«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
учебно-методический материал по теме
Методы и приемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razinoy_e.a._doshkolnyy_vozrast.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
Воспитатель МБДОУ детский сад №99
Разина Елена Александровна
Дошкольный возраст - это возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитие речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Для успешного обогащения и активизации словаря должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать и сочинять несложные произведения, определять свое отношение к героям – все эти качества и умения начинают формироваться и совершенствоваться в дошкольном возрасте.
Методические приемы, облегчающие восприятие читаемого.
Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, речь воспитателя должна быть выразительной, понятной, эмоционально окрашенной с использованием дополнительных художественных приемов, развивающих у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Для этого в своей работе я соблюдаю следующие этапы:
1. Повторное чтение всего текста.
2. Повторное чтение и проговаривание отдельных частей текста.
Чтение художественных произведений сопровождается:
- Игровыми действиями детей (имитация, импровизация, драматизация)
- Предметной наглядностью:
- рассматриванием игрушек, муляжей
-рассматриванием иллюстраций, схем-моделей, карточек
-привлечением внимания слушателей к реальным объектам
3. Словесной помощью:
- сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения
- постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте? «Какой финал был бы в произведении, если бы ты был автором?» и т.д.)
- подсказыванием при ответах детей слов- эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа ( храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный и т.д.)
4. Закрепление прочитанного текста через разные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, сенсорика и пр.)
Для ознакомления детей с художественной литературой
использую следующие игры и упражнения:
- Дидактическая игра «Играем в сказку». Уметь рассказывать в последовательности сказку по картинкам, располагать картинки в соответствии с последовательностью и сюжетом произведения.
- Дидактическая игра « Сундук со сказками». Выявить знания детей о жанровых особенностях фольклорных произведений по картинкам. Уметь строить описательный рассказ о выбранном герое из прочитанного произведения.
- Видео-салон «Угадай, что за сказка». На слайдах герои сказок, дети узнают, называют и рассказывают отрывок из этого произведения.
- «Угадки-Загадки» -ознакомление через схемы – модели с жанром загадка. Формировать у детей умение отгадывать загадки по схеме. Воспитывать интерес к словесным, интеллектуально-познавательными играм.
- «Сказочная половинка». Уметь составлять сказочную пару, соединяя героев сказки и предметы друг с другом.
- «По страницам творчества детских авторов»- книга, составленная совместно с воспитанниками (портрет писателя, краткая биография, зарисовки героев произведения, иллюстрации из произведений, кроссворды, ребусы, паззлы, раскраски). Формировать у детей знания о творчестве авторов в соответствии программе и возрасту воспитанников.
- «Книга жанров»- иллюстрированная книга для детей, изготовленная совместно с родителями воспитанников для изучения разных литературных жанров.
Для закрепления навыков работы с художественной литературой привлекаю к сотрудничеству родителей воспитанников:
- Провожу анкетирование « Компетентность родителей по вопросу актуальности литературного чтения»
- Провожу консультации на тему «Книга в жизни дошкольника», « Если хочешь много знать книгу нужно прочитать», «Интерес к книге через собственный пример», « Читаем ребенку …»
- Размещаю в информационном уголке для родителей, на сайте МБДОУ детский сад №99 памятки « Этапы ознакомления с книгой», « Этапы ознакомления с произведением», «Читаем дома»; брошюрки, рекомендации о значении чтения книг для дошкольников, списком авторов и произведений.
- Создание семейной библиотеки в группе для обмена прочитанными книгами между детьми.
- Привлекаю родителей для обогащения развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе (атрибуты, ширмы для театров, картинки, наглядный материал, иллюстрации, декорации, игры и пособия)
- Совместно с родителями организую периодический выход с детьми в районную библиотеку им. Ленинского Комсомола
Таким образом:
В дошкольном возрасте художественная литература знакомит с богатством, многообразием и силой русского языка, расширяет словарный запас дошкольника, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи, помогает владеть речевыми формулами, воздействует на личность ребенка, его эмоциональные качества, расширяет знания ребенка об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа по дисциплине дошкольное образование " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста процессе музыкальной деятельности"
Представляю дипломную работу по дисциплине дошкольное образование на тему " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В это йработе упом...
ВКР: Художественная литература как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста
В ВКР раскрыто содержание опытно – экспериментальной работы по обогащению словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе использования художест...
Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".
Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....
ВКР: Художественная литература как средство формирования образной речи детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальное обучение по теме выпускной квалификационной работы "Художественная литература как средство формирования образной речи детей старшего дошколь...
Методы обогащения и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста
Методы организаци занятий с детьми для обогащения и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста...
Формы работы по активизации и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста
Формы организации занятий по активизации и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста...
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
выявление эффективности использования игр и игровых упражнений в формировании словаря у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....