Обобщение опыта работы.
статья на тему
Представлен опыт работы мастера производственного обучения по теме:«Формирование профессиональной мотивации как способа повышения учебной мотивации обучающихся».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 38.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Шитова Надежда Вячеславовна
Департамент образования администрации Владимирской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Владимирской области
«Владимирский экономико – технологический колледж»
Описание педагогического опыта мастера производственного обучения
Шитовой Надежды Вячеславовны
Содержание:
- Наименование опыта……………………………………………………….2
- Сведения об авторе………………………………………………………...3
- Актуальность опыта………………………………………………………..5
- Ведущая педагогическая деятельность…………………………………...6
- Теоретическая база опыта……………………………………...………...10
- Новизна опыта…………………………………………………………….12
- Технология опыта…………………………………………………………15
- Результативность опыта………………………………………………….16
- Адресная направленность………………………………………………...17
1.Наименование опыта.
«Формирование профессиональной мотивации как способа повышения учебной мотивации обучающихся».
2.Сведения об авторе.
Образование:
1.) Владимирский государственный педагогический институт им.П.И.Лебедева–Полянского, 1980г.
2.) Учебно–производственный комбинат управления бытового обслуживания населения г. Владимира, 1991г.
Специальность по диплому:
1.) Учитель физического воспитания.
2.) Парикмахер – модельер.
Место работы: «Владимирский экономико-технологический колледж»
Должность: мастер производственного обучения
Педагогический стаж: 35 лет
Стаж работы в занимаемой должности: 23 года
Квалификация: высшая категория
Награды: Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, 2004г., «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации» 2010г.
3.Актуальность опыта.
Проблема подготовки квалифицированного, свободно владеющего профессией, готового к постоянному профессиональному росту, конкурентоспособного специалиста является особенно актуальной на современном этапе развития общества.
Уровень профессиональной компетентности обучающихся обусловлен многими причинами: и качеством теоретического и производственного обучения, и степенью мотивированности обучения, и особенностями материально – технической базы.
В настоящее время существуют множество проблем, порожденных изменениями, происходящими в образе жизни российского общества в целом и, обучающихся, как большой социальной группы, в частности. В последнее десятилетия изменения социально-экономических условий, как то демографический спад, популярность и доступность высшего образования повлекли за собой сокращение числа обучающихся в системе среднего профессионального образования. Не осознавая значимости профессионального выбора, приходят учащиеся, имеющие низкий уровень обученности, и как следствие это - с низкой мотивацией обучения.
В условиях современного производства необходим квалифицированный, свободно владеющий профессией, готовый к постоянному профессиональному росту, конкурентоспособный специалист.
В профессиональном образовании чрезвычайно актуальны проблемы профессиональной мотивации, или другими словами, система мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии. Одним из основных условий повышения качества профессиональной подготовки является учет социально-психологических факторов, в особенности мотивационных и смыслообразующих, которые во многом определяют процесс формирования личности специалиста.
Каждый педагог хочет, чтобы его обучающиеся хорошо учились, с интересом и желанием занимались. Но часто приходится констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у обучающегося не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к обучению. Для того, чтобы обучающиеся по – настоящему включились в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им и нашли отклик и опорную точку в его переживании.
К нам приходят выпускники общеобразовательных школ, которые не поступили в колледжи, которые не проходили тестированиена профпригодность именно к профессии парикмахер, у которых не сформировано профессиональное самоопределение. А задача мастера-преподавателя – показать значимость, красоту, перспективность этой профессии, научить и подготовить конкурентоспособного профессионала своего дела. Трудно? Безусловно, но вполне выполнимо.
4. Ведущая педагогическая идея.
Чтобы деятельность обучающихся была полноценной и приводила к действительному усвоению содержания, к выработке умений, навыков, способов деятельности, у обучающихся должна быть сформирована внутренняя цель деятельности. Мотивация деятельности обучающихся– первая и основная задача преподавателя, без которой нельзя решить никакие педагогические задачи.
5.Теоретическая база опыта.
Педагоги и психологи (Г.В.Акопов,А.Г.Здравомыслов, Ю.М.Орлов, М.Г.Рогов) связывают эффективность деятельности с отношением к ней, выражающееся в удовлетворенности ряда мотивационно – потребностных компонентов.Когда ищут ответ на вопрос: «что же такоемотивы?», нужно помнить, что это одновременно ответ на вопрос: «зачем?», «для чего?», «почему?». Действительно, в качестве мотива назывались самые различные психологические феномены, такие, как:
- намерения, идеи, чувства, переживания. (Л.И.Божович);
- потребности, влечения, побуждения, склонности (Х.Хекхаузен);
- желания, хотения, привычки, мысли, чувства долга(П.А.Рудик);
- психические процессы, состояния и свойства личности (К.К.Платонов).
Тем не менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цел, либо намерение, либо потребность.
Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, ради чего он ее осуществляет, является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. О значимости проблемы не стоит говорить и убеждать, ведь зная мотив, можно прогнозировать деятельность человека, его поведение.
Мотивация – сложная, многоуровневая система побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, интересы, стремления, установки.
Мотивационная сфера – еще более широкое понятие – она определяет направленность личности, стержень личности, к которому стягиваются такие ее свойства как ценностные ориентации, социальные ожидания, волевые качества, психологические характеристики.
Структура мотивации- это относительно устойчивое единство элементов. Ученые выделяют 4 компонента;
- удовольствие от самой деятельности;
- значимость для личности непосредственного результата деятельности;
- вознаграждение за деятельность;
- принуждающее давление на личность.
Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений, поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы. В нее входят: потребность в учении, смысл учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Интерес – это эмоциональное переживание познавательной потребности. Важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание важности, изучаемых процессов для собственной деятельности.
Необходимое условие для создания у обучающихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.
Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению- использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от обучающегося активной поисковой деятельности.
Создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся у них запасов знаний – необходимость получить новые.
Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей – важнейшееусловие возникновения интереса к ней. Трудность должна быть посильной, преодолимой.
Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно разнообразны. Показ обучающимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала- важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся знания. Использование прежде усвоенных знаний- одно из основных условий появления интереса.
И еще один фактор возникновения интереса к учебному материалу - его эмоциональная окраска, живое слово педагога.
Отношение может быть отрицательное, нейтральное и положительное.
Проблемная ситуация и мотивация – побуждает человека к творческой деятельности.
Из всего выше изложенного я пришла к выводу, чтобы успешно сформировать мотивацию у обучающихся необходимо:
1.Создание проблемной ситуации. Что это дает? Творческое владение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных способностей, навыки самостоятельной деятельности.
2.Необычная форма обучения(нестандартная форма урока, разнообразие методов, приемов). Что это дает? Вовлечение всех в учебную деятельность; т.е. осуществляется принцип активности (возникновение реакции на новизну учебного материала, на необычные формы урока).
3.Чувство юмора часто разрешает трудные, щекотливые ситуации.
4.Привлечение обучающихся к оценочной деятельности. Требует выработки критериев оценивания(договоренность с учениками, за что и какую оценку ставить, взаимооценка, оценка работы в группе). Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности, чтобы не только констатировались недостатки, но и выявлялись их причины.
6. Новизна опыта.
Мотивация обучающихся – основа их осознанной и успешной деятельности. Создание мотивационной среды, развитие познавательной активности предполагает работу по обеспечению взаимосвязи содержания материала и методических подходов с потенциалом обучающихся.
Для придания новой окраски педагогическому общению, использую инструкционно – технологические карты, рабочие тетради,работу в группе, проведение мастер - классов, контрастные вставки, экскурсии в лучшие парикмахерские, приглашаю на уроки выпускников, это способствует мотивации обучающихся к производственному обучению, самореализации обучающихся.
Отдельные элементы учебной программы: освоение приемов работы инструментами и приспособлениями, технологии современных салонных стрижек и другие виды работ, могут быть успешно реализованы при совместной деятельности мастера производственного обучения и мастера –парикмахера салона. Участие мастера – парикмахера в учебном процессе способствует более эффективной ориентации обучающихся на труд по соответствующему профилю.
Проведены мною мастер-классы по темам:
-Технологии салонных женских и мужских стрижек в соответствии с направлением моды 2014года;
- Выполнение вечерних причесок на длинных волосах.
Контрастные вставки в учебный материал. Суть положительного эффекта этого приема состоит в значительной активизации обучающиеся при резком контрасте изучаемого материала. Изменение учебной обстановки активизирует обучающихся и повышает эффективность обучения. Таким активизирующим фактором может быть контрастная вставка. При изучении темы «Технологии салонных женских и мужских стрижек» - показ оригинальных инструментов и приспособлений фирмы «ESTEI».
Программой учебной практики не предусмотрены экскурсии в парикмахерские. Но очевидно, что дать обучающимся полное представление о современной парикмахерской без ее посещения весьма трудно. Ознакомление учащихся с условиями труда в современной парикмахерской, с возможностями применить свои знания и умения в условиях производства, создает условия для глубокого освоения навыков по профессии, возбуждает познавательный интерес.
7.Технология опыта.
В учебном процессе развитие положительной мотивации у обучающихся составляет часть процесса, не нарушая целостности, то есть обеспечивается единство цели, содержания, выбора оптимальных средств, методов контроля, подведения итогов.
В целях повышения положительной мотивации учебно – познавательнойдеятельности и практической реализации творческого и профессионального потенциала, мною используются методы, активизирующие познавательную деятельность обучающихся:
1. Дискуссионные методы- вид групповых методов обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач;
2. Игровые методы- вид групповых методов обучения, основанных на игровом моделировании учебно-профессиональной деятельности;
3. Проблемно- поисковый метод обучение через проблемные ситуации, которые создаются на уроках эвристическая беседа или во время учебной дискуссии, а также при выполнении поисковой лабораторной работы.
4. Решение ситуационных производственных задач;
5. Наглядные методы обучения: метод иллюстрации характеризуется показом различного рода иллюстративных пособий, таблиц, схем, зарисовок, моделей, плакатов, картин, карт и т.д.
В процессе обучения обеспечиваю возникновение у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Активно использую на уроках приемы эмоционального стимулирования:
- приемы создания ситуаций нравственных переживаний;
- использование необычных наглядных пособий;
- встречи с выпускниками колледжа.
Важную роль отвожу психологической подготовке обучающихся к тому, что их деятельность будет успешной и настраиваю на положительный результат обучения. Чтобы стимулировать интерес к профессии, применяю следующие приемы:
- поддержкой стремления к успеху;
- похвалой в процессе работы;
- показом положительных итогов деятельности.
При проверке знаний, умений, навыков использую приемы: предупреждаю слабого учащегося о предстоящем опросе на следующем занятии; разрешаю еще раз перед ответом повторить трудный для усвоения материал; разрешаю пользоваться инструкционно-технологическими картами. Если группа выполняет работу самостоятельно, менее активным обучающимся даю для выполнения задания больше времени, веду с ними индивидуальную работу. Такая поддержка со стороны мастера вызывает у обучающихся интерес к предмету и будущей профессии, желание лучше выполнить задание. Для того чтобы внушить веру обучающимся в силу, укрепить волю, желание преодолеть трудности, часто использую прием авансирования доверием, который состоит в специальных поручениях, индивидуальных заданиях обучающемуся (подготовить таблицу к занятию, комплект документов, принять участие в подготовке творческого проекта). Активность обучающихся повышается также организацией взаимной проверки знаний. Даю задания обучающемуся, а другие проверяют правильность его выполнения.Практикуется взаимная проверка технологии выполнения стрижек, химической завивки, окрашивания волос, укладок.В коллективной деятельности происходит сложение сил обучающихся и педагога, а в результате каждому из них становитсяинтереснее и радостнее работать. Домашнее задание обучающимся предлагаю в двух направлениях- обязательном и необязательном (меньшем по объему, но более трудным).Обучающийся может выполнить любое из двух заданий или комбинировать их.Практика показывает, что там,где обучающиеся могут использовать свои знания, умения, сообразительность, смекалку они выполняют работу с большим интересом. Заинтересованность у обучающихся вызывает и работа с пособиями, которые изготовлены ими. Обучающиеся с большим интересом изготавливают постижерные изделия, трессы, которые потом используют для оформления причесок. На уроках производственного обучения использую деловые (производственные) игры и ситуации, тематические дискуссии, разрешение производственных задач, технологических ситуаций.При подготовке производственной игры четко формирую учебную цель – какие знания, умения и навыки должны быть закреплены и сформированы, подбираю наиболее интересную производственную ситуацию, разрабатываю сценарий игровой ситуации, в котором описываются роли участников, их задачи и порядок проведения игры.
В результате моей работы созданы оптимальные условия для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности обучающихся. Формируется творчески мыслящая личность, обладающая прочными базовыми умениями и навыками, способная адаптироваться к условиям жизни вне колледжа.
8.Результативность опыта.
Эффективность созданной и реализуемой методики формирования профессиональной мотивации как способа повышения учебной мотивации обучающихся, подтверждается следующими результатами:
Год выпуска | Всего учащихся | Сдали экзамен на «5» | Получили повышенный разряд | |||
чел. | % | чел. | % | |||
2010-2011 | 15 | 9 | 63 | 8 | 56 | |
2011-2012 | 15 | 10 | 66 | 9 | 60 | |
2012-2013 | 12 | 6 | 50 | 6 | 50 |
Ежегодно не менее 90 % обучающихся устраиваются работать по специальности в парикмахерские города и области.
Ежегодно обучающиеся группы участвуют в областных выставках технического и художественного – прикладного творчества обучающихся и работников учреждений среднего профессионального образования.
Участвуют в областных конкурсах по профессии «Парикмахер», в 2011году учащаяся Мишанова Екатерина заняла 1 место на областной олимпиаде профессионального мастерства по профессии «Парикмахер».
В течении последних 3 лет обучающиеся моей группы занимают в общеколледжных конкурсахпрофмастерства призовые места.
9.Адресная направленность.
Опыт может быть использован как коллегами «Владимирского экономико-технологического колледжа», так коллегами по системе среднего профессионального образования. Опираясь на данный опыт, мастера производственного обучения могут, в зависимости от конкретных ситуаций, с той или иной степенью полноты достичь желаемый результат – значимым образом повысить уровень профессиональной и учебной мотивации обучающихся. Результаты опыта могут быть использованы мастерами производственного обучения, работающими с группами, обучающимися по профессии «Парикмахер».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Обобщение опыта работы"
Презентация посвящена обобщению опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий путем применения кейс-технологии на уроках общественных дисциплин"...
Обобщение опыта работы
Способы повышения познавательного интереса у студентов к занятиям гуманитарного цикла путем использования методов активного обучения,проблемного обучения, ИКТ и интернет-ресурсов. Примеры заданий для ...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Доклад на тему: "Выполнение курсовой работы студентами техникума в условиях ФГОС"...
Обобщение опыта работы
Современный этап развития образования характеризуется поиском педагогических направлений, отвечающих современных потребностям общества. Одним из направлений решения задачи реформирования, модернизации...
Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.
Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....
Обобщение опыта работы учебной фирмы ГБПОУ "НГК"
Представлен анализ работы учебной фирмы, созданной на базе специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), который позволит преподавателям использовать данный опыт работы в своей про...
Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению.
Елена Никулина Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью пе...