Позиционный семинар "Роль России в развитии мирового хозяйства"
методическая разработка на тему

Солонец Ирина  Владимировна

Методическая разработка позиционного семинара по социально-экономической географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 11

2017

ГБПОУ КК ССХТ

Солонец И.В., к.пед.н, доцент

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПОЗИЦИОННОГО СЕМИНАРА                               ПО ГЕОГРАФИИ

На тему «Роль России в развитии мирового хозяйства»

H:\РАБОТА\комп\ОТДЫХ\мобильные картинки\pazly.jpg

Информационное обоснование используемой технологии

Технология позиционного обучения представляет собой модель обучения, в которой обучающийся учится преобразовывать тексты в конкретные заданные образы деятельности.

Идея технологии позиционного обучения основана на принципе субъектности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, Н. Е. Веракса, использует позиционную модель обучения студентов для работы с текстами (лекции, научные статьи, монографии). В нашем случае эта модель адаптирована для работы со студентами первых курсов на уроках географии.

Педагогическая идея метода — обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебно-информационного текста.

Основные задачи технологии позиционного обучения:

  • конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
  • коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
  • социально-ориентационная, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Дидактические особенности технологии:

  • обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
  • появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;
  • создаются условия для вариативности и дифференциации;
  • используется положительное стимулирование обучающихся;
  • формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.

В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

  • решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
  • оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих этапов:

  1. Подготовительный, который включает:
  • подготовка преподавателем достаточного количества копий учебного текста,
  • глубокое изучение текста,
  • подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста;

2. Организационный:

  • деление учащихся на группы,
  •  распределение позиционных ролей между группами: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ» и другие, в зависимости от изучаемого материала. Для творческой интерпретации обсуждаемого текста, можно добавить позиции «поэзия», «театр»;

3. Позиционное чтение:

  • группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли,
  •  вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации;

4. Презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции:

  •  каждая группа выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию,
  • группа отвечает на вопросы учащихся и преподавателя.

Группы не повторяют выступления друг друга, что является следствием различия занимаемых позиций.

В процессе такой деятельности осуществляется осмысление материала с разных позиций.

Методические рекомендации по использованию материалов методической разработки

Для проведения позиционного семинара необходимо подобрать сложный, проблемный материал не слишком большого объема, который можно проанализировать по-разному. Оптимальный объем материала не более 15 страниц текста без учета графиков, диаграмм, схем.

Материал должен быть адаптирован для восприятия обучающимися.

После подбора необходимого содержания отбираются основные позиции, позволяющие рассмотреть материал с различных сторон. В нашем случае это – «тезис», «схема», «апология», «оппозиция», «вопрос», «от сохи» (или «обыватель»), «аналитик». В зависимости от содержания – возможны и другие варианты.

Для каждой позиции разрабатываются позиционные роли, позволяющие представить те образы, через призму которых учащиеся должны прочитать и осмыслить текст (материал). В нашем случае основными ролями выступили: Пресс-центр при президенте РФ; Министерство экономического развития РФ; Федеральная служба государственной статистики; Министерство промышленности и торговли РФ; Иностранный инвестор; Журналисты «Российской газеты»; Обыватель; Министерство труда и социального развития.

Каждая роль сопровождается конкретным четким заданием, которое получает каждая группа (приложение 3).

Задача педагога на данном занятии – организовать работу каждой группы так, чтобы в итоге получилось четкое и логичное обсуждение проблемы урока – «Какова роль России в современном мировом хозяйстве».

На заключительном этапе урока, во время рефлексии, анализируется успешность каждого учащегося, проводится самодиагностика и самооценка:

  1. Мне понравилось …..(что?)
  2. Мне не понравилось…. (что?)
  3. Я был….. (каким на занятии?)
  4. Я мог бы….. (что сделать, чего не делать?)
  5. Я оценил бы свою работу…… (как, на сколько баллов?)

Литература

  1. Веракса Н.Е.  Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии, 1994. №3.
  2. Павлова О.О. Позиционное обучение как условие формирования рефлексивной компетенции будущего учителя (Интернет источник)


Тема

Геополитическое и геоэкономическое положение России в современном мире

Цель  

Обобщить и уточнить знания о географическом распределении основных сфер производства в России и ее роли в мировом хозяйстве

Задачи

1. Уточнить основные понятия темы: отрасли промышленности, сельское хозяйство, транспорт, туризм.

2. Продолжить формирование умений географического анализа и интерпретации информации по географической карте и информационным источникам.

3. Развитие навыков аналитической деятельности и критичности к представляемой информации

Основное содержание темы

  1. Географическое и экономико-политическое положение страны
  2. Анализ природных условий и ресурсов
  3. Общая оценка хозяйственной деятельности страны и регионов

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

Владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации

Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

Сформированность российской, гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов

Межпредметные связи

Межпредметные связи

Основной вид учебной деятельности

Ресурсы

Экономика, обществознание

владение умениями проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов

Политическая карта мира, дидактический материал

Педагогические технологии

- технология позиционного обучения


Этапы урока

Организационно-мотивационный этап

Цель

Содержание

Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, посредством оценки уровня остаточных знаний по пройденной теме

1. ВВОДНОЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. ПРИВЕТСТВИЕ.

Организация распределения на студенческой группы по видам работы: 8 групп по 3-4 человека

2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ. МОТИВАЦИЯ НА САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Экспресс-опрос по основным понятиям пройденных тем, ориентация на самооценку результатов:

На доске

  1. Трудовые ресурсы
  2. Воспроизводство населения
  3. Естественный прирост
  4. Миграция
  5. Ресурсообеспеченность
  6. Интернационализация мирового хозяйства
  7. Экономическая интеграция
  8. Зона свободной торговли
  9. Таможенный союз
  10. Общий рынок

Ответы:

8

1

9

3

5

10

4

6

2

7

ОЦЕНКА

10-9

5

8-6

4

5-3

3

2-0

2

Этап учебно-познавательной деятельности

Цель

Содержание

Реализация этапов позиционного семинара

3. ЭТАПЫ ПОЗИЦИОННОГО СЕМИНАРА.

1 ЭТАП. Организационный

Распределение позиционных ролей между группами

Распределение в группы осуществляется по желанию. Задания-позиции распределяются «вслепую» путем жеребьевки. Это обеспечивает равные условия выполнения каждой группой необходимого объема работы. Исходные материалы для работы у всех групп одинаковые (приложение 1,2).

Обобщенная позиция

Ролевая позиция в семинаре

Задание

Тезис

Пресс-центр при президенте РФ

Вам необходимо, опираясь на содержание представленных материалов, дать в течение 2-3 минут краткую, но емкую информацию о Росси и ее ведущих отраслях экономики, явных географических и политических преимуществах перед другими странами

Понятие

Министерство экономического развития РФ

Вам нужно выделить из содержания отчета ряд основных понятий (сколько получится), дать им определения и кратко охарактеризовать

Схема

Федеральная служба государственной статистики

Ваша задача – графически (в виде опорной схемы, рисунка и пр.) представить особенности и перспективы экономического развития России на ближайший период

Апология

Министерство промышленности и торговли РФ

Ваша задача, опираясь на содержание отчета, выбрать аргументы, доказывающие, что Россия в настоящее время очень выгодное поле для международных инвестиций

Оппозиция

Иностранный инвестор

Ваша задача, опираясь на содержание отчета, выбрать аргументы, отражающие проблемы, увеличивающие риски для иностранных инвестиций

Вопрос

Журналисты «Российской газеты»

Составьте вопросы всем присутствующим по содержанию отчета и исходя из их позиционной роли. Вы, конечно можете только догадываться о том содержании, которое будет изложено при выступлении группы специалистов, но вы знаете, с какой позиции они будут анализировать материал

«Обыватель»

Рядовые граждане РФ

Вы ничего не смыслите в глубине политических и экономических решений, вы наблюдаете за происходящим и готовы поддержать ту позицию, которая выступила наиболее ярко и убедительно. Вы должны сформулировать и аргументировать свое отношение к какой-либо позиции

Аналитик

Министерство труда и социального развития

Вы выполняете контролирующую функцию в интересах каждого участника семинара. Отметьте достоинства и недостатки выступающих по каждой позиции

2 ЭТАП. Позиционное чтение

Позиционное чтение материалов

Каждая группа читает предложенные материалы (приложение 1,2) с точки зрения своей позиционной роли. По окончании чтения выбираются необходимые тезисы, информационные ссылки, инструменты, необходимые для представления результатов реализации позиции в соответствии с заданием.

3 ЭТАП. Защита позиции

Презентация позиционной группой своей позиции перед аудиторией

Каждая группа (в полном составе или представительно) выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию. После защиты – отвечает на вопросы.

Этап рефлексии

Цель

Содержание

Оценка результатов деятельности

Анализируется успешность каждого участника семинара


Приложение 1

Обзор внешней торговли России в первой половине 2016 года

По данным Федеральной таможенной службы в январе-июне 2016 года внешнеторговый оборот России составил 210,4 млрд рублей, сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 22,3%. При этом итоги этого полугодия стали самыми низкими за последние пять лет. Сильнейший провал во внешней торговле был характерен для января, когда спад экспорта и импорта превысил 30% - сезонное снижение деловой активности в начале года совпало с обвалом цен на нефть. Однако уже с февраля началось постепенное восстановление объемов торговли, и разрыв с июньскими показателями прошлого года сократился до 10%.

Динамика экспорта и импорта

По итогам первого полугодия стоимостной объем экспорта России снизился на 28,7% по сравнению с январем-июне 2015 года и составил 130,4 млрд долларов.  Главным фактором, оказавшим влияние на динамику экспорта, стал уровень цен на сырую нефть. Физический объем экспорта вырос на 5,2% по сравнению с январем-июнем 2015 года, а стоимостной упал на 31,5% до 32,93%.

Падение нефтяных котировок отрицательно сказалось и на ценах природного газа. По данным Международного валютного фонда за январь-июнь 2016 года он потерял в цене 48,1%. Тысяча кубометров стала стоить 156,1 доллар США.

Спад произошел и на рынках металлов – на фоне роста экспорта со стороны Китая и увеличения запасов на складах Лондонской биржи, цены на никель упали на 36,7%, медь – на 20,8%, алюминий на 5,4%.

Снижение экспорта в результате сокращения цен на сырье частично компенсировал рост поставок техники, зерновых и продуктов питания, которые получили стимул для развития в условиях девальвации. Многим компаниям стало более выгодно поставлять товары на внешний рынок, нежели на внутренний.

Стоимостной объем импорта по итогам полугодия также показал отрицательную динамику. По данным ФТС он составил 79,9 млрд долларов, сократившись на 8,9%. Наибольший спад затронул закупки машин и оборудования, легковых автомобилей, электрогенераторов и моторных транспортных средств.

После спада в январе, стоимостные показатели стали восстанавливаться, и уже в июне импорт вырос по сравнению с прошлым годом на 3,4%. Увеличение стоимости импорта было обусловлено  ростом средних импортных цен на многие виды несырьевых товаров, например, продовольствие и пиломатериалы. 

Страны-торговые партнеры России

Решающую роль во внешнеторговом обороте России играют страны дальнего зарубежья – в первом полугодии 2016 года доля торговли с ними составила 88%. На страны СНГ, в свою очередь, приходится лишь 12%. По сравнению с первым полугодием 2015 года в целом доли СНГ и стран дальнего зарубежья во внешнеторговом обороте не изменились, однако российский экспорт отдельных видов продукции – машиностроения и продуктов питания из-за девальвации стал больше ориентироваться именно на страны дальнего зарубежья, нежели на государства СНГ, валюты которых также потеряли в цене.

По итогам полугодия, тем не менее, оба направления показали спад. Внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья сократился на 21,6% до 184,68 млрд долларов. Наибольший спад при этом показали экспортные поставки (-25%). Импорт, в свою очередь, сократился на 16% до 8,7 млрд долларов.

Лидирующую позицию среди стран дальнего зарубежья занимает Китай – на него приходится 15% всего объема поставок (28,3 млрд долларов). Россия делает ставку на развитие торгового и инвестиционного сотрудничества с ним, главным образом в нефтегазовой сфере, помимо энергоносителей Россия поставляет в Поднебесную широкий перечень товаров – металлы, химическую продукцию и продовольственные товары.

На второй и третьей строчке по объемам торговли со странами дальнего зарубежья оказались Германия  - 18,2 млрд долларов (78,5%) и Нидерланды – 15,5 млрд долларов (64,9%). Большинство стран, которые входят в десятку  крупнейших партнеров также показали спад  - Италия  - 9,2 млрд долларов (-55,8%), США  - 8,8 млрд долларов (-19,2%), Турция – 7,4 млрд долларов (-40,1%). Однако есть и те государства, которые вопреки всему нарастили объемы торговли с Россией.  Так, внешнеторговый оборот с Ираном вырос на 80% в основном за счет роста поставок углеводородов и сельскохозяйственной продукции, на 59% увеличилась торговля с Кубой за счет роста поставок масложировой продукции, металлов и различного оборудования, на 18,5% вырос внешнеторговый оборот с Грузией.   Нарастили объемы торговли и страны – офшоры.  Так, например, Папуа Новая Гвинея увеличила внешнеторговый оборот более чем в 4,5 раза, а Люксембург -  на 11,5%.

Россия все больше «разворачивается на восток», в то время, как доля стран ЕС в структуре внешней торговли сократилась за прошедший год с 46,8% до 43,1%, доля стран АТЭС выросла с 27,5% до 29,1%. 

Внешнеторговый оборот с соседями из стран СНГ по итогам полугодия также сократился. Экспорт снизился на 25% до 17,07 млрд долларов, а импорт на 15,6 до 8,6 млрд долларов.

Крупнейшим торговым партнером России среди стран-членов СНГ является Беларусь. Несмотря на то, что экспорт и импорт сократился, по итогам полугодия её доля в торговле со странами СНГ выросла с 35,9% до 43,4% и составила 11,16 млрд долларов. Сокращение главным образом затронуло поставки углеводородов, машиностроительной продукции и удобрений. В то же время, Беларуси удалось нарастить объемы импорта в Россию продовольственных товаров.  Из Беларуси увеличился ввоз многих видов продуктов питания - молочной продукции, масла, сыров, творога.  Вместе с тем, через Беларусь в Россию стало попадать всё больше подсанкционных товаров, которые совершенно нехарактерны для местного производства – тропические фрукты, цитрусовые, баклажаны и другие.

Торговля с Казахстаном – вторым по величине торговым партнером сократилась на треть. При этом доля страны во внешнеторговом обороте упала с 24,8% до 22,2%. Помимо сокращения поставок углеводородов,  Казахстан снизил импорт металлов и автомобилей из России из-за роста собственного производства.

Рекордное снижение наблюдается во внешней торговле России и Украины - ее внешнеторговый оборот с Россией снизился на 42,2%. Наибольшее снижение показали такие статьи экспорта, как природный газ, нефть, а Украина, в свою очередь, снизила поставки сельскохозяйственной продукции. Однако, несмотря на почти двукратное падение внешнеторгового оборота, Россия  по-прежнему остается её крупнейшим торговым партнером.

Туркмения – единственное государство из стран СНГ, которое показало рост объемов торговли по итогам полугодия - объем внешнеторгового оборота с Россией вырос  на 44,3% до 605,2 млн долларов преимущественно за счет роста поставок туркменского газа и текстильной продукции.

Товарная структура экспорта и импорта

В товарной структуре российского экспорта по-прежнему преобладает сырьевая составляющая. Однако на фоне девальвации и падения цен на углеводороды и металлы в ней наметились свои изменения. 

Основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья составляли топливно-энергетические товары. Стоимостной объем экспорта данных товаров упал на 35,5%, в то время как физический возрос на 1,6%.  По итогам полугодия физические объемы экспорта сырой нефти выросли на 6,1%, природного газа на 14,6%, каменного угля на 9,3%. Ориентация нефтяных компаний на экспорт в совокупности с новым действующим налоговым маневром, отрицательно сказалась на нефтепереработке.  В результате объемы поставок продуктов нефтепереработки на мировой рынок снизились на 13,3%.

Аналогичная ситуация наблюдается в экспортных поставках металлов – при снижении стоимостных объёмов экспорта на 24,4%, физические  - выросли. Так, объем поставок полуфабрикатов из железа и нелегированной стали вырос на 2,6%, алюминия на 4,3%, чугуна на 3,7%.

Положительную динамику по объемам экспорта показала продукция машиностроения. Из-за девальвации рубля российская техника, которая стала поставляться по сниженным ценам на мировой рынок, стала более конкурентоспособной и востребованной у иностранных покупателей.  По итогам полугодия  при снижении стоимостных объемов на 16,4%, физические объемы экспорта возросли:  электрического оборудования – на 37,8%, оптических аппаратов и инструментов на 30,3%, средств наземного транспорта на 37,8%. При этом, темпы роста экспорта многих товаров заметно опережали рост их производства.

В импорте товаров из стран дальнего зарубежья основную долю занимают машины и оборудование – на них приходится 44% . Стоимостной объем ввоза товаров данной группы сократился на 8,2%, при этом наибольший спад коснулся легковых и грузовых автомобилей  - физические объемы их ввоза сократились ан 31% и 23,2% соответственно.  Падение экспорта техники наблюдается уже второй год подряд. С одной стороны это связано с переносом их производства непосредственно на территорию России, а с другой падением спроса из-за роста цен.

Снижение показала и вторая по величине категория российского импорта – продукция химической промышленности, на которую приходится 20,2%. В частности сократились физические объемы поставок пластмасс – на 2,5%, фармацевтической продукции на 3,6% и медикаментов на 4,6%. В то же время Россия увеличила закупки удобрений для нужд сельскохозяйственной отрасли.

Снизился импорт продуктов питания из стран дальнего зарубежья - физические объемы поставок говядины сократились на 23,4%, рыбы на 9,6%, сыров и творога на 26,2%.

В отличие от стран дальнего зарубежья, в товарной структуре экспорта в страны СНГ, российские поставки большинства товаров показали снижение, в том числе углеводородов. И стоимостные, и физические объемы экспорта топливно-энергетических товаров сократились на 36,1% и 0,9% соответственно. Физические объемы экспорта нефтепродуктов упали  на 4%, природного газа на 18,3%, электроэнергии на 45%. При этом сокращение поставок наблюдается уже третий год подряд и, в основном связано с ранее достигнутыми договоренностями между Россией, Белоруссией и другими странами.

Снизились стоимостные и физические объемы поставок металлов на 17,8% и 11,2% соответственно. Экспорт черных металлов сократился на 11,8%, полуфабрикатов из железа на 26,9%.  Положительных результатов удалось достичь в рамках экспорта продовольствия. На 23,6% увеличились поставки рыбы, в 2,3 раза вырос экспорт молока и сливок, на 5,1% сыров и творога.

По итогам полугодия объемы импорта многих товаров из стран СНГ, напротив, демонстрируют положительную динамику. В структуре импорта товаров из стран СНГ наибольшую долю занимают машины и оборудование – на них приходится 23%. В отличие от стран дальнего зарубежья, Россия увеличила ввоз товаров данной группы по сравнению с первой половиной 2015 года на 2,9% за счет ввоза средств наземного транспорта – ввоз грузовых автомобилей вырос на 77,7%.  Положительную динамику показал импорт продовольствия – физический объем ввоза данных товаров вырос на 14,4%, в том числе сливочного масла на 8,4%, сыров и творога на 23,7%, молока и сливок на 2,3%. Стоимостной и физический объем импорта текстильной продукции и обуви вырос на 22,9% и 35,4% соответственно.  Рост физических объемов поставок показала продукция химической промышленности – на 26,3% выросли  объемы ввоза органической химии, на 16,5% пластмасс и изделий из них, на 16,3% - фармацевтической продукции.

Приложение 2.

ОБЩАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РОССИИ

Россия — это евроазиатское государство. Страна имеет уникальное географическое и геополитическое положение: занимает восточную часть Европы и северную часть Азии.

Россия обладает огромными запасами природных ресурсов, составляющих около 20% мировых запасов. Это предопределяет сырьевую направленность экономики России.

Географическое положение России

Среди географических особенностей России, влияющих на хозяйственную деятельность, расселение населения и формирование среды обитания в целом, обращают на себя внимание прежде всего следующие положения.

  1. Обширность занимаемого страной пространства.
  2. Неравномерность заселения и хозяйственного освоения территории.
  3. Богатство и разнообразие природных условий и природных ресурсов.
  4. Многонациональный состав населения и этническая мозаичность территории (наличие при повсеместном расселении русских большого числа ареалов компактного проживания отдельных народностей).
  5. Сильные территориальные контрасты в экономической и социальной сферах.
  6. Страны СНГ и другие новые независимые государства (не только непосредственные соседи России, но и соседи второго порядка: Молдова, Армения, государства Средней Азии, страны третьего порядка — Таджикистан). Соседи второго порядка — страны, соседние с пограничными государствами.
  7. С Таджикистаном Россия может иметь связи через территории Казахстана и Киргизии (или Узбекистана).
  8. Страны Западной и Южной Европы, объединенные в Европейское экономическое сообщество, среди которых возрастает роль Германии — нового мирового геополитического полюса.
  9. Страны Восточной Европы, тесно связанные в течение всего послевоенного периода с СССР, с которыми Россия должна обновить и усилить связи.
  10. Страны бассейнов Балтийского и Черного морей, с которыми Россия уже заключила многосторонние соглашения.
  11. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно полюса мировой экономики и политики — Япония, Китай, Индия.
  12. Особая роль принадлежит развитию многосторонних связей России с США.

Российская Федерация (РФ) — самое крупное по размерам территории государство мира. Она охватывает восточную часть Европы и северную часть Азии, являясь, таким образом, по географическому положению евразийской страной.

Площадь территории России — 17,1 млн. км2, что почти в 2 раза больше, чем КНР или США.

Общая численность населения России на 1 января 2016 года составляет 146 544 710 человек (с Крымом) по данным [1-Росстат] (согласно данным от 09.03.2016 об оценке численности населения на 01.01.2016). Численность населения России на 1 января 2015 года составляла 146 267 288 человек. Согласно оценке прирост населения России за 2015 год составил 0.19% или 277 422 человек. Произошло увеличение численности населения по всем федеральным округам за исключением Приволжского: -0.14% или 41 806 чел. и Дальневосточного: -0.26% или 16 052 чел. Наибольший относительный прирост был зафиксирован в Крымском федеральным округе: 1.24% или 28 481 чел. Далее Северо-Кавказский федеральный округ с ростом на 0.61% или 58 957 чел. и Центральный федеральный округ: 0.39% или на 152 840 чел.  Увеличение численности населения за январь-август 2016 года сложилось за счет естественного и миграционного приростов. При этом миграционный прирост составил 95,5% от общего прироста населения. Городское население Российской Федерации на 1 января 2016 года составляет 108 657 433 человек, сельское - 37 887 277 человек.

Величина территории — важная экономико-географическая особенность любого государства. Для России — самой крупной по площади страны в мире — она имеет далеко идущие последствия как геополитического, так и хозяйственного значения. Благодаря обширности территории обеспечиваются все необходимые условия рационального географического разделения труда, возможности более свободного маневра в размещении производительных сил, повышается обороноспособность государства, достигаются и другие положительные результаты в области экономического и социального развития.

Большая часть территории России расположена между 50-й параллелью и Северным полярным кругом, т.е. находится в средних и высоких широтах. В этом отношении аналогом среди зарубежных стран может служить только Канада. Максимальное расстояние между западными (не считая Калининградскую область) и восточными рубежами — 9 тыс. км, между северными и южными — 4 тыс. км. В пределах России находится 11 часовых поясов. Протяженность границ составляет 58,6 тыс. км, в том числе сухопутных — 14,3 тыс. км, морских — 44,3 тыс. км.

Как евразийская страна Россия имеет широкие возможности экономического и политического сотрудничества с зарубежными странами различной геополитической ориентации. Через ее территорию проходят коммуникации мирового значения, обеспечивающие транспортные связи между западом и востоком, севером и югом.

Россия представляет собой единое экономическое пространство, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение людей, товаров, услуг и капиталов, осуществляются внутрирайонные и межрайонные связи, охватывающие как материальное производство, так и непроизводственную сферу. Это пространство консолидируют единая транспортная, энергетическая и информационная системы, единая система газоснабжения, различные сети и коммуникации, другие инфраструктурные объекты.

Размеры территории предопределяют разнообразие региональных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности. По масштабам природно-ресурсного потенциала Россия практически не имеет аналогов. В то же время большая часть территории расположена в умеренном и холодном агроклиматических поясах. Необходимость преодолевать огромные расстояния выдвигает серьезные проблемы перед транспортом, которые усугубляются суровыми климатическими условиями на значительной части территории. В отношении транспортной доступности условия весьма дифференцированы. При больших территориальных пространствах, несмотря на то, что это принято считать благоприятным условием для развития хозяйства и обеспечения экономической независимости страны, интенсивное развитие экономики возможно лишь при развитой системе транспорта.

Существенные различия в степени экономической освоенности территории, уровне обеспеченности природными и трудовыми ресурсами находят отражение в количественных и качественных характеристиках хозяйства. Производственный потенциал европейской части много больше, а структура хозяйства значительно сложнее, отличается более широкой диверсификацией, чем в восточных районах.

Россия является федеративным государством — Российской Федерацией (РФ), объединяющей субъекты Федерации на основе Конституции РФ и Федеративного договора как неотъемлемой ее части. Субъекты Федерации состоят из самоуправляющихся территориальных общностей и самостоятельно определяют свое территориальное устройство.

На территории России выделяются 11 экономических районов: Северо-Западный, Северный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский. Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный (Калининградская область не входит в состав экономических районов). Экономические районы различаются между собой условиями и особенностями формирования в прошлом и стратегическими направлениями развития на перспективу, масштабами, специализацией и структурой производства и многими другими признаками. Каждый из этих районов выполняет определенные функции в общей системе территориального разделения труда внутри страны.

Россия по многим параметрам — территории, населению, природно-ресурсному потенциалу, производственному, научно-техническому и интеллектуальному потенциалу, участию в решении глобальных проблем современности, связанных прежде всего с освоением космического пространства, содействию в поддержании мира и безопасности — великая держава.

Особенности географического положения России

Россия имеет огромную протяженность внешних границ — около 60 тыс. км, в том числе сухопутные составляют около 20 тыс. км. Южные и западные границы России — сухопутные, за исключением морской границы с Украиной — по Керченскому проливу и с Финляндией — по Финскому заливу.

Большинство наших соседей на юге и западе — это бывшие республики Советского Союза. На западе: Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия; на юге: Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан. Многие из этих стран, за исключением Эстонии, Латвии и Литвы, входят в Содружество Независимых Государств (СНГ). Кроме бывших республик СССР, наша страна граничит со странами Европы: Норвегией, Финляндией и Польшей, а также со странами Центральной и Восточной Азии: Монголией, Китаем и Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР).

Крайняя южная точка России расположена на Северном Кавказе на границе с Азербайджаном — гора Базардюзю (41°11 с. ш., 47°51 в. д.).

А крайняя западная — на Балтийской косе близ города Калининграда (54° с. ш., 19°38' в. д.).

После распада Советского Союза Россия сохранила выгодное географическое положение по отношению к ряду стран СНГ, которые могут осуществлять экономические связи друг с другом лишь через территорию нашей страны. Тем не менее некоторые страны бывшего СССР оказались для России соседями второго порядка (не имеют с ней общих границ). Это Молдавия, Армения и республики Средней Азии: Туркмения, Узбекистан и Киргизия. Республика Таджикистан является для России соседом третьего порядка.

Отсутствие общих границ осложняет связи нашей страны с этими государствами.

Распад СССР не только изменил географическое положение России, но ее геополитическое и геоэкономическое положение.

Уменьшилась территория страны, были разрушены устоявшиеся производственные и экономические связи. Целый ряд бывших республик СССР ориентируется в своем развитии на другие страны и регионы мира, причем далеко не всегда эта ориентация отвечает стратегическим интересам России. К ним относятся, в первую очередь, страны Балтии — Латвия, Литва и Эстония, а также Закавказья — Азербайджан, Армения, Грузия.

После 1991 г. территория СССР превратилась, по мнению специалистов, в арену соперничества многих развитых стран мира за приобретение политического и экономического влияния на новые государства.

Геополитическое положение России усложняется из-за расширения НАТО.

29 марта 2004 г. Болгария, Эстония, Литва, Латвия вступили в военно-политический блок НАТО, что осложнило географическое положение России. Особое место занимает Литва, так как через ее территорию осуществляются большинство связей между Калининградской областью и остальными регионами России.


Приложение 3.

Позиционная матрица

Позиция 1

Вы – пресс-центр при президенте Российской Федерации.

Задание:

Вам необходимо, опираясь на содержание представленных материалов, дать в течение 2-3 минут краткую, но емкую информацию о Росси и ее ведущих отраслях экономики, явных географических и политических преимуществах перед другими странами

Позиция 2

Вы – представители министерства экономического развития РФ.

Задание:

Вам нужно выделить из содержания отчета ряд основных понятий (сколько получится), дать им определения и кратко охарактеризовать .

Позиция 3

Вы – представители Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Задание:

Ваша задача – графически (в виде опорной схемы, рисунка и пр.) представить особенности и перспективы экономического развития России на ближайший период

Позиция 4

Вы – представители министерства промышленности и торговли РФ

Задание:

Ваша задача, опираясь на содержание отчета, выбрать аргументы, доказывающие, что Россия в настоящее время очень выгодное поле для международных инвестиций

Позиция 5

Вы – журналисты «Российской газеты»

Задание:

Составьте вопросы всем присутствующим по содержанию отчета и исходя из их позиционной роли. Вы, конечно можете только догадываться о том содержании, которое будет изложено при выступлении группы специалистов, но вы знаете, с какой позиции они будут анализировать материал

Позиция 6

Вы – иностранный инвестор

Задание:

Ваша задача, опираясь на содержание отчета, выбрать аргументы, отражающие проблемы, увеличивающие риски для иностранных инвестиций

Позиция 7

Вы – обычные граждане РФ, которые смотрят новости

Задание:

Вы ничего не смыслите в глубине политических и экономических решений, вы наблюдаете за происходящим и готовы поддержать ту позицию, которая выступила наиболее ярко и убедительно. Вы должны сформулировать и аргументировать свое отношение к какой-либо позиции

Позиция 8

Вы – министерство труда и социальной защиты РФ

Задание:

Вы выполняете контролирующую функцию в интересах каждого участника семинара. Отметьте достоинства и недостатки по каждой позиции.

Тема 11. Геополитическое и геоэкономическое положение России в современном мире


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по теме: Мировое хозяйство, география, 10 классы

Данная работа является очень эффективной в проверке знаний по блоку тем: "Мировое хозяйство" в изучении социальной и экономической географии мира и проверяет уровень подготовки учащихся старших (10-11...

Методическая работа на тему "Роль позиционной игры в техническом развитии начинающих пианистов"

В методической работе отражена проблема: техническое развитие начинающих пианистов. Большое внимание уделяется конкретному применению позиционной игры в изучении гамм, затрагиваются разные вопросы пиа...

Тесты Мировое хозяйство

Тесты на тему "Мировое хозяйство" для проверки знаний по Социально-экономической географии мира...

презентация Фактор размещения мирового хозяйства

презентация по географии Фактор размещения мирового хозяйства...

тест НТР и мировое хозяйство

тест для контроля знаний по теме НТР и имровое хозяйство...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 9. Россия в мировом хозяйстве.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 9.  Россия в мировом хозяйстве.»...

"Известный неизвестный Петр I" (Указы Петра I по развитию сельского хозяйства России)

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 350-летию Петра I....