организации: индивидуально-групповой способ обучения.
Вид занятия: теоретическое
Уровни усвоения компетенций: 1 – 2 - 3
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Время проведения занятия: 45 минут
Место проведения занятия: учебный кабинет
Оснащение занятия:
- сказка для обучающихся (по частям)
- презентация
- листы А3
- маркеры
Литература:
- сказка И.В.Стишенок «Коряга»
Методическая модель занятия систематизации и обобщения знаний и умений
1 | Организация начала занятия: Приветствие | 1 мин. |
2 | Мотивация занятия
| 3 мин. |
3 | Актуализация опорных знаний: Постановка проблемы
Принятие правил | 6 мин. |
4 | Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
| 25 мин |
5 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
| 5 мин. |
6 | Рефлексия. Подведение итогов занятия:
| 5 мин. |
Технологическая карта занятия
Этапы занятия | Описание деятельности | Методическое обоснование | Время | Оснащение | |
Преподавателя | Обучающихся | ||||
Организация начала занятия:
| Проверка готовности студентов к занятию | Приветствуют преподавателя | Создание рабочей обстановки | 1 мин. | 3 стола (по 5 чел. за столом) |
Мотивация занятия | Деление на команды Придумывание названий автобусов | Обсуждают название. Выбирают водителя автобуса. | Работа в команде. Согласование действий. | 3 мин. | Доска |
Актуализация опорных знаний | Постановка проблемы
Принятие правил | Выдвигают гипотезы, составляется список | Стимулирование студентов к познавательной деятельности (прием «Софт-анализ») Принятие правил. | 6 мин | Компьютер, мультимедийный проектор. |
Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации
| Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). | Читают текст сказки «Коряга» И.В.Стишенок. Выдвигают гипотезы. Отвечают на вопросы. Дискуссируют. | Чтение с остановками и вопросы Блума | 25мин | Компьютер, мультимедийный проектор |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Обсуждение кульминационной картины сказки. Обобщение ответов на вопрос: Как стать успешным? Формирование понятия «самосознание» | Отвечают на вопросы. Дискуссируют. | Формирование понятийного аппарата Обобщение | 5 мин | Компьютер, мультимедийный проектор |
Рефлексия. Подведение итогов занятия: |
| Обсуждают результаты освоения нового опыта
| Нацеливание на использование полученной информации в профессиональной деятельности и жизни. | 5мин | Доска, анкеты обратной связи |
Итого: | 45мин |
Ход занятия
Организация начала занятия:
Приветствую вас, уважаемы студенты. Меня зовут Татьяна Викторовна Рубец, я представляю город Олонец .Я преподаватель Олонецкого техникума, психолог. Сегодня я у вас проведу открытое занятие.
Мотивация занятия
Презентация.
Скажите пожалуйста, приставка PRO, вам о чём-нибудь говорит? (2 слайд)
Сегодня мы с вами совершим путешествие на трёх автобусах в поисках ответа на вопрос,
который волнует каждого….
Для начала пассажиры каждого из 3-х автобусов придумают название своего автобуса и выберут водителя. Вам на это – 1 минута. Студенты представляют название автобусов и записывают.
Название 1 автобуса | Название 2 автобуса | Название 3 автобуса |
Актуализация опорных знаний:
Перед тем, как отправится в путь. Нам нужно ответить на вопрос: Каким, на ваш взгляд, должен быть человек 21 века? (3-4 слайд)
Это задание вы будете выполнять на листах бумаги. На внешнем поле записываются индивидуальные мысли, а на центральном поле – общее мнение группы. Каждый из вас сначала молча (про себя) записывает ответы. Затем – вы озвучиваете свои ответы в группе друг другу и вырабатываете общее мнение. В центре – у вас должно быть записано 3 качества. Время – 5 минут.
Студенты выполняют задание. Представляют свои ответы.
Преподаватель записывает ответы на вопрос: Каким должен быть человек 21 века?
Название 1 автобуса | Название 2 автобуса | Название 3 автобуса |
|
|
|
Вы все дали разные ответы. А если назвать ОДНИМ словом. Каким должен быть человек 21 века? – Что бы вы сказали? Еще? Еще варианты?
Вы можете проверить себя…(5 слайд )
Качества человека 21 века
- Ответственность и адаптивность
- Коммуникативные умения
- Творчество и любознательность
- Критическое и системное мышление
- Умения работать с информацией
- Межличностное взаимодействие и сотрудничество
- Умения ставить и решать проблемы
- Направленность на саморазвитие
- Социальная ответственность
- Быть успешным
Давайте остановимся на слове «успешным», потому что 21 век – это век скорости, информации. И человек 21 века должен везде успеть: и получить образование, и создать семью, и заработать много денег, и принести пользу обществу…
Поэтому мы сегодня и отправимся в путь в поисках ответа на вопрос: «Как стать успешным?», а для этого надо наметить маршрут нашего путешествия.(6 слайд)
Все вы знаете, что во время движения транспорта водитель и пассажиры должны соблюдать правила дорожного движения. У нас тоже будет одно правило: во время остановок, на которых мы с вами будем работать с текстом, я попрошу вас без моей команды страницы не переворачивать. Те пассажиры, которые будут нарушать правила, будут оштрафованы. В конце занятия мы подведём итоги, пассажиры какого автобуса лучше всех соблюдали правила.
Инструкция: У вас на столах есть небольшие книжечки. Это сказка Ирины Владимировны Стишенок «Коряга», которую мы будем читать необычным образом. Мы будем читать сказку по частям, после каждой части будем делать остановку и обсуждать прочитанное. Пожалуйста, не забегайте вперед. (7 слайд) И так начинаем путешествие со станции Мечта.
Работа со сказкой «Коряга». Чтение с остановками и Вопросы Блума
Чтение про себя
«Коряга»
На одном дровяном складе лежали толстые и тонкие, короткие и длинные бревна. Все они давно познакомились друг с другом, о многом переговорили и теперь только ожидали своей дальнейшей участи. Одних из них должны были отправить на мебельную фабрику, чтобы изготовить красивые столы и стулья; других – установить вдоль дорог телеграфными столбами, а третьих – продать на дрова.
Все бревна немного волновались. Конечно, среди них были и такие, кто точно знал, кем станет. Например, крепкие длинные бревна были уверены, что будут только телеграфными столбами. Но остальные и не догадывались о своей дальнейшей судьбе.
(8 слайд)
- Что вам напоминает ситуация ожидания бревен своей участи? (распределение, ярмарка вакансий, трудоустройство, начало профессионального пути)
- Какие прилагательные автор подобрал для бревен? О чем это свидетельствует? (все мы разные - у каждого свои возможности – свое предназначение – своя направленность)
- Почему крепкие длинные бревна были уверены, что будут только телеграфными столбами?
(телеграфные столбы – учащиеся , которые уже чётко знают, чего они хотят)
-В школе все получили образование и информацию о будущей профессии.
- Как, по-вашему, дальше будут развиваться события? Ваши версии? Еще? Еще?
- Давайте определим название первой остановки (образование, информированность).
Среди них была одна Коряга. Еще только попав на склад, она заметила, что очень отличается от других — ровных и гладких бревен. Коряга была с изгибами, дырочками и сучками. И когда ее соседи говорили, какие хорошие столы, стулья и шкафы из них получатся, Коряга молчала, сравнивая себя с ними. Но иногда она забывала о том, где находится, начинала мечтать и представляла себя прекрасным произведением искусства
Как-то Коряга рассказала о своей мечте соседним бревнам и услышала в ответ-
— Ты слишком много сочиняешь, подруга, будь проще. Посмотри на себя — ну какое ты произведение искусства? Хорошо, если из тебя сделают хоть какой-нибудь табурет или стул. И запомни: наше дело быть мебелью, если уж не удалось стать телеграфными столбами.
(9 слайд)
- Знакома ли вам подобная ситуация и те чувства, которые испытывала главная героиня, находясь на дровяном складе?
- Нужно ли сравнивать себя с другими при выборе ? А вообще?
- Можно ли выбирать предприятие за компанию?
- Почему Коряга не захотела быть мебелью? (каждый из нас неповторим и индивидуален и имеет свою направленность)
- Как вы понимаете фразу: «наше дело быть мебелью, если уж не удалось стать телеграфными столбами» ?
- Звучит ли здесь обреченность, предопределенность жизненного сценария?
- Есть ли свобода выбора у человека? (Человек всегда имеет выбор)
- Как вы думаете, что предпримет Коряга?
- Итак, вторую остановку мы называем «Выбор, индивидуальность)».
После таких слов Коряга замкнулась в себе.
В долгих ожиданиях проходили дни.
Наконец на склад приехал большой грузовик. Рабочие погрузили бревна и повезли их на мебельную фабрику. Коряга оказалась на самом верху штабеля. Она с интересом смотрела по сторонам, любовалась белыми облаками и ясным солнцем, нежными цветами и могучими деревьями. Когда машина проезжала через лес, Коряга вдруг поняла, что не хочет быть мебелью. Она не хочет, чтобы ее пилили, строгали и забивали гвоздями.
— Я не хочу быть мебелью, — сказала Коряга своим соседкам. — Прощайте!
Она выпрыгнула из кузова машины и очутилась на небольшой поляне. К своему удивлению, беглянка увидела там несколько похожих на себя коряг. Конечно, других размеров и форм, но они тоже были корягами! Она с радостью познакомилась с ними, а вскоре и подружилась.
Незаметно прошло лето, наступила осень. В лес стали приходить грибники. Один из них забрел на полянку и увидел Корягу.
(10 слайд)
- Какие чувства испытала главная героиня, находясь на дровяном складе? (одиночество, чувство свободы)
- Какая фраза самая яркая из этого отрывка? (осознание ситуации; что она не одинока в своей беде, что есть такие же, как она коряги)
- Что необходимо сделать, чтобы что-то изменить в жизни? (активность, действие, поступок, риск, выбор, принятие решения)
- Третья остановка «активность, целеустремлённость,».
___________________________________________________________________________
— Какая красавица! — воскликнул он. — Настоящее чудо! Я возьму ее с собой в мастерскую, почищу, покрою лаком, и она покажет всю свою красоту.
В мастерской грибник, который оказался художником, долго и терпеливо, стараясь не повредить природной формы, придавал Коряге новый образ. Когда работа была окончена, мастер принес свое творение на выставку.
Посетители, увидев лесную гостью, с восхищением воскликнули:
— Какая красавица, настоящее произведение искусства!
Они отмечали красоту и легкость ее форм и чем дольше смотрели на фигуру, тем больше чувствовали свет, идущий от нее.
— Это чудо! — произносили ценители искусства и радостные, одухотворенные уходили домой.
А Коряга, которую теперь называли Прекрасной Незнакомкой, счастливо улыбалась. Исполнилась ее заветная мечта — она стала произведением искусства и дарила людям радость и красоту.
(11слайд)
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Понравилась ли вам сказка?
- Можно ли Корягу назвать успешной? Почему? Обоснуйте свой ответ.
- Что сделала Коряга для того, чтобы стать успешной?
- Чему мы можем научиться у этой сказки?
- Назовите самую яркую картину сказки. Что вас привлекает в ней больше всего?
Коряга вдруг поняла, что не хочет быть мебелью. Она не хочет, чтобы ее пилили, строгали и забивали гвоздями.
— Я не хочу быть мебелью, — сказала Коряга своим соседкам. — Прощайте!
Она выпрыгнула из кузова машины и очутилась на небольшой поляне.
- Возвращаясь к нашему вопросу: Как стать успешным? Что нужно сделать, чтобы реализовать себя? (иметь мечту, знать, чего ты хочешь и идти к намеченной цели)
- Как мы назовем четвертую остановку? (творческая) (12 слайд)
В психологии есть такое понятие «Самосознание» - это полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, обществе. Поэтому, чтобы стать успешным, надо, прежде всего, понимать, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ?
Самосознание — это ключ к управлению жизнью и карьерой, и как следствие к обретению личного успеха. ( 13 слайд)
Если написать первые буквы остановок , получится слово – мотивация (14 слайд)
Рефлексия. Подведение итогов занятия:
Для подведения итогов мы используем игру «Телеграмма».
- Кто скажет, в чём особенности телеграммы? (когда необходимо известить о важном значимом событии).
- Еще? (в телеграммах нет предлогов и знаков препинания, пишется самое главное)
- Вам пришла телеграмма…(15 слайд)
Задание: напишите телеграмму из 11 слов. Первое и последнее слово известны.
Первое – кому, последнее - от кого, 9 слов - текст, о том, чему вы сегодня научились, что поняли, над чем хотели бы задуматься.(16 слайд)
Директору
Студент Иванов И.И.
Наше путешествие подходит к завершению. За время пути все соблюдали правила.
У каждого человека своя судьба, свое предназначение, своя дорога, своя направленность. Чтобы стать успешным, необходимо понимать самого себя, своё значение, свою роль в жизни, обществе.
Каждая встреча, каждый урок, каждая прочитанная страница делают человека богаче, умнее, опытнее. Ведь вы уже много знаете из того, что необходимо учитывать чтобы стать профессиионалом. Изменилось ли ваше первое мнение? Если да, то, значит, время, проведенное сегодня вами на занятии, не прошло впустую.
И помните « Завтра будет таким, каким его сделаешь ты» Горацио Кейн. Благодарю всех за работу. (17 слайд)
Приложение
И.В.Стишенок «Коряга»
На одном дровяном складе лежали толстые и тонкие, короткие и длинные бревна. Все они давно познакомились друг с другом, о многом переговорили и теперь только ожидали своей дальнейшей участи. Одних из них должны были отправить на мебельную фабрику, чтобы изготовить красивые столы и стулья; других – установить вдоль дорог телеграфными столбами, а третьих – продать на дрова.
Все бревна немного волновались. Конечно, среди них были и такие, кто точно знал, кем станет. Например, крепкие длинные бревна были уверены, что будут только телеграфными столбами. Но остальные и не догадывались о своей дальнейшей судьбе.
Среди них была одна Коряга. Еще только попав на склад, она заметила, что очень отличается от других — ровных и гладких бревен. Коряга была с изгибами, дырочками и сучками. И когда ее соседи говорили, какие хорошие столы, стулья и шкафы из них получатся, Коряга молчала, сравнивая себя с ними. Но иногда она забывала о том, где находится, начинала мечтать и представляла себя прекрасным произведением искусства
Как-то Коряга рассказала о своей мечте соседним бревнам и услышала в ответ-
— Ты слишком много сочиняешь, подруга, будь проще. Посмотри на себя — ну какое ты произведение искусства? Хорошо, если из тебя сделают хоть какой-нибудь табурет или стул.
И запомни: наше дело быть мебелью, если уж не удалось стать телеграфными столбами.
После таких слов Коряга замкнулась в себе.
В долгих ожиданиях проходили дни.
Наконец на склад приехал большой грузовик. Рабочие погрузили бревна и повезли их на мебельную фабрику. Коряга оказалась на самом верху штабеля. Она с интересом смотрела по сторонам, любовалась белыми облаками и ясным солнцем, нежными цветами и могучими деревьями. Когда машина проезжала через лес, Коряга вдруг поняла, что не хочет быть мебелью. Она не хочет, чтобы ее пилили, строгали и забивали гвоздями.
— Я не хочу быть мебелью, — сказала Коряга своим сосед
кам. — Прощайте!
Она выпрыгнула из кузова машины и очутилась на небольшой поляне. К своему удивлению, беглянка увидела там несколько похожих на себя коряг. Конечно, других размеров и форм, но они тоже были корягами! Она с радостью познакомилась с ними, а вскоре и подружилась.
Незаметно прошло лето, наступила осень. В лес стали приходить грибники. Один из них забрел на полянку и увидел Корягу.
— Какая красавица! — воскликнул он. — Настоящее чудо! Я
возьму ее с собой в мастерскую, почищу, покрою лаком, и она
покажет всю свою красоту.
В мастерской грибник, который оказался художником, долго и терпеливо, стараясь не повредить природной формы, придавал Коряге новый образ. Когда работа была окончена, мастер принес свое творение на выставку.
Посетители, увидев лесную гостью, с восхищением воскликнули:
— Какая красавица, настоящее произведение искусства!
Они отмечали красоту и легкость ее форм и чем дольше
смотрели на фигуру, тем больше чувствовали свет, идущий от нее.
— Это чудо! — произносили ценители искусства и радост
ные, одухотворенные уходили домой.
А Коряга, которую теперь называли Прекрасной Незнакомкой, счастливо улыбалась. Исполнилась ее заветная мечта — она стала произведением искусства и дарила людям радость и красоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»
Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...
Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"
Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...
методическая разработка классного часа "День согласия и примирения"
"День Согласия и примирения" тема эта обязательно должна звучать,т.к. есть хороший повод привить обучающимся любовь к Родине, партиотизм, поговорить о толерантности, о дружбе, о единстве народа...
Методическая разработка классного часа "В начале было слово"
Обращение к отправной точке нашей письменности наводит на мысль и об исторической изменчивости языка. Старославянский язык (под которым традиционно понимается язык первых переводов греческих бог...
Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"
Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...
Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка
Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...
С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов
Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...