методические рекомендации по выполнению студентами практических работ по дисциплине "Русский язык и литература"
методическая разработка на тему
рекомендации по выполнению студентами практических работ по дисциплине "Русский язык и литература"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich.rekom_.k_praktich.rabotam.docx | 95.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Борзинский филиал Государственное профессиональное образовательное учреждение « Краснокаменский промышленно- технологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СТУДЕНТАМИ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
2016
Методические рекомендации по выполнению студентами практических работ учебной дисциплины «Русский язык и литература» разработаны на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413):
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259);
- В соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык и литература» рекомендованной методическим советом Борзинского филиала ГПОУ « Краснокаменский промышленно- технологический техникум»
Протокол заседания МС № 1 от «31» августа 2016 г.
Методические рекомендации по выполнению практических работ могут быть использованы для обучения студентов по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 1. « Автомеханик»
2. « Повар – кондитер»
3. « Продавец- контролёр- кассир»
4. « Мастер по цифровой обработке компьютеров»
5.» Тракторист- машинист сельско-хозяйственного производства»
.
Организация-разработчик: Борзинский филиал ГПОУ « Краснокаменский промышленно- технологический техникум».
Разработчик:
Бардина Татьяна Александровна, преподаватель дисциплины «Русский язык и литература» Борзинского филиала ГПОУ « Краснокаменский промышленно- технологический техникум «
Рассмотрены и одобрены на заседании МК «Общие гуманитарные дисциплины»
Протокол № 1 от « 31 » августа 2016 г.
«Согласовано»:
Заместитель директора по учебной работе _____________ М.А.Гурулёва
Методист_________ Говорова О.В
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ 5 | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 7 | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 8 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3 9 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4 10 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5 11 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6 12 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7 14 | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8 15 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9 16 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №10 17 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №11 18 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №12 19 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13 20 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №14 21 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №15 22 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №16 23 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №17 24 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №18 26 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №19 27 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №20 29 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №21 30 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №22 31 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №23 32 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №24 33 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №25 34 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №26 35 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №27 36 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №28 37 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №29 39 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №30 40 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №31 41 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №32 42 | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №33 43 | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №34 44 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №35 45 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №36 46 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №37 48 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №38 50 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №39 51 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №40 52 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №41 53 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №42 54 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №43 55 |
АННОТАЦИЯ
К основным видам учебных занятий наряду с другими (урок, лекция, семинар, контрольная, лабораторная работа, консультация, практика, курсовая работа) относится практическое занятие, которое направлено на формирование учебных и профессиональных практических умений.
Состав и содержание практического занятия определяется его ведущей дидактической целью.
Формирование практических умений:
- профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности);
- учебных (уметь различать практические задания, направленные на отработку стилистических, орфоэпических, морфологических, синтаксических и других норм русского языка и литературы, дающие возможность сформировать и закрепить умения и навыки.
Состав и содержание практических занятий направлены на реализацию государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов. Они должны охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина и вся подготовка специалиста.
В процессе практических занятий студенты выполняют различные задания, работы. Практические работы могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировок), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий, от студентов требуется самостоятельный подбор необходимого оснащения, выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы.
Работы, носящие поисковый характер, отличаются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
Содержание практических занятий является решением разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ пройденных произведений, решение ситуационных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), работа со справочниками, словарями, интернет- ресурсами.
На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем будут закрепляться в процессе выполнения курсовой работы, прохождения производственной (профессиональной) практики.
Тематика, содержание и количество часов, отводимое на практические занятия, зафиксированы в рабочей программе русского языка и литературы. Состав практических заданий планируется с таким расчетом, чтобы за отведенное время студенты смогли их выполнить качественно.
Методические указания по проведению практических занятий рассматриваются предметно-цикловыми комиссиями. В них должны быть раскрыты основные требования, определяющие:
- условия проведения практических занятий;
- состав и содержание материалов, необходимых преподавателю для проведения практических занятий;
- основные этапы практических занятий;
- структуру оформления практических занятий;
- оценку за выполнение заданий (пятибалльная система или зачет);
- формы отчетности.
При проведении практических занятий следует использовать различные формы организации работы студентов: фронтальную, групповую, индивидуальную. Каждая из них позволяет решать определенные дидактические задачи: разнообразить работу студентов, повышать ответственность каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ, повышать качество подготовки студентов.
Основными этапами практического занятия являются:
- проверка знаний студентов – их теоретической подготовленности к занятию;
- инструктаж, проводимый преподавателем;
- выполнение заданий, работ, упражнений, тестовых заданий;
- последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
Практическое занятие №1 ( 1 час)
Тема: «Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.
Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и по анализу методов языкового исследования».
На практическом занятии №1 студентам необходимо освоить приемы анализа эпического, драматического или лирического произведения в целом или его эпизода.
Примерный план анализа эпизода
(на примере эпического произведения).
- Место и роль эпизода в композиции произведения
- Тема эпизода
- Герои
- Связь с другими эпизодами
- Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:
- через обстоятельства,
- конфликт,
- описания,
- монолог,
- диалог,
- поступки и психологию героев.
- Манера повествования, стиль писателя.
- Ключевые слова
- Особенности языки
- Средства художественной выразительности
- Средства создания подтекста
- Образ автора, авторская позиция.
Критерии оценивания
«5» - при составлении плана произведения допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №2 (2 часа)
Тема: «Поэма «Медный всадник». «Поединок двух великанов».
На практическом занятии №2 студентам необходимо освоить приемы анализа произведения в целом или его эпизода, уметь выразительно читать, знать текст и его анализ.
Примерный план анализа эпизода
(на примере эпического произведения).
- Место и роль эпизода в композиции произведения
- Тема эпизода
- Герои
- Связь с другими эпизодами
- Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:
- через обстоятельства,
- конфликт,
- описания,
- монолог,
- диалог,
- поступки и психологию героев.
- Манера повествования, стиль писателя.
- Ключевые слова
- Особенности языки
- Средства художественной выразительности
- Средства создания подтекста
- Образ автора, авторская позиция.
Критерии оценивания
«5» - при составлении плана произведения допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №3 (2 часа)
Тема: «Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря».
Практическое занятие №3 проходит в виде защиты рефератов (подготовленные заранее) на темы (по выбору):
«Русский язык среди других языков мира», «Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия», «Языковой портрет современника», «Русское письмо и его эволюция», «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация».
Критерии оценивания
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №4 (2 часа)
Тема: «Поэма «Демон»
Практическое занятие №4 проходит в виде защиты заранее подготовленных исследований и сообщений на темы: «Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова», «М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников», «М.Ю. Лермонтов – художник», «Любовная лирика Лермонтова».Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М.Ю. Лермонтова (по выбору студентов).
Критерии оценивания
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите сообщения: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к сообщению и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём сообщения; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №5 (1 час)
Тема: «Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов;
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
Наблюдение над выразительными средствами фонетики».
На практическом занятии студенты выполняют упражнения:2а-1.3, 2б-ОИ-8;2в-ДИ-6,7,10,11
«5» - при ответе на вопросы допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №6 (1 час)
Тема:«Выбранные места из переписки с друзьями» (глава «Нужно любить Россию»).
В.Г. Белинский. «О русской повести и повестях Гоголя»».
На практическом занятии №6 студенты:
- Защищают презентации, подготовленные заранее: «Петербург в жизни и творчестве Н.В. Гоголя», «Н.В. Гоголь в воспоминаниях современников».
- Отвечают на вопросы и задания для анализа эпизода из повести Н.В. Гоголя «Портрет» (визит к Чарткову аристократической дамы):
- Перечитайте фрагмент из повести Н.В.Гоголя «Портрет», в котором рассказывается о визите к Чарткову аристократической дамы и работе художника над портретом её дочери. Можно ли назвать данный эпизод кульминационным в судьбе Чарткова? Был ли он важнее, чем приобретение им портрета и нахождение денег? Обоснуйте свой ответ.
- Какие события предшествуют данному эпизоду? Можно ли говорить о том, что Чартков готов к подобному повороту в своей карьере? Подтвердите свой ответ примерами из текста повести.
- Охарактеризуйте аристократическую даму, её отношение к искусству, её взгляды на мастерство художника, её отношение к его личности. Можно ли говорить о том, что её взгляды – выражение мнения света?
- Охарактеризуйте дочь аристократической дамы. Что заинтересовало в ней художника?
- Прочитайте, как Чартков начинает работать над портретом. Какие сильные и слабые стороны его как художника подчеркивает автор?
- Можно ли говорить о том, что, когда работу Чарткова с чувством превосходства прерывает заказчица, у него мелькает последнее сожаление об утраченной свободе? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
- Как вы думаете, сделан ли уже в этот момент выбор Чарткова? О чем думает художник, ожидая следующего визита? Подтвердите свой ответ текстом.
- Что становится окончательно ясно во время второго сеанса? Подтвердите свой ответ текстом.
- Найдите в тексте момент внутренней борьбы Чарткова.
- Почему Чартков не сопротивляется, когда аристократическая дама хочет увидеть в Психее свою дочь?
- Обозначьте композиционные элементы внутри этого эпизода: завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
- Сделайте вывод о том, какую роль этот эпизод играет в дальнейшем развитии сюжета
Критерии оценивания:
«5» - при ответе на вопросы допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №7 (2 часа)
Тема: «Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика».
На практическом занятии студенты выполняют задания: 2б-ОИ-1,2, ОИ-4
Критерии оценивания:
«5» - при ответе на вопросы допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №8 (1 час)
Тема: «Драма «Бесприданница». Социальные и нравственные проблемы в драме. Лариса и ее окружение. Художественные особенности драмы «Бесприданница». Основные сюжетные линии драмы. Тема «маленького человека» в драме «Бесприданница»».
Практическое занятие №8 проходит в форме защиты студентами презентаций на одну из заранее подготовленных тем: «Значение творчества А. Н. Островского в истории русского театра»; «Мир Островского на сцене и на экране», «Мир купечества у Гоголя и Островского».
Написание сообщений на одну из тем: «Экранизация произведений А.Н. Островского», «Крылатые выражения в произведениях А.Н. Островского и их роль в раскрытии характеров героев, идейного содержания».
Критерии оценивания
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите сообщений: обозначена проблема и обоснована её актуальность, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к сообщению и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты
Оценка 3 –тема освещена лишь частично; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №9 (2 часа)
Тема: « Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление».
На практическом занятии студенты выполняют следующие задания:2б-ОИ-1,2, ОИ-6; 2в-ДИ-8,10
Критерии оценивания:
«5» - при ответе на вопросы допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №10 (1 час)
Тема: «Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц – выведение алгоритма лексического анализа.
Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.
Лексический и фразеологический анализ слова. Подбор текстов с изучаемым языковым явлением».
Защита студентами заранее подготовленных сообщений на темы (по выбору):
«Антонимы и их роль в речи»
«Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи»
«Старославянизмы и их роль в развитии русского языка»
«Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке»
Создание презентации «В.И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка»
Критерии оценивания
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите сообщений: обозначена проблема и обоснована её актуальность, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к сообщению и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты
Оценка 3 –тема освещена лишь частично; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №11 (1 час)
Тема: «Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители. Сущность споров,конфликт «отцов» и «детей»».
Вопросы для практического занятия №11:
- В чем состояла суть спора между Базаровым и людьми «старого века»? По каким вопросам шла дискуссия?
- Павел Петрович с первых же минут знакомства испытывает к Базарову антипатию, которая выливается в спор (глава 6). Чем, на ваш взгляд, вызвана эта антипатия?
- Почему И.С.Тургенев назвал «схваткой» спор между Базаровым и Павлом Петровичем, изображенный в главе 10?
- Что движет участниками спора?
- Какова позиция Павла Петровича?
- Почему Базаров не спорит, соглашается с обвинением Павла Петровича? Чем обусловлено отношение Базарова к народу?
- Какова роль Аркадия в споре Павла Петровича и Базарова? Как он себя ведет во время «схватки»?
Критерии оценки:
«5» - Содержание ответов полностью соответствует теме, демонстрирует отличное знание текста литературного произведения и материалов, привлеченных для раскрытия этой темы (литературоведческих, критических, исторических, философских и т. д.).
«4» - Содержание ответов в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Лексический и грамматический стой речи достаточно разнообразен.
«3» - В ответах студентов допущены существенные отклонения от темы.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Встречается неправильное словоупотребление.
«2» - Ответы не соответствуют теме.
Практическое занятие №12 (2 часа)
Тема: «Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ».
На практическом занятии студенты выполняют следующие задания: 2б-ОИ-1,2,3; 2в-ДИ-1,5
Критерии оценивания:
«5» - при ответе на вопросы допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №13 ( 2 часа)
Тема: «Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов».
1.Блиц- опрос
1. Служебные части речи, которые служат для связи слов в предложении – это (союз)
2. Для чего служат частицы давай, пусть? (для образования повелительного наклонения глагола)
3. Если не пишется слитно, то это …? (приставка или часть корня, если без не не употребляется)
4. Какова функция частицы ни, если уже есть отрицание в предложении? (усиливает отрицание)
5. Частицы, которые внося различные оттенки в предложения, называются …? (смысловыми)
6. Частицы то и ка пишутся …? (через дефис)
7. Каков смысл предложения, если в нем 2 частицы не: не мочь + н.ф.гл.? (положительный)
8. Что образуют частицы самый, более? (сравнительную степень прилагательных и наречий)
9. Частица – это …? (служебная часть речи, которая служит для образования форм слов и вносит различные оттенки значения в предложение.
10. Чем отличаются они от самостоятельных частей речи?
11. Какие разряды частиц вы знаете? Приведите примеры
2.Работа по правописанию частиц.
Индивидуальная работа по карточкам двух учеников на доске.
1.Раскрыть скобки «Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи»
(Ни)чем (не) нарушаемая тишина, (не)повторимый запах весны, (не)приведена в порядок, (не)чего надеяться, (не)яркое пламя, чувствовал себя (не)уверенно, (не)ожиданно приехавшие, (не)заменят (ни)когда свободы, указал на (не)справедливость.
2. Правописание частиц бы и же, ли.
Что(бы) тебе подарить? Проверь что(бы) прогноз погоды был точным. Так(же), как и её родители, Варя всегда говорила правду. Прочитай то(же) стихотворение, с которым выступала вчера. Я так(же) с ним согласна. Можно(ли) написать сочинение в один вечер?
Критерии оценивания:
«5» - при ответе на вопросы допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №14 (1 час)
Тема: «Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы».
Вопросы и задания для анализа главы «Органчик» из романа М.Е.Салтыкова- Щедрина «История одного города»
- Прочитайте начало главы «Органчик» из романа «История одного города». Чем вызвано ликование глуповцев? На какие особенности их поведения обращает внимание М.Е.Салтыков- Щедрин?
- Почему автор рисует нарушение обычного порядка вещей? Можно ли этот эпизод считать кульминацией романа? Почему?
- При изображении градоначальника М.Е.Салтыков-Щедрин использует иронию, сарказм. Приведите примеры употребления этих приемов в главе «Органчик». Прокомментируйте их.
- Зачем писатель вводит в описание обычной жизни элементы неправдоподобного, фантастического?
- Почему органчик в голове градоначальника исполняет только две фразы? Определите объект сатиры в этой главе. Свои суждения мотивируйте примерами из текста.
- Расскажите, как градоначальник Органчик управлял городом. Какие события произошли в городе в этот период? Составьте план ответа.
- Определите авторскую позицию в главе «Органчик». Подтвердите свои суждения примерами из текста.
Критерии оценки:
«5» - Содержание ответов полностью соответствует теме, демонстрирует отличное знание текста литературного произведения и материалов, привлеченных для раскрытия этой темы (литературоведческих, критических, исторических, философских и т. д.).
«4» - Содержание ответов в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Лексический и грамматический стой речи достаточно разнообразен.
«3» - В ответах студентов допущены существенные отклонения от темы.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Встречается неправильное словоупотребление.
«2» - Ответы не соответствуют теме.
Практическое занятие №15 (1 час)
Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов».
На практическом занятии № 15, 1 человек у доски работает со словами, в которых пропущены орфограммы на последние изученные правила: обыграть, разгореться, соприкасаться, межигровой, угорает, касание, заря, заиграть, безымянный, растительность, загорать, зарница, предложение, слагать, сверхинтересный, разрослись.
ЗАДАНИЕ: графически обозначить орфограммы. 3 ученика с места задают 3 вопроса по правописанию слов.
На доске написаны слова на пройденные темы: заря ,присмотреться, прикасаться, прибираю, приходить, пригореть, росток ,вытирать, преломление, играться, хожу. Выберите и назовите из этих слов:
1.Слова,образованные приставочным способом.
2.Слово,в котором согласная корня изменится после приставки на согласную.
3.Слова, в которых безударную гласную корня можно проверить ударением.
4. Слова с чередующимися гласными..
5. Слова- исключения.
6.Однокоренные слова.
7. Слова, написание корня которых зависит от наличия суффикса.
8.Слова, основа которых равна корню.
Критерии оценивания:
«5» - при ответе на вопросы допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №16 (1 час)
Тема: «Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.
Анализ одноструктурных слов с морфемами омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов».
Практическое занятие №16 проходит в форме защиты сообщений по ранее подготовленным темам (по выбору):
«Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке».
«Исторические изменения в структуре слова».
Критерии оценивания
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите сообщений: обозначена проблема и обоснована её актуальность, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к сообщению и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты
Оценка 3 –тема освещена лишь частично; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №17 (2 часа)
Тема: «Петербург Достоевского. Споры вокруг романа и ее главного героя».
Вопросы и задания для анализа эпизода главы 4 части 4 из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (чтение Раскольниковым и Соней Евангелия).
- Найдите описание комнаты Сони в данном эпизоде романа. Как вы думаете, с какой целью Ф.М.Достоевский приводит такое подробное описание комнаты и какое значение имеет это описание для всего эпизода?
- Зачем Раскольников расспрашивает Соню о Катерине Ивановне, какие чувства он пытается вызвать в Соне и с какой целью?
- Прочитайте разговор между Соней и Раскольниковым о Боге, предшествующий чтению Евангелия. С какой целью Раскольников задает Соне вопросы о Боге? К какому выводу приходит он относительно Сони?
- Вспомните сцену убийства старухи- процентщицы и Лизаветы (Раскольников ударил старуху обухом топора, направив острие на себя, а Лизавету он зарубил острием, как бы «отведя» удар от себя). Как эта сцена связана с тем, что Евангелие дала Соне именно Лизавета? Почему Раскольников упоминает её имя в разговоре с Соней? Какую роль в судьбе Раскольникова играет Лизавета?
- Почему Раскольников просит Соню почитать притчу именно о воскресении Лазаря?
- Почему Соня считала, что «не смела как-то она ему читать»? Почему все-таки решила читать притчу; на что надеялась, о чем мечтала Соня, читая Раскольникову притчу о воскресении Лзаря?
- Почему Раскольников, по его собственным словам, «выбрал» именно Соню, чтобы все ей рассказать?
- В каком состоянии Раскольников уходит от Сони после чтения евангельской притчи? Прокомментируйте его мысли и чувства.
- Найдите в тексте романа то, как Ф.М.Достовский описывает чувства Сони после чтения притчи о воскресении Лазаря. Прокомментируйте это описание.
- Определите роль данного эпизода в идейно-философском содержании романа Ф.М.Достоевского №Преступление и наказание».
Критерии оценивания:
«5» - при ответе на вопросы допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Тема: «Глагол. Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи.
Практическое занятие №18 (2 часа)
На практическом занятии №18 студенты выполняют следующие упражнения:
2а-1.3, 2.3,2б-ОИ 3-ОИ 6,2в-ДИ-3,5,7
Критерии оценивания:
«5» - при ответе на вопросы допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №19 (2 часа)
Тема: «Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в представлении Толстого. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны». Контраст между природой и деяниями человека на земле. Утверждение духовного начала в человеке. Особенности поэтики Толстого. Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого.»
Сочинение. Темы на выбор: «Изображение войны в «Севастопольских рассказах» и в романе «Война и мир», «Наташа Ростова — любимая героиня Толстого», «Тема дома в романе «Война и мир», «Мой Толстой», «Мои любимые страницы романа «Война и мир».
Исследование и подготовка сообщения на тему:
«Краткий обзор творчества позднего периода: «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», «Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века».
Критерии оценивания:
«5»-Содержание работы полностью соответствует теме, демонстрирует отличное знание текста литературного произведения и материалов, привлеченных для раскрытия этой темы (литературоведческих, критических, исторических, философских и т. д.).Фактические ошибки отсутствуют.Содержание излагается последовательно.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
«4»-Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический стой речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством, достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
«3»-В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Обнаружены односторонность или неполнота в раскрытии темы, недостаточность цитатного материала и аргументации.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
«2»-Работа не соответствует теме. В работе заметно тяготение к пересказу, а не анализу.
Обнаруживается незнание литературного текста и критического материала.
Допущено много фактических неточностей текста.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильно словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Практическое занятие №20 (2 часа)
Тема: «Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии».
Вопросы и задания к практическому занятию:
1.Грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.
2.Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.
3.Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи».
Критерии оценки:
«5» - даны аргументированные ответы, логически построенные и подкреплённые примерами;
«4» - менее продуманные ответы;
«3» - нет цитатного материала и обобщений;
«2» - ответы не подготовлены.
Практическое занятие №21 (1 час)
Тема: «Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов».
Защита рефератов по заранее подготовленным темам (по выбору)
«Учение о частях речи в русской грамматике»,
«Грамматические нормы русского языка»,
«Лексико-грамматические разряды имён существительных (на материале произведений художественной.
Критерии оценивания
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №22 (2 часа)
Тема: «Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов.»
Вопросы и задания к практическому занятию:
1.Какое содержание вкладывал писатель в понятие «комедия»?
2.Что давало ему основание определить так жанр «Вишневого сада»?
3.Что является лейтмотивом пьесы?
4.Что говорят о вишневом саде персонажи текста?
5.Чем необычны персонажи комедии?
6.Какую роль, по вашему мнению, играют второстепенные персонажи (Епиходов, Шарлотта и др.) в создании социально- психологического «подтекста» пьесы?
7.Дайте развернутый ответ-характеристику «Старые владельцы сада».
Критерии оценивания:
«5» - при ответе на вопросы допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие № 23 (2 часа)
Тема: «Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим».
На практическом занятии № 23 студенты выполняют следующие упражнения: 2а-1.3, 2.3,2б-ОИ 3-ОИ 6,2в-ДИ-3,5,7
Критерии оценивания:
«5» - при ответе на вопросы допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №24
Тема: «Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста».
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.
На практическом занятии студенты выполняют следующие задания: 2а-1.3, 2.3,2б-ОИ 3-ОИ 6,2в-ДИ-3,5,7
Критерии оценивания:
«5» - при ответе на вопросы допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №25 (1 час)
Тема: «Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: замысел поэмы, жанр, композиция, сюжет; нравственная проблематика, авторская позиция; многообразие крестьянских типов; проблема счастья; сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н.А. Некрасова.»
Исследование и защита заранее подготовленных сообщений (на выбор студентов): «Некрасовский «Современник»», «Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников», «Новаторство Н.А. Некрасова в области поэтической формы («Неправильная поэзия»)», «Образы детей и произведения».
Критерии оценивания
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите сообщений: обозначена проблема и обоснована её актуальность, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к сообщению и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты
Оценка 3 –тема освещена лишь частично; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №26 (2 часа)
Тема: «Односоставное и неполное предложение.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи».
На практическом занятии студенты выполняют следующие упражнения: 2а-1.3, 2.3,2б-ОИ 3-ОИ 6,2в-ДИ-3,5,7
Критерии оценивания:
«5» - при ответе на вопросы допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие № 27 (2 часа)
Тема: «Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И. А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И. А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А.Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией. Рассказ «Чистый понедельник».
Подготовка и защита рефератов (на выбор студентов): «Женские образы в творчестве И. С. Тургенева и И.А.Бунина»; «Тема дворянских гнезд в творчестве А. П. Чехова и И.А. Бунина».
Критерии оценивания:
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №28 (1 час)
Тема: «Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. Куприна о любви».
Тест по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
- К какому жанру относится произведение Куприна «Гранатовый браслет»:
а) рассказ
б) повесть
в) поэма
г) роман
- Главную героиню повести зовут:
а) Анна Николаевна
б) Мария Николаевна
в) Вера Николаевна
г) Ольга Николаевна
- Кем был муж главной героини:
а) прокурор
б) комендант гауптвахты
в) предводитель дворянства
г) инженер на железной дороге
- Что больше всего любила главная героиня:
а) море
б) горы
в) лес
г) небо
- Что подарила сестра главной героине на день рождения:
а) табакерку
б) шкатулку
в) записную книжку
г) пудреницу
- Сколько камней гранатов окружали маленький зеленый камешек посередине браслета:
а) четыре
б) шесть
в) пять
г) восемь
7.Что мешало любить по – настоящему генералу Аносову:
а) молодость
б) кутежи
в) карты
г) война
- Каковы инициалы бедного влюбленного телеграфиста:
а) ППЖ
б) ННЖ
в) ГСЖ
г) ПЦЖ
- Сколько лет длилась переписка между главной героиней и бедным телеграфистом:
а) 5-6
б) 6-7
в) 7-8
г) 4-5
- Какая проблема не поднята в повести:
а) чести
б) истинной любви
в) самопожертвования ради любви
г) разрушающего влияния денег
- Чью композицию исполнила пианистка Женни Рейтер:
а) Россини
б) Баха
в) Бетховена
г) Шопена
Ответы:
1.б
2.в
3.в
4.в
5.в
6.в
7.а,б,в,г
8.в
9.в
10.г
11.в
Критерии оценки:
«5» - допущена 1 ошибка.
«4» - допущены 2 ошибки.
«3» - допущены 3 ошибки.
«2» - допущено более 3 ошибок.
Практическое занятие №29 (1 час)
Тема: «Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения».
На практическом занятии студенты выполняют следующие задания: 2а-1.3, 2.3,2б-ОИ 3-ОИ 6,2в-ДИ-3,5,7
Критерии оценки:
«5» - допущена 1 ошибка.
«4» - допущены 2 ошибки.
«3» - допущены 3 ошибки.
«2» - допущено более 3 ошибок.
Практическое занятие №30 (1 час)
Тема: «Публицистика М. Горького: «Несвоевременные мысли». Поэтика заглавия. Выражение неприятия М. Горьким революционной действительности 1917— 1918 годов как источник разногласий между М. Горьким и большевиками».
Исследование и подготовка сообщения: «История жизни Актера» (Бубнова, Пепла, Наташи или другого героя пьесы «На дне» — (по выбору студентов).
Критерии оценивания
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите сообщений: обозначена проблема и обоснована её актуальность, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к сообщению и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты
Оценка 3 –тема освещена лишь частично; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №31 (1 час)
Тема: «Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блока социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы».
Подготовка и защита реферата по выбору студента: «Тема любви в творчестве А.С.Пушкина и А.А.Блока», «Тема России в творчестве русских поэтов М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Блока», «Тема революции в творчестве А. Блока».
Критерии оценивания:
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №32 (1 час)
Тема: «Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Пьесы «Клоп», «Баня».
Исследование и подготовка реферата по выбору студента: «Музыка» революции в творчестве В. В. Маяковского»; «Новаторство поэзии Маяковского».
Критерии оценивания:
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №33 (1 час)
Тема: «Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно- песенная основа стихов».
Защита заранее подготовленного доклада (по выбору студентов): «Я б навеки пошел за тобой…», «Тема любви в творчестве С.А.Есенина», «Тема Родины в творчестве С.А.Есенина и А.А.Блока».
Критерии оценивания
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите доклада: обозначена проблема и обоснована её актуальность, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к докладу и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты
Оценка 3 –тема освещена лишь частично; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №34 (2 часа)
Тема: «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи».
На практическом занятии студенты выполняют следующие задания: 2а-1.3, 2.3,2б-ОИ 3-ОИ 6,2в-ДИ-3,5,7
Критерии оценивания:
«5» - при ответе на вопросы допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №35 (2 часа)
Тема: «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге».
На практическом занятии № 35 студенты выполняют следующие задания: 2а-1.3, 2.3,2б-ОИ 3-ОИ 6,2в-ДИ-3,5,7
Критерии оценивания:
«5» - при ответе на вопросы допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №36 (1 час)
Тема: «Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.
Анализ ошибок и недочетов в построении простого(сложного)предложения.
Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам».
Спишите сложные предложения. Определите, сколько в нём простых предложений и разделите их запятыми.
Расскажите по плану себе или кому-нибудь, как вы будете выполнять задание.
План действий
Пишу: Ириша вдруг остановилась лицо её покраснело и глаза налились слезами.
Ищу слова-действия (сказуемые): Ириша вдруг остановилась лицо её покраснело и глаза налились слезами.
Ищу названия предметов, которые выполняют эти действия (подлежащие):
остановилась – Ириша покраснело – лицо налились – глаза | Три основы, значит, три предложения |
Отделяю предложения запятыми: Ириша вдруг остановилась, лицо её покраснело, и глаза налились слезами.
Вариант I
Мороз-Воевода шагает по замёрзшей воде и в его косматой бороде играет яркое солнце.
Лето подходило к концу и на улицах зацвели самые красивые цветы.
Лишь только хозяйка ушла в дом курица слетела с колодца.
Павлик так неожиданно бросился на шею бабушке что она упустила из рук чашку.
Весь порошок так и посыпался на пол пилюли покатились в разные стороны.
Фронт совсем недалеко и в медсанбат везут раненых бойцов.
Один за другим люди вошли в дом и до нас донеслись их приглушённые голоса.
Машенька ничего не видела вокруг потому что её новая шляпка сдвинулась на самые глаза.
Лесник внёс в сторожку охапку дров и скоро из трубы повалил дым.
За воротами был большой двор а справа виднелась конюшня с лошадьми.
Играют волны ветер свищет и мачта гнётся и скрипит.
Вариант II
Под навесом перед избой послышались шаги дверь скрипнула и вошел хозяин.
Около полудня небо насупилось надвигалась темная туча и вскоре под веселые раскаты грома зашумел ливень.
Макар плакал слезы мерзли у него на ресницах и холод проникал до самого сердца.
Дни учения в лицее проходили быстро и приятно но когда наставала суббота Алёша с радостью ехал домой.
Луна сияла изредка поднимался ветерок и легкий шорох пробегал по всему саду.
Рот мальчика улыбался на щеках выступали весёлые ямочки а носик при этом нахально подпрыгивал.
Отсырела земля запотели листья кое-где стали раздаваться звуки голоса и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить над землею.
Две тяжелые слезы выкатились вдруг из глаз Герасима одна упала на крутой лобик собачки другая капнула в щи.
Закрутил жук головой заскрипела его жёсткая шея послышался тоненький-тоненький писк.
Внутри мельницы начинали грохотать шестерни шуршали жернова и белая мучная пыль тучами поднималась из щелей.
Критерии оценивания
«5» - при составлении схем предложений допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №37 (1 час)
Тема: «Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя».
Написание сочинения по роману на избранную тему: «Григорий Мелехов в поисках правды», «Женские образы на страницах романа».
Критерии оценки:
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме, демонстрирует отличное знание текста литературного произведения и материалов, привлеченных для раскрытия этой темы (литературоведческих, критических, исторических, философских и т. д.).
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический стой речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством, достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Обнаружены односторонность или неполнота в раскрытии темы, недостаточность цитатного материала и аргументации.
4. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
5. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
«2»
1. Работа не соответствует теме.
2. В работе заметно тяготение к пересказу, а не анализу.
3. Обнаруживается незнание литературного текста и критического материала.
4. Допущено много фактических неточностей текста.
5. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.
6. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильно словоупотребления.
7. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Практическое занятие №38 (1 час)
Тема: «Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой».
На практическом занятии студенты выполняют следующие задания: 2а-1.3,2.3;
2б-ОИ-8,9;ДИ-11,13
Критерии оценивания:
«5» - при ответе на вопросы допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №39 ( 2 часа)
Тема: «Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.»
На практическом занятии студенты выполняют следующие задания: 2а-1.3, 2.3,2б-ОИ 3-ОИ 6,2в-ДИ-3,5,7
Критерии оценивания:
«5» - при ответе на вопросы допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №40 (2 часа)
Тема: «Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
На практическом занятии студенты выполняют следующие упражнения: 2а-1.3, 2.3,2б-ОИ 3-ОИ 6,2в-ДИ-3,5,7
Критерии оценивания:
«5» - при выполнении задания допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок.
Практическое занятие № 41 (2 часа)
Тема : «Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления».
Задания на практическое занятие: 2а-1.3, 2.3,2б-ОИ 3-ОИ 6,2в-ДИ-3,5,7
Критерии оценивания:
«5» - при выполнении задания допущена 1 ошибка
«4» - допущены 2-3 ошибки
«3» - допущены 3-5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок.
Практическое занятие №42 (1 час)
Тема: «Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов».
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Развитие автобиографической прозы в творчестве К. Паустовского, И. Эренбурга» (автор по выбору); «Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.» (автор по выбору); «Городская проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.» (автор по выбору преподавателя); «Жанровое своеобразие произведений В. Шукшина «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал»: рассказ или новелла?»; «Философский смысл повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» в контексте традиций русской литературы».
Критерии оценивания:
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите доклада, сообщения, реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём выбранной работы; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема работы не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Практическое занятие №43 (1 час)
Тема: «Поэма «По праву памяти». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». А.Т.Твардовский – главный редактор журнала «Новый мир»».
Темы сочинений (по выбору студентов) для написания на практическом занятии №43:
- Судьба человека в поэме А.Т.Твардовского «По праву памяти»
- Тема войны в творчестве А.Т.Твардовского
- Анализ эпизода из поэмы «По праву памяти» А.Т.Твардовского.
Критерии оценки:
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме, демонстрирует отличное знание текста литературного произведения и материалов, привлеченных для раскрытия этой темы (литературоведческих, критических, исторических, философских и т. д.).
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический стой речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством, достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Обнаружены односторонность или неполнота в раскрытии темы, недостаточность цитатного материала и аргументации.
4. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
5. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
«2»
1. Работа не соответствует теме.
2. В работе заметно тяготение к пересказу, а не анализу.
3. Обнаруживается незнание литературного текста и критического материала.
4. Допущено много фактических неточностей текста.
5. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.
6. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильно словоупотребления.
7. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ОИ 1 | Литература: учебник для студентов учреждений СПО | Обернихина Г.А. | М. «Академия», 2013 |
ОИ 2 | Литература. Практикум: учеб.пособие для учреждений НПО и СПО | Обернихина Г.А. Антонова А.Г., Вальнова И.Л. | М. «Академия», 2013 |
ОИ 3 | Русский язык. Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. | Антонова Е.С., Воителева Т.М. | Москва, «Издательский центр «Академия», 2013. |
ОИ 4 | Русский язык: сборник упражнеий: Учебное пособие для нач. и сред. проф. образования. | Воителева Т.М. | Москва, «Издательский центр «Академия», 2013. |
ОИ 5 | Русский язык. 10-11 кл. | Бабайцева В.В. | Москва, «Дрофа», 2004. |
ОИ 6 | Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. | Блинов Г.И. | Москва, «Просвещение», 2002 |
Дополнительные источники:
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ДИ 1 | Литература 10 кл. ч.1,2 | Лебедев Ю.В. | М. «Просвещение», 2006 |
ДИ 2 | Русская литература 20 в. 11 кл., ч. 1,2 | под ред. В.П. Журавлева | М. «Просвещение», 2002 |
ДИ 3 | Русская литература 19 века, 10 кл., ч. 1, 2 | под ред. Ионина Г.Н. | М. «Мнемозина», 2007 |
ДИ 4 | Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. | Горбачевич К.С. | СПб., 2000 |
ДИ 5 | Словарь трудностей современного русского языка | Горбачевич К.С. | СПб, «Норинт», 2003 |
ДИ 6 | Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. учрежд. | Горшков А.И. | Москва, «Просвещение», 2005 |
ДИ 7 | Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. | Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. | Москва, «Наука», 2001 |
Интернет-ресурсы:
www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста.
www.krugosvet.ru – универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет».
www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://spravka.gramota.ru – Справочная служба русского языка.
http://eor.it.ru/eor/-учебный портал по использованию ЭОР
http://www.ruscorpora.ru/–Национальный корпус русского языка –информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
http://russkiyjazik.ru/–Энциклопедия «Языкознание»
http://etymolog.ruslang.ru/–Этимология и история русского языка
http://rus.1september.ru/–Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
www.uchportal.ru/–Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе
www.Ucheba.com/–Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ
Методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ...
Методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению лабораторно-практических работ по профессиональному модулю ПМ03 «УСТРАНЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АВАРИЙ И НЕПОЛАДОК ЭЛ...
Методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ ЕН. 02 Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности
Лабораторно-практические работы в курсе дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» составляют главную часть обучения и обеспечиваю...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению лабораторно-практических работ по профессиональному модулю ПМ.01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организа
ПМ.01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ АУДИТОРНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОУД.03 «Иностранный язык» (раздел «Грамматика»)
Методические рекомендации по выполнению аудиторных практических работ по дисциплине «Иностранный язык» предназначены для студентов I-II курсов очной формы обучения ...
5. Методические рекомендации по выполнению аудиторных практических работ ОУД.03 «Иностранный язык» (раздел «Грамматика») для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена
Методические рекомендации по выполнению аудиторных практических работ по дисциплине «Иностранный язык» предназначены для студентов I-II курсов очной формы обучения ...
Методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ по бухгалтерскому учету
СОДЕРЖАНИЕ1.ВВЕДЕНИЕ 2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 3.УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И ОБОРУДОВАНИЕ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ...