Портфолио учителя
статья на тему
Портфолио является действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя, даёт объективную информацию об профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности, позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной, это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее время идея портфолио становится в нашей стране популярной. Все больше школ применяют портфолио в своей практике.
Портфолио является действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя, даёт объективную информацию об профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности, позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной, это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио учителя служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост.
Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит учителю:
- реально представить результаты своего труда;
- увидеть свои резервы;
- иметь стимул к самосовершенствованию;
- освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.
Мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит администрации:
- осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;
- способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;
- развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;
- поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.
Варианты использования портфолио:
- как инструмент при обсуждении результатов деятельности;
- как возможность рефлексии собственной работы;
- как документ, в котором отражено развитие учителя.
Структура Портфолио:
Раздел 1. «Общие сведения об учителе»
В этом разделе фиксируются:
фамилия, имя, отчество, год рождения;
- образование;
- трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
- повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
- индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет цели и задачи своего профессионального роста, умения, которые ему необходимо приобрести, тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2-3 года (цели и задачи профессионального развития учителя должны соотноситься с профессиональными стандартами преподавания предмета, успеваемостью учеников, стратегическим планом школы);
- копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
- правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
- дипломы различных конкурсов.
Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности» (динамика учебных достижений за 3 года, в виде схем, графиков и таблиц)
В этот раздел помещаются материалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированностью у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам, сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании:
- контрольных срезов знаний;
- результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
- данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности;
- участия воспитанников в школьных, районных, городских, региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах.
Раздел 3. "Научно-методическая деятельность" (использование современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе)
В этот раздел входят:
- материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
- материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий;
- материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе,
- методические технологии обучения детей с проблемами развития;
- материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями;
- отчетные материалы по:
- участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
- участию в методических и предметных неделях;
- организации и проведению семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.;
- проведению научных исследований;
- разработке авторских программ;
- написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации;
- подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи.
Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету»
В этот раздел входят:
- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
- список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
- сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
- программы кружков и факультативов;
Раздел 5. "Учебно-материальная база"
В этот раздел помещается паспорт учебного кабинета:
- наличие словарей и другой справочной литературы по предмету;
- наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
- наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
- измерители качества обученности учащихся;
- наличие технических средств обучения,
- информация о регулярно используемых технических средствах обучения;
- использование дидактических материалов, сборников задач, упражнений, примерных рефератов и сочинений и т.п;
- другие документы по желанию учителя.
Раздел 6. «Работа учителя как классного руководителя»
В этот раздел входят:
- анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
- сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;
- информация о правонарушениях;
- сведения о работе с родителями;
- разработки классных часов и родительских собраний.
Раздел 7. «Самооценка результатов педагогической деятельности»
Раздел 8. «Отзывы» - отзывы учеников, коллег, администрации, родителей.
Портфолио ученика – представляет собой портфолио внешних достижений и порфолио личностного развития.
Портфолио учителя рассматривается сегодня не только как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории, но и как механизм самообразования, самопознания, самоактуализации личности педагога. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой учитель.
Портфолио образовательного учреждения в нашем понимании представляет собой набор документации по видам деятельности ОУ, на основе которого может быть дана комплексная оценка образовательного учреждения в процессе экспертизы его деятельности.
Взаимосвязь между составляющими “портфолио – процесса” можно показать в виде следующей схемы:
Схема 1.
Поскольку понятие “образование” не идентично понятию “обучение” и рассматривается в широком смысле как обучение, воспитание и развитие, то в этой связи идея “портфолио-процесса” предполагает выстраивание вокруг себя учебного процесса таким образом, что существенно меняется суть взаимодействия учителя и ученика, отношение ученика к изучаемому материалу и самому процессу обучения.
Ожидаемые результаты:
- Повышение качества школьного образования.
- Позитивная динамика в изменениях отношений “учитель-ученик-родители”.
- Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.
- Повышение профессионального уровня учителей.
- Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя информатики Кобзевой Галины Николаевны
Электронное портфолио учителя информатики....

Технология портфолио.Тематический портфолио на занятиях по английскому языку.
Статья со ссылкой на методические материалы к занятию по теме: "Профессиональные навыки и умения"...

ПОРТФОЛИО преподавателя профессиональных модулей, педагога-организатора Ссылка на скачивание портфолио https://cloud.mail.ru/public/43Y2/78ZutY2SG
акааа ПОРТФОЛИО преподавателя профессиональных модулей, педагога-организатора в ГБПОУ ДЗМ "МК №5" ОП2 Содержание Общие сведения о преподава...

Электронное портфолио учителя-логопеда Суге-Маадыр Цэцэг Олеговны
Научить вас говорить: четко и плавно, свободно и складно, а, главное, толково, разумно, понятно!...

Портфолио учителя. Современные требования к нему
Данная презентация направлена на ознакомление с портфолио учителя и требованиями к нему. Она поможет создать портфолио молодым педагогам и педагогам, которые еще не оформили своё портфолио....