Портфолио учителя
статья на тему

Галкина Татьяна Андреевна

 Портфолио является действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя, даёт объективную информацию об  профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности, позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной, это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfoliomicrosoft_office_word.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

             В последнее время идея портфолио становится в нашей стране популярной. Все больше школ применяют портфолио в своей практике.

             Портфолио является действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя, даёт объективную информацию об  профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности, позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной, это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфолио учителя служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и  самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост.

Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит учителю:

  • реально представить результаты своего труда;
  • увидеть свои резервы;
  • иметь стимул к самосовершенствованию;
  • освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.

     Мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит администрации:

  • осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;
  • способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;
  • развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;
  • поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.

Варианты использования портфолио:

  • как инструмент при обсуждении результатов деятельности;
  • как возможность рефлексии собственной работы;
  • как документ, в котором отражено развитие учителя.  

Структура Портфолио:

Раздел 1. «Общие сведения об учителе»

В этом разделе фиксируются:

фамилия, имя, отчество, год рождения;

  • образование;
  • трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
  • повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
  • индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет цели и задачи своего профессионального роста, умения, которые ему необходимо приобрести, тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2-3 года (цели и задачи профессионального развития учителя должны соотноситься с профессиональными стандартами преподавания предмета, успеваемостью учеников, стратегическим планом школы);
  • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  • правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
  • дипломы различных конкурсов.

Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности» (динамика учебных достижений за 3 года,  в  виде схем, графиков и таблиц)

В этот раздел помещаются материалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированностью у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам, сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании:

  • контрольных срезов знаний;
  • результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
  • данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности;
  • участия воспитанников в школьных, районных, городских,  региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах.

Раздел 3. "Научно-методическая деятельность" (использование современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе)

В этот раздел входят:

  • материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
  • материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий;
  • материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  • материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе,
  • методические технологии обучения детей с проблемами развития;
  • материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями;
  • отчетные материалы по:
  • участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
  • участию в методических и предметных неделях;
  • организации и проведению семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.;
  • проведению научных исследований;
  • разработке авторских программ;
  • написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации;
  • подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи.

Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету»

В этот раздел входят:

  • список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
  • список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
  • сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
  • программы кружков и факультативов;

Раздел 5. "Учебно-материальная база" 

В этот раздел помещается  паспорт учебного кабинета:

  • наличие словарей и другой справочной литературы по предмету;
  • наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
  • наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
  • измерители качества обученности учащихся;
  • наличие технических средств обучения,
  • информация о регулярно используемых технических средствах обучения;
  • использование дидактических материалов, сборников задач, упражнений, примерных рефератов и сочинений и т.п;
  • другие документы по желанию учителя.

Раздел 6. «Работа учителя как классного руководителя»

В этот раздел входят:

  • анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
  • сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;
  • информация о правонарушениях;
  • сведения о работе с родителями;
  • разработки классных часов и родительских собраний.

Раздел 7. «Самооценка результатов педагогической деятельности»

Раздел 8. «Отзывы»  - отзывы учеников, коллег, администрации, родителей.

Портфолио ученика – представляет собой портфолио внешних достижений и порфолио личностного развития. 

Портфолио учителя рассматривается сегодня не только как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории, но и как механизм самообразования, самопознания, самоактуализации личности педагога. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой учитель.

Портфолио образовательного учреждения в нашем понимании представляет собой набор документации по видам деятельности ОУ, на основе которого может быть дана комплексная оценка образовательного учреждения в процессе экспертизы его деятельности.

Взаимосвязь между составляющими “портфолио – процесса” можно показать в виде следующей схемы:

Схема 1.

http://festival.1september.ru/articles/510794/img1.gif

Поскольку понятие “образование” не идентично понятию “обучение” и рассматривается в широком смысле как обучение, воспитание и развитие, то в этой связи идея “портфолио-процесса” предполагает выстраивание вокруг себя учебного процесса таким образом, что существенно меняется суть взаимодействия учителя и ученика, отношение ученика к изучаемому материалу и самому процессу обучения.

 Ожидаемые результаты:

  1. Повышение качества школьного образования.
  2. Позитивная динамика в изменениях отношений “учитель-ученик-родители”.
  3. Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.
  4. Повышение профессионального уровня учителей.
  5. Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя информатики Кобзевой Галины Николаевны

Электронное портфолио учителя информатики....

Технология портфолио.Тематический портфолио на занятиях по английскому языку.

Статья со ссылкой на методические материалы к занятию по теме: "Профессиональные навыки и умения"...

ПОРТФОЛИО преподавателя профессиональных модулей, педагога-организатора Ссылка на скачивание портфолио https://cloud.mail.ru/public/43Y2/78ZutY2SG

акааа      ПОРТФОЛИО преподавателя профессиональных модулей, педагога-организатора в ГБПОУ ДЗМ "МК №5" ОП2       Содержание Общие сведения о преподава...

"Электронное портфолио учителя-логопеда"

Электронное портфолио Учителя-логопеда...

Электронное портфолио учителя-логопеда Суге-Маадыр Цэцэг Олеговны

Научить вас говорить: четко и плавно, свободно и складно, а, главное, толково, разумно, понятно!...

Портфолио учителя. Современные требования к нему

Данная презентация направлена на ознакомление с портфолио учителя и требованиями к нему. Она поможет создать портфолио молодым педагогам и педагогам, которые еще не оформили своё портфолио....