Доклад Формирование ОК ПК во время ВКР
материал на тему
Компетенции, формируемые в процессе выполнения вкр
В настоящее время происходят кардинальные преобразования всей системы образования России. Отметим, что внедрение инновационных компонентов в нормативную составляющую образования, — лишь незначительная часть дела, куда большие усилия необходимы для реализации идей на практике. Все меры по реформированию профессионального образования обусловливают необходимость научно-методического обеспечения, требует пересмотра устоявшихся (традиционных) подходов, поиска новых принципов проектирования содержания образования, новых образовательных технологий.
Наиболее значительной содержательной сложностью, с которой сталкивается профессиональное образование в России, обладает компетентностный подход. Достаточно прозрачный в своих основных идеях, в практике компетентностный подход обретает мультивариативность, что предполагает множественность сценариев его реализации в зависимости от субъектов, вовлеченных в профессионально-образовательный процесс, уровня образования, региональных потребностей, направления подготовки, специализации и т. д.
Идеология компетентностного подхода, озвучиваемая в нормативных документах, научных публикациях и дискуссиях предполагает формирование компетенций как практически направленного результата образования, отражающегося в способности успешно справляться с определенным кругом профессиональных задач. Профессиональная подготовка в таком ключе должна стать комплексом квазипрофессиональных действий и видов деятельности, осуществляемых учащимся, т. е. приближать учебнопрофессиональную деятельность к профессиональной. В таком подходе легко заметить достоинства, но необходимо отметить недостатки, как методологического характера, так и практической реализации в условиях профессионально образовательного процесса.
Однако, по нашему мнению, ключевым вопросом остается такое понимание компетенций, которое не составит из них субъекта, а «впишет» их в субъекта. Таким образом, профессиональнообразовательный процесс предстает как процесс погружения субъекта в профессионально-ориентированные ситуации при выполнении целенаправленной учебно-профессиональной и квазипрофессиональной деятельности, в ходе которого качественно и количественно преобразуется социально- профессиональный опыт, позволяя оценивать, прогнозировать ситуации и выбирать конкретно-практические действия, приводящие к их успешному завершению, т. е. проявлять конкретные профессиональные компетенции [1].
В чем заключаются особенности оценивания сформированности компетенций в профшколе?
По мнению некоторых ученых, изменения в системе оценивания учебных результатов – главное отличие компетентностного подхода от традиционного некомпетентностного.
В чем сущность этого отличия?
1. Объект оценивания.
В условиях традиционного подхода оцениваются предметные знания и умения, которые являются самодостаточными объектами оценивания.
Компетентностный подход требует оценивания более сложных, «не видимых глазу» результатов-компетенций. Причем знания и умения выступают при этом как показатели компетенций: «смог» или «не смог» студент решить поставленную перед ним задачу.
2. Субъект оценивания.
В традиционном случае субъектом оценивания выступает преподаватель или мастер производственного обучения. В условиях компетентностного подхода субъектом выступает сам учащийся.
Способность человека к самооценке в определенной области – это необходимое условие и признак компетентности в данной области.
Студент, не способный оценить свои знания и умения в той или иной области либо оценивающий их необъективно (завышающий или занижающий оценку), не может считаться компетентным в данной области. Поэтому перед учебным заведением стоит задача: обучить учащихся навыкам коллективной и индивидуальной оценке.
3. Критерии оценивания.
Традиционное оценивание строится на основе одного из двух подходов: субъективной оценки преподавателем качества ответа или выполненной работы студента либо механической количественной процедуры (например, тесты ЕГЭ), где оценка определяется через количество допущенных ошибок.
В условиях компетентностного подхода эти варианты не годятся. Необходим набор объективных и качественных критериев.
Критерии – это объективные показатели выраженности оцениваемого параметра: знаний, умений, компетенций, которые выделяются путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.
Таким образом, оценка при модульном обучении, основанном на компетенциях, предполагает индивидуальный подход к оцениванию подготовленности обучающегося по критериям соответствия задаче модуля и освоенным компетенциям.
Каковы же признаки качественной оценки компетенций?
Во-первых, это обоснованность. Всем лицам, проводящим оценку, необходимо руководствоваться одинаковыми критериями и оценивать только ту деятельность или компетентность, которая является целью обучения.
Во-вторых, доступность и достоверность. Необходимо создать студентам одинаковые условия для оценки (доступ к информационным источникам). Оценивающий должен убедиться, что результат достигнут именно конкретным студентом, который умеет использовать свои знания в определенной ситуации трудовой деятельности.
В-третьих, применимость, когда методы оценки соответствуют имеющимся ресурсам.
В-четвертых, гибкость – оценка проводится тогда, когда учащийся готов продемонстрировать освоенные компетенции.
При выполнении этих условий оценка становится фактором мотивации и поощрения обучающихся за достигнутые результаты.
Каковы методы оценки, используемые при модульном обучении, основанном на компетенциях?
К данным методам и способам оценки относятся:
- задания;
- экзамен (беседа, собеседование, тестирование, интервью);
- сбор образцов деятельности обучающихся, демонстрирующих освоение ими требуемых компетенций;
- портфолио практического обучения учащегося;
- журналы/дневники обучающихся;
- индивидуальные и групповые проекты;
- практические задания по демонстрации умений и т. д. [2]
Остановимся более подробно на некоторых из них.
Задание: это упражнение, которое необходимо выполнить по заданным параметрам.
В ПМ.02 разработаны задания для каждой практической работы. По основным практическим работам разработаны методические указания. Каждое задание содержит условие или описание и время, отводимое на выполнение задания.
Экзамен: средство оценки способности обучающегося воспроизводить и применять умения, знания и понимание в ситуации ограниченного времени и четко заданных условиях. Для МДК.02.01 и МДК.02.02 разработаны КОСы, в состав которых входят как тесты, так и практические задания.
Квалификационный экзамен по ПМ.02 проводится в виде защиты курсового проекта.
По учебной практике ПМ.02 разработаны рабочая программа, индивидуальные задания, студенты оформляют отчет и защищают его.
Портфолио практического обучения учащегося.Ценность портфолио практического обучения отражается на уровне достижений учащимися и в динамике становления умений, в выявлении сильных и слабых сторон учащегося, в возрастании уровня сложности осваиваемых операций, технологических циклов, трудовых процессов, в спектре планируемых и выполненных упражнений и работ.
Работа выполняется самими учащимися в форме ведения Дневника по практике, в котором описывают свой личный опыт обучения. Она формирует необходимые для выпускника качества и умения: самоконтроль, самооценку, рефлексию профессиональной деятельности, критичность мышления, ответственность.
Программой предусмотрено выполнение курсового и дипломного проектов: вид самостоятельной творческой работы студента (может быть индивидуальный или групповой, согласно заданию). В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого студента как индивида и как члена проектной группы.
Проекты выполняются по заданию преподавателя. В задании указывается время выполнения работы. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – поиск способов разрешения проблемы – решение.
Для не успевающих или пропустивших занятия студентов проводились дополнительные консультации по всем выше перечисленным методам.
Практика показывает, что использование в учебной деятельности перечисленных методов и способов оценки повышает эффективность обучения, которое осуществляется более осознанно.
Таким образом в 2014 – 2015 учебном году с целью формирования ОК и ПК по ПМ.02 «Организация и выполнение работ по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления» МДК 02.01 «Реализация технологических процессов монтажа систем газораспределения и газопотребления», МДК 02.02 «Контроль соответствия качества монтажа систем газораспределения и газопотребления требованиям нормативной и технической документации» специальности 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» были разработаны: КТП, контрольные тесты по темам, КОСы, рабочая программа учебной практики, методические указания для выполнения практических работ, графики курсового и дипломного проектирования, темы проектов, методические указания к выполнению курсового и дипломного проектирования, проведены открытые защиты проектов.
При выполнении выпускной квалификационной работы студенты должны продемонстрировать свои знания, умения и навыки в области сформированных общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных государственным образовательным стандартом – самостоятельно решать на современном уровне задачи административного менеджмента в профессиональной деятельности, грамотно применять понятийный аппарат и специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. Реализация компетентностного подхода к обучению студентов по направлению «Менеджмент» профиль «Международный менеджмент» предполагает формирование на этапе выполнения ВКР системы компетенций (табл.1).
Таблица 1
Компетенции, формируемые у студента при выполнении и защите ВКР
Код | Содержание компетенции | Студенты должны | |||
знать | уметь | владеть | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Общекультурные компетенции | |||||
ОК-5 | Владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и пути ее достижения | основные макроэкономические показатели и принципы их расчета | применять методы и средств познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности, использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации) | навыками целостного подхода к анализу проблем общества | |
ОК-6 | Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | основы публичной речи, виды речевых произведений | понимать иноязычную речь в сфере бытовой и профессиональной коммуникации, оперировать понятиями - материального и идеального, пространство и время, движение и развитие | навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке, основами публичной речи, основными стилями | |
Продолжение табл. 1 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Профессиональные компетенции | |||||
ПК-1 | Знание основных этапов эволюции управленческой мысли | основные этапы развития менеджмента как науки и профессии | объяснять проблемы в терминологии, анализировать социально-экономическую деятельность организации | навыками анализа положений, определяющих развитие организации в России | |
ПК-48 | Умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею | критерии оценки необходимости проведения специальных исследований для принятия управленческих решений | определять конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках | умением формулировать новые бизнес-идеи | |
ПК-49 | Способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) | методику составления бизнес-плана | оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерять их с ценами, по которым будут продаваться товары, определить потенциальную прибыль проекта | способностью просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана | |
ПК-50 | Способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности | методы сегментации, позиционирования, принятия решений по товару, ценообразованию, продвижению, методы прогнозирования, спроса и оценки рынка | выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей | навыками анализа материального и финансового положения фирмы и определения соответствия материальных и финансовых ресурсов достижения намеченных целей | |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formirovanie_ok_pk_vo_vremya_vkr.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетенции, формируемые в процессе выполнения вкр
В настоящее время происходят кардинальные преобразования всей системы образования России. Отметим, что внедрение инновационных компонентов в нормативную составляющую образования, — лишь незначительная часть дела, куда большие усилия необходимы для реализации идей на практике. Все меры по реформированию профессионального образования обусловливают необходимость научно-методического обеспечения, требует пересмотра устоявшихся (традиционных) подходов, поиска новых принципов проектирования содержания образования, новых образовательных технологий.
Наиболее значительной содержательной сложностью, с которой сталкивается профессиональное образование в России, обладает компетентностный подход. Достаточно прозрачный в своих основных идеях, в практике компетентностный подход обретает мультивариативность, что предполагает множественность сценариев его реализации в зависимости от субъектов, вовлеченных в профессионально-образовательный процесс, уровня образования, региональных потребностей, направления подготовки, специализации и т. д.
Идеология компетентностного подхода, озвучиваемая в нормативных документах, научных публикациях и дискуссиях предполагает формирование компетенций как практически направленного результата образования, отражающегося в способности успешно справляться с определенным кругом профессиональных задач. Профессиональная подготовка в таком ключе должна стать комплексом квазипрофессиональных действий и видов деятельности, осуществляемых учащимся, т. е. приближать учебнопрофессиональную деятельность к профессиональной. В таком подходе легко заметить достоинства, но необходимо отметить недостатки, как методологического характера, так и практической реализации в условиях профессионально образовательного процесса.
Однако, по нашему мнению, ключевым вопросом остается такое понимание компетенций, которое не составит из них субъекта, а «впишет» их в субъекта. Таким образом, профессиональнообразовательный процесс предстает как процесс погружения субъекта в профессионально-ориентированные ситуации при выполнении целенаправленной учебно-профессиональной и квазипрофессиональной деятельности, в ходе которого качественно и количественно преобразуется социально- профессиональный опыт, позволяя оценивать, прогнозировать ситуации и выбирать конкретно-практические действия, приводящие к их успешному завершению, т. е. проявлять конкретные профессиональные компетенции [1].
В чем заключаются особенности оценивания сформированности компетенций в профшколе?
По мнению некоторых ученых, изменения в системе оценивания учебных результатов – главное отличие компетентностного подхода от традиционного некомпетентностного.
В чем сущность этого отличия?
1. Объект оценивания.
В условиях традиционного подхода оцениваются предметные знания и умения, которые являются самодостаточными объектами оценивания.
Компетентностный подход требует оценивания более сложных, «не видимых глазу» результатов-компетенций. Причем знания и умения выступают при этом как показатели компетенций: «смог» или «не смог» студент решить поставленную перед ним задачу.
2. Субъект оценивания.
В традиционном случае субъектом оценивания выступает преподаватель или мастер производственного обучения. В условиях компетентностного подхода субъектом выступает сам учащийся.
Способность человека к самооценке в определенной области – это необходимое условие и признак компетентности в данной области.
Студент, не способный оценить свои знания и умения в той или иной области либо оценивающий их необъективно (завышающий или занижающий оценку), не может считаться компетентным в данной области. Поэтому перед учебным заведением стоит задача: обучить учащихся навыкам коллективной и индивидуальной оценке.
3. Критерии оценивания.
Традиционное оценивание строится на основе одного из двух подходов: субъективной оценки преподавателем качества ответа или выполненной работы студента либо механической количественной процедуры (например, тесты ЕГЭ), где оценка определяется через количество допущенных ошибок.
В условиях компетентностного подхода эти варианты не годятся. Необходим набор объективных и качественных критериев.
Критерии – это объективные показатели выраженности оцениваемого параметра: знаний, умений, компетенций, которые выделяются путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.
Таким образом, оценка при модульном обучении, основанном на компетенциях, предполагает индивидуальный подход к оцениванию подготовленности обучающегося по критериям соответствия задаче модуля и освоенным компетенциям.
Каковы же признаки качественной оценки компетенций?
Во-первых, это обоснованность. Всем лицам, проводящим оценку, необходимо руководствоваться одинаковыми критериями и оценивать только ту деятельность или компетентность, которая является целью обучения.
Во-вторых, доступность и достоверность. Необходимо создать студентам одинаковые условия для оценки (доступ к информационным источникам). Оценивающий должен убедиться, что результат достигнут именно конкретным студентом, который умеет использовать свои знания в определенной ситуации трудовой деятельности.
В-третьих, применимость, когда методы оценки соответствуют имеющимся ресурсам.
В-четвертых, гибкость – оценка проводится тогда, когда учащийся готов продемонстрировать освоенные компетенции.
При выполнении этих условий оценка становится фактором мотивации и поощрения обучающихся за достигнутые результаты.
Каковы методы оценки, используемые при модульном обучении, основанном на компетенциях?
К данным методам и способам оценки относятся:
- задания;
- экзамен (беседа, собеседование, тестирование, интервью);
- сбор образцов деятельности обучающихся, демонстрирующих освоение ими требуемых компетенций;
- портфолио практического обучения учащегося;
- журналы/дневники обучающихся;
- индивидуальные и групповые проекты;
- практические задания по демонстрации умений и т. д. [2]
Остановимся более подробно на некоторых из них.
Задание: это упражнение, которое необходимо выполнить по заданным параметрам.
В ПМ.02 разработаны задания для каждой практической работы. По основным практическим работам разработаны методические указания. Каждое задание содержит условие или описание и время, отводимое на выполнение задания.
Экзамен: средство оценки способности обучающегося воспроизводить и применять умения, знания и понимание в ситуации ограниченного времени и четко заданных условиях. Для МДК.02.01 и МДК.02.02 разработаны КОСы, в состав которых входят как тесты, так и практические задания.
Квалификационный экзамен по ПМ.02 проводится в виде защиты курсового проекта.
По учебной практике ПМ.02 разработаны рабочая программа, индивидуальные задания, студенты оформляют отчет и защищают его.
Портфолио практического обучения учащегося.Ценность портфолио практического обучения отражается на уровне достижений учащимися и в динамике становления умений, в выявлении сильных и слабых сторон учащегося, в возрастании уровня сложности осваиваемых операций, технологических циклов, трудовых процессов, в спектре планируемых и выполненных упражнений и работ.
Работа выполняется самими учащимися в форме ведения Дневника по практике, в котором описывают свой личный опыт обучения. Она формирует необходимые для выпускника качества и умения: самоконтроль, самооценку, рефлексию профессиональной деятельности, критичность мышления, ответственность.
Программой предусмотрено выполнение курсового и дипломного проектов: вид самостоятельной творческой работы студента (может быть индивидуальный или групповой, согласно заданию). В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого студента как индивида и как члена проектной группы.
Проекты выполняются по заданию преподавателя. В задании указывается время выполнения работы. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – поиск способов разрешения проблемы – решение.
Для не успевающих или пропустивших занятия студентов проводились дополнительные консультации по всем выше перечисленным методам.
Практика показывает, что использование в учебной деятельности перечисленных методов и способов оценки повышает эффективность обучения, которое осуществляется более осознанно.
Таким образом в 2014 – 2015 учебном году с целью формирования ОК и ПК по ПМ.02 «Организация и выполнение работ по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления» МДК 02.01 «Реализация технологических процессов монтажа систем газораспределения и газопотребления», МДК 02.02 «Контроль соответствия качества монтажа систем газораспределения и газопотребления требованиям нормативной и технической документации» специальности 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» были разработаны: КТП, контрольные тесты по темам, КОСы, рабочая программа учебной практики, методические указания для выполнения практических работ, графики курсового и дипломного проектирования, темы проектов, методические указания к выполнению курсового и дипломного проектирования, проведены открытые защиты проектов.
При выполнении выпускной квалификационной работы студенты должны продемонстрировать свои знания, умения и навыки в области сформированных общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных государственным образовательным стандартом – самостоятельно решать на современном уровне задачи административного менеджмента в профессиональной деятельности, грамотно применять понятийный аппарат и специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. Реализация компетентностного подхода к обучению студентов по направлению «Менеджмент» профиль «Международный менеджмент» предполагает формирование на этапе выполнения ВКР системы компетенций (табл.1).
Таблица 1
Компетенции, формируемые у студента при выполнении и защите ВКР
Код | Содержание компетенции | Студенты должны | |||
знать | уметь | владеть | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Общекультурные компетенции | |||||
ОК-5 | Владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и пути ее достижения | основные макроэкономические показатели и принципы их расчета | применять методы и средств познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности, использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации) | навыками целостного подхода к анализу проблем общества | |
ОК-6 | Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | основы публичной речи, виды речевых произведений | понимать иноязычную речь в сфере бытовой и профессиональной коммуникации, оперировать понятиями - материального и идеального, пространство и время, движение и развитие | навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке, основами публичной речи, основными стилями | |
Продолжение табл. 1 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Профессиональные компетенции | |||||
ПК-1 | Знание основных этапов эволюции управленческой мысли | основные этапы развития менеджмента как науки и профессии | объяснять проблемы в терминологии, анализировать социально-экономическую деятельность организации | навыками анализа положений, определяющих развитие организации в России | |
ПК-48 | Умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею | критерии оценки необходимости проведения специальных исследований для принятия управленческих решений | определять конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках | умением формулировать новые бизнес-идеи | |
ПК-49 | Способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) | методику составления бизнес-плана | оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерять их с ценами, по которым будут продаваться товары, определить потенциальную прибыль проекта | способностью просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана | |
ПК-50 | Способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности | методы сегментации, позиционирования, принятия решений по товару, ценообразованию, продвижению, методы прогнозирования, спроса и оценки рынка | выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей | навыками анализа материального и финансового положения фирмы и определения соответствия материальных и финансовых ресурсов достижения намеченных целей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование умений и навыков на занятиях производственного обучения по профессии электрогазосварщик."
доклад на педагогические чтения...
Доклад "Формирование исследовательских компетенций у студентов кафедры экономики и бухгалтерского учета Якутского торгово-экономического колледжа потребительской кооперации"
Цель исследования - обобщить опыт формирования исследовательских компетенций у студентов кафедры экономики и бухгалтерского учета.Исследовательская компетенция - это такая совокупность знаний, исследо...
Доклад: "Формирование УУД на уроках химии"
создание методического инструментария, который бы позволил формировать УУД на уровне предмета химии в 8 классе и соответствовал требованиям ФГОС;реализация уровневой дифференциации; формиро...
Доклад "Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника"
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить потребность в здоровом образе жизни....
Доклад "Формирование профессионального творческого мышления на уроках производственного обучения"
....
Презентация к докладу:"Формирование базовых национальных ценностей через музейную деятельность (из опыта работы)"
Музей - мощный фактор реализации приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основой которых является формирование базовых национальных ценностей как стержня ...
Доклад "Формирование интереса к чтению у младших школьников"
Доклад можно использовать при аттестации, на РМО библиотекарей....